Произведения В.В.Маяковского (для детей). Презентация. Воспитание словом Образы детей в стихах

В. В. Маяковский (1893 - 1930), один из крупнейших поэтов рус­ского авангарда, отдал революции, ее «атакующему классу» весь запас своих творческих сил. Значительная часть творческого пути Маяковского была связана с течением кубофутуризма, для кото­рого характерны отказ от всего предыдущего опыта поэзии, стро­ительство новой культуры как основы будущей цивилизации. Кубофутуристы называли себя будетлянами, т.е. людьми будущего.

В поэзии авангарда есть много общего с детским сознанием, понимающим мир как свою собственность. Лирический герой Мая­ковского смотрит на огромный мир не снизу вверх, а сверху вниз, как некий всемирный великан. При этом мысль поэта сосредоточе­на на сегодняшней жизни, прокладывающей дорогу к светлому будущему; прошлое его почти не занимает. Метафоры, гиперболы, непривычные рифмы и прочие сильные средства выразительности нужны поэту для того, чтобы стягивать весь мир к человеку, убеж­дая его верить в свои беспредельные силы и в свое будущее.

Поэт обратился к творчеству для детей, рас­сматривая его как составную часть обшей программы строитель­ства социализма и формирования социалистической культуры. В 1918 году поэт намеревался выпустить книжку «Для детков», составленную из стихотворений «Сказка о красной шапочке», «Военно-морская любовь» и «Тучкины штучки» (1917-1918). Лишь последнее из них можно признать «детским»:

«Тучкины штучки» - стихотворение-игра. В нем обычное дет­ское фантазирование при взгляде на небо выражается при помощи характерных для стиля Маяковского приемов: неожиданные метафоры-сравнения (солнце - желтый жираф), нетрадиционные рифмы , обновляющие слово (шестая ли - растаяли), неологиз­мы, рождающие новый образ (в небосинем лоне). Один из ключевых в поэзии Маяковского образов-символов - небо - благодаря поэтической игре делается близким и понятным; это именно дет­ское небо, просторное, полное света и движения.

Освоение детской темы Маяковский начал с жанра стихотвор­ной сказки . В 1923 году он создал «Сказку о Пете, толстом ребен­ке, и о Симе, который тонкий». Это сатирическая сказка-памфлет с нескрываемой агитационно-пропагандистской тенденцией. Жад­ность Пети и его родителей - самый ужасный порок, с позиций детской этики, поэтому лозунг «Люби бедняков, богатых круши!» оказывается по-детски справедливым.

Нельзя отказать «Сказке о Пете...» в художествен­ном новаторстве. Поэт использовал в ней целый арсенал мощных метафор, ярких неологизмов, сложных рифм, разнообразных рит­мических средств . Любой фрагмент отличается сложной техникой стиха, что свидетельствует не только о вдохновении, но и о боль­шом труде автора.

Выбрав стихотворный размер детской считалки , поэт, вероят­но, исходил из того, что эта форма подходит больше всего для легкого усвоения сложных понятий. Мастерство поэта сказывает­ся в том, что веселый считалочный размер оказывается пригод­ным для выражения самых разнообразных мыслей и эмоций, на­пример горькой обиды: «Омочив слезами садик, / сел щенок на битый задик...» Считалка может превратиться в скороговорку для того, чтобы ребенок, выговаривая ее, мог лучше запомнить труд­ное слово «пролетарий»: «Птицы с песней пролетали, / пели: "Сима - пролетарий!"»

В сказке множество гипербол, да и сюжет ее гиперболичен . Лоп­нувший буржуй Петя - это сюжетно реализованная гипербола «лопнуть от обжорства». Более детской по духу выглядит гипербо­ла идеальных качеств отца Си мы - кузнеца: «Папа - сильный, на заводе / с молотками дружбу водит. / Он в любую из минут / подымает пальцем пуд».

Маяковский «брал уроки» у тех поэтов, которые уже получили признание как новые детские сказочники-стихотворцы, - Чуков­ского (его «Крокодил» легко угадывается в «Сказке о Пете...»), Маршака (к примеру, стихотворение «Пожар»), рав­но как и они многому учились у Маяковского.

