Подвижность свойство нервной системы означающее. Высшая нервная деятельность. Сдвиг баланса нервных процессов в сторону возбуждения

Пп

Пажизм

Пажизм – разновидность мазохизма, при котором персона может достичь полового удовлетворения лишь при выполнении роли прислуги.

Память

Память – одна из способностей когнитивной системы, предназначенная для организации и хранения предыдущего опыта индивида. Проявляется в способности к сохранению во времени полученных впечатлений и последующему воспроизведению в сознании мнемических следов.

Памяти расстройства

Памяти расстройства – состояния, характеризующиеся снижением или потерей индивидом способностей к выполнению мнемической деятельности, невозможность запомнить, сохранить, распознать и воспроизводить поступившую информацию. Разделяют отдельные формы расстройства памяти, в числе которых: амнезия (утрата), гипомнезия (ухудшение), парамнезия (возникновение обманов).

Паническое расстройство

Паническое расстройство – самостоятельная диагностическая вариация течения тревожных состояний. Синонимическое значение терминам: панический приступ, эпизодическая пароксизмальная тревога. Проявляется повторением приступов панической тревоги. В некоторых случаях принимает специфические формы, например: гомосексуальная паника.

Паническое состояние

Паническое состояние – психологический феномен, имеющий устойчивую форму. Проявляется возникновением острой панической тревоги в форме кратковременных приступов и появлением спутанности сознания у одного человека или группы лиц. Часто соседствует с агорафобией.

Пантомимика

Пантомимика – одно из средств выражения переживаний индивида и его отношений к чему-то. Знаменует появление выразительных движений и жестов, изменение походки и осанки. Помогает иллюстрировать психоэмоциональное состояние личности.

Паралитический синдром

Паралитический синдром – психопатологический устойчивый симптомокомплекс, вызванный сочетанием нарушений высших психических функций. Характеризуется тотальным слабоумием, стойким преобладанием у человека приподнятого настроения, глубокими изъянами личностной конституции, утратой критичности, поведенческими дефектами.

Паралич

Паралич – полная утрата двигательной функции, потеря возможности выполнять произвольные движения, возникшая в результате поражения нервной системы органического или функционального характера.

Параноидная психопатия (параноидное расстройства личности)

Параноидная психопатия (параноидное расстройства личности) – отдельная форма конституционных расстройств личности, при которой наблюдается возникновение у человека сверхценных идей, эгоцентризма, ригидности и субъективности мышления.

Паранойя

Паранойя – редкий вид хронического психоза, характеризующийся постепенным развитием стойкого систематизированного бреда, не сопровождающегося галлюцинациями, не связанного с расстройствами мышления шизофренического варианта. Как правило, проявляется бредом преследования, величия, ревности.

Паранойя жалобщика (сутяжническая паранойя)

Паранойя жалобщика, синонимичное значение: сутяжническая паранойя – патологическое состояние психики, при котором индивид склонен выказывать недовольство и предъявлять претензии, затевая нескончаемые судебные разбирательства. Его жалобы основаны на реально существующих или воображаемых обидах, неприятностях или оскорблениях.

Парапсихология

Парапсихология – обозначение непризнанных официальной наукой, часто противоречащих принятым канонам гипотез и концепций, связанных с попытками дать объяснения некоторым феноменам психики, например: экстрасенсорному восприятию.

Парасуицид

Парасуицид – отличная от истинного суицида попытка самоубийства, которая носит демонстративный эффект. Своеобразная форма шантажа, нацеленная на достижение определенных личных выгод.

Парафазия

Парафазия – нарушение речевой функции, проявляемое в неправильном употреблении в устной речи звуков, слогов или целых слов или замена на письме некоторых букв или речевых конструкций.

Парафренный синдром

Парафренный синдром – вариант психопатологического бредового синдрома. Проявляется развитием у личности систематизированных бредовых идей собственного величия, умышленного преследования или воздействия на его психику извне.

