Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Тема: слова с сочетаниями ци, це. слова-исключения с сочетанием цы Ци пиши с буквой и

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Правописание цы - ци и це - цо

Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и суффиксе -ын прилагательных (куцый , бледнолицый , сестрицын ).

В словах цы ган, цы плёнок, цы почки, цы ц и в других словах тех же корней (цы ганский, цы п-цы п, на цы почках, цы кать и т. п.) пишется цы . Можно запомнить: цы ган на цы почках цы плёнку цы кнул цы ц.
В остальных случаях пишется ци , например: станци я, ци тата, ци рк, ци фра, ци рюльник, ци мбалы, ци бик, ци нга, ци новка, ци буля, ци гарка, ци млянское.

В ударяемых слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо́ кать, цо́ коль, лицо́ , молодцо́ м, отцо́ в, перцо́ вый, облицо́ вка, вытанцо́ вывать, танцо́ р и т. п.
Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полоте́нце , па́льце м, комсомо́льце в, ку́це го, си́тце вый, молодце ва́тый, гля́нце вый, танце ва́льный, танце ва́ть, гарце ва́ть, спринце ва́ть.

wiki.eduvdom.com

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Буквы Ь и Ъ.

В остальных случаях в качестве отделительного знака употребляется буква ь , например: бурь ян , вь юн , воробь иный , курь ёзный , лись я , лись е , лись и , ночь ю , обезь яна , подь ячий , ружь ё , рожь ю , серь ёзный , чь ё , чь я , чь и .

Примечание 1. Во многих заимствованных словах буква ь употребляется в качестве отделительного знака перед буквой о , например: баталь он , буль он , гиль отина , кармань ола , компань он , медаль он , минь он , павиль он , почталь он , шампинь он .

Примечание 2. Отделительный ъ не пишется в следующих случаях:

а) в сложных сокращенных словах: Госюриздат ;

б) после приставок и после первой части сложных слов перед а , о , у , э : безаварийный , подотдел , безумный , сэкономить , трёхаршинный , двухэтажный .

Правописание шипящих с гласными.

9. После букв ж , ш , ч , щ в русских словах не пишутся буквы ы , я , ю , а пишутся буквы и , а , у .

В некоторых иностранных словах после ж , и ш , а также после ц пишутся буквы я и ю : брошю ра , жю ри , Цю рих , Свенця ны .

Правописание ЦЫ — ЦИ и ЦЕ — ЦО.

10. Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и в суффиксе —ын прилагательных (куцы й , бледнолицы й , сестрицы н ).

Кроме того, цы пишется в словах цы ган , цы пленок , цы почки , цы ц , и в других словах того же корня (цы ганский , цы п-цы п , на цы почках , цы кать и т.п.). В остальных случаях пишется ци , например: станци я , ци тата , ци рк , ци фра , ци рюльник , ци мбалы , ци бик , ци нга , ци новка , панци рь , ци буля , ци гарка , ци млянское .

11. В ударных слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо кать , цо коль , лицо , молодцо м , отцо в , перцо вый , облицо вка , вытанцо вывать , танцо р и т.п.

Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полотенце , пальце м , комсомольце в , куце го , ситце вый , молодце ватый , глянце витый , танце вальный , танце вать , гарце вать , спринце вать .

Примечание. В неударяемых слогах о пишется только в слове цо котуха и некоторых иностранных словах, например: палаццо , скерцо .

dictionary.liferus.ru

Правописание ЦЫ – ЦИ. 2-й класс

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
  • – Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

    – Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

    б) мин. каллиграфии

    – Обратите внимание на написание этих букв.

    – Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

    Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

    в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

    – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

    на доску карточки Ч Ц Щ

    – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

    (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

    карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

    – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

    г) Перечитайте загадку.

    – Что же это такое? (цифры)

    – Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

    самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

    ПРОВЕРКА

    – Проверим как выполнили?

    – У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

    – А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

    – А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

    – Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

    – Так над чем будем работать?

    вывешиваю на доску

    3) Работа в парах.

    а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

    – Что непонятно? Работаем.

    – На какие две группы вы разбили слова?

    (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

    слова с орф. ЦИ с буквой И )

    в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

    ЦЫ

    ЦЫ стоит в конце слова)

    – Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

    На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

    – Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

    ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

    ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

    – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

    ФИЗМИНУТКА

    4) Работа над текстом.

    – Возьмите конверты, достаньте карточки.

    – Прочитайте. (дети читают)

    – Что прочитали? (предложения)

    – Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

    – Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

    – Составьте из этих предложений текст.

    Мёрзнут зимой и звери. 5
    Дети рады снегу. 2
    Птицы с трудом находят корм. 4
    Вот и зима пришла. 1
    А птицы, звери? 3

    – Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

    – О чём текст? Тема (наступление зимы)

    – Перечитайте текст ещё раз.

    – Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

    ПРОВЕРКА

    – Сколько предложений записали?

    – Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

    (ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

    ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

    5) Открываю запись на доске:

    – Прочитайте. (читают слова цепочкой)

    – Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

    – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

    – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

    Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

    – Произнесём все вместе.

    ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

    6) Вернёмся к слову (схеме)

    – Какую же букву будем писать в этом слове?

    – Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

    – Давайте сделаем вывод.

    – Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

    – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

    – Кто запомнил все слова исключения?

    ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

    7) Самостоятельная работа.

    – Поработаем над заданием.

    – Возьмите карточку (жёлтого цвета)

    Прочитай ……слова, которые записала.

    Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

    Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

    – Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

    – Какое слово «лишнее»?

    Цыган (слово исключение)

    – Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

    – Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

    – Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

    – На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

    – Ответили ли мы на этот вопрос?

    – Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

    III. Рефлексия:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…
  • – Ребята, я была довольна.

    – Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Школа XXI век

    (с) мы все учились понемногу

    Диктанты: сочетания ци, цы

    Веселая напоминалка! чтобы легче запомнились слова, в которых в корне слова после Ц пишется И , разучите с детьми такую поговорку:

    Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы плёнку
    и ц ы кнул на него: «Ц ы ц!»

    После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, овцы, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, циновка, цинк, медицина.

    ци, цы.

    Отцы, бойцы, кузнецы, спицы, страницы, луковицы, ударницы, дворцы, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках, птицы, улицы, продавцы, огурцы. (16 слов.)

    Записать слова. Подчеркнуть сочетания ци, цы.

    Зайцы, лисицы, синицы, границы, певцы, паль­цы, станция, акация, циркуль, цирк, цинк, цифра, цыган, цирк, циркуль, цифра, станция. (17 слов.)

    Записать слова во множественном числе.

    Отец - отцы, боец, кузнец, заяц, огурец, конец, лисица, синица, дворец, палец, спица, луковица, граница, гусеница.

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:

    Урок русского языка в 3 классе.

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

    Тип урока: урок закрепления знаний.

    Использованные технологии: технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

    Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.

    — обогащать словарный запас учащихся;

    — совершенствовать орфографические знания и умения.

    — развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    — развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    — развивать умение применять новые знания;

    — развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    — формирование логических умений;

    — развитие умения групповой и парной работы.

    — воспитание ценностного отношения к слову;

    — создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;

    — взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Прогнозировать предстоящую работу.

    1. Формирование умения слушать и слышать.

    Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

    Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

    За то, что улыбаешься.

    — За то, что руку жмешь.

    — Как ты мне нравишься!

    — Совсем не притворяешься,

    Меня понять стараешься,

    Навстречу мне идешь!

  • Актуализация опорных знаний.
  • 1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

    Ц.пленок в ц.рке выступал

    Играл он на ц.мбалах,

    На мотоц.кле разъезжал,

    И ц.фр он знал немало.

    Он из ц.линдра доставал

    Морковь и огурц.

    И только одного не знал,

    Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

    — Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

    Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

    1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

    — Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»

    — Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

    — И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

    ГДЕ надо проверять?

    Ответим на первый вопрос:

    Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

    Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

    Как надо проверять? Применять правило.

  • Решение учебной задачи.
    1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.
    2. — Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

      Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

      Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

      Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

      А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

    3. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.
    4. Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

    5. Первичное закрепление. Работа парах.
    6. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).
    7. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.
    8. Цепочка, оценила, цифровой

      Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

    9. Самостоятельная работа. Тест.
    10. А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

      Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

      1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
      2. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

      Цыплята весь день на циновке лежали.

      Цыплята цингою ужасно страдали.

      Цыган их на цыпочках водит в больницу.

      Велел им там доктор цибулей лечиться.

      — Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

      (Был доктор в халате, как в панцире жук.

      «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

      Циновка — Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

      Цинга — Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

    11. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.
    12. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.
    13. Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

      Какие задания показались вам нужными?

      Какие задания показались вам сложными?

      Какие задания вам понравились?

    14. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать сними предложения.
    15. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)
    16. Предварительный просмотр:

      Подписи к слайдам:

      Урок русского языка 3 класс Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      — Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что улыбаешься. — Как ты мне нравишься! — За что? — За то, что руку жмешь. — Как ты мне нравишься! — За что? — Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!

      Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах, На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц. И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я, Синиц.н, Спец.я и Спиц.н.

      Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР

      ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

      ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.

      ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы

      Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться. Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

      Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

      Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.

