Презентация по психологии: "Общая характеристика психологии как науки". Психология – удивительная наука! вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. корреспондент спрашивает. Принцип социальной обусловленн

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Выполнили: студентки ГПФ Ю 1 -4 Семёнова А. А. , Сизова А. Е. , Утукина А. Ю. Проверил: к. п. н. , доцент Князева О. Н.

Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира и познавать их. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679 -1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология» .

Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы. Слово «Психология» , образованно из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом. В Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.); «Рациональная психология» (1734 г.).

§ Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения. § Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии. § Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В. Вундом.

Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. В современной психологии не существует единого общепринятого представления о предмете психологической науки. Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» А. Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии»

1. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека. Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. А. Адлер З. Фрейд Карл Густав Юнг К. Хорни

Одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон. В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в. , свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций. Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.

Направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия). Томас Джей Хадсон Генри Сиджвик Уильям Джеймс

Слайд 2

Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Эта буква использовалась в прошлом и в русском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»

Слайд 3

Значение слова «психология»

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Слайд 4

Житейская и научная психология

  • Слайд 5

    Области житейской психологии

    Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективное их понимания, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные - эта область психологического знания относится к обыденной психологии. В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания - астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» - «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же - не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.

    Слайд 6

    Психология как наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

    Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

    Слайд 7

    Исторические этапы развития психологии(А.М.Маклаков)

    В научном употреблении термин «психология» первоначально относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

    Слайд 8

    Отрасли психологической науки(А.М.Столяренко)

    Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок.

    Слайд 9

    Связь психологии с другими науками

  • Слайд 10

    Специфика научно-психологического познания:

    Полипредметность - множественность предмета психологического исследования. Совпадение субъекта и объекта научного познания. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения "вторичных объектов*. Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.

    Слайд 11

    Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психология - это наука о психике и психических явлениях. Что же значит понятие «психика»? Основные функции психики

    Слайд 12

    Психические явления

  • Слайд 13

    Человек как объект изучения психологии

    Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания, в структуре которой находится психология, четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьи индивидуальность.

    Слайд 14

    Понятие «индивид»

    Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

    Слайд 15

    «СУБЪЕКТ» Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

    Слайд 16

    Под личностью понимается: индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельности и общении. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо «ЛИЧНОСТЬ»

    Слайд 17

    Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

    Слайд 18

    Методологические принципы психологии

    Методология- учение о принципах построения, формах и способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Методологические принципы психологической науки - основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета - сущности психики и психической деятельности.

    Слайд 19

    Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)

    как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. * От греч. principum - начало, основа.

    Слайд 20

    Принцип взаимосвязи и взаимодействия

    В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность- реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.

    Слайд 24

    Принцип социальной обусловленности

    Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.

    Слайд 25

    Методы психологического исследования

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Возникновение психологии Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. (до н.э.)

    Cлайд 3

    Материалистические философы древности Демокрит, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из мелких шаровидных и наиболее подвижных атомов

    Cлайд 4

    Идеалист – философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, идеальное, бессмертное, отличающееся от тела, существующее независимо от тела. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала

    Cлайд 5

    Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли, которые опираются на опыт, накапливаемый в течении жизни. Идея о неразделимости души и живого тела стала основой для развития психологии. Его и считают “отцом психологии”

    Cлайд 6

    С другой стороны психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В.Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии.

    Cлайд 7

    Происхождение слова Название произошло от двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе», и оно впервые появилось только в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

    Cлайд 8

    Происхождение слова «психология» Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса- верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

    Cлайд 9

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 1 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека 2 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    Cлайд 10

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 3 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ Возникает в 20 веке. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ Сформировалась на базе философии диалектического материализма. Основой современной психологии является теория отражения

    Cлайд 11

    Определение психологии Психология – наука, изучающая факты, законы, механизмы, закономерности возникновения и развития психики.

    Cлайд 12

    Задачи психологии 1.научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.

    Cлайд 13

    Основные принципы психологии: Принцип детерминизма (причинной обусловленности) Единство сознания и деятельности Принцип развития психики

    Кафедра общей психологии и педагогики ПСФ

    Предмет: Психология и педагогика
    1 модуль
    1 лекция:
    Психология как наука
    Лектор: доцент кафедры Общей психологии и
    педагогики ПСФ, кандидат философских наук
    Фурсов Валентин Владимирович.

