Проективная психология. Г. М. Прошанский классификация проективных методов. Основы проективной психологии Концепция личности в проективной психологии

Содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о , старых, почти забытых душевных .

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов . Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу .

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об , слабоволии, а дрожащие – о робости и .

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    "

    Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика незавершенных предложений Сакса - Леви, всевозможные рисуночные тесты и др.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач психологической практики. Наиболее эвристично их применение в области психодиагностики личностных особенностей. Однако, как уже говорилось, проективные методики и техники востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных паттернов отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях реальности, особенностей социальных установок и мн. др. Необходимо заметить, что в подобных исследованиях используется лишь ряд характерных для проективного подхода методических приемов. «Проективная гипотеза», которая в психодиагностике предполагает возможность «вычитывать» в речевой и визуальной продукции человека его личностные особенности, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу о проецировании в метафорические рассказы, коллажи, рисунки эмоциональных паттернов отношения к тем или иным социальным объектам; личностная составляющая проецирования здесь «заключается в скобки». Становление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых оказало влияние на понимание проективного процесса и интерпретацию данных. Фактически образовалась особая область психологических исследований, выходящая за рамки психодиагностики и имеющая общепсихологическое значение - проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время она представляет собой весьма специфический подход, базирующийся на целой серии методологических допущений (о теоретическом обосновании проективного метода речь пойдет ниже).

    Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Согласно Л. Ф. Бурлачуку (1997), проективные методики представляют собой приемы опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, которая актуализирует в восприятии тенденции, установки, отношения и другие личностные особенности.

    В настоящее время принято говорить о нескольких отличительных признаках проективных методик:

    • 1) использование слабоструктурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
    • 2) нейтральная, косвенная по отношению к личности направленность заданий;
    • 3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к обследуемому;
    • 4) исследование нс отдельных психических функций (как в традиционных психометрических процедурах), а своего рода «модуса личности в ее отношениях с социальным окружением» (Е. Т. Соколова).

    Как правило, проективные методики предполагают работу с качественными данными, хотя в ряде случаев применяются и стандартизованные психометрические показатели. В процессе сбора данных психолог дает исследуемому довольно общую инструкцию, предлагая ему сделать тот или иной рисунок, закончить предложения, сочинить рассказ по картинке и т.п. В случае рисунка, после его окончания, предлагается ответить на ряд вопросов о смысле изображенного. Все данные тщательно фиксируются, психолог наблюдает за реакцией, телесными проявлениями, самим ходом выполнения задания. Процесс интерпретации в проективном исследовании характеризуется тем, что внимание психолога направлено не на отдельные показатели, а на их сочетание (например, в рисунках имеет значение не наличие, отсутствие или выраженность какого-либо показателя, а то, как он связан с другими показателями; точно так же в рассказах ТАТ для интерпретации важна не отдельная деталь, а то, как она вписана в общее смысловое ноле). Нормативные шкалы в проективных методиках, как правило, не предполагаются, большое значение придается общему впечатлению от целостного произведения. Заключения психолога представляют собой результат движения от общего «схватывания» смыслового тона рисунков, рассказов и пр. к анализу сочетания ряда показателей, описанных в руководствах к методикам, и затем опять к общему видению, скорректированному благодаря анализу показателей.

    Как можно заметить, интерпретация в проективных методиках нередко носит интуитивный характер. Неоднозначность трактовок показателей, большая степень свободы интерпретации всегда были предметом критики, которую высказывали сторонники строгого психометрического подхода. Были попытки стандартизации проективных методик. На базе методических приемов, направленных на «широкую» психодиагностику личности, предлагались более «узкие» инструменты диагностики отдельных психических качеств и функций. Примером может служить тест X. Хекхаузсна для оценки мотивации достижения, представляющий собой особую модификацию тематического апперцептивного теста (ТАТ) (Собчик, 2003). Подобные стандартизованные варианты проективных тестовых методик пользуются популярностью, однако нельзя сказать, что они заменили собой классические проективные методики, отличающиеся широтой охвата личности. Стандартизация, безусловно, повышает надежность данных и выводов, но вместе с тем она лишает данные их богатства. Действуя в любой ситуации (в том числе в ситуации исследования с использованием более или менее стандартизованной проективной методики), человек вносит в нее субъективное отношение, интерпретации, установки, мотивы. Отсюда следует, что «традиционное требование объективности применительно к диагностическим методикам теряет свой смысл... зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию проведения, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуемым возможность эксплицировать присущие им когнитивные структуры, стили мышления, паттерны реагирования, а также мотивы, оценки и т.п. - все то, что реально участвует во взаимодействии индивида с ситуацией» (Леонтьев, 2000, с. 43). Возможно, призыв к использованию проективных методик в более свободном стиле, так, как это было принято до стандартизации, - своеобразное движение назад и идет вразрез с более мощной тенденцией к объективизации метода на протяжении всего XX в. Однако такое движение позволяет вновь осмыслить те возможности психологической работы, которые были утеряны при всеобщем стремлении к стандартизации. В условиях задач, стоящих перед современным психологом, необходимо сохранять и развивать различные стили сбора и анализа данных, соединять как строгий психометрический подход, использующий усредненные нормативные показатели и гарантирующий точность результатов, так и качественный клинический, нацеленный на глубинное изучение уникальных личностных качеств.

    1. Предмет и истоки проективной психологии.

    2. Теория личности, лежащая в основе проективной психологии.

    3. Оценка проективной психологии.

    4. Классификация проективных методов.