      Предварительный просмотр:

      Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны

      Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

      Технологии, применяемые на уроке

    • Технология педагогического сотрудничества
    • — технология проблемно-диалогового обучения

    • Здоровьесберегающие технологии
    • Личностно-ориентированный подход
    • Методы по источнику знаний

    • словесный;
    • практический;
    • наглядный
    • Методы по уровню познавательной активности

    • репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
    • частично-поисковый.
    • Приёмы умственной деятельности

    • анализ;
    • синтез;
    • наблюдение;
    • сравнение;
    • обобщение.
    • принцип дифференцированного подхода;
    • принцип наглядности;
    • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
    • Мотивация учения на разных этапах урока

    • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
    • познавательные методы – творческое задание;
    • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
    • Парная и групповая, коллективная, индивидуальная

      Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

      — закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

      — повторить морфемный разбор слов;

      — осуществление системно-деятельностного подхода;

      — развитие критического мышления;

      — развитие умения опираться на изученный материал;

      — воспитание интереса и уважения к родному языку;

      — создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

      1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

      3. Выявлять сущность, особенности объектов.

      4. На основе анализа объектов делать выводы.

      5. Обобщать и классифицировать по признакам.

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

      3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

      При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

      Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

      На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

      На уроке проводилась работа:

      — по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

      — по разбору слова по составу.

      Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.

      Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

      Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

      Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

      Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями на уроке, значит, цель урока достигнута.

      На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.

      Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.

      Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках, я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.

      Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.

      План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.

      Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.

      Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.

      Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Множество орфографических и пунктуационных правил, лексика и грамматика – все это создает трудности не только иностранцам, но и носителям языка. Кроме того, исключений из правил русской орфографии великое множество, и всякому грамотному человеку необходимо их знать.

      Вконтакте

      Заимствованные слова

      Одно из самых простых правил в русском языке – это после шипящих. С начальной школы всем известно, что после Ш и Щ нельзя писать буквы Ю и Я: чаща, щука, щупальца.

      Однако многие задаются вопросом: как пишется слово брошюра или, например, парашют , и почему. Эти слова пришли к нам из французского языка. Жюри, брошюра, парашют пишутся с буквой Ю после шипящей и являются исключениями.

      Часто при письме затруднение вызывает слово капюшон , так как в нем две безударных гласных, а ударная О находится после шипящей. Оно тоже иноязычного происхождения, и его правописание следует запомнить .

      Совет! Правописание наименований, пришедших из других языков, следует запомнить, так как часто оно не соответствует правилам русской орфографии. В случае сомнения лучше сверяться со словарем.

      Глаголы-исключения

      Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание . Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.

      Нужно научиться определять спряжение , и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.

      • терпеть (слишком много терпишь);
      • вертеть (вертит головой);
      • обидеть (обидится из-за пустяка);
      • зависеть (зависишь от обстоятельств);
      • ненавидеть (ненавидим плохую погоду);
      • видеть (плохо видит);
      • смотреть (смотришь в разные стороны);
      • слышать (слышишь странные звуки);
      • дышать (дышит с трудом);
      • держать (держит всех в напряжении);
      • гнать (гонишь с бешеной скоростью).

      К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет :

      • брить (ты не бреешь бороду),
      • стелить (мягко стелет, да жестко спать).

      К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.

      Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения.

      О/Ё после шипящих: исключения из правила

      Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.

      Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).

      • Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
      • В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.

      В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.

      Гласные после Ц: как не ошибиться

      Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.

      Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.

      В корне после ц нужно писать и : веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:

      • цыган;
      • цыпочки;
      • цыпленок;
      • цыкнуть (разговорное слово);
      • цыц (междометие).

      Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.

      Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д.

      В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы , и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.

      Написание Н и НН в разных случаях

      Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:

      • В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
      • В нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
      • В полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
      • Несколько сложнее дело обстоит с . В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.

      Слова-исключения в русском языке

      Изучаем, какие бывают глаголы исключения

      Вывод

      Грамотность всегда вызывает положительное впечатление о человеке, о его образованности и культуре, поэтому ею нельзя пренебрегать. Чтобы быть грамотным, нужно не только хорошо знать правила русского языка, но и выучить все случаи, которые правилам не подчиняются. Буквы о или е/ё в словах, и или ы, н или нн, и или е в безударной позиции – все эти случаи требуют внимательности и эрудиции, а подчас поможет этимология слов.

      Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулировали правило. Эти знания станут результатом исследовательской работы учащихся под руководством учителя.

