Пятерка самых известных кораблей-призраков. Корабль-призрак. Легенда о Летучем голландце Все о кораблях призраках

Второй по популярности после «Летучего голландца» корабль-призрак - правда, в отличие от него, действительно существовавший. «Амазонка» (так сначала назывался корабль) пользовалась дурной славой. Судно много раз меняло владельцев, первый капитан погиб во время первого же плавания, затем корабль выбрасывало на мель во время шторма, и, наконец, его купил предприимчивый американец. Он и переименовал «Амазонку» в «Марию Целесту», считая, что новое название избавит корабль от неприятностей.

В 1872 году корабль, следовавший из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта на борту, был обнаружен судном «Деи Грация» без единого человека на борту. Все личные вещи экипажа были на своих местах, в капитанской каюте стояла шкатулка с драгоценностями его жены и ее же швейная машинка с неоконченным шитьем. Правда, исчез секстант и одна из шлюпок, что позволяет предполагать, что команда покинула судно.

«Леди Ловибонд»

По преданию, капитан корабля Саймон Рид вопреки морскому поверью взял на корабль женщину, свою молодую жену. По одной из версий, его помощник был тайно влюблен в молодую миссис Рид и ночью направил корабль на песчаную отмель. По другой - члены команды возжелали прелестей жены капитана и, повесив его самого, три дня насиловали женщину и пьянствовали. В итоге корабль разбился. Так или иначе, виновата оказалась женщина.

Ровно через пятьдесят лет после крушения «Леди Ловибонд» несколько команды торговых кораблей утверждали, что видели «Леди» на месте крушения. Туда были отправлены шлюпки, но спасателям не удалось никого обнаружить.

«Октавиус»

Один из первых кораблей-призраков. «Октавиус» стал таковым, потому что его экипаж замерз в 1762 году (по крайней мере, этим годом датирована последняя запись в бортовом журнале), а корабль дрейфовал еще в течение 13 лет и завершил плавание с мертвецами на борту. Капитан пытался найти короткий путь из Китая в Англию через Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан), но корабль был затерт льдами.

«Бэйчимо»

Грузовой корабль был построен в 1911 году и перевозил шкуры на северо-запад Канады. В 1931 году судно во время очередного рейса застряло во льдах. Только через неделю лед раскололся под весом корабля, и плавание было продолжено. Однако спустя 8 дней история повторилась. Экипаж сошел на берег, планируя дождаться оттепели. Но на следующий день корабль исчез. Экипаж решил, что судно утонуло, но береговая охрана сообщила, будто видела «Байчимо» в 60 километрах от берега во льдах. Компания-владелец приняла решение оставить корабль, так как он был изрядно поврежден, но он вновь вырвался из ледяного плена и бороздил Берингов пролив еще 38 лет. В 2006 году правительство Аляски начало кампанию по поимке «Байчимо», но успехом поиски не увенчались.

«Керрол А. Диринг»

Американская грузовая пятимачтовая шхуна была покинута командой при неизвестных обстоятельствах у мыса Хаттерас в Северной Каролине (США). Корабль возвращался из Рио-де-Жанейро, куда он отвозил уголь.

9 января 1921 года шхуна покинула Барбадос, где сделала промежуточную остановку. После этого спустя несколько дней ее видели в районе Багамских островов, затем - мыса Канаверал, а 31 января была найдена у мыса Хаттерал севшей на мель. На судне не оказалось ни одного человека. Не было и спасательных лодок, однако на камбузе была приготовлена еда. Также спасатели нашли на палубе серого кота, которого забрали с собой.

«Уранг Медан»

В июне 1947 года судно Silver Star получило сигнал бедствия с голландского корабля Ourang Medan, находившегося в Малаккском заливе. Вместе с сигналом было получено сообщение «Все мертвы. Скоро оно придет за мной». Вдохновленный этим жизнеутверждающим посланием, Silver Star отправился на поиски. Корабль был найден, но вся команда, включая корабельного пса, была мертва. Несмотря на то что смерть наступила около 8 часов назад, трупы были еще теплые. На телах не было никаких признаков насилия, но руки всех погибших были вытянуты вперед, будто они защищались.

