Презентация на тему имя числительное цель презентации. Презентация на тему имя числительное - PowerPoint PPT Presentation Презентация имя числительное самостоятельная


Наши цели:

1. Познакомимся с именем числительным как частью речи

2. Научимся находить числительное в тексте.

3. Прочтем историческую справку

4. Узнаем о количественных и порядковых

числительных.



Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».

Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали

4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

(Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)


Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».


1. Сколько тебе лет?

2. В каком классе ты учишься?

3. Сколько в кабинете парт?

4. За какой партой ты сидишь?

5. Назови любое число до 10.


Имя числительное I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)


числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые


Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

Бедный поп

Подставил лоб:

Жили-были

Сима с Петей.

С первого щелка

Сима с Петей

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

были дети.

Лишился поп языка,

Пете 5,

а Симе 7 –

А с третьего щелка

И 12 вместе всем.

Вышибло ум у старика.

В.В.Маяковский

А.С.Пушкин


Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете

Заблудиться в трех соснах.

В неделе семь дней.

Десятью минутами позже

Пять и восемь будет тринадцать.

К восьми прибавьте два.

Сложите шестьдесят и один.

Четвертую тарелку.

Первого сентября.



Определи синтаксическую роль числительных

  • Три и два – пять.
  • Первый луч солнца пробился в окно.
  • Поезд отправляется в два часа.
  • Я пригласил в гости двух друзей.

Разгадаем ребус…

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.


Найди продолжение пословице!

Семеро …

Заблудиться …

Знать …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

в трёх соснах.

как свои пять пальцев.

а два лучше.

один раз отрежь.

одного не ждут.

на все четыре стороны.


Домашнее задание:

Найдите и запишите как можно больше пословиц, в которых встречаются числительные


ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: 1. Повторить изученное об имени числительном правописание и склонение в устной и письменной речи; 2. Обратить внимание на роль числительных в речи; 3. Закрепить навыки употребления числительных в речи; 4. Обогащать свой словарный запас. его

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ: 1. Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. 2. Простые, сложные и составные числительные. 3. Количественные числительные. 4. Склонение количественных числительных. 5. Синтаксические особенности количественных числительных. 6. Собирательные числительные. 7. Порядковые числительные. 8. Дробные числительные. 9. Образование от наречий слов других частей речи. Правописание этих слов. 10. Некоторые особенности употребления числительных. 11. Морфологический разбор имени числительного. Склонение числительных. Правописание числительных – в каждом билете.

1. ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? , который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: 1) количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); 2) порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им. п. : первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

2. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило 1: Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило 2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3 -го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п. : пятьдесят, семьсот.

3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч. : одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

4. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3 -го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Падеж 50 – 80 И пятьдесят двести четыреста пятьсот Р пятидесяти двухсот четырёхсот пятисот Д пятидесяти двумстам В пятьдесят Т П 200 - 400 500 - 900 четырёмстам пятистам двести четыреста пятьсот пятьюдесятью двумястами четырьмястами пятьюстами (о) пятидесяти (о) двухстах (о) четырёхстах (о) пятистах

5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. 1. Если числительные стоят в им. п. (или в сходном с ним вин. п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род. п. ед. ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род. п. мн. ч. : два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им. п. (или сходного с ним вин. п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

6. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Эти числительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн. ч. : И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения: Пятеро учеников убирали класс.

7. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср. : И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р. , Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т. д. Правило: если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

8. ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль целых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И. , В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р. , Д. , Т. , П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

Некоторые особенности употребления числительных: 1. В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек (точное количество). В классе – человек тридцать (приблизительное количество). 2. Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). 3. В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам» . Такое употребление противоречит литературной норме.






























1 из 29

Презентация на тему: «Имя числительное»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Шесть лет тому назад мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. На тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Шесть лет тому назад мне пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре. На тысячи миль вокруг не было никакого жилья. *Что объединяет выделенные слова? *Что они обозначают? *На какой вопрос отвечают?

№ слайда 3

Описание слайда:

В первый вечер я уснул на песке в пустыне. Вообразите моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. В первый вечер я уснул на песке в пустыне. Вообразите моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. *На какой вопрос отвечает выделенное слово? *Что оно обозначает?

№ слайда 4

Описание слайда:

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. *Закончите предложение: Цифры обозначают … *Что обозначают выделенные числа? *Задайте вопросы к ним? *Прочитайте выделенные числа.