      Скачать:


      Предварительный просмотр:

      Проект урока

      Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

      Школа: № 124 г.Н.Новгород

      Класс: 1А

      Предмет: русский язык

      Программа: развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –

      В.В.Давыдова

      Тема урока: «Правописание ЦИ –ЦЫ»

      Задача урока: открыть способ обозначения звука [Ы] после Ц

      Цели:

      Образовательные: в ходе исследовательской работы приобрести знания о правописании ЦИ-ЦЫ в словах русского языка

      Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в середине слова пишется ЦИ, в конце слова пишется ЦЫ, узнают, что из этого способа есть слова исключения, которые надо запомнить;

      Воспитательные : должны понять, что полученные знания делают их грамотнее; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

      Ход урока

      I этап. Мотивационно-ориентировочный

      1.Вхождение в контакт.

      Долгожданный дан звонок –
      Начинается урок.
      Чтобы грамотными быть,
      Много надо нам учить.

      2. Создание ситуации успеха.

      Открыли тетради.

      Выполняем задание по чистописанию. Во время проверки я заранее записала задания в тетради.

      Что мы проходили на прошлом уроке русского языка? (Мы учились писать слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

      Давайте проверим, как мы умеем применять правила во время письма. На доске звуковые схемы слов. Записать эти слова буквами, через запятую.

      [ Щ’УКА ], [Ч’АС],[ [ПРУЖИНА],[УШИ],[ УЧ’УС’],[Ч’АЩ’А].

      Сделаем взаимопроверку. Если найдете ошибку, то ее не исправляем, а ставим палочку на полях, чтобы ребята сами ее нашли и исправили. Что будем оценивать? (Правильность)

      Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!

      II. Исполнительный.

      1.Ситуация разрыва знаний

      Раз мы с вами так хорошо справляемся с заданиями, то просьбу Знайки вы точно выполните. Он уехал по делам и попросил нас проверить сочинение Незнайки о том, как он провел выходной. Я распечатала его, чтобы каждый из вас попробовал применить свои знания. (На партах ребят лежит текст сочинения. Дети работают на этом листочке.)

      Проверяем, что получилось.

      (Во время проверки должен возникнуть спор о правописании слов с [ЦЫ]. У ребят уже есть представление о том, что в русском языке имеет место написание слов с ЦИ и ЦЫ.)

      Что стало причиной нашего спора? (Мы не знаем когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

      Кто может сделать на доске модель нашего незнания. (На доске появляется запись ЦИ? ЦЫ)

      2. Постановка учебной задачи.

      Причина серьезная. Получается, мы не справились с просьбой Знайки и не помогли ему. А он так на нас надеялся. Что будем делать? (Надо узнать когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

      А когда мы этим займемся? (Давайте сейчас на уроке.)

      Вы все согласны? (Да)

      3. Планирование исследования.

      Для нас это новые знания? (Да) (Если ребята скажут, что они уже встречались с такими словами и написание некоторых из них знают, то надо выяснить достаточно ли этих знаний.)

      Как можно получать новые знания? (Из учебника, спросить у взрослого, открыть самим)

      Какой способ выберем? (Выбираем последний, хотя остальными быстрее и проще, но это будет не наше открытие, и такие знания мы можем быстро забыть)

      Что нужно исследовать, чтобы найти способ обозначения звука [Ы].

      (Подвожу детей к тому, что на уроке русского языка мы работаем со словами, поэтому и исследовать нужно слова)

      Нам потребуются любые слова? (Нет, только те, где есть сочетание [ЦЫ])

      Где можно их взять? (В книгах, попросить написать взрослого человека.)

      Предположим, мы нашли такие слова, выписали их. Что будем делать дальше? (Надо разделить их на столбики с ЦИ и ЦЫ. Сравнить. Сделать выводы.)

      Мы спланировали нашу работу? (Да)

      Давайте еще раз повторим план работы. Я буду записывать его на доске

      Найти и выписать слова с [ЦЫ] в 2 столбика

      ЦЫ ЦИ

      Сравнить

      Вывод. (Словами или схемой)

      Как будем работать? (В группах.)

      (Дети разбиваются на группы)

      Так как времени у нас не очень много, то я уже подобрала несколько рассказов из книг, отрывки из стихов и сама написала вам несколько слов.

      (Я предлагаю детям для работы тот материал, который приготовила заранее)

      1 группе - подборку стихов

      (материал печатается крупным шрифтом на отдельном листке и выдается группе)

      2 группе – напечатанные на листке рассказы из Букваря В.В.Репкина Часть 2 «Как Цып проклюнулся», «Мишки-борцы».

      3, 4 группе – набор слов с правописанием ЦИ-ЦЫ

      Ребята начинают работу.

      МИШКИ-БОРЦЫ

      В цирке выступали мишки-борцы.

      Они не царапали друг друга, не кусали.

      Они вели себя спортивно, честно. Молодцы, мишки! В конце концов, два медвежонка побороли медведя-папу. Клоун угостил храбрецов леденцами. А взрослому медведю дал сахару.

