Психологическое тестирование - Анастази А., Урбина С. Сергей степанов Анна анастази биография

Название: Психологическое тестирование.

Классическая работа Анны Анастази `Психологическое тестирование` по праву считается `энциклопедией западной тестологии`. При подготовке 7-го издания, выпущенного в США в 1997 году, текст книги был основательно переработан. Появилось несколько новых глав,написанных соавтором А.Анастази - С.Урбиной. Содержательные изменения отражают новейшие тенденции развития психологического тестирования, в частности, возрастающее влияние компьютеризации как фактора интеграции психологической науки в целом и методов тестирования в частности. В новом издании уделено значительное внимание компьютеризированному адаптивному тестированию, метаанализу, моделированию структурными уравнениями, использованию доверительных интервалов, кросс-культурному тестированию, применению факторного анализа в разработке тестов личности и способностей и другим широко используемым и быстро развивающимся понятиям и процедурам, которые будут оказывать влияние на психометрическую практику в XXI веке.


В 1982 г. издательство «Педагогика» выпустило русский перевод книги Анны Анастази «Психологическое тестирование», которую редакторы перевода - К. М. Гуревич и В. И. Лубовский - по праву назвали «энциклопедией западной тестологии». Выход книги такого масштаба - всегда событие, а если учесть время и место - событие, как модно сейчас говорить, знаковое, поскольку ее появление было тогда воспринято как снятие негласного табу на широкое использование тестов в практической работе психологов, дефектологов, педагогов и других специалистов. Хотя со времени принятия печально известного постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе наркомпросов прошло более 45 лет, в начале 1980-х гг. его последствия были еще весьма ощутимы в советской психологии и педагогике. Так или иначе, книга Анастази стала для многих из нас не только источником знаний, но и тем долгожданным глотком свободы, который партия и правительство расчетливо давали сделать советской интеллигенции, дабы она не деградировала в изоляции от остального мира.

Часть 1. ФУНКЦИИ И ИСТОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 15
1. Природа и назначение психологических тестов 16
Области применения и разновидности тестов 16
Что такое психологический тест? 18
Почему необходим контроль за использованием психологических тестов? 24
Проведение тестирования 28
Характеристики тестирующего и ситуационные переменные 33
Тестирование глазами тестируемых 35
Влияние практического обучения на выполнение тестов 39
Источники информации о тестах 44
2. Исторические предпосылки современного тестирования 48
Первые попытки классификации и обучения умственно отсталых 49
Первые психологи-экспериментаторы. 50
Вклад Френсиса Гальтона 51
Джеймс Кэттелл и первые «умственные тесты» 52
А. Бине и появление тестов интеллекта 53
Групповое тестирование 54
Тестирование способностей 56
Стандартизованные тесты достижений 58
Оценка личности 60
Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 63
3. Нормы и смысловое значение тестовых показателей 64

Статистические понятия 65
Возрастные нормы 71
Внутригрупповые нормы 75
Относительность норм 84
Компьютеры и интерпретация тестовых показателей 91
Интерпретация предметно-ориентированных тестов 93
Минимальные квалификационные требования и критические показатели 98
4. Надежность 103
Коэффициент корреляции 104
Типы надежности 110
Надежность тестов скорости 121
Зависимость коэффициентов надежности от обследуемой выборки 124
Стандартная ошибка измерения 127
Оценка надежности в тестировании владения предметом и критические показатели 131
5. Валидность: основные понятия 133
Развитие понятий валидности теста 133
Методы описания содержания 135
Методы предсказания критерия 139
Методы идентификации конструкта.. 147
Общий обзор и интеграция понятий 158
6. Валидность: измерение и интерпретация 162
Коэффициент валидности и ошибка оценки 163
Валидность теста и теория принятия решений 166
Объединение данных различных тестов 179
Использование тестов для принятия классификационных решений 183
Статистический анализ систематической ошибки теста 188
7. Анализ заданий 196
Трудность заданий 197
Различительная способность заданий 203
Теория «задание - ответ» 211
Анализ заданий тестов скорости 217
Перекрестная валидизация 218
Дифференцированное функционирование заданий 221
Поисковые исследования в области разработки заданий 224
Часть 3. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 227
8. Индивидуальные тесты 228

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине 229
Шкалы Векслера 239
Шкалы Кауфмана 248
Дифференциальные шкалы способностей 252
Система когнитивной оценки Даса-Наглиери 260
9. Тесты для специфических популяций 261
Тестирование младенцев и дошкольников 262
Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития 274
Тестирование лиц с физическими недостатками 281
Мультикультурное тестирование 289
10. Групповое тестирование 300
Групповые тесты в сравнении с индивидуальными 301
Адаптивное тестирование и компьютеризованное проведение тестов 304
Многоуровневые батареи 307
Измерение множественных способностей 317
11. Природа интеллекта 324
Значение IQ 325
Наследуемость и изменчивость 327
Мотивация и интеллект 330
Факторный анализ интеллекта 333
Теории организации черт 340
Природа и развитие черт 348
12. Психологические проблемы тестирования способностей 353
Лонгитюдные исследования интеллекта детей 353
Интеллект в раннем детстве 357
Проблемы тестирования интеллекта взрослых 361
Изменение показателей тестов интеллекта на уровне популяции 368
Культурное разнообразие 372
Часть 4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 379
13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 380

