Православные храмы вильнюса расположенные в старом городе. Боец последней сотни. Церковь Св. Николая

25 января после богослужения Св. мученицы Татьяны я отправился поклонится ближайшим святым местам. Отправился я не один, у меня в гостях была именниница из Москвы, которая превратила мою мечту этой поездки в реальность.

Во вторник 26 января мы благополучно прибыли в столицу Литвы, город Вильнюс. Надо сказать, что Вильнюс из трёх столичных городов Прибалтийских Республик мне нравиться по-особому. Там сочетание тишины, культуры, духовности и богатой истории. Не смотря на войны, оккупации и разрушения, архитектура Вильнюса довольна самобытна и не похожа не германский (как Рига), не на скандинавский (как Таллинн) стиль.


Визитная карточка Вильнюса, это башня Гядиминаса. Однажды Великий князь Гядиминус приехал из Тракая в эти места охотится. Прикончив одного тура, он заснул у подножья горы и во сне ему приснился металлический волк, который выл как 100 волков. Князь просил жреца Лиздейку объяснить сей сон и тот сказал, что на этой горе надо основать замок и город, который будет непреступен как железный волк, а слава о городе разнесётся как вой стаи 100 волков.


Со средних веков Вильнюс находится на границе католической и православной веры. Если Рига и Таллинн в начале своей истории были калониальными городами, их основывали и ими управляли правители из Запада, то вот Вильнюс основали местные жители и он вырос на собственной литовской почве. Это всегда был город центром духовной жизни и науки, городом великих князей, который ни когда не входил в Ганзийский торговый Союз.


Вильнюс знаменит своими святынями, как православными, так и католическими. Так в часовне Костёла Святой Терезы имеется главная святыня Литвы, это Остробрамская икона Богородицы, она находится прямо над вратами, которые ведут в старой город. Это общехристианская святыня и в Католической и Православной Церкви имеется День празднования этой иконы .

Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. Её размеры 2 м х 1,63 м, на ней позолоченная риза.


Виленская Остробрамская и просто Виленская иконы Богородицы

Однако не стоит путать Виленскую Остробрамскую икону с Православной Виленской иконой, которая находится тут же рядом в соборе Свято-Духова Православного монастыря .

Виленская икона типа «Одигитрия» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой . Из Палестины икона попала в Константинополь. Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией , вышедшей замуж за Иоанна III .

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название - Виленская .

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё польскому королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища .

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь , находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители отданную католикам икону Остробрамскую .

В Первую мировую войну, в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна . Однако в Вильнюсе находится точная копия той древней иконы .


Вообще монастырь Вильнюса больше известен другой своей святыней, мощами Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия . Все трое они находятся в одной широкой гробнице посередине собора под стеклом.

Иоанн Виленский (в язычестве — Нежило) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, старший брат мч. Антония Виленского, мученик. Антоний Виленский (в язычестве — Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. Иоанна Виленского, мученик. Евстафий Виленский (в язычестве — Круглец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, родственник братьев-мучеников Антония и Иоанна, мученик.
Они служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377 гг.). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (1346 г.), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы . Храм Параскевы стоит в вильнюсе и сегодня, в нём крестили предка поэта А.С.Пушкина Ганнибала в присутствии императора Петра Первого . Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном.



Святые пострадали за веру в языческое время. Литва - это страна, которая приняла христианство последней в Европе . А потому здесь были сильны языческие устои и язычники Вильнюса требовали в 14 веке смерти для тех, кто себя объявлял христианами. Например Евстафия мучали пять дней, его избивали, дробили кости ног, отрезали уши и нос, но он не отрекся от Христа видя стойкую веру и мучения братьев Антония и Иоанна, желал разделить с ними участь. Мученики были повешены на дубе, сейчас на том месте через дорогу от монастыря стоит бывший православный собор Святой Троицы, а ныне Церковь Католиков Греческого обряда .


Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский (1378 г.), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. Патриарх уже в 1364 году прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. Вначале эти мощи прибывали в далёком Византийском Константинополе, потом их доставили на родину в Литовский Вильнюс. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре.

В Виленском православном монастыре в субботу вечером и воскресенье утром поёт очень красиво и умилительно хор. В храме многолюдно, много молодёжи. С удовольствием побывал на трёх богослужениях.


Если быть точным, то в Вильнюсе Монастырский собор принадлежит как бы двум монастырям сразу у территории мужского монастыря Святого Духа существует и женский монастырь Марии Магдалины. Вначале который был основан в 1861 году в Вильнюсе, правда в другом месте города.

В 1944 году от военных действий Марие-Магдалинский монастырь сильно пострадал. Церковь с колокольней представляли руины. Сгорели жилые дома и все хозяйственные постройки. Уцелел лишь у ворот домик-сторожка и погреб в земле, где долгое время приходилось ютиться монахиням. После войны все пришлось восстанавливать.

Мариинский женский монастырь в 1960 году был переселен в Свято-Духов мужской монастырь. Все церковное и монастырское имущество было аккуратно перевезено, например копия Почаевской иконы с Почаевской Украинской лавры . Часть святынь (святые иконы и иконостасы в разобранном виде) переданы на хранение в Виленский кафедральный Пречистенский собор, частью в Свято-Духов монастырь, а остальные оставлены при обители.

Только в начале 1990-х годов монастырь снова получил отдельные помещения и сейчас является единственным женским монастырем Виленской епархии.

В католическом кафедральном соборе Вильнюса имеются мощи и католического святого короля Казимира. Родился в Кракове и умер в Гродно в 1484 году. Литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Польши и Литвы. Покровитель молодёжи. В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну из Кракова для занятия должности коронного подканцлера . В 1483, уже будучи больным (вероятно, туберкулёзом), приехал в Вильну. В конце года вместе с отцом направился на съезд шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно. Узнав в феврале о тяжёлом состоянии сына, Казимир IV приказал закончить мероприятие и возвратился в Гродно. Королевич Казимир скончался в гродненском замке 4 марта в присутствии отца. Прах был перевезен в Вильну, где захоронен в часовне Божьей Матери Кафедрального собора .


Казимир отказался от брака, вёл благочестивую жизнь, был очень верующим человеком и уже на похоронах одна девушка от его гроба исцелилась от эпилепссии, а потом были другие чудеса как от гроба, так и от его иконы. А в центре старого города напротив ратуши стоит католический костёл освещённый в честь святого Казимира, правда когда-то этот костёл тоже был Православной Церковью в которую приезжая в Литву ходил молиться писатель Ф.Достоевский.

Есть в Вильнюсе несколько десятков великолепных храмов и католических и православных...

Ну и какой же Вильнюс без традиционных циппелин со вкусном пивом в самом центре города у католического кафедрального собора, уже ради этого не стоит игнорировать столь святое католическое место даже не католикам, ибо подход к собору можно подкрепить столь вкусным чисто национальным литовским кушаньем. Рекомендую всем!

Второй день путешествия мы провели в городе Каунас (бывший Ковно), это второй город Литвы и литовская временная столица Литвы 1919-1939 годов. В городе 93% населения Литовцы, однако трудностей с русским языковым общением у нас не было, все мне отвечали по-русски
. В Каунасе, сразу через дорогу от автостанции имеются две православные Церкви. одна церквь Воскресения и другая, это Богоявленский собор.

Именно в этом соборе находится православная святыня, Сурдегская икона Богородицы .

История Сурдегской иконы Пресвятой Богородицы связана с местечком Сурдегис, расположенным в 28 километрах от литовского города Паневежис. 15 августа 1530 года недалеко от храма, на ключе, из которого окрестные жители брали воду, явилась икона. Один из свидетелей чудесного явления выстроил на месте обретения другую церковь в честь Живоначальной Троицы, в которой с тех пор икона и стала находиться. А ещё через 20 лет рядом с церковью был основан мужской Свято-Духов монастырь.