Судно было решено отбуксировать в порт, но на нем начался пожар, и затем оно взорвалось. Как позже выяснилось, Ourang Medan не был приписан к какому-либо порту. По одной из версий, причиной гибели экипажа и самого корабля стала контрабанда нитроглицерина или нервно-паралитического газа, оставшегося со времен Второй мировой войны.

«Валенсия»

Пассажирский лайнер «Валенсия» затонул у берегов Ванкувера в 1906 году. Спасательных лодок хватило не на всех (такое чувство, что мы не только слышали нечто подобное, но даже смотрели фильм с Леонардо Ди Каприо...), и большая часть пассажиров погибла. Это, разумеется, привело к тому, что трагическая история обросла мифами, и «Валенсию» регулярно видят перед штормом местные моряки. А в 1970 году к берегу прибило абсолютно пустую спасательную шлюпку с «Валенсии» в отличном состоянии.

История «Летучего голландца», корабля-призрака, несущего беду морякам, которые повстречают его на своем пути, возникла не на пустом месте. Наткнуться в море на полузатопленный, покинутый командой, но так и не утонувший корабль смертельно опасно.

Многие считают, что корабли-призраки — это что-то из прошлых веков. На самом деле и сегодня в Мировом океане дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам.

«Байчимо» Фото: Кадр youtube.com

«Байчимо»: «Летучий голландец» во льдах Арктики

Торговое судно «Байчимо» было построено в 1911 году в Швеции по заказу Германии. Предназначался корабль для перевозки шкур промысловых животных. После Первой мировой войны корабль перешел под флаг Великобритании и курсировал вдоль полярных берегов Канады и США.

Осенью 1931 года «Байчимо» с грузом меха попал в ледовую ловушку у побережья Аляски. В ожидании оттепели и освобождения судна из плена команда сошла на берег. Затем разыгрался буран, и моряки, вернувшиеся к месту, где оставили «Байчимо», обнаружили, что его нет. Экипаж посчитал, что судно затонуло.

Однако спустя некоторое время пришла информация о том, что корабль снова зажат льдами и находится примерно в 45 милях от лагеря команды.

До «Байчимо» добрались, но владельцы судна посчитали, что его повреждения настолько серьезны, что оно неизбежно затонет. Судно оставили на месте, но оно, освободившись из ледового плена, отправилось в свободное плавание.

На протяжении следующих 40 лет регулярно приходила информация, что «Байчимо» продолжает свое бесконечное путешествие во льдах.

Последняя такая информация датирована 1969 годом. В 2006 году правительство Аляски начало операцию по поиску «Байчимо», но она не увенчалась успехом. Скорее всего, корабль все-таки затонул, но достоверных сведений об этом нет. Так что не исключено, что северный «Летучий голландец» еще напомнит о себе.

«Реуун Мару»: траулер, который не хотел умирать

Японский рыболовный траулер «Реуун Мару» был приписан к порту Хатинохэ в префектуре Аомори. Обычная история судна завершилась 11 марта 2011 года, когда во время мощного цунами корабль был унесен в открытое море.

Владельцы посчитали, что судно пошло на дно. Однако через год, в марте 2012, траулер был замечен у берегов провинции Британская Колумбия в Канаде. «Реуун Мару» заржавел, но на воде держался вполне уверенно.

1 апреля 2012 года корабль пересек водную границу США. Береговая охрана пришла к выводу, что траулер представляет потенциальную угрозу судоходству. Поскольку японские владельцы не проявили интереса к его судьбе, «Реуун Мару» было решено уничтожить.

5 апреля корабль береговой охраны расстрелял траулер. «Реуун Мару» проявил большую живучесть: несмотря на большое количество повреждений, на дно корабль-призрак ушел только через четыре часа. Траулер покоится на глубине 305 метров в 240 километрах от берегов Аляски.

