Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой. А так же в разделе «Управление толпой

Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением

Как управлять толпой

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление . Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например - братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов - основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей – это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением. По сути, вождь является обольстителем. И его основное оружие – обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера – он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление. Эта стратегия направлена на пространство – то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя – сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы – флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал. Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное на обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память.

И поэтому, третья стратегия – это убеждение. Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге – заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком – он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу – это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией – это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации - очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию – следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас – это практически любая новая группа - и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д . На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты. Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером – это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели – студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство – между спортивными командами – за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах – за премию, в студенческих – за гранты и стипендии.

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений – в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы – это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример – спортивная команда, во время важных соревнований выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения – соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т.д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге – либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной – отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив – это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите – кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха.

Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта – эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем.Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться. опубликовано

Содержание статьи:

Психология толпы - это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Понятие толпы в психологии

Психология дает следующее определение понятию: «толпа» - это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

Классическая толпа в социальной психологии - скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий.

Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно.

Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят:

  • Зачинщики (ядро толпы) - люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
  • Участники толпы - люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости (сочувствия), так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию.

Интересно! Сам термин «толпа» стал частью социальной психологии именно в такой неспокойный период массовых революционных волнений народа конца ХІХ - начала ХХ века. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров.

Механизм и этапы формирования толпы


Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

  1. Образование ядра толпы . Несмотря на то, что стихийность - отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм - циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение - цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину - ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

Основные виды толпы в психологии


Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

Основные виды толпы в психологии по признаку управляемости:

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.
  • Ведомая. Сформирована и направляемая (с самого начала или впоследствии развития событий) лидером, то есть конкретным человеком.
Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:
  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.
  2. Конвенциональная. Формируется благодаря интересу к определенному событию массового характера (спортивному мероприятию, зрелищу и т.д.). Причем это событие не носит спонтанного характера: оно заранее объявленное, то есть известное и ожидаемое. Такая толпа относительно управляема, поскольку способна действовать в рамках норм поведения. Однако такое подчинение носит временный характер, а сами рамки поведения могут быть достаточно расплывчатыми.
  3. Экспрессивная. По механизму формирования очень схожа с конвенциональной, то есть людей в ней сплачивает общность отношения к определенному событию или происшествию (возмущение, протест, осуждение, радость, энтузиазм). Имеет подвид, получивший название «экстатическая толпа». Это крайняя степень, когда эмоциональное отношение к событию перерастает в общий экстаз. Чаще всего это происходит во время карнавалов, религиозных ритуалов, концертов, когда ритмически нарастающее заражение доводит толпу до всеобщего транса, эйфории.
  4. Действующая. Формируется на базе эмоциональной общности, готова к конкретным действиям или уже производящая их.
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:
  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.
  • Паническая. В этом случае людей сплачивают массовые панические настроения, заставляющие их спасаться от опасности. Причем паника может быть как обоснованной, с реальной опасностью, так и мнимой, когда опасность носит воображаемый характер.
  • Стяжательная. «Клеем» такой толпы является хаотичная борьба за определенные материальные ценности. В качестве таких объектов конфликта могут выступать продукты питания и товары (ажиотаж во время скидок или дефицита, разгром складов), деньги (при банкротстве банков), места в общественном транспорте. Такой вид поведения людей в толпе может проявляться во время террактов, крупных катастроф, стихийных бедствий.
  • Повстанческая. В толпе этого подвида люди объединены общим чувством недовольства работой властей, правительства. Если вовремя и грамотно вмешаться в стихию такой толпы, ее можно превратить в мощное оружие политической борьбы.
Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Психологические свойства толпы


Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

Психологические свойства толпы в когнитивной сфере:

