Строение атмосферы Тропосфера км. Воздух нагревается инфракрасным излучением земной поверхности. Температура падает на 6* на каждый км. Стандартная атмосфера соответствует температуре воздуха 15*С, ОВ-0%, АД- 760 мм рт. ст. Формируются погодные явления. Стратосфера км. Озоновый слой. Нет водяного пара, не образуются облака.
Т Мезосфера км. Озон поглощает ультрафиолетовое излучение, защищая жизнь на поверхности Земли. Термосфера км. Температура увеличивается с высотой за счёт реакции разложения озона. Ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца ионизует молекулы воздуха. Поэтому термосферу называют ионосферой. От ионосферы отражаются радиоволны. Становятся преобладающими водород и гелий. Наблюдаются полярные сияния.
Экзосфера. Свыше 800км. Молекулы движутся с огромными скоростями, иногда улетая в межпланетное пространство. Основные слои атмосферы разделяют промежуточные: тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза. В мезопаузе, на высоте 85км, находится температурный минимум. Здесь же наблюдаются серебристые облака.
?
Озон и озоновые дыры Земная атмосфера не пропускает жёсткое коротковолновое излучение. Газом, поглощающим ультрафиолетовые лучи, является озон. Толщина озонового слоя 20м, располагается на высоте км (?). Из-за ухудшения экологической обстановки (выброса в атмосферу фреона) его количество резко уменьшилось над Антарктидой и некоторыми другими районами Земли.
Парниковый эффект Углекислый газ задерживает, отражаемые Землёй, тепловые лучи. Вследствие этого у поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей парника, температура поддерживается примерно на одном уровне. Считают, что к 2100 г. содержание СО 2 в атмосфере удвоится, а это приведёт к повышению температуры поверхности Земли на 2-4 ГРАДУСА. Это очень много. Такое повышение может вызвать разные последствия. Подумай какие?
Значение атмосферы Земля плавает в воздушном океане, а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые. К. Фламмарион, французский астроном 19 века. Воздух необходим живым организмам. Одному человеку в сутки требуется 11 тыс. литров воздуха. Защищает планету от метеоритов. Спасает жизнь от губительного ультрафиолетового излучения. Сохраняет температурный режим планеты.
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»
Учитель: Соломина И.И.
Тема учебного занятия: Атмосфера: состав, строение, изучение.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок, построенный с использованием элементов поисковой, проблемной и проектной технологий.
Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Сформировать у учащихся представление о строении и изучении атмосферы, о составе воздуха.
Развитие навыков работы с текстами учебника и слайдов.
2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и
развитие восприятия, памяти, мышления.
3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде, стремления к познанию мира.
Оборудование:
1. Компьютерный класс (локальная сеть);
2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.
Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013.
3. Мультимедиа курс «География 6 класс».
4. Интерактивное приложение по географии. 6-7 класс.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Атмосфера: состав, строение, изучение», 30 слайдов, составитель Соломина И.И.
Речевая разминка. Деятельность учителя.
Демонстрация слайда №2. Четко произнести названия материков, затем океанов.
Демонстрация слайда №3. Какие оболочки окружают нашу планету? Из чего они состоят?
Деятельность ученика. Работают со слайдом №3.
Литосфера - самая твердая оболочка, состоящая из горных пород.
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Атмосфера - оболочка, состоящая из воздуха.
Биосфера - оболочка, образованная живыми организмами.
Деятельность учителя. Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.
Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.
Деятельность ученика. Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них - это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя - мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук - это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №4. Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.
- Атмосфера и её границы.
- Состав.
- Строение.
- Значение.
- Изучение.
Демонстрация слайда №5. Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника. (Корректирует неточные ответы).
Нижняя граница атмосферы ….
Верхняя граница атмосферы …
Что удерживает атмосферу около Земли?
Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?
Деятельность ученика. После работы с учебником зачитывают ответы.
Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.
Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.
Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.
Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.
(В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.
Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.
Деятельность ученика. Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.
Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291
Деятельность ученика. Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.
Характерный признак |
Тропосфера |
Стратосфера |
Верхние слои атмосферы |
|
Толщина слоя 18 км. |
||||
Простирается до высоты 50 км. |
||||
В составе преобладает водород. |
||||
На высоте 20-30 км температура повышается. |
||||
Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным. |
||||
В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ. |
||||
Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км. |
||||
Содержится газ озон. |
||||
Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры. |
||||
На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С. |
||||
Возникает полярное сияние. |
||||
Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи. |
Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-5 ошибок - «3»
6 и более ошибок - «2»
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.
Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.
- Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
- Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
- Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
- Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).
Деятельность ученика. После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.
Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток - в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).
Инструкция №1
Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.
Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.
Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.
На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.
Инструкция №5
Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см 2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.
Деятельность ученика.
Ответы: №1- барометр; №2 - гигрометр; №3 - термометр; №4 - флюгер; №5 - осадкомер.
После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.
Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.
Деятельность ученика.
Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.
Какая температура будет на высоте 6000 метров?
- 6000: 1000 = 6 (6 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
- 6 × 6 = 36 (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
- 36 - 36 = 0 (градусов)
Ответ: 0°С
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.
Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.
- Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
- Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.
Деятельность ученика.
Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.
- Изучить §35, подготовить пересказ.*
- Ответить на вопросы 1-3**
- Повторить термины.
- Составить рассказ по рисунку 67.
Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)
Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте
10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?
- 10000: 1000 = 10 (10 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
- 10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
- - 60 + 10 = - 50 (градусов)
Ответ: - 50°С
Слайд №26. Так выглядит радиозонд.
Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.
«География Равнины» - Наносные (Индо-Гангская низменность. Равнины по форме поверхности. А.И.Соловьев. Сравните две равнины. Равнины. Остаточные (Казахский мелкосопочник). Горы. Равнины по высоте. низменности (до 200м) Западно-Сибирская Амазонская. Равнины по происхождению. Первичные Прикаспийская низменность. плоскогорья (выше 500м) Средне-Сибирское Декан.
«Рельеф суши» - Виды гор по высоте: При образовании гор наиболее активны внутренние силы Земли. Описание равнин и гор суши по карте. Горная страна – группы горных хребтов, разделенных межгорными долинами. Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши с большими перепадами высот. Равнины суши. Горы суши.
«Строение атмосферы» - Географическая оболочка. Строение АТМОСФЕРЫ. Ларшина Оксана Олеговна. Литосфера + Гидросфера + Атмосфера + Биосфера. Сегодня на уроке мы узнали. Состав АТМОСФЕРЫ. География. Оставшийся 1% приходится на все остальные газы. Атмосфера защищает нашу планету от многих воздействий из космоса. Озон поглощает ультрафиолетовую радиацию Солнца.
«Формы земной поверхности» - Серебристой бахромой На ветвях висит зимой. Кучевые. Холм – возвышение на равнине высотой в среднем от 10 - 20 до 200 м. Очутился я в диком, тёмном и сыром ущелье. Группа звёзд. Как люди борются с оврагами? Озорник, а не уймёшь. Планета. 2. Равнина – местность, на которой нет ни больших возвышений, ни глубоких понижений.
«География Вулканы» - В настоящее время на земном шаре выявлено свыше 4тыс. вулканов. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи. Основной целью работы является исследование вулканов и вулканизма. Цель: Подавляющее большинство вулканов расположено в экваториальной, тропической и умеренной областях.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Атмосфера: строение, значение, изучение».
ЦЕЛИ УРОКА: - Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы; - Познакомить с исследованием атмосферы; - Развивать умения и навыки работы с текстом учебника, рисунками, картами, тестовыми заданиями; - Использовать Интернет-ресурсы на уроке; - Воспитывать любовь к родному краю.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Состав атмосферы. Воздух - смесь газов. Каких?
