Психология как наука определение. Определение психологии, что такое психология: Определение психологии как науки. Психология это наука. Социальная психология как наука

Психология («психе» - душа, «логос» - учение, наука) - слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология - это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859-1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают :
1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению).

Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно - во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода - самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология - это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых , предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако - в отличие от многих иных дисциплин - так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи - поведение, четвертые - деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых , психологическая наука - одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, - писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), - нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих , психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные .

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии - психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен - философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» - категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция - это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет - значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет - значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исходным материалом для психологии служат факты внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п. Общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (проблема тела и души, действительность, сознание, восприятие, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс) и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, стимулирования деятельности личности и коллектива. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание. Изучение проблем «искусственного интеллекта», компьютеризации, с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением психологии. Наряду с ними стремительно развиваются социальная психология и психология управления, решаются задачи роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. psyche - душа и logos - учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней.

В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер ее связей с организмом и внеш. миром трактовались различно. Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей ее истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая). Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук. Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ).

Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам.

Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич. подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол. знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др.

Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие - только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич. методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях. П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому ее гл. объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания.

В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич. подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет. ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена.

Наряду с П. сознания в 17-19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность - апперцепция. Это учение разработал И. Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании. Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем.

К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики - особого раздела П., использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем. методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали еще одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привел к спору между теми, кто считал психич. образ прирожденным (нативизм) либо приобретенным благодаря опыту (эмпиризм). В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде. Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш. раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить ее из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии. В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами - В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств. опыт субъекта, методом - специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта - психич. процессы, а задачей - открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим. изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки - этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом). Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нем и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод. хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю - субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.).

Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для ее целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.). Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики - школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одаренности. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов.

В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мейман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ. Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребенке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф. Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов».

В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях - педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид). Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на ее отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист. ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П. сознания.

На рубеже 19-20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П. оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М. Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П. Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретенными, а не врожденными. Тем самым важнейшее для П. понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком. С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой.

Т. о., внедрение в П. категории поведения шло с разл. сторон. Бихевиоризм сделал ее основополагающей. Его ограниченность заключалась в том, что поведение было противопоставлено сознанию, реальность к-рого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (напр., для мышления, поскольку оно связано с речью, - реакции голосовых связок). Поведение человека биологизи-ровалось, качеств, различий между ним и поведением животных не усматривалось. Это снижало ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку проблем П.

Если бихевиоризм противопоставил сознанию поведение, то фрейдизм - бессознательную психику. Предпосылкой этого служили достижения патопсихологии в изучении неврозов, внушения, гипноза (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шар-ко), вскрывшие на клинич. материале несостоятельность традиц. трактовки мотивации как движимых полностью осознанными побуждениями человеческих поступков. Опираясь на факты, почерпнутые в клинике неврозов, 3. Фрейд сделал вывод о предопределенности всех психич. актов энергией сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию; феномены сознания служат для них маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, к-рая прорывается на обходных путях в виде невротич. симптомов, сновидений, забывания неприятного и др.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Левин, К. Коффка) стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психич. структурами (гештальтами), к-рые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихе-виористам, с к-рыми они резко полемизировали, гештальтисты не видели качественных отличий человеческой психики от животной.

Все три главные школы в П. обращались к дет. психике, стремясь обосновать свои концепции эмпирич. материалом, почерпнутом в ее исследованиях. Ряд их концепций, выявленных фактов и выдвинутых проблем стимулировал развитие П., позволил вскрыть ограниченность прежних представлений. В частности, гештальтпсихология показала несостоятельность «атомистической» П., разлагающей сложные и целостные психол. образования на отд. элементы; бихевиоризм разрушил концепции, сводящие психику к феноменам сознания и игнорирующие реальные практич. действия как важнейший фактор истории поведения. Вопрос. о роли в этой истории неосознаваемой мотивации, о сложных отношениях между разл. уровнями организации личности с большой остротой поставил фрейдизм.

Др. направлениями периода кризиса П. являлись франц. социологич. школа, к-рая опиралась на идеи Э. Дюркгейма и объясняла психич. свойства индивида его включенностью в систему социальных отношений, и «понимающая» психология В. Дильтея, к-рая противопоставила себя естеств.-науч. П. на том основании, что душу человека можно понять, только соотнося ее с ценностями культуры (причинное объяснение к ней неприменимо). Обе эти школы оказали влияние на изучение проблем дет. П. Первая выводила развитие психич. функций у ребенка из процесса его общения с др. людьми, вторая интерпретировала развитие личности, исходя из представления о том, что оно определяется ее направленностью на разл. классы ценностей культуры.