Под покровом Божией Матери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутные времена и господство иноверцев, хранили верность православию. Католики и униаты неоднократно пытались захватить монастырь, разогнать монахов и даже забрать чудотворную икону, но по молитвам иноков Божия Матерь разрушала планы злоумышленников.

Как-то отнятый у православных святой образ привезли в Трашкунский католический монастырь бернардинов, но, когда икону внесли в костёл, лик Божией Матери стал невидим для присутствующего народа, а у похитителей перекосило челюсти.

Бернардинский настоятель, видя это знамение, тут же отправил икону крестным ходом обратно в Сурдегский монастырь. Во время возвращения одна слепая женщина, приложившись к святыне, тут же прозрела. Монастырская летопись зафиксировала множество подобных исцелений.

В 1915 году, перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегскую икону Пресвятой Богородицы эвакуировали в Ярославль, и лишь в 1921 году она была возвращена в Литву. В настоящее время святой образ находится в каунасском Благовещенском соборе и по сей день являет чудеса.

Возведенный в 1895 году собор Архангела Михаила изначально был православный, до Первой мировой войны. Затем, когда город заняли немецкие войска, храм стал лютеранским. После окончания войны церковь перешла литовской армии, став католической. В 1938 году в ней установили орган. После Второй мировой войны, в церкви располагались: сначала школа, а потом тюремная больница. В 70-ее годы было решено сделать здесь филиал музея изобразительных искусств. И лишь в 1991 году храм был возвращен верующим. Каждое воскресенье в 16.00 концерт органной музыки.

Ниже по самой красивой улицы каунаса по названии Виленская, от собора и до реки Неман, множество красивых католических костёлов и имеется даже замок, оплот рыцарства. строительство относится к середине XIII века. Построен в стратегически важном месте — слиянии рек Немана и Нериса как опорный пункт в обороне против Тевтонского ордена. В настоящее время сохранилось около трети замка с двумя башнями. в 1362 году Тевтонский орден осадил замок и после упорной борьбы взял его и разрушил. В начале XV века замок был отстроен князем Витовтом.

Следующим городом, который мы посетили, стал польский Белосток. Город больших католических соборов. Белосток был удостоин посещения Папы Римского и много мест напоминает о этом факте.

Однако в Белостоке имеется аж 10 православных храмов, а потому Белосток можно назвать самым православным городом Польши. Самый главный храм города, Собор Св.Николая содержит в себе две православные святыни.
В этом соборе находится гробница с нетленными мощами маленького мальчика, который пострадал ещё в младенчестве, это мученик Гавриил Белостокский .

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей . Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.


Прямо через дорогу от собора находится Православный Духовный Центр с гостинничным комплексом. По-русски охотно общаются не только работники гостиницы, но и жители города, а в гостинном номере на стене висит православная икона.

В храме проходят очень красивые богослужения, много народа, чувствуется, что все знают друг друга, на службе даже в бутний день можно видеть детей и молодёжь.

Вторя святыня собора, это Белостокская икона Богородицы .

Прообразом для её написания была чудотворная Супрасльская икона Божией Матери.

Поначалу икона находилась в маленькой старой церкви в Белостоке. По завершении строительства Никольского собора в 1843-1846 годах икона была перенесена в собор и стала его главной святыней. В 1897 году перед ней молились царь Николай II Александрович и его семья.

В день празднования иконы по городу совершается большой крестный ход. В 1915 году икона была эвакуирована вглубь России, но в Польше осталось несколько её списков.

День празднования в Польской Православной Церкви: второй четверг по Пятидесятнице.


Вообще, я не думал ранее, что Белосток на столько красивый город. Я связывал Белосток с большим рынком, откуда в Прибалтику местные торговцы везут перепродавать товар. Но как оказалось в Белостоке есть и памятники, и музеи, и храмы и даже старинная усадьба Бровицких.