    Структура лекции

    1. Что такое наука. Объект, предмет и метод.
    2. Место психологии в нашей жизни
    3. Определение психологии
    4. Сравнение житейской и научной психологии
    5. Предмет, объект и задачи психологии
    6.
    7.
    8. Отрасли психологии
    9.
    10.Методы психологии
    11.Формы проявления психики человека

    Определение психологии
    Психоло́гия (от др.греч. ψυχή - «душа»; λόγος - «учение») -
    наука, изучающая закономерности возникновения, развития
    и функционирования психики и психической деятельности
    человека и групп людей. Объединяет в
    себе гуманитарный и естественно-научный подходы
    (Дружинин).
    Психология – наука, изучающая процессы активного отражения
    субъектом объективной реальности в форме ощущений,
    восприятия и др. процессов и явлений психики.
    Из этого определения ясно, что:
    1. психология это наука;
    2. психология связана либо с человеком, либо с живым существом,
    проявляющим собственную психическую активность;
    3. изучает субъективное отражение объективной реальности.
    Для краткого обозначения психологии в литературе иногда используется
    греческая буква «Ψ» («пси»).
    Психология относится к гуманитарным наукам но частично использует и
    естественнонаучную методологию.

    ДУША И ПСИХИКА
    Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело.- Брюссель, 1978.

    Определение психологии

    Объект и предмет психологии
    Объект науки – то, что существует как данность вне самого изучения; то, что
    может быть изучено и другими науками.
    Объект психологии как науки: психическая жизнь людей, социальные
    субъекты, их связи и отношения.
    Предмет науки – то, что наука изучает в объекте. Предмет науки всегда
    определяется философско-теоретическими предпосылками и уровнем
    развития самого научного знания.
    Предметом изучения современной отечественной психологии является
    психическая деятельность, а зарубежной - психика и личный опыт
    человека.
    Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием
    активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и
    преобразование внешнего мира и самого человека
    Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи субъективно
    отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом
    психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его
    поведение.
    Основной задачей психологии как науки является изучение объективных
    психологических закономерностей (психических процессов, психологических
    свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).


    «Годом рождения» психологии как науки
    принято считать 1879, когда немецкий
    физиолог Вильгельм Вундт открыл в
    г. Лейпциге (Германия) первую лабораторию,
    основной целью которой стало исследование
    структуры психики человека.
    Условно можно выделить две разновидности психологии:
    «научную» и «житейскую» («бытовую»):

    Объект и предмет психологии

    Житейская и научная психология

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
    Деятельность и психика не всегда были предметами
    психологии.
    Психология длительное время существовала в рамках
    философии и ее предмет длительное время совпадал с
    предметами того или иного философского течения.
    Лишь с 1879 года, с момента своего отделения от
    философии, психология приобретает самостоятельное
    значение как отдельная дисциплина, изучающая
    собственный предмет: неосознаваемые психические
    процессы, поведение и т.д.

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    Психология как наука о душе
    Продолжительность этапа: VII в. до н.э. - XVI в. н.э.
    В этот период психология, как было указано выше,
    развивалась в рамках философии.
    Так как одним из основных ее предметов в то время
    являлась душа, то, соответственно, она и находилась
    в фокусе изучения «психологии».
    Древнегреческими учеными, работавшими в рамках
    данного направления были философы-материалисты (Демокрит,
    Эпикур), которые считали душу разновидностью материи и
    философы-идеалисты (Платон), которые считали душу
    божественной субстанцией, никак не связанной с телом.
    Ученик Платона, Аристотель, дополнил своего учителя, в трактате
    «О душе» он выделил психологию как своеобразную область знания
    и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.
    Средневековые философы, такие как Фома Аквинский, стояли на
    позициях разделения и даже антагонизма души и тела.


    Продолжительность этапа: XVII-XIX вв.
    В этот период психология продолжала развиваться в
    рамках философии.
    Основная задача того времени «психологии» –
    подвергать анализу состояния и содержания сознания.
    Центральной фигурой здесь является выдающийся
    французский философ, математик и физик Рене Декарт.
    Он отделил психические функции от непсихических
    (физиологических) на основании того, что психические функции
    осознаются, а физиологические (телесные) – нет.
    Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие
    «рефлекс», которым попытался объяснить возникновение
    ощущений, ассоциаций, страстей.
    Сознание в то время определялось, как способность человека
    думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать.
    Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и
    содержания сознания.

