Праведная нонна мать григория богослова. Святая нонна назианзская. Мы в контакте

Епи-ско-па Ико-ний-ско-го (па-мять 23 но-яб-ря). Ро-ди-те-ли вос-пи-та-ли ее в хри-сти-ан-ском бла-го-че-стии. Свя-тая Нон-на со-сто-я-ла в бра-ке с Гри-го-ри-ем Ари-анзским, бо-га-тым вла-дель-цем зе-мель в Ари-ан-зин-ском и На-зи-ан-зин-ском окру-гах. Брак был вы-год-ный по зем-ным рас-че-там, но тя-же-лый для бла-го-че-сти-вой ду-ши Нон-ны. Гри-го-рий Ари-анзский был языч-ник, по-сле-до-ва-тель сек-ты вер-хов-ни-ков (ип-си-ста-ри-ев), чтил вер-хов-но-го бо-га и со-блю-дал неко-то-рые иудей-ские об-ря-ды; од-новре-мен-но он по-клонял-ся ог-ню. Бла-го-че-сти-вая Нон-на мно-го мо-ли-лась, чтобы об-ра-тить су-пру-га к свя-той ис-тине. Сын свя-той Нон-ны свя-ти-тель Гри-го-рий Бо-го-слов так пи-сал об этом: "Не мог-ла она пе-ре-но-сить это-го спо-кой-но, чтобы од-ной по-ло-ви-ной быть в со-еди-не-нии с Бо-гом, а дру-гой ча-стью са-мой се-бя - оста-вать-ся в от-чуж-де-нии от Бо-га. На-про-тив то-го, она же-ла-ла, чтобы к со-ю-зу плот-ско-му при-со-еди-нил-ся и со-юз ду-хов-ный. А по-то-му день и ночь при-па-да-ла к Бо-гу, в по-сте и со мно-ги-ми сле-за-ми про-си-ла у Него да-ро-вать спа-се-ние му-жу". По мо-лит-вам свя-той Нон-ны Гри-го-рию бы-ло во сне ви-де-ние. "От-цу мо-е-му пред-ста-ви-лось, - пи-сал свя-ти-тель Гри-го-рий, - буд-то бы он (че-го ни-ко-гда преж-де не де-лал, хо-тя и мно-го раз про-си-ла и умо-ля-ла о том же-на) по-ет сле-ду-ю-щий стих Да-ви-да: воз-ве-се-лих-ся о рек-ших мне: в дом Гос-по-день пой-дем (). И пе-ние небы-ва-лое, и вме-сте с пес-нею яв-ля-ет-ся же-ла-ние! Ко-гда услы-ша-ла об этом та, ко-то-рой ис-пол-ня-лось же-ла-ние, то, поль-зу-ясь вре-ме-нем, объ-яс-ня-ет ви-де-ние в са-мую доб-рую сто-ро-ну, в чем бы-ла со-вер-шен-но пра-ва". Гри-го-рий при-шел на Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в Ни-кею, где от-крыл свое об-ра-ще-ние к Бо-гу. Он был по-свя-щен в сан пре-сви-те-ра, а за-тем епи-ско-па На-зи-ан-зин-ско-го и все-це-ло по-свя-тил се-бя Церк-ви. Од-новре-мен-но с его хи-ро-то-ни-ей во епи-ско-па его су-пру-га свя-тая Нон-на бы-ла по-свя-ще-на в диа-ко-нис-сы. С та-кой же рев-но-стью, как она вос-пи-ты-ва-ла де-тей, свя-тая Нон-на ста-ла за-ни-мать-ся бла-го-тво-ри-тель-но-стью.

"Она зна-ла, - го-во-рит свя-ти-тель Гри-го-рий Бо-го-слов, - од-но ис-тин-ное бла-го-род-ство - быть бла-го-че-сти-вою и знать, от-ку-да мы про-изо-шли и ку-да пой-дем; од-но на-деж-ное и неотъ-ем-ле-мое бо-гат-ство - тра-тить свое иму-ще-ство для Бо-га и для ни-щих, осо-бен-но же для обед-нев-ших род-ствен-ни-ков.

