Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв. Лекции по "архитектуре кубани" Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

/ [Вместо предисловия]

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".
Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год. С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.
Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
В Ейске в начале XX в. имелось пять церквей: каменный пятиглавый Михайло-Архангельский собор (построен в 1865 г.), Пантелеймоновская церковь (1890 г.), Ново-Покровская церковь (1890 г.), пятиглавая Покровская церковь (построена в 1907 г. взамен Старо-Покровской), Николаевская церковь (1865 г.), и пять так называемых домовых церквей (одна при богадельне и остальные при гимназии и училищах).
В пореформенное время в кубанской архитектуре преобладает эклектизм, сочетавший в себе элементы разных архитектурно-художественных направлений. Он проявился как в городском строительстве (дом купцов Богарсуковых и здание 1-й мужской гимназии в Екатеринодаре, здание отделения Азово-Донского коммерческого банка в Ейске), так и в некоторых станицах (здание станичного правления в станице Полтавской).
С 1907-1908 гг. в гражданское строительство проникает модерн (здание Зимнего театра, 2-го общественного собрания в Екатеринодаре и др.). Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также неорусский стиль (церковь во имя Св. Троицы в Екатеринодаре, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в станице Пашковской).
В начале XX в. центры городов Новороссийска и Ейска обогатились интересными с архитектурной точки зрения сооружениями. В Новороссийске сохранились такие памятники архитектуры, как Внешнеторговый банк (1906 г.), жилой дом по ул. Маркса, 20 (1913 г.), в Ейске - Русский для внешней торговли банк (1910 г.) и Азово-Донской коммерческий банк (кон. XIX в.).
Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.
С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.
Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.
Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.
Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др. Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.
На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."
К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.
В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.
Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.). Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей "зрелой" форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в оформлении фасадов: декор в эклектизме раскрывал функциональное содержание сооружения без связи с внутренней планировкой.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль - модерн, существовавший с этого времени параллельно эклектизму. Базировавшийся на достижениях научно-технического прогресса в области новых строительных материалов, конструкций и строительной техники, модерн предложил качественно новый тип связи между утилитарным назначением здания и его художественным значением. В Екатеринодар модерн пришел в своей рационализированной форме, приемлющей и плотную застройку, и вкрапление элементов других стилей (в декоре). Подобного рода сооружений в течение всего нескольких лет было возведена в городе столько, что модерн уже мог составить конкуренцию эклектизму. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
В значительно меньшей степени, чем эклектизм и модерн, в архитектуре Екатеринодара начала XX в. наличествовал неоклассицизм. Большей частью он выражался в декоративном решении фасадов: использовании ордеров, имитации античной скульптуры и рельефов, неандрового орнамента. В то же время в единичных случаях классические каноны выдерживались полностью. Примером может служить, несмотря на "безордерность" фасада, здание 1-й мужской гимназии (1906 г., арх. Петин) - подчеркнуто центричное, с объемом, явно превалирующим над пространством.
Чисто ретроспективную направленность имел русский национальный стиль, идейно-художественное содержание которого реализовывалось, прежде всего, в архитектуре зданий культа. В 80-х гг. XIX - 10-х гг. XX вв. в Екатеринодаре этот стиль простирался от древнерусских мотивов крестово-купольных храмов (Воскресенская церковь, 1892 г.) до "московского барокко" (Троицкая церковь, 1910 г., арх. Мальгерб) и "византийских" стилевых приёмов (Екатерининский собор, 1914 г, арх. Мальгерб).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
Суммируя все высказанное, можно констатировать следующее: в екатеринодарской архитектуре художественные стили проявлялись синхронно их проявлению в общероссийском масштабе с начала XIX в. Фактически все стили были привнесены извне, в поздних стадиях своего развития, что определило довольно рациональный характер городской застройки - эклектичной, но адаптированной к ортогональной планировке. Ретроспективный подход к архитектурному решению зданий проявился в классицизме, эклектике, ("национальном" стиле, нео- и псевдо- (в советское время) классицизме. В то же время декоративизм как способ частичного возрождения исторических стилей сказался в эклектике, нео- и псевдоклассицизме, а также в "неорусской" гражданской архитектуре. В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

К двадцатилетию победы в Великой Отечественной войны столица Кубани была украшена замечательным монументальным комплексом. На Площади Победы, открытой рядом с парком имени Горького, возвысилась пятиметровая фигура советского воина - победителя германского фашизма. С гордо поднятой головой, в руках знаменитый автомат ППШ, а под ногами поверженное фашистское знамя. Таким запомнили советских солдат жители тысяч и тысяч городов и деревень Восточной Европы от Волги до Эльбы.

Не забудут никогда подвигов воинов-освободителей и жители Кубани. Гитлеровский режим полгода хозяйничал на нашей земле, запятнав себя чудовищными преступлениями, которым нет никакого оправдания. Не легко далось частям Советской Армии освобождение столицы Кубани. 1800 воинов сложили свои головы в боях за Краснодар. Их памяти и посвящен монументальный комплекс.

По бокам центральной фигуры воина-освободителя, словно склоненные знамена, установлены две стелы. На левой изображен момент жестокого боя за Краснодар, а на правой - сердечная встреча жителями города своих освободителей.

Памятник отлит из бетона с диоритовым наполнителем, вся его поверхность тщательно отчеканена. В фундамент монумента был заложен контейнер с историческими сведениями о героях освободителях Краснодара, а также имена его авторов и строителей.

С момента открытия комплекса минуло четыре десятилетия, но он по-прежнему приковывает к себе внимание краснодарцев и гостей города. Каждый год в день Великой Победы к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни кубанцев.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II является самым знаменитым памятником на Юге России. Он расположен в историческом центре города Краснодара, на площади им. А.С.Пушкина, бывшей Атаманской площади.