Kaz-II: загадка австралийского катамарана

Яхта Kaz-II. Фото: Кадр youtube.com

Австралийская яхта-катамаран Kaz-II была в статусе корабля-призрака всего несколько дней, но ее история от этого не становится менее интересной.

18 апреля 2007 года яхта была случайно замечена с вертолёта находящейся в свободном плавании в районе Большого Барьерного рифа. Два дня спустя на борт яхты высадился морской патруль, который обнаружил судно в полной исправности: мотор работал, повреждений не было, на столе была найдена нетронутая еда и включенный ноутбук. Но людей на борту не было.

Известно, что 15 апреля Kaz- II отправилась из Эрли-Бич в Таунсвилл. На её борту находились 3 человека: 56-летний владелец яхты Дерек Баттен и братья Питер и Джеймс Танстеды , 69 и 63 лет соответственно. Никаких признаков, указывавших на несчастный случай или убийство не было.

Судно было отбуксировано в порт Таунсвилл для дальнейшего расследования. Найти пропавших людей либо установить достоверно, что именно произошло, так и не удалось.

Наиболее вероятной считается версия, согласно которой, один из братьев прыгнул в воду, пытаясь освободить застрявшую рыболовную леску, второй брат поспешил на помощь родственнику, а владелец яхты, пытаясь повернуть катамаран поближе к приятелям, был сбит парусом в океан. В итоге все трое утонули, а Kaz-II продолжила свое плавание уже без людей.

High Aim 6: мятеж на судне

High Aim 6. Фото: Flickr.com / Ben Jensz

8 января 2003 года у северо-западных берегов Австралии было обнаружено тайваньское судно High Aim 6.

Корабль, занимавшийся рыболовным промыслом, вышел 31 октября 2002 года из тайваньского порта под флагом Индонезии. Последний сеанс связи владельца с капитаном состоялся в декабре 2002 года.

К моменту обнаружения High Aim 6 дрейфовал в спокойных водах. Корабль не имел серьезных повреждений, вещи экипажа оставались на борту, трюмы были забиты тунцом, который уже начал портиться, но людей на борту не было.

Предположение о том, что людей могло смыть за борт, отвергли метеорологи: в районе плавания High Aim 6 были почти идеальные погодные условия. Версия о захвате судна пиратами также не выглядела убедительной, ввиду того что и груз, и ценные вещи членов экипажа остались нетронутыми.

14 человек, что находились на борту, бесследно исчезли. В ходе следствия были получены показания некоего индонезийца, который утверждал, что на борту High Aim 6 вспыхнул мятеж команды, в ходе которого капитан и его помощник были убиты. После этого индонезийцы, составлявшие команду, высадились на лодку и покинули судно, а затем вернулись домой.

Впрочем, достоверного подтверждения этой версии получено не было.

Двухпалубное круизное судно, построенное в 1976 году в Югославии по заказу СССР, верой и правдой более 20 лет служило в составе Дальневосточного морского пароходства.

После этого «Любовь Орлова» был продана компании, зарегистрированной на Мальте, серьёзно перестроена, использовалась в арктических морских круизах.

Однако новые владельцы в конечном итоге потерпели неудачу, и в 2010 году судно арестовали за долги в одном из канадских портов.

Там «Любовь Орлова» простояла два года, после чего корабль был продан на металлолом.

Судно буксировали для утилизации в Доминиканскую республику, но начался шторм, канаты лопнули, и «Любовь Орлова» ушла в свободное плавание в нейтральных водах.

Искать корабль не стали, посчитав, что он вскоре затонет.

«Любовь Орлову» считали затонувшей до тех пор, пока в феврале 2013 года Национальное агентство геопространственной разведки США не обнаружило судно со спутника в 1700 км от побережья Ирландии.