Ес-ли од-ни из жен от-ли-ча-ют-ся бе-реж-ли-во-стью, а дру-гие бла-го-че-сти-ем, ибо труд-но сов-ме-щать оба ка-че-ства, то она пре-вос-хо-ди-ла всех тем и дру-гим, и в каж-дом до-стиг-ла вер-ха со-вер-шен-ства, и оба уме-ла со-еди-нить в од-ной се-бе. Од-но не тер-пе-ло у ней ущер-ба от дру-го-го, но од-но дру-гим вза-им-но под-дер-жи-ва-лось. Укры-лось ли от нее ка-кое вре-мя и ме-сто мо-лит-вы? Об этом у нее еже-днев-но бы-ла са-мая пер-вая мысль. Луч-ше же ска-зать, кто, при-сту-пая к мо-лит-ве, имел столь-ко упо-ва-ния по-лу-чить про-си-мое? Но и все-го уди-ви-тель-нее то, что она, хо-тя и силь-но по-ра-жа-лась го-ре-стя-ми, да-же чу-жи-ми, од-на-ко же ни-ко-гда не пре-да-ва-лась плот-ско-му пла-чу до то-го, чтобы скорб-ный глас ис-торг-ся преж-де бла-го-да-ре-ния, или сле-за упа-ла на веж-ды, та-ин-ствен-но за-пе-чат-лен-ные, или при на-ступ-ле-нии свет-ло-го празд-ни-ка оста-ва-лась на ней пе-чаль-ная одеж-да, хо-тя ее по-сти-га-ли неод-но-крат-но мно-гие скор-би. Ибо ду-ше бо-го-лю-би-вой свой-ствен-но под-чи-нять Бо-же-ствен-но-му все че-ло-ве-че-ское. Умол-чу о де-лах еще бо-лее со-кро-вен-ных, ко-то-рым сви-де-тель один Бог и о ко-то-рых зна-ли раз-ве вер-ные ра-бы-ни, быв-шие в том ее по-ве-рен-ны-ми".

По-след-ние го-ды до-ста-ви-ли свя-той Нонне мно-го пе-ча-ли. В 368 го-ду умер ее млад-ший сын Ке-са-рий, мо-ло-дой че-ло-век, по-да-вав-ший бли-ста-тель-ные на-деж-ды; в сле-ду-ю-щем го-ду умер-ла дочь. Му-же-ствен-ная ста-ри-ца пе-ре-но-си-ла эти по-те-ри с по-кор-но-стью во-ле Бо-жи-ей.