Сооружался памятник по проекту знаменитого петербургского скульптора М.О.Микешина к столетнему юбилею переселения черноморских казаков на Кубань. После смерти М.О.Микешина работу над памятником продолжил скульптор Б.В.Эдуардс.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Памятник представлял собой статую императрицы, от ног которой ниспадает длинный свиток - грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. У основания фигуры князь Потёмкин-Таврический, войсковой судья Черноморского войска Антон Головатый, кошевой атаман Сидор Белый и войсковой есаул Захарий Чепига. По другую сторону были помещены знамёна и войсковые знаки, жалованные императрицей новому краю и его войску. С задней стороны памятника были помещены фигуры слепца-кобзаря и его повадыря. Ниже написан текст кобзаря. На фасаде помещался список побед Черноморского, а позднее Кубанского казачьего войска, список побед героев, изображённых на памятнике. По нижнему цоколю, вокруг пьедестала, перечислялись все кубанские атаманы. Памятник просуществовал тринадцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города, но в 1920 году был разобран и уничтожен.

9 сентября 2006 года монумент был воссоздан краснодарским скульптором А.А. Аполлоновым. Восстановление памятника длилось несколько лет, многие фрагменты пришлось придумывать заново, сверяя их с музейными аналогами. Скульптором были добавлены фамилии последних наказных кубанских атаманов. С трёх сторон цоколя установлены копии старинных казачьих бронзовых пушек, в ансамбль памятника входят три чугунных фонаря. Кронштейны фонарей упираются в щиты с вензелем Екатерины II, а шпили фонарей украшены геральдическими орлами из золоченной бронзы.

Памятник ЕкатеринеII необходим нам, чтобы знать историю нашего города и казачества.

Памятник А.С. Пушкину

Памятники, установленные людьми - словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.

1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.

Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.

Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка - именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.

Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.

Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.

Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

В дни празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре Валерий Пчелин запечатлел двух собак, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за руки.

Вдохновила скульптора идея стихотворения Владимира Маяковского "Собачкина жизнь" - "озверение людей и очеловечивание зверей". Автор повести написал ее в Краснодаре, который прозвал Собачкиной столицей.

Сегодня две бронзовые фигуры влюбленных собак, одетых, как люди стоят возле здания со старыми часами, где влюбленные Краснодара часто назначают свидания. Теперь, как надеется художник, молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение, хочется улыбнуться и на душе становится светлей, и это - здорово. Памятник влюблённым собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. По мнению архитектора города Александра Кузнецова, скульптура будет исполнять желания, если "потереть лапку собакам".

Образ собаки обычно олицетворяют с преданностью и любовью. Именно эти животные часто скрашивают одиночество своих хозяев. Эта преданность может длиться годами, что заслуживает уважения и признания. Вот почему памятники собакам - не такая уж и редкость.

В России еще много памятников, посвященных четвероногим друзьям.

Таких легендарных собак по всему миру можно насчитать немало. Может быть, поэтому из всех животных именно ей посвящено больше всего памятников.

Памятник "Казакам - основателям земли Кубанской"

7 апреля 2005 года в Краснодаре перед зданием администрации Краснодарского края состоялось торжественное открытие памятника "Казакам - основателям земли Кубанской".

Памятник работы известного кубанского скульптора Александра Аполлонова был отлит в Ростове и 12 марта доставлен в столицу Кубани на вертолете. Открытие было запланировано на 7 апреля, так как в этом году именно на этот день приходился православный праздник Благовещенья.

Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.

По словам скульптора А. Аполлонова, бронзовая фигура представляет собой собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально всадник был "одет" по образу запорожских казаков, переселившихся в конце XVIII века на Кубань. Однако по распоряжению губернатора А. Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев.

Высота скульптуры казака - 4 метра 20 сантиметров, общая высота памятника вместе с постаментом - 7, 2 метра.

В своей речи губернатор Кубани А. Ткачев сказал: "Я уверен, что этот памятник создан на века, и я очень хотел бы, чтобы и наши дети, проходя мимо, еще раз задумывались - кто мы и что мы, и о нашем предназначении на кубанской земле».

Затем в честь открытия памятника состоялся парад казачьих сотен, войск краснодарского гарнизона, курсантов военных училищ и воспитанников кадетских корпусов. Завершилась торжественная церемония выступлением Кубанского казачьего хора.

Памятник Г.Ф.Пономаренко

14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие - открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.

Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.

Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров - скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.

Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.

При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой - так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

У этого памятника воистину удивительная судьба.

Появившись в Екатеринодаре на исходе XIX века, он в течение двух десятилетий был наряду с памятником Екатерине II и Триумфальной аркой своеобразной визитной карточкой столицы Кубани. Но бурные революционные годы не пощадили эти замечательные произведения искусства.

Создание памятного обелиска было приурочено к празднованию двухсотлетия Кубанского казачьего войска, торжественно отмеченного в октябре 1896 года. Екатеринодарская Городская Дума выделила серьезные денежные средства и поручила создание памятника лучшему кубанскому архитектору Василию Андреевичу Филиппову.

Фактически Кубанское казачье войско было создано в 1860 году путем слияния Черноморского и Линейного казачьих войск, а двухсотлетний юбилей праздновал в 1896 году старейший в Линейном войске Хоперский полк, призванный на официальную службу в ряды Российской Армии Петром Великим во время штурма турецкой крепости Азов. Об этих событиях, а также о героической службе кубанских казаков во славу России повествуют четыре мемориальные плиты обелиска.

Сооружение столь масштабного для Екатеринодара памятника было делом не легким, и его торжественное открытие состоялось позже юбилея - в мае 1897 года. Тем не менее, в праздничных мероприятиях участвовала буквально вся Кубань, ведь обелиск символизировал незыблемую связь многих поколений запорожских, черноморских, линейных, донских и, конечно же, кубанских казаков.

В 20-е годы ХХ века с вершины обелиска исчез позолоченный двуглавый орел - символ императорской России, а в 30-е годы памятник был и вовсе разобран. Столь вопиющая несправедливость была исправлена в самом конце века. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска состоялась новая закладка памятника, а через два года он предстал перед жителями Кубани в своем первозданном виде. Столь сложная работа по воссозданию обелиска была выполнена ведущим краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Скульптура «Аврора»

В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда, перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка - в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду - символ веры в светлое будущее нашей страны.

