Просвещенная монархия в россии. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм — Гипермаркет знаний Слои российского населения

Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. О просве­щенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветите­ли 1 . В те времена многие полагали, что история совершается

1 Просветители - мыслители XVIII в., которые высказали идеи о «естественном равенст­ве людей», боролись за установление политической свободы в обществе, отмену сословных привилегий, гражданское равенство людей перед законом, иными словами - «за царство ра­зума». Просветители говорили о необходимости образования и распространения научных знаний. Многие просветители выступили против мракобесия, предрассудков. Они высмеи­вали и бичевали произвол и деспотизм. Крупнейшими просветителями являлись: Дж.Локк - в Англии; Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций - во Франции; Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гете - в Германии; Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн - в Северной Америке.

поступками великих людей: полководцев, государственных сановников и, конечно, монархов, от которых зависит процветание или несчастье государств.

Просветители негодовали на несуразности, произвол, несправедливос­ти окружающей их жизни, но они думали, что просвещенный правитель сможет все это изменить. Нужно лишь издать совершенные законы и смо­треть, чтобы они строго исполнялись. Тогда сильный не сумеет обидеть слабого, богатый не будет тянуть последние жилы из бедного. А слабый и бедный не покусится из зависти на имущество и положение богатого. Вос­торжествует общественное равновесие, всеобщее благо.

Навязывать порядок только принуждением, считали лучшие умы XVIII столетия, нельзя. Это деспотизм. Необходимо убеждать людей, что законы и порядок нужны для общего блага. А убедить можно лишь обра­зованных подданных, у которых развит разум. Поэтому главный инстру­мент исправления общества - это просвещение. Чем больше будет школ, университетов, книг - тем лучше.

Постепенно, по мере охвата общества просвещением, монарх должен расширять права и свободы подданных. Но спешить с дарованием прав и свобод не стоит, чтобы не попасть в положение дрессировщика, спустив­шего неприрученного медведя.

Идеям просвещенного абсолютизма пытались следовать многие евро­пейские монархи, в частности переписывавшийся с Вольтером прусский король Фридрих II. Просветителям и образованным коронованным пер­сонам XVIII в. хотелось создать «союз мыслителей и королей» во имя ра­зума и общего блага.

Но в реальности это плохо удавалось. «Властитель дум», «некоронованый король Европы» Вольтер не мог ужиться в своем отечестве с «королем солнцем» Людовиком XIV и его наследником Людовиком XV, потому что он постоянно убеждался, насколько слова французских монархов расхо­дятся с делами. В жизни короли, скорее, руководствовались знаменитой фразой Людовика XIV: «Государство - это я!» Погостив у Фридриха II, увидев произвол чиновников в стране, дикую муштру в армии, «грязь» придворной жизни, Вольтер весьма разочаровался в «просвещенном абсо­лютизме» прусского образца.

Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно yтвердилась на пути буржуазного развития.

Просветители не отказались от представлений Фомы Аквинcкoгo о существовании норм eстecтвeннoгo права и порядка вeщей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века были убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могyг быть выражены языком строгих формул. В соответствии с воззрениями просветителей, общественная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.

Политический идеал просвeтитeлей Англии и Франции

Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632-1704), взгляды котopoгo отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представлен ия левеллеров). Согласно eгo точке зрения, каждый человек от при роды обладает равным правом на свободу выбора своего жизнeннoгo пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и eгo результатами,государство, по Локку, является продуктом общественногo догoвора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела гpаждан без необходимости (если не существует угpозы общественному благy).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства гpаждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает нaроду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны cтpoгo следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция , Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждени е даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была гpамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Ф. Аруэ, 1694-1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг"Раздавите гадину"). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили eгo к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гpажданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы тoгo времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последниегоды жизни провел в поместье на гpанице Франции и швейцарского кантона Женевы. куда можно было скрыться в случае попытки новoгo ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д.Дuдро (171З-1784), инициатор фундаментального издания "Энциклопедия наук, искусств и ремесел", 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776г. По замыслу Дидро, "Энциклопедия" должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В paботе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители тогo времени - Вольтер, Ш.Л. де Монтескье (1689-1775), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), К.А. Гельвецuй (1715-1771), П.Гольбах (172З-1789) и др.

Энциклопедисты полaгали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков, у них не было единой политической прогpаммы , но большинство из них исходило из теорий eстecтвeннoгo права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного нeравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства гpаждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тoгдa функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по eгo мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другyю. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на нeбольшой территории. Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

Некоторые из просветителей (французский сельский священник Ж. Мелье, 1664- 1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709-1785) считали, что достижению eстecтвeннoгo равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более огpаниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный xaрактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744-1803).

