Природные свойства нервной системы презентация. Презентация на тему: "Природные свойства нервной системы.Темперамент в выборе профессии". б) в интересах и склонностях непостоянны

ТЕМА: (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

1. ЦЕЛЬ: показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Раскрыть влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

Задачи:

2. Образовательные - показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

3. Развивающие – умение определять тип темперамента.

4. Воспитывающие – правдивость в оценке типа темперамента. Умение контролировать собственные чувства и эмоции.

Оборудование : 1. Учебник С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля

обучения и траектории дальнейшего образования».

2. Дополнительный раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА

ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)

  1. ЦЕЛЬ : показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Раскрыть влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.

Задачи:

  1. Образовательные - показать учащимся связь темперамента и нервной системы с профессией. Влияние чувств, эмоций и стресса на общее состояние человека.
  2. Развивающие – умение определять тип темперамента.
  3. Воспитывающие – правдивость в оценке типа темперамента. Умение контролировать собственные чувства и эмоции.

Оборудование : 1. Учебник С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля

обучения и траектории дальнейшего образования».

2. Дополнительный раздаточный материал.

Ход урока:

Темперамент и профессия.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком.

В.Вундт

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.

Задание №1. Темперамент и свойства нервной системы.

Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. Иван Павлов выделял те же типы нервной системы и у собак.

В отличие от собак мы можем осознавать свои качества и с ними работать.

Задание №1. Определение темперамента.

13. Меня легко обидеть.

24. Я могу опоздать.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я – уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

Каждый отрицательный ответ на вопросы № 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы №1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37,39 .

Запишите сумму на строке Экстраверсия (общительность).

0-5 баллов . Если вы набрали меньше 6 баллов, вы – интроверт. Интроверт (от латинского «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, переосмысливая события и явления через свой внутренний опыт и не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Ваш внутренний мир, вероятно, настолько богат и интересен, что вам хватает своего общества. Среди тех, кого вы лишаете возможности общаться с вами, наверняка есть замечательные люди. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности, аккуратности и концентрации внимания.

Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера будут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами – программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями.

6-11 баллов . Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин – амбиверт (от латинского «ambi» – двойственный). Это – универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.

12-17 баллов . Если вы набрали больше 12 баллов, вы – экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») – это человек, который ориентирован вовне, на внешние предметы и обстоятельства, на мнение других людей, на внешние, статусные атрибуты. Эта направленность проявляется в его решениях и отношении к жизни. Человек этого типа настолько может быть увлечен своим делом, карьерой, что не обращает внимания на состояние здоровья.

Вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Если вы не только любите, но и умеете общаться, то вам подойдут профессии, связанные с частыми встречами, переговорами, консультациями. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления) будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы № 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40 .

Запишите сумму на строке Стабильность .

0-5 баллов . Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).

Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6-11 баллов . Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12-17 баллов . Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.

Мы определили два параметра – экстраверсию и стабильность . Отметьте на горизонтальной оси сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а по вертикальной – сумму баллов по шкале «Стабильность» .

Если вы отметили на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вас можно поздравить: вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.

Четыре квадрата на рисунке – это четыре темперамента.

Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

Задание №3. Вопросы на понимание темы урока.

1. Хладнокровие и невозмутимость больше всего необходимы

а) сотруднику правоохранительных органов , б) учителю, в) слесарю, г) повару.

2. Для интроверта больше всего подойдет работа

а) юриста, б) журналиста, в) парикмахера, г) корректора .

3. Руководить людьми труднее всего

а) сангвинику, б) холерику, в) флегматику, г) меланхолику .

4. Экстраверту лучше заниматься

а) научной деятельностью, б) конкретным практическим трудом, в) обслуживанием клиентов , г) вычислениями и расчетами.

а) терапевтом, б) хирургом , в) окулистом, г) рентгенологом.

Психологический практикум. Определение «формулы» темперамента. (Дополнительный материал.)

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие - слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (т. е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так), ставьте себе средние баллы - 4, 5, 6, 7.

Важно оценить себя как можно объективнее!

  1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
  2. Я работаю неравномерно, рывками.
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
  1. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
  2. Мне нетрудно сделать выбор.
  3. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложите количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

М = 1 + 5 =

X = 2 + 6 =

С = 3 + 7 =

Ф = 4 + 8 =

Соответствующие символы - М, С, X, Ф - запишите в порядке убывания их значений.

Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (X), сангвиника (С) и флегматика (Ф).