В городе красивые улицы, а так же до сих пор город украшен был рождественской элюминацией и на главной площади стоит огромная очень красивая ёлка.

Ещё в полумиллионным Белостоке очень интересная столовая, в ней 100 грамм еды стоит 3.90 злотых и не важно, положили вы туда кашу, салат или мясное блюдо, главное плати по весу!

В пределах 30 км. от города есть два православных монастыря.

Один из них Супрасльский, в котором хранится Супрасльская икона Богородицы .

Эта икона «Одигитрия» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных.

В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений.

Супрасльский монастырь перенёс немало трагических событий. После Брестского собора 1596 года, под давлением короля Зигмунда III, монастырь, несмотря на сопротивление его насельников, становится униатским. В 1839 году возвращён в лоно Православной Церкви. Особо пострадал монастырь во время Второй мировой войны, как от немецких, так и от советских войск. В феврале 1996 года, в результате неимоверных усилий православных поляков, решением Совета министров Польши монастырские постройки были переданы возрождённому в 1989 году православному монастырю в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

День празднования: 10 августа

К сожалению, самой иконе поклонится не удалось, собор находится на ремонте, да и отношение к поломникам не очень сердечные. Ворота монастыря постоянно закрыты и за сутки отводят только считанные минуты, два раза в день, чтобы можно было войти на территорию монастыря и то как мне показалось, лишь для того чтобы купить что-то в свещной торговой лавке. В собор не пускают, а в другой Церкви ощущение такое, что пол там годами не подметается от песка. И всё это это на таком фоне мирского сопровождающего, что мол "Пошли от сюда быстрее!". Второй бы раз я в тот монастырь бы не поехал . Да и православных я там не встретил, в гости приехали ксендзы, католические монахини и молодые пары католиков из Вроцлава и Кросно.

С Супральским монастырём связано имя и одного чтимого православного польского святого. Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился он в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, принял монашество с именем Онуфрий в Супрасльском Благовещенском монастыре (территория современной Польши) при его основателе игумене Пафнутии (до 1506). Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского монастыря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) святого Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее). На Афоне намерение Антония принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев, и он послушно исполнял свой монашеский обет. Однако по прошествии какого-то времени Антоний услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками (вероятно в македонском городе Серры), и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалоники, пришёл в храм Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращённый в мечеть в 40-х годах XV века) и начал молиться в ней во время мусульманского богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провёл 10 дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к турецкому градоначальнику, Антоний отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъярённый градоначальник приговорил святого к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашел вины в поступке инока. Приведённый на казнь, Антоний вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику и был убит ударом палицы. Чтобы пресечь поклонение христиан мощам новомученика, турки сожгли его тело, а прах развеяли.
Краткое житие со стихом вначале было написано, по всей видимости, в Супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины преподобномученика. Почитание Антония Супрасльского не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках. В монастыре удалось приобрести очень редкую иконку этого святого, которой нет даже в интернете, ровно как и священномученника и исповедника Василия Супрасльского убитого в старые времена инославными фанатиками.

Второй монастырь, это местечко Зверьки, то самое место, где покоилось толо зверски убитого младенца Гавриила до его прославления в лике святых и монастырб связан полностью с именем этого святого младенца.

В Белостоке вместо двух ночей пришлось провести и третью незаплонированную, а всё потому, что опоздали на автобус возвращаясь в Литву. Пока осматривали город и готовились к отъезду в 23.00, придя на вокзал мы неожиданно узнали, что вокзал с камерой хранения закрылся в 21.00. Честно говоря, это вызвало шок, т.к. билеты явно пропадали, как и литовский номер отеля. Пока разыскали охранника, который не спеша согласился нам выдать вещи, автобус уже ушёл. Пришлось в ливневый дождь на такси искать место дешового ночлега.

Я всегда, на протяжении уже лет 10 особенно сильно почитал молитвенно святого младенца Гавриила Белостокского и вот моя мечта сбылась съездить и поклониться его мощам, помолиться на трёх богослужениях у его гробницы. Может быть это он так быстро не отпускал меня назад... Остаётся в это верить чтобы скрасить эту неприятность.