«Аврора» стоит сейчас на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом. В советское время здесь велись археологические раскопки, но курган оказался пуст.

Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник-архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В.. Причем, всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.

Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало, и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.

Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника - 16,8 метра. К сожалению, не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть - Советам, мир - народам».

Памятники архитектуры Кубани - особый вид культурного наследия. На страницах сайта имеются адреса, описание и фото лучших памятников архитектуры Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Этот памятник истории находится рядом с пос. Лазаревское. В июле 1839 года несколько кораблей остановились около устья реки Псеузапсе. Ими были доставлены войска, материалы для строительства, чтобы возводить форт, продукты на два месяца. К ноябрю этого же года возвели укрепление, названное «форт Лазарева». Сначала у берега Черного моря их сооружали из дерева, а привозили в разобранном состоянии из Таганрога и Ростова. В 1840 году после боя это укрепление взяли убыхи и шапсуги.

    0 м до центра города

    На отвесном берегу Анапского мыса в 1955 году был установлен маяк, в последствии ставший местом встреч жителей и гостей города Анапа. Башня маяка включает в себя восемь граней с тремя чёрными горизонтальными полосами.43 метра над уровнем моря составляет высота центрального огня. 18,5 мили составляет дальность действия огня. Помимо красного группопроблескового огня маяк оснащён радиотехническими средствами: радиостанцией, автономным дизелем-генератором и радиомаяком.

    0 м до центра города

    Набережная является главной городской достопримечательностью. Это уникальное сооружение архитектуры самое длинное в мире. Ее протяженность составляет больше 10 км. Балюстрада на ней изящная, плавно огибает городскую бухту, а пицундские сосны, растущие пышно позволяют укрыться в тени от жаркого солнца, разнообразные клумбы цветов. С набережной можно любоваться морем. По вечерам и по ночам набережную освещает тысяча огней. В ресторанах звучит музыка, отдыхающие наслаждаются прохладным вечером.

    0 м до центра города

    Дача Хлудова была построена в 1896 году по проекту московского архитектора Л.Н. Кекушева. Здание представляло собой двухэтажное сооружение с хозяйственными постройками в виде сказочного терема в русском стиле. Спустя два года Василий Хлудов не жалея средств, основал парк с экзотическими растениями с разных уголков мира. Этот сад послужил основанием современному парку «Ривьера». Новой владелицей дачи Хлудова стала жена губернского секретаря Марья Золина в 1909 году. Через несколько лет,в период с 1920 по 1930 годы, в здании дачи располагалось Сочинское курортное управление.

    0 м до центра города

    В 1874 году похожее на маяк сделали в Сочи. Тогда в этот город приплывали пароходы Общества торговли и пароходства. Когда они прибывали в ночное время, то в простом фонаре зажигали огонь на возвышенности побережья. Когда море было неспокойно, из-за чего трудно было сообщаться с берегом – поджигали фальшфейеры красного цвета. Потом одним бизнесменом были предложены услуги для этого общества по постройке маяка. Предложение было решено принять, и на скалистом побережье в 1874 году на высоте 35 метров над морем стали строить маяк.

    0 м до центра города

    В 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе началось строительство одного из отечественных музеев на воде и одного из важных стратегических кораблей, крейсера «Михаил Кутузов». Этот объект имеет важное историческое значение в событиях, связанных с Черным морем. Также этот корабль является шедевром судостроения XX века.

    0 м до центра города

    Самый современный памятник в Краснодаре появился в Городском парке 26 сентября 2011 года в рамках международного проекта «Мир Добра». Памятник посвящен всем добросовестным гражданам, творящим добрые дела без всякой выгоды для себя, организаторы акции называют их ангелами добра. Такие памятники до Краснодара уже были установлены в 29 городах России. Теперь Краснодар имеет статус города, в котором царствуют гуманизм и добро.

    0 м до центра города

    Дворец был возведён в начале 20 века для случайного визита царя, если бы тот вдруг захотел посетить эту местность. Но император так и не разу не приехал сюда. Красную поляну часто навещали родственники царя. Они останавливались в этом дворце. Сооружение выстроено в английских традициях и состоит из трёх этажей. Особняк находится на склоне горы, откуда открывается поразительный вид на реку Мзымта и Кавказские горы.

    0 м до центра города

    Частью комплекса Новороссийского исторического музея-заповедника и частью комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» является памятник-ансамбль «Малая Земля», открытый в 1982 году. Аналогов этот памятник не имеет, что подчеркивает его уникальность. Особенным он считается благодаря наличию символических композиций, изображений, картин на памятнике, а также списка имен тех, кто участвовал в боях и погиб в битве за Новороссийск.

    0 м до центра города

    Адлерский маяк является самым старым маяком России, годом его «рождения» является 1898. Удивительно, но маяк до сих пор действующий – современные корабли также ориентируются на него. Еще одной особенностью маяка является то, что он считается самым южным объектом России. Высота маяка по нынешним меркам невелика – 11 метров. Расстояние луча, который посылает маяк в море – порядка 13 метров. Маяк способен передавать как световые, так и радиосигналы.

    0 м до центра города

    Мало кто удивится тому, что Центральная набережная Адлера стала наиболее популярным местом для прогулок среди туристов, приехавших в город отдохнуть. Потрясающий вид на Черное море и Кавказский хребет – именно то, что нужно для умиротворенного времяпрепровождения.

    Сравнительно небольшая протяженность (около 2 километров) не мешает набережной объединять 2 городских пляжа. Кроме активного отдыха днем, тут продуман вечерний досуг. Благо, улица освещена сотнями огней.

    0 м до центра города

    Какой же южный город не может не похвастаться своей набережной? К тому же, Анапе действительно есть чем хвастаться. Местные жители даже шутят, что если собираетесь выйти прогуляться по набережной, то надевайте очень удобную обувь, так как прогулка предстоит долгая. Сбоку от центральной дороги находятся множество сувенирных магазинчиков, ресторанов, кафе, магазинов. А с другой стороны променад украшен фонтанами, фонарями и цветниками. Но украшением этой достопримечательности считается фонтан под названием «Вода и камень», что на улице Крестьянской, а также часы из цветов.