(Методика приведена в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23-27.)

IV. Закрепление материала. Решение психологических задач.

«Определи темперамент»

А. - Вспомните известных литературных героев, персонажей сказок, мультфильмов и т.д. С помощью «круга Айзенка» попробуйте определить их темперамент.

Можно предложить учащимся следующие варианты:

  • невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик);
  • непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник);
  • импульсивный ревнивец Отелло (холерик);
  • впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)

или исторические личности:

Крылов, Кутузов - флегматики;

Наполеон, Бомарше - сангвиники;

Суворов, Менделеев, Пушкин, Петр I - холерики;

Ньютон, Гоголь, Чайковский - меланхолики.

Б. - Попробуйте выполнить психологическое упражнение, в котором может проявиться ваш темперамент.

Учащимся предлагается продемонстрировать естественную реакцию в следующих ситуациях (ответы должны быть спонтанными, чтобы школьники действительно не затрачивали время на обдумывание, а реагировали быстро, как они поступили бы на самом деле):

Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю...

Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

(Задание выполняют все желающие.)

Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:

Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?

Сравните данные наблюдения с результатами тестирования.

Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитанность, общая культура, привычки и т.д.?

Подведение итогов занятия.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Определение типа темперамента.

Класс 9___

Фамилия ___________________________Имя______________________

Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке рядом с номером вопроса «+» или « –».

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. Думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания. Верхний правый квадрат. Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

  • Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье, и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремленностью.

Нижний левый квадрат. Флегматический темперамент

Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии с войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Нижний правый квадрат. Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

  • Известный полководец, Наполеон, был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Верхний левый квадрат. Меланхолический темперамент

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают малознакомых и новых людей, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна глубина и постоянство, острая восприимчивость к внешним воздействиям.

Почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?

Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов - меланхолики. Их произведения – память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание. Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом.

  • Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.

Традиционно, хотя и не совсем оправданно, о чем говорилось выше, основным предметом изучения в отечественной дифференциальной психофизиологии являются свойства нервной системы и связанные с ними особенности поведения, стили и эффективность деятельности. Именно павловский подход к изучению индивидуальных и типических особенностей человека отличает отечественную дифференциальную психофизиологию от дифференциальной психологии Запада, которая в основном занимается изучением различий в проявлении личностных свойств, отрывая их от физиологической основы. Конечно, такой путь тоже дает много ценных данных о психологической природе человека, однако важно знать не только степень выраженности той или иной личностной особенности, но и причину этого, в частности какова роль генетических и врожденных (т. е. биологических) факторов, с одной стороны, и социальных факторов (воспитания, развития) – с другой. Это особенно важно знать при прогнозировании способностей и возможностей человека на основе его природных задатков, к которым относятся и типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Дело в том, что если социальные факторы (условия жизни, система образования, способы профессионального обучения и тренировки и т. д.) можно уравнять для разных людей, поместив их в одинаковые условия, уравнять людей по биологическим факторам (задаткам) нельзя. У каждого человека своя генетическая история, которая сказывается и на способностях, и на темпераменте, и на индивидуальной переносимости различных внешних и внутренних факторов, а в конечном итоге – на его возможностях осуществлять ту или иную деятельность.

Первые работы И. П. Павлова о свойствах нервной системы появились в 1920‑х гг. Вплоть до 1950‑х гг. эта проблема была прерогативой физиологов, изучавших высшую нервную деятельность (условные рефлексы) человека. Психологи стали заниматься ею на рубеже 1950‑1960‑х гг. благодаря усилиям Б. М. Теплова, а затем В. С. Мерлина и Б. Г. Ананьева, создавших свои школы дифференциальной психофизиологии. Последователи их взглядов (В. Д. Небылицын, Е. А. Климов, а позже В. М. Русалов, Э. А. Голубева, Б. А. Вяткин, И. М. Палей и др.) значительно продвинули изучение проблем дифференциальной психофизиологии, а полученные ими новые данные нашли отражение в опубликованных монографиях.

Созданное более полувека назад учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности нашло благодатную почву для своего развития в психологии, физиологии, медицине. Обогатившись новыми подходами и экспериментальными фактами, оно стало основой объективного изучения типических особенностей человека, определяемых психофизиологической структурой. Родившись в нашей стране, это направление, отражающее сплав физиологической и психологической науки, нашло признание и у ряда зарубежных ученых (Дж. Грей, Л. Мартон и Я. Урбан, Я. Стреляу и др.).