Очень жаль, что автоперевозчик пассажирской фирмы Полония имея телефоны своих пассажиров, даже не поинтересовался судьбой своих "пропавших клиентов". В то же время на утро экипаж автобуса фирмы "Эколайн", позвонили аж 4 раза на мой не отвечающий телефон чтобы сообщить, что автобус Рига-Бонн проходящий через Белосток и Вильнюс опаздывает на 1 час. Сразу чувствуется забота о своих пассажирах .

В Литву мы всё же вернулись на следующий день. Дорога Белосток - Вильнюс занимает 6 часов на автобусе. Ну а наша последняя остановка путешествия, это был город Тракай .

Город расположен в 27 км к западу от столицы Литвы Вильнюса. В его окрестностях насчитывается 200 озёр. Тракай известен своим замком на острове между озёрами Гальве, Лука и Тоторишкес (лит. Татарское ).

Озеро Гальве, на котором находится 21 остров, имеет глубину 46,7 м и является самым глубоким в этом районе. Площадь озера Гальве — 3,88 км².

Численность населения Тракай составляет около 5400 жителей (60 % — литовцы, 20 % — поляки, а также русские, белорусы, караимы и татары). С 1991 г. население города сократилось примерно на 1300 человек.

Самая большая достопримечательность Тракая, это конечно же рыцарский замок на острове озера. Вход в замок более 5 евро. Именно здесь жили великие князья Литовские, когда Вильнюса ещё и в планах не было.


Сам замок находится в 2х км. от автовокзала. В Тракае есть православная Церковь Рождества Богородицы, которой насчитывается 150 лет. А по соседству чтоит католический костёл.

Костёл Явления Пресвятой Девы Марии (XV - XVIII в.) Это первый приходской костёл, построенный в 1409 г. при содействии Великого Литовского князя Витаутаса. Войны и пожары не раз его уничтожали. Перестроена в 1717 г. В главном алтаре висит икона св. Девы Марии с Младенцем. Считается, что икона чудотворна, ограждает от бед.



Сама Тракайская икона и Аглонская икона в Латвии обсалютно схожи. Правда, если смотреть на сами деревянные иконы сняв с них золочённые ризы. Ведь по преданию, Аглонская икона писалась, как точная копия с Тракайской иконы . Однако драгоценные ризы эти иконы делают различными.


В Тракае, эта икона очень почитаема как покравительница города и всей республики.

А ещё в Тракае живут Каримы у которых есть свой молитвенный дом называемый Кенасса.

Караимы попали в Тракай благодаря Витовту Великому, который привел около сотни караимских семей сюда в конце XIV века из Крыма для охраны. Сегодня в Тракае живут 70 каримов у которых можно вкусно покушать и сладко выпить, что я и сделал перед возвращением в Латвию.

Однако уехать из Тракая было не так и просто. После того как Литва перешла с лита на евро, то ли литовцы не хотят расставаться с литом, то ли не научились считать сколько дать сдачу, но продать мне билет до Вильнюса отказались под предлогом "нечем дать сдачу".

После небольшого но громкого конфликта, мне пришлось на литовскую несправедливость требовать вызывать посла родной страны , чтобы он разменял мне деньги на обратную дорогу . Сразу по улице забегали кассиры автовокзала, а деньги согласился менять шофёр рядом стоящего автобуса. Автобус меня терпеливо дожидался... (а может шофёр правда хотел на посла дождаться посмотреть) и с 10 минутным опозданием мы уехали из этого чудо-Тракая.

Поездка удалась не смотря на все трудности и переживания, ведь удолось поклониться множеству святынь, о которых честно говоря, перед поездкой я даже не знал о их существовании.

СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА

ВИЛЬНЮС - столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города - 394 км², население - 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).


Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).


Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.


В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган


В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение - инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской



В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.

КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.



КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.

КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича


Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.

КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.


Нынешнее здание - уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан - усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.


Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота - 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса


Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган




КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии - копия Остробрамской Божией Матери.





КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.


Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.


Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.


Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.


В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.


Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.



КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.


Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами - витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой - Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.


По своим размерам храм - одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа - более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.


Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»


Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.


В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).




Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Люстра костёла

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем

Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла - выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста - единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.


Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.

ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней - гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.


Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.


ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.



ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

Старый город Вильнюса, его еще называют старым местом (литовское название Vilniaus Senamiestis, польское - Stare Miasto w Wilnie) занимает лишь один район столицы Литвы. Именно этот район является старейшей частью города, сохранившей свою историю и архитектуру. Практически все улочки старого города полностью пешеходные, узенькие и вымощены брусчаткой и булыжниками.

В 1994 году старый город был внесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Будете в Вильнюсе, даже проездом, обязательно прогуляйтесь по улицам старого города, поверьте, будет что вспомнить, за одно познакомитесь с историей средних веков и более современного времени. К тому же, старое место литовской столицы признано одним из крупнейших в Восточной Европе урбанистических комплексов. Здесь перед вами предстанут красивые и просторные площади; узенькие и колоритные улочки; соборы и храмы - католические, лютеранские и православные; музеи, гостиницы, учебные заведения и жилые дома различных архитектурных решений - готика, ренессанс, барокко, классицизм и даже модерн.

Центральные улицы исторической части города усыпаны множеством различных кафе, пабов и ресторанов. Во многих из них можно отведать .

Именно в старом городе сосредоточены основные достопримечательности Вильнюса. Так что, приехав погостить в литовскую столицу, смело отправляйтесь в её историческую и культурную часть - старое място.

Старый город берет свое начало от самой знаменитой и значимой площади Вильнюса – Кафедральной площади .

На этой просторной площади разместились такие достопримечательности, как: Кафедральный собор Святого Станислава, колокольня у Кафедрального собора и памятник князю Гедимину, установленный в самом центре площади.

Неподалеку от площади расположена Замковая гора с Башней Гедимина. В башне находится Литовского национального музея, а на верхнем этаже - смотровая площадка.

За замковой горой раскинулся Горный парк, в котором размещен белоснежный памятник - Три Креста с очень интересной историей.

Обо всем этом - площади с её достопримечательностями, замке и парке мы рассказывали в статье ранее, ознакомиться .

Фото Кафедральной площади. Справа - Кафедральный Собор Святого Станислава и Святого Владислава, у собора колокольня, а прямо по центру - памятник князю литовскому Гедимину.

От этой площади берет свое начало центральная улица старого города - Пилес (Pilies) . Улицу еще называют Замковой улицей (Zamkowa), и не спроста, ведь как помним, она берет свое начало от Замковой горы. В советское время улица носила название Горького.

Ступая на улочку взору открывается «другой мир», столь отличный от привычных нам современных городов. Ты, как будто, делаешь скачек назад во времени. Вообще, мы питаем особую слабость к старым городам Европы, все они чем-то похожи друг на друга, но в тоже время в каждом есть свои очарование и изюминка.

Выходим к Костелу Святых Иоаннов . Полное название костела - костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста. Здание Костела входит в ансамбль Вильнюсского университета. Костел построен в стиле виленского барокко и является памятником архитектуры.

Рядом с Костелом Святых Иоаннов высится одно из самых высоких зданий старого города Вильнюса - пятиярусная колокольня . Костел и колокольня, долгое время оставались самым высоким сооружением не только старой части города, но и всего Вильнюса. Благодаря этому колокольня и Костел стали архитектурной доминантой панорамы Вильнюса.

Неспешно прогуливаясь дальше, выходим к небольшому палаточному базару с одеждой и сувенирами возле Пятницкой церкви или, как её ещё называют, Храма во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Это православная церковь, она была первым каменным христианским храмом в городе.

