Презентация на тему божественный пантеон древних славян. Презентация "Славянские боги" по истории – проект, доклад. Но не одни строгости царили в славянской избе

Современные школьники очень плохо знают славянскую мифологию и традиционную русскую культуру. В последнее время в учебном плане школ появляются предметы, направленные на изучение основ православной культуры: “Истоки”, история мировых религий, “Духовное краеведение Подмосковья”. Это, безусловно, отрадно и крайне необходимо. Но горькой истиной является то, что в головах наших детей царит полный мировоззренческий хаос и при слове “бог” у каждого возникают свои ассоциации. Четкого представления о вере современных людей и вере наших предков у школьников нет, а это незнание мешает эффективному изучению всех гуманитарных предметов.

Однажды я попросила учеников 5–9-х классов назвать имена известных им богов. Дети назвали лишь Зевса, Иисуса Христа и Аллаха, потом вспомнили Перуна (наверно, потому, что его имя упоминается А.С.Пушкиным в “Песни о вещем Олеге”). Глубоко уверена в том, что, прежде чем начинать преподавание в школе основ православной культуры и истории мировых религий, следует познакомить детей с традиционной русской культурой, существовавшей до крещения Руси, и с дохристианскими верованиями славян. Ведь еще до принятия христианства наши предки создали богатую и неповторимую культуру, мифологию и фольклор. В 5-м классе школьники на уроках истории изучают мифы Древней Греции, которые представлены и в программе литературного образования. А о славянской мифологии упоминается мало и вскользь, а ведь она была не менее богатой и интересной. Предлагаю вниманию коллег конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Это может быть урок литературы либо истории в 5–6-х классах, который проводится до или после изучения мифов Древней Греции.

Ход урока

1. Выявление потребности в изменении и исследовании.

В начале урока беседую с учениками о том, что такое вера и зачем она нужна человеку. Далее выясняем, в каких богов верило и верит человечество. Прошу детей назвать имена известных им славянских богов. Называют 2–3 имени. Спрашиваю, почему древнегреческих богов они знают лучше, чем славянских. Отвечают, что об этом не рассказывают на уроках, а сами они мало читали литературы по славянской мифологии. Мой следующий вопрос: “А хотели бы вы знать о том, каким богам поклонялись наши древние предки? Во что верили? Какие мифы складывали?”. Безусловно, дети ответят утвердительно. “А зачем вам нужны эти знания?” – спрашиваю. Ответы учеников (“Интересно”, “Хочу знать традиции народа”, “Чтобы глубже понимать культуру своего народа, родной язык, русский фольклор” и т.п.) дают возможность сформулировать основополагающую идею о необходимости более глубокого изучения славянской мифологии с целью приобщения к истокам и традициям национальной культуры.

2. Определение и фиксирование цели проектной деятельности.

Вместе с учащимися формулируем и записываем на доске и в тетрадях тему и цель проекта. Выбираем вид проекта – информационный.

Тема: “Пантеон славянских богов”.

Цель: Приобщение к истокам и традициям национальной культуры.

Далее вместе с детьми обсуждаем, какие конкретные учебные задачи будут стоять перед нами. Ставим учебные задачи проекта и фиксируем их в тетради либо на доске, чтобы по окончании работы проверить, выполнены ли они.

3. Постановка учебных задач проектной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Изучить соответствующую литературу, выписать имена славянских богов, узнать, чему и кому покровительствовал тот или иной бог и как его представляли люди.

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность, эрудицию, творческие способности детей.
  • Расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к истории и культурным традициям русского народа, желание их изучать и сохранять.

4. Определение основных идей проекта и инструментария

.