Однако, как и при развитии любой теории и научного направления, в ряде моментов указанное учение И. П. Павлова стало противоречить некоторым новым экспериментальным данным. В частности, созданная автором классификация типов темперамента на основе сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы оказалась ограниченной и недостаточно обоснованной. Выделенные новые сочетания типологических особенностей не втискиваются в прокрустово ложе павловской классификации.

За последние десятилетия значительно продвинулись и наши представления о работе центральных мозговых структур. Поэтому многие положения, казавшиеся незыблемыми и позволявшие давать удовлетворительное объяснение наблюдаемым фактам, в настоящее время пересматриваются. В связи с этим возникает необходимость уточнить и ряд положений И. П. Павлова, в частности о роли тех или иных типологических особенностей проявления свойств нервной системы в поведении человека, в приспособлении к внешней среде.

Волокитина Маргарита

Темперамент - это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природные свойства нервной системы. Презентацию подготовила Ученица 11 «Б» класса Волокитина Маргарита

Темперамент - это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Четыре известных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический. Они прочно укоренились в литературе и в быту и существуют до настоящего времени.

Флегматик.

Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Характеристика флегматика. Спокоен и хладнокровен. Последователен и обстоятелен в делах. Осторожен и рассудителен. Работает спокойно, медленно, редко отдыхает. Молчалив, не любит попусту болтать. Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, мимики. Сдержан и терпелив. Доводит начатое дело до конца. Не тратит попусту сил. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.

Легко сдерживает желания. Маловосприимчив к одобрению и поощрению. Незлоблив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. Постоянен в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое. Ровен в отношениях со всеми. Любит аккуратность и порядок во всем. С трудом приспосабливается к новой обстановке. Инертен, малоподвижен, вял. Обладает выдержкой.

Меланхолик.

Меланхолик - склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Характеристика меланхолика. Стеснителен и застенчив. Теряется в новой обстановке. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Легко переносит одиночество. Не верит в свои силы, падает духом при невзгодах. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах. Склонен уходить в себя. Быстро утомляется. Обладает слабой тихой речью. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

Впечатлителен до слезливости, тревожности. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и поощрению. Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим. Склонен к подозрительности, мнительности. Болезненно чувствителен и легко раним. Чрезмерно обидчив. Скрытен и не общителен, не делится ни с кем своими мыслями. Малоактивен в работе. Безропотно покорен. Стремится вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Характеристика холерика. Неусидчив, суетлив. Невыдержан, вспыльчив. Нетерпелив, реактивен. Резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми. Решителен и инициативен. Энергичен. Находчив в споре. Работает рывками. Склонен к риску. Злопамятен и обидчив.

Обладает страстной, со сбивчивыми интонациями речью. Неуравновешен и склонен горячности. Агрессивен. Нетерпим к недостаткам. Обладает выразительной мимикой. Способен быстро действовать и решать жизненные задачи. Неустанно стремится к новому. Обладает резкими, порывистыми движениями. Неустойчив в достижении поставленной цели. Склонен к резким сменам настроения.

Сангвиник.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Характеристика сангвиника. Веселый и жизнерадостный. Деловитый. Часто не доводит дело до конца. Склонен переоценивать себя, свои возможности. Способен быстро схватывать новое. Неустойчив в интересах и склонностях. Легко переживает неудачи и неприятности. Легко приспосабливается к различным обстоятельствам. С увлечением берется за новое дело. Быстро остывает, если дело перестает интересовать.

Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую. Тяготится однообразием, будничной работой. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности в общении с новыми людьми. Работает быстро, увлеченно, ровно. Нуждается в перерывах реже других. Вынослив и работоспособен. Обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами. Сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке. Обладает всегда бодрым настроением. Быстро засыпает и пробуждается. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.

От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент делится на два разных типа личности: Экстраверт - человек, психический склад которого направлен на окружающий мир и деятельность в нем. К экстравертам относятся холерики и сангвиники. Интроверт - человек, психический склад которого сосредоточен на своем внутреннем мире, он обращен на самого себя. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.

Тип темперамента и выдающиеся исторические личности. Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Наполеон Бонапарт Петр I М. Ю. Лермонтов А.И. Герцен А.В.Суворов А.С.Пушкин Павел I И.П.Павлов М.И.Кутузов И.А.Крылов Н.В.Гоголь П.И.Чайковский

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И. П. Павловым. Следуя ему, Б.М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы - это физиологические свойства, часто называемые нейродинамическими.