Вблизи церкви находится зеленая зона для прогулок и отдыха - сквер Konstantino Sirvydo . В сквере произрастает большое количество деревьев, установлены скамеечки для отдыха и работает фонтан.

Площадь довольно просторная, имеет треугольную форму. В центре площади размещены лавочки для отдыха и кафе, а вокруг сконцентрировано большое количество достопримечательностей.

Возводя новые здания, их так умело, а самое главное гармонично, вписывают в окружающую архитектуру, что не сразу обратишь на них внимания, а если не приглядываться, то вообще не заметишь и не отличишь от исторических строений прошлых веков. Молодцы литовцы, этому у них стоит поучиться.

Само название «Ратушная площадь» говорит само за себя, центральным строение площади является Городская ратуша .

Ратуша построена в стиле классицизма, поэтому так выделяется на фоне других зданий. В буквальном смысле ратуша, означает дом советов.

Недалеко от ратуши находится Костел Святого Казимира (Svento Kazimiero baznycia, koscioł Swetego Kazimierza). В настоящее время это римско-католический иезуитский неприходской костел. А вот с 1840 по 1915 годы костел был православным кафедральным собором Святого Николая.

В костеле проводят свадебные церемонии и регулярно проходят службы, по воскресеньям даже на русском языке. Русский язык для Вильнюса не удивление, все жители, кому за тридцать, хорошо говорят и понимают по-русски. Молодежь русский знает хуже, но объясниться всё же можно. Это не относится к работникам общественных заведений, все они, вне зависимости от возраста, говорят по-русски. Заходишь в ресторан, с тобой сначала здороваются по-литовски, потом по-английски, и если видят, что ты не понимаешь или начинаешь беседу на ломаном английском, то здороваются на русском. Ещё бы, ведь русских в городе очень много, русская речь доносится отовсюду.

Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь .

Церковь Пресвятой Троицы и базилианский монастырь, это действующий по сей день греко-католический храм во имя Пресвятой Троицы и бывший базилианский монастырь.

На фото ворота церкви

Всего через минуту пришли к Костелу Святой Терезы .

Костел Святой Тересы или Святой Терезии (литовское название Sventos Teresės baznycia, польское - koscioł Swiętej Teresy) является приходским римско-католическим костелом. Выполнен в стиле барокко.

И снова мы выходим к Церкви. Церковь Святого Духа . Этот храм в честь Сошествия Святого Духа к апостолам, является важнейшим православным храмом Литвы, памятником истории и архитектуры.

Вообще церквей и костелов в старом городе Вильнюса настольно много, что мы не интересовались всеми, а останавливались у самых внушительных, красивых или просто понравившихся.

Вот мы и прошли весь старый город по его центральным улицам. Вышли к Остробрамским (Аусрос, Аушрос) воротам, через которые можно выйти за пределы старого города или наоборот зайти в старый город, смотря с какой стороны начинать прогулку.

Это единственные сохранившиеся ворота от когда-то окружавшей весь город городской стены.

Ворота Острая брама или Вострая брама (литовское название Ausros Vartai, польское - Ostra Brama) являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объектом туризма и религиозного паломничества, к тому же памятником истории и архитектуры. В русской речи иногда эти ворота называют - Святые Ворота.

Над воротами выстроена часовня, на которой можно видеть чудотворный образ Божией Матери Остробрамской.

Но наша прогулка на этом не заканчивается. Мы ещё прогуляемся по центральным улочкам старого места и просто полюбуемся его прикрасами.

Церковь Святого духа, Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов – это главный православный храм Литвы, который находится в старой части Вильнюса. Построена церковь в 1638 году, а затем, после пожара 1749 года реконструирована, по проекту известного представителя школы вильнюсского барокко Йонаса Криступаса Глаубица.