Во всех этих концепциях неадекватно преломилась потребность науч. П. включить в систему своих категорий понятия, охватывающие психосоциальные отношения субъекта и его личностно-значи-мые переживания. Логика развития П. сталкивалась с задачей преодолеть расщепленность ее понятий, методов, объяснительных принципов на лишенные внутр. связи фрагменты знания. Целостность П. как науки утрачивалась. Это порождало попытки выйти из кризиса путем интеграции идей и категорий, к-рые разрабатывались в различных, противостоящих друг другу школах и системах. Отражением этой тенденции явилось включение прежними школами в свои исходные схемы новых концепций во избежание односторонности этих схем. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом. Оно стало на путь изучения центр. физиол. процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг., в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Изменяется взгляд и на роль ней-рофизиол. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям, как это было свойственно раннему бихевиоризму. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм - течение, связывающее бессознательную психич. динамику с действием социокуль-турных факторов (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной социальной средой.

Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма возникла гуманистическая («экзистенциальная») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных моментов исследования личности ведет к ее «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию.

Установка на построение интегратив-ной схемы психич. деятельности отличала работы школы Ж. Пиаже, к-рая учла опыт франц. психологов, объяснявших функции сознания индивида инте-риоризацией межиндивидуальных отношений, равно как и фрейдистскую версию об антагонизме между влечениями ребенка и необходимостью приспособить мышление к требованиям социального окружения, а также гештальтистский принцип целостности психич. организации. Соотнеся эти положения с собственной программой изучения познават. процессов, Пиаже создал новаторскую теорию их развития в онтогенезе.

В СССР после Окт. революции развернулась перестройка П. на основах марксизма. В острых дискуссиях складывались адекватные марксистской методологии представления о психике как функции мозга, однако качественно отличной от его физиол. функций, об ее обусловленности на уровне человека социальной средой, о необходимости внедрения в П. объективных методов, о диалектике развития сознания. Эти положения отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Формирование сов. П. шло с учетом достижений психофизиол. концепций И. П. Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и др. Гл. задачей, на решении к-рой сосредоточились усилия сов. психологов, являлось преодоление расщепленности понятий о сознании и поведении. Попытка подойти к этой задаче, выдвинутой общим ходом развития мировой П., путем простого соединения указанных понятий, предпринятая Корниловым в концепции, названной им реактологией, оказалась неудачной. Требовалось радикальное преобразование обоих понятий с целью их интеграции в новую систему. Такой подход определил формирование самой крупной в сов. П. школы Л. С. Выготского, среди достижений к-рой наиб. значительными являются культурно-ист. теория развития психики и разработанная А. Н. Леонтьевым теория деятельности. Эта школа исходит из положения о том, что психич. функции человека опосредованы его включенностью в мир культуры и реальной деятельностью в нем, вт. ч. деятельностью общения. Между практич. внеш. деятельностью, к-рая прежней П. либо вообще изымалась из исследования, либо сводилась к реакциям на стимулы, и внутр. психич. активностью существуют взаимопереходы. Наряду с трансформацией внеш. действий во внутренние (умственные) развертывается процесс воплощения последних в объективные формы, в частности продукты творчества. Введение категории деятельности позволило более адекватно подойти к проблеме биологического и социального в развитии психики человека, проследить, как в процессе усвоения индивидом общественно-ист. опыта преобразуются его исходные биол. потребности, врожденные способы поведения и познания. Принцип диалектич. единства сознания и деятельности лег в основу многочисл. исследований сов. психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия и др.).

Зависимость человеческого поведения от биол. и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» между данными о природе и культуре, интегрируемыми в ее собств. понятия.

Учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном обществ.-ист. практикой, позволило с новых методологич. позиций разработать осн. проблемы П., среди к-рых выделялись психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопрактическая (о формировании психики в процессе реальной практич. деятельности и зависимости этой деятельности от ее психич. регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психич. образов к отображаемой ими реальности) и др. проблемы. Разработка этих проблем велась на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психич. организации), развития (признания преобразования, изменения психич. процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психич. процессов). П. представала совокупностью отд. отраслей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус.

Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиол. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. заруб. странах.

Др. ветвь П. - мед. П., к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили дет. и пед. П., тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психол. особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Пед. П. изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, появилась также возрастная П., охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения. Т. о., дет. П. может рассматриваться как раздел возрастной П.

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения эко-логич. условий на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась П. труда. В условиях автоматизации произ-ва на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. Появилась инж. П., имеющая важное значение не только для рационализации автоматизиров. систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космич. П., изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полетов.

Изучение психол. особенностей спорт, деятельности определяет предмет П. спорта.

Одна из важнейших областей П. - социальная П., исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также разл. внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психол. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений заруб. социальной П., психологизирующих обществ. явления, отеч. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами ист. развития. С социально-психол. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания.

В общей П. выделился также раздел, посвященный П. техн., науч. и худож. творчества, что связало П. с науковеде-нием и эстетикой.

В качестве особого раздела выступает П. личности, интегрирующая факты и закономерности практически всех областей П., особенно социальной и возрастной П.