№ слайда 5

Описание слайда:

Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, деньги, звёзды. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, деньги, звёзды. Количество сосчитанных предметов называют особым словом – числительное. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, И ты с числительным будь дружен.

№ слайда 6

Описание слайда:

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их порядок при счете или называет число, если оно стоит без существительного. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также их порядок при счете или называет число, если оно стоит без существительного. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? В предложении имена числительные могут быть разными членами предложения.

№ слайда 7

Описание слайда:

Укажи верное высказывание. Укажи верное высказывание. Числительное – это… А) Слова, обозначающие число; Б) Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете; В) Слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?; Г) Часть речи, которая обозначает число, количество предметов, а также их порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

№ слайда 8

Описание слайда:

Если числительные называют точное количество предметов и отвечают на вопрос сколько? они называются количественными Если числительные называют точное количество предметов и отвечают на вопрос сколько? они называются количественными (пятнадцать да семь – двадцать два). Если же числительные обозначают точное количество как единство (семеро), они называются собирательными. Числительные, обозначающие порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы какой? (первый, сотый) называются порядковыми.

№ слайда 9

Описание слайда:

Четвёртая планета принадлежала деловому человеку. Он всё считал: Четвёртая планета принадлежала деловому человеку. Он всё считал: -Три да два – пять. Пять да семь – двенадцать. Двенадцать да три – пятнадцать. Пятнадцать да семь – двадцать два. Двадцать два да шесть – двадцать восемь. Двадцать шесть да пять – тридцать один. Итого пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

№ слайда 10

Описание слайда:

Запишите числа словами. Запишите числа словами. Земля – планета не простая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900 000 дельцов, 311 000 000 честолюбцев, итого около 2 000 000 000 взрослых. Пока не было изобретено электричество, на всех 6 континентах приходилось держать 462 511 фонарщиков. * Какие числительные (количественные, собирательные или порядковые) употреблены в этом тексте?

№ слайда 11

Описание слайда:

Если баобаб не распознать вовремя, он завладеет планетой и разорвёт её на клочки. Если баобаб не распознать вовремя, он завладеет планетой и разорвёт её на клочки. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… *Как вы думаете, что случилось с планетой? *Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова

№ слайда 12

Описание слайда:

Если слово ОДИН обозначает количество и отвечает на вопрос сколько? оно является числительным. Если слово ОДИН обозначает количество и отвечает на вопрос сколько? оно является числительным. На планете Маленького принца росли простые, скромные цветы и одна прекрасная роза. В других случаях слово ОДИН может быть частицей (можно заменить частицей «только»)или местоимением: Я знал одну планету, на ней жил лентяй.

№ слайда 13

Описание слайда:

Тест 2. Тест 2. В каких предложениях слова один, одна, одни обозначают числительное? А) На одном из астероидов жил король. Б) У него не было ни одного подданного. В) На этой планете жила только одна старая крыса. Г) Король только и делал, что отдавал одни приказы. Д) Маленький принц отправился на одну из ближайших планет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Мудрый Лис сказал: Мудрый Лис сказал: Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. *Объясните секрет Лиса. *Какой частью речи является здесь слово «один»? *Каким словом его можно заменить?

№ слайда 15

Описание слайда:

Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Они сочетаются с существительными: *обозначающих лиц мужского рода (кроме «обе» - оно женского рода); * обозначающих детёнышей; * имеющих только форму множественного числа; * обозначающих парные предметы.

№ слайда 16

Описание слайда:

ТЕСТ 3. ТЕСТ 3. В каких предложениях собирательные числительные можно заменить количественными два, три, четыре? А) Двое учеников не прочитали «Маленького принца». Б) Двое суток прошло со дня аварии самолёта в пустыне. В) Четверо мальчиков проиллюстрировали «Маленького принца». Д) Трое ворот были настежь распахнуты. Е) Двое героев – Маленький принц и Лис - подолгу беседовали и очень подружились.

№ слайда 17

Описание слайда:

Тест 4. Тест 4. В каких предложениях неверно употреблены числительные: А) Мимо проплыли трое рыб. Б) Две маленькие рыбешки сопровождали огромную рыбину. В) У этого воздушного замка трое башен. Г) Держись подальше от обоих большущих рыб! Д) На иллюстрации изображено пять рыб.

№ слайда 18

Описание слайда:

Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные: могут отвечать на вопрос какой?, изменяться по родам, числам и падежам и согласовываться с существительным. Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные: могут отвечать на вопрос какой?, изменяться по родам, числам и падежам и согласовываться с существительным. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в тысяча девятьсот девятнадцатом году.