    5. Оценка возможностей проективных методик.

    6. Достоинства и недостатки проективных методов.

    Проективная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся разработкой специальных методов изучения и диагностики личности.

    Возникла как протест против бихевиоризма. Её основная цель была – целостное рассмотрение личности. Поведение индивида считают динамичным, т.е. активным и целенаправленным. Активным, т.к. индивид стремится к развитию взаимосвязи с миром психической и социальной реальности; и целенаправленным, т.к. поведение индивида направлено к достижению цели.

    Проективная психология исследует роль всех психологических функций и процессов, действующих в контексте личности в целом. Проективные результаты индивидов, следовательно, рассматриваются как части целого. А значит, для оценки и диагностики личности необходимо сочетать разные методы, как проективные, так и непроективные.

    Истоками проективной психологии являются психоанализ и гештальтпсихология. В обеих этих теориях есть положения, ценные для проективной психологии.

    1. Полное единодушие двух теорий в отношении структуры и развития личности.

    2. Утверждение целостности организма и приоритета целого над частями в гештальтпсихологии. Здесь организм – саморегулирующаяся система.

    3. Психоанализ постулирует взаимосвязь психологических механизмов и динамизмов, функционирующих в индивиде, а также связь индивида с социокультурной средой, в которой он живет.

    4. Обе теории используют много моделей для объяснения и описания личности. Поведение индивида наблюдается в широком контексте различных ситуаций, и эти данные подводятся под общую теорию.

    5. Общей для обеих теорий является вера в психологический детерминизм, а также в единообразие и целостность психической сущности. И то, и другое теоретическое направление утверждают, что все психологические феномены имеют причину и смысл, а также практическую функцию.

    Таким образом, необходимо различать проективную психологию как отрасль психологии и проективные техники как инструмент изучения личности.

    Первые техники возникли в лабораториях экспериментальной психологии, потом их на вооружение взяли клиницисты и внесли значительный вклад в их развитие, поэтому ДОС их пор большинство методик пригодны для клиники в большей степени, и для применения их к здоровым людям нужно быть осторожным с интерпретацией.

    Базовое для проективной психологии является понятие проекции. У З.Фрейда проекция – защитный механизм, приписывание другим своих отрицательных качеств. Впоследствии термин модифицировался и в проективной психологии стал рассматриваться как перенос собственных потребностей и склонностей на стимульный материал в экспериментальной ситуации. Причем, эта проекция возникает, когда материал неоднозначный.


    Выделяют следующие виды проекции.

    1. Обратная – из «Я его люблю» к «он меня ненавидит», а не просто «не любит», т.к. это угроза самооценке.

    2. Простая – «накручивание» себя против какого-то человека до разговора с ним, а потом негативное восприятие этого человека.

    3. Сенсибилизация – повышенная чувствительность к определенным факторам, которые уже имели место или, наоборот, сейчас актуальны. Например, голодный чаще заметит пищу или тот, кто боится гнева начальника, видит малейшие признаки приближения этого гнева.

    4. Экстернализация – субъект объясняет какую-то ситуацию, может, домысливает какие-то детали, а потом, вспоминая, сознает, что говорил о самом себе.

    Поскольку основой разработки любого диагностического метода является теория личности, один из теоретиков проективной психологии Абт сформулировал ряд постулатов, касающихся сущности личности, на которые опирается большинство проективных психологов, интерпретируя данные.

    А. Личность – это система, функционирующая в индивиде в роли организации между стимулом и реакцией, которые она стремится связать воедино. Стимулы, на которые человек может научиться реагировать, зависят от специфических и индивидуальных потребностей и ценностей этого человека. Одна из функций личности состоит в отборе из бесчисленных стимулов тех, которые соответствуют удовлетворению потребностей. Отбор стимулов осуществляется на основе селективности внимания.

    Б. Личность как организация является динамичной и мотивационной по своей сути. Её способность отбирать и интерпретировать стимулы, с одной стороны, и контролировать и фиксировать реакции – с другой, определяют её целостность и единство как функционирующей системы. Личность как динамическая организация, находящаяся между стимулом и реакцией, несет ответственность за психологический гомеостаз, происходящий в поведении. Поведение нарушается, если личность не может соотнести стимул и реакцию. Человек вынужден использовать новые и часто неадекватные реакции, но вместе с тем это основа для научения. Научился – целостность сохранилась, нет – нарушилась, возник невроз.

    В. Личность – это конфигурация, состоящая из множества психологических функций и процессов. Формирование личности следует законам гештальтпсихологии.

    Г. Рост и развитие личности основаны как на дифференциации, так и на интеграции.

    Д. Личность в своем росте и развитии во многом находится под влиянием факторов окружающей среды. Культурные факторы обладают первостепенной важностью в числе окружающих факторов.

    Проективная психология как наука продолжает развиваться на Западе. Различают следующие значимые направления в развитии концептуальной базы проективной психологии.

    1) Личность все больше рассматривается как процесс, а значит, данные проективных методов ситуативны. Чтобы этого избежать, надо создать теорию личности, учитывающую этот процесс.

    2) Личность, изучаемая проективными способами, считается процессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с собственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей, с другой. Таким образом, опять подчеркивается влияние культуры и связь личности с культурой, а значит, надо разрабатывать методики, учитывающие это влияние и эту связь.

    3) Усиливается тенденция полагаться на теорию поля, учитывающую влияние всех переменных, действующих в данный момент на человека.

    4) Существует заметная тенденция к утверждению двух классов суждений о личности: динамическое и генетическое.