Язык сказки сочетает в себе публицистический, агитационный стиль и живой, разговорный, «шершавый», язык улицы со сло­вечками вроде морда, лопал, невтерпеж.

Несмотря на собственные ошибки и внешние трудности. Ма­яковский продолжал целенаправленную работу по созданию та­кой поэзии, которая вводила бы детей в большой мир борьбы и труда, объясняла бы им азы социализма.

Книжка «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925), пожа­луй, самая удачная из всего написанного Маяковским для детей. Если в «Сказке о Пете...» он объяснял на наглядных примерах значения нерусских слов пролетарий, буржуй, то в этом стихотво­рении он вернулся на ту ступень, с которой следовало бы начать: хорошо и плохо - вот два главных отвлеченных понятия, необхо­димых для первичной социализации ребенка.

Поэзия Маяковского дает пищу для читателей всех возрастов: от самых маленьких детей до взрослых.


31.Художественное своеобразие сказок К.И. Чуковского. Обобщение в книге «от двух до пяти».

Возглавив по приглашению м. Горького детский отдел издательства «парус», чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. «крокодил» (1916), «мойдодыр и тараканище» (1923), «муха-цокотуха» (1924), «бармалей» (1925), «телефон» (1926) – непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» и вместе с тем полноценные поэтические тексты, в которых взрослые читатели обнаруживают и утонченные стилизационно-пародийные элементы, и тонкий подтекст.

Работа чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал, выпустив в 1928 книгу «маленькие дети», получившую затем название «от двух до пяти». Как лингвист чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита».

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: иван андреевич крылов и корней иванович чуковский (1882-1969). Причем корнея ивановича называли «дедушкой чуковским» еще при жизни. Однако корней чуковский не любил, когда его называли «дедушкой»: ведь в понимании это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенная остальная, большая часть его творчества - для детей постарше и особенно для взрослых, - все же наиболее оригинален чуковский - сказочник, чуковский - детский поэт.

В 1960-х годах к. Чуковский затеял также пересказ библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией советской власти. Книга под названием «вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году.

В жизни чуковского было ещё одно увлечение - изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «от двух до пяти».

Именно детские сказки стали причиной начатой в 30-е гг. Травли чуковского, так называемой борьбы с "чуковщиной", инициированной н.к. Крупской. В 1929 г. Его заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора.

Для детей младшего школькного возраста чуковский пересказал древнегреческий миф о персее, переводил английские народные песенки ("барабек", "дженни", "котауси и мауси" и др.). В пересказе чуковского дети познакомились с "приключениями барона мюнхгаузена" э. Распе, "робинзона крузо" д.дефо, с "маленьким оборвышем" малоизвестного дж. Гринвуда; для детей чуковский переводил сказки киплинга, произведения марка твена. Дети в жизни чуковского стали поистине источником сил и вдохновения.

Творчество детского поэта чуковского привлекательно для миллионов мам и малышей своей близостью к народному творчеству. Фольклорное начало его стихов сказывается и в их ритмической основе, и в прибуаточной, частушечной стилистике, в деталях и приемах.

Специфика восприятия малышами литературного творчества в том, что литературные произведения как будто бы создаются сейчас - в момент маминого общения с ребенком. Это не книжку мама читает - она играет, забавно что-то изображает, творит. Стихи и сказки чуковского не только легко запоминаются, ярко и самобытно звучат с голоса, но и добродушны, готовы к различного вида заменам, подменам и допридумываниям, фантастическим образом разбегаются на цитаты, которыми малыш вслед за мамой начинает щедро украшать свою речь.

Настоящее художественное произведение для малыша и его мамы - это благодатный материал для творчества: гибкий, легко варьирующийся и «подгоняющийся под ситуацию».

