Православный телефон доверия. Церковный этикет Вопросы священнику по сотовому телефону

В марте этого года священники Русской Православной Церкви стали дежурить на горячей линии телефона доверия для онкобольных. О том, каким образом это происходит и о чем чаще всего спрашивают звонящие батюшек, мы решили узнать у протоиерея Андрея Близнюка, куратора группы дежурных священников, клирика московского храма святителя Николая в Кузнецах.

Протоиерей Андрей Близнюк

Бесплатный телефон доверия для больных онкологическими заболеваниями и их родственников (8-800-100-0191) был открыт группой частных лиц в июне 2007 года, с 2009 года он работает в рамках некоммерческой организации«Проект СО-действие» . Специалисты, работающие над проектом, по итогам четырехлетней деятельности сделали вывод: 20% звонящих просят ответов на духовные вопросы – о смысле жизни, о смысле своей болезни, о смысле страданий и о вере в Бога. Тогда появилось решение обратиться за помощью к Русской Православной Церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана группа священников (20 человек), которые прошли специальную подготовку и теперь принимают звонки горячей линии.

— Схема нашей работы проста, — рассказывает отец Андрей. — Со священниками, которые дежурят в определенный день, связывается специалист горячей линии и спрашивает, можем ли мы сейчас поговорить с человеком, у которого есть вопрос. Затем соединяет нас, и все – беседа происходит. Обычно на дежурстве — три священника из группы, но если по какой-то причине кто-то из них не может в данный момент говорить, звонок переходит к другим батюшкам.

Звонить на горячую линию «СО-действия» можно из любой точки земного шара: по словам отца Андрея, поступали звонки из Америки, из Африки, из Сибири: Братска, Иркутска, других отдаленных от столицы населенных пунктов, — в общем, отовсюду. Телефонный звонок абсолютно бесплатный – разговоры могут ведь длиться очень долго, вопросы обсуждаемые очень серьезны.

— Звонят не только сами больные – помощь нужна и их родственникам, которые не понимают, что происходит, впадают в тоску, у которых нет возможности поговорить с кем-то, кто разделит их боль.

Люди ищут утешения – за этим и звонят по большей части. Кто-то не может прийти в храм по каким-то причинам – стесняется, не знает, когда это лучше сделать, с чего начать разговор с «живым» батюшкой – а по телефону психологически проще. Бывает, что звонят люди, у которых поблизости просто нет православного храма и которых интересуют конкретные вопросы: например, как подготовиться к исповеди, Причастию, как правильно проводить усопшего в последний путь или облегчить переход от жизни к смерти.

Но чаще всего батюшки объясняют звонящим, как правильно нужно воспринимать смерть, уход близкого человека за неведомую черту:

— Часто люди в панике от того, что грядет скорая разлука и общение с любимыми прекратится – мы объясняем, что общение может быть иным, что смерти нет, она похожа на сон. В основном, об этом разговоры идут, — говорит отец Андрей. — Бывают, что необходимо просто теплое участие, а не рассказ об азах Православия. Простые слова утешения людям (по их собственному признанию) очень помогают. Современный человек так закрыт и одинок, что и недолгий разговор по душам может стать облегчающим и жизнеутверждающим.

В России несколько миллионов онкологических больных. В год несколько десятков тысяч умирают от рака и многие умирают в отчаянии, не примирившись с болезнью, с Богом. И помочь избежать этого может Церковь.

— Многие думают, что болезнь – это наказание, но на самом деле болезнь – это посещение Божие , — объясняет отец Андрей. — Когда человека настигает тяжелый недуг, он так или иначе переосмысляет свою жизнь. Те, кто идут к Богу за помощью, в храм, примиряются с собой, с близкими, перестают грешить. Болезнь – это благо, но многие об этом даже мысли допустить не могут. И подвести к пониманию этого, не допустить, чтобы человек попал в ад, чтобы ушел в злобе и грехе, – наша миссия.

Как сообщил отец Андрей, вданный момент по благословению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона , председателя Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, готовится к открытию церковная горячая линия, которая будет действовать в пределах Москвы. Сейчас решаются последние организационные вопросы. Сюда смогут звонить люди для разрешения любых своих духовных вопросов, и не только связанных с болезнями:

— Например, пришел человек с какой-то бедой в храм не вовремя, когда храм уже закрыт, – и что делать? В этом случае можно будет просто набрать номер и поговорить со священником и церковным психологом.

На самом деле, телефон доверия – изобретение христианское. Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весенней ночью 1906 года протестантского священника Гарри Уоррена, который жил в Нью-Йорке, разбудил звонок. Он услышал в трубке: «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация», но ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Утром священник узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, отец Гарри дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».