    0 м до центра города

    В 1908 году археолог Николай Веселовский начал раскопку кургана прямо около Анапы и нашел старинный склеп. Аккуратно продолжив работу, ученым стало понятно, что ничего ценного здесь нет, так как здесь уже побывали вандалы, которые и разграбили захоронение. К счастью, арочные потолки и сами стены строения чудом сохранились в отличном состоянии. Героон был полностью реконструирован. Точнее, его полностью разобрали и перенесли прямо в центр Городского сада города Анапы. Но, в 1917 году склеп был сильно поврежден в результате действия революции.

    0 м до центра города

    Анапа – старый город, история которого сложна, интересна и неординарна. Некоторое время он находился под владением турецкого султана Абдулы Гамида. И если этот факт и упоминается во многих книгах, то из достопримечательностей об этом периоде напоминают только Русские ворота. Построены они были еще в 1783 году султаном для укрепления позиций турецкого владычества на этом побережье Крымского полуострова. Состояла она когда-то из семи мощных бастионов, окруженных рвом глубиной 4.5 метров. Все строение было дополнительно защищено каменной стеной высотой 8 метров.

    0 м до центра города

    Возле села Возрождение города Геленджик, расположены древние дольмены - сооружения, возраст которых более пяти тысяч лет. Они принадлежат эпохе бронзового века. Первое упоминание о подобных сооружениях датированы 1749 годом Петром Палласом. Академик открыл их в этих местах и и стал изучать необычные строения. Он отметил, что все рисунки на стенах сделаны очень символическим образом. Притом эти рисунки были сделаны примерно во время строительства. Дольмены были обнаружены в нескольких местах - на горе Нексис, у рек Жане и Пшада, а так же у посёлка Широкая щель.

    0 м до центра города

    Эта знаменитая достопримечательность г. Геленджик, находящаяся на Лермонтовском бульваре. Не смотря на то, что ему больше 100 лет, он работает по сей день. Его построил архитектор из Франции Франсуа де Тонде. Благодаря ему у маяка стала первоклассная для тех лет оптика. Он был сделан в 1875 году. Эта достопримечательность является старейшим из работающих маяков на Черном море. Это башня с четырьмя углами сделанная из камня, высотой 13 метров.

    0 м до центра города

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв.

Предисловие

Город - наиболее действенная, активная форма «культурной памяти» человечества. Он выражает и закрепляет, концентрирует в себе все процессы жизнедеятельности общества, выработанные им институты и нормы. Он совмещает в себе новое и старое, обновляясь постепенно. И образ прошлого, который несет в себе город, - не только память, но и опора, точка отсчета его будущего существования.

Современные процессы урбанизации характеризуются стремительным изменением пространственной структуры городов, образа жизни их обитателей. В этих условиях важнейшей проблемой становится регулирование и планирование развития городской среды, сохранения ее историко-культурного облика. Другой, не менее важной проблемой является преодоление стилистического несоответствия между старой и новой застройкой городов.

История архитектуры Кубани стала предметом специального исследования сравнительно недавно. Фрагментарно, применительно к отдельным поселениям (преимущественно городам), она рассматривалась в рамках очерков, имеющих, как правило, научно-популярный характер.

Наше время характеризуется стремительным ускорением урбанизационных процессов, коммерциализацией характера застройки и, как это ни печально, пренебрежительным отношением к архитектурно-градостроительному наследию. Игнорирование исторического опыта, отсутствие чёткой, научно обоснованной градостроительной политики привело в последние десятилетия к утрате множества черт в облике исторических поселений.

Архитектура Кубани дореволюционного периода

Территориальный рост и формирование пространственной среды населённых мест

Значительная часть поселений на территории Земли Войска Черноморского и Старой Линии была основана в ходе первого этапа колонизации правобережья Кубани - в 1793-1796 гг. в Черномории возникли два города - Екатеринодар и Тамань и 40 куреней, на Линии - 5 станиц. В результате правительственных мер по переселению на Кубань малороссийских, екатеринославских, хоперских казаков и русских и украинских крестьян к середине XIX века на Старой и Новой линиях было уже 45 станиц, 127 хуторов, 203 зимовника (данные 1851 г.). В ходе присоединения левобережья Кубани и кавказского берега Чёрного моря число возникавших поселений также стремительно росло. В 1830-1842 гг. на кубанском участке Черноморской береговой линии было возведено 12 укреплений (в числе которых города Анапа и Новороссийск). Ко времени образования Кубанской области в 1860 практически все разрушенные в годы Крымской войны укрепления были восстановлены.

Множество новых населённых мест на Кубани после окончания многолетней Кавказской войны, и процессии это продолжался практически до конца столетия.

Складывание пространственной среды в разных населённых местах на территории Кубани протекало поэтапно, по различным сценариям, но неизменно отражало все приметы хозяйственного и культурного освоения края. Различия в развитии внешнего облика поселений Черномории, Старой и Новой Линии, стали проявляться лишь в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в., когда после окончания Кавказской войны Кубань получила возможность мирного развития, начался массовый приток гражданского населения.

Характеризуя процессы формирования пространственной среды населённых мест Кубани в дореволюционный период, можно определить два этапа: первый - с конца XVIII в. до начала XIX в., когда поселения имели преимущественно сельский характер внешнего облика, с неразвитой инфраструктурой, подавляющим числом утилитарных сооружений; и второй - с 70-х гг. до 1917 г., когда сформировались коренные отличия в характере застройки городов и сельских поселений.

Характеристика процесса застройки городов и сельских поселений. Архитектура Кубани конца XVIII - 60 гг. XX вв .

Проявление классицизма

Как уже было сказано выше, изначально характер застройки населённых мест Кубани определялся почти исключительно утилитарными сооружениями: казённым набором построек при укреплениях и жилыми постройками. Как справедливо отмечал И.Д. Попка, казаки следовали правилу «На границе не строй светлицы». Исключением из столь унылого архитектурного однообразия были лишь здания культа и некоторые постройки общественного назначения.

