Психоанализ определение. Что такое психоанализ? Современный взгляд на теорию

Психоанализ в психологии связывают, прежде всего, с именем Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг продолжил учение, сильно углубившись в него и добавив много нового, в том числе такое понятие, как «коллективное бессознательное».

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Законы психологии являются глубинными и многогранными. Именно психоанализ выступает как один из самых действенных методов в области изучения психики. Когда в свое время Фрейд основал данное направление, мир психологии буквально перевернулся, так как получил совершенно новое понимание психики человека.

Ученый выделил в психике три основных компонента:

Сознательная часть;
- пресознательное;
- бессознательное.

По его мнению, предсознательное является хранилищем множества желаний и фантазий. Его части можно перенаправить в область сознательного, если обратить на одно из желаний внимание. Те моменты жизни, которые индивид не может осознать, так как это явно противоречит моральным принципам и установкам, либо выступает как слишком болезненное, располагается в бессознательном.

Бессознательная часть отделена от двух остальных частей сознания цензурой. В психологии психоанализ изучает взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

В дальнейшем в психологической науке были выделены следующие средства психоанализа:

Анализ случайных действий, относящихся к симптоматическому типу, которые происходят в обыденной жизни;
- анализ при помощи свободных ассоциаций;
- анализ при помощи толкования снов.

Психоанализ и практическая психология

При помощи различных учений психологической науки люди могут находить ответы на множественные вопросы, рожденные в глубинах души. Психоанализ направлен на то, чтобы подтолкнуть к поискам ответа, который чаще всего узкий и частный. Психологи во всем мире по большей мере работают с мотивациями клиента, эмоциями, отношением с действительностью, миром чувств и образами. А вот аналитики сконцентрированы на бессознательном человека.

Независимо от явных отличий, в практической психологии и есть общие черты. Например, в книге Райгородского «Психология и психоанализ характера» есть описание социальный и индивидуальных характеров. Он не забывает о типологии психоанализа, так как внутренний мир любого индивида начинается в области бессознательного.

Психоанализ и социальная психология

В данном направлении у психоанализа появилось название, как «аналитическая ». Она направлена на исследования личностных поступков, с учетом роли социальной среды, а также мотивов.

Психоанализ – одно из направлений в психологической науке, что основывается на определении тревог и внутренних конфликтов личности, скрытых в глубине подсознания. Такие конфликты могут являться одной из причин возникновения психоэмоциональных травм. Основоположником этого направления является Зигмунд Фрейд, который посвятил свою жизнь изучению бессознательных процессов. Благодаря его учению, психологи всего мира получили возможность работать с мотивами поведенческой модели, скрытыми в подсознании личности. Давайте узнаем, что такое психоанализ в психологии и поговорим об основах этого учения.

Психоанализ – психологическая теория, основанная австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также одноименный метод лечения психических расстройств

Основы психоанализа

Психоанализ – одно из психологических учений, рассматривающее человеческую личность в виде борьбы сознания с подсознанием. Данное противоборство оказывает влияние на уровень эмоционального восприятия и самооценки, а также определяет степень взаимодействия с окружающим миром. Чаще всего, источником конфликта между подсознанием и сознанием является негативный жизненный опыт, полученный человеком на протяжении его жизни. Человеческая природа устроена таким образом, что каждая личность старается избежать различных видов боли и нацелена на поиск наслаждения.

Психоанализ – направление, изучающее взаимодействие между бессознательной и сознательной областями.

Теория психоанализа построена на утверждении, что человеческая личность основывается на трех составляющих: бессознательная, предсознательная и сознательная части. Каждый из этих компонентов взаимозаменяем и зависим друг от друга. Предсознательная часть содержит в себе человеческие желания и фантастические идеи. Сосредоточение на таких стимулах, переправляет их из предсознательной части в область сознания. Мораль и нравственность – социальные ценности, определяющие человеческую личность. Их влияние на восприятие определенных жизненных событий, может заставить сознание воспринимать различные жизненные ситуации, как болезненные или допустимые. При болезненном восприятии, воспоминания о психотравмирующих обстоятельствах откладываются в бессознательной области.

