Почему в православных храмах нет слова счастье. Может ли христианин быть счастливым? Подсознательные «мины» на духовном пути

Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кому-то здоровья...

По учению святых отцов Церкви, истинное счастье для человека сокрыто не в мирских радостях, которые в одно мгновение способны исчезнуть, а в любви к Господу, которая преображает мир вокруг нас.

Например, вряд ли кто осмелится назвать несчастным монахов со Святой Горы Афон, а между тем, иноки невероятно далеки от удовольствий мира: обильной еды, крепкого сна, богатства и прочих составляющих «счастья» в мирском понимании.

Мы расскажем о 7 секретах счастья афонских монахов.

1. Вера в Бога

Конечно же, самый первый секрет счастья святогорских монахов - это вера и любовь к Господу. Если человек сможет к этому прийти в своей жизни, то ничего не сможет его сделать несчастным.

Однажды у преподобного Порфирия Кавсокаливита одна женщина спросила, почему он называет себя счастливым, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. На это святой ответил: «Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, - одним словом будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни», - говорил преподобный.

2. Освобождение от суеты и тревоги

Преподобный Паисий Святогорец советовал, чтобы чувствовать себя счастливым, жить естественной и простой жизнью, в которой нет места излишней роскоши, суете и напрасным волнениям.

«Как-то раз ко мне в каливу зашел один врач из Америки, - говорил преподобный. - Он рассказывал мне о тамошней жизни. Люди там уже превратились в машины - целые дни они отдают работе. У каждого члена семьи должен быть свой автомобиль. Кроме этого, дома, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, должно быть четыре телевизора. Вот и давай - работай, выматывайся, зарабатывай много денег, чтобы сказать потом, что ты благоустроен и счастлив. Но что общего у всего этого со счастьем? Такая исполненная душевной тревоги жизнь с ее безостановочной гонкой - это не счастье, а адская мука».

3. Трезвый ум

У монаха Симеона Афонского есть короткая притча, которая ярко иллюстрирует, что внешние обстоятельства нисколько не влияют на то, чувствуем мы себя счастливыми или нет. Спасение находится в нас самих, поэтому нужно иметь трезвый ум, чтобы выстоять в трудностях.

Вот эта притча: «Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал. Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся».

4. Чистое сердце

По слову святителя Нектария Эгинского, верный путь к счастью - иметь чистое, беззлобное сердце.

«Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо - Самого Бога!».

5. Умение прощать

Прощение - одна из важнейших христианских добродетелей, поэтому каждый, кто стремиться к счастью, обязан научиться прощать ближнего. Благодаря прощению человек освобождает свое сердце от груза давних обид, а радостное сердце всегда счастливо. «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою», - говорил Силуан Афонский.

6. Отдавать больше, чем брать

Для того, чтобы стать счастливым самому, необходимо делиться радостью и счастьем с ближним. Кажется, что в этом нет никакого секрета, но по слову монаха Симеона Афонского это умение среди людей самое редкое, но кто постигнет его, становится счастливым.

7. Довольствоваться малым

«Желания - мусор мира», - говорил монах Симеон Афонский. Действительно, чем больше человек зацикливается на своих желаниях, тем более неумеренным становятся его аппетиты и, не имея возможности насытиться, человек обрекает себя на несчастье.

Преподобный Пасисий Святогорец советовал противостоять желаниям - умеренностью.

«Счастье обретается, когда довольствуются малым. Сегодня люди что делают? Покупают… покупают… покупают вещи, автомобили, электронику и кучу другого и, естественно, им не хватает денег, и они постоянно пребывают в тревоге. Нужно довольствоваться малым и не замахиваться на многое, ибо, имея требуемое и только необходимое, не нужно много работать. Тогда у них будет больше времени посидеть дома вместе с детишками и с семьей, чем-либо заняться, помолиться и, вообще, побыть в семейном тепле и уюте, и не быть в постоянном напряжении на дорогах», - говорил святой.

Для начала я опишу счастье евреев. Евреи долгое время не имели своего государства, их религия была разбросана по разным соседним странам, но ни в одной евреи не проживали в большинстве. Поэтому счастье еврея - это национальное счастье. Счастье иудеев - осознавать свою избранность.

Иудаизм одна из наиболее древних монотеистических религий, но не смотря на это его представления о «блаженстве» достаточно современны.