В январе 2014 года издание The Mirror сообщило, что береговые службы Великобритании и Ирландии приведены в повышенную готовность в связи с тем, что к территориальным водам этих стран из глубин Атлантики приближается бывший советский круизный теплоход «Любовь Орлова». Информация, однако, не подтвердилась.

Эксперты полагают, что «Любовь Орлова» должна была затонуть еще в 2013 году из-за сильных штормов. Однако подтверждения гибели корабля-призрака до сих пор нет.

«На Великобританию движется корабль-призрак с крысами-каннибалами на борту», - пугает британская пресса. Пока бывшее советское круизное судно "Любовь Орлова" держит Англию в страхе, самое время вспомнить загадочные корабли-призраки

Летучий голландец

Легендарный парусник-призрак, который не может пристать к берегу и обречен бороздить моря до Второго Пришествия. Встреча с ним считается плохим предзнаменованием. Парусник-призрак часто видят около мыса Доброй Надежды.
Версий легенды о нем множество. По одной из них корабль, которым управлял капитан Филипп Ван Дер Деккен, в 1641 году возвращался из Ост-Индии. На борту путешествовала молодая пара, капитану приглянулась девушка, он сделал ей предложение стать его женой, но девушка отказала и Ван Дер Деккен убил её возлюбленного. После этого девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в шторм. Среди матросов начался бунт, штурман предложил переждать бурю в одной из бухт. Стоит ли говорить, что после этого был убит и штурман. Капитан поклялся костями своей матери, что никто не сойдет на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс Доброй Надежды. Свое слово Ван Дер Деккен сдержал: корабль-призрак до сих пор лавирует у мыса. Первое письменное упоминание о нем появляется в 1795 году.

Октавиус

Английское торговое судно. В 1775 году оно возвращалось из Китая. Найдено дрейфующим у берегов Гренландии. Вся команда замерзла и погибла. Судовой журнал показал, что команда пыталась пройти по Северо-Западному проходу, который будет успешно преодолен лишь в начале XX века, в 1906 году. Судно с замерзшей командой дрейфовало среди пакового льда 13 лет.

Мария Селеста

Торговое судно. По невыясненной причине было покинуто экипажем. Найдено в 400 милях от Гибралтара 4 декабря 1872 года. Корабль был в нормальном состоянии, трюмы были забиты едой, груз (корабль перевозил спирт) был нетронут, никаких следов команды обнаружено не было. 7 ноября 1872 года судно покинуло порт Нью-Йорка. На борту было 13 человек: капитан Бриггс, его жена, их дочь и 10 матросов.
На воду к орабль был спущен в 1860-м. На протяжении 10 лет он менял владельцев, и за ним закрепилась дурная слава. В конце концов он поменял и имя - был «Амазонкой», а стал « Марией Селестой» - Марией Небесной. Последний владелец поменял имя, надеясь на прекращение череды неудач. Не помогло.
На судне отсутствовали судовой журнал и шлюпки, которые были обнаружены в 1873 году у берегов Испании. В них находилось тело, завернутое в американский флаг, и еще пять трудноопознаваемых трупов. Женщины и ребенка среди них не было.

Был построен в 1911 году, в Швеции. Торговое судно перевозило шкуры. Основной курс - Северо-Запад Канады. В 1931-м во время рейса корабль застрял во льдах, через неделю лед под судном треснул, и моряки смогли продолжить путь. Но через 8 дней судно снова застряло во льдах. Команда сошла на берег, решив дожидаться оттепели. Спустя месяц, моряки вернулись к месту заточения их судна, но «Байчимо» исчез. И команда решила, что судно затонуло. Однако через неделю береговая охрана сообщила, что судно находится в 45 милях от лагеря команды, и оно снова во льдах. Компания «Гудзонов Залив» - хозяин «Байчимо» - приняла решение оставить его, так как судно было сильно повреждено. Но «Байчимо» снова освободился из плена и бороздил воды Берингова пролива еще 38 лет. Судно видели множество раз. Последняя встреча с ним состоялась в 1969 году, около Аляски. В 2006-м правительство Аляски развернуло кампанию по поимке судна, но успехом она не увенчалась.