    Психология как наука о душе

    Психология как наука о неосознаваемых психических
    процессах
    Продолжительность этапа: XIX-XX вв.
    В описываемый период психология уже отделилась
    от философии и стала самостоятельной
    дисциплиной.
    Предметом изучения психологии как науки теперь
    являются неосознаваемые (бессознательные,
    подсознательные) процессы и их содержание.
    Центральная фигура на этом этапе – Зигмунд Фрейд – австрийский
    физиолог и психиатр.
    Его учение – «психоанализ» – оказало значительное влияние не
    только на психологию, но и на философию, медицину и
    социологию.
    Впервые со времен Р. Декарта примат разума, как основной
    направляющей силы деятельности человека, подвергается
    обоснованной критике, а ведущая роль в нашей жизни отводится
    инстинктам и побуждениям, находящимся вне фокуса сознания.

    Психология как наука о сознании

    Психология как наука о неосознаваемых психических процессах


    В конце XIX века обозначилась тенденция перехода от психологии,
    изучающей сознание к психологии, изучающей целостную
    систему взаимодействия организм-среда.
    Методологический кризис, в первую очередь, был связан с
    поиском объективных методов исследования психики, т.к. ряд
    методов был далек от объективности, а ряд других не позволял
    исследовать часть психической реальности.
    Кроме того, усилилась имевшая место быть ранее тенденция к
    расхождению в вопросе о предмете психологии.
    В результате к 1920-м годам окончательно оформилось разделение
    психологии на школы («расщепление парадигм»), каждая из
    которых имеет свои предметы и методы изучения психики.
    К этому времени оформились психологические школы, которые
    будут рассмотрены нами более подробно в следующих лекциях:
    глубинная психология (психоанализ), гештальтпсихология,
    бихевиоризм, отечественное направление в психологии и ряд
    иных направлений.


    Продолжительность этапа: ХХ век
    Предметом психологии в этот период становится
    поведение.
    Экспериментальная психология, которая особенно
    активно стала развиваться на рубеже XIX и XX
    веков, стала предъявлять требования к
    объективизации психологии как науки.
    Методы, используемые В. Вундтом (самонаблюдение)
    и З. Фрейдом (изучение сновидений) были признаны не достаточно
    достоверными.
    Поведение могло быть более объективно изучено, чем
    бессознательные процессы, и оно стало предметом бихевиоризма
    (поведенческой психологии) чьим основателем является Джон
    Уотсон.
    Центральным методом данного направления в психологии является
    эксперимент, а теоритической основой – работы отечественных
    физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

    Методологический кризис в психологии


    Продолжительность этапа: с первой половины ХХ
    века по н.в.

    психика во всем ее многообразии и различном
    толковании (на Западе) и деятельность (в СССР).
    Несмотря на то, что поистине культовой фигурой
    для отечественной психологии является
    Л.С. Выготский, человеком, предложившим
    изучать деятельность как основу современной
    психологии, стал его ученик и сподвижник – Алексей Николаевич
    Леонтьев.
    Теория деятельности, предложенная им, ставит в центр психологии
    не столько психику как таковую, а ее взаимодействие с внешним и
    внутренним миром человека.
    Человек в отечественной психологии понимается как активное
    начало в преобразования мира, тесно связанное со своим
    социальным окружением.

    Психология как наука о поведении


    Продолжительность этапа: с 1960-х годов по н.в.
    Предметом психологии в этот период становятся
    личный опыт человека.
    Зарубежная психология в настоящее время тесно
    переплелась с феноменологией – философским
    направлением, изучающем опыт человеческого
    бытия.
    Основателем данного направления в психологии
    можно считать американского психолога Абрахама Маслоу,
    который считал человека уникальной личностью, а жизненный путь
    и опыт каждого – неповторимым.
    Согласно данному направлению в психологии люди стремятся к
    саморазвитию, совершенствованию и их жизнь наполнена какимлибо смыслом, побуждающему развиваться.
    Такое направление в психологии еще называется гуманистическим,
    «человек-центрированным», где главной задачей ставится изучение
    человека как целостной и уникальной личности.