Волшебным образом творения корнея ивановича попадают в детскую эмоцию: и ритмически, и лирически. Этому способствуют обаятельные образы мальчиков и девочек: танечка и ванечка, мальчишка-повествователь из сказки «мойдодыр» или героиня стихотворений чуковского мурочка.

Попадание в детское мировосприятие обеспечено особым взглядом на мир - немножко «из-под стола». Образы, герои, характеры и их речевое воплощение, лексика полностью соответствуют ребячьему речевому опыту.

Сказки чуковского образуют свой особый мир, населенный удобными для запоминания фразочками («как у наших у ворот»), понятными, но не примитивными (!) Героями, совершенно привычными событиями (звонит телефон, глянул в окно, ехали на велосипеде, по аллее проходил).

Многообразие этого сказочного животного мира (здесь есть и кенгуру, и воробей, и крокодил, бегемот и гиппопотам, слон и слониха, ослы, козлы, бараны, летучие мыши, газели, зайчатки, свинья, быки и носороги), сочетается с одновременным единообразием - из сказки в сказку кочуют веселая и любящая потанцевать слониха-щеголиха, музыканты - бараны, крокодил, наделенный очень непростым характером.

Вклад к. И. Чуковского в развитие детской литературы не ограничивается только сказками, стихами и переводами, ему принадлежат замечательные определения того, какой должна быть детская поэзия. Не случайно он, наверное, признавался в том, что наибольшую радость в писательской работе ему доставляют изобретения и открытия, в первую очередь связанные для него с сочинением сказок, «форма которых, уже не говоря о сюжетах, была в нашей литературе нова».

Обобщение в книге «от двух до пяти».

«от двух до пяти» - веселый и талантливый учебник детоведения. «от двух до пяти» - это зеркало, в которое вглядываются кто пристально, а кто мимоходом, но все-таки вглядываются - сначала матери и отцы тех, кому от двух до пяти, а затем и подросшие герои книги, у которых появляются свои дети. Взгляды в это зеркало чередуются - сначала мы, а потом они. Сначала, вглядываясь, мы учимся понимать другой - детский - мир, а потом глядим, чтобы вспомнить и вспоминать о нем.

Научить внимательному, бережному отношению к картинам, наплывающим из зазеркального мира детства. К его правилам и причудам. Непривычным и не схожим с нашими, взрослыми, правилами и причудами. К заинтересованности жителей этого мира во всех и всем. К неподобию их и нас. К тому неподобию, которое мы так быстро теряем и потом никогда не находим.

К.и. Чуковский очень точно подметил возраст (от двух до пяти), когда творчество ребенка особенно искрометно. Хотя и более старшие дети не чужды играм в сфере языка и речи, однако они никогда больше не бывают такими смелыми, непосредственными, а может быть, и уникальными.

В книге "от двух до пяти" сформулированы основные взгляды к.и.чуковского на детскую литературу, обобщены наблюдения над развитием языка детей, опубликованы "заповеди для детских поэтов". Книга дополнена статьей "признания старого сказочника", опубликованной посмертно.

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса.

Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированных изданий, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.

Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником « Пионерской правды», журнала « Пионер» и «Еж». В условиях острой идеологической борьбы 20-х Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».

Его первым произведением для малышей была « Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925) .

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе.

Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых быть лаконичной; во-вторых, как выражался Чуковский, графичной, т.е давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает предельной остротой.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, увсовершенствовать не только в области содержания, но форм.

«Что ни страница – то слон, то львица» - сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности: «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.

1926-1929 – годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией («Эта книжечка моя про моря и про маяк», 1926) . о разных странах света («Прочти и катай в Париж и Китай», 1927), о человеке-труженике («Конь-огонь», 1927), о выборе юношеством профессии («Кем быть?», 1928)

В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса» (1926).