Для современного человека главное в жизни - стремление к счастью, которое определяется обычно как сочетание высокого положения в обществе, денег, почестей, дружбы и прочих благ. Каждый из нас имеет собственное представление о счастье. Но, в конечном счете, единственное подлинное счастье - это состояние удовлетворенности, когда человек доволен своими обстоятельствами, и в первую очередь, своим поведением и характером, ибо такой человек живет в согласии с самим собой.

Также большой упор иудаизм делает на семью. Евреи искренне ценят семейный очаг и лиц к нему причастных. Дом - место покоя и равновесия. Гостей они также принимают с почестями.

Счастье - это Рай. А евреи могут достичь Рая на земле, но только в одном случае. Каждый еврей должен соблюдать правила «нового завета». Именно тогда на земле воцарится счастье для избранных иудеев.

Так получается, евреи видят счастье в себе и людях, они способны его достичь на земле, но для этого должны постараться все евреи.

Счастье с точки зрения православного христианства

Начну с того, что эта религия мне знакома, так большинство моего окружения православные христиане.

Придя в церковь, первым делом, мы конечно увидим огромное количество икон. На них изображают «великомучеников », а кто они такие? Самые лучшие христианские герои, святые - это сборище мучеников, юродивых (психически неполноценных), нищих, убогих, не живущих нормальной здоровой жизнью, а мучавшихся. Христианин не может быть радостным, счастливым, радоваться жизни и получать от неё удовольствие. Это противоречит самому пессимистическому духу христианства. Ад, Сатана, Апокалипсис, грех, наказание, божий страх - что тут может быть весёлого? Блаженный - это в христианской интерпретации значит "умственно отягощённый". Христианству такие нравятся. Ничего волевого и жизнеутверждающего. Всем им понаставили массу церквей и активно пропагандируют их крайне несчастный образ жизни.

Что говорит Иисус по поводу получения радостей от жизни? Он говорит: "Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете... Блаженны плачущие ныне, ибо восмеетесь" (Лк., 6:21-24). То есть, всё вывернуто наизнанку. Христу очень не нравится, когда люди смеются. Ему приятнее, когда люди плачут и мучаются. И чем больше, тем лучше. Неслучайно на Руси говорили: «Много смеха - к слезам», «Много смеялась - реветь буду»

Христианское учение о счастье есть одновременно учение о Царстве Небесном, о вечной жизни, о рае. Итак, первая ступень по лестнице на Небо, первый шаг к счастью -- покаяние, раскаяние в своих грехах. Покаяние (с греч. "метанойя" -- изменение сознания) -- начало совершенствования, самовоспитания. Покаяние ведет к сокрушению нашего прежнего сердца и созданию нового; покаяние ведет к духовному очищению. Покаяние -- это переплавка старого сердца в новое. Огонь и свет, касающиеся сердца, -- Иисус Христос. Покаяние обязательно предполагает мысленное, а затем и практическое отвержение соделанного греха. Мы не в состоянии преодолеть грех до тех пор, пока не осознаем его пагубность; пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.

Очищенная душа и просветленный Христом разум постепенно вытаскивают человека из омута мирской, телесной жизни и продвигают к духовной жизни во Христе Иисусе. Так происходит второе рождение человека, рождение свыше, рождение христианина. Получивший от Бога в результате этого силу человек способен преодолевать радости , привязывающие его к этому миру, "победить мир" своей верой. Так человек обретает вечную жизнь -- счастье.

Таким образом, христианство предлагает самый парадоксальный вариант счастья - самозабвенно принимать страдание. Так главный девиз христиан: «Будь готов всегда и ко всему, в том числе и самому худшему».

Счастье с точки зрения религии ислама

Счастье мусульманина - это семейное счастье, когда все дома. Первыми последователями Мухаммеда были его жена, дядя и племянник. Единственным уважительным поводом покинуть семейный очаг является хадж (паломничество) в Мекку. Законы Шариата гласят, что счастье мусульманина на этом свете и залог истинного счастья, но том - праведная жена и хорошо воспитанные дети. Еще один рецепт счастья по-мусульмански обращать внимание на тех, кто беднее и ценить то, что у тебя есть. Материальная помощь родственникам тоже религиозная обязанность. «Самое хорошее дело после чтения молитв - это радость, которую ты делаешь для брата» - говорит Коран.

Мусульманство вообще, очень практическая религия - все шаги расписаны в Коране, вплоть до советов ведения бизнеса.

Таким образом, счастье мусульманина в хорошей семье и помощи ближним.