Дифференциально-интеграц. процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами разл. отраслей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются мн. дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснит, принципами. Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоят. науки.

Важное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях НТР передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели (получившие особое распространение в когнитивной психологии), что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее кибернетич. стиля мышления. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании тех функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший науч.-техн. прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творческой деятельности - с другой, становятся в совр. эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются исследования, связанные с полит., демографич., экологич. и др. актуальными проблемами современности.

Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M.; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M.; его же, Проблемы общей психологии, М.; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-6, М., 1966-78; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, M.; его же, История психологии, M.; Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974; Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; ЛурияА. Р., О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Пиаже Ж., Психология, междисциплинарные связи и система наук, в кн.: Хрестоматия по психологии, под ред. А. В. Петровского, М., 1977; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М.,1980; Волков К. Н., Психология о пед. проблемах, М., 1981; Психол. наука и пед. практика, К., 1983; Ломов Б. Ф., Методология, и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1994; Psycho-logy: a study of a science, ed. by S. Koch, v. l-6, N. Y., 1959-63; Classics in psychology, ed. by T. Shipley, N. Y., 1961; The science of psychology: critical reflections, ed. by D. P. Schultz, N. Y., 1970. M. Г. Ярошевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. С . Немов предлагает следующую схему.

Схема 1 Основные явления, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы , которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.

Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).

Таблица 1 Примеры психических явлений и понятий Продолжение табл. 1

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.

Виды внешнего наблюдения

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).

Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

Трудности лабораторного эксперимента:

1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским . Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Виды анкет:

1) индивидуальные – коллективные;

2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

Виды интервью:

1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;

3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.

При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.

Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.

Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель . Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит . Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона .

Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж. Локк .

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон , который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом . Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер ).

Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин , М. Вертгеймер , В. Келер и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом , поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное .

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже , У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.

Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное .

Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм , который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже , который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.

В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников».

Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.

Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.

Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.

​​​​​​​

В академическом определении, психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний , точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

По удачному определению В.П. Зинченко, психология - объективная наука о субъективном мире человека и животных. Общее представление о психологии, как о науке, можно составить с помощью лекций проф. В.В. Петухова .

Похоже, что психология - это придуманная область жизни, с интересом и пониманием относящаяся к неадекватному поведению человека. Психология, как феномен нашей культурной жизни, появилась тогда, когда на неадекватное поведение мы начали реагировать не просто как на неадекватность, глупость и невоспитанность, а как на достойный уважения и внимания симптом, за которым скрывается что-то серьезное. Именно поэтому "психологию" не понимают и не хотят понимать люди "старой закалки", привыкшие жить по принципу "Надо сделать? - Берем и делаем".

Из писем читателей: "Поначалу обливания показались каким-то подвигом. Однако мне повезло, у меня есть чудесная бабушка, которая быстро вернула меня к реальности. Я пожаловалась: “решила начать обливаться холодной водой, но не знаю, как я это буду делать”. Бабушка сделала удивленное лицо: “Как? Да просто! Берёшь ведро воды и выливаешь на себя”." - Всё, на этом вся "психология" закончилась.

Аналогично, к "психологии" достаточно отрицательно относятся большое число бизнесменов, видящих в психологах людей, потакающих человеческим слабостям. Бизнесмену безразлично, хочется сегодня сотруднику выполнять свои рабочие обязанности или не хочется, он платит деньги только за ВЫПОЛНЕНО, а за НЕТ - штраф либо увольнение. Если твоя задача делать холодные звонки, никому не интересно, страшно тебе эти звонки делать или не страшно. Не звонишь или звонишь плохо - находим другого работника. И НИКАКОЙ ПСИХОЛОГИИ! Начинающие сотрудники этому учатся, серьезные должности это предполагают. Понадобилось достаточное количество времени, чтобы бизнесмены почувствовали опасность, исходящую от психологии, а психологи поняли, что с бизнесом нужно быть аккуратнее: у него другая философия и другие законы.

​​​​​​​Соответственно, слово " " имеет два разных смысла: "психологическое" как относящееся к науке психологии (психологический журнал, психологическое образование") и "психологическое" как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты).

Психологии как науке посвящены многие сайты в интернете. Самые авторитетные и популярные см.→

Наука психология должна быть практичной

Науку делают живые люди, и иногда в очень непростых условиях. Современная российская психология стоит на плечах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других мужественных исследователей, которые прокладывали дорогу будущему сквозь жестокие ветра. Создав академическую психологию, они заложили фундамент научного подхода в психологии.

Нам нужна наука, но сегодня наука должна быть практичной. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Мы планируем делать это сами, мы будем благодарны за помощь в этих исследований от академической науки. Мы открыты для сотрудничества. См.→

Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, как пишут Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Борис Сергеевич Братусь.

В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если психология, как наука, не будет заниматься этими темами, она вне жизни.

Поделиться