Парестезия

Парестезия – форма психосенсорного расстройства, выражаемая в возникновении у человека аномальных кожных ощущений в какой-то части тела, например: онемения, покалывания, «ползания мурашек». Частый спутник заболеваний периферической нервной системы.

Педология

Педология – самостоятельное течение педагоги и психологии, рассматривающее развитие ребенка комплексно с учетом всех существующих факторов в определенной социально-культурной среде.

Педофилия

Педофилия – вид полового извращения, при котором взрослая особа испытывает сексуальное влечение к ребенку и проявляет активность для совершения половых контактов с ним.

Переживание

Переживание – особое психическое состояние индивида, подразумевающее любой вид испытываемых эмоциональных ощущений, представленных в сознании человека и являющихся для него жизненным событием.

Перенос

Перенос – в психологии: улучшение или ухудшение качества совершения или освоения определенного действия, происходящее из-за влияния предшествующего исполнения другого акта. Выделяют положительный перенос (проактивное облегчение) и отрицательный перенос (торможение).

Периодизация психического развития личности

Периодизация психического развития личности – условное обозначение принципа изучения психической сферы человека в процессе онтогенеза. Принцип основан на выделении своеобразных стадий развития личности, наличии своеобразных ступеней, которые преодолевает индивид в своей жизни.

Персеверация

Персеверация – склонность человека к навязчивому циклическому повторению или воспроизведению каких-либо действий или движений, к упорному высказыванию одних и тех же идей и стереотипных мыслей. Выделяют сенсорные, моторные и интеллектуальные персеверации.

Персонализация

Персонализация – процесс, нацеленный на обретение индивидуумом представлений о сущности жизнедеятельности людей, благодаря чему человек может проецировать себя в обществе как личность. Подразумевает преобразование психоэмоциональной сферы и развитие личностной структуры в результате активной деятельности индивида.

Перфекционизм

Перфекционизм – стремление человека к совершенству, проявляемое в желании выполнить избранную работу идеально, потребности предстать перед социумом в конкретной ипостаси как совершенная особа. При перфекционизме, если персона убеждена, что не сможет выполнить действие безукоризненно, то сознательно отказывается от этого занятия.
Перцепция – совокупность физиологических, психических и психологических процессов, необходимых для получения человеком информации об окружающем мире. Принято рассматривать перцепцию как два взаимосвязанных процесса: ощущение и чувственное восприятие.

Пигмалионизм

Пигмалионизм – форма полового извращения, при котором человек испытывает сексуальное влечение к изображениям женского тела. При пигмалионизме половое возбуждение и последующее удовлетворение наступает при созерцании или прикосновении к скульптурным или живописным изображениям женщины.

Пластичность нервной системы

Пластичность нервной системы – свойство организма, подразумевающее способность к изменению организации и функционирования головного мозга под действием существенных изменений внешней среды или внутренних факторов.

Плацебо-эффект

Плацебо-эффект – достижение изменений в самочувствии больного человека под действием индифферентного для организма препарата, который фактически не оказывает влияния на устранение симптомов. Происходит за счет соответствующего самовнушения о пользе средства.

Плюрализм сексуальный

Плюрализм сексуальный – вид девиантного поведения, при котором индивид может достигнуть полового удовлетворения при присутствии или участии в интимном процессе не менее трех человек.

Поведение

Поведение – целенаправленная система последовательно проводимых действий человеком, проявляемая посредством двигательной и психической активности. Эта организованная определенным образом деятельность направлена на осуществление фактического контакта индивида с окружающей средой.

Пограничные психические состояния

Пограничные психические состояния – отдельная группа патологических аномалий психической сферы, характеризующаяся незначительной степенью проявляемых нарушений, которые граничат на условном рубеже между нормой и патологией.

Подвижность нервной системы

Подвижность нервной системы – одна из характеристик деятельности нервной системы, описывающая скорость переключаемости, быстроту появления и прекращения проходящих процессов.

Подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие – процессы ощущения и восприятия, протекающие неосознанно, без контроля сознанием, однако влияющие в значительной мере на поведенческую модель индивида.

