Формулировка задания - 2019
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.
В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.
Правильный ответ: итак, вместе.
Что следует знать для правильного выполнения задания
1. Правописание производных предлогов
2. Правописание союзов и омонимичных частей речи
3. Слитное и раздельное правописание наречий
4. Дефисное написание наречий
5. Правописание частиц
1. Правописание производных предлогов и омонимичных частей речи
1) Различайте производные предлоги и существительные с непроизводным предлогом. Это просто - производный предлог можно заменить обычным (вследствие = из-за), существительное заменить предлогом невозможно (в следствие по делу вкралась ошибка).
В ТЕЧЕНИЕ | В ТЕЧЕНИИ |
Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. | Между непроизводным предлогом В и именем существительным в предложном падеже ТЕЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие. Как правило, речь идёт о воде или болезни. |
(Как долго?) В течение всего года усердно занимался. (Когда?) В течение лета прочитал много книг. |
В течении реки много поворотов. - В нижнем (быстром) течении реки много поворотов. Неожиданные изменения произошли в течении болезни. - Неожиданные изменения произошли в пристально изучаемом течении болезни. |
В ПРОДОЛЖЕНИЕ | В ПРОДОЛЖЕНИИ |
Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним существительное имеет значение времени. | Между непроизводным предлогом В и существительным в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИ можно вставить имя прилагательное или причастие. |
(Как долго?) В продолжение месяца ремонтировали дом. (Как долго?) В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. |
Новые персонажи появились в продолжении романа. - Новые персонажи появились в долгожданном продолжении романа. |
ВСЛЕДСТВИЕ, (= ИЗ-ЗА) | В СЛЕДСТВИЕ, В СЛЕДСТВИИ |
Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, его можно заменить непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, он указывает на причину, отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? | Между непроизводным предлогом В и существительным СЛЕДСТВИЕ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное или причастие. |
(Почему?) Вследствие (=ИЗ-ЗА) болезни остался дома. Запомните стихотворную подсказку: ВСЛЕДСТВИЕ - «из-за» — ясно вполне: Слитно всё напишем, конечная Е. |
В следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов. - В нашумевшем (небезызвестном) следствии по делу о хищении выяснилось много новых фактов. В вследствие по делу о хищении вкралась ошибка. - В проведенное следствие по делу о хищении вкралась ошибка. |
Примечание:
Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ (пишется в одно слово, на конце Е) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ (пишется в одно слово, на конце ИИ):
ВПОСЛЕДСТВИИ = ПОТОМ
Впоследствии (=ПОТОМ) он не раз
вспоминал о школе. - Вследствие (-из-за) сломанной руки я подолгу не мог посещать школу.
Подсказка:
Впоследствии словом «потом» замени:
В - всегда слитно, конечная - И.
Примечание:
От производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом ИЗ-ЗА, следует отличать производный предлог В ВИДЕ, который пишется в два слова:
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ чего-либо
Примеры:
Ей подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения.
Примечание:
От производного предлога НАСЧЁТ, который пишется в одно слово и заменяется непроизводным предлогом О, ОБ, следует отличать производный предлог ЗА СЧЁТ, который пишется в два слова и может быть заменён производным предлогом БЛАГОДАРЯ.
НАСЧЁТ (= ОБ) - ЗА СЧЁТ (=БЛАГОДАРЯ)
Примеры
Если Вам необходимо позвонить, а на счету ноль, воспользуйтесь услугой «Звонок за счёт друга».
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ | В ЗАКЛЮЧЕНИИ |
Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце, когда имеет значение «ЗАВЕРШАЯ», «В ИТОГЕ», «ПОД КОНЕЦ». | Между непроизводным предлогом В и именем существительным ЗАКЛЮЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное. |
В заключение (= под конец) своего трудового договора. В заключение я хочу сделать вывод. |
В заключении он пробыл шесть лет. - В строгом заключении он пробыл шесть лет. В заключении доклада хочется подытожить сказанное. - В долгожданном заключении доклада хочется подытожить сказанное. В заключении работы я хочу сделать вывод. - В самом заключении работы я хочу сделать вывод. |
Запомните:
1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова: в связи с отъездом.
2. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце:
В отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.
3. Производный предлог ВСЛЕД пишется в одно слово и может быть заменён непроизводным предлогом ЗА:
Вслед за мной шли мои одноклассники.
4. Запомни правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно:
ПОСЕРЕДИНЕ комнаты ВБЛИЗИ памятника ВМЕСТО сестры
5. Производный предлог НА ПРОТЯЖЕНИИ пишется раздельно, в два слова:
На протяжении всего пути молчали.
Различайте:
2. Правописание союзов и омонимичных частей речи
Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи.
Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ, И ТАК, ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место, либо между этими двумя компонентами вставить другое слово.
ЧТОБЫ (союз) | ЧТО БЫ (местоимение с частицей) |
Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. | Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом |
1) БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения. 2) Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ Я зашёл, чтобы обсудить с тобой эту проблему. = Я зашёл, для того чтобы обсудить с тобой эту проблему. |
1) БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что бы мне ещё прочитать об этом. - Я спросил, что мне прочитать об этом. - Я спросил, что мне бы прочитать об этом. 2) Местоимение ЧТО можно наполнить содержанием, заменить именем сушествительным: |
ТОЖЕ, ТАКЖЕ (союзы) | ТО ЖЕ (местоимение с частицей) ТАК ЖЕ (наречие с частицей) |
Я тоже прочитал этот рассказ. Я также прочитал эту повесть. |
Я писал то же сочинение, что и она. Сегодня на улице так же ветрено, как и вчера. |
1) ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2) Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив этот союз в начало предложения: ТОЖЕ = И, ТАКЖЕ = И. Я тоже прочитал этот рассказ. - И я прочитал этот рассказ. |
Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения: Я писал то же сочинение, что и она. - Я же писал то сочинение, что и она. - Я писал то сочинение, что и она. Если присутствует слово «самое» или его можно подставить; |
Примечание:
К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос: сочинение (какое?) то, ветрено (как?) так.
Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО:
Я писал то же сочинение, что и она. - Я писал это же сочинение, что и она.
Наречию ТАК обычно соответствует слово КАК в предложении: ТАК ЖЕ...., КАК...
Подсказка:
ТАК ЖЕ раздельно пишет всяк,
Если дальше слово КАК.
Запомните правописание следующих устойчивых сочетаний слов:
ТО ЖЕ..., ЧТО
ТО ЖЕ САМОЕ
ОДНО И ТО ЖЕ
ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК
ВСЁ ТАК ЖЕ
ВСЁ ТО ЖЕ
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
ЗАТО (союз) | ЗА ТО (местоимение с предлогом) |
Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. | Благодарю вас за то любезное приглашение. Не берись за то, что тебе не по силам. |
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО: ЗАТО=НО Встретиться никак не удавалось, зато письма писали часто. - Встретиться никак не удавалось, но письма писали часто. |
Местоимение ТО легко заменить именем существительным, прилагательным или наречием: Благодарю вас за то любезное приглашение. - Благодарю вас за слишком любезное приглашение. |
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Класс: 8.
Место урока в теме : урок обобщения и систематизации изученного материала.
Тема урока : «Слитное и раздельное написание производных предлогов».
Цели урока:
- Обучающие : повторить и обобщить сведений по правописанию производных предлогов.
- Развивающие : развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательные : создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
Слайд 1 . Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Слайд 2 . Цели урока: формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы.
Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.
Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
Повторить: омонимы, синонимы.
Слайд 3 .
I. Создание мотивации обучения:
1. Работа с текстом по вопросам:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы?
Задание: Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».
Слайд 4.
2. Актуализация знаний учащихся
«Вопросы на засыпку» (с целью помочь вам):
- Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание?
- Требуется ли консультация учителя по данной теме?
- Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?
Слайд 5.
II. Изучение нового материала.
Задание 1 :
1) Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными?
Стоять у стола.
Прийти за другого.
Отказаться из-за болезни.
Договориться о походе.
Слайд 6.
2) Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги:
Стоять у стола
Прийти за другого
Отказаться из-за болезни
Договориться о походе
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Слайд 7. Проверьте себя:
Стоять у стола (у=около=возле)
Прийти за другого (за=вместо)
Отказаться из-за болезни (из-за=вследствие=по причине)
Договориться о походе (о=насчет)
Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)
Слайд 8. Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом.
Слайд 9.
Задание 2 : Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи.
Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является
Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.
Справка: Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению .
Слайд 10 . Проверьте себя:
стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие
Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ.
Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ.
Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.
Слайд 11 . Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.
Слайд 12 .
3. Консультация учителя: Справочные материалы!
Различайте
Производные предлоги и существительные
- Насчет (=о, об) экскурсии
- (насчет чего?)
- В течениЕ часа.
- (В течение чего?)
- В продолжениЕ пяти дней.
- (В продолжение чего?)
- В заключениЕ хочется сказать.
- В отличиЕ от него.
- (В отличие от кого?)
- Но вследствиЕ ошибки.
- (Вследствие чего?)
Слайд 13. Подсказка для уверенности
Запомните:
- К существительному задаем вопрос.
- Оно имеет начальную форму.
- Оно имеет окончание
Выделенные слова – существительные, а не предлоги.
- (в чем?)В заключении врачей (заключение врачей)
- (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)
- (в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)
- (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)
- (в чем?) В течении реки (течение реки)
Слайд 14. Справочные материалы: Различайте
Несмотря на неудачу= Невзирая на трудности (несмотря на что?, невзирая на что?) |
Предлоги И деепричастия |
(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам, благодаря всех, кто оказал помощь. |
Запомните:
Предлоги входят в состав вопроса. |
Запомните:
1. К деепричастию можно задать вопрос. 2. Не пишем раздельно. |
|
Запомните –
Благодаря Согласно + Д.П. Вопреки (Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям) |
Запомните:
Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно. |
Запомните:
В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно |
Слайд 15.
4. Тренировочные упражнения
1) Дидактическая игра «Найди соответствия».
Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.
Слайд 16 . Проверьте себя:
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Слайд 17. 2) Игра «Корректор»
Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.
(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.
Слайд 18. Проверьте себя:
- К открытию выставки – в связи с открытием выставки.
- Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.
- Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.
Слайд 19.
III. Подведем итоги:
1). Тестовая диагностика
Тест А: В этих предложениях выделенные слова – предлоги:
- Идем навстречу своей судьбе.
- Уличен в связи с бандитами.
- Он шел навстречу.
- В следствие вмешался прокурор.
- Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.
- Он долго смотрел вслед уходящим.
- В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска.
- Внутри большой истории Земли есть малые истории земные.
- Посреди равнины поднимаются две сопки.
- Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову
Слайд 20 Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно
- (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
- (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
- (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
- (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
- (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.
Слайд 21 . Проверьте себя:
Правильные ответы:
- Тест А: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Тест В: 2.
Слайд 22. 2). Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания.
Слайд 23. Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы.
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
Используйте выводы и справочные материалы.
Слайд 24.
3) Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».
Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.
Слайд 25. Примерный образец выполнения работы:
Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта:
Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные.
1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: без разрешения, за домом, надо мной, под столом, у калитки и т.п.
Запомните! Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: скучать по сыну ; личные местоимения в этом случае употребляются в предложном падеже, например: плакать по вас (но: по ним ).
Предлоги , как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся. Их часто путают с приставками и пишут слитно. Как же избежать этой ошибки? Как отличить предлоги от приставок?
Отличие предлога от приставки
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в предложении: расположиться на берегу реки, встретиться с ним, ровно в шесть и т.п.
Приставка - составная часть, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение: стол - пре стол; у езжать - при езжать - под ъезжать - пере езжать; стал - в стал; мудрый - пре мудрый.