В 370 го-ду епи-скоп Гри-го-рий, то-гда уже глу-бо-кий ста-рец, участ-во-вал в по-свя-ще-нии свя-то-го во епи-ско-па Ке-са-рий-ско-го. Свя-тая Нон-на, ко-то-рая немно-гим бы-ла мо-ло-же сво-е-го му-жа, так-же го-то-ва бы-ла пе-рей-ти в дру-гую жизнь, но мо-лит-ва-ми лю-бя-ще-го сы-на на вре-мя удер-жа-на бы-ла на зем-ле. "Мать моя, - пи-сал ее сын, - все-гда бы-ла креп-ка и му-же-ствен-на, во всю жизнь не чув-ство-ва-ла неду-гов; но ее по-сти-га-ет бо-лезнь. Из мно-гих стра-да-ний, чтобы не умно-жать сло-ва, на-име-ную са-мое тяж-кое - от-вра-ще-ние от пи-щи, про-дол-жав-ше-е-ся мно-гие дни и не из-ле-чи-ва-е-мое ни-ка-ким ле-кар-ством. Как же пи-та-ет ее Бог? Не ман-ну нис-по-сы-ла-ет, как древ-ле Из-ра-и-лю; не ка-мень раз-вер-за-ет, чтобы ис-то-чить во-ду жаж-ду-щим лю-дям; не чрез вра-нов пи-та-ет, как Илию; не чрез вос-хи-ща-е-мо-го про-ро-ка на-сы-ща-ет, как неко-гда Да-ни-и-ла, то-ми-мо-го гла-дом в ро-ве. Но ка-ким же об-ра-зом? Ей пред-ста-ви-лось, буд-то бы я, осо-бен-но ею лю-би-мый (она и во сне не пред-по-чи-та-ла мне ни-ко-го дру-го-го), яв-ля-юсь к ней вдруг но-чью с кор-зи-ной с са-мы-ми бе-лы-ми хле-ба-ми, по-том, про-из-не-ся над ни-ми мо-лит-ву и за-пе-чатлев их крест-ным зна-ме-ни-ем, по вве-ден-но-му у нас обык-но-ве-нию, по-даю ей вку-сить и тем вос-ста-нов-ляю и под-креп-ляю ее си-лы. И это ноч-ное ви-де-ние бы-ло для нее чем-то дей-стви-тель-но су-ще-ствен-ным, ибо с это-го вре-ме-ни при-шла она в се-бя и ста-ла не без-на-деж-на. А слу-чив-ше-е-ся с нею об-на-ру-жи-лось яс-ным и оче-вид-ным об-ра-зом. Ко-гда при на-ступ-ле-нии дня взо-шел я к ней ра-но утром, с пер-во-го ра-за уви-дел ее в луч-шем преж-не-го по-ло-же-нии; по-том стал, по обык-но-ве-нию, спра-ши-вать: как про-ве-ла ночь и что ей нуж-но? Она ни-ма-ло не мед-ля и ре-чи-сто ска-за-ла: "Сам ты, лю-без-ный сын, на-пи-тал ме-ня и по-том спра-ши-ва-ешь о мо-ем здо-ро-вье. Ты весь-ма добр и со-стра-да-те-лен!" В то же вре-мя слу-жан-ки по-ка-зы-ва-ли мне зна-ка-ми, чтобы я не про-ти-во-ре-чил, но при-нял сло-ва ее рав-но-душ-но и от-кры-ти-ем ис-ти-ны не при-во-дил ее в уны-ние".

В на-ча-ле 374 го-да по-чил сто-лет-ний ста-рец епи-скоп. Свя-тая Нон-на, по-чти не вы-хо-див-шая по-сле то-го из хра-ма, вско-ре по-сле его смер-ти скон-ча-лась на мо-лит-ве в хра-ме 5 ав-гу-ста 374 го-да.

Святая Нонна (? - после 374 года) - супруга святителя Григория Назианзина Старшего, мать Григория Богослова. Почитается в лике святых, память совершается в Православной церкви 5 августа (по юлианскому календарю), в Католической церкви 5 августа.

Жизнеописание

Нонна была христианской, стала женой богатого аристократа из города Назианз на юго-западе Каппадокии. Её супруг Григорий принадлежал к секте ипсистариан. Её сын Григорий Богослов пишет:

Под влиянием Нонны Григорий принял христианство и в 325 году обратился к участникам Первого Вселенского собора с просьбой о крещении. После этого Нонна «показала на себе пример доброй пасомой », оставаясь при этом для мужа «не только украшением, но и образцом добродетели ».

Долгое время Нонна была бездетной и дала обет в случае рождения ребёнка посвятить его Богу. Во сне ей было видение будущего ребёнка и было названо его имя. Первенцем стал Григорий Богослов, который всю свою жизнь помнил об этой истории и воспринимал свою жизнь как исполнение обета своей матери.

В 374 году скончался супруг Нонны. Вскоре умерла и она - скончалась во время молитвы в храме. Потрясённый смертью родителей Григорий Богослов написал в их честь ряд эпитафий среди которых есть такие слова о его матери .