Подражание

Подражание – один из существующих способов усвоения общечеловеческого опыта. Заключается в воспроизведении одним индивидом определенных действий или поведения, присущего другому субъекту.

Подростковый аскетизм

Подростковый аскетизм – модель, характерная для периода отрочества, проявляемая в сознательном отказе подростка от проведения определенных видов деятельности. Подросток прекращает принимать участие и проводить действия, которые, по его мнению, являются источником удовольствий, например: прекращает общение с противоположным полом, отказывается от вкусных блюд, переходя на «аскетическую» пищу.

Познавательные процессы

Познавательные процессы – неизменная составляющая человеческой деятельности, совокупность активности психической сферы, направленная на получение информации о явлениях окружающей среды, обеспечение последующего хранения или воспроизведения. В структуру познавательных процессов включены: воображение, восприятие, мышление, память.

Половая идентичность

Половая идентичность – одна из составляющих личностной идентичности, описывающая процесс переживания и осознания особой своей половой принадлежности. Этот аспект определяет понимание физиологических и психологических особенностей своего пола, устанавливает определенную социальную роль, типичную для представителей мужского или женского пола.

Половые извращения (перверсии)

Половые извращения (перверсии) – болезненные качественные изменения в направленности полового влечения. Патологические нарушения способов, к которым прибегает индивид для достижения сексуального удовлетворения.

Понимание

Понимание – способности человека постичь суть каких-либо процессов, обеспечивающие достижение определенного результата. Вызывается специфичным состоянием сознания, которое индивид интерпретирует, как возможность создать адекватное представление.

Порнографомания

Порнографомания – форма полового извращения, при которой сексуальное возбуждение, появление фантазий и последующее удовлетворение достигается при просматривании, чтении и создании порнографической продукции.

Пороги ощущений

Пороги ощущений – основная характеристика, описывающая качественные показатели раздражителей, интенсивность которых определяет работу анализаторов. Выделяют три категории порогов ощущений: абсолютный, дифференциальный, оперативный.

Посттравматическая истощаемость

Посттравматическая истощаемость – термин, описывающий психическую и физиологическую истощаемость организма, которая наблюдается в результате получения индивидом существенной травмы, как физического, так и эмоционального характера.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство – патологическое состояние, при котором определяется нарушение процессов психической деятельности после пребывания индивидуума в экстремальных ситуациях, явившихся значимой психической травмой.

Поступок

Поступок – компонент поведения человека, являющийся сознательным, спланированным действием, за которое человек принимает личную ответственность. Поступок ориентирован на вызывание определенных реакций у других членов общества.

Потенциальные способности личности

Потенциальные способности личности – конструкции, описывающие возможности человека в его последующем развитии. Проявляются каждый раз, когда перед индивидом возникает необходимость разрешить новые задачи.

Потребности

Потребности – объективные нужды человека, побуждающие его к проведению определенных форм деятельности. Внутренний источник активности человека, обеспечивающий связь личности с окружающим миром.

Праксис

Праксис – собирательный термин, используемый для описания произвольной целенаправленной двигательной активности индивидуума. Является адекватно координируемой деятельностью, управляемой под контролем сознания.

Прегнантность

Прегнантность – один из основных терминов гештальт-психологии, используемый для описания содержательности и завершенности гештальтов, в результате чего воспоминания принимают стабильную лаконичную форму.

Предмаразм

Предмаразм – состояние, при котором определяется значительное падение интеллектуальных возможностей индивида, частый предшественник маразма.

Предощущения

Предощущения – процесс, протекающий в сенсорных анализаторах, вызываемый в ответ на внешнюю стимуляцию, однако не приводящий к возникновению у человека сознательных ощущений.

Предрассудок

Предрассудок – разновидность стереотипных негативных представлений касательно конкретной личности, группы людей, определенной общности. Выражает циничное, враждебное или тревожное отношение человека к другим представителям социума.