    5) Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого», т.е. личность не сводится к Большой Пятерке или чему-то еще, а есть совокупность всего, что есть в человеке.

    6) Тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

    7) Стремление создать теорию личности, объясняющую на основе сегодняшних данных прошлое человека и предсказывающую его будущее.

    Достоинствами проективных методик являются:

    Проективные методы стремятся к целостному описанию личности;

    Они предоставляют большой простор для размышлений самому психологу, который может интерпретировать результаты, опираясь на свои научные взгляды и опыт.

    При этом недостатков у них гораздо больше:

    а) они не поддаются процедурам надежности и валидности;

    б) требуют большого опыта от психолога, работающего с этими методиками;

    в) изначально эти методы ориентировались на людей с психическими заболеваниями, поэтому интерпретации изобилуют клиническими терминами. При работе не в клинике эти интерпретации оказываются ложными;

    г) многие методики основаны на психоанализе, а это не универсальная теория;

    д) велик субъективизм в интерпретации, т.е. влияние личности, взглядов психолога;

    е) интерпретация большинства методик испытывает влияние и того социокультурного контекста, в котором создавалась методика. Многие из них создавались больше 50 лет назад, а за это время изменились нормы, традиции, стиль взаимоотношений. Иногда испытуемый не понимает стимульный материал, т.к. никогда не сталкивался с подобной ситуацией. И, наконец, имеют место кросс-культурные различия, т.е. проблемы у людей разных стран разные.

    Таким образом, проективные тест – это очень утонченная и в то же время весьма сложная в эксплуатации техника, требующая тщательного ознакомления и совершенного овладения её приемами. Применение методов данного типа на практике должно быть весьма осторожным, обоснованными подкрепляться другими, более надежными и достоверными процедурами.

    Контрольные вопросы

    Главная отличительная особенность проективных методик заключается в неструктурированной задаче для испытуемого, допускающей неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия испытуемого могла разыграться, даются только краткие, общие инструкции. Основная гипотеза создателей проективных методик заключается в том, что тестовые материалы служат своего рода экраном, на который респонденты проецируют свои характерные мыслительные процессы, потребности, тревоги и конфликты.

    В типичных случаях проективные инструменты представляют собой методики замаскированные, т.к. испытуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Данные методики характеризуются, далее, глобальным подходом к оценке личности, т.к. не измеряют отдельные черты. И, наконец, приверженцы этих методик считают их эффективными для выявления скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу, т.к. не вызовет защитных реакций.

    Первая классификация проективных методик была предложена на Западе Франком. Эта классификация основана на учете различных аспектов проективного опыта.

    Франк выделили следующие категории.

    1. Конструктивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктированного материала. Это лепка из пластилина, рисование пальцами, незаконченный рисунок. По сути сюда относится и тест Роршаха, но Франк считал, что это зависит от того, как много изображений испытуемый готов увидеть в пятнах. Если 1-2, - методика к этой группе не относится, если много, - относится.

    2. Конструктивная. Когда задача четко поставлена, что надо нарисовать, слепить, сконструировать. Например, «Рисунок человека», «Рисунок семьи».

    3. Интерпретативная – здесь испытуемый приписывает собственное значение стимульной ситуации. Например, ТАТ, тесты словесных ассоциаций.

    4. Катартическая – акцент смещается с процесса на результат, например, игровые техники.

    5. Рефрактивная, или экспрессивная, например, графология.

    Прошанский не согласился с классификацией Франка и предложил свою. Он отметил, что проективные техники по своему характеру преимущественно визуальные, т.к. предполагают вербальную интерпретацию визуального материала. Визуальные техники делятся в соответствии с характером детализации их стимульного материала. Их можно расположить на прямой от хорошо структурированных (ТАТ) до аморфных (линии, пятна). Отдельную категорию составляют методики, основанные на вербальной стимуляции («Завершение предложений»). Таким образом, данную классификацию можно изобразить следующим образом:

    Визуальные (с различной степенью детализации);

    Вербальные.

    Второй вариант своей классификации Прошанский сделал на основе предъявляемых стимулов. Тогда получились следующие виды методик:

    Вербальные;

    Визуальные;

    Конкретные;

    Кинестетические;

    Другие модальности.

    Следом за рассмотренными появилась классификация на основе требуемых ответов:

    а) импрессивные – отчет испытуемого о своем опыте, о своих впечатлениях, в основном, в виде однозначных ответов;

    б) экспрессивные – человек делает то, что ему хочется (лепит, рисует, складывает мозаику);

    в) ассоциативные – человек идентифицирует себя с картинкой, ситуацией (тест Розенцвейга);

    г) техники, в которых от испытуемого требуется что-то высказать, выбрать, проранжировать стимулы (методика Люшера);

    д) техники, которые можно расположить на линии «творчество» - репродукция».

    И, наконец, наиболее распространенная классификация на основе цели диагностики:

    1) методики описания личности (Розенцвейг);

    2) методики диагностики личности (Роршах, ТАТ);

    3) методики для терапии личности (игровые).

    Когда проективные методики создавались, они, как это часто бывает, воспринимались как универсальные. Но затем ученым захотелось выяснить пределы возможностей проективных методов. В основе разработки проективных методов лежат три положения:

    1) они состоят из стандартных наборов стимульного материала, с помощью которого легко определить и сравнить типичные особенности мышления, речи и восприятия. Благодаря стандартизации становятся легко заметными нюансы поведения, которые легко упустить в менее определенной ситуации;

    2) они позволяют собрать информацию, которая не может быть получена никаким другим путем. Столкнувшись с неоднозначным материалом, испытуемый выбирает собственную форму самовыражения и через это проявляет себя;

    3) психологический детерминизм, который утверждает, что в реакциях и словах человека нет ничего случайного.