Поставив цель и определив задачи проектно-исследовательской деятельности, приступаем к обсуждению того, что и как мы будем делать: где искать материал, как его обрабатывать, какой готовый продукт мы можем получить и где его можно использовать. В результате обсуждения дети приходят к решению, что для работы им понадобится специальная литература по славянской мифологии (ее учитель может подготовить заранее) и Интернет-ресурсы. Далее учащиеся обсуждают основные идеи проекта. Так как пантеон славянских богов достаточно многочислен, следует их как-то систематизировать и классифицировать. Допустим, главные и второстепенные боги. Или добрые и злые боги. Или боги-мужчины и богини-женщины и п.п. Также учащиеся определяют, как они будут работать: индивидуально, в парах, в группах. Оптимальный вариант – групповая работа, когда класс делится на группы по 3-4 человека и каждая группа выполняет свое задание, результат которого складывается с результатами других групп.

5. Определение видов деятельности.

На данном уроке основными видами деятельности детей будут следующие:

  1. Изучение справочной литературы и материалов Интернета.
  2. Составление краткого связного рассказа о том или ином славянском боге.
  3. Художественное изображение бога на бумаге.
  4. Обобщение “Какое место занимал этот бог в пантеоне славянских богов и в жизни древних людей?”.
  5. Презентация собранного материала классу.

Для выполнения групповой работы ребята распределяют роли: кто будет добывать информацию по Интернету, кто будет работать со справочной литературой, кто ее анализировать и систематизировать, кто представлять выводы, кто создавать иллюстрацию и т.п.

6. Прогнозирование результатов проектной деятельности.

Прежде чем приступить к созданию данного информационного проекта, обсуждаем, какой продукт нашей деятельности мы хотели бы получить, что мы можем изготовить, чтобы сохранить результаты нашего исследования. Дети предлагают разные варианты готового продукта:

  • Информационный стенд для кабинета, где будут представлены сведения о славянских богах и их изображение.
  • Дидактический материал для уроков истории и литературы.
  • Краткий словарь “Славянские боги”, распечатанный на компьютере для каждого ученика.
  • Новая глава в учебник истории или литературы.
  • Видеофильм, видеогазета.
  • Устный журнал для представления его младшим школьникам.

7. Выполнение работы.

На уроке работа выполняется в группах. Каждая группа работает над своей темой. Учителю отводится роль консультанта. Если работа выполняется на уроке, когда время ограничено, учитель может распределить задания по группам сам.

Если работа выполняется индивидуально дома, то ученик может получить либо конкретное задание, либо сам отобрать материал по желанию. Также учитель может представить список славянских богов на доске, а дети отбирают понравившиеся им имена и разрабатывают их.

8. Презентация итогов работы.

По окончании исследования ученики представляют классу итоги индивидуальной или групповой работы. Учащиеся слушают, задают вопросы. Ученик–художник представляет свой рисунок и обосновывает его. Результаты исследований закрепляются на классной доске, а дети фиксируют в тетрадях учебную модель.

9. Создание учебной модели проекта.

Какой будет учебная модель, представляющая пантеон славянских богов, зависит от того, какой принцип классификации и типизации материала изберут дети. Но в любом случае получается определенная целостная система, в которой учебный материал о каждом боге представлен единообразно. Например: имя славянского бога, сфера его покровительства, представление о его внешнем виде, как ему поклонялись и как его задабривали и т.д.

10. Рефлексия деятельности.

Школьники проводят самоанализ учебной деятельности. Отвечают на вопросы: какая группа или какой ученик лучше других справились с заданием, за счет чего это получилось, что не удалось сделать и почему.

11. Подведение итогов.

Подводя итоги работы, спрашиваю детей:

– Ребята, вспомните, какие цели и задачи ставили мы перед нашим уроком-проектом. Выполнили ли мы их?

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились, что поняли?

Главная мысль, которую вынесут дети с урока, заключается в том, что славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, что каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.

12. Практическое использование созданного продукта.