    Психология как наука о психике и деятельности

    ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ
    понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений
    психологии.
    Душа (все исследователи до начала XVIII века)
    Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология - Д.
    Гартли, Джон Стюарт Милль,Александр Бэн, Герберт Спенсер)
    Непосредственный опыт субъекта (структурализм - Вильгельм Вундт)
    Приспособляемость (функционализм - Уильям Джеймс)
    Происхождение психических деятельностей (психофизиология - Иван
    Михайлович Сеченов)
    Поведение (бихевиоризм- Джон Уотсон)
    Бессознательное (глубинная психология: психоанализ - Зигмунд
    Фрейд, индивидуальная психология -Альфред Адлер, аналитическая
    психология - Карл Густав Юнг)
    Процессы переработки образов и результаты этих процессов (гештальтпсихология- Макс Вертгеймер)
    Проблемы бытия человека (гуманистическая психология - Абрахам
    Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл,Ролло Мэй)
    Процессы переработки информации информационной системой
    «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология -
    Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин,
    Джон Свитс и другие)

    Психология как наука о личном опыте человека

    Взаимосвязь психологии с другими науками
    Психология как наука носит
    междисциплинарный характер и
    связана с другими науками.
    В таким наукам в первую очередь
    можно отнести:
    1.Философию
    2.Биологию
    3.Социологию
    4.Медицину
    5.Педагогику
    Академик Б.М. Кедров предложил
    схему, известную как
    «треугольник наук», в которой
    отразил системный и
    междисциплинарный
    характер психологии.

    Взаимосвязь психологии с другими науками

    Отрасли психологии
    Междисциплинарный характер психологии, а также тот факт, что
    она пронизывает все области деятельности человека позволяет
    выделить следующие отрасли психологии:
    1. Социальную
    2. Педагогическую
    3. Психологию развития
    4. Психологию труда
    5. Клиническую психологию
    6. Психофизиологию
    7. Дифференциальную психологию
    8. Прочие отрасли психологии
    Все эти отрасли психологии имеют свои предметы, объекты и
    задачи изучения.
    Тем не менее, они интегрируются в психологию как целостную
    наука, привнося свой специфический вклад в понимание того, кем и
    чем является человек.

    Социальная психология
    Социальная психология – отрасль психологии, которая изучает
    социально-психологические проявления личности человека и его
    взаимоотношения с другими людьми.
    Предметом социальной психологии являются различного рода
    взаимодействия между людьми.
    К задачам социальной психологии можно отнести изучение
    следующих закономерностей:
    1.Поведения человека в социальной организации;
    2.Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности;
    3.Развития нравственно-психологического климата в коллективе;
    4.Возникновения и развития коллективных и личностных
    установок, мотивов, побуждений;
    5.Возникновения и разрешения межличностных конфликтов;
    6.Лидерства и индивидуального стиля деятельности;
    7.Поведения и социально-психологической адаптации людей в
    стрессовых ситуациях и т.д.

    Отрасли психологии

    Педагогическая психология
    Педагогическая психология – отрасль психологии, которая изучает
    закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.
    Предметом педагогической психологии являются психологические
    закономерности обучения и воспитания, причем как со стороны
    обучаемого, воспитуемого, так и со стороны учителя, воспитателя.
    К задачам педагогической психологии можно отнести следующие:
    1. Обеспечить опережения педагогической практики в психологическом
    исследовании, поиск нового.
    2. Создать условия для развития у ученика навыков самостоятельного
    обучения
    3. Определение общих закономерностей возрастной психологии в
    онтогенезе.
    4. Дать психологическую характеристику личности и давать ее на каждом
    возрастном этапе.
    5. Выяснить психологические механизмы усвоения общественного опыта.
    6. Изучить психологическую основу индивидуального подхода.
    7. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей.

    Социальная психология

    Психология развития
    Психология развития – отрасль психологии, которая изучает
    особенности и закономерности развития человека.
    Предметом психологии развития является процесс развития
    психических функций и личности на протяжении всей жизни
    человека.
    К задачам психологии развитияможно отнести следующие:
    1.Изучение влияний наследственных и социальных факторов на
    развитие
    2.Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на
    развитие детей
    3.Соотношение и влияние задатков и способностей
    4.Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в
    психическом развитии
    5.Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии
    6.Влияние семьи на психическое развитие
    7.Проведение психодиагностической работы
    8.Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

    Педагогическая психология

    Дифференциальная психология
    Дифференциальная психология (психология различий) –
    это отрасль психологии, которая изучает психологические
    различия между людьми и различными группами людей.
    Предметом дифференциальной психологии являются
    различия между людьми и группами людей
    Задачи дифференциальной психологии:
    1.Выделение наиболее существенных, информативных
    психологических характеристик человека, изучение их
    структуры.
    2.Изучение пределов, в которых психологические признаки
    изменяются (межиндивидуальная вариативность).
    3.Изучение различий между группами людей.
    4.Выявление факторов, лежащих в основе индивидуальнопсихологических различий.