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум - она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.
  2. Стимуляция воображения. Все участники толпы заражаются не только общими эмоциями, но и образами. Чрезвычайно усилившаяся восприимчивость к впечатлениям оживляет любую информацию, приходящую к толпящимся. Благодаря этому же эффекту коллективного воображения события, происходящие в зоне действия толпы, могут существенно искажаться. В том числе из-за того, как именно эти события «подаются».
  3. Образное мышление. Для больших стихийных сборищ людей характерно образное мышление, упрощенное до предела. Поэтому они не различают объективную информацию от субъективной, не воспринимают сложных идей, не спорят и не рассуждают. Все, что «живет» в толпе - навязано ей. Она не приемлет обсуждений, не рассматривает варианты или нюансы. Здесь возможны только два варианта: идея либо принимается в чистом виде, либо не принимается вообще. Причем предпочтение отдается иллюзиям и заблуждениям, а не правде и реальности.
  4. Консерватизм. Толпа чрезвычайно привязана к традициям, поэтому не принимает любых новшеств и отклонений в сторону.
  5. Высокая внушаемость и заражаемость. Еще одно свойство, присущее толпе - повышенная восприимчивость к внушению. Поэтому ей легко внушить необходимый образ, идею, которыми заражаются все ее участники.
Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:
  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.
  • Высокая чувственность. Отсутствие ответственности за свои действия в дуэте с гиперчувствительностью порождает чрезвычайно сильные импульсы, которые имеют один вектор направленности. То есть они принимаются всеми участниками толпы. Независимо от «окраски» этих импульсов - великодушные они или жестокие, героические или трусливые. Преобладают здесь простые чувства, но в крайности. При этом они настолько сильны, что побеждают не только разум и личные интересы, но и инстинкт самосохранения.
  • Экстремизм. Толпа - явление разрушающее. Она высвобождает из человека скрытые в глубине души и сдерживаемые страсти, в том числе к разрушению. Это же толкает ее отвечать яростью на любое препятствие (даже в речевой форме) на своем пути.
  • Безответственность. Это явление делает большое скопление людей чрезвычайно склонным к жестокости, особенно под воздействием подстрекателей.
  • Слабость мотивации. Несмотря на всю страстность, с которой толпа воспринимает идеи или события, ее интерес нестабилен и продолжается не долго. Поэтому настойчивая воля и рассудительность ей не характерны.
В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

В моральной сфере психологические свойства стихийного скопления людей проявляются демонстрацией возвышенных чувств (преданности, чувства справедливости, самоотверженности и т.д.) и религиозности. Последняя особенно важна, поскольку тоже предполагает беспрекословное подчинение, нетерпимость и необходимость пропаганды.

Нельзя обойти стороной и влияние толпы на каждого ее участника, в результате чего он приобретает анонимность, «безликость», возможность отдаться своим инстинктам. Он попадает во власть окружения, в том числе за счет высокой внушаемости и осознания неодолимой силы численности. Он готов пожертвовать своими принципами и личными интересами в пользу интереса толпы. Все это усиливает чувство безнаказанности и склонность к агрессии, произволу. При этом человек лишается индивидуальности, становясь частью общей массы, деградируя поведенчески и интеллектуально.

Способы управления толпой


Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

Результатом такого «коктейля» могут быть очень трагические события. Поэтому психология толпы выделяет несколько опасных в плане панических настроений факторов. К ним относятся: суеверие, иллюзия и предрассудки. Все эти явления присущи многим из нас и в состоянии изолированности от общества, но в толпе усиливаются многократно. Поэтому они способны привести к массовому психозу.

Несмотря на то, что толпа изначально стихийна и неуправляема, в конце концов она все равно стремится к подчинению. При этом лидер, которому она будет внимать, может быть выбран стихийно или взять власть в свои руки самостоятельно. И для нее такие нюансы совершенно не важны - она будет подчиняться любому из них. Подчиняться инстинктивно, слепо и беспрекословно. Толпа не приемлет слабую власть, но преклоняется перед сильной. Она готова терпеть даже жесткое управление. Более того, именно деспотичная власть является наиболее эффективным рычагом управления толпой.

Умения и навыки, которыми должен обладать лидер толпы:

  1. Идейность . Главная задача «вожака стаи» - создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.
  2. Деятельность . Есть еще одна черта, отличающая «героев» от остальной массы толпящихся - действие. Они не размышляют, а действуют. Причем чаще встречаются лидеры, сила воли и энергичность которых имеет преходящий характер. Гораздо реже толпой управляют люди, у которых эти качества присутствуют постоянно.
  3. Обаяние . Еще одно качество, без которого невозможно возглавить толпу - обаяние. В его основании могут быть восхищение или страх, личное обаяние или специальные психологические методики, успешность или опыт в определенной области, близкой к интересу толпы. В любом случае она должна слушать своего лидера и внимать.
  4. Знание приемов управления толпой . Большинство людей, которые оказываются на верхушке власти над толпой, интуитивно понимает, что нужно сделать несколько последовательных шагов. Сначала стоит внедриться в нее и понять, чем она «дышит», слиться с ней и убедить, что дышишь с ней одним воздухом, а потом подсыпать ей «огня» в виде возбуждающих ее образов. В идеале же, чтобы управлять толпой, нужно знать особенности ее формирования и основные свойства.
  5. Использование сильных выражений . Толпа понимает и принимает только силу, поэтому разговаривать с ней следует сильными, прямыми, громкими фразами. Преувеличения, повторения, резкие утверждения здесь просто необходимы. Причем чем больше повторять утверждение в той же словоформе, тем прочнее оно врезается в умы слушателей и воспринимается уже как непреложная истина.
Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой - силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка - привести ее участников «в чувство» и расформировать.