Оранг Медан

Грузовое судно. Курс следования - Малаккский пролив. В 1948 году сразу два американских судна приняли сигнал SOS. Помощи просил человек, назвавшийся членом команды «Оранжевого Медана» - «все мертвы, оно придет за мной»- таково было сообщение. Потом появился странный шум и сигнал прекратился. Суда двинулись на помощь. На борту была обнаружена команда: все в защитных позах, с выражением ужаса на лицах. Температура тел была значительно повышена, команда погибла 6-8 часов назад. При попытке отбуксировать судно на нем вдруг начался пожар, оно треснуло пополам, прогремел взрыв, и корабль затонул.
Была выдвинута теория, что никакого «Оранг Медана» не существует, и что все это мистификация, так как такое судно не значилось в списках компании "Ллойд", но существует много свидетельств родственников исчезнувших матросов о том, что они нанимались на это судно и исчезли. От «Оранжевого Медана» осталась только одна фотография, которую сделала жена одного из членов экипажа.

Любовь Орлова

Советское круизное судно, построенное в 1976 году. До 1999 года оно принадлежало Дальневосточному морскому пароходству, после было продано американской круизной компании Quark Expeditions, которая в 2010-м продала судно на слом за долги. По состоянию на 22 февраля прошлого года судно находилось в свободном дрейфе в Атлантическом океане, без экипажа и габаритных огней. В январе 2014 года появилось сообщение, что судно, населенное крысами-каннибалами может прибить к побережью Ирландии или Великобритании.

Австралийская яхта-катамаран, экипаж пропал без вести при невыясненных обстоятельствах в середине апреля 2007 года. Происшествие вызвало огромный интерес СМИ, которые сравнивали исчезновение команды со случаем «Марии Селесты». На борту находилось 3 человека. 18 апреля 2007 году яхту, находящуюся в свободном плавании недалеко от Большого Барьерного Рифа, случайно заметил береговой патруль, пролетавший над ней. Членов экипажа на яхте обнаружено не было. Яхта была полностью исправна, двигатель был в рабочем состоянии, на столе расставлены обеденные приборы, работал ноутбук, все спасжилеты были на своих местах, якорь поднят. Есть три основные версии произошедшего: падение за борт из-за шторма (яхта слегка отклонилась от первоначального курса и попала в полосу непогоды), похищение на другое неустановленное судно, яхта села на мель, команда спустилась, чтобы столкнуть её, но её унесло порывом ветра.

Моряки считаются одними из самых суеверных людей на планете. И тому есть веские причины. Океаны и моря поражают воображение своей огромностью и неукротимой мощью. Ежегодно регистрируется около 300 кораблекрушений, в которых погибают порядка 8000 человек.

Большинство кораблекрушений так и остаются неразгаданными загадками, поскольку зачастую гибель настигает корабли и их экипажи в леденящем душу одиночестве среди морской пучины, когда ближайшая помощь находится за тысячи километров.

В таких условиях станешь суеверным. Масла в огонь морскому суеверию подливают легенды о кораблях-призраках.

Сотни, а может быть и тысячи кораблей без экипажа десятилетиями, а то и столетиями бороздят просторы мирового океана, создавая серьезную опасность для судоходства.

Некоторые брошенные корабли полуразрушены и почти полностью погружены в воду. На поверхности может оставаться только небольшое пятнышко, издалека распознаваемое как обычный морской мусор.

Иногда корабли призраки на протяжении десятилетней остаются в отличном техническом состоянии, несмотря на полное отсутствие всяческого ухода. Создается впечатление, что некие таинственные силы оберегают призрачные корабли от разрушения и безжалостной морской стихии для каких-то своих непостижимых целей.

Реальные истории о брошенных кораблях, которые рассказывают очевидцы, действительно поражают необычными фактами и обстоятельствами.