Такой жизненный опыт, как бы отделяется от остальных, при помощи невидимых барьеров. Психоанализ человека основывается на двух аналитических механизмах:

  1. Изучение самопроизвольных поступков, что совершаются на протяжении всей жизни.
  2. Анализ личности, при помощи ассоциаций и интерпретаций сновидений.

Теория Фрейда

Человеческая поведенческая модель регулируется при помощи сознания. Исследования на эту тему, помогли Зигмунду Фрейду выявить существование некого слоя, который отвечает за различные похоти и наклонности. Так как Фрейд являлся практиком, в своих исследованиях он определил существование целого пласта мотивов, которые именуются неосознанными.


Целью психоаналитической терапии является возможность распутать личность человека, а не просто успокоить его

Согласно учению Фрейда, именно такие мотивы являются первопричиной возникновения заболеваний нервной системы и человеческой психики. Благодаря этому открытию, ученые получили возможность найти те средства, что смогут остановить борьбу внутри личности пациента. Одним из таких средств стал метод психоанализа, что является методикой разрешения внутренних конфликтов. Лечение невропатических патологий не являлось главной целью Фрейда. Этот великий ученый стремился найти методы, которые помогут максимально восстановить психическое здоровье пациента. Благодаря методу проб и ошибок, была разработана теория анализа личности пациента, которая широко применяется на сегодняшний день.

Уникальность и результативность методики Фрейда, получила высокое распространение и стала одним из самых известных «инструментов» восстановления психики. Классический вариант психоанализа следует рассматривать как своеобразную революцию в психологической науке.

Что таит в себе теория о психоанализе

Что изучает психоанализ? Основа этого учения строится на предположении, что поведенческая модель имеет в своей природе неосознанные мотивы, которые сокрыты глубоко внутри личности. Середину прошлого столетия можно охарактеризовать как революцию в психологической науке, поскольку миру были представлены методы, позволяющие взглянуть на внутреннее психологическое напряжение с новой точки зрения.

По мнению Фрейда, человеческая личность состоит из трех компонентов. Они получили названия «Сверх-Я», «Я» и «Оно». «Оно» - бессознательная часть личности, в которой сокрыты различные объекты тяготения. «Я» является продолжением «Оно» и возникает под влиянием внешних сил. «Я» - один из самых сложных механизмов, функциональность которого охватывает как сознательный, так и бессознательный уровни. Исходя из этого, следует, что «Я» является одним из инструментов защиты психики от внешнего воздействия.

Многие из механизмов, защищающих психику от повреждения, при рождении подготовлены к влиянию внешних раздражителей. Однако, нарушение процесса формирования личности и негативный микроклимат, царящий внутри семьи, может стать источником различных патологий. В этом случае, влияние объективной действительности приводит к ослаблению защитных механизмов и становится причиной искривлений. Именно сила искривления адаптационных механизмов защиты приводит к возникновению психических расстройств.


Психоанализ - это метод научного наблюдения, изучения личности: ее желаний, влечений, импульсов, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств

Психоанализ как направление психологии

Определение особенностей человеческой психики, предложенное Фрейдом, получило высокое распространение в психологии. На сегодняшний день, на этой теории построено множество современных методов психотерапевтической коррекции. Аналитический психоанализ Юнга и индивидуальный психоанализ Адлера – одни из основных «инструментов» выявления внутренних конфликтов, являющихся источниками патологического восприятия.

В основе теорий вышеупомянутых ученых, лежат исследования Зигмунда Фрейда. Главным различием этих методик является ограниченность важности сексуальных мотивов. Благодаря последователям Фрейда, бессознательная часть личности получила новые характеристики. По мнению Адлера, проявление властолюбия является компенсацией комплекса неполноценности.
Исследования Юнга, основывались на изучении коллективного бессознательного. По мнению ученого, бессознательная часть психики индивида основывается на наследственных факторах. По мнению же самого Фрейда, бессознательный уровень заполнен явлениями, что были вытолкнуты из сознательной части психики.

Использование психоанализа в психологии

Метод психоанализа основывается на трех основных элементах, которые в полной мере раскрывают всю концепцию этого учения . Первый элемент является своеобразным этапом, на котором собирается материал для изучения. Второй элемент подразумевает тщательное изучение и анализ полученных данных. Третий элемент – взаимодействие при помощи данных, полученных в результате анализа. Для сбора информации применяются различные методики, включая метод противостояния, ассоциаций и переноса.