В кратком виде собранный материал может быть представлен в форме следующей учебной модели:

Пантеон славянских богов

Имя божества Богом чего являлся Кому и чему покровительствовал В каком облике представлялся людям
Святовид Главный бог поднебесья, бог света Хранитель всего мира, его порядка и гармонии Старец с четырьмя бородатыми головами на четырех шеях, ездит на белом коне Воздушным явлениям
Сварог Владыка Вселенной, родоначальник богов, бог огня Небу, солнцу, огню Старец с раскинутыми руками: одной управляет солнцем, другой – молниями
Велес Бог скота и богатого урожая, бог мудрости Зверям, животным Медведь
Дажьбог Бог солнца Пахарям и сеятелям, а также свадьбам Высокий юноша со светлыми волосами в лучах солнца
Купало Бог лета, плодов, цветов Земным плодам Юноша в легких одеждах с венком на голове и цветами в руках
Дид Бог супружеской любви Прочной семье Молодой мужчина с двумя горлинками в руках
Дидилия Богиня женского плодородия Благополучным родам младенцам Молодая цветущая женщина, увенчанная драгоценными камнями
Лада Богиня красоты, любви, брака Любви, счастью, семье Красавица в розовом венке, держащая сына Леля
Мокошь Богиня судьбы, земли и плодородия Олицетворение Матери-Сырой Земли, покровительница женщин Длиннорукая, большеголовая женщина, прядущая шерсть
Перун Бог грозы, грома и молний, войны и битв Воздушным явлениям Старец в шлеме и кольчуге, держащий лук и огненные стрелы
Род Творец, создатель всего живого во Вселенной Видимому и невидимому миру Старец с толстой книгой в руках
Родомысл Бог мудрости и красноречия Законам, добрым советам Мужчина со щитом и копьем в левой руке, указательный палец правой руки уперся в лоб
Жива Богиня весны и животворящих весенних сил Оживлению природы, землепашцам, влюбленным, беременным женщинам и новорожденным детям Красивая молодая женщина, у которой в одной руке созревшее яблоко, в другой – колосья ржи и гроздь винограда. Рядом с ней всегда маленький ребенок.
Стрибог Бог ветров Истреблению злодеяний и злоумышлений Мужчина, стреляющий из лука
Услад Бог веселья, пиров, наслаждения Чувственному наслаждению Радостный юноша с кубком вина в руке
Числобог Бог времени Течению времени Существо с двумя лицами: лицо-солнце и лицо-полумесяц
Ярило Бог весеннего солнца, мужской бог любви, страсти и удали Силе, страсти людей, плодовитости растений и животных Красивый молодец на белом коне с ржаными колосьями в руке

С данным продуктом исследовательской деятельности школьников можно организовать разные виды работы на уроках литературы, русского языка, истории. Например, можно организовать исследование об упоминании славянских богов в произведениях русского фольклора и литературы. На уроках русского языка будет интересен этимологический разбор слов, связанных с именами славянских богов: услада, разъяренный, родить, уладить и т.п. Интересным и познавательным для школьников будет сравнительный анализ пантеона славянских богов с богами древнегреческими и древнеримскими, а также православными святыми. В голове современных детей полная неразбериха с этими богами, а предлагаемый вид работы даст им некоторую ясность. Можно предложить ученикам сопоставить основных славянских, греческих и римских богов. В результате может получиться небольшая таблица.

Славянский бог Греческий бог Римский бог
Святовид Уран Кронос
Перун Зевс Юпитер
Дажьбог Гелиос Апполон
Мокошь Деметра Церера
Лада Афродита Венера
Ярило Дионис Бахус
Жива Артемида Диана
Сварог Гефест Вулкан

Знакомство с пантеоном славянских богов, безусловно, вызовет у детей интерес ко всей славянской мифологии, и учитель может провести уроки и внеклассные мероприятия, посвященные мифам славян о сотворении мира и происхождении человека, духам потустороннего мира, народным играм, русскому народному костюму, календарной обрядности, традициям семейной культуры. Современные школьники должны осознать, что традиции народа надо знать и понимать, потому что они помогали людям жить, созидать и сохранять свою национальную неповторимость.

Использованная литература:

  1. Боги и люди Древнего Мира. Краткий словарь. Составитель – Федосеенко В.М. – М., 1994 г.
  2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 г.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 г.
  4. Каршинова Л.В. Мир и человек. – М., 2007.
  5. Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 г.