    В результате проективные методы выявляют, каким образом индивид решает новые задачи и усваивает новый опыт, раскрывает структурные аспекты языка и речи испытуемого, что очень информативно, по мнению западных психологов, изучают фантазии, установки, притязания, озабоченность испытуемых. Сравнение результатов тестирования с помощью проективных методик и клиническими обследованиями и диагностикой другими методиками показали их корреляцию, т.е. диагностическую валидность.

    Корнер с коллегами попытались выяснить, пригодны ли проективные тесты для прогнозирования реального поведения. Они изучали взаимосвязь проявлений враждебных фантазий в игровых ситуациях и реального враждебного поведения детей. Дети проявляли враждебность в игре, но не проявляли в реальной жизни. Аналогичные результаты получили и другие исследователи. И при применении других методик часто оказывалось, что, говоря от лица персонажей или делая что-то, люди не обязательно так поступают в реальной жизни.

    Таким образом, проективные тесты поведение не предсказывают.

    Провалились попытки использовать проективные тесты для определения профпригодности. Тогда заявили, что прогнозирование не является целью проективных техник. Но вопрос остался. Почему проективные тесты не обладают прогностической валидностью? Сами теоретики проективной психологии полагают, что это происходит не из-за недостатков методик, а из-за неразработанности психологии личности. Ведь предположения о поведении индивида строит психолог, опираясь на свои теоретические взгляды, а 100%-ной теории личности до сих пор нет. Чтобы её создать, надо решить две проблемы: найти все бесчисленные обстоятельства, влияющие на процесс адаптации индивида, и их взаимодействие; и раскрыть тайны Эго-синтеза, т.е. формирование Эго. При этом вряд ли они не осознают, что пока это невозможно, да и Эго-синтез интересует психоанализ, а кроме него существуют и другие направления психологии, в которых можно поставить другие проблемы.

    Но раз поведение индивида не соответствует его фантазиям или патологии, какой прок от этих методик? Но авторы считают, что методики выявляют скрытую патологию, которая может актуализироваться в неблагоприятных обстоятельствах (при этом, не указывая, каких именно). Правда все эти исследования относятся к тестам Роршаха и ТАТ. В то же время отрицать эти техники нельзя, надо просто изменить отношение к ним.

    Другой путь повышения прогностической валидности предлагает Лазарус. Он считает, что нельзя предъявлять только неопределенные стимулы. Они подходят в ситуациях, когда некоторые потребности настолько сильны и выражены, что отражаются словесно и фигурируют в фантазиях. Но в ситуациях, когда потребности настолько скрыты от восприятия, что приводят к избеганию и искажениям, нужны наименее двусмысленные стимулы. Здесь надо предъявлять эмоционально насыщенный материал и наблюдать за испытуемым. Такое исследование было проведено с помощью методики «Завершение предложений», в которую включили предложения неопределенные и определенные. Первый тип «Он очень хотел…», второй тип – «Он ненавидел…». Некоторые испытуемые во втором случае четко указывали, кого ненавидел, другие строили сложные предложения, например, «ненавидел попадать под дождь, если у него не было зонта». Лазарус считает, что в последнем случае проявляется стремление скрыть агрессию, т.е. защитный механизм.

    Таким образом, стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределенными по своему характеру, но таким образом можно собрать больше информации об испытуемых. При предъявлении неопределенного стимульного материала без труда обнаружатся случаи значимых потребностей и фантазий. Если же при предъявлении однозначных стимулов ответы, соответствующие им, встречаются редко, имеет место вытеснение или другой защитный механизм.

    Наиболее объективную оценку проективных методик дает А.Анастази.

    1. Проективные методики заметно отличаются друг от друга и по содержанию, и по уровню изученности.

    2. Большинство методик эффективны для налаживания раппорта при первых контактах между клиницистом и клиентом. Их задания интересны, похожи на развлечения, ведут к отвлечению внимания и снимают напряжение.

    3. Проективные методики в меньшей степени допускают симуляцию, чем опросники, т.к. их назначение обычно замаскировано, а интерпретация настолько разнообразна, что даже знакомый с ними испытуемый не может наверняка сказать, как их будут использовать. Кроме того, обследуемый погружается в задание и имеет меньше возможности еще задумываться над степенью фальсификации. В то же время есть данные, доказывающие все-таки такую возможность.

    4. Проективные методики недостаточно стандартизированы. Малейшее изменение инструкции меняет и результаты. Меняет результаты и манера тестирующего, его восприятие тестируемым.

    5. Минусом является недостаточная объективность процедур подсчета и интерпретации показателей. Окончательная интерпретация ответов проективного теста может в большей степени говорить о теоретической ориентации, излюбленных гипотезах и личных особенностях тестирующего, чем о движущих силах личности тестируемого. Иногда говорят, что эти тесты проективны для тестирующего.

    6. Отсутствуют нормативные данные в проективных методиках. Единственная норма – опыт тестирующего. В случае, если это опыт клинициста, то он еще и ограничен определенным контингентом – больными. Эти данные он переносит на здоровых. Нет норм групповых, образовательных, статусных, гендерных. Все люди делятся на больных и здоровых, а это группы не однородные.