Методики, основанные на отборе релевантного содержания 381
Привязка к эмпирическому критерию 382
Применение факторного анализа при разработке тестов 396
Теория личности в разработке тестов 401
Аттитюды тестируемых и систематическая ошибка в ответах 409
Черты, состояния, люди и ситуации... 414
Современное состояние личностных опросников 421
14. Измерение интересов иаттитюдов 422
Инвентари интересов: текущее состояние 423
Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory™- SII) 425
Инвентари интересов: общий обзор и некоторые отличительные признаки 433
Некоторые важные тенденции 440
Опросы мнений и шкалы аттитюдов.. 442
Локус контроля 446
15. Проективные методики 449
Природа проективных методик 449
Методики чернильных пятен 450
Рисуночные методики 458
Вербальные методики 465
Автобиографические воспоминания 467
Методики действия 469
Оценка проективных методик 473
16. Прочие методики психологической оценки 484
Средства определения стилей и типов 484
Ситуационные тесты 492
Представления о себе и личные конструкты 496
Отчеты наблюдателей 505
Биографические сведения 512
Часть 5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 515
17. Основные области применения тестов в наше время 516
Тестирование в образовании 516
Типы образовательных тестов 524
Тестирование в сфере профессиональной деятельности 535
Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании 556
18. Этические и социальные аспекты тестирования 583
Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки 585
Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность 586
Профессиональная ответственность издателей тестов 588
Защита неприкосновенности личной жизни 590
Конфиденциальность 592
Сообщение результатов теста 594
Тестирование особых популяций 595
ПРИЛОЖЕНИЕ А 602
Алфавитный перечень тестов и других оценочных инструментов 602
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 607
Адреса издателей, распространителей и организаций, связанных с вопросами разработки и использования тестов 607
ЛИТЕРАТУРА 609
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 674

(19.12.1908 г., Нью-Йорк, - 04.05.2001 г., там же) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов. Заслуженный доктор педагогики (университет Вилланова, 1971 г.), заслуженный доктор наук Сэдр-Крест Колледжа (1971 г.), почетный доктор наук университета Ла-Салль (1979 г.). Президент АРА (Американской психологической ассоциации) (1971 г.). Награждена премией АРА: «Выдающемуся ученому» (1971 г.); получила награду Службы тестирования и образования (1977 г.). Кроме того, была награждена медалью Торндайка (АРА, 1983 г.) и золотой медалью APF (Американского психологического фонда) (1984 г.). Образование получила в Барнард Колледже (1924-1928 гг., бакалавр) и Колумбийском университете (доктор философии, 1930 г.). Профессиональную деятельность начала как преподаватель Колумбийского университета (1930 г.). В дальнейшем преподавала в ряде других университетов, в том числе в Высшей школе искусств и наук Фордхэмского университета (1947 г.). Первоначально намеревалась заниматься математикой, но ее привлекла психология, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции. Разработанные ею стандартные психометрические тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры, («Differential Psychology», 1937 г.). Выполненная Анастази интерпретация развивающихся психологических характеристик была основана на моделях, разработанных в опытах с животными, при исследовании детского поведения и в психологии обучения («Psychological testing», 1954 г.). В книге «Fields of Applied Psychology» (1964 г.) она рассматривала самый широкий спектр применения разработанных психологических принципов. Занимаясь проблемой формирования способностей задолго до того, как модели этих процессов стали широко распространяться, внесла значительный вклад в проблему генезиса характерных черт, в понимание взаимосвязи жизненной истории, образованности и различий на уровне семьи, в проблему творчества, в анализ рисунков психически больных. Такой обобщенный подход имел ряд преимуществ. Кроме того, важнейшей из заслуг Анастази стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования («The gap between experimental and psychometric orientations». Journal of the Washington Academy of Sciences, 1991). Анастази показала, насколько продуманные, тщательно выверенные и хорошо обоснованные ментальные тесты могут быть ценными как в теоретическом, так и в прикладном плане, обеспечивая полное понимание социо-культурных и познавательных процессов. Имя Анастази стало синонимом психометрики для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском переводе вышел двухтомник Анастази «Психологическое тестирование» (1982 г., 2001 г.) и фундаментальный труд 1937 года - «Дифференциальная психология», в соавторстве, 2001.