Просвещенный абсолютизм

Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали огpаничить, на первый взгляд может показаться наивным. Oднако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией, в это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму.

В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить нaлоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кpeстьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного гoсударя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских гocyдарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенногo абсолютизма связан с цapствованием Марии Терезии (правила в 1740- 1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790).

Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходнoгo налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была coздана система централизованного управления гocудapcтвoм. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой гocудapcтвa, помещики лишились права творить суд над крестьянами .

С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-e гг. барщина (oтpaботка на помещика за право пользования eгo землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать тopгoвыe сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогoм, размер eгo строгo огpаничивался - не выше 17 % дохода кpeстьянского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутpeннeгo рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных гpаниц и пошлин. Пробудилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогoв на срок до десяти лет.

В Вене начали работать горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической цepковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельностьдругих церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (171-1787).

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем гepманском государстве XVIII века - королевстве Пруссия, Фридрих II (правил в 17 40- 1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более огpаниченный характер.

В их числе - введение новoгo уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, oграничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный cгoн с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.

Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности, Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику. Вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюртемберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотическогo режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили "разумными".

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стaбильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в ХХ веке в странах демократии.


Вопросы и задания

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?
2. С чем теория общественногo догoвора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?
3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.
4. Кто из просветителей придерживалея республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?
5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения?
б. Как вы объясните распространение идей просвещенногo абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу:

Таблица Политика просвещенного абсолютизма

Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Планирование по истории, учебники и книги онлайн , курсы и задачи по истории для 10 класса

Методическая разработка к уроку по истории в 7 классе.

Учитель истории МОУ-СОШ д. Ершовка Аткарского района Саратовской области.

Тема. Просвещенный абсолютизм.

Цель. Охарактеризовать особенности эпохи Просвещения, характерные черты просвещенного абсолютизма, деятельность выдающихся монархов просвещенного абсолютизма и использование ими идей просветителей при проведении реформ

Задачи урока:

Образовательные:

Узнать об основных деятелях эпохи

Понять, что такое просвещенный абсолютизм

Познакомиться с выдающимися монархами Европы и их реформами

Закрепить изученный материал

Развивающие:

Развитие речемыслительной деятельности

Развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух

Развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать

Развитие внимания учащихся, наблюдательности

Научиться черпать информацию из разных источников

Воспитательные:

Воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям

Привить уважение и интерес к европейской культуре

Тип урока

Комбинированный

План урока

Мотивация. Постановка цели.

Активизация изученного материала

Изучение нового материала через сообщение учителя, выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями, выполнение заданий

Закрепление изученного материала, работа с карточками

Заключение: вопросы, ответы, обсуждение, сравнения

Оборудование

Учебники

Портреты деятелей просвещения

Аудиозаписи музыки В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Баха

Репродукции картин художников («Клятва Горациев», «Брут»)

Высказывания европейских мыслителей эпохи просвещения

Словарики дат и терминов

Компьютерная презентация

Технологическая карта

Тема урока, план

личностно

значимая

проблема

Просвещенный абсолютизм. 1. Особенности эпохи Просвещения.

2. Понятие просвещенного абсолютизма.

3. Выдающиеся монархи Европы и их реформы.

4. Характерные черты просвещенного абсолютизма.

5. Сравнить деятельность и реформы Иосифа 2 и Фридриха 2

Возможная личностно значимая проблема: научиться понимать противоречивость и сложность исторического процесса критически оценивать идеи, личности, реформы, уважать чужой и свой труд и культуру

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся получают знания о просвещенном абсолютизме, о наиболее выдающихся европейских монархах и их реформах, которые являются попыткой модернизации абсолютизма сверху с использованием идей просветителей

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Проблемные задания: 1. Подумайте, что заставило просвещенных монархов опираясь на идеи просветителей проводить реформы? 2. Какие из идей просветителей они использовали, а какие нет? 3. Установить общее и отличия в политике просвещенного абсолютизма в разных европейских странах на примере Австрии и Пруссии.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: руководство учащимися во время подготовки сообщений, постановка проблем вначале занятия, вступительное слово, организация и коррекция работы (модераторство), подведение итогов

Развитие умений учащихся

Учатся планировать свою деятельность по подготовке сообщения, работать с разными источниками, развивать свои исследовательские умения, высказывать и доказывать свою точку зрения, выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них, актуализировать ранее изученный материал, выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в карточке

Основные понятия и термины

Эпоха Просвещения, просветители, просвещенный абсолютизм, просвещенные монархи, модернизация

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, 25. Задания в рабочей тетради. Карточки. Иллюстрации: портреты деятелей просвещения, просвещенных монархов, работы художников 18 в., научно-популярная и художественная литература. Энциклопедия для детей: Всемирная история. – М.: Аванта +, 1994. – Т. 1.