В середине XX столетия первый телефон доверия заработал в Лондоне. Его открыл англиканский священник Чад Вара, который прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что погибшим людям не с кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал объявление в газету с номером своего телефона и приглашением поговорить. Вскоре его телефон раскалился от огромного количества звонков. С тех пор телефоны доверия работают во всем мире, поддерживая людей в различных трудностях и сложных ситуациях. Работает и телефон доверия для онкобольных, которая может стать для любого позвонившего горячей линией примирения с Богом.

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте".

Сам же священник, представляясь, должен сказать: "Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров", "Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать: "Я - отец Михаил Сидоров".

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - или протоиерей, или иерей, серебряный - иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче") .

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее".

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: "Братья и сестры". Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: "Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи Божией", "Ангела хранителя" и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: "Здравствуйте", но строят начало разговора так: "Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка" - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: "Благословите". Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной – звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».

Десять батюшек и один телефон

Полное название этой службы – епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
– Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, – рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

– Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, – рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. – Категории очень разные – и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

– Однажды нам позвонили из Испании, – говорит отец Виталий. – Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации – «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, – анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

– Мы не просим человека называть имя, – продолжает отец Виталий. – Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует

Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках – как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

– Иногда и довольно сложные вопросы бывают, – говорит о. Виталий. – Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

– Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, – считает Наталья Пендюрина. – Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем – серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне – время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Алло, это исповедь?

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь – это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников – если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

– Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. – Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

– Это очень помогает в работе, – объясняет Наталья Пендюрина. – Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

– Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, – улыбается отец Виталий. – У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.

В Москве заработала горячая линия скорой духовной помощи. Телефон священника 542-0000
Каждый москвич теперь может посоветоваться со священником, не заходя в храм и не разыскивая батюшку. Для этого достаточно только позвонить. 28 иереев и 8 диаконов готовы отвечать на ваши вопросы. Организатор горячей линии - Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
«Дежурные духовники» не собираются вместе, они находятся в разных частях Москвы, на разных телефонах, и операторы службы «Милосердие» переключают тех, кто обращается за советом, на свободного батюшку. «Звонков очень много, с первых же дней телефоны раскалились, - говорит пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности Василий Рулинский. - Операторы не всегда справляются с таким потоком, поэтому иногда человеку приходится ждать, пока на его звонок ответят».
Горячая линия многим позволяет преодолеть психологический рубеж, который иногда возникает у нецерковных людей. Им хочется пообщаться с батюшкой, но страшновато даже зайти в церковь: как там себя вести мне, неверующему, не будет ли это кощунством?
«Иногда из-за всяких стеснений и опасений люди откладывают свой разговор со священником на годы, - рассказывает участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. - Мы сами сделали шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди часто нет времени поговорить по душам, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в доверительной беседе».
У отца Андрея уже есть опыт духовного общения по телефону. С марта этого года он вместе с группой священников-добровольцев дежурил на телефоне доверия для онкологических больных. За это время стали очевидными две вещи: первое - такая помощь востребована, второе - священнослужители могли бы помогать и большему количеству людей. В итоге родилась идея организовать специальную православную горячую линию.
«Мы хотели сделать её общероссийской, но потом решили для начала опробовать проект на уровне столицы, - говорит куратор проекта Полина Юферева. - Информация об этом появилась в прессе, на телевидении, мы размещаем её в центрах социальной адаптации, больницах, онкологических диспансерах - везде, где люди страдают и порой остаются одни».
Клирики, отвечающие на звонки, - люди, подготовленные не только своей пастырской практикой. Они участвовали в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие», а также прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций в рамках курсов МЧС.
Новую инициативу поддержали специалисты Московской службы психологической помощи населению. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, - говорит заместитель начальника отдела «Телефон неотложной психологической помощи 051» Иннокентий Постников. - Если у верующего человека возникают мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убеждённого атеиста. Однако иногда у меня возникает чувство, что вопросы, с которыми ко мне обращаются, находятся за пределами моей компетенции. Мы психологи и не являемся специалистами именно в духовной помощи».
По его словам, если сотрудники службы чувствуют, что человека нужно направить на беседу к священнику, то они стараются использовать и этот ресурс: предлагают ему зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдёт ли человек до храма, найдётся ли именно в этот день у священника время для неспешной беседы, неизвестно. Поэтому, как считают сотрудники службы, телефон, по которому батюшка ответит «здесь и сейчас», более чем востребован.
- К священнику можно обращаться с любым вопросом. Не надо только просить о совершении таинств (по телефону нельзя отпускать грехи) и не надо пытаться заказывать требы (для этого лучше сходить в ближайший храм), - говорит пресс-секретарь Василий Рулинский.
- А есть ли смысл звонить по этому телефону совсем неверующим?
- Звонить имеет смысл всегда, потому что любой неверующий может стать верующим. Если у человека, который даже ни разу не заходил в храм, появилась потребность поговорить со священником, надо звонить.
Телефон справочной службы «Милосердие» 542-0000, время работы с 12.00 до 22.00 без выходных (с перерывом на вечер субботы)

Поделиться