Представление

Представление – присутствие в сознании индивида наглядного образа какого-то явления или предмета, который возник в результате предыдущего личного опыта без фактического присутствия объекта.

Предубеждение

Предубеждение – ложная, предвзятая установка, отрицательно окрашенное мнение, препятствующее адекватному восприятию каких-либо объектов или явлений.

Привычка

Привычка – автоматизированный акт в поведении человека, проведение которого становится потребностью при наступлении определенных условий.

Призвание

Призвание – склонность человека выполнять какую-либо профессиональную деятельность, влечение быть занятым в какой-то профессии. Призванию сопутствует наличие у индивида убежденности, что у него имеются необходимые природные способности для занятия этой деятельностью.

Принятие решения

Принятие решения – этап волевого акта, включающий в себя появление новых целей, возникновение новых мотивов, наделение чего-либо новым смыслов и последующий выбор способа действия.

Припоминание

Припоминание – сложный репродуктивный процесс, при котором происходит воспроизведение из памяти ранее сохраненного материала, требующий не только прикладывания усилий, но и наличия определенных навыков.

Приспособительная реакция

Приспособительная реакция – незначительные нарушения, проявляющиеся под действием стрессовых факторов, однако протекающие в легкой форме и непродолжительное время.

Проактивное торможение

Проактивное торможение – затормаживание, действующее вперед из-за влияния предшествующих событий, создающее трудности в запоминании материала.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация – явление в жизни личности, которое содержит противоречия и не имеет однозначно верного решения. Совокупность негативных обстоятельств и неблагоприятных условий, в которых индивид вынужден проводить свою деятельность.

Провокативность

Провокативность – свойство индивида, проявляемое в склонности быть инициатором провокаций при общении с другими людьми. Проявляется в стремлении личности вывести собеседника из равновесия, подтолкнуть другого человека к выполнению необдуманных действий.

Проекция

Проекция – психологический механизм, подразумевающий несознательное приписывание человеком присутствующих у него черт, побуждений, переживаний другим субъектам.

Прокрастинатор

Прокрастинатор – тип личности, для которого свойственна медлительность в принятии решений, склонность откладывать выполнение действий на неопределенный срок, привычка оттягивать выполнение работы. Такая привычка приводит к возникновению значительных проблем в жизни, появлению различных негативных психологических эффектов.

Пролепсис

Пролепсис – важный конструкт для развития личности, обозначающий явление, когда человек «видит» себя таким, каким он будет через какой-то временной промежуток. Своеобразные предположения того, каким индивид станет в результате процесса личностного развития.

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма .

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе .

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента .

Таблица 1. Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления .

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения .

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС .



Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью .

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности .



Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением .

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).

Способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) , скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации) , быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Для холерика характерна вспыльчивость и отходчивость, что непосредственно следует за бурными вспышками чувств. Холерик - человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение.

В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Особенности меланхолического темперамента проявляются внешне: мимика и движения медленные, однообразны, сдержанны, бедные, голос тихий, невыразительный.

Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения.

Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы.

Дети меланхолики не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой, однако отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми.

Флегматики

Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего, малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

Ученые дают разные определения понятиям «экстраверт» и «интроверт» . Для классификации К. Леонгарда приоритетным стало отношение человека к информации , к реакции на события внешней среды: экстраверты восприимчивы к такой информации, реагируют на нее; интроверты же могут в большей степени внешнюю среду игнорировать, ориентируясь на собственный внутренний мир.

Вследствие различий в подходе, К. Леонгард делает главный вывод, что интроверт - личность более волевая, сильная, стойкая к влиянию из вне .Экстраверты в этом плане менее стойки - онилегко поддаются чужому влиянию и, в отличие от интровертов, могут менять свои внутренние установки в зависимости от внешней среды.