Ход урока

Мотивация. Постановка цели.

Вступительное слово учителя под музыку 18 в.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать события европейской истории 18 столетия, как развивались общественно-политическая мысль и государства Европы в этот период и какую политику вело их правительство. Мы рассмотрим характерные особенности эпохи Просвещения и понятия просвещенного абсолютизма, обсудим личности и реформы наиболее выдающихся европейских монархов, проводящих политику просвещенного абсолютизма. При этом будем выполнять самые различные задания. Для успешного выполнения первого задания «просветители и их идеи» позвольте вам напомнить, что термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Э. Канта «Что такое просвещение». Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесилие человеческого разума. Исторический прогресс – одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха», Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным принципом разделения властей. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, их идеалом было царство разума. Характерен общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли. Таким образом были сформулированы основные идеи просветителей:

1) вера в человеческий разум и прогресс;

2) надежды на просвещенного монарха;

3) свобода и равенство перед законом;

4) разделение властей;

5) уничтожение крепостного права;

6) отмена сословий;

7) образование для простого народа;

8) веротерпимость и др.

Задание по карточки № 1. Выберите из предложенных ниже высказываний те, которые принадлежат просветителям и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Задание по карточки №2 . Соотнести имена просветителей в первой колонке и их взгляды во второй колонке, соединить стрелками.

Назвать наиболее выдающихся монархов Европы?

Выступления учащихся с сообщениями сопровождать компьютерной презентацией:

«Екатерина 2 – Северная Семирамида или Тартюф в юбке»

«Мария Терезия – правительница и мать 16 детей»

«Фридрих 2 – философ или фельдфебель на троне»

Обсуждение выступлений, вопросы и задания классу :

    Какие идеи просветителей чаще использовали просвещенные монархи? Работа в группах группа мальчиков и группа девочек.

    Назвать 2-х наиболее выдающихся на ваш взгляд монархов.

    Сравнить их реформы и результаты реформ.

    Записать в 5-ю колонку карточки №2 характерные черты просвещенного абсолютизма. Работа в парах.

Подведение итогов: выставить в 6-ю колонку карточки №2 оценку за урок каждому учащемуся. Работа в группах мальчики и девочки.

Самоанализ

Что у меня получилось на уроке, а что нет?

Дом. З. § 25

Карточка № 1

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они были одинаково подчинены законам» (Ж. Деламбер)

«Я считаю обязательным для каждогобеспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)

«Несправедливые законы не создают право» (Цицерон)

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит)

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)

«Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Монтескье)

«Истинные законы покоятся в человеческой природе; кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого» (А.Эйнзидель)

«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон)

Карточка №2

Просветители 18 в.

Основные идеи просветителей

Просвещенные монархи Европы.

Сообщения учащихся

Идеи просветителей в реформах просвещенных монархов

Характерные черты просвещенного абсолютизма

Монтескье

Просвещенная

монархия

Республика

Конституц. монархия

Веротерпимость

Разделение властей

Равенство перед законом

Отмена сословий

Образование

Вера в разум

Отмена частной

собственности

Роткина «Екатерина 2 – северная Семирамида или Тартюф в юбке?»

Презентация с музыкальным сопровождением (звучит музыка Моцарта)

Новикова

«Мария Терезия – правительница и мать 16-ти детей»

«Иосиф 2 – мечтатель на троне»

Листратов

«Фридрих 2 – философ или фельдфебель на троне»»

Литература

«Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006

Носков В. В., Климов О. Ю. Всеобщая . 10 класс. Учебник. Базовый уровень - Вентана-Граф, 2011 г.

«Всеобщая история. История Нового времени конец 15-18 век». О.В. Дмитриева Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М. «Русское слово», 2008.

Дуда М.Ю. Всемирная история весь школьный курс в таблицах. Минск «Современная школа» «Кузьма» 2009.

Энциклопедия для детей. Всемирная история. Т.1.

Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв. М. «Олма – Пресс Образование» 2003.

Материал из интернета

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Поделиться