У М. имеются пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые» (1927), «Майская песенка» (1929), «Песня молния» (1929) – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Произведения для детей способствует обучению ребенка хорошим качествам, навыкам, объясняет какие-либо вещи с точки зрения детей. Создано огромное количество самых разнообразных произведений и сказок, которые оказывают благоприятное воспитательное воздействие на ребенка. В этой статье мы с вами проанализируем стих, что такое хорошо, что такое плохо в котором его автор Владимир Маяковский объяснил очень наглядно. Контрастность в литературе Существует своеобразный контраст, когда одно понятие может восприниматься человеком только в том случае, если сравнивать его с другим понятием. Основные примеры такого контраста – черное и белое, добро и зло. Можно бесконечно приводить примеры, но мы думаем, что суть понятна. На таком же контрасте в литературе часто строятся многие произведения, стихотворения. «Что такое хорошо и что такое плохо?» - одно из таких произведений. В нем отчетливо противопоставляется понятие «хорошо» и понятие «плохо», это позволяет ребенку быстрее понять и осознать мысли писателя, которые он хочет до него донести. Все знают - ребенок должен получать знания из литературы.. Самые известные произведения М. – «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» Анализ стихотворения Автор ведет рассказ от лица отца, к которому пришел его кроха-сын и задал вопрос, собственно, что такое хорошо и что такое плохо? Таким образом, начинается повествование от лица папы мальчика, который объясняет своему чаду на примере контрастности о хорошем и плохом. В баснях часто можно увидеть мораль, но иногда и взрослому сложно понять ее, а ребенку и подавно. Поэтому автор раскрывает мораль при помощи обычных жизненных ситуаций. Сначала в стихотворении Маяковский показывает, что такое хорошо и что такое плохо, на примере погодных условий. В следующих четверостишиях автор рассказывает о мальчиках и дает определения им - «хороший» или «плохой». Также Маяковский разъясняет детям важность личной гигиены – если грязь у ребенка лежит на рожице, вырастет из сына свин, если сын свиненок. Автор показывает, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, это отлично видно в четверостишиях про ворону и карапуза, про книжицу и мячик. Особенности творчества Маяковского Во всех стихах Владимира Маяковского можно отследить некоторые черты советского времени, например, октябрята, которые говорят "плоховатый мальчик". С его помощью родители могут легко объяснить детям о хорошем и плохом. В конце стихотворения кроха сделал правильный выбор – будет делать хорошо, не будет плохо.

О большой литературе для маленьких

Маяковский - детям

1

Лучшей походной песни, лучшего марша для легких детских ног не создал до сих пор никто.

У нас накопилось немало песен о первомайском празднике, о зеленой листве и красных флагах. Но только "Майская песенка" Маяковского - по-настоящему майская и по-настоящему детская.

Зеленые листики -
и нет зимы.
Идем
раздольем чистеньким
и я,
и ты,
и мы .

В том разделе сочинений Маяковского, который называется "Стихи детям", нет двух вещей, написанных на одну и ту же тему, решающих одну и ту же задачу. Он оставил нам четырнадцать детских стихотворений и решил четырнадцать литературных задач. Тут и сатира на Прогулкина Власа - "лентяя и лоботряса" , меткий и веселый фельетон в стихах, сделанный как будто по специальному заказу школьной редколлегии, и героическая лирика.

О том, какое значение придавал Маяковский книгам для детей, можно судить по его беседе с одним из иностранных журналистов .

Журналист задал ему обычный в таких случаях вопрос:

Над чем вы сейчас работаете?

Маяковский ответил:

С особенным увлечением работаю над детскими книжками.

О, это интересно, - сказал журналист. - И в каком же духе вы пишете такие книжки?

Моя цель - внушить детям некоторые элементарные общественные понятия. Но, разумеется, я делаю это осторожно.

Например?

Скажем, рассказ о лошадке на колесиках. Так вот, я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать . Таким образом ребенок получает представление об общественном характере труда. Или описываю путешествие и таким образом знакомлю ребенка не только с географией, но и с тем, что, например, одни люди - бедные, другие - богатые .

Вероятно, эта беседа очень удивила иностранного журналиста, который вряд ли мог предполагать, что большой лирический поэт нашего времени, прокладывающий в поэзии новые дороги, станет тратить свое время и силы на решение каких-то педагогических задач.

А между тем Маяковский и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее.