Уже в 1794 г. в Тамани было завершено строительство церкви, освещённой Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Есть сведения, что черноморцы использовали при возведении этого храма фундамент и часть стен какого-то древнего сооружения, возможно - средневековой турецкой мечети, возможно - христианского храма времён Тмутараканского княжества (конец X - конец XII вв.). В 1911 году пришедшая в крайнюю ветхость Покровская церковь была реконструирована по проекту архитектора И.К. Мальгерба, причем облик её был основательно изменён.

Архитектура классицизма на Кубани проявилась в единичных постройках, причём тогда, когда в Петербурге и в Москве наступил закат стиля. Этот екатеринодарский классицизм был упрощённым, большей частью он лишь воспроизводил приёмы в решении фасадов зданий.

Народная архитектура

В дореволюционный период в жилой застройке населённых мест Кубани непрофессиональные постройки составляли подавляющее большинство.

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах - деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман - это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже - соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. - железом, к концу века - даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Глинобитная хата черноморских казаков

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Одной из «визитных карточек» Краснодара является дом. Б.Б. Шарданова, построенный по его собственному проекту в 1905 году.

архитектура застройка кубань поселение

Кубанская эклектика характеризуется щедрым использованием кованых элементов в решении фасадов и малой этажностью зданий (последнее относится к архитектуре Кубани вообще). В дореволюционный период архитектурный облик Кубани практически всех населенных мест определялся именно эклектическими постройками, которых было большинство. Но в начале второго десятилетия XIX века главенствующее положение занял модерн.

Эпоха модерна

Как и эклектизм, модерн пришёл в архитектуру Кубани в своей поздней форме, когда «романтический» этап в развитии стиля закончился под давлением требований плотной городской застройки. Исключением является лишь первое по времени произведение модерна в Екатеринодаре - здание Общества взаимного кредита, построенное в 1906 году по проекту В.А. Филиппова на Базарной улице.

Наибольшее число построек в этом стиле в городах Кубанской области и Черноморской губернии составляли одноэтажные дома, иногда довольно резко разнящиеся своими архитектурными формами.

Определённую специфику архитектурному облику кубанских городов в эпоху модерна придавало обилие использованных в оформлении экстерьеров построек кованых элементов - парапетов, балконных ограждений и кронштейнов, кованых дверных и оконных решёток. Модерн был распространён исключительно в городах. Сельской архитектуры он практически не коснулся.

«Русский национальный стиль» и неоклассицизм

В архитектуре Кубани «Русский национальный стиль» запечатлелся практически во всём своём внутреннем формальном разнообразии. В основном стилистические приёмы древнерусского зодчества использовались при возведении зданий культа. Первым проявлением «русского стиля» принято считать кирпичную колокольню при деревянном Екатерининском храме в Екатеринодаре, относящуюся к 40-м гг. XIX века и решённую в «старомосковских мотивах.»

В конце XIX - начале XX вв. в Кубанской области и Черноморской губернии возводится значительное число православных храмов, при заметном их разнообразии: от однонефных крестовокупольных до колоссальных, выдержанных в поздних формах «русско-византийского стиля».

Екатерининский собор в столице Кубани (автором проекта считается И.К. Мальгерб), является почти точной копией сохранившегося Воскресенского собора в Новочеркасске, построенного в 1894 г. по проекту донского архитектора Ященко. В композиции собора (освящён в 1914 г.) воспроизведены формы византийских и русских крестовокупольных храмов.

Неоклассицизм проявлялся в единичных постройках. Как правило, классицистические формы использовались в декоративном убранстве фасадов, эклектичных или модерновых.

Архитектура Кубани советского времени

20 -6 0 гг.: от конструктивизма до «сталинского классицизма»

Процесс пространственного развития населенных мест Кубани замедлился с вступлением Российской империи в Первую мировую войну и был полностью прерван событиями октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны. Начало нового этапа в истории кубанской архитектуры приходится на вторую половину 20-х годов XX века. Несмотря на то, что в истории советской архитектуры вторая половина 20-х годов считается периодом нового революционного стиля - конструктивизма, следует признать тот факт, что на Кубани в первых постройках советского времени отчётливо проявился возврат к эклектицизму.

В начале 30-х годов в Сочи, в ходе интенсивного санаторно-курортного строительства, появилось несколько замечательных построек, выдержанных в ярких конструктивистских формах.

Невосполнимый урон большинству городов и сёл Краснодарского края нанесла Великая Отечественная война. В результате бомбёжек были выведены из строя тысячи промышленных предприятий, разрушены сотни километров коммуникаций, тысячи жилых домов, зданий общественного назначения. Восстановительные работы обычно начинались сразу после освобождения городов и сёл, на местном уровне, но масштабные строительные работы в крае начались лишь в 1945 году. В первую очередь восстанавливалось жильё. В послевоенные годы темпы жилищно-гражданского строительства постоянно нарастали. Нужно признать, что в большинстве населённых пунктов контроль соблюдения норм строительства был недостаточным, а возможности самих застройщиков - ограниченными. В результате районы послевоенной застройки обычно имеют случайную, хаотичную пространственную организацию и невысокие архитектурные качества. Здания проектировались в простых формах и уступали постройкам довоенных лет.

60 -8 0 гг.: эпоха функционализма и типовых проектов

В конце 50 - начале 60-х годов прошлого столетия наметился возврат к «функциональной архитектуре», но уже на новом витке развития. Из крупных городов СССР в города, а потом и сельские населённые пункты Краснодарского края постепенно проникала так называемая стеклянно-металлическая «стерильная» архитектура, исповедовавшая «эстетическую правду конструкций и материалов». Одной из «первых ласточек» такой архитектуры стал трёхэтажный Дворец культуры моряков в Новороссийске (1958 г.). Ярким проявлением крайних форм «функциональной архитектуры», которые можно назвать неоконструктивизмом, является здание кинотеатра «Автора» на улице Красной в Краснодаре (1967 г., арх. Е.А. Сердюков).

