Рабочая программа на тему: Программа дополнительного образования детей "Судомоделирование". Программа дополнительного образования "судомоделизм" Инструменты для создания модели корабля своими руками

Начнём с того, что судомоделирование является техническим видом творчества. А техническое творчество обучающихся, в свою очередь, является одним из основных структурных элементов системы их художественного воспитания. Оно позволяет ребенку отразить в создаваемых изделиях свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем техническое творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Техническое творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей ребёнка, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Таким образом, судомоделирование, как вид технического творчества обучающегося – основной структурный элемент системы формирования и развития личности, которая, в свою очередь, является подсистемой системы школьного воспитания.

Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Техническая творческая деятельность, то есть создание изделий в различных областях прикладного и технического искусства (моделирование, конструирование, художественная обработка металла, древесины и других материалов) связана:

С процессами восприятия и познания;

С эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития;

С отражением в изделиях некоторых особенностей его интеллекта и характера.

Детское творчество рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они работают над своими изделиями. Детские работы часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание.

Творческая работа ребёнка - спонтанно возникающая проекция его внутреннего мира. Это всегда ярко эмоционально окрашенный процесс, причём эмоции усиливаются при передаче личного отношения к изображаемому.

Занятия судомоделированием способствуют развитию математических представлений. Обучающиеся знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей при изготовлении изделий. Конструируя модель, изучая принципы её действия, обучающийся знакомится на практике с первоначальными законами физики. Объединение «Судомоделирование» помогает ребёнку хорошо усвоить основы наук и приучает применять их на практике. Обучающемуся становятся более понятны законы физики, химии, математики. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей, развивающая настойчивость и изобретательность работа воспитывает у ребёнка трудолюбие, инициативу и помогает формированию характера. Знания и навыки, приобретённые в объединении судомоделирование всегда пригодятся в будущем на любой работе и в быту.

Работа над проектами будущих моделей судов приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна. Так как на этом этапе большое значение для создания готовой модели имеет последовательность создание и соединение отдельных деталей.

Выполнение различного вида работ при изготовлении модели способствует развитию мускулатуры руки, координации движений, мелкой моторики. Ребенок учится владеть различными инструментами, приспособлениями, оборудованием.

Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, выпиливания, обработки, сборки, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, комбинаций, это приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

Опыт творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность.

Мышление ребенка по преимуществу образное, и создание изделия от чертежей и схем к готовой работе, дает наглядную основу, существенно облегчает процесс «сцепления» ассоциаций. Занятия судомоделированием влияет на эмоциональную сферу ребенка. Возникновение под его руками модели доставляет ему эстетическое удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что способствует возникновению ассоциативных связей.

Техническое творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

Такая продуктивная деятельность, как техническое творчество, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к дальнейшей взрослой жизни. Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов творческой деятельности, психологической направленности на творчество, осуществление правильной деятельности и умения работать, а также специальную подготовку.

Список литературы

1.Ананьев Б. Г. Формирование одаренности.Склонности и способности. - Л., 1962. - С. 15-36.

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.

3. http://padaread.com/?book=10101&pg=1 (Техническое творчество)

Наша Родина - великая морская держава. Три четверти ее границ омывается морями и океанами. Советское правительство уделяет большое внимание развитию морского флота в нашей стране.

На советских судоверфях строятся гигантские морские пассажирские суда, рефрижераторы и ледоколы, специальные суда большой грузоподъемности, предназначенные для перевозки угля, руды, леса, нефти. Границы нашей Родины надежно охраняют первоклассные военные корабли.

В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот был верным и надежным соратником Советской Армии. Прославленные советские моряки, защищая честь, свободу и независимость своей Отчизны, потопили сотни вражеских кораблей.

Советский Военно-Морской Флот является гордостью нашего народа. Служить в его рядах, быть военным моряком - заветная мечта многих юных патриотов нашей Родины. Вот почему так велико стремление к морским знаниям, к овладению судостроительными специальностями, к изучению славной истории отечественного Военно-Морского Флота.