Если придерживаться строго физиологической терминологии, такое понимание свойств не точно. В физиологии есть понятие "свойства нервных центров", к которым относят односторонне проведение возбуждения, замедленное (по сравнению с нервом) проведение возбуждения, способность к суммации возбуждения, усвоению и трансформации ритма приходящих импульсов, наличие следовых процессов, иррадиацию и концентрацию возбуждения, фоновую и вызванную активность. Эти свойства присущи нервным центрам каждого человека и потому сами по себе не могут обусловливать различия в способностях и характере людей.

Следовательно, если речь идет об особенностях нервной системы, то надо говорить не просто о ее свойствах, а о степени их выраженности, особенностях протекания нервных процессов, которые у разных людей могут быть (и бывают) неодинаковыми и поэтому в различной степени влияют на особенности поведения и деятельности. Но степень выраженности свойства нервной системы связана с другим понятием - «типологическими особенностями проявления свойств нервной системы». Следовательно, говоря о свойствах нервной системы и их влиянии на психофизиологические - психологические феномены, авторы имеют в виду все-таки типологические особенности.

Подмена одного понятия (свойства нервной системы) другим (типологические особенности проявления свойств) вносит определенную путаницу в понимание существа изучаемых явлений, особенно у неспециалистов в области психофизиологии. Например, если у человека не найдена сильная нервная система (т.е. типологическая особенность), пишут об отсутствии у него свойства силы. Или в других случаях указывают на свойство силы нервной системы (что считается общепринятым, но еще не показывает, какова же степень проявления данного свойства у человека: сила ли это или слабость) и на «свойство слабости нервной системы», что относится уже к степени проявления свойства силы, и поэтому такое словосочетание некорректно (так как нет свойства слабости).

Но даже уточнение используемых понятий не уводит от выяснения вопроса: свойства чего изучает дифференциальная психофизиология? Например, В. С. Мерлин писал, что так называемое свойство нервной системы представляет собой лишь истолкование той общей причины, от которой зависит группа взаимно связанных индивидуальных особенностей «условно-рефлекторной деятельности».

Таким образом, если для И. П. Павлова и Б. М. Теплова свойства нервной системы - реальность, то для В. С. Мерлина (1973) -это лишь субъективный продукт нашего мышления, иными словами - условность.

Это представление возникло у В. С. Мерлина не случайно. Большинство методик, которые используются для выявления типологических особенностей проявления свойств нервной системы (исключая электроэнцефалографические), позволяют судить о свойствах только косвенно, по различным фиксируемым экспериментатором показателям, отражающим не сами нервные свойства и нервные процессы, а их влияние на действия, реакции человека. Таким образом методики позволяют устанавливать лишь проявление выраженных в разной степени свойств нервной системы. Отсюда методы изучения последних - это способы рассмотрения «черного ящика», в качестве которого выступает центральная нервная система.

Невозможность непосредственно измерить то или иное свойство или нервный процесс оставляет только один путь: интерпретации получаемых данных, их истолкования на основе современного уровня наших знаний о физиологических процессах, закономерностях, нервных структурах.

Рассмотрим хотя бы самый «простой», но фундаментальный вопрос для физиологии нервной системы - о наличии нервных процессов возбуждения и торможения.

В свое время И. П. Павлов рассматривал условные рефлексы как отражение только одного процесса: либо возбуждения (положительные условные рефлексы), либо торможения (отрицательные условные рефлексы) -дифференцировочные, запаздывающие, уга-сательные и т. п. Но, как справедливо отмечает В. С. Мерлин «в различных частях и элементах нервной системы в одно и то же время могут происходить различные процессы - в одних участках возбуждение, а в других торможение. Для характеристики свойства нервной системы важно не то, что происходит в отдельных ее участках и элементах, а то, что характеризует функциональное состояние нервной системы в целом» (1973). Истинно здесь то, что показатели, фиксируемые при выполнении испытуемыми тестовых заданий для диагностики типологических особенностей, отражают всю мозаику сложных и противоречивых процессов в центральной нервной системе, а не отдельно процесс возбуждения или торможения. В лучшем случае, мы можем судить о преобладании в регуляции одного из этих процессов, т. е. фиксируем соотношение между ними.