В истории жилой застройки городов и сёл Краснодарского края вторую половину шестидесятых годов можно смело назвать началом «эпохи типовых проектов». Именно в жилищном строительстве тенденция к типизации и однообразности приобрела наибольший размах. Вплоть до середины 70-х основным типом многоквартирного жилого дома на Кубани, как и в большинстве местностей СССР, был пятиэтажный дом на 70-140 малогабаритных квартир, называемый в обиходе «хрущёвкой» (поскольку эти типовые проекты разрабатывались в бытность Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва). Такие дома определяли облик целых районов.

В течение всего нескольких лет в городах края были возведены десятки сооружений в стилевых принципах «рациональной архитектуры». В качестве примера можно привести здание гостиниц «Кавказ» в Краснодаре и «Бригантина» в Новороссийске.

Одним из наиболее значимых произведений «новой функциональной архитектуры» является здание Краснодарского театра драмы, построенное в 1973 году по проекту арх. Р. Райлова и А. Титова.

Заключение

Характер пространственной среды, формируемой обществом, закономерно обусловливается функциональными, эстетическими и даже политическими обстоятельствами существования этого общества. Разумеется, что и архитектура, формирующая пространственную среду, является структурированным выражением этой истории - коллективной биографии жителей конкретного населенного места, края, страны и даже всей планеты. Общее и специфическое в архитектуре - суть проявления культурного и хозяйственного функционирования отдельных местностей и даже отдельных поселений на разных уровнях - внутреннем, региональном, государственном, мировом. Архитектура Кубани существовала, несомненно, в контекстах мировой и русской (большую часть ХХ века - советской) архитектуры, что отразилось в постепенном и последовательном изменении характеров застройки в соответствии со сменой художественных стилей и представлений о способах и приемах организации пространственной среды.

Список использованной литературы

1. Казачинский В.П., Бондарь В.В. Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв. Ч. 1: Архитектура Екатеринодара до 1917 г. Краснодар, 2001

2. Казачинский В.П., Бондарь В.В. Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв. Ч. 2: Архитектура Кубани до 1985 г. Краснодар, 2002

3. В.В. Бондарь. Краснодар: судьба старого центра. Краснодар, 2007

4. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. история архитектуры, градостроительства и дизайна: Курс лекций. Ч. 2. История русской архитектуры. Краснодар, 2002

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура барокко середины XVIII века. Предпосылки появления и развития классицизма. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.). Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.).

    курсовая работа , добавлен 30.11.2003

    Сущность и отличительные признаки классицизма как направления в европейском искусстве XVII–XIX вв., историческая характеристика данного стиля, строительные особенности. Градостроительство и архитектура классицизма, типы сооружений и предметный мир.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Школа классицизма конца XVIII – первой трети XIX века. Архитектурные ценности мирового значения. Переработка наследия античного зодчества. Архитектура русского классицизма. Ансамбли больниц XVIII–XIX веков. Развитие строгого ордерного классицизма.

    презентация , добавлен 15.09.2013

    Значение архитектуры классицизма в зодчестве Беларуси второй половины XVIII – первой половины XIX веков. Строительство ратуш, административно-общественных, дворцово-усадебных и культовых зданий. Использование приемов французского градостроительства.

    реферат , добавлен 14.01.2015

    Исследование особенностей развития белорусской архитектуры и влияние войн на очертания городов и способы строительства в XIV - XVI веках. Преемственность навыков зарубежных архитекторов: градостроительство, крепостное зодчество и культовая архитектура.

    реферат , добавлен 02.07.2011

    Сущность понятия "классицизм". Палладио как основатель архитектурного языка классицизма. Перепланировка губернских и уездных городов России в соответствии с принципами классицистического рационализма. Основные черты зданий, созданных в стиле классицизма.

    презентация , добавлен 31.01.2012

    Характерное для XVIII–XIX веков значительное облегчение каменных конструкций, уменьшение поперечных сечений элементов и увеличение их высоты. Тенденции и особенности белорусской архитектуры в градостроительстве, жилом, дворцовом и культовом строительстве.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2014

    История развития архитектуры XIX-XX веков и ее особенности: быстрый рост городов, применение металлических и стеклянных конструкций, использование декораций, имитирующих формы прошедших эпох. Основные направления: конструктивизм, модернизм, постмодернизм.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Развитие классицизма в России в начале второй половины XVIII века. Описание строительства и архитектуры второй половины XIX в. Новый этап в градостроении Москвы и Петербурга. Развитие новых приемов застройки как причина архитектурного кризиса в стране.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Направления новейшей архитектуры. Интеграция архитектурных объектов и поверхности земли. Идея взаимодействия "человек-природа-архитектура" на уровне формообразования и пространственной организации объекта. Возникновение и развитие лэндформной архитектуры.

ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ В АРХИТЕКТУРЕ ТРАДИЦИОННОГО МАЛОЭТАЖНОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА КУБАНИ

О.С. Субботин

Рассмотрена история архитектуры и градостроительства Кубани. Проведен истори-ко-архитектурный анализ традиционного малоэтажного домостроительства Кубани.

Большая часть современных поселений Кубани была основана в конце XVIII и на протяжении XIX веков, в процессе заселения края. В результате победы России над Турцией в русско-турецкой войне (1768-1774 гг.) Азовское море стало русским. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, заключенному в 1774 году, к России отошли Азов, крепость Кинбурн и Керчь с крепостью. Правобережье Кубани в то время представляло собой слабо заселенные, непроходимые лесные и камышовые заросли, которые отрезали друг от друга пикеты и кордоны, облегчая разбойные нападения на пограничную охрану. В 1778 году на Кубань был направлен великий русский полководец А.В.Суворов, под руководством которого строилась Кубанская линия. После русско-турецкой войны южная граница России официально переместилась до реки Кубань. По указу императрицы Екатерины II Черноморское войско, созданное во время этой войны из запорожских казаков, переселялось во вновь образованную Кубанскую область, где казакам вменялось в обязанность «бдение и стража пограничная от набегов...» По суше и по морю двинулись они охранять и осваивать, засевать новые российские земли.