Одной из форм по распространению морских знаний является морокой моделизм. Десятки тысяч юношей и девушек с большим увлечением знакомятся с любимым делом, занимаясь в кружках юных судомоделистов.

В кружке юные техники изучают различные конструкции судов, учатся читать чертежи, разбираться в устройстве различных классов морских и речных судов, усваивают основы морской корабельной терминологии, получают необходимые конструкторские и трудовые навыки и умения.

Основной формой работы по морскому моделизму является кружок.

Кружок юных судомоделистов может работать в пионерской комнате школы, в мастерской, в классе, но лучше всего для работы кружка иметь отдельную рабочую комнату или лабораторию.

Рабочая комната должна быть оборудована небольшими рабочими столами, одним-двумя столярными верстаками и слесарным верстаком для механических и монтажных работ. Желательно иметь настольные токарные станки по дереву и металлу. В комнате должны быть наглядные пособия, модели различных кораблей и отдельные устройства по корабельной технике.

Особое внимание следует уделить изготовлению приборов, которые можно демонстрировать на занятиях кружка, например по плаванию тел и теории корабля.

Готовые модели и наглядные пособия помещают на специальных стендах под стеклянными колпаками. На стенах комнаты необходимо развесить плакаты по морскому делу, портреты русских кораблестроителей и флотоводцев.

Для материалов, инструментов и неоконченных моделей желательно иметь соответствующие шкафы и стеллажи.

При постройке моделей кружковцы часто применяют легко воспламеняющиеся краски и лаки, поэтому хранить их нужно в специально оборудованных местах, а помещение хорошо вентилировать.

Приступать к работе в кружке начинающих судомоделистов можно при наличии даже самых простых инструментов и материалов. Так, всегда найдутся в кружке ножи, ножницы, напильники и чертежные инструменты, а такие материалы, как бумага, картон, фанера, дерево, в больших количествах могут быть принесены самими кружковцами.

В дальнейшем для работы в судостроительном кружке необходимы скальпели, рубанки, фуганки, пилы, ножовки, стамески, лобзики. Для механических работ потребуются плоскогубцы, кусачки, дрели с набором сверл, весьма желателен комплект электрифицированных инструментов.

Основными материалами для работы кружка являются фанера (2-3 мм), сосновые и липовые доски, клей (столярный, казеиновый, эмалит), нитролаки и краски, белая жесть, бумага, картон и медная проволока различного сечения.

При постройке простейших моделей юные техники могут использовать специальные судомодельные посылки.

Практическая работа. судомодельного кружка включает постройку различных плавающих моделей и наглядных пособий. Однако работа не должна сводиться лишь к подготовке моделей к очередным соревнованиям. Необходимо с первых же занятий кружка правильно организовать весь комплекс работы юных судомоделистов.

Для работы кружков морских моделистов Министерство просвещения РСФСР разработало три программы кружков внешкольных детских учреждений: для кружков юных судомоделистов первого года занятий, для кружков юных судомоделистов второго года занятий и для кружков юных судомоделистов третьего года занятий.

К программе судомоделистов первого года занятий приложены чертежи и описания постройки простейших обязательных моделей: яхты, швертбота, бронекатера, подводной лодки.

В программах для кружков юных судомоделистов второго и третьего года занятий предусмотрены темы, рассчитанные на подготовленного моделиста. В этих программах даются более совершенные способы постройки моделей, с применением в моделях электромотора, паровой машины, турбины или двигателей внутреннего сгорания, а также конструкций -всевозможных механических и телемеханических приспособлений для управления моделями на воде. В программе для юных моделистов третьего года занятий, кроме того, предусмотрено строительство спортивных судов: байдарки, мотолодки и туристской яхты.