Круг общения интровертов довольно узок, они склонны к философствованию, самокопанию. Некоторые из них противопоставляют себя окружающей среде, а потому не следят за изменяющимися обстоятельствами вовсе, отставая от темпа жизни. Как правило, интроверты категорически не терпят вмешательства в свою жизнь, в свои установки и в свой внутренний мир. Такие личности привыкли следовать своим принципам и убеждениям до конца. Экстраверты лучше приспосабливаются к меняющимся условиям, проще заводят знакомства и расширяют круг общения, открыты для нового, в том числе для новой информации. Они готовы поступиться своими убеждениями ради некой цели, легко уступают другим людям. Не склонны к самокопанию, некоторых экстравертов можно даже упрекнуть в легкомыслии.

Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении : 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера . В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Акцентуация характера и личности – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера, это крайний вариант нормы граничащий с психопатией.

Акцентуации характера: 1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, не дисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов. 2.Дистимный тип - противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.3.Циклоидный тип . Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада - дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем. 4. Возбудимый тип . Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состояниидобросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 5. Застревающий тип . Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 6. Педантичный тип . Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно. 7. Тревожный тип . Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка. 8. Эмотивный тип . Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для негохарактерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам. 9. Демонстративный тип . Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен. 10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio - восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям. Искренне переживают чужие проблемы.

Механизмы развития и формирования характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера

Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.

Черты характера формируются на трех уровнях:

физиологическом - на основе темперамента,

социальном - под влиянием социума

на уровне сознания - самоформирование характер.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Периоды формирования характера

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее, выделяют специальный Сензитивным период жизни. Данный период приходится примерно на возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

Взрослых со взрослыми,

Взрослых с детьми,

Детей с детьми.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим весьма важны для становления характера.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Доброта-эгоистичность,

Общительность-замкнутость,

Отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Трудолюбие-лень,

Аккуратность-неаккуратность,

Добросовестность-злонамеренность,

Ответственность-безответственность,

Настойчивость-малодушие.

Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В школе ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями

Социальная среда, конечно, очень важное условие формирования характера. Но не менее важным является воспитание. Нельзя исключать роль воспитания в формировании характера, так как неправильное воспитание может вызвать определенные патологии в характере. Воспитание можно классифицировать на целенаправленное или стихийное.

По целям воспитание можно разделить на три вида:

воспитание для воспитателя,

воспитание для общества

воспитание для воспитуемого.

Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание, такое как послушание.

Задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности , которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

ОДАРЕННОСТЬ - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

В психологии выделяется три концепции способностей:

А) теория наследственности способностей,

Б) теория приобретенных способностей,

В) приобретенное и природное в способностях.

1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. www.pclever.ru

Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.

Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.

Но и эта концепция встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий они имеют особо важное значение.

3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.

Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

Существуют различные основания классификации ощущений.
Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):
- обоняние,
- вкус,
- осязание,
- зрение
- слух.
Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.
Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:
- интероцептивные,
- проприоцептивпые,
- экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Интероцептивные ощущения

Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся:
- на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов,
- внутри мышц и других оранов.
Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения

Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают:
- ощущение равновесия (статическое ощущение),
- двигательное (кинестетическое) ощущение.
Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини.
Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения

В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
- контактные (вкус и осязание),
- дистантные (слух, зрение и обоняние).
Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа). И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался). Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

Интермодальные ощущения

Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

Свойства нервной системы определяются генотипом человека (от греч, ; genos - род, происхождение и typos - отпечаток, форма), передаваемыми по наследству физиологическими особенностями. Психолог работает с фенотипом (от грен, phaino - обнаруживаю) - совокупностью всех свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Фенотип складывается в результате взаимодействия генотипа и условий среды обитания. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя не учитывать «компенсаторные эффекты», так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.

Свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: верхний уровень - системные свойства мозга в целом; средний - комплексные свойства различных структур мозга, низший - элементарные свойства отдельных нейронов. Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики и поведением человека изучен мало. Индивидуальные различия людей, обусловленные свойствами нервной системы, проявляются в динамических характеристиках и не касаются содержательных. Следует заметить, что и динамические характеристики во многом зависят от условий воспитания, привычек, установок.

