Презентация на тему "культура западной европы в средние века". Презентация «Раннее Средневековье в Европе

краткое содержание других презентаций

«Образование славянских государств» - 4.Моравское государство. 2.Занятия и образ жизни славян. 1.Расселение славян. Самым выдающимся царем был Симеон(893-927). По преданию чехи избрали себе в князья пахаря Пше мысла. Бумаге. Жизнь восточных славян. Племя. Житие Пшемысла. В центре Вселенной люди ставили-. План урока. Современный рисунок. Миниатюра из летописи. Землю. Но в XI веке Чехия стала вассалом Германии. В 1018 году Византия пол-ностью подчинила Бол-гарию.

«Раннее Средневековье в Европе» - Объединение франков. Феодализм. Понятие средневековья. Страны Западной Европы в ранее Средневековье. Распад империи Карла Великого. Тип общества. Расселение. Причины феодальной раздробленности. Средневековье. Франкское королевство. Устройство общества. Империя Карла Великого.

«Государство франков» - Масса верующих. Хлодвиг I. Духовенство и миряне. Духовенство. Хлодвиг и христианская церковь. « Королевство франков и германская церковь в 5– 8 веке». Хлодвиг присвоил себе огромные земли. Постоянное войско. Хлодвиг становится королём. Кто должен быть королём франков? Франков издавна привлекали плодородные равнины соседней Галлии. Франки покорили и некоторые германские племена к востоку от Рейна. Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро одаривал подарками.

«Первые славянские государства» - Создание славянской азбуки. Влияние на культурное развитие. Кирилл и Мефодий. Часть храма. Бассейн Вислы. Кирилл. Великая Моравия. Храм. Константинополь. Чехия. Истоки истории славян. Что изображено на рисунке. Образование славянских государств. Наследие. Славянские царства. Праздник в честь Кирилла и Мефодия. Что это. Стиль.

«Период Раннего Средневековья» - Рефлексия и оценивание. Тематическое планирование. Закрепление изученного материала. Методическая разработка раздела учебной программы по всеобщей истории. Цели КСО. Раннее Средневековье. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала, постановка цели. Основные цели раздела. Принципы КСО. Система методов проектов. УМК по истории. Информационные технологии в проектной деятельности. Обучение в сотрудничестве.

«Карл Великий» - Империя Карла Великого. Внуки Карла Великого. Каменные дворцы. Распад империи Карла Великого. Карл Великий. Империя франков при Карле Великом. Конные воины. Город Ахен. Войны в Италии и Испании. Каролингское Возрождение. Возникновение и распад империи Карла Великого. Война с племенами саксов. Грамотные чиновники. Крестьяне.

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.


Первобытность

Древний мир

(Египет, Вавилон)

Античность

(Греция, Рим)

Средние

века

Востанавливали

XV век

V век

Возрождение

(гуманисты)

Забыли

Начало – Падение Западной Римской империи (476 г.).

Окончание – Споры:

Великие географические открытия (конец XV в.).

  • Английская буржуазная революция (сер. XVII века).

Периодизация

Конец V – пер. половина XI вв. – раннее Средневековье. (Зарождение феодальных отношений, становление ранне-феодальных государств).

Сер. XI – XV вв. – развитое Средневековье (господство феодальных отношений, период феодальной раздробленности.)

К. XV – XVII вв. – Позднее Средневековье (кризис феодализма, зарождение капиталистических отношений).


В конце IV в . к германским племенам, против которых боролись римляне, присоединились другие варварские народы началось Великое переселение народов (гунны – Атилла).

395 г. – распад Римской империи.

Западная римская империя,

Восточная Римская империя,

столица Равенна,

столица Константинополь,

1453 г.


Государства варваров

Вестготы – юго-восточная часть Галлии и Испании

Франки – северо-западная Галлия

Вандалы – Северная Африка

Италия - остготы

Англы и саксы – Британские острова


Образование Франкского государства.

В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг (486-509) из рода Меровингов возглавил их переселение в Северную Галлию, позднее франки подчинили себе соседние германские племена (алеманы, тюринги) и отвоевали у вестготов Южную Галлию.

  • Создание «Салической правды» (500 г.)
  • Принятие христианства

Эпоха правления «ленивых королей».

После смерти Хлодвига между его потомками начались междоусобные войны. Со временем реальную власть в государстве захватили управляющие королевским двором – майордомы.


В начале VIII в . майордом Карл Мартелл сумел подчинить крупных землевладельцев и провел военную реформу для борьбы с арабами:

  • Создание тяжеловооруженной конницы
  • Раздача воинам земель при условии несения военной службы (феод или лен)

732 г. - разгром арабов в битве при Пуатье


Феоды земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству. Феодалы – владелецы земельного владения

Сеньор

(господин)

Вассал

(слуга)



Империя Карла Великого.

После смерти Карла Мартелла государство возглавил его сын Пипин Короткий, который сверг последнего ленивого короля и сам стал королем при поддержке римского папы.

При сыне Пипина Карле (768-814) размеры Франкского королевства увеличились вдвое:

  • Разгром лангобардов и присоединение Северной Италии
  • Покорение Баварии
  • Отвоевание земель на севере Испании
  • Разгром аваров
  • Войны с саксами

папа римский возложил

на голову короля императорскую корону и

провозгласил его императором римлян



Королевский

Совет

(2 раза в год, утверждали законы короля)

Император

епископы

герцоги

Графы Доверенные лица, осуществлявшие контроль, суд, сбор налогов)

Рыцарское войско (защита интересов империи)


«Каролингское возрождение» и распад империи.