Метод построения свободных ассоциаций основывается на создании модели ситуаций, в точности повторяющих определенные жизненные события. Подобный подход позволяет выявить определенные процессы, происходящие на бессознательном уровне психики. Применение этого метода позволяет получить данные о патологических процессах, с целью дальнейшей коррекции психических расстройств. Коррекция осуществляется путем осознания внутренних конфликтов и причины их возникновения. Одним из важных условий в использовании этого метода, является создание прочной коммуникативной связи между психологом и пациентом, направленной на устранение психологического дискомфорта.


Психоанализ изучает внутренние, исходящие из подсознания, ведомые инстинктами и принципом удовольствия, напряжения человека

Для этого пациент должен озвучивать каждые мысли, которые рождаются в его голове. Эти мысли могут иметь непристойный характер или находиться на грани абсурдности. Для того чтобы достичь высокого результата, необходимо создать правильную связь между врачом и пациентом. Методика переноса подразумевает бессознательное перенесение характерных личностных черт родителей больного на лечащего врача. Таким образом, пациент относится к доктору так же, как относился к близким родственникам в раннем детстве. При этом замещающее лицо получает возможность выявить детские желания, обиды и психологические травмы, полученные во время становления личности.

Важно обратить внимание на то, что психотерапевтическое вмешательство часто сталкивается с феноменом внутреннего сопротивления, исходящего от больного. Оно проявляется в виде отказа осмысления причинно-следственных связей и нарушения процесса создания новой модели поведения. Причиной сопротивления является бессознательный отказ прикасаться к внутренним конфликтам, который сопровождается появлением препятствий на пути к выявлению причины возникновения психических расстройств.

Главной задачей анализа личности, является совершение четырех последовательных действий:

  • толкование;
  • отработка;
  • прояснение;
  • противопоставление.

Далее, совместные усилия пациента и психолога направляются на достижение определенной цели, которая была выявлена в результате проведенного анализа. Методика толкования сновидений подразумевает интерпретацию снов, что являются деформированной формой бессознательных мотивов.

Современная теория психоанализа

Такие представители психоанализа, как Альфред Адлер, Жак Лакан, Карен Хорни и Карл Юнг внесли неоценимый вклад в развитие этого направления психологии. Именно их видоизмененная теория классического психоанализа, позволила создать новые методы выявления скрытых свойств психики человека. На протяжении ста лет, прошедших с появления метода психоанализа, появлялись различные принципы, на основе которых была выстроена многоуровневая система, сочетающая в себе различные подходы к решению внутренних конфликтов.

Благодаря последователям Фрейда, появились целые комплексы психотерапевтической коррекции, которые содержат в себе методы исследования бессознательной части человеческой психики. Одним из таких методов, является высвобождение личности из тех ограничений, что созданы в подсознательной области и препятствуют личностному развитию.

На сегодняшний день методика психоанализа включает три главных ветви, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными друг с другом:

  1. Прикладная форма психоанализа – используется для выявления и изучения общекультурных факторов, при помощи которых разрешаются определенные социальные вопросы.
  2. Клиническая форма психоанализа – методика терапевтической помощи людям, сталкивающимся с внутренними конфликтами, провоцирующими возникновение нервно-психических патологий.
  3. Психоаналитические идеи – являющиеся своеобразной почвой для возведения методов фактической коррекции.

Человек, прошедший психоанализ и психоаналитическую терапию сможет в корне изменить себя и свою жизнь

Психоанализ имеет высокую степень распространения в различных областях науки. Психоанализ в философии - это своеобразный метод интерпретации устоев и нравов, установленных в социуме. Классическая форма психоанализа стала одной из причин развития сексуальной революции, так как именно в ней концепция сексуального влечения выражена наиболее ярко. Сегодняшняя форма психоанализа основывается на эго-психологии и учениях, связанных с объектными отношениями.

На сегодняшний день применение метода анализа личности пациента помогает справиться, как с невротическими заболеваниями, так и сложными расстройствами психики. Благодаря постоянному совершенствованию этого направления, ученые каждый день выявляют новые способы устранения различных патологий. Огромный вклад в совершенствование этой ветви, внесли последователи Фрейда, учение которых получило название неофрейдизм. Однако, несмотря на высокую распространенность и применение в различных сферах, теория психоанализа часто сталкивается с критикой. По мнению некоторых ученых, данное направление является псевдонаукой и незаслуженно получило столь высокую популярность.