№ слайда 19

Описание слайда:

На пятый день я узнал секрет Маленького принца: На пятый день я узнал секрет Маленького принца: Если любишь цветок, какого больше нет ни на одной из моих миллионов звёзд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. *Назовите порядковое числительное. *Является ли слово «одной» числительным? *А какой частью речи является слово «миллион»?

№ слайда 20

Описание слайда:

Слова тысяча, миллион, миллиард имеют постоянный признак рода (первая тысяча - ж. р., первый миллион - м. р.); изменяются по числам первые тысячи). Эти слова относятся к склонениям (тысяча - I склонение, миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа. Слова тысяча, миллион, миллиард имеют постоянный признак рода (первая тысяча - ж. р., первый миллион - м. р.); изменяются по числам первые тысячи). Эти слова относятся к склонениям (тысяча - I склонение, миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа. Эти слова грамматически ведут себя как существительные. Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

№ слайда 23

Описание слайда:

Числительные от одиннадцати до девятнадцати одни языковеды считают сложными, состоящими из двух корней, например: тринадцать – это «три на десять» (так говорили наши предки). Затем корень десять превратился в «дцать». Числительные от одиннадцати до девятнадцати одни языковеды считают сложными, состоящими из двух корней, например: тринадцать – это «три на десять» (так говорили наши предки). Затем корень десять превратился в «дцать». Другие учёные полагают, что часть «надцать» - суффикс, а названные числительные – простые.

№ слайда 24

Описание слайда:

Тест 6. Тест 6. Какие числительные: простые, сложные или составные - не употреблены в данных предложениях? А) Только у меня всего и было три вулкана, да и то один из них потух. Б) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. В) Если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх почувствую себя счастливым.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Дробные числительные называют не целые числа. Все они, кроме слов полтора и полтораста, составные. Дробные числительные называют не целые числа. Все они, кроме слов полтора и полтораста, составные. В числителе у них количественное числительное, а в знаменателе – порядковое. Дробные числительные изменяются по падежам. Одну вторую часть пути герои прошли при свете полной луны, прятавшейся за деревьями.

№ слайда 27

Описание слайда:

1. У сложных числительных изменяются оба корня: 1. У сложных числительных изменяются оба корня: у двухсот, к двумстам и т. д. 2. Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: Им. и Вин. падеж – сорок, девяносто, сто; Род., Дат., Тв., Предл. падежи –сорока, девяноста, ста; 3. Дробные числительные полтора и полтораста в Им. и Вин. падеже – полтора, полтораста; В Род., Дат., Тв. и Предл. - полутора, полутораста. 4. У составных порядковых числительных изменяется лишь последнее слово: в две тысячи десятом году мы изучаем числительные.

№ слайда 28

Описание слайда:

№ слайда 29

Описание слайда:

И вот прошло шесть лет… Я знаю: он (Маленький принц) возвратился на свою планету. По ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… И вот прошло шесть лет… Я знаю: он (Маленький принц) возвратился на свою планету. По ночам я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов… (А. де Сент –Экзюпери) *А вы, ребята, умеете слушать звёзды? *Какие истории они могут рассказать? * Напишите небольшую историю, «услышанную» от звезды, используя числительные и полученные о них знания.

Класс: 6

Презентации к уроку





Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

  • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
  • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания.

III) Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):

Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.

Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Попробуйте найти в предложении числительные.

На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?

Что обозначают эти слова?

Для чего они нужны в предложении?

2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.

Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.

1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.

2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.

3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.

4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.

Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.

А всегда ли числительные были отдельной страной?

3) Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

4) Проверка первичного восприятия материала.

Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.

Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.

Что вы узнали из правила о числительном?

Дайте определение имени числительному как части речи.

На какие два разряда делятся числительные?

Как отличить порядковые числительные от количественных?

Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.

Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.

6) Презентация 2 “Имя числительное”.

1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.

2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.

4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.

5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.

Что нового вы узнали о числительном из презентации?

Приведите примеры собирательных числительных.

IV) Закрепление изученного материала.

1) Составление словосочетаний с использованием числительных.

Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.

Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.

2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.

Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.

Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.

Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.

Каким членами предложения может быть числительное?

3) Самостоятельная работа.

Выполните задание на карточках.

1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.

Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.

2 карточка.

Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.

Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.

3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

V) Подведение итогов.

С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о числительном как о части речи?

Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

Как отличить числительное от других частей речи?

VI) Домашнее задание.

Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.

Поделиться