Наиболее эффективными приемами инактивировать толпу являются:

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи . Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.
  • «Обезглавливание» толпы . Захват или изоляция лидера лишает толпу идеи, которая ее объединяла. И если на его место сразу не придет другой вожак, она превратится в простое сборище народа. Не устойчивое и ничем не связанное.
  • Пробуждение разума у участников толпы . Главная задача - напомнить участникам толпы о чувстве ответственности, сбросить пелену внушения и анонимности. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, объявить о том, что ведется видеосъемка происходящего или конкретно обратиться к участникам по фамилии, имени и отчеству (можно выбрать наиболее распространенные в данной местности данные).
Что такое толпа в психологии - смотрите на видео:

Управление толпой изнутри. Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: «Они идут! У них оружие!» Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом единомышленники агентов. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника.

В другом варианте внимание агрессивной толпы пере носится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого была первоначально направлена ярость (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную.

В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин своими сомнительными действиями вызвал яростное возмущение бойцов. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: «Вот враг!» - и толпа набросилась на эту жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...

В 70-е годы прошлого века в странах третьего мира многократно использовался такой ход. Агрессивная толпа, возбужденная деятелями правого (фашистского, националистического или клерикального) толка, направлялась громить левые организации и избивать их членов, «продавшихся Советам>} (мировому сионизму и т. д.). Когда на пути следования толпы попадался роскошный супермаркет или богатый особняк, проникшие в ядро агенты левой партии с криками: «Вон он! Там они!» - 6росались туда. За ними следовали остальные, и, оказавшись перед

незащищенными богатствами, люди принимались за грабеж.

Разумеется, потерпевшие хозяева не вызывали жалости у левых поскольку это были «буржуи-эксплуататоры», к тому же часто сочувствовавшие погромщикам, а то и участвовавшие в возбуждении массы для реализации своих политических задач.

21 августа 1991 года стало окончательно ясно, что бездарно организованный путч ГКЧП провалился, а с ним закончилось 74-летнее господство КПСС. После трех дней напряженного ожидания и переживаний наступила безоговорочная победа стихийно вышедших на улицы граждан над внешне грозной, но уже ослабевшей властью. Эйфория успеха, усиливаясь по механизму циркулярной реакции, придавала массе все более выраженные свойства толпы. Толпа же, наполняясь новыми участниками и пьянея от нежданного могущества, вожделела новых зримых побед; кое-где уже начала ощущаться жажда крови. На площади Дзержинского собрались тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало бы ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв.

В этот момент кто-то сумел переориентировать внимание толпы с хорошо охраняемого здания на теперь уже беззащитный памятник Ф. Э. Дзержинскому, возвышавшийся в центре площади и многие годы казавшийся ее абсолютно незыблемым символом. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. (Якобы таким образом Сталин спрятал золотой запас страны, «чтобы никто не догадался»; памятник был расположен и охраняем так, что подойти к нему и «постукать» прежде было немыслимо.) Послали за техникой, необходимой для того, чтобы снять тяжелый памятник, и в предвкушении грандиозного события толпа забыла об уже созревавшем намерении штурма. Сброшенный с пьедестала памятник оказался не только не золотым, но и вообще не литым, а полым внутри .

05. Управление толпой

1. Способы управления общественным мнением:

Стихийные – чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие, вызвавшее широкий резонанс;

Рациональные – определенные технологии, которые используют политики и другие группы влияния.

Способы управления общественным мнением делятся также на :

- основанные на убеждении; предполагают воздействие на сознание людей силой аргументов, доказательств;

- основанные на внушении; предполагают воздействие на сознание с помощью эмоциональных эффектов.

2. Управление толпой – разновидность работы с общественным мнением

При проведении PR -акций нужно учитывать «законы толпы».

1) «Средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество ума самого тупого индивида в ней. Вывод: толпа предпочитает простые и ясные девизы.

2) Люди в массе легче поддаются эмоциям. Вывод: нужно управлять эмоциями толпы, формировать эмоциональное отношение к высказываемым тезисам.

3) Люди в толпе обладают повышенной восприимчивостью к внушению. Вывод: следует обращаться к инстинктам людей –

Выживания и самосохранения (в частности, агрессии по отношению к чужакам и стремление к материальным благам),

Продолжения рода (в частности, потребность заботы о потомстве),

Доминирования (в частности, стремления к лидерству).