Славянские божества Род

  • Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.
  • Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания..
Сварог
  • Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание - камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня.
Велес
  • Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
Даждьбог
  • Среди даров Сварога людям были и его сыновья - Сварожичи. Первый из них Даждьбог - бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!» Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Идол его стоял на холме в Киеве. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
Перун
  • Перун - самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
  • У Перуна мысли быстры, Что захочет - так сейчас. Сыплет искры, мечет искры Из зрачков сверкнувших глаз
  • Родителями Перуна были Сварог и Лада Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.
Лада
  • Лада - славянская богиня любви и красоты. (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни - лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее - ладушкой.
Крышень
  • В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он - один из главных. Напомним о его деяниях. Крышень доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя и был значительно младше его. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.
Чернобог
  • Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.
Святобор
  • Святобор - у западных и восточных славян- бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить - по глупости или жадности - невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор.
Коляда
  • Высказываются разные предположения, что, мол, Коляда - древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки проходят благодаря ему и возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в этом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. Коляда появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.
Берегиня
  • Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Мать Сыра Земля
  • Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.

"Уже в древние времена, многие тысячи лет назад, славяне имели очень стройную и целостную систему мировоззрения, раскрывающую и объясняющую принципы устройства Мира - Мира живого, находящегося в постоянном движении саморазвития и самосовершенствования. И человечество, как основная часть его, тоже не что-то законченное, застывшее, а также стремится к обновлению, то есть к эволюции своего сознания и бытия.
В основе этой системы древних славян лежало представление о существовании трёх сфер - миров, в которых проходит вся небесная и земная жизнь каждого человека. Это Миры - Прави, Нави и Яви.
Мир Света, добра, истины, Божественной любви и красоты - это Мир Прави. В нём обитают светлые Боги и управляет там Сварог, старший сын Рода Небесного, Творца всего сущего.
Мир Нави - это сфера присутствия Сознания Творца, куда после пребывания на Земле уходят души человеческие, где они обитают между предыдущим и последующим воплощениями.
Ну и, наконец, наш земной проявленный мир - Мир формы или Мир Яви. Это - явный мир, где каждый из рождённых проходит школу Бытия, учится в конкретных жизненных ситуациях отличать плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла. Отдаёт свет своей любви посредством творческого созидательного труда всем остальным людям, обществу.
По воззрениям древних славян - Природа - это Храм, и всё, что их окружает - растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать-сыра Земля, планеты и звёзды - находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.
А судьбы людей сплетаются на веретене Небесной Богини Макоши в зависимости от Божественного предназначения каждого и его непосредственного образа существования в Мире Яви.
Светлые Образы Славянских Богов века и тысячелетия наставляли славян мудрым законам мира Прави, мира высоких нравственных понятий, охраняющих их на тернистых дорогах земного бытия."

Птица Гамаюн
Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

Гамаюн обитает в светлом Вырии - райском саде. Она все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц.
По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов. Сварога и Лады.

По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет.

Ярило-Солнце

Бог - покровитель светлых помыслов, чистого Сердца и нашего светила. Благодаря энергии тепла и света, что даёт нам всем Ярило-Солнце, и возможна сама жизнь на Земле.

Макошь
Макошь - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также - покровительница женских рукоделий - на Земле. Сестра Сварога.
Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

3.6.3.1. Идентификация Макоши с Мировой уточкой

На изображениях славянского общерусского бога Велеса отчётливо читается фигура утки. Она восседает на его голове. Это, на первый взгляд странное размещение птицы, приводит к пониманию воззрений древних славян на космос.

В русском языке слово «утка» очень старое. Оно несёт с собой огромное словарное «гнездо» отражающее такие понятия, как:

    утка – птица (уточка, сиб., камч. вообще птица, птаха);

    утка – баба (где утка (баба)

    уток – нить при ткачестве.

Источник также приводит описание способа сидения: «Сидеть уточкой , на подошвах, обняв руками колени». Именно этот способ запечатлён в начертании египетского иероглифа «Маат».