    Психология развития

    Психология труда
    Психология труда – это отрасль психологии, которая изучает условия,
    пути и методы научно обоснованного решения практических задач в
    области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
    Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный
    к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях
    производственной деятельности.
    Задачи психологии труда:
    1. Разработка методологических основ и конкретных прикладных
    процедур профессионального отбора.
    2. Оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема
    профессионального обучения в целом.
    3. Развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной
    ориентации личности.
    4. Психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий
    профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета
    психологических особенностей субъекта труда;
    5. Разработка психологических основ и конкретных требований,
    направленных на учет психологических особенностей субъекта при
    проектировании новых технологий и средств труда.

    Дифференциальная психология

    Психология труда

    Клиническая психология
    Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая
    межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в
    системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению.
    Предмет клинической психологии включает в себя:
    1.Психические проявления различных расстройств.
    2.Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
    3.Влияние различных расстройств на психику.
    4.Нарушения развития психики.
    5.Разработка принципов и методов исследования в клинике.
    6.Психотерапия, проведение и разработка методов.
    7.Создание психологических методов воздействия на психику человека в
    лечебных и профилактических целях.
    Задачи клинической психологии:
    1.Оценка психического здоровья
    2.Организация и проведение научных исследований для понимания
    психических проблем
    3.Разработка, проведение и оценка психологической коррекции и помощи
    (психотерапия).

    Психофизиология
    Психофизиология – это отрасль психологии, которая
    изучает взаимосвязь между психикой и мозгом человека,
    нейрофизиологические механизмы психических
    процессов.
    Предметом психофизиологии являются физиологические
    основы психической деятельности и поведения человека.
    Две основные задачи психофизиологии:
    1. Описание организации отношений между элементами
    внутри каждой из трех сущностей (духовное психическое - физическое) человека, а также между этими
    сущностями в норме и при патологии.
    2. Разработка научно обоснованных мероприятий по
    структурно-функциональной оптимизации поведения
    человека в целом и составляющих его систем в норме и
    при патологии.

    Клиническая психология

    Психофизиология

    Методологические основы психологии
    Методология – учение о путях получения знания.
    Методология психологии – это учение о способах получения
    психологического знания.
    Методологические принципы психологии:
    1. Принцип детерминизма: все психические явления связаны причинноследственными отношениями.
    2. Принцип системности: все психические явления связаны между собой и
    образуют систему, которая приобретает свойства, отличные от простой
    суммы свойств этих самых явлений.
    3. Принцип развития – психика развивается, а значит наиболее адекватный
    способ ее изучения – это исследование закономерностей этого развития.
    Метод – путь научного познания.
    Метод (в психологии) – способ получения фактов о психике и способ их
    интерпретации.
    Методика – вариант, частная реализация метода в конкретных условиях:
    организационных, социальных, исторических

    Методологические основы психологии


    Классификация методов психологии,
    предложенная В.Н. Дружининым:
    1. Коммуникативные методы
    1.1 Целенаправленное интервью
    1.2 Свободная беседа
    2. Герменевтические методы
    2.1 Понимание
    2.2 Интроспекция
    3. Обсервационные методы
    3.1 Инструментальное наблюдение
    3.2 Наблюдение
    4. Эксперимент
    4.1 Естественный
    4.2 Лабораторный

    Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии

    Классификация методов в психологии

    Литература
    В помощь слушателям
    подготовлен
    инновационный учебник
    нового типа,
    совмещающий в себе
    изучение предмета
    «Психология и
    педагогика»
    с развитием навыков
    эффективного обучения,
    включая технологии
    развития памяти,
    Заказ учебника и поурочных
    быстрого чтения,
    материалов по электронной почте
    логического
    мышления.....

    В помощь слушателям
    ТРЕНИНГИ И ВЕБИНАРЫ ПО:
    Эффективным техникам обучения;
    Эффективной обработки информации;
    Развитию памяти;
    Быстрому чтению;
    Развитию логического мышлении;
    Развитию клинического мышлению;
    Развитию интуиции;
    Мотивации к учебной и профессиональной
    деятельности.
    Записаться на дополнительные занятия и тренинги можно по электронной
    почте

    «Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.

    «Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.

    «Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.

    «Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.

    «Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

    «Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.

    Всего в теме 11 презентаций

  • Поделиться