Истоки

Почему говорят «корабли-призраки»? Ведь обнаруженные в море неуправляемые суда хотя и оказываются без команды и управления, но вполне реальны?

Мистический ореол явление заброшенных кораблей приобрело от старинного морского сказания, передаваемого из поколения в поколение в корабельных командах по всему миру.

Уже почитай четыре столетия прошло с той поры. Среди моряков в ходу поверье, что увидеть призрачный «Летучий Голландец» – это знак скорой и неминуемой гибели корабля и всего экипажа.

  • В 1641 году коммерческое судно под командованием капитана голландского происхождения Филиппа Ван дер Деккена (Ван Страатена) направлялось из Ост-Индии в Европу.
  • В качестве пассажиров на корабль напросилась пара молодоженов.
  • Капитан Ван дер Деккен отличался жестоким, практически пиратским нравом и привык всегда добиваться своего. Ему приглянулась молодая девушка, которой капитан и предложил вступить в отношения со свойственной ему прямотой и бесцеремонностью.
  • Дабы устранить всякие препятствия, голландский капитан попросту застрелил жениха девушки.
  • В ужасе девушка выбросилась за борт и погибла в морской пучине.

Как бы в качестве возмездия за чудовищное преступление, морские боги наслали на корабль страшный шторм в районе мыса Доброй Надежды.

Место, кстати, само по себе пользуется дурной славой у моряков из-за неустойчивой и непредсказуемой погоды. Сотни кораблей нашли свое последнее пристанище на дне океана вблизи мыса с таким «добрым» названием.

Команда потребовала от капитана укрыться в спокойной бухте. Однако упрямый капитан Ван дер Деккен всегда привык стоять на своем. Капитан ради устрашения застрелил несколько человек из команды и жестоко подавил бунт на корабле.

После чего капитан поклялся, что ни один из живых не сможет сойти на берег, пока судно не обогнет коварный мыс. При этом капитан сыпал страшными богохульствами и проклятиями.

По одной из версий легенды капитан ради достижения успеха в своем амбициозном предприятии.

Другая версия гласит, что капитан в порыве гордыни воскликнул: «Я обойду этот чертов мыс, даже если придется плыть до Второго Пришествия». И тогда боги, как водится, в ответ провозгласили: «Ты сказал. Будет так. Плыви».

Как гласит легенда, боги разгневались и навсегда прокляли капитана Ван дер Деккена, корабль и всю команду до Второго Пришествия скитаться по морским просторах, не находя нигде пристанища и покоя.

Однако есть версия, что проклятие может быть снято в случае, если молодая и красивая девушка добровольно согласится выйти замуж за мятежного капитана «Летучего голландца».

Вполне такой голливудский сюжет, достойный оскароносной камеры Спилберга или Тарантино. Просто удивительно, что вот так навскидку в голову не приходит ни одного воспоминания о голливудском блокбастере, обыгрывающем такие вечные тему:

  • Любовь и смерть, добро и зло, вечность, гордыня смертных и изысканные шутки богов.

Буквально два-три года назад в районе курортного Таиланда была обнаружена неуправляемая яхта известного немецкого путешественника. Тело капитана в специфическом морском климате успело уже мумифицироваться. При этом яхтсмен продолжал сидеть за столом и руки его держали навигационные приборы, прокладывая курс на лежащей перед ним карте.

Бортовой компьютер продолжал работать. Все оборудование, двигатель, такелаж, находились в идеальном порядке. На столе стояла чайка кофе с высохшей гущей, а в трюме хранились запасы провианта и воды.

Медицинское обследование показало, что капитана постиг удар, как выражались моряки во времена легендарного «Острова сокровища» или инсульт, как говорят сегодня.