    7. Отсутствуют данные о надежности методик. Коэффициенты внутренней согласованности очень низкие. Недоказуема ретестовая надежность. При повторном проведении испытуемые часто просто вспоминают предыдущие ответы.

    8. Подавляющее большинство опубликованных работ по валидизации проективных методик не позволяют сделать однозначных выводов либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за неадекватного статистического анализа, либо из-за того и другого вместе. Существует несколько причин мнимой валидности:

    а) «загрязнение» критерия или данных теста – возникает, когда данные теста и информация, полученная в разговоре, вдруг совпадают, но это не объективные данные, а значит, не объективная валидность. Пытаются ввести «слепой» контроль, т.е. оценку результатов посторонним психологом, не знающим опрашиваемого, но это единичные исследования, а не массовые;

    б) отсутствие кросс-валидизации – на одних группах валидность получили, а на других она не подтверждается, т.е. валидность случайна;

    в) правильность стереотипа – некоторые данные применимы к большинству людей, независимо от того, в норме они или пограничном состоянии, какого возраста. Соотнося их с каким-то критерием, получают валидность, а её нет;

    г) «иллюзорная валидизация» - подверженность людей житейским стереотипам. В исследованиях показано, что, например, глаза у многих в рисунках ассоциируются со страхами, прорисовка пола – с сексуальными проблемами, и эти стереотипы практически не поддаются переобучению. А т.к. они есть у всех, получается валидность. Люди остаются верны своим априорным предположениям, даже когда сталкиваются с противоречащими наблюдениями.

    9. Не всегда подтверждается основная проективная гипотеза о том, что ответы индивидуума отражают существенные и относительно устойчивые черты личности.

    10.Многие проективные методики не являются тестами в строгом научном смысле, т.к. не отвечают требованиям, предъявляемым к тестам, поэтому их часто называют «техниками».

    11.Проективные методики являются, скорее, клиническими инструментами, являющимися дополнительным качественным средством интервьюирования клиентов и пациентов. Но работают они в руках опытного клинициста. А раз это качественные методы, то оценить их количественно просто невозможно.

    12.Характер полученных посредством одной и той же проективной методики данных может меняться от одного респондента к другому, т.е. с помощью одной и той же методики у одного человека можно выявить одну тенденцию и не выявить остальные, а у другого – другую. Например, с помощь. ТАТ у одного можно выявить агрессивность, а у другого – креативность, т.к. не все шкалы всегда проявляются.

    13.Не существует единого верного способа применения и интерпретации проективных методик.

    Разработка проективных методов продолжается. Все подходы можно разделить на три группы.

    I. Разнообразные словесно-ассоциативные техники, техники незаконченных предложений, техники на придумывание истории.

    II. Попытки создать аудиальные проективные техники, содержащие разговоры, шумы и музыку. Например, была попытка создать аудиальный ТАТ, где картинки описывались человеку; методика, где разные по стилю музыкальные отрывки сопровождались инструкцией: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне историю, которая подходила бы к этой музыке». Бин разработал тест Звуковой Апперцепции, где испытуемым надо узнать реальные звуки (вой собаки, пение канарейки), замедленные в 8 раз. Эти методики, особенно слуховой ТАТ, полезен для работы со слепыми. Есть попытки создать осязательный (кинестетический) тест Роршаха.

    III. Проективные техники, направленные на упрощение материала через сведение к минимуму специфичных, узкокультурных элементов. Например, тест руки, который необходимо применять только с другими методиками, т.к. сам по себе он неинформативен. Используют фигуры из палочек в качестве проективных стимулов. С помощью этих тестов пытаются диагностировать потребности, преступные наклонности, уровень адаптации, иногда лидерские качества. Но опять мало кого заботит стандартизация и валидизация этих методик. Сюда же относятся методики, где изображен не четкий рисунок, а контуры, силуэты, рассматривая которые надо придумать историю; «Свободное рисование», когда человек рисует, что хочет, или на общую тему и комментирует процесс.

    Вообще «примитивных» техник много, среди них немало интересных, но, к сожаленью, все они практически не прошли статистическую проверку. Но проективная психология развивается, и наблюдается тенденция к объединению разных техник, попытки согласовать интерпретации, хотя за основу, с которой все сравнивают, берут обычно тесты Роршаха и ТАТ.

    Контрольные вопросы

    1. Общая характеристика проективной психологии как отрасли психологической науки.

    2. Оценка проективной психологии.

    3. Различные подходы к классификации проективных методов.

    4. Валидизация проективных методик.

    5. Основные недостатки проективных методик и перспективы развития проективной психологии.

    Психологическая матрица совершаемых действий, в структуре которой опосредованно обнаруживаются общие личностные черты, в том числе и глубоко скрытые в бессознательном, каждый поведенческий акт человека, каждое его движение, каждая мысль – отражение его личности. Работая с проявлениями личности через активную деятельность, можно не только получить ценнейший клинический материал, но и косвенно изменить поведенческие паттерны человека, которые, пользуясь терапевтическим языком, обрекают клиента на чувство «страдания». По сути, вся психотерапия работает с психической реальностью клиента опосредованно, через её феноменологические проявления, направленные на конкретный объект. Так или иначе, личность настолько прочно интегрирована в деятельность, что реальность взаимодействия каждого человека уникальна и неотделима от поведения.