В 1793 году был основан город Екатеринодар - центральный пункт Черноморского войска. Как установлено историками XIX века, застройка Екатеринодара, будущей столицы Черноморского казачьего Войска, началась еще до того, как был прислан из Симферополя на Кубань землемер-прапорщик Гетманов для размежевания заложенного города на кварталы и площади, по плану, утвержденному Таврическим губернатором генерал-майором С.С.Жегулиным .

Город Екатеринодар основывался как военно-административный центр Земли Войска Черноморского, и поэтому главным критерием при выборе места была стратегическая целесообразность. Урочище Карасунский кут, образованное излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, господствовавшее по высоте над левым кубанским берегом с широкой топкой поймой в южной части, имело высокие стратегические качества. Возникший здесь город был с трех сторон защищен естественной водной преградой. Эти выгоды местности еще в древности использовали обитавшие здесь меоты, в средние века - болгарские племена, адыги, половцы и ногайцы. Кроме вышеназванных ландшафтных условий, Карасунский кут был удобен еще и тем, что находился в середине, устраивавшейся по правому берегу Кубани Черноморской кордонной линии.

Пригодная для поселения часть урочища занимала вторую надпойменную террасу, выходящую за границы собственно урочища (полуострова), ограниченного линией от Ореховатого озера, находившегося в северо-западной части города, до восточного конца северной балки Карасуна. Вторая терраса была почти горизонтальной, и в ее неболь-

3/2009_М|ВУТНИК

ших впадинах, не имевших стока, долго сохранялась вода, которая загнивала и отравляла воздух болотными испарениями. Густой дубовый лес, покрывавший значительную часть Карасунского кута, задерживал испарение влаги и препятствовал высушивающему действию ветров. Эти обстоятельства приводили и к массовым заболеваниям жителей города лихорадкой и к массовым смертельным случаям. По этой причине в 1802 и 1821 годах делались попытки перенесения войскового центра в другие места .

Исходя, из вышеизложенного следует, что изначально размещение будущего города предполагалось на территории частично подверженной чрезвычайным ситуациям природного характера, одним из видов которого являлось наводнение, поэтому нужно было в первую очередь осуществлять мероприятия, включающие в себя и инженерную подготовку данной территории, и выбор конструктивных решений для малоэтажного жилищного строительства. Необходимость защиты прибрежных территорий вызывалась как постоянным или временным затоплением, так и подтоплением указанных территорий. Одним из условий для понижения паводочного расхода уровня рек было устройство обводных каналов и дамб обвалования.

В сентябре 1794 года Войско уже имело на руках план будущего войскового града, тогда-то и посыпались в местное правительство заявки на постройку домов, землянок и торговых лавок (рис.1). На первом генеральном плане 1795 года, составленном коллежским асессором Павлом Чуйко, большинство кварталов были заселены чинами войскового сословия и торговцами-армянами, издавна дружившими с казаками. А спустя 15 лет ни одного свободного планового места, по существу, уже не было.

Рис.1. Исторический центр г. Екатеринодара (1793 - 1920).

При размежевании войскового града Екатеринодара в 1793-1794 годах на кварталы высшие казачьи офицеры получали большие участки земли (квартал делился на два хозяина) для застройки - возводились жилой просторный дом (деревянный), каретный сарай, конюшня, сеновал, дровяник, ледник и прочие подсобные помещения. 1/4 часть земельного надела предназначалась для фруктового «родючего сада». Нижним офицерским чинам и рядовым казакам давались меньшие участки - квартал делился на четыре и более семей.

Одной из первых продольных улиц Екатеринодара стала Красная, а из поперечных - Крепостная, названная «по принадлежности», так как прилегала к Екатеринодарской крепости. Эта крепость и являлась градообразующим центром.

В Екатеринодарской крепости, как и в Запорожской коше, было выстроено сорок куреней, или казарм, где жили служилые казаки и происходили сборы казачьих войск. В это же время на всей территории Черноморского войска вблизи степных речек, на удобных для скотоводства и земледелия участках, возникли селения (первоначальные они тоже назывались куренями). Казаки, до этого временно поселенные на Тамани и в устье реки Еи, селились в них «по жребию». Таким образом, было основано сорок куреней, тридцать восемь из которых повторили названия своих предшественников в Запорожской Сечи.

В 1867 году утверждено положение «О заселении и управлении города Екатеринодара», согласно которому здесь разрешено было селиться всем желающим; город из «войскового» становился гражданским. Более 800 семей казаков переселились в ближайшие станицы. А издание в следующем году указа «О дозволении русским поданным невойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» позволило не только увеличить приток нового населения иногородних. Началось заселение окраин города, земля продавалась дешево (от 6 до 24 копеек за одну квадратную сажень), и ее быстро приобретали главным образом крестьяне. Уже к 1897 году население города составляло 65606 человек .

Плодородные кубанские степи в изобилии отплатили землепашцам хлебами. Их избыток потребовал развития новых торговых путей. И последовал Указ императора Николая Первого о начале строительства города на Азовском берегу. Портовый город - вот какую свою мечту воплотил светлейший князь Михаил Воронцов, наместник Кавказа, закладывая в 1848 году под залпы казачьих батарей первый камень города Ейска (рис.2.). Окончательный облик Ейска сложился к концу XIX - началу XX столетия. В те времена особо модным в архитектуре был ложно - русский стиль, славящийся как раз переплетением нескольких стилей.

Отличался он многочисленными деталями в отделке зданий. Крылечки, балкончики, кованные надкрыльца можно встретить в строениях той эпохи.

С 1809 года кубанские курени стали называться куренными селениями, с 1821 -просто селениями, а с 1840-х годов - станицами, так же, как в восточных районах Кубани. Почти одновременно с поселением черноморцев возникали селения линейных казаков. Линейные станицы были несколько крупнее черноморских, в них селили по 150 - 350 казачьих семей. В дальнейшем размеры старых станиц увеличились и образовались новые населенные пункты. Большинство линейных станиц, как и черноморских, застраивалось под наблюдением войсковой администрации. Уже в те времена возникла квартальная планировка, характерная для современных кубанских поселений.