И. Р. Айрапетян, С. В. Ильина

Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В 1924 г. поступила в Барнард-колледж, где через четыре года получила степень бакалавра. С 1928 г. - доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Барнард-колледже, затем - в Нью-Йорке. Профессор психологии Высшей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази - своего рода синоним психологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изучающие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологическое тестирование» переведено на многие языки мира, в том числе на русский.


С точки зрения френологии развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, соответственно изучение его поверхности - путь познания индивидуальных особенностей. На черепе были обнаружены «шишки», величина которых считалась связанной с развитием ума, характерологическими свойствами. Нечто подобное, но на иной «теоретической» основе и другими «методами», существовало в физиогномике и графологии. Эти исследования, воплощая давнюю мечту человека о средствах диагностики индивидуальных особенностей, достаточно быстро утратили свой «научный» статус, но оставили после себя ряд идей, которые были реализованы позднее, а также стимулировали поиск в других направлениях.

По свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX в., отделение таковой от психических заболеваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования.

В связи с этим невозможно не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эски-роль одним из первых вводит критерии их четкого разграничения, а также предлагает классификацию уровней умственной отсталости. Первоначально он попытался использовать физические критерии, в частности размер и строение черепа, но эти попытки не имели успеха. Позднее Эскироль сумел правильно установить тот факт, что особенности речевого развития индивидуума могли бы быть психологическими критериями для дифференциации уровней умственной отсталости (что и было использовано спустя полвека при разработке шкалы Бине-Симона). Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени.

Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противоположному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут достичь определенных результатов в своем развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой). Психологи и педагоги со всего мира съезжались в эту школу, чтобы отдать дань восхищения результатами, достигнутыми детьми, которых учили под руководством Сегена. Для нас наиболее интересно то, что среди учебных приемов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с макси-


12 Глава 1. История психодиагностики. Введение

мальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске. Эта и другие методики, предложенные Сегеном, впоследствии разрабатывались как невербальные тесты интеллекта, а некоторыми из них продолжают пользоваться и в настоящее время.

Как хорошо видно, жизнь все более настойчиво требовала создания объективных инструментов для определения умственной отсталости. В таких инструментах нуждалась и система образования в связи с проблемой отбора детей, которые не могли учиться в общеобразовательных школах. Тогда и были предприняты попытки создания наборов сенсомоторных тестов, результаты которых отличались бы на различных уровнях развития умственных способностей.

Вполне понятно, что для измерения индивидуальных различий необходимо располагать соответствующими математико-статистическими процедурами. Основы психологической статистики закладывались в трудах бельгийского математика Ламберта Кьютела. Он первым начал использовать статистические процедуры применительно к разного рода общественным явлениям, таким, например, как рождения людей, суициды, браки и т. п. Эта новая область была названа ее автором моральной статистикой. Правда, Кьютел в изданной им в 1835 г. книге 5мг L"Homme с известным скептицизмом писал о возможности приложения статистического аппарата к психологическим переменным.

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 1

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея кван-тификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро психология попытается, и небезуспешно, говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, ее взгляд обратится к измерению более сложных психических функций.

В связи со сказанным интересно отметить, что стимулы к изучению индивидуальных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиологии и медицины. В 1816 г. Фридрих Бессель, астроном из Кенигсберга, прочел в


1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование 13

«Астрономическом журнале» о том, что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина его увольнения была в том, что он неоднократно отмечал время «падения» звезд почти на секунду позже своего начальника. Заинтересовавшись этой историей, Бессель провел исследование и обнаружил заметную разницу между временем реакции на «падение» звезды у различных людей. Он предложил вычислять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия в известном смысле побудила физиологов и психологов к изучению индивидуальных различий во времени реакции.

Наиболее значительный вклад в направление, получившее название «ментальной хронометрии», внес голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889). Он предположил, что время, затрачиваемое на реакцию свыше определенной Гельмголь-цем скорости прохождения нервного импульса (определялась при раздражении участков нерва, отстоящих от мышцы на разных расстояниях), следует относить к психическим процессам. Он выделил несколько типов реакций. Реакция А - испытуемый знает, какой раздражитель будет воздействовать и какой реакцией нужно на него отвечать. Реакция В - на разные раздражители обследуемый отвечает разными движениями. Реакция С - при предъявлении нескольких стимулов необходимо было реагировать только на один из них. Вычитая А из В (простая психическая реакция), Дондерс получал, как он предполагал, скорость таких психических процессов, как выбор и представление. В том случае, когда из С вычиталось А, получалось время различения, а при вычитании С из В - время выбора. Основным в этих исследованиях является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.

М. Г. Ярошевский (1976) высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие экспериментальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в первую очередь медицинской и педагогической, затем - индустриальной. С этим в какой-то мере следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что экспериментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивидуальных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем самым - к индивидуальным различиям.