Из вышесказанного текста вытекает следующее:

Самое большое отличие взглядов этих религий на счастье в том, что для одних оно возможно на Земле, для других напротив - человек должен обрести смирение перед Богом, чтобы потом обрести Рай.

Все религии согласны в одном: единственное возможное счастье человека - в том, чтобы принадлежать истинной вере, следовать ее постулатам. Основные, из которых более-менее едины для всех религий и состоят в соблюдении Божьих заповедей, помощи ближним, совершенствовании себя и окружающего мира.

Среди людей, далеких от Церкви, распространено представление о том, что христианская вера несовместима с состоянием счастья, чувством радости, что быть православным — значит постоянно пребывать в состоянии скорби, в лучшем случае — о своих грехах. Понятно, что эта мрачная картина не имеет или не должна иметь ничего общего с реальностью. Ведь не зря же апостол Павел призывает нас:Всегда радуйтесь (1 Фес. 5, 16). Но что это значит: радоваться по-христиански?

О православном понимании счастья мы беседуем с первым заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии протоиереем Максимом Козловым.

— Отец Максим, имеет ли православный христианин право задумываться о счастье?

— Безусловно. И об этом нужно активно говорить, обращаясь к православной аудитории, потому что, к сожалению, существует определенного рода тенденция в восприятии жизни, особенно среди тех, кто пришел к православной вере недавно, которая предполагает, что путь ко спасению есть непременно путь страдательный. Если сказать жестче, мысль о том, что исповедание православной веры и счастье несовместимы, предполагает, что Бог хочет страдания людей, в то время как текст Священного Писания, Священное Предание и Тот, в Кого мы верим, отвечают на этот вопрос по-другому: Бог уже здесь, в земной жизни, дает верующим в Него возможность обретения настоящего, а не иллюзорного счастья, которое является началом жизни вечной. Читая жития святых, мы понимаем, что, несмотря на невзгоды и испытания, они были счастливыми людьми, — конечно, в другом смысле, чем об этом принято говорить в миру.

— Слово «счастье» не так уж часто встречается в Священном Писании…

— Существительное «счастье» в Новом Завете не встречается вовсе. В Ветхом Завете оно встречается не чаще, чем раз на книгу. Как ни парадоксально, слово «счастье» чаще всего употребляется в книге Иова, которая повествует о страданиях этого праведника.

Прилагательное «счастливый» встречается несколько чаще, но только в бытовом контексте или в этикетных формулах. Например, в Деяниях апостолов апостол Павел обращается к своему собеседнику: Царь Агриппа! Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою (Деян. 26, 2).

Однако я предлагаю обратить внимание на прилагательное, близкое по значению понятию «счастливый», но переводимое на современный русский язык другим словом, — на греческое слово makЈrioj. Оно часто встречается в греческом переводе Ветхого Завета и в Новом Завете, который изначально написан на греческом. На церковнославянский язык это слово переводится как «блаженный». В Синодальном переводе Священного Писания это слово не переводится, но если все-таки перевести слово makЈrioj («блаженный») на русский язык, то мы получим слово «счастливый». Счастливый не в смысле «удачливый», а в смысле «онтологически причастный к состоянию единения с Богом».

В английской Библии слово makЈrioj переводится как «blessed» (благословенный, счастливый, блаженный. — Ред.), а в немецкой — как «selig» (блаженный, счастливый, радостный. — Ред.). Нельзя сказать, что эти слова относятся к стилистически нейтральному ряду лексики английского и немецкого языка, тем не менее они широко употребимы в современном языке и, в отличие от церковнославянского «блаженны», совершено понятны рядовому современному читателю.

Если мы именно так будем понимать заповеди блаженства, то увидим, что счастье не есть состояние претерпевания или страдательности. Счастливы кроткие, счастливы миротворцы, счастливы гонимые за Христа. Счастливы те, кто понуждает себя к героическому исполнению заповедей, вопреки тому, чему, как во все времена, так и в наше время, зовет их враг рода человеческого и дух века сего.

— Вы говорите о том, что есть два понимания счастья: счастье в том смысле, в котором о нем говорится в Священном Писании, и мирское понимание счастья, которое сейчас как раз доминирует в обществе. В чем же разница? Что является ложным пониманием счастья? Каковы, если можно так сказать, его «ловушки»?