Все живое дышит кислородом!
1. Какого газа содержится больше всего в атмосфере? 2. Сколько процентов кислорода в атмосфере? 3. Какие газы составляют 1% атмосферы?
Строение Атмосферы
Основные свойства: ТОЛЩИНА ПЛОТНОСТЬ СОСТАВ ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ЯВЛЕНИЯ
Назовите слои атмосферы? Какой слой над хутором Майорский сильно загрязнён? Где встречаются серебристые облака? В каком слое содержится 80% воздуха? В каком слое атмосферы небо черное? Из какого слоя атмосферы выпадают снег, дождь? Какие явления и процессы происходят в верхних слоях атмосферы? ВОПРОСЫ
Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере?
ВЫВОД: - Температура понижается на каждый километр высоты примерно на 6º.
РЕШИ ЗАДАЧУ! 1 вариант: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30ºС, а у поверхности земли +12ºС? 2 вариант: Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36ºС? Высота Памира 6 км.
ПРОВЕРИМ! 1 вариант: на 7 км. 2 вариант: 6ºС
Значение атмосферы: Зонт – Парник – Лес – Озон - От космических частиц пыли и метеоритов Пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла Необходим для дыхания всем живым организмам Предохраняет от вредного ультрафиолетового излучения
ВЫВОД: Атмосфера необходима нашей планете. Жизнь без нее была бы невозможна.
Задания по закреплению материала. Игра «Что за цифра?» 2000 км - толщина атмосферы. 78 % - азот. 6ºС - понижение t на каждый км. 21 % - кислород. 1 % - прочие газы. 17 км - толщина тропосферы над экватором. 50-55 км - верхняя граница стратосферы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 35, вопросы и задания на стр.108. Провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения температуры в течение дня, начиная с 8.00 до 20.00, через каждые 2 часа. Сообщение «Экологические проблемы своей местности» Рабочая тетрадь, стр.61-62
Кислород (21%)
Азот (78%)
Воздух – это смесь газов.
Углекислый газ
Водяной пар,
примеси
Необходим для дыхания,
поддерживает горение
Кислород
Необходим для жизнедеятельности
растений
Азот
Необходим для роста и жизни растений,
участвует в обогреве Земли
Углекислый газ
Потребитель кислорода,
поставщик углекислого газа
Поставщик кислорода,
потребитель
углекислого газа
растения
Человек и животные
Верхние слои атмосферы
стратосфера
тропосфера
Загрязнение атмосферы
5 млрд. т углекислого газа ежедневно
выбрасывается в атмосферу Земли.
1.В составе воздуха больше всего газа
А)кислорода
Б)азота
В)углекислого газа
2.Кислорода в воздухе
А)33%
Б)78%
В)21%
3.Слой газа,предохраняющий Землю от ультрафиолетовых лучей
А)озон
Б)углекислый газ
В)азот
4.Газ, в составе воздуха, который поддерживает горение
А)кислород
Б)азот
В)углекислый газ
5.Поставщик кислорода
А)человек и животные
Б)растения
В)животные и растения
6.Температура воздуха в тропосфере с высотой …
А)понижается
Б)повышается
В)не изменяется
Проверяем
- - Б 1 ОШИБ- «5»
2. – В 2 ОШИБ- «4»
3. – А 3 ОШИБ «3»
4. – А
5. – Б
6. – А
- 1) Этого почти не видно.
- 2) Его много в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
- 3) От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
- 4) Это могут собрать на свои зеленые листья зеленые растения.
- 5) В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
- (газовые отходы)
- 1) Это всегда черного цвета.
- 2) Она выделяется при горении.
- 3) У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
- (сажа)
1.Изучить параграф 27,отвечать на вопросы в конце параграфа;
2.Знать новые понятия.