Имя Анны Анастази теснейшим образом связано с созданием и развитием дифференциальной психологии. Основные темы ее исследований: факторный анализ, проблемы конструирования тестов и интерпретации тестовых показателей.

АНАСТАЗИ Анна

Anastasi) Анна (р. 1908) -американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов. Засл. д-р педагогики (ун-т Вилланова, 1971), засл. д-р наук Сэдр-Крест Колледжа (1971), почетный д-р наук ун-та Ла-Салль(1979). Президент АРА (1971). Награждена премией АРА: Выдающемуся ученому (1971); получила награду Службы тестирования и образования (1977). Кроме того, была награждена медалью Торндайка (АРА, 1983) и золотой медалью APF (1984). Образование получила в Барнард Колледже (1924-1928, бакалавр) и Колумбийском ун-те (д-р философии, 1930). Профессиональную деятельность начала как преподаватель Колумбийского ун-та (1930). В дальнейшем преподавала в ряде др. ун-тов, в том числе в Высшей школе искусств и наук Фордхэмского унта (1947). Первоначально намеревалась заниматься математикой, но ее привлекла психология, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции. Разработанные ею стандартные психометрические тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры, (Differential Psychology, 1937). Выполненная А. интерпретация развивающихся психологических характеристик была основана на моделях, разработанных в опытах с животными, при исследовании детского поведения и в психологии обучения (Psychological testing, 1954). В книге Fields of Applied Psychology (1964) она рассматривала самый широкий спектр применения разработанных психологических принципов. Занимаясь проблемой формирования способностей задолго до того, как модели этих процессов стали широко распространяться, внесла значительный вклад в проблему генезиса характерных черт, в понимание взаимосвязи жизненной истории, образованности и различий на уровне семьи, в проблему творчества, в анализ рисунков психически больных. Такой обобщенный подход имел ряд преимуществ. Кроме того, важнейшей из заслуг А. стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования (The gap between experimental and psychometric orientations. Journal of the Washington Academy of Sciences, 1991). А. показала, насколько продуманные, тщательно выверенные и хорошо обоснованные ментальные тесты могут быть ценными как в теоретическом, так и в прикладном плане, обеспечивая полное понимание социо-культурных и познавательных процессов. Имя А. стало синонимом психометрики для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском пер. вышел двухтомник А. Психологическое тестирование, 1982; 2001) и фундаментальный труд 1937 года - Дифференциальная психология, в соавт., 2001. И.Р. Айрапетян, СВ. Ильина

АНАСТАЗИ (Anastasi) Анна (р. 1908) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов. Заслуженный доктор педагогики (университет Вилланова, 1971), заслуженный доктор наук Сэдр-Крест Колледжа (1971), почетный доктор наук университета Ла-Салль(1979). Президент АРА (1971).

Награждена премией АРА: «Выдающемуся ученому» (1971); получила награду Службы тестирования и образования (1977). Кроме того, была награждена медалью Торндайка (АРА, 1983) и золотой медалью APF (1984). Образование получила в Барнард Колледже (1924-1928, бакалавр) и Колумбийском ун-те (д-р философии, 1930). Профессиональную деятельность начала как преподаватель Колумбийского университета (1930). В дальнейшем преподавала в ряде других университетов, в том числе в Высшей школе искусств и наук Фордхэмского университета(1947). Первоначально намеревалась заниматься математикой, но ее привлекла психология, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции.

Разработанные ею стандартные психометрические тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры, («Differential Psychology», 1937). Выполненная А. интерпретация развивающихся психологических характеристик была основана на моделях, разработанных в опытах с животными, при исследовании детского поведения и в психологии обучения («Psychological testing», 1954). В книге «Fields of Applied Psychology» (1964) она рассматривала самый широкий спектр применения разработанных психологических принципов. Занимаясь проблемой формирования способностей задолго до того, как модели этих процессов стали широко распространяться, внесла значительный вклад в проблему генезиса характерных черт, в понимание взаимосвязи жизненной истории, образованности и различий на уровне семьи, в проблему творчества, в анализ рисунков психически больных. Такой обобщенный подход имел ряд преимуществ.

Кроме того, важнейшей из заслуг А. стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования («The gap between experimental and psychometric orientations». Journal of the Washington Academy of Sciences, 1991). А. показала, насколько продуманные, тщательно выверенные и хорошо обоснованные ментальные тесты могут быть ценными как в теоретическом, так и в прикладном плане, обеспечивая полное понимание социо-культурных и познавательных процессов. Имя А. стало синонимом «психометрики» для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском пер. вышел двухтомник А. «Психологическое тестирование », 1982; 2001) и фундаментальный труд 1937 года - «Дифференциальная психология», в соавт., 2001.

Поделиться