Рис. 6.3.6.3.1.1. Египетские Маат, сидящие в позе «Утки»:
1 – изображение Маат на сосуде из храмового комплекса Осириса в Абидосе
2 – увеличенный фрагмент, глина, высота 34 см, Новое царство, XIX династия, Брюссель, Королевский музей искусства и истории (Е 0597);
3 – статуэтка Маат, 7 – 1 вв. до н.э., египетский фаянс, высота 11 см;
4 – статуэтка Маат.

С одной стороны данное обстоятельство в очередной раз подтверждает: египетская Маат является местной формой славянской Макоши (см. п. 5.3.3.1.4. гл. VI). С другой стороны это же сходство помогает нам более уверенно отождествить уточку с Макошью.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями . Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты . Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. .

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники .

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши, расположенной на голове (загривке) Велеса.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка .

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. Древнейшее скульптурное изображение Макоши найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область.

Соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, несла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Тот

Рис. 6.3.7.4.2. Велес в образе медведя с головой быка и уткой на голове.Это древнее изображение бога Велеса ассоциируется с изображением Египетских богов Тота (с головой птицы ибис), Анубиса (с головой шакала), львиноголовой богини Сехмет и др. Бог Ра.

Сехмет и Гор

Ираида- богиня радуги

Бог Египта Птах

Представление древних славян об устройстве мира.

Структура славянской мифологии.

Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога Самого Самостоянье человека, Залог величия его! А.С.Пушкин



Пантеон славянских богов

Внутри славянской мифологии можно

выделить несколько уровней в

зависимости от предназначения богов.

Высший уровень составляют стихийные

  • небо – Сварог
  • небесный огонь – Перун
  • солнце – Ярило, Даждьбог, Купала
  • воздух - Стрибог

  • Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все, что мы видим вокруг. Он

отделил мир видимый,

явный - Явь, от мира

невидимого, духовного.


  • БОГ СВАРОГ

Верховный Небесный

Бог, Управляющий

течением Жизни и

всем мироустройством

Вселенной в Явном


  • Славянским громовержцем был Перун - грозное

божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни

или каменные стрелы.

Перуну из дней недели

посвящали четверг, из

животных – коня, из

деревьев – дуб.


Боги солнечной стихии

Солнечные боги связаны

со сменой солнечных

Ярило является в день

весеннего равноденствия.

В этот день славяне

встречают Ярилу – Бога

весны, земледелия и

продолжения рода.


солнцестояния)

является в огне

бог Купала .

Поэтому на

праздник

делается большой

костер, который

имеет очищающие целительные свойства.


  • После Купальского праздника на утро славяне призывают главного бога плодородия, бога, дающего все земные блага – Даждьбога .

  • Стрибог – дух-повелитель ветров

Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами:

  • Велес – бог скотоводства и богатства
  • Макошь – богиня урожая, изобилия и судьбы
  • Лада – богиня любви и красоты
  • Морена – богиня смерти
  • Ний (Вий) – судья над мертвыми

  • Велес – бог всяческих благ, скотоводства и охоты, позднее стал богом богатства.

  • Макошь - Богиня, прядущая Нити

Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому

плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.


  • Лада – богиня любви и красоты.

  • Мара (Морена) - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.

  • Вий – один из главных служителей подземного царства, судья над мертвыми.

Представители низшей славянской мифологии

К низшей мифологии относятся разные

классы нечисти, духов, животных,

связанных со всем мифологическим

пространством от дома до леса, болота:

домовые, лешие, водяные, русалки,

упыри, берегини.


  • Домовой – хозяин жилища, домашний дух, любящий

хорошее теплое жилье и добрых хозяев.


  • Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий пошутить над заблудшими.

  • Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов, на дно он утаскивает тех, кто купается в реках и озерах после заката.

  • Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становился после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.

  • Русалки – веселые певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. Они сродни греческим нимфам – хранительницам рощ, рек, ручьев; наядам, нереидам – водяным девам.

Берегини

  • Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли

о Русалиях и перестали следить за чистотой вод.


М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».

Поделиться