В любой детской книжке - будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме "Хорошо!" или "Во весь голос".

И в то же время, работая над стихами для детей, он никогда не забывал, что его читатели - маленькие, всего по колено ему ростом.

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Маяковский говорит с детьми без всякой снисходительности. Его отповедь маленькому трусу, маленькому лентяю или неряхе сурова и беспощадна. Его похвала тем, кто ее достоин, немногословна и отчетлива, как похвала командира:

Храбрый мальчик, -
хорошо,
в жизни
пригодится.

"Стихи детям" занимают в собрании всех стихов Маяковского особое и значительное место. Эти стихи могут еще многому научить детей да, пожалуй, и взрослых .

Примечания

Маяковский - детям. - Впервые в книге "Воспитание словом", "Советский писатель", М. 1964.

В основу статьи положены заметки "Маяковский - детям" (газ. "Правда", 1940, № 102, 12 апреля) и "Надпись на памятнике", "Литературная газета", 1955, № 45, 14 апреля.

С.Я. Маршак отмечает, что В.В. Маяковский шел самостоятельной дорогой, создавая "большую литературу для маленьких". Но, судя по имеющимся свидетельствам, он с вниманием и глубоким уважением следил за деятельностью Самуила Яковлевича. В библиотеке Маршака хранится книга В.В. Маяковского "Конь-огонь" (ГИЗ, М. 1928) с дарственной надписью: "Замечательному Маршаку Маяковский. 11/I 30 г.". Л. Кассиль вспоминает, что, когда он, готовясь к встрече с С.Я. Маршаком, обнаружил перед В.В. Маяковским, что он незнаком с поэзией автора "Цирка", произошла следующая сцена:

"- Слушайте! - оглушил он меня своим басом. - Вы это что?.. Вы, я вижу, совсем темный еще! Неужели вот и этого не знаете? - Он широко повел рукой. - "По проволоке дама идет, как телеграмма...".

Это-то знаю, - пробормотал я. - Помните, когда мы по Таганке шли, там еще через канаву мосточки были проложены. Вы всё повторяли. Я думал, это вы сами сочинили.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Произведения В.В.Маяковского для детей Выполнила студентка 3нА группы Дроздова Нина

2 слайд

Описание слайда:

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта. Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

3 слайд

Описание слайда:

Маяковский говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно.» В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

4 слайд

Описание слайда:

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок: Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 - и 12 вместе всем. В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы: * Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. * Грязен он, по-моему, как ведро с помоями. Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

5 слайд

Описание слайда:

В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой.

6 слайд

Описание слайда:

Ключ к пониманию стихотворения «Конь-огонь». Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили «три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную задачу - показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

7 слайд

Описание слайда:

В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей. * Кличет книжечка моя: * Дети, будьте, как маяк! * Помни про школу - только с ней станешь строителем радостных дней! * Полюбите, дети, труд, как написано тут. * Вот и вырастите истыми Силачами! Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________
СОДЕРЖАНИЕ

Л Кассиль О Владимире Маяковском 5
Что такое хорошо и что такое плохо 9
Майская песенка 27
Что ни страница, - то слон, то львица 33
Тучкины штучки 49
Гуляем 53
Возьмём винтовки новые 69
Конь-огонь 77
Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится? 89
Эта книжечка моя про моря и про маяк 95
Кем быть? 105

О ВЛАДИМИРЕ МАЯКОВСКОМ

Стихи, которые напечатаны в этой книжке, написал для вас, ребята, удивительный поэт. Его должен знать каждый. Где бы человек ни родился, в какой бы стране он ни рос, ему очень пригодятся в жизни эти стихи.
Да так оно и есть. Во всём мире знают про Владимира Владимировича Маяковского.
Ещё в те дни, когда рабочие, крестьяне, солдаты и матросы с винтовками в руках шли в решающий бой за Советскую власть, они уже пели задорную и весёлую песенку, которую придумал Маяковский:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.