Чтобы не спутать друг с другом приставку и предлог, надо знать, что:
1) предлоги никогда не употребляются при глаголах - приставки же при глаголах употребляются часто: подучить, записать, отредактировать ;
2) после предлога можно поставить вопрос : на чем ? - на столе; с кем? - с братом; из чего? - из лейки;
3) между предлогом и существительным (местоимением, числительным) можно вставить еще какое-нибудь слово : на утренней заре, под яркими звездами, в огромном доме, над трудной задачей, со многими нашими, у всех шестерых.
2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные : из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис . Например: Солнце выглянуло из-за туч. Из-под шапки выбился локон волос. По-за лесом поле. По-над Доном сад цветет (Кольц.).
3. Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.). И если первые вызывают трудность только в определении падежной формы следующего за предлогом слова (согласно (чему?) графику, благодаря (чему?) счастливой случайности) , то вторые заставляют задуматься о том, слитно или раздельно нужно писать эти предлоги и как их отличить от предложно-именных сочетаний.
Запомните!
1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.
2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно . (Предлог в отношении пишется с и на конце).
Правило, кажется, простое. Но на письме реализуется зачастую очень неграмотно. Особенно трудности возникают в написании предлогов типа в течение, в продолжение, вследствие и др. Вот несколько советов.
Отличие производных предлогов от сочетаний первичных предлогов с существительными
1. Если перед вами производный предлог, то вопрос задается ко всему сочетанию.
Например: (когда?) в течение долгих лет; находился (где?) вблизи школы; шел (куда?) вслед за ним.
2. Если же вы имеете дело с сочетанием первичного предлога с существительным , то:
1) от этого предлога к существительному можно задать вопрос : (в чем?) в течении (реки); (в чем?) в следствии (по делу о краже); надеюсь (на что?) на встречу (с другом);
2) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять : течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;
3) между предлогом и существительным можно вставить слово : в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже; на скорую встречу с другом.
В заключение предлагаем вам таблицу слитно-дефисно-раздельного написаниянаиболее часто употребляющихся предлогов.Слитно | Раздельно | Через дефис |
Несмотря на (погоду) Невзирая на (лица) Вместо (друга) Вроде (тебя) Вследствие (аварии) Навстречу (гостям) Наподобие (шара) Насчет (изложения) Сверх (ожидания) Ввиду (отъезда) (но: иметь в виду ) | В течение (года) В заключение (доклада) В продолжение (часа) В отличие (от других) В виде (полукруга) В связи (с трудностями) За счет (своего времени) В целях (получения прибыли) В силу (сложностей) В отношении (отъезда) Под видом (услуги) В соответствии (с законом) | Из-за (дождей) Из-под (земли) По-над (речкой) |
ПЕРВЫЙ УРОК
Правописание производных предлогов
Цели:
– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?
– Какие цели мы можем перед собой поставить?
3. Изучение нового материала.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Прием «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:
«V» – эту информацию знаю;
«+» – это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Правописание предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Б. Работа с учебным текстом.
– Какая информация из текста вам была известна?
– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
– Что нового вы узнали из текста?
– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
– Как называются эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
– Чем можно заменить эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
– Какое значение имеют эти предлоги?
В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.
Работа с тестами
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.
4. Итог урока.
– Еще раз назовите верные утверждения.
– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
– Какие производные предлоги пишутся в два слова?
– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?
5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...
2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.
ВТОРОЙ УРОК
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи
Цели:
– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;
– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)
– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.
2. Совместное определение темы и целей урока.
Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?
– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
3. Актуализация имеющихся знаний.
Прием «Кластер»
Что такое омоформы, омографы и омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика.)
– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)
4. Основная часть урока.
– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
(По контексту.) Вернемся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В_течени_ времени.
В_следстиви_ дождей.
На_счет похода.
Не_смотря на трудности.
Изменения в_течени_ реки.
В_следстви_ по делу Иванова.
Положить деньги на_счет в банке.
Шел, не_смотря под ноги.
2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .
В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.
3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.
Предупредительный диктант
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
– Что такое омонимы?
– Почему омофоны представляют трудность для написания?
– Как определить часть речи внешне сходных слов?
– Как пишутся предлоги?
– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?
6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
Если останется время
Поиграем?
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.
Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.
Е.Л. КОЗЫРЬ