— Ловушки мнимого счастья на пути к счастью подлинному — это уловки врага рода человеческого. Они могут быть весьма разнообразны. В наше время это, чаще всего, обещания иной жизни, чем та, что у тебя есть: ты был бы счастлив, если у тебя было больше денег, если бы у тебя была другая жена, если бы ты родился в другой стране… Для человека активно-деятельного эта мысль из области мечты переходит в область планов: ты обретешь вожделенное счастье, если тем или иным способом переместишь себя в эти условия. Однако на пути к такому счастью, как правило, встает одно маленькое препятствие: нужно нарушить заповедь. «Одну или две… Не страшно… А если и страшно, то ради счастья можно и потерпеть», — внушает нам лукавый. Но это неправда. Мы должны твердо помнить, что путь к счастью — это путь к Богу, и он никогда не лежит через сознательное согласие на грех.

— Сейчас наряду со словом «счастье» в обществе используются слова «успех» и «позитив». Опасно ли для христианина стремиться к тому, чтобы быть успешным или «быть на позитиве»?

— Стремиться к успеху — это, прежде всего, рискованно. Нужно помнить, что успех зависит не только от наших усилий, но и от воли Божией. Господь может не благословить те или иные наши начинания. Достижение успеха в той или иной области деятельности не является грехом само по себе. Успех не приносит духовного вреда тому, кто за ним не гонится, тому, для кого он не является целью деятельности. Ведь Господь, по любви Своей, не дает нам «играться» в привязывающие нас к земле «игрушки». Если в моей профессиональной деятельности главным становится не совершенствование в той или иной области знаний, не достижение большего уровня навыков и мастерства, а именно «перешагивание» с карьерной ступеньки на ступеньку, Бог ради моего же блага может лишить меня карьерного успеха. Поэтому, на мой взгляд, лучший совет относительно того, как быть успешным, заключается в том, чтобы не стремиться к успеху вовсе, — по крайней мере, не желать этого в первую очередь.

С позитивным мышлением связаны две рискованные вещи. Первая для христианина очевидна: себя нужно оценивать реалистично, а не позитивно. Это отнюдь не означает, что мы должны оценивать себя исходя из ложно понятого смирения: что я, мол, подленький, гаденький, и нужно на себя плюнуть и ботинком растереть. Но закрывать глаза на очевидные изъяны или нереализованные возможности, которые есть в нашей жизни, тоже нельзя. Вторая опасность, связанная с позитивным мышлением, заключается в том, что оно предполагает — я немного утрирую, конечно, — восприятие несчастий жизни по известной формуле: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров». Но такое отношение к действительности при соприкосновении с реальной трагедией или, скажем мягче, с напряженной драматической ситуацией — тяжелой болезнью близкого человека, утратой, войной, катастрофой — может оказаться карточным домиком. Всем нам нужно избавляться от иллюзорного мышления, учиться принимать жизнь по евангельскому принципу: довлеет дню забота его, то есть довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Жизнь нужно принимать такой, какой сегодня она нам дана, а не выстраивать вокруг нее конструкции, пусть даже самые позитивные.

— К понятию «счастье» также близко понятие «комфорт». Но должен ли православный христианин стремиться к комфорту?

— Об этом в свое время очень хорошо сказал Гилберт Кит Честертон (английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX века. — Ред.): «Если бы я искал в своей жизни прежде всего комфорта, то полбутылки портвейна дали бы мне его значительно быстрее и проще, чем моя религия». Христианство — это ни в коем случае не религия душевного комфорта. Об этом, кстати, говорила и советская антирелигиозная пропаганда, но, разумеется, она ставила это христианству в вину. Представление о христианстве как о религии утешения и успокоения, конечно, ложно. Религия — это не таблетка и не пластырь и, тем более, не антидепрессант, который может помочь человеку чувствовать себя в действительности комфортнее. Христианство — это религия доставления душевного дискомфорта. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. В ней более оправданным из храма вышел тот, кто вышел в состоянии душевного дискомфорта, тот, кому было плохо и тот, кто чувствовал, что вообще не по праву там оказался. А менее оправданным оказался человек, который пребывал в состоянии религиозной комфортности.

— То есть если мы ощущаем себя счастливыми, то это повод испугаться? Задуматься?

— Нет, мы должны испугаться и задуматься, если мы ощущаем себя собой довольными. Счастливый человек — это не обязательно человек самодовольный. Смотрите, как говорит апостол Павел: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным (1 Тим. 6, 6), то есть жить по правде Божией и довольствоваться окружающими нас обстоятельствами, без ропота идти тем жизненным путем, который нам Бог посылает.