      КАК ЦЫП ПРОКЛЮНУЛСЯ

      В конце концов Цып сообразил:

      Что-то тут темновато!

      И проклюнулся: ударил клювом по скорлупе и пробил оконце. Тогда Цып привстал на цыпочки и увидел солнце.

      А под ним двор, взрослых птиц и незнакомого птенца.

      Привет, Цып! – сказал незнакомец. – Выходи на улицу: подеремся, попетушимся.

      Цыц! – сказала мама-курица. И вдруг заметила:

      Вы поглядите! Они все на одно лицо!

      Ничего страшного, - ответил цыплёнок по имени ЦыЦ. – Мы же близнецы. Верно, братец Цып?

      Верно, верно! – обрадовался Цып. – Нам никогда не будет скучно.

      И они побежали к другим цыплятам.

      Цифры, удальцы, мотоцикл, цирк, цыпленок, цыган, цитрус, огурцы, молодцы, цыпки, циркуль, борцы, цинк, скворцы, певцы.

      _______________________

      ______________

      ____________________________________________________________________________________

      ВЫВОД: После Ц пишем букву И ______________________________________________________

      ____________________________________________________________________________________

      После Ц пишем букву Ы ______________________________________________________

      ___________________________________________________________________________________

      ___________________________________________________________________________________

      Мы проворные сестрицы-
      Быстро бегать мастерицы.
      В дождь - лежим.
      В снег - бежим.
      Вот такой у нас режим.

      Отцы поднимают младенцев,
      Сажают в моторный вагон,
      Везут на передних сиденьях
      Куда-нибудь в цирк иль кино.
      И дети солидно и важно
      В трамвайное смотрят окно.

      Птицы, птицы, как живёте?
      Птицы, птицы, что вы пьёте?
      - Хорошо пока живём,
      Дождевые капли пьём
      И поём мы песни вам
      По утрам и вечерам.

      На прогулке
      Два цыплёнка,
      Три гусёнка
      Вышли на реку гулять.
      Сосчитала их девчонка:
      Раз, два, три, четыре, пять!
      И поплыли три гусёнка -
      Их гусыне не догнать!
      Лишь остались два цыплёнка,
      На песочке загорать.

      Возвратились три гусёнка,
      Стала девочка считать:
      Три гусёнка,
      Два цыплёнка -
      Вот теперь их снова пять!

      Вот один иль единица,
      Очень тонкая как спица.

      А вот это цифра два.
      Полюбуйся, какова

      Выгибает двойка шею,
      Волочится хвост за нею.

      А за двойкой – посмотри -
      Выступает цифра три.

      Что за станция такая -
      Дибуны или Ямская?
      А с платформы говорят:
      - Это город Ленинград.
      Закричал он: Что за шутки!
      Еду я вторые сутки,
      А приехал я назад,
      А приехал в Ленинград!
      Вот какой рассеянный,
      С улицы Бассейной!

      (1 и 2 группе дополнительно дается бланк для заполнения итогов рассуждения)

      ______________________________________________________________________

      ______________________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      ВЫВОД: После Ц пишем букву И ________________________________

      _____________________________________________________________

      После Ц пишем букву Ы _______________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      4. Моделирование способа

      (Свои работы группы вывешивают на доску. Затем выходит ответственный и рассказывает, какой вывод сделали из своих наблюдений, как это записали. Выясняется, что есть слова исключения.)

      В результате делаем общий вывод:

      После Ц пишем букву Ы в конце слова.

      После Ц пишем букву И в середине слова.

      Буква Ы после Ц пишется в середине слова в словах

      Исключениях.

      В результате сравнения, выводов формулируем правило и создаем модель этого правила.)

      [ЦЫ]

      ЦИ ………. ………..ЦЫ

      (цирк) (огурцы)

      ЦЫ………

      Цыган

      Цыпочки

      Цыпленок

      Цыц

      Цып

      Эту модель ребята затем переписывают себе в тетрадь открытий.

      III. Рефлексивно-оценочный этап

      Что за важное открытие мы с вами сегодня сделали? (Произносят правило)

      Сейчас мы можем выполнить просьбу Знайки? (Да)

      Давайте возьмем рассказ Незнайки и еще раз внимательно его проверим.

      Что у нас получилось? (Дети читают и объясняют)

      Мы с вами молодцы. Правило открыли, сочинение проверили. А Незнайка от этого стал умнее? (Нет)

      Мы можем ему помочь? (Да)

      Как это можно сделать? (Рассказать ему это правило и научить его им пользоваться)

      Давайте мы договоримся. Сначала вы этому способу обозначения звука Ы после Ц попробуйте научить дома своих родных. Потом научим Незнайку.