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.Основные принципы психоанализа. Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма . Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода . Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу , психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом . Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний. Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования. Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса. а.

История психоанализа

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации "Исследования истерии", в которой предположили, что симптомыистерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых "травмирующих" событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями. По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название "эдипов комплекс". Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя "цензура", которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар - знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера. В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - "Оно" (или "Ид"), "Я" (или "Эго"), и "Сверх-Я" (или "Супер-Эго"). "Я" выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. "Оно" включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. "Сверх-Я" отвечает за "удаление" нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. а.

Неофрейдизм

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как "конечную и реальную потребность каждого человеческого существа". Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

С точки зрения психоанализа, ключ к пониманию психических заболеваний человека следует искать в его подсознании. Применение психоанализа позволяет активизировать бессознательное и извлечь его из глубин психики. В основе психоанализа лежат психодинамические теории личности, согласно которым чувства и мышление индивида обусловлены внутренними факторами, взаимодействием сознательного с бессознательным.

Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939). Он полагал, что причина всех психических расстройств - нерешенные конфликты детского возраста и связанные с ними болезненные воспоминания. По мнению Фрейда, жизнь человека, культура и творческие процессы обусловлены первичными, бессознательными (особенно сексуальными) влечениями. Согласно Фрейду, решающую роль в формировании патологической личности играют расстройства сексуальных влечений. Неприятные переживания, вытесненные в подсознание, являются причиной постоянного внутреннего конфликта, который со временем ведет к развитию психического или неврологического заболевания. Взяв за основу главные положения теории Фрейда, его ученик, австрийский психиатр Альфред Адлер (1870-1937) создал индивидуальную психологию, согласно которой основными движущими силами развития личности выступают стремление к превосходству, совершенству и чувство общности.

С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологий и социальных отклонений. Между тем, по утверждению швейцарского психолога Карла Густава Юнга (Jung 1875-1961 гг.), психические расстройства обуславливаются не столько воспоминаниями детства, сколько настоящим самочувствием человека. Образы, возникающие в подсознании, являются врожденными, они связаны с эволюцией, историей человечества, общественным сознанием. Неопсихоанализ опирается на отдельные утверждения Фрейда и занимается их разработкой. Лечебный процесс в динамической психотерапии своей конечной целью имеет осознание «бессознательного».

Лечебное действие

Между направлениями психоанализа существуют различия и даже противоречия, однако в целом они довольно схожи. Психоанализ Фрейда пытается найти причины болезни в бессознательном путем анализа сновидений, воспоминаний детства, свободных ассоциаций. Со временем из отдельных частей складывается своего рода картина подсознания человека, вырисовываются причины его внутренних конфликтов. Задача психотерапевта помочь пациенту осознать их.

Важным аспектом психоанализа является сопротивление пациента лечению. По характеру и интенсивности сопротивления врач может понять, какие бессознательные конфликты пациент больше всего хочет вытеснить в подсознание. Для того, чтобы пациент полностью раскрылся, он должен доверять своему психотерапевту, между ними должна установиться духовная связь. Связь между врачом и пациентом уменьшается после того, как осознаются и решаются конфликты - тогда пациент остается с ними один на один.

Эффективность психоанализа

Если глубинная психотерапия эффективна, то пациент преодолевает свои внутренние конфликты и может вести нормальный образ жизни.

Часто во время лечения пациент начинает сомневаться в его эффективности. Однако для того, чтобы ощутить на себе благоприятное действие психоанализа, должно пройти немало времени. Даже если первое время психотерапия не дает положительных результатов, не следует ее прерывать.

В каких случаях применяют психоанализ?

Психоанализ применяют для лечения различных расстройств личности. Она дает положительные результаты при депрессии, фобиях, неврозах, патологиях личности, психосоматических заболеваниях.

Психоаналитическая терапия противопоказана детям, страдающим психическими заболеваниями. Такие дети с трудом выражают свои мысли. Они не осознают того, что психически больны. Поэтому для лечения детей рекомендуется использовать другие методы, например, игры, способствующие их самовыражению.

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.
Поделиться