— Все-таки очень трудно психологически совместить призыв апостола Павла радоваться и покаянный плач о своих грехах…

— Святой Петр Афонский говорит о том, что спасение обретается между страхом и надеждой: между страхом за то, как я живу, о том, что по грехам моим я достоин ада — и надеждой на то, что Бог по Своему человеколюбию и милосердию меня все-таки спасет. Это, если угодно, антиномия. Но именно в сочетании страха и надежды пролегает средний царский путь христианина — путь спасения. Упование только на милость Божию может вести к нравственной безответственности и попустительству своим грехам. Абсолютизация страха превращает Бога из любящего Отца в карающего Судию, что гораздо ближе не христианству, а другим монотеистическим религиям. Мы обращаемся к Богу как к Отцу нашему Небесному, по отношению к Которому мы часто даже не дети, а рабы неключимые. Но о Его отцовстве мы не должны забывать.

— Сегодня на нас каждый день обрушиваются тонны негативной информации: гибель людей, теракты, войны. Можно ли быть счастливым, зная обо всем этом?

— Нет ничего нового под солнцем. Великий русский философ Алексей Федорович Лосев в свое время говорил, что от несовершенства мира смущается тот, кто мало в своей жизни претерпел. Тот же, кто видел в своей жизни зло и испытания, тот к новым относится бестрепетно. Ну что нового произошло в начале XXI века по сравнению с тем, что было? Да, сейчас теракты — а раньше были варварские завоевания. Сейчас рак — а раньше была чума и моровая язва. Сейчас у нас резкие изменения климата, экологически нечистые продукты — а раньше был голод. Люди часто лишаются самообладания именно от того, что были воспитаны в ощущении, что мир стал стабильным, комфортным. Ведь после Второй мировой войны жизнь, по крайней мере, для некоторой части человечества наладилась так, что ее стало возможно спрогнозировать. У нас появилась иллюзия, что мы сами кузнецы своего счастья. А Господь напоминает нам, что это не так, что без Бога ни до порога. И тогда мы начинаем понимать, что наше внутреннее ощущение полноты бытия не зависит от внешних обстоятельств.

— Но иногда поток негативной информации притупляет чувство сострадания…

— Да, это специфическая болезнь нашего времени — перенасыщенность информационного потока. И здесь можно посоветовать только одно: ограничить поток информации, особенно той, которая касается вопросов, где твоя реакция бессмысленна и бесполезна. Нет нужды слушать новости больше пяти минут в сутки. А можно и вообще не слушать. Все действительно важное расскажут тебе коллеги. Лучше постараться помочь кому-то, с кем ты оказался рядом в реальной, а не виртуальной жизни, кому-то, кто находится в пределах человеческой досягаемости, как говорится, в пределах шести рукопожатий. Вообще, виртуальность, которая как будто бы делает нас человеком мира, одновременно подавляет своим объемом, как подавляли, может быть, в Средние века колоссальные размеры соборов пришедшего в Рим паломника. Но величественный собор рождал в душе человека благоговение перед Богом, а безумные потоки негативной информации внушают нам мысль, что ты, по сути дела, не можешь ничего. Чтобы сохранить самообладание и тем более приблизиться к тому, что мы называем счастьем, мы должны пребывать в реальной, частной жизни. Ведь христианство — в значительной степени персоналистическая религия, она предполагает личностные отношения как Бога и человека, так и человека и тех, кого он знает в своем реальном опыте.

— И все-таки можем ли мы сказать, что христианство — это религия счастья?

— Мы можем сказать, что христианство — это религия любви. Любви к Богу и любви к человеку. Любовь Бога к нам превосходит все степени любви, которые мы можем себе помыслить и, конечно, гораздо сильнее, чем наша земная любовь к людям. И если мы, «будучи злы», желаем нашим любимым людям счастья, разве Бог может желать нам чего-то иного?

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье — это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни — постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии — все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах — до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто — лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда — Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа — это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи — в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве — достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии — это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное — быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере — в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми — они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго — руки, у третьего — и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым — известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость — роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва — это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство — Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье - это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни - постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии - все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах - до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто - лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь;
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас.

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда - Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа - это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи - в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве - достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии - это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное - быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере - в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми - они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго - руки, у третьего - и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым - известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость - роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва - это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство - Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Поделиться