Программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся в классах V вида. Особенности работы в коррекционной школе V вида Коррекционная программа 5 вида для начальной школы

Разделы: Логопедия

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются специальные (коррекционные) классы V вида, поскольку принципы и структура обучения детей с ТНР должны быть совершенно иными. Для того, чтобы обучение детей в данных классах было наиболее эффективным требуется программа логопедического сопровождения учащихся.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта и отражает современные подходы к коррекции нарушений речи с позиций принципа природосообразности образовательного процесса.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи работы:

  1. Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  3. Предупреждение и профилактика речевых нарушений.

Программа предназначена для учащихся 1–4 специальных (коррекционных) классов V вида и рассчитана на 4 года обучения.

Программа опирается на теоретические положения и принципы о тесном взаимодействии развития речи и мышления, на представление о семантике, как ведущем уровне речевой деятельности, на принцип учета возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и принцип формирования метаязыковой деятельности на основе практического уровня овладения языком.

Программа определяет содержание, основные пути развития речи и направлена на создание условий для получения ими качественного образования и коррекции нарушений речи.

Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения, на каждом из которых определены цель, задачи и содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-воспитательной работы и сроки работы.

I этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с 15 сентября по 15 мая первого года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для реализации цели первого этапа поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Коррекция звукопроизношения;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие слоговой структуры слова.

Содержание коррекционно-логопедической работы на I этапе предполагает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в формировании навыков учебной деятельности, развитии наблюдательности к языковым явлениям, развитии слухового внимания, памяти, самоконтроля, способности к переключению.

К концу первого этапа у детей должны быть сформированы:

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

II этап коррекционно-развивающего обучения осуществляется с второго года обучения по ноябрь третьего года обучения. Целью данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, а также поставлены задачи коррекционной работы:

  1. Обогащение словарного запаса путём введения новых слов и словообразования;
  2. Работа над словосочетанием и предложением.

Содержание коррекционно-логопедической работы на II этапе предполагает уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Содержание коррекционно-воспитательной работы на II этапе это формирование навыков организации учебной работы; организация навыков самоконтроля.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

  • Ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • Активно пользоваться различными способами словообразования;
  • Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

III этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с ноября третьего года обучения по май четвертого года обучения. Целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Задачами III этапа являются:

1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа (текста), определять основную мысль текста, определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; определять последовательность развертывания высказывания (план); определять связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

К концу III этапа дети должны уметь:

  • Определять тему высказывания;
  • Отделять главное от второстепенного;
  • Строить собственные сообщения в логической последовательности;
  • Делить текст по смыслу на отдельные части;
  • Выделять смысловые опорные пункты;
  • Составлять план пересказа, изложения.

Для практической направленности предусмотрены следующие виды деятельности работы:

  • анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
  • составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;
  • работа в логопедических тетрадях;
  • организация и проведение занятий в игровой форме.

Ведущей технологией является технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи и в письменных работах.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

  1. ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  2. ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия : Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии, последняя редакция программы датирована 1987г.). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.

Сходства : все уроки ведут учителя - логопеды (в младших классах исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); коррекционную работу по устранению речевых нарушений осуществляет учитель, который работает с классом.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте.

В средней школе учителя - предметники должны окончить дефектологические курсы. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

В Москве сейчас 5 школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна из них специализируется только по заиканию.

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. Оказывается медицинская помощь врачом- психоневрологом. С детьми работают психологи.

В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, а также вводится ставка специалиста по адаптированной физкультуре.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали: Т.П.Бессонова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина,А.В.Ястребова.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. На логопункт зачисляются дети с ФФН, а также дети с дисграфией или дислексией.Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек. В течение года через логопункт должно пройти 30-40 человек. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.


Детский сад для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения.
Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают в группы с 4-х лет на 3 года. Но утвержденных программ для таких групп пока нет.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа разработана Г.А.Каше, а для старшей- Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные логопедические группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы разновозрастные. Работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе Программы обучения и вопитания в детском саду общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на рисовании, лепку, аппликацию, конструирование.

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов нет. Разработано положение для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, не менее 25-30 человек в год. Состав детей подвижный.


Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания

детей в школе V вида

Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи .

Разговорная речь детей, поступающих в школу в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. У детей с ОНР, а именно у учащихся школы V вида, к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения в школе V вида. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а). развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; б). формирование и расширение лексической стороны речи; в). практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; г). формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи . Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. В начале обучения в школе V вида используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель подводит учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей. На основе развития устной речи вырабатываются умения и в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер.

Главным звеном в коррекционно-развивающей работе являются занятия с учителем-логопедом . Цель занятий - упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. На логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности. Дети обучаются давать развёрнутые ответы, в основе которых лежат: а). анализ и синтез; б). обобщение; в). группировка материала; г). сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Важной задачей логопедических занятий является обучение рассказу по картинке, по серии картинок; описательные, повествовательные рассказы; рассказ по плану, по вопросам, по опорным словам; рассказ по заданному началу или концовке. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. На логопедических занятиях дети также пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни.

Полученные речевые умения и навыки школьники закрепляют на часах развития речи и звуковой культуры речи , которые проводят воспитатели во второй половине дня. Педагоги используют различные методы и приёмы по пропедевтике и коррекции устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм. Так, ученики читают и пересказывают произведения, рассуждают и составляют рассказы на заданную или свободную тему, пишут мини-сочинения, коллективно обсуждают их, делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения. Одним словом, учащиеся на часах развития речи и звуковой культуры речи используют разные виды речи.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.


В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя-логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.

На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.

Информация о ообразовании:

Метод использования компьютерных технологий в обучении учащихся
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степени напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка имеются при...

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму
Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольно...

Поделиться