Согласно рассказам очевидцев и протоколам следствия, картина на кораблях призраках всегда поразительно одинакова:

  • Экипажа нет либо все люди погибли по необъяснимой причине. Часто лица мертвых моряков сохраняют выражение ужаса.
  • Видимых повреждений, указывающих на гибель экипажа из-за стихии, не наблюдается.
  • Корабельные животные, коты, собаки, птицы в клетках, обычно остаются живы, хотя часто и истощенном состоянии от голода и жажды.

Одна из наиболее приемлемых версий указывает на некие природные явления, временами происходящие в океане. В частности, ученые подтвердили факт так называемого «голоса моря», наводящего ужас на пассажиров кораблей и приводящего даже к смерти.

Это так называемые естественные генерации звуковых волн сверхнизкой частоты, возникающие как одно из последствий тайфунов и цунами. «Голос моря» может перемещаться на тысячи километров от эпицентра, полностью сохраняя силу воздействия на психику людей.

В необъяснимом ужасе люди, повергающиеся воздействию инфразвуковой волны покидают судно, даже не осознавая своих действий.

Почему же корабельные питомцы остаются? Вероятно, животные тоже ощущают страх. Но люди, парализованные ужасом, забывают о спасении несчастных животных. В результате чего питомцам и удается спастись от гибели.

«Летучий голландец» — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола.

Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Корабли, которые находили в океанах брошенными, с погибшей от неизвестных причин или полностью отсутствующей командой, тоже стали называть кораблями-призраками . Самым известным и классическим из таких безусловно является "Мария Селеста" (Mary Celeste).

В декабре 1872 года это судно было найдено капитаном брига «Дeя Грация». Он начал посылать сигналы, но экипаж «Марии Селесты» не отвечал на них, а сам корабль безвольно покачивался на волнах. Капитан с матросами высадились на загадочной бригантине, но судно было пустым.

Последняя запись в судовом журнале была сделана в ноябре 1872 года. Казалось, команда лишь недавно оставила этот корабль. На судне не было повреждений, на кухне была еда, а в трюме находилось 1 700 бочек со спиртом. «Мария Селеста» спустя несколько дней была доставлена на рейд Гибралтара.

В адмиралтействе не могли понять, куда делась команда бригантины, капитаном которой был моряк Бриггс, более двадцати лет водивший парусники. Поскольку вестей о судне не было, а его экипаж так и не появился, следствие прекратилось.

Однако в народе весть о мистическом исчезновении команды «Марии Селесты» разлетелась с неимоверной скоростью. Люди стали гадать, что произошло с Бриггсом и его матросами? Одни склонялись к версии, что на судно напали пираты, другие полагали, что проблема заключалась в бунте. Но это были всего лишь догадки.

Шло время и тайна «Марии Селесты» вышла за рамки локальной, т.к. о ней стали говорить везде. Стоит отметить, что с окончанием расследования не прекратились истории о загадочном корабле. В газетах часто появлялись истории о бригантине, журналисты описывали самые разнообразные версии исчезновения команды.

Так, писали, что весь экипаж погиб в результате нападения огромного осьминога, что на корабле разразилась эпидемия чумы. А в издании Times говорилось о том, что всех пассажиров корабля убил капитан Бриггс, который сошел с ума. А трупы он выкинул за борт. После этого он попытался уплыть на шлюпке, но она потонула вместе с ним. Но все эти истории были лишь выдумками и предположениями.

Время от времени шарлатаны приходили в редакции и выдавали себя за выживших матросов «Марии Селесты». Они получали гонорар за «настоящие» истории и после этого скрывались. После нескольких случаев полиция уже была начеку. В 1884 году в лондонском альманахе «Корнхилл» были написаны воспоминания Шебекука Джефсона, матроса, который был на том злополучном судне. Однако позже оказалось, что автором этих «воспоминаний» был Артур Конан Дойл.

Больше всего кораблей-призраков дрейфует в Северной Атлантике. Правда, никто точно не может назвать число скитальцев — оно из года в год меняется. Статистика показывает, что в отдельные годы число «Голландцев», дрейфующих в Северной Атлантике, достигало трехсот.