Однако и при таком понимании сложности интерпретации получаемых данных не заканчиваются. Еще со времен Н. Е. Введенского (начало XX в.) существует точка зрения, что процесса торможения как такового нет и его заменяет процесс возбуждения, принимающий характер застойного на определенном участке нервной системы. Этот очаг (стойкий, не распространяющийся в отличие от обычного процесса возбуждения) трансформирует частотную характеристику волнового возбуждения, проходящего по этому участку, уменьшая частоту импульсации. А поскольку сила раздражения кодируется через частоту возникающих импульсов возбуждения, уменьшается интенсивность приходящего к эффектору сигнала, и реакция ослабляется либо по интенсивности, либо по быстроте.

В конце концов, дело может кончиться полной блокадой волн возбуждения этим стационарным очагом возбуждения. Возникает торможение функции, отражающее пессимальное торможение в центральной нервной системе.

Эти представления Н. Е. Введенского нашли подтверждение в исследовании К. С. Абуладзе (Абуладзе К. С. Латентное возбуждение. Л.: Наука, 1971. С. 98).

При снижении или исчезновении условного рефлекса нигде не возникает корковое торможение, а происходит уменьшение положительного рефлекса от действия возникшего латентного (застойного, по Н. Е. Введенскому) возбуждения, которое концентрирует в своем очаге возбуждение от положительного раздражения (т. е. пускового) и этим частично или полностью лишает рабочий орган возбуждения.

П. К. Анохин (1968), считал, что в центральной нервной системе есть только один процесс - возбуждение, который включает в работу как возбудительные, так и тормозные системы В связи со сказанным, вероятно, некорректно говорить о балансе между возбуждением и торможением, а следовало бы рассуждать о соотношении возбудительных и тормозных реакций. До сих пор, однако, пользуются устоявшейся павловской терминологией и не потому, что не понимают сложности вопроса: эта терминология удобна в практическом отношении (хотя бы ради сокращения времени на изложение мыслей). Кроме того, отказ от нее станет возможным, когда иония терминология сможет реально отражать сущ-мосп. изучаемых явлений (иначе есть опасность замены одной гипотетической терминологии другой - подобной же).

В настоящее время изучают такие свойства, нервной системы, как yсвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность - инертность), фоновая активность. Делались попытки изучить и другие особенности работы нервной системы получившие название «свойство динамичности» и «свойство концентрации возбуждения», однако в дальнейшем эти попытки прекратились, очевидно потому, что не было убежденности в действительном существания таких особенностей.

Двойственность индивидуальных способностей Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Такие особенности как черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.




Наиболее изученные свойства НС: сила-слабость (то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).




Человек со слабой НС: чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. не может долго участвовать в шумных, подвижных делах, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. часто склонен к аккуратности, отличается повышенной впечатлительностью. В непривычной среде, при повышенном к нему внимании теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. обладает повышенной чувствительностью (отличается особой уязвимостью, болезненно реагируют на критику, недовольство окружающих) часто не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.


Преимущества слабой НС: обладает гораздо более высокой чувствительностью по сравнению с сильной НС; ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения; гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообразной монотонной работой.


Могут быть рекомендованы профессии, требующие особой точности, например: Ювелир Огранщик Зубной техник Программист Музыкант Художник Люди со слабой НС обладают преимуществом в овладении профессиями, в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, общение (то есть типа "человек - человек").


Человек с сильной НС: чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он осваивает значительный по объему материал. полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. отличается умением эффективно использовать время, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. обладает способностью адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер.


Преимущества сильной НС: лица с сильной НС в нестандартной, сложной ситуации (аварии, взрывы, пожары, стихийные бедствия) способны правильно оценить обстановку, сохранить выдержку, самообладание, найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения. в сложной обстановке лицам с сильной НС легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться


Могут быть рекомендованы профессии, в которых возможно возникновение сложных ситуаций: Летчики-испытатели Космонавты Авиадиспетчеры Хирурги В ряде профессий люди с сильной НС лучше всего справятся с обеспечением безаварийной работы всей системы "человек - машина".






Однако, следует помнить: Не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее: всегда можно выбрать в этой же профессиональной сфере другую специальность. Даже в профессии летчика есть рабочие посты, не предъявляющие слишком жестких требований к человеку,- это летчик сельхозавиации, вертолетчик. В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как реаниматолог, хирург. Но им могут быть рекомендованы специальности терапевта, санитарного врача, фармацевта, стоматолога.
















Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью: ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности Работая, он может легко сосредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.


Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью: работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с более спокойной работой.


Флегматик спокоен и уравновешен: он упорный и старательный работник, однако только в той области,к которой он привык. не подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организацией своего труда.


Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям низкая работоспособность, не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Поделиться