    Так что, мы приходим к выводу: вся психология проективна, ведь каждый предмет воспринимается не в чистом виде, а через психическое опосредование. Ведь проекция есть всегда, даже когда психология робко прячется в стандартизированные и валидизированные методы, педантично собирая анамнез привычными инструментами и давая гарантию того, что выводы, сделанные например, MMPI неоспоримы. Конечно, каждый метод должен быть надежен. Психолог должен знать актуальные теории, методы воздействия, апробированные в разных условиях – как в системе проективных методов, так и в психологической работе, в принципе. Но все это не исключает гибкости, а гибкость – подразумевает активную субъективность, соединенную с опытом и мудростью.

    В любом случае, чтобы разобраться с тем, что же такое Проективная Психология, нужно сперва определиться: а что же такое проекция?

    Для ясности, возьмет четыре наиболее актуальных определения проекции (лат. projectio - бросание вперед):

    • Проекция в геометрии : изображение трёхмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости способом, представляющим собой геометрическую идеализацию оптических механизмов. В психологическом отражении фраза принимает вид: это моделирование образа человека (как фигуры) на альтернативной плоскости;
    • В гештальтпсихологии проекция- процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим;
    • В психоанализе - механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств (вот тут как раз и отличие – у З.Фрейда эти мотивы уже неприемлемые, вытесняемые). Вместе с тем, заметим, что еще Фрейд обратил внимание, что проекция может являться не только защитным механизмом.

    В книге «Тотем и табу он писал: «Однако проекция не создана специально с целью защиты, она также принимает участие и в бесконфликтном бытии. Проекция внутренних перцепций вовне является примитивным механизмом, который, к примеру, воздействует также на наше восприятие чувственного опыта, и поэтому, как правило, принимает весьма активное участие при формировании нашего внешнего мира. При все еще недостаточно определенных обстоятельствах даже внутренние перцепции мыслительных и эмоциональных процессов проецируются наружу, подобно восприятиям ощущений…» и далее: «То, что мы, подобно первобытным людям, проецируем во внешнюю реальность, вряд ли может быть чем-то еще, кроме признания состояния, в котором данное явление имеет место для чувств и сознания, рядом с которым существует другое состояние, где оно скрыто, но может появиться вновь, то есть сосуществование восприятия и памяти, или, обобщая, существование бессознательно психического процесса рядом с сознательным». Эта мысль Фрейда, не подвергшаяся дальнейшему усовершенствованию или не выраженная систематически где-то еще, содержит все необходимое для последовательной теории проекции и общего восприятия.

    В психодиагностике (Л. Франк) - процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом, в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями.

    В школе проективной психологии мы соединяем первое и последнее определение, а так же мало известное определение З. Фрейда, приближаясь к вышеописанному видению проекции Д. Рапопортом, то есть:

    Проекция – любое проявление психической реальности индивида в его деятельности, а проективная психология, соответственно, – направление по работе с клиентом в контексте взаимодействия с создаваемыми им образами, имеющими наибольшее количество косвенных опосредованных связей с его личностью.

    Сам термин получил наиболее широкое распространение именно в контексте проективных психологических тестов. Однако, в современных статьях, книгах, а так же в практической психологии и психотерапии можно видеть, что этот термин используется несколько шире.

    В нашей практике мы обращаемся к таким направлениям, как психодрама, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия, песочная терапия.

    Что может быть общего у всех этих направлений? Все они так или иначе ориентированы на работу со скрытыми от сознания структурами или мотиваторами. Степень ориентации на неосознаваемую часть личности разная, разные методы, язык, инструменты, но так или иначе существует первоначальная установка, что в человеке есть множество скрытых, неподконтрольных пластов, и можно найти способы и язык обращения к этим структурам и даже осуществления изменений на этом уровне.

    Если обратиться к истории психологии, то первым, кто обратил внимание мирового сообщества на существование бессознательного, был Зигмунд Фрейд. Таким образом, каждая из перечисленных выше школ берет свое начало еще от фрейдовской теории бессознательного.

    Коротко расскажем о сформулированной Фрейдом концепции бессознательного. Говоря о топографической модели, надо сказать, что Фрейд выделил несколько ступеней психического в зависимости от того, насколько они доступны для осознания человеком.

    Концепцию личности Фрейда удобнее всего рассматривать в виде ступенчатой топографической модели. Нижний уровень - это бессознательное, материал недоступный для осознания, и одновременно фундамент всей психики, истинные стремления и мотивы человека. Средний уровень - это предсознательное, материал, который может быть переведен в сознание. И высший уровень - это сознание структура, обеспечивающая человеку контакт с внешним миром.

    Позднее Фрейд расширил свое понимание структуры психики, уточнив функциональные задачи отдельных компонентов. Здесь идет речь об известной конструкции Ид - Эго - Суперэго, где Ид - базовые потребности индивида (либидозные и агрессивные), Суперэго - отражение внешних норм, запретов и догматов, а Эго - структура, обеспечивающая способность человека таким образом перенаправить свои изначальные позывы, чтобы быть адекватным внешнему миру.

    Если соединить две предложенные Фрейдом структуры, то получится следующая схема:

    Рисунок 1. Бессознательное по З.Фрейду

    Таким образом, в сферу сознательного попадает лишь часть психического, относящегося к структуре Эго, и часть структуры Суперэго. Большая часть процессов этих структур относится к области “предсознательного”. Ид целиком попадает в недоступное бессознательное, информируя о себе через изменение процессов в Эго.

    Основной своей научной целью З. Фрейд считал изучение возможностей выведения неосозноваемых тенденций в сознание, так как, по его мнению, именно это - единственная терапевтическая возможность гармонизации личности.