      А завтра узнаем что у вас получилось.

      А это правило нам надо только для того, чтобы Незнайку научить? (Чтобы самим быть грамотными)

      Вам было интересно сегодня?

      Что больше всего запомнилось?

      Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

      (На следующем уроке в ходе исследовательской работы модель преобразуется. Выясняем, что этот способ работает для ударного гласного звука Ы после Ц. В остальных случаях это другое правило. Идет преобразование модели и отработка способа.)


      Класс: 2

      Цели:

      • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
      • формировать навыки грамотного письма;
      • развивать орфографическую зоркость;
      • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
      • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

      Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

      Ход урока

      I. Организация класса.

      Проверка готовности к уроку.

      II. Работа по теме.

      1) анализ тетрадей

      – откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

      Без ошибок выполнили работу …чел.

      1-2 ошибки допустили … чел.

      Порадовалась за работы: …

      Стараются: …

      Любуюсь тетрадями: …

      Будьте внимательны. Старайтесь.

      2) Работа над загадкой

      а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

      Проживают в трудной книжк е
      Хитроумные братишк и.
      Десять их, но братья эти
      Сосчитают всё на свете.

      – Прочитайте (читают самостаятельно)

      – Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

      – Отгадайте (цифры). доказывают.

      – Перечитайте, подумайте:

      • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
      • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

      – Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

      – Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

      б) мин. каллиграфии

      – Обратите внимание на написание этих букв.

      –Показ учителя.

      – Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

      Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

      в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

      – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

      на доску карточки Ч Ц Щ

      – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

      (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

      карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

      – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

      г) Перечитайте загадку.

      – Что же это такое? (цифры)

      – Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

      самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

      ПРОВЕРКА

      – Проверим как выполнили?

      – У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

      – А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

      – А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

      – Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

      – Так над чем будем работать?

      вывешиваю на доску

      3) Работа в парах.

      а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

      – Прочитайте задание

      – Что непонятно? Работаем.


      б) Проверка

      – На какие две группы вы разбили слова?

      (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

      слова с орф. ЦИ с буквой И )

      в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

      ЦЫ

      – Перечитайте слова.

      ЦЫ стоит в конце слова)

      – Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

      На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

      – Перечитайте слова.

      – Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

      ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

      ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

      – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

      ФИЗМИНУТКА

      4) Работа над текстом.

      – Возьмите конверты, достаньте карточки.

      – Прочитайте. (дети читают)

      – Что прочитали? (предложения)

      – Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

      – Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

      – Составьте из этих предложений текст.

      Мёрзнут зимой и звери. 5
      Дети рады снегу. 2
      Птицы с трудом находят корм. 4
      Вот и зима пришла. 1
      А птицы, звери? 3

      ПРОВЕРКА

      – Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

      – О чём текст? Тема (наступление зимы)

      – Перечитайте текст ещё раз.

      – Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

      ПРОВЕРКА

      – Сколько предложений записали?

      – Прочитайте.

      – Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

      (ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

      ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

      5) Открываю запись на доске:

      – Прочитайте. (читают слова цепочкой)

      – Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

      – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

      – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

      Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

      – Произнесём все вместе.

      ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

      6) Вернёмся к слову (схеме)

      ЦИФРЫ

      – Какую же букву будем писать в этом слове?

      – Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

      – Доказали правильно.

      – Давайте сделаем вывод.

      – Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

      – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

      – Кто запомнил все слова исключения?

      – Назовите их.

      ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

      7) Самостоятельная работа.

      – Поработаем над заданием.

      – Возьмите карточку (жёлтого цвета)

      б) Проверка.

      Прочитай ……слова, которые записала.

      Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

      Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

      – Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

      • Цыган
      • Улицы
      • Птенцы

      – Какое слово «лишнее»?

      Цыган (слово исключение)

      – Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

      • Франция
      • Цилиндр

      – Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

      – Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

      – На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

      – Ответили ли мы на этот вопрос?

      – Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

      III. Рефлексия:

      – Продолжите предложение:

      • Мне было интересно…
      • Мне захотелось…
      • Я узнал, что ….
      • У меня получилось…

      ИТОГ УРОКА:

      – Ребята, я была довольна.

      – Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

      Цели:

    • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
    • формировать навыки грамотного письма;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
    • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
    • Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

      I. Организация класса.

      Проверка готовности к уроку.

      II. Работа по теме.

      1) анализ тетрадей

      – откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

      Без ошибок выполнили работу …чел.

      1-2 ошибки допустили … чел.

      Порадовалась за работы: …

      Будьте внимательны. Старайтесь.