В отечественной психологии принята 12-мерная классификация свойств нервной системы человека . Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, - отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств. Те же основные свойства, отличающиеся уравновешенностью, образуют 4 вторичных свойства.

Внимание психологов привлекают следующие свойства нервной системы:

  • сила, определяющая порог чувствительности;
  • подвижность, определяющая время реакции;
  • уравновешенность.

Сила как свойство нервной системы отражает предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или длительного возбуждения. Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, не реагирует на слабые воздействия, не обращает внимания на мелкие, отвлекающие моменты. На основе силы формируются такие черты поведения, как впечатлительность (порог чувствительности), способность адаптироваться, выносливость, качество настроения; реакция на опасность (избегание - приближение).

Человек с сильным типом нервной системы сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости. Человек с нервной системой слабого типа более чувствителен, обладает способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Такие люди лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, у них, как правило, легче формируются условные рефлексы. Сила подвержена тренировке (с возрастом человек более вынослив, но, увы, менее чувствителен). Однако если поставить тренированных людей в одинаковые условия, то генотипический признак обязательно проявится.

Время реакции - это период между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него. Например, вы прикоснулись к чему-то горячему и сразу же отдернули руку. Но все же - не сразу, так как продолжительность такой простейшей двигательной реакции колеблется в пределах 0,2 секунды.

Зависимость нервной системы от фактора времени выражается в ее подвижности и лабильности . Подвижность - скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения - проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность - скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса.

На основе подвижности нервной системы формируется активность, различающаяся темпом, частотой и интенсивностью. Человек с высокоподвижной нервной системой быстро и адекватно реагирует на изменения ситуации, легче отказывается от уже негодных стереотипов. Он скорее приобретает навыки, легче привыкает к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу речи. Низкая подвижность нервных процессов указывает на их высокую инертность, затрудняющую переход человека к новым навыкам. Человек с такой нервной системой избегает незнакомых ситуаций.

Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних людей возбуждение преобладает над торможением, у других более развиты тормозные процессы. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Он спокоен и собран даже в обстановке повышенной нервозности. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.

Различные комбинации основных свойств нервной системы описываются как четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД):

  • I - сильный, уравновешенный, подвижный;
  • II - сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • III - сильный, уравновешенный, инертный;
  • IV - слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.

Наиболее изучен первый тип, наименее - четвертый. Это и понятно. Ведь у человека с сильным типом все проявления ярко выражены и легко фиксируются. У человека со слабым типом зафиксировать проявления намного сложнее.

И. П. Павлов выделял три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

  • 1. Сила нервной системы - самый важный ее показатель, который проявляется в способности нервной системы выдерживать длительное воздействие нагрузок, не приходя в состояние запредельного торможения. Сила нервной системы - это показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости.
  • 2. Уравновешенность нервной системы означает соответствие силы возбуждения силе торможения ; значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервной системы.
  • 3. Подвижность нервных процессов характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположной этому свойству является инертность нервных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку.

Различные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И. П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы (рис. 4.1), служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента:

  • а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента;
  • б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует флегматическому темпераменту;
  • в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту ;
  • г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.

В последующие годы учение И. П. Павлова было развито и дополнено. Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и других ученых, проведенные в 1950-1960-х гг., показали, что «сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических изменений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым» .

Рис. 4.1.

Оказалось, например, что сила нервных процессов является показателем не только работоспособности нервной системы, но и ее чувствительности (сенситивности), т.е. повышенной восприимчивости к каким-либо стимулам.

Значительно расширилось и понятие подвижности, которое стало означать подвижность не только в узком смысле этого слова (как способность нервных процессов переходить из одного состояния в другое), но и как лабильность, которая характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Так было выявлено еще одно важное свойство нервных процессов - динамичность, которая выражается в легкости, быстроте генерации процессов возбуждения или торможения.