    На данный момент часть терапевтических школ отказалась от задачи проводить терапию именно через выведение в сознание всех возможных мотивов. Работа ведется на уровне предсознательного и даже бессознательного.

    Ученик и оппонент З.Фрейда, К. Г. Юнг (1916) дополнил понимание бессознательного термином “коллективное бессознательное” и учением об архетипах. Коллективное бессознательное понимается как хранилище всех главных знаний человечества, которое наследуется человеком вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Ключевые фигуры коллективного бессознательного - архетипы; структуры, которые олицетворяют ведущие универсальные, свойственные всем идеи, потребности, роли.

    Рисунок 2. Бессознательное по К.Г. Юнгу

    Процесс терапии по Юнгу состоит в том, чтобы сигналы подавляемого бессознательного до какой-то степени освободить, и выровнять баланс между сознанием и бессознательным. Соответственно, согласно Юнгу, освобождение бессознательного терапевтично само по себе. Эта идя ближе к тем идеям, на которые опирается арт-терапия и некоторые другие проективные методы психологии.

    Развернутую модель бессознательного предложил Роберто Ассаджиоли в 1958 году. Ассаджиоли постарался свести воедино разнородные на первый взгляд даже противоречащие проявления бессознательного.

    В предложенной схеме выделяются следующие области.

    1. Нижнее бессознательное. Оно включает в себя: - элементарную психическую деятельность, управляющую жизнью тела; - основные инстинкты и примитивные стремления; - большое количество разнообразных эмоционально заряженных комплексов; - сны и фантазии низшего свойства; - различные патологические проявления, такие как фобии, навязчивости, компульсивные желания, параноидальные галлюцинации.

    2. Среднее бессознательное. Его образуют элементы психики, напоминающие элементы пробуждающегося сознания и легко для него доступные. В этой внутренней области собран разнообразный опыт, здесь же вынашиваются и созревают обыкновенные мыслительные и воображаемые действия, прежде чем они окончательно оформятся и появятся на свет сознания.

    3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Это область, из которой мы получаем озарения и вдохновения высшего характера - художественные, философские, научные. Отсюда к нам приходят «требования» морали, здесь рождается потребность совершать гуманные и героические поступки. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник духовности, состояний просветления, озарения и духовного экстаза. Здесь в скрытом виде таятся высшие психические функции и духовная энергия.

    4. Область сознания. Этот термин обозначает ту часть нашей личности, которую мы непосредственно осознаем. Сюда относится непрекращающийся поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и импульсов, которые доступны нашему наблюдению, анализу и оценке.

    5. Осознаваемое «Я». «Я» является стабильным центром нашей личности. «Я», точкой чистого осознавания себя.

    6. Высшее «Я». «Высшее Я», расположенное где-то за пределами или выше нашего «Я». Оно является неким божественным прототипом нашей личности и помогает удерживать стабильность осознаваемого “Я”, как если бы существовала модель, с которой происходит соотнесение личности.

    7. Коллективное бессознательное. Процесс «психологического обмена» постоянно происходит как между отдельными людьми, так и в более широкой психологической среде, которая в целом соответствует тому, что К. Юнг назвал «коллективным бессознательным».

    Данная теория не является наиболее популярной моделью в дискуссии специалистов о бессознательном, но разрешает многие противоречия в понимании бессознательного и неосозноваемого в разных школах. Кроме того, она позволяет ориентироваться в том материале, который мы получаем в процессе работы с проективными технологиями.

    Рисунок 3. Бессознательное по Р. Ассоджиоли

    Опираясь на модель личности Р.Ассоджиоли, можно выделить области действия разных психологических методов.

    Рисунок 4. Уровни психического и методы коррекции

    Следующей необходимой “остановкой” на пути обсуждения концептуального поля проективной психологии будет разговор на тему проективных методов психодиагностики.

    Одним из первых проективных тестов, не утративших своей прикладной ценности, до сих пор является тест “Пятна Роршаха”.

    Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1921). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

    Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и чёрного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки. Оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов. Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

    Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее, он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и её нарушений, которые могут быть клинически проверены.

    Проективные методики и подход, в целом, характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.

    Коротко познакомимся общей классификацией проективных методов.

    Методы Проективной психологии

    Структурировать методы можно, пользуясь классификацией Франка-Носса. Л.К. Франк ввел сам термин – проективный метод и создал первую их классификацию, И.Н. Носс - доктор психологических наук, доцент, специализирующийся на исследовании проблем профессиональной и акмеологической диагностики. Он дополнил, и на наш взгляд значительно усовершенствовал первоначальную классификацию.

    Многие из нижеупомянутых методик используются в Школе Проективной Психологии как диагностические и терапевтические инструменты. Подробнее об опыте применения этих методов мы сможете прочитать в группе Школы: http://vk.com/proektpsy.

    Итак, проективные методы можно структурировать следующим образом.

    • Конститутивные. Клиент работает с бесструктурным материалов, создавая из него определенную форму, придавая ему определенный смысл. Соответственно (тест Вартегга, Роршаха, тест рисования пальцами)
    • Конструктивные. Создание образа по заданию. Обычно под конструктивными методами понимаются свободные рисуночные тесты. (тест Дерево, тест Дом-Дерево-Человек, тест Несуществующее Животное)
    • Интерпретативные. Интерпретативные методы основаны на приписывании собственного значения стимульным ситуациям. (ТАТ, тест незаконченных предложений, словесных ассоциаций, тест руки)
    • Семантические. Выявление эмоциональных реакций на разные стимулы как отражение психического состояния (Репертуарные решетки Келли, Невербальный семантический дифференциал)
    • Рефрактивные. Свое название батарея тестов получила от Г. Олпорта. В ней собраны описательные методы диагностики человека по признакам, присутствующим в его повседневной жизни (графология, изучение манеры поведения, одежды, взаимодействия с людьми).