      2) Работа над загадкой

      а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

      Проживают в трудной книжк е
      Хитроумные братишк и.
      Десять их, но братья эти
      Сосчитают всё на свете.

      – Прочитайте (читают самостаятельно)

      – Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

      – Отгадайте (цифры). доказывают.

    • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
    • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
    • – Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

      – Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

      б) мин. каллиграфии

      – Обратите внимание на написание этих букв.

      – Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

      Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

      в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

      – Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

      на доску карточки Ч Ц Щ

      – Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

      (ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

      карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

      – А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

      г) Перечитайте загадку.

      – Что же это такое? (цифры)

      – Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

      самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

      ПРОВЕРКА

      – Проверим как выполнили?

      – У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

      – А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

      – А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

      – Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

      – Так над чем будем работать?

      вывешиваю на доску

      3) Работа в парах.

      а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

      – Что непонятно? Работаем.

      – На какие две группы вы разбили слова?

      (слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

      слова с орф. ЦИ с буквой И )

      в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

      ЦЫ

      ЦЫ стоит в конце слова)

      – Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

      На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

      – Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

      ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

      ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

      – Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

      ФИЗМИНУТКА

      4) Работа над текстом.

      – Возьмите конверты, достаньте карточки.

      – Прочитайте. (дети читают)

      – Что прочитали? (предложения)

      – Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

      – Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

      – Составьте из этих предложений текст.

      Мёрзнут зимой и звери. 5
      Дети рады снегу. 2
      Птицы с трудом находят корм. 4
      Вот и зима пришла. 1
      А птицы, звери? 3

      – Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

      – О чём текст? Тема (наступление зимы)

      – Перечитайте текст ещё раз.

      – Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

      ПРОВЕРКА

      – Сколько предложений записали?

      – Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

      (ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

      ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

      5) Открываю запись на доске:

      – Прочитайте. (читают слова цепочкой)

      – Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

      – Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

      – Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

      Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

      – Произнесём все вместе.

      ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

      6) Вернёмся к слову (схеме)

      – Какую же букву будем писать в этом слове?

      – Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

      – Давайте сделаем вывод.

      – Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

      – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

      – Кто запомнил все слова исключения?

      ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

      7) Самостоятельная работа.

      – Поработаем над заданием.

      – Возьмите карточку (жёлтого цвета)

      Прочитай ……слова, которые записала.

      Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

      Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

      – Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

      – Какое слово «лишнее»?

      Цыган (слово исключение)

      – Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

      – Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

      – Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

      – На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

      – Ответили ли мы на этот вопрос?

      – Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

      III. Рефлексия:

      • Мне было интересно…
      • Мне захотелось…
      • Я узнал, что ….
      • У меня получилось…
      • – Ребята, я была довольна.

        – Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

        На главную

        Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

        Важнейшие правила правописания.

        Буквы Ь и Ъ.

        В остальных случаях в качестве отделительного знака употребляется буква ь , например: бурь ян , вь юн , воробь иный , курь ёзный , лись я , лись е , лись и , ночь ю , обезь яна , подь ячий , ружь ё , рожь ю , серь ёзный , чь ё , чь я , чь и .

        Примечание 1. Во многих заимствованных словах буква ь употребляется в качестве отделительного знака перед буквой о , например: баталь он , буль он , гиль отина , кармань ола , компань он , медаль он , минь он , павиль он , почталь он , шампинь он .

        Примечание 2. Отделительный ъ не пишется в следующих случаях:

        а) в сложных сокращенных словах: Госюриздат ;

        б) после приставок и после первой части сложных слов перед а , о , у , э : безаварийный , подотдел , безумный , сэкономить , трёхаршинный , двухэтажный .

        Правописание шипящих с гласными.

        9. После букв ж , ш , ч , щ в русских словах не пишутся буквы ы , я , ю , а пишутся буквы и , а , у .

        В некоторых иностранных словах после ж , и ш , а также после ц пишутся буквы я и ю : брошю ра , жю ри , Цю рих , Свенця ны .

        Правописание ЦЫ — ЦИ и ЦЕ — ЦО.

        10. Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и в суффиксе —ын прилагательных (куцы й , бледнолицы й , сестрицы н ).

        Кроме того, цы пишется в словах цы ган , цы пленок , цы почки , цы ц , и в других словах того же корня (цы ганский , цы п-цы п , на цы почках , цы кать и т.п.). В остальных случаях пишется ци , например: станци я , ци тата , ци рк , ци фра , ци рюльник , ци мбалы , ци бик , ци нга , ци новка , панци рь , ци буля , ци гарка , ци млянское .

        11. В ударных слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо кать , цо коль , лицо , молодцо м , отцо в , перцо вый , облицо вка , вытанцо вывать , танцо р и т.п.

        Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полотенце , пальце м , комсомольце в , куце го , ситце вый , молодце ватый , глянце витый , танце вальный , танце вать , гарце вать , спринце вать .

        Примечание. В неударяемых слогах о пишется только в слове цо котуха и некоторых иностранных словах, например: палаццо , скерцо .

        dictionary.liferus.ru

        wiki.eduVdom.com

        Инструменты пользователя

        Инструменты сайта

        Боковая панель

        Русский язык – орфография:

        Контакты

        Правописание цы - ци и це - цо

        Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы , нет курицы ), в окончаниях и суффиксе -ын прилагательных (куцый , бледнолицый , сестрицын ).

        В словах цы ган, цы плёнок, цы почки, цы ц и в других словах тех же корней (цы ганский, цы п-цы п, на цы почках, цы кать и т. п.) пишется цы . Можно запомнить: цы ган на цы почках цы плёнку цы кнул цы ц.
        В остальных случаях пишется ци , например: станци я, ци тата, ци рк, ци фра, ци рюльник, ци мбалы, ци бик, ци нга, ци новка, ци буля, ци гарка, ци млянское.

        В ударяемых слогах в соответствии с произношением после ц пишется о , например: цо́ кать, цо́ коль, лицо́ , молодцо́ м, отцо́ в, перцо́ вый, облицо́ вка, вытанцо́ вывать, танцо́ р и т. п.
        Без ударения после ц вместо о пишется е , например: полоте́нце , па́льце м, комсомо́льце в, ку́це го, си́тце вый, молодце ва́тый, гля́нце вый, танце ва́льный, танце ва́ть, гарце ва́ть, спринце ва́ть.

        wiki.eduvdom.com

        Азбучные истины

        Интерактивный диктант

        Учебник ГРАМОТЫ: орфография

        Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

        Имена и названия. Интерактивный тренажер

        Полезные ссылки

        Летнее чтение

        Запоминалки

        Цитаты о языке

        Скороговорки

        Пословицы и поговорки

        Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

        Правописание Ы и И после Ц

        Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
        1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
        2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

        1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц _ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

        2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц _ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

        3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц _ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

        4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц _ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

        5. Газета может потерять репутац _ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то. И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

        6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац _ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

        7. В это время выглянул в дверь ц _ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

        8. Мотор поц _ кал и смолк. (В. Набоков)

        9. …Это был молчаливый белолиц _ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

        10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц _ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

        11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц _ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

        12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац _ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

        13. Диссертац _ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)

        14. Осклабясь, он скинул свой куц _ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

        15. Но он тогда самбиц _ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)

        16. Мысль ц _ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц _ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

        17. Это была одна галлюц _ нац _ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

        19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц _ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

        20. Нац _ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

        21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац _ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

        22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц _ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

        23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац _ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

        24. Даже гулять выходил, для необходимого моц _ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

        25. Все наши еще с самого начала были офиц _ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

        26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ _ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец _ альности. (Ф. Достоевский)

        27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц _ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

        28. Издается в России множество столичных и провинц _ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

        29. Кстати: здесь скопц _ есть в уезде, любопытный народ. (Ф. Достоевский)

        30. Дочь у ней куда-то в Турц _ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

        31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц _ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

        32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц _ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

        33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц _ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

        34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц _ на стол. (Ф. Достоевский)

        35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц _ ю и заблаговременно сделать публикац _ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

        36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц _ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

        37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц _ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

        38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц _ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

        39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц _ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

        40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц _ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

        41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц _ . (Ф. Достоевский)

        42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц _ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

        43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц _ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

        44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц _ и. (Дж. Апдайк)

        45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц _ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

        46. Мальчик хотел стать доктором медиц _ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

        47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац _ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

        48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц _ вилизац _ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

        Школа XXI век

        (с) мы все учились понемногу

        Диктанты: сочетания ци, цы

        Веселая напоминалка! чтобы легче запомнились слова, в которых в корне слова после Ц пишется И , разучите с детьми такую поговорку:

        Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы плёнку
        и ц ы кнул на него: «Ц ы ц!»

        После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, овцы, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, циновка, цинк, медицина.

        ци, цы.

        Отцы, бойцы, кузнецы, спицы, страницы, луковицы, ударницы, дворцы, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках, птицы, улицы, продавцы, огурцы. (16 слов.)

        Записать слова. Подчеркнуть сочетания ци, цы.

        Зайцы, лисицы, синицы, границы, певцы, паль­цы, станция, акация, циркуль, цирк, цинк, цифра, цыган, цирк, циркуль, цифра, станция. (17 слов.)

        Записать слова во множественном числе.

        Отец - отцы, боец, кузнец, заяц, огурец, конец, лисица, синица, дворец, палец, спица, луковица, граница, гусеница.

    Поделиться