4) Толпа не стремится к полной правде и отличается легковерием.

5) Люди в толпе безответственны и агрессивны.

6) Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения.

3. Как увлечь толпу

1. Научиться владеть мускулатурой лица и жестами, использовать взгляд для создания эффекта активного общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно наблюдает за выступающим.

2. Утверждение тогда лишь способно оказать влияние на толпу, когда оно неоднократно повторяется в одних и тех же формулировках: 10-кратное повторение одной и той же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так прочно, что она, в конце концов, воспринимается как непреложная истина, а затем и врезается в область бессознательного.

3. Для того чтобы увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими словами, гиперболизированными образами.

4. Не нужно заставлять толпу думать. Прием «вопрос - моментальный ответ» - главный способ убеждения. При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например, поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить свою линию.

5. Нельзя спорить с толпой, любая дискуссия заставит людей относиться к оратору враждебно.

6. Говорить на языке, который привычен данному контингенту, местности, сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и ау дитории. Правильно подобранная шутка создает эффект близости к массе и повышает общий уровень внимания.

4. Как управлять толпой

Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания - непосредственно перенос и рассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею, деятельность, человека и др.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее, даже отрезвляет. Опять-таки, если внимание отдельных личностей в массе рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса, только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою активность и постепенно редеет.

Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по телевидению.

Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны, вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с другой - каждый отдельный человек, не желая быть опозоренным публично, возвращается в нормальное психологическое состояние.

Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи. Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое русло.

Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании провокатора, это всегда действует - стремление уйти от справедливой кары и не оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.

Вообще-то толпа фактически невосприимчива к голосу разума. Внезапно брошенное злобное слово или иной сигнал могут привести к панике и необратимым последствиям, даже если люди собрались на праздник. Поэтому в любой масштабной PR -акции важна тщательная подготовка и готовность к разным вариантам развития событий.

(6)

В статье описан закон "5-ти процентов", который проявляется в любой группе людей и активно применяется для манипулирования сознанием толпы.

Многие ученые в свое время называли большие толпы людей настоящим живым существом, способным на многое. И они ошибались в своем утверждении, ведь закон «5-ти процентов» доказывает, что далеко не вся толпа принимает решение в каком-либо вопросе. Но вот парадокс - не все принимают, но абсолютно все участвуют в исполнении этого вопроса.

Но, прежде чем объяснить вышеописанную аксиому, нужно вспомнить такое понятие, как автосинхронизация. Психологи этим словом называют общественное явление, в котором небольшая часть толпы начинает синхронно исполнять некоторое действие. В итоге, вся толпа неосознанно присоединяется к исполняющим и монотонно повторяет их движения. Если раньше специалисты не могли точно назвать соотношение исполняющего количества людей к повторяющим, то сейчас уже известно, что ровно 5 процентов толпы могут заставить оставшиеся 95 процентов следовать за собой. Иными словами, чтобы заставить мирно пасущийся табун лошадей побежать, нужно спугнуть всего лишь пять процентов лошадей. Если побегут эти 5 процентов, то все остальные животные без промедления помчатся за ними.

Как видно, этот закон позволяет осуществлять управление толпой в любом направлении. Так, на митинги и акции достаточно запустить лишь 5 процентов агрессивно настроенных людей, как доброжелательный протест превратится в настоящее ледовое побоище. И так уже не раз было в мире, ведь политика - дело жесткое, но достаточно проницательное и ловкое для того, чтобы все это прикрыть размытым и до конца не изученным понятием загадочной человеческой психики.

Закон «5-ти процентов» не только объясняет собой резкое изменение общественного настроения или модные ныне флешмобы. Он также помогает создавать крепкие и нерушимые коллективы. Так, исходя из этого закона, становится понятно, что рабочий коллектив, превышающий в своем общем количестве 20 человек, никогда не станет одной успешной группой, ведь в нем в судьбоносную пятерку процентов будет входить чуть больше, чем один человек. А вот группа людей из 20 и меньше человек имеет все шансы постоянно двигаться под руководством всего лишь одного избранного начальника. То же касается и преподавания, ведь даже самому авторитетному педагогу трудно будет сконцентрировать внимание студентов на теме лекции, если их в аудитории будет 30-40 человек.

Закон «5-ти процентов» - это настоящее оружие в современном мире. Именно с помощью этого закона проводятся массовые распродажи залежавшегося товара и именно с ним приходят к власти те, кто знает, как быстро и эффективно повлиять на бессознательную часть психики толпы.

Поделиться