Буржуями в то время звали богачей, капиталистов.
Маяковский писал о революции и о Ленине. И о том, как наш народ защищал свою свободу, как строил новую жизнь. И про тех, кто мешал строить эту жизнь. О многом успел написать Маяковский, хотя сам он жил совсем недолго.
Стихи Маяковского радовали сердца миллионов людей, которые стали жить по-новому, как учил Ленин. А для врагов
наших они казались грозными и страшными. За границей, далеко от советской земли, даже сказка такая ходила про Маяковского, что живёт, мол, в Стране Советов необыкновенный богатырь, поэт-великан. Стоит этот великан на капитанском мостике красного корабля, читает свои стихи - и слышно его далеко р море, на всех других боевых кораблях, и гонят красные моряки врага прочь от наших берегов.
Ну, сказка сказкой, а тут и правды немало. Потому что был действительно Маяковский с виду великан. Роста огромного, плечи широкие, осанка богатырская. Очень он был красивым и могучим человеком, наш любимый поэт Владимир Владимирович Маяковский! И голос у него звучал с необыкновенной силой и красотой. Тысячи людей часами слушали, как он читал в больших залах, а иной раз и на стадионе свои стихи. И каждая строка надолго западала в душу. Потому что писал Маяковский о самом важном, о самом дорогом для нас.
Этот огромный человек, грозный для врагов, умел быть очень нежным и ласковым, когда говорил с друзьями. Он находил для тех, кого любил, такие хорошие, заветные слова и в жизни и в стихах, что от них веселело на сердце и казалось-будто самые суровые тучи расходятся и солнце начинает светить ещё ярче.
Маяковский был на редкость остроумным человеком. Он любил придумывать смешные слова, когда хотел подшутить над товарищами, и всегда находил меткий ответ на самые неожиданные вопросы. Никто никогда не мог заставить Маяковского растеряться, смутиться.
Шёл он как-то по одному из замоскворецких переулков, и мальчишки, видя, что идёт по их улице такой великан, крикнули ему вслед, как обычно дразнят слишком высоких людей:
- Дяденька! Достань воробышка!..
Маяковский разом остановился, оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое своё плечо и очень вежливо, вполне серьёзно спросил:
- А орла не хотите?
И опешили мальчишки... Думали подразнить человека, а сами попали впросак.
Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, когда предлагал им достать орла. Но в этой шутке очень хорошо сказался
характер Маяковского: он всегда готов был не только откликнуться на просьбу ребят, но и, как говорится, перевыполнить её. И, разговаривая со своими маленькими друзьями, всегда стремился сделать близкими для них мысли и чувства высокого орлиного полёта. Да, если уж доставать с неба, то не воробышка, а орла!..
Хотя Маяковский был с утра до ночи занят громадной работой - сочинял стихи для книг, для газет, рисовал плакаты, писал пьесы для театра, придумывал картины для кино, выступал перед читателями, - он находил ещё время, чтобы писать для ребят. Пожалуй, мало кто умел так весело, умно и по-дружески говорить с малышами, как это делал Маяковский. Он душевно любил и очень уважал своих маленьких читателей. Он писал для них как будто в шутку, чтобы не скучно было читать, а на самом-то деле говорил всерьёз об очень важных делах, которыми надо заняться каждому, кто хочет вырасти хорошим и счастливым человеком.
Он помогал маленьким понять, «что такое хорошо и что такое плохо», придумывал забавные книжки, где «что ни страница, - то слон, то львица». Почитаешь такую книжку и словно сам в зоопарке побываешь. И ещё о многом, смешном и серьёзном, нужном и важном, умел сказать ребятам Маяковский
А чтобы стихи хорошо и точно звучали, чтобы удобно было их читать вслух, он придумал особый способ печатать их. Почти все стихи и для взрослых и для детей Маяковский писал не в строчку, а лесенкой:
вот
так,
чтобы, читая, можно было опираться голосом на каждую строчку-ступеньку.
Вот и почитайте сами или попросите старших прочесть вслух, что написал для вас, малышей, поэт-великан. И вы тоже подружитесь с ним.

Поделиться