Довольно много бродячих кораблей встречается в морских районах, удаленных от судоходных путей и редко посещаемых торговыми судами. Время от времени «Летучие голландцы» напоминают о себе. То их течением выносит на прибрежные мели, то они оказываются выброшенными ветром на скалы или подводные рифы. Бывает, что «Голландцы», которые не несут в ночное время ходовых огней, становятся причиной столкновений со встречными судами, имеющих порой тяжкие последствия.

«АНГОШ»

В 1971 году при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош». Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 года из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия.

Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в десяти милях от берега. Новоявленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения.

Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.

«МАЛЬБОРО»

В октябре 1913 года в одну из бухт архипелага Огненная земля шторм принес шхуну «Мальборо». Помощник капитана и несколько членов его команды поднялись на борт и были потрясены ужасным зрелищем: по всему паруснику были разбросаны мертвые, высохшие как мумии, тела членов экипажа.

Мачты парусника были абсолютно целыми, а вся шхуна была покрыта плесенью. В трюме творилось то же самое: повсюду мертвые члены экипажа, высохшие как мумии.

В результате расследования был установлен невероятный факт: трехмачтовый парусник вышел из порта Литтлтон в начале января 1890 года, направляясь в Шотландию, в свой родной порт Глазго, но по каким-то причинам так и не пришел в порт.

Однако что же случилось с экипажем парусника? Неужели штиль лишил его паруса ветра и заставил бесцельно дрейфовать до тех пор, пока не были исчерпаны все запасы питьевой воды? Как могло случиться, что парусник с мертвым экипажем не разбился о рифы за двадцать четыре года дрейфования?

«ОРУНГ МЕДАН»

В июне 1947 года (по другим сведениям — в начале февраля 1948 года) британские и голландские станции прослушивания, а также два американских корабля в Малаккском проливе приняли сигнал бедствия следующего содержания: «Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва». За этим сообщением последовал неразборчивый код Морзе и короткая фраза: «Я умираю».

Больше сигналов не поступало, но место отправки сообщения удалось определить методом триангуляции, и к нему немедленно направился один из упомянутых выше американских кораблей.

Когда корабль был найден, выяснилось, что вся его команда действительно мертва, включая даже собаку. На телах погибших не было найдено никаких видимых увечий, хотя по выражению лиц было очевидно, что они умирали в ужасе и сильных мучениях.

Само судно также не было повреждено, но членами спасательной команды был отмечен необычный холод в глубине трюма. Вскоре после начала осмотра из трюма начал появляться подозрительный дым, и спасателям пришлось спешно вернуться на свой корабль.

Через некоторое время после этого «Орунг Медан» взорвался и затонул, что сделало дальнейшее расследование инцидента невозможным.

«СИБЕРД»

Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось.

Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.

Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы были на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).

Было известно, что «Сиберд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.

«ЭБИЙ ЭСС ХАРТ»

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума.

НЕИЗВЕСТНЫМ ФРЕГАТ

В октябре 1908 года неподалеку от одного из мексиканских крупных портов обнаружили полузатопленный фрегат, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, название установить оказалось невозможным, команда отсутствовала.

Никаких штормов или ураганов в этом районе океана в это время не отмечалось. Поиски оказались безрезультатными, а причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными, хотя было выдвинуто множество самых разнообразных гипотез.

«ХОЛЧУ»

В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден, мачта сломана.

Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах — полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов экипажа, до сих пор остается загадкой.

«КОБЕНХАВН»

4 декабря 1928 г. датское учебное парусное судно «Кобенхавн» вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма.

Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл.

Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.

«ДЖОЙТА»

До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Марией Селестой», но если события, имевшие место на «Марии Селесте», происходили в позапрошлом столетии, то исчезновение людей с борта «Джойты» относится ко второй половине XX века.

«Джойта» обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 года судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау.

В порт назначения оно не прибыло. Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Однако все усилия оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести.

Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было.

Поделиться