Первоначально, в 1597 году на этом месте была построенная деревянная церковь, на средства двух верующих сестёр Феодоры Волович (жены брестского воеводы) и Анны Волович (жени смоленского воеводы). Позже церковь, стала убежищем для православного Свято-Троицкого братства, которое незадолго до этого утратило свою Свято-Троицкую церковь, перешедшую к униатам. В 1634 году, по указу короля Владислава IV, на месте старого деревянного построили новый каменный храм Святого Духа с главным престолом. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Вильнюсская Церковь Святого Духа – это единственный православный храм в Литве, построенный с соблюдением планировки, в виде латинского креста, характерного для барочных костёлов. Интерьер церкви украшен лепниной и скульптурой из стюка, высококачественной смеси гипса и мрамора, что является несвойственным для православных церквей. В центре храма Святого Духа в роскошном реликварии хранятся мощи трех православных святых: Антония, Иоанна, и Евстафия. Орган храма, установленный в 1776 году Адамом Каспарини, считается самым старым во всей Литве. Под храмом расположен легендарный лабиринт, который состоит из 9 готических подвалов, самый длинный из которых насчитывает 33 метров в длину.

Пятницкая церковь

Первым каменным христианским храмом в городе Вильнюс считается православная Пятницкая церковь. Она располагается на перекрестке улиц Большой и Замковой, в старой части города. Эта церковь стала известной благодаря тому, что здесь российский император Петр Великий, во время Северной войны, проводил благодарственный молебен в честь победы над Карлом XII, королем Швеции. Также в некоторых источника упоминается, что храму были подарены знамена, захваченные у шведов. Еще одним знаменательным событием в истории этой церкви является крещение арапа Ганнибала, который был прадедом А. С. Пушкина. Все эти события написаны на мемориальной табличке около входа в храм.

Из древних источников известно, что в старые времена на месте этой церкви было расположено языческое капище Рагутиса - литовского бога пьянства и веселья. Но по указу супруги князя Ольгерда - Марии Ярославны, оно было разрушено, а на его месте возведен православный храм по подобию древних киевских церквей.

За время своего существования храм неоднократно страдал от пожаров и ограблений, но, не смотря на это, в нем сохранился старинный резной иконостас, выполненный из дерева, а также множество икон 15 и 16 веков. В данный момент службы в церкви ведутся только по воскресеньям и на литовском языке.

Церковь Св. Николая

Церковь Святого Николая или Церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца - самая старая, из сохранившихся в Литве православных церквей.Церковь была построена в XIV веке немецкой общиной и находится на улице Диджиойи в Вильнюсе.Церковь построена в стиле кирпичной готики, а интерьер церкви был несколько раз полностью усовершенствован.

Церковь названа в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В 1740 году после пожара церковь была сильно разрушена и вскоре была восстановлена в стиле барокко. В 1860 году по инициативе генерал-губернатор Вильнюса Михаила Муравьева, церковь была перестроена в «русско-византийском стиле». Слева от входа была пристроена Михайловская часовня Архангела, в ознаменование победы над польским восстанием. По бокам входа в часовню, на стенах расположены мраморные мемориальные таблицы, на которых написана краткая история церкви. Внутри часовни мозаика изображает архистратига Михаила, на стенах - иконы в киотах из резного дуба. На стене главного фасада над главным входом помещено изображение Николая Чудотворца.

Церковная колокольня в стиле барокко была достроена в XVII веке. На стене колокольни - изображение святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь святой Параскевы

Церковь святой Параскевы, основанная в 1864 году, считается первым каменным христианским храмом в Вильнюсе и находится на перекрёстке улиц Пилес, Диджёйи и Латако.

Церковь святой Параскевы, известная также как Пятницкая церковь, является достаточно небольшой. Она построена в неовизантийском стиле архитектором Николаем Чагиным.

Известна она главным образом тем, что именно здесь Пётр I отслужил благодарственный молебен за победу во время Северной войны над шведским королём Карлом XII.

Также церковь является одним из пушкинских мест в столице Литвы. Когда-то Петр I крестил в ней арапа Ганнибала, который стал прадедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


Достопримечательности Вильнюса

Поделиться