В настоящее время традиционные комбинации свойств нервной системы дополнены новыми свойствами. В частности, наметилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека на основе сочетаний по крайней мере восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к торможению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижности, динамичности и лабильности) свойств .

Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства нервной системы, связанные с темпераментом:

  • 1) реактивность - свойство нервной системы, проявляющееся в непроизвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия;
  • 2) активность нервной системы - свойство, свидетельствующее о том, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир, познает его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели.

Реактивность и активность характеризуют энергетический уровень поведения человека. Их соотношение показывает, чем в большей степени определяется поведение человека - случайными факторами (настроение, поведение окружающих и т.д.) или его стойкими намерениями, убеждениями. Например, преобладание реактивности нередко наблюдается в поведении так называемых случайных, ситуационных правонарушителей;

  • 3) пластичность и противоположная этому свойству ригидность нервных процессов выражают подвижность либо инертность нервной системы, определяют, насколько человек легко, гибко приспосабливается к изменяющейся обстановке (ситуации). Пластичность - профессионально важное свойство темперамента, необходимое юристу, поскольку оно влияет на гибкость его поведения в различных ситуациях;
  • 4) экстравертированность - интровертированность - это характеристика индивидуально-психологических различий, в определенной мере связанных с темпераментом, проявляющаяся в большей обращенности человека либо на внешний, окружающий мир, либо на свой внутренний мир, что также в значительной мере влияет на его поведение.

Компенсаторные возможности психики. Между свойствами нервной системы и темпераментом существует тесная и неоднозначная взаимосвязь: одно и то же свойство нервной системы может влиять на несколько различных свойств темперамента. В результате образуются своеобразные симптомокомплексы различных свойств нервной системы, коррелирующих между собой. Причем в совокупности различных признаков того или иного свойства один из признаков является ведущим, определяющим. Этим во многом и объясняются достаточно прочные компенсаторные возможности психики, позволяющие человеку приспосабливаться к окружающей среде.

Типы темперамента. Ввиду значительного разнообразия сочетаний различных свойств нервной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы исходя только из четырех типов темперамента уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента конкретного человека, у которого могут наблюдаться черты разных традиционно выделявшихся ранее типов темперамента. Анализируя перечисленные выше свойства, можно дать краткую психологическую характеристику четырем традиционно описываемым в литературе типам темперамента в качестве базовых, с тем чтобы потом можно было их использовать при сравнительном анализе индивидуально-психологических особенностей различных людей (рис. 4.2). Так, например, сангвиник характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью. Обладатели этих свойств темперамента обычно весьма деятельны, продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Они подвижны, легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных, монотонных операций.

Рис. 4.2.

(рисунок X. Бидструпа)

Например, в отличие от сангвиника, холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактивностью, активностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций. Холерики нередко демонстрируют повышенную возбудимость, неуравновешенность поведения, определенную цикличность в работе - от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью. При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться несдержанность, сниженный самоконтроль, избыточная агрессивность в эмоционально напряженных, конфликтных ситуациях.

Напротив, флегматик характеризуется пониженной сенситивно- стью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интроверти- рованностью. Люди с чертами флегматического темперамента более уравновешенны, основательны в работе, успешно трудятся там, где требуется методичность, упорство, кропотливое отношение к делу. В числе недостатков флегматика следует отметить некоторую инертность, малоподвижность, необходимость дополнительного времени для переключения от одного вида занятий к другому.

И наконец, меланхолик отличается повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и сниженной активностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, отрицательной окраской эмоций, эмоциональной ранимостью, интровертированностью. В силу того, что процессы торможения у меланхолика преобладают над процессами возбуждения, сильные отрицательные раздражители могут воздействовать деструктивным образом на его поведение и деятельность в целом. Поэтому люди, наделенные в значительной мере свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают повышенную тревожность, более подвержены стрессу, чаще переоценивают характер угрозы, легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера.

  • Небылицын В. Д. Указ. соч. С. 183.
  • Подробнее см.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. С. 78.
Поделиться