Св. Нонна

Мать Григория Богослова, блаженная Нонна, была дочь добрых христиан, Фильтата и Горгонии, тетки св. Амфилохия, епископа Иконийского. Родители воспитали ее по правилам христианского благочестия. Брачными узами соединили ее с Григорием Арианским, человеком богатым, владельцем земель и рабов в округах Арианском и Назианском. Брак был выгодным по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий арианский был язычник, притом улучшенного покроя. Он был последователь секты верховников (Ипсистариев), чтил верховного Бога и соблюдал некоторые иудейские обряды, но вместе кланялся огню и светильникам. Благочестивая Нонна много пролила молитв и слез за обращение супруга к святой истине. Послушаем, что говорит об этом сын Нонны, св. Григорий. «Она не потерпела, - говорит он, - быть в союзе с иноверным, и хотя была самая терпеливая и мужественная из жен, но не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее, неутомимо действовала на мужа, стараясь приобрести его различными способами: упреками, убеждениями, услугами, отлучениями, а более всего своей жизнью и пламенной ревностью о благочестии, чем всего сильнее склоняется и смягчается сердце, добровольно давая вести себя к добродетели. Ей надобно было, как воде, пробивать камень беспрерывным падением капли, от времени ожидать успеха в том, о чем старалась, как и оправдало последствие. Об этом просила она, этого ожидала не столько с жаром юных лет, сколько с твердостью веры. И на осязаемое никто не полагался так смело, как она на ожидаемое, по опыту зная щедролюбие Божие. При этом помогал делу спасения рассудок, мало–помалу исцелявшийся, а равно и сонные видения, каковые Бог нередко посылает в дар душе, достойной спасения. Какое же это видение? Здесь начинается для меня самая приятная часть повествования. Отцу моему представилось, будто бы (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет он следующий стих Давида: возвелесихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 121, 1). И пение небывалое, и вместе с песней является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнилось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права; самой радостью обнаруживает величие благодеяния и ускоряет дело спасения, дабы не помешало что?нибудь призванию и не расстроило того, о чем столько старалась. В то время в Никею собиралось множество архиереев противостать бешенству Ария - недавней ереси, раздробившей Божество. Родитель предает себя Богу и проповедникам истины, открывает им свое желание и ищет у них помощи для спасения. Между ними был и знаменитый Леонтий, правивший тогда нашей митрополией».

Итак, после долгих трудов и молитв св. Нонны, супруг ее, язычник, стал христианином с 325 г. Так как при крещении Григория осязаемо снизошла на него благодать Божия и даже без сознания присоединялось нечто из чина священства, то скоро после крещения Григорий посвящен был в священника. И священником Божиим был он около 9 лет. Григорий, озаренный благодатью Божией, глубоко понял звание христианина и христианского священника. Поэтому весь он предался делам нового звания, а заботы об имениях, заботы о доме предоставил супруге своей. Так для благочестивой Нонны начались новые труды. И она трудилась как искренняя христианка.

Точно так же на Нонне особенно лежали труды воспитания детей, которые рождались в это время. У Нонны было два сына, Григорий и Кесарии, и дочь Горгония. Первый испрошен был у Бога молитвами матери. По желанию, обыкновенному для многих матерей, иметь сына, Нонна молилась о сыне Богу. И Бог внял усердной ее молитве. Это открыто было ей в видении, в котором она видела образ будущего сына своего и слышала его имя. Благочестивая Нонна при самом рождении посвятила Григория Богу. Как ревностно заботилась она об обращении мужа к святой вере, с такой же ревностью воспитывала она детей своих в хрисианском благочестии. «Не только сама обладает благочестием, но передает его и детям. Приняв от предков веру, угодную Богу, связала этой золотой цепью и рожденных ею». Она нежно любила детей, но Христа выше всего, потому больше всего заботилась, чтобы в детях изобразился Христос. Сын Григорий и в поздние годы своей жизни вспоминал, как мать его рассказывала ему некогда историю принесения Исаака на жертву, стараясь возбудить в душе пламенное желание исполнить обет, данный прежде его рождения, как в то же время она вручила ему дорогое сокровище - Св. Писание, чтобы он, с самой юности поучаясь в нем, исполнился его духа.

Когда супруг–священник посвящен был в епископа, благочестивая Нонна также посвятила себя более ревностному служению Господу. Блаж. Иероним говорил Иовиниану, хулителю девства: «Ты должен сознаться, что не может быть епископом тот, кто в епископстве нажил бы детей; если же нашелся бы такой, то считался бы не супругом, а прелюбодеем. Епископы избираются из девственников или вдовых, или перестают быть супругами, если имеют жен». Таков, прибавляет он, общий закон на Западе и на Востоке. По общему обыкновению, бывшая жена епископа, Нонна, посвящена была в диакониссы. «Нонна перешагнула к алтарю, при нем молясь, чистая жертва взята отселе». В звании диакониссы она много помогала своему епископу в управлении, так что успехи его в трудных случаях приписывали особенно умным мыслям диакониссы.