Цели

Результат

1. Возродить Римскую империю

В 800 г. стал императором

2. Возродить античную культуру

Открытие школ, рост грамотности по всей стране, Придворной школы и Академии (ученого кружка)

«Каролингское возрождение»

Изменился этнический состав населения,

столица - г. Аахен, крупных городов было мало, система управления не развита.


После смерти Карла Великого (817 г.) при его сыне Людовике началась новая полоса усобиц.

В 843 г. внуки Карла Великого заключили между собой соглашение – Верденский раздел.

Империя Карла Великого

Западно-Франкское королевство

Восточно-Франкское

Королевство Лотарингия –



Другие европейские государства.

На территории Британии объединились англосаксонские королевства. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель, ставший королем Англии.

К востоку от Германии сложились славянские государства – Польша, Чех ия, на среднем Дунае возникло Венгерское королевство.

На севере Европы к этому времени сложились королевства Дания, Норвегия и Швеция.


  • Усобицы правителей
  • Стремление народов империи Карла Великого к независимости
  • Наместники правителей перестали считаться с верховной властью
  • Господство натурального хозяйства и отсутствие торговли

Католическая церковь в Средние века.

Церковная организация во главе с папой римским играла огромную роль. Первоначально большинство христиан не признавали власть епископа Рима – папы . Большим влиянием обладал епископ Константинополя – патриарх , ему и подчинялись папы.


Креститься нужно пятью пальцами

Богослужение только на латыни

Богослужение на языках разных народов

Священникам запрещалось иметь семью

Креститься нужно двумя или тремя перстами

Чтение Библии разрешено только служителям церкви

Не могли иметь семью только монахи

Римско-католическая церковь (всеобщая)

Греко-православная (истинная)

Раскол - 1054 г.


  • Острая нехватка свободных земель
  • Участились войны, а сними голод и эпидемии
  • Захват Палестины турками – сельджуками, что сделало невозможным посещение святых мест
  • Необходимость обуздания рыцарской вольницы


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Культура Западной Европы в раннее Средневековье Учитель истории МБОУ «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы» Норкина Т.В. Презентация к уроку в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

Проблема: какова роль церкви в становлении и развитии средневековой культуры Западной Европы?

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

План урока: Представления средневекового человека о мире. Каролингское возрождение. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Литература. Развлечения.

5 слайд

Описание слайда:

1. Представления средневекового человека о мире В период раннего средневековья люди представляли себе землю по разному: в виде шара (учение Пифагора не было забыто), плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли», о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т.п.

6 слайд

Описание слайда:

Средневековые карты Иерусалим- «пуп» Земли! На картах как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был распят Иисус Христос и Иерусалим считался «пупом» Земли.

7 слайд

Описание слайда:

В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п. Обитатели далеких стран. Средневековая миниатюра. В первые столетия средневековья не многие выезжали за пределы своей сельской округи. В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п.

8 слайд

Описание слайда:

Почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта Как вы думаете почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта

9 слайд

Описание слайда:

Время Водяные часы Солнечные часы Песочные часы Времяисчисление: Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы., водяные или песочные часы. Сутки делились на день и ночь. Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов. День-светел и добр.

10 слайд

Описание слайда:

Подъем культуры во времена правления Карла Великого Карл Великий. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер. 2. Каролингское возрождение Каролингское возрождение-подъем культуры во времена правления Карла Великого.

11 слайд

Описание слайда:

1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса». миниатюра Карл Великий 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Сообщение ученика об Алкуине.

12 слайд

Описание слайда:

3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки Дворец Карла Великого в Аахене был построен в VIII веке н.э. 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия»-где Карл, аго семья и придворные обсуждали произведения античных авторов и современные хроники и биографии. Сам император знал языки покоренных народов и пытался научиться писать. 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки.

13 слайд

Описание слайда:

Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?

14 слайд

Описание слайда:

Открывались школы при соборах и монастырях Обучение на латинском языке Обучались только мальчики Не было деления на классы Главный учебник-Библия 3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказывал открывать школы при монастырях и соборах, где обучались только мальчики без деления на классы и по возрасту. Обучение велось на латинском языке, хотя на нем уже давно не говорили. Главной книгой в обучении была Библия(Старый и Новый завет).

15 слайд

Описание слайда:

«Тривиум» «Квадривиум» Грамматика; Риторика; Диалектика; Арифметика; Геометрия; Астрономия; Музыка. Богословие «Царица наук» «Семь свободных искусств»: «ТРИВИУМ»: Грамматика, Риторика, Диалектика «Квадривиум»: Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка

16 слайд

Описание слайда:

Пергамент - специально обработанная кожа молодых телят или ягнят. 4. Искусство рукописной книги При Карле количество образованных людей быстро возрастало. При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около 1-года, поэтому они представляли огромную ценность. Книга приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.

17 слайд

Описание слайда:

Средневековый Часослов. Над книгой трудилось много людей- переписчики и художники. Каждый из них делал свою часть-текст, инициалы, заставки, миниатюры.

18 слайд

Описание слайда:

Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга бы-ла настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров. Вместо тростниковых перьев писать стали перьями птиц. Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга была настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.

19 слайд

Описание слайда:

Жития святых Сцены из жития св. Иеронима (создание Вульгаты). Библия Вивиана. 845 г. Париж, Национальная библиотека. Произведения в которых рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям. 5. Литература В средневековой литературе основным жанром была религиозная литература-евангелия и Жития святых. В житиях рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям.

20 слайд

Описание слайда:

II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов» Карл Мартелл (Молот) - Спаситель Запада (гравюра из Всемирной хроники Г.Шеделя) II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов»

Поделиться