    В России сейчас очень мало исследователей почерка. Все современные российские книги дают в этом направлении только некоторые способы анализа. Вместе с тем, в Германии, например, или в США цена на анализ почерка достаточно высока (доходит до 1500 евро!) В Израиле существует целый институт графоанализа, сейчас данное направление активно развивается. В Санкт-Петербурге в нашей Школе проективной психологии проводятся занятия по графологии и консультации графолога с качественным анализом почерка (специалист обучался графологии в Германии и уже имеет большой опыт в данном направлении).

    Наиболее широко в Школе проективной психологии представлены Катартические методы.

    Катартические методы - это комплекс проективных методов, которые применяются не в качестве тестов, а как способ работы с образом эго через акт деятельности. Как мы уже обозначали выше, что в нашей Школе наибольшее внимание мы уделяем таким направлениям, как песочная терапия, психодрама, сказкотерапия, метафорические карты. Опишем эти методы более подробно.

    1. Тест Роршаха концептуально является прародителем такого терапевтического метода, как работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК). МАК восходят к абстрактным чернильным пятнам; затем они пережили серию превращений в рисунки и фотографии, которые впервые использовались как диагностический инструмент в психологии, позже - инструмент проективной терапии, а также в качестве стимулов для создания метафорических историй. На данный момент МАК - это уже десятки колод карт, в основном это картинки с реалистичным или абстрактным содержанием, в некоторых колодах используются карты-слова. В символической форме они изображают разнообразные ситуации, объекты и среды, как травмирующего так и ресурсного содержания.

    Карты являются стимульным материалом, который помогает клиенту совместно с терапевтом с минимальным сопротивлением получать доступ к разным пластам переживаний клиента. Клиент выбирает и работает с теми картами, которые вызывают в нем наибольший отклик. С их помощью можно “вытаскивать на поверхность” неосознаваемые аспекты Я-концепции, актуализировать как недавние так более глубинные переживания и травмы, давать возможность клиенту придумать позитивный исход для проблемной ситуации, работать как с терапевтическими, так и коррекционными, и даже коуч-запросами.

    Следующий терапевтический метод из изучаемых в нашей Школе - сказкотерапия. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Одновременно с этой ведущей задачей с помощью сказки может выявляться или формироваться система правил и норм, так как слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий и ценности.

    Сказкотерапия - замечательный инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

    Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

    Перейдем к разговору о песочной терапии. В классической песочной терапии используется деревянный поднос, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры - принять то, что уже существует.

    От других форм арт-терапии этот процесс отличается возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. За счет того, что клиент использует уже готовые фигурки, ему проще преодолеть стеснение и сомнение относительно своих творческих возможностей вначале. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

    Современное развитие песочной терапии также предлагает отказ от песочницы и фигурок в пользу инновационного “живого песка”. Терапия делает акцент на телесное взаимодействие с песком и погружает клиента на уровень самых ранних детских переживаний, относящихся к наиболее глубоким уровням бессознательного.

    Некоторым особняком среди других изучаемых нами направлений стоит психодрама. Этот метод не использует никакого специального стимульного материала, и концептуально имеет более широкую идеологическую базу.

    Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

    Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

    Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Он в своей школе привнес в психотерапию два новых направления. Разрешил клиенту быть активным и действовать в процессе терапии, и предложил ему пространство группы как максимально схожий с реальной жизнью и поэтому эффективный контекст для терапии.

    Смысл психодраматической сессии в следующем. “Протагонист” - клиент группового действа, с помощью участников группы драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем - выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации.

    Что же общего у этой техники с другими направлениями? Главным образом - это обращение к творческому потенциалу клиента и задействование неосознаваемых внутренних доминант. Клиент, становясь протагонистом, отдается воле своего бессознательного, а также суммарного бессознательного группы, что может быть также уменьшенной моделью коллективного бессознательного. Какими бы контролируемыми и понятными для него самого не были его действия, но изобилие неподконтрольных факторов при использовании в постановке других людей делает эту работу проективной, причем число проекций существенно выше, чем при работе со стимульным материалом.

    Резюмировать эту статью можно словами Карла Густава Юнга: «Фантазия - мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе». Все перечисленные выше методы задействуют фантазию как ведущую структуру личности. С помощью фантазии и творчества в поле терапии попадает более ранний, возможно, травматичный опыт. С помощью фантазии и творчества личность пополняет сама себя новыми эмоциями, создает новые ассоциативные связи, формирует новые ресурсы и конструирует перспективы. Какое технологическое решение мы бы ни избрали, главным “сообщником” и терапевта, и клиента будет творчество.

    Работа с творческими задачами и манипулирование с многозначным гибким стимульным материалом возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка», поднимая со дна подавляемый детский опыт. И в этом аспекте терапевт получает широчайшую свободу для выстраивания терапевтического пути, используя все богатство как теоретической так и практической психологии.

    Степанова Екатерина – психолог, преподаватель психологии, коуч, специалист по психодраме, песочной терапии, сказкотерапии, работе с метафорическими ассоциативными картами, руководитель Школы проективной психологии. Мастер-класс автора статьи - в программе

    Поделиться