НАИМЕНОВАНИЕ ХШЦ

ПОПЕРЕЧНЫЕ

A. Набережный проспект

B. Морская

C. Греческая Б. Торговая Е. Николаевская Е. Елизаветинская Q. Григорьевская 7. Воронцовская I. Тифлисская К. Черноморская Ь. Степановская М. Михайловская N. Одесская

Рис.2. Генеральный план портового города Ейска, утвержденный наместником Кавказским 8 апреля 1849 года

Более правильная и плотная застройка кварталов наблюдалась обычно лишь в центральной части селений, возникавших в первой половине XIX века. Позже войсковое начальство перестало вести строгое наблюдение за застройкой станиц, а новые хозяйства предпочитали создавать на окраинах, где нарезались более крупные усадебные участки. Небольшие хутора, селения государственных крестьян, как правило, застраивались в одну или несколько прямых улиц.

В центре станицы обычно располагались одна или две площади. Вокруг них устраивались войсковое правление, школа, церковь, лавки, пивные и духаны. Станицы, сто-

ПРОДОЛЬНЫЕ

A. Бердянская

B. Керченская

C. Нахачиванская Б. Таганрогская Е. Ставропольская Е. Екатеринодарская Q. Таманская

7. Ростовская I. Военная

явшие на пересечении торговых трактов, были, как правило, крупнее. В них строилось много лавок, на базары и ярмарки периодически съезжались жители окрестных селений. Однако в начале XX века торговая жизнь стала еще оживленнее. В бывших захолустьях появились лавки, базары, ремесленные мастерские, мукомольные, сыроварни.

Что касается обустройства на местности, то большие станицы делились на отдельные края и концы, имевшие свои названия. Концы назывались по фамилиям первых поселенцев (Коноваловка, Расцветаевка, Орловка), или по фамильным прозвищам (например, «Лебеди» в станице Таманской), или по месту рождения жителей (Полтава - в станице Бекешевской) и даже по особенностям местности и почвы (Заречь, Крайцы, Солонцы). Жители разных концов станицы нередко различались по социальному и этническому признаку.

В первые годы существования казачьих поселений, в трудных условиях военного времени нередко сооружались временные постройки - землянки, полуземлянки. Но уже через год-два казаки при содействии войсковой администрации заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Преобладание среди первых казачьих поселенцев жителей юго-восточных украинских и южнорусских районов, сходные природные условия степных пространств России и правобережья Кубани способствовали перенаселению на Кубань многих особенностей жилища, характерного для украинцев и русских. Под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани, в жилых постройках появляются и местные специфические черты, применяются различные композиционные и конструктивные решения для защиты от чрезвычайных ситуаций.

В XIX веке на значительной части степной территории Кубани были распространены невысокие турлучные или глинобитные дома. Обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами с большими свесами, поддерживались консольными выносами верхней обвязки и балок. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Так, галерея, опоясывающая дом с одной или двух сторон, характерна для жилища Полтавщины и Харьковщи-ны. Украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку и ступенчатыми гребешками по ребрам, которые назывались «остришками, нарыжника-ми», были распространены в Киевщине и Подольщине. Преобладающий украинско-белорусский тип определил и расположение печи и переднего угла.

В каждом квартале поселений было нарезано несколько усадеб - «планов». Внутри усадьбы каждый хозяин ставил по своему усмотрению дом и дворовые постройки. Все усадьбы по линии улицы огораживались высоким забором. Изгороди строились из разнообразных материалов: на Тамани сооружали саманные и глинобитные заборы, в некоторых восточных и предгорных селениях строили изгороди из камня. Широко были распространены плетни. Но наиболее характерными для казачества считаются глухие высокие заборы из горизонтальных досок с плотно закрытыми воротами. Подобные заборы и ворота, как и неизменные злые собаки во дворе, были как бы внешним выражением замкнутости старого казачьего быта.

Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, таким образом, чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону. К северо-востоку - наиболее ветреной стороне - направляли глухую (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В таком случае к ней была обращена глухая боковая стена, что

первоначально было связано с опасностью набегов горцев. За домом и сбоку от него располагались все дворовые службы, дальше начинался огород. Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями, акациями, в зелени которых утопали жилые и хозяйственные постройки.

Несмотря на такую красоту, в станицах мало внимания уделялось благоустройству и чистоте улиц. Даже в крупных торговых станицах редким явлением были мощеные улицы. При кубанском черноземе это означало, что летом жители задыхались от пыли, весной и осенью вязли в грязи. «Санитарное состояние станицы ужасное, - писал один корреспондент из крупной торговой станицы Кореновской в 1895 году. - Во многих местах ее находятся озера, испорченная вода их заражает воздух. Базар и Красная улица в ужасном состоянии. В сухое время года на них поднимаются тучи пыли, а в дождливое они обращаются в море грязи, в которой нередко тонули лошади» («Кубанские областные ведомости», 1895, № 179).

Раскрывая локальные особенности и характерные черты традиционного малоэтажного домостроительства на Кубани, отмечаем многообразие архитектурно-планировочных решений народного жилища, самобытность их архитектурного облика формировавшегося на основе природных, этнических и исторических условий. Ключевой особенностью для строительства малоэтажных жилых зданий являлся выбор наилучшего месторасположения указанных зданий, на территориях не подверженных чрезвычайным ситуациям природного характера.

Литература.

1. Бардадым В.П. Архитектура Краснодара. - Краснодар: Советская Кубань», 2002.

2. Бондарь В.В. Город Екатеринодар в пространстве и времени: Опыты исторической урбанистики. Монографический сборник. - Краснодар: Издатель Игорь Платонов, 2006.

3. Информационно-аналитический путеводитель «Краснодару - 200 лет». - Краснодар,

Ключевые слова: домостроительство, этнокультурный, архитектурны облик, исторические, природные условия, малоэтажные здания.

Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»

Поделиться