Прекрасная картина жизни св. Нонны, нарисованная сыном, особенно с последних годов ее.

«Она знала, - говорит св. Григорий, - одно истинное благородство - быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников. Удовлетворить только их нуждам, по ее мнению, значило не прекратить бедствие, а напомнить о нем; благодетельствовать же со всей щедростью почитала она делом, которое могло доставить и ей прочную славу, и им совершенное утешение.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Попечительностью и неусыпностью, по предписаниям и правилам Соломоновым для жены доблей, так она умножила все в доме, как бы вовсе не знала благочестия. Но и столько была усердна к Богу и ко всему божественному, как бы нимало не занималась домашними делами. Одно не терпело у нее ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? О том у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Кто оказывал такое уважение к руке и лицу священников? Кто так высоко ценил всякий род любомудрой жизни? Кто больше, чем она, изнурял плоть постом и бдением? Кто благоговейнее ее стоял во время всенощных и дневных псалмопении? Кто чаще ее восхвалял девство, хотя сама несла брачные узы? Кто был лучшей заступницей вдов и сирот? Кто в такой мере облегчал бедственное состояние плачущих? Подлинно, жена щедролюбивая! Если бы позволили ей черпать из Атлантического или другого обширнейшего моря, и того бы ей недостало. Так велико было в ней желание подавать милостыню. Все имущество, какое у них было и какое присовокупилось впоследствии, почитала она скудным для своего желания. Если бы можно было, в пользу нищих (как не раз слышал я от нее) отдала бы себя и детей».

«Пустое слово не выходило из уст ее, и смех изнеженный не играл на щеках ее. В священных собраниях и местах, кроме необходимых и таинственных возглашений, никогда не слышно было ее голоса. Она чествовала святыню молчанием; никогда не обращалась спиной к досточтимой трапезе; не плевала на пол в Божьем храме. Встретясь с язычницей, никогда не слагала руки с рукой, не прикасалась устами к устам, хотя бы встретившаяся отличалась скромностью и была из самых близких; с вкушавшими нечистой и скверной трапезы не только добровольно, но и по принуждению не разделяла соли; не могла, вопреки требованию совести, пройти мимо и даже видеть оскверненного дома; ни слуха, ни языка, которыми принимала и вещала божественное, не оскверняла языческими повествованиями и зрелищными песнями, потому что освященному неприлично все неосвященное. Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежди, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя неоднократно и многие постигали ее скорби. Ибо душе боголюбивой свойственно подчинять божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали только верные рабыни, бывшие в том ее поверенными.

Таковые совершенства частью были уже в ней, а частью приумножались и возрастали постепенно. Как солнце и утренними лучами производит самое приятное действие, но полуденные лучи его теплее и светлее, так и она, показав немалые успехи в благочестии с самого начала, воссияла напоследок обильнейшим светом».

Последние годы блаженной Нонны доставили ей ряд печальных событий, очень близких к ее сердцу. В 368 г. умер младший сын ее Кесарии, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. По известию сына, мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 г. старец епископ Григорий участвовал в посвящении Великого Василия в епископа Кесарийского. Глубокий старец держался только чудом на земле. Блаженная Нонна, которая немногим была моложе своего епископа, также готова была перейти в другую жизнь: но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, - говорит сын, - всегда была крепка и мужественна, всю жизнь не чувствовала недугов, но и ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и не излечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом во рву. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной и самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить и тем восста–новляю и подкрепляю ее силы. И сие ночное видение было для нее чем?то действительно существенным, ибо с сего времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении, потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она, нимало не медля, и речисто сказала:"Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!"В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, а принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние». В начале 374 г. почил столетний старец епископ. Блаженная Нонна, почти не выходившая после того из храма молитвы, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 г.


Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя - оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу". По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, - писал святитель Григорий, - будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права". Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.

"Она знала, - говорит святитель Григорий Богослов, - одно истинное благородство - быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство - тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.

Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными".

Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. "Мать моя, - писал ее сын, - всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое - отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: "Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!" В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние".

В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.

Память святой Нонны, матери святителя Григория Богослова , совершается в Православной Церкви 18 августа по новому стилю.
Из житийных описаний многих угодников Божиих мы видим, как благочестие родителей отражается на будущем их детей. Нередки случаи канонизации разных поколений одного семейства. Святая Нонна, родившая на свет великого светильника Церкви, сама выросла в благочестивой христианской семье. Жизненный путь святой проходил в четвертом веке.
Родители святой Нонны отдали свою дочь в жены Григорию Арианзскому, имевшему большие земельные владения. С материальной точки зрения брак был благополучным, но очень тяжелым для убежденной христианки, так как ее супруг был далек от веры своей жены: он совмещал в своем сознании и религиозной практике иудейские и языческие обряды, был огнепоклонником. Святая Нонна на протяжении долгого времени возносила свои молитвы ко Господу, чтобы Григорий Арианзский переменил свое мировоззрение. Святитель Григорий Богослов делился своими воспоминаниями о рассказах матери, как она подвизалась в воздержании в употреблении пищи, ночных молитвах и других подвигах, уповая на помощь Божию в обращении супруга. Она чувствовала, что плотской союз с язычником отдаляет ее от горячо любимого Господа. Она пролила много слез, прежде чем увидела результат своих воззваний.
Однажды мужу Нонны приснилось, как он исполняет молитвенное песнопение из Псалтири, в котором говорится: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 71, 1). Вместе с этим пением в душе Григория появлялось желание побывать в храме Божием. Когда Григорий поведал о своем сновидении жене, она сказала, что это Господь призывает его изменить свою жизнь и взгляды. С тех пор душа бывшего язычника обратилась ко Христу. Промыслом Божиим, когда Григорий пришел в город Никею, где в то время проходил Первый Вселенский Собор, то объявил о своем желании быть христианином. Со временем он принял священный сан, а позже стал занимать епископскую кафедру в Назианзине. Все свои силы епископ Григорий отдавал служению Господу.
Когда Григорий принимал епископский сан, его супруга святая Нонна стала диакониссой. С большим усердием она совершала дела милосердия, показывая добрый пример своим детям и другим людям.
Святитель Григорий Богослов вспоминал о добродетелях, которыми обладала его святая родительница. В ней сочетались и бережливое отношение к материальным благам, и истинное христианское благочестие. К воспитанию детей она относилась с чувством ответственности перед Богом за вверенные ей жизни. То имущество, которым распоряжалась святая, в первую очередь тратилось на дела благотворительности: помощь нуждающимся родственникам и другим бедным людям. Когда угодница Божия возносила свои молитвы ко Господу, то твердо уповала на то, что ее прошение будет исполнено.
Житие святой Нонны показывает пример безропотного перенесения скорбей, в том числе потери близких родственников. Она умела искренне благодарить Бога за все, что случалось в ее жизни. Какие бы тягостные обстоятельства ни происходили в дни церковных праздников, у праведницы всегда были светлые одежды в эти дни и доброе расположение духа.
Перед своей кончиной святая Нонна страдала тяжелым заболеванием, находясь в постельном режиме, некоторое время даже не могла принимать пищу, хотя на протяжении многих лет жизни она отличалась крепостью телесных сил. По молитвам святителя Григория Богослова она прожила еще некоторое время. После смерти ее супруга угодница Божия находилась в храме Божием почти все время, и упокоилась во время совершения молитвы.

Тропарь, глас 4:
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак, глас 8:
Апостол проповедание, и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша, яже и ризу носящи истину, истканну от еже свыше богословия, исправляет и славит благочестия великое таинство.

Величание:
Величаем тя, святая праведная Нонно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, святая угоднице Божия Нонно, подвигом добрым подвизалась на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Поделиться