Занятия судомодельных кружков рекомендуется начинать с организации и проведении слета морских моделистов, посвященного Советскому Военно-Морскому Флоту. "К организации этого слета необходимо привлечь пионерские дружины, комсомольские и другие общественные организации.

На слет следует пригласить морских специалистов, знатных моряков, любителей-моделистов. Участникам слета надо показать лучшие модели судов и наглядные учебные пособия.

Начинающие судомоделисты свою работу в кружке начинают с I раздела программы - «Простейшие модели судов». Этот раздел содержит четыре темы, основное назначение которых - познакомить юных техников с элементарными основами морского дела.

В процессе работы над изготовлением силуэтных моделей кораблей руководитель сообщает кружковцам начальные сведения по классификации кораблей и сведения о правилах плавания и расхождениях судов.

Проводя занятия по последующим темам программы, руководитель знакомит юных судомоделистов с устройством корпуса судна, названием и назначением его основных частей и деталей, приводя примеры различных конструкций парусных судов и судов с механическими двигателями. Попутно в доступной для слушателей форме руководитель рассказывает кружковцам элементарные сведения по теории корабля.

В процессе практической работы по постройке моделей, предусмотренных программой, кружковцы должны приобретать необходимые навыки по обработке материалов. Так, работу с фанерой можно освоить в теме 2 (раздел I); долбление - в темах 3 и 4 (раздел I), пайку - в теме 2 (раздел III) и т. д.

При прохождении 3-й и 4-й темы (раздел I) рекомендуется использовать выпускаемые в ДОСААФе посылки полуфабрикатов: «Модель швертбота», «Модель парусной яхты», «Модель бронекатера» и «Модель подводной лодки». Эти посылки содержат набор заготовок необходимых деталей, чертежи и описание постройки модели.

Теоретические сведения руководитель должен давать в коротких вводных беседах.

Разделы «Сведения о воде и ветре» и «Физика плавания тел» являются теоретическими и в основном должны проводиться в виде бесед, которые следует иллюстрировать показом всевозможных наглядных пособий и хотя бы простейших опытов (определение силы ветра, измерение пловучести, определение остойчивости, непотопляемости и т. д.).

Постройка самоходной или парусной модели является проверкой всей работы моделиста. Соревнования самоходных моделей вызывают у школьников спортивный интерес, заставляют их стремиться к более высоким достижениям в моделестроении. Соревнования дают возможность выявить лучшие конструкции моделей и применяемых на них двигателей, движителей и всевозможных механических и телемеханических устройств.

Программы кружков заканчиваются разделом «Беседы о мореплавании и судостроении». Особое внимание на этих занятиях должно быть уделено рассказам об открытиях русских и советских ученых, о работе кораблестроителей, о значении великих географических открытий и достижениях советского кораблестроения.

В этих беседах желательно привести эпизоды из боевой и походной жизни отечественного флота, из жизни и деятельности русских флотоводцев.

По окончании прохождения программы в кружке организуется выставка работ юных техников и проводятся внутрикружковые соревнования. Члены кружка должны принять также участие в межкружковых соревнованиях и с лучшими моделями выступить на районных или городских соревнованиях судомоделистов (о соревнованиях смотрите в разделе «Массовая работа»). Выполненные в кружке наглядные пособия передают в кабинет физики.

Для расширения кругозора моделистов и закрепления теоретических знаний руководитель организует экскурсии на судоверфь или на корабль.

В летнее время кружки морских моделистов должны заниматься оздоровительной спортивной работой по водным видам спорта. Для этого необходимо, чтобы руководи* тель кружка морских моделистов связался с водными станциями ДОСААФа или добровольными спортивными обществами и с их помощью организовал обучение своей группы плаванию, гребле и парусу на шлюпках, а если есть возможность, то и хождению на мотолодках или скутерах.

Гуляя как-то раз по Тушинскому парку, я услышал пронзительный вой «турбины», а вслед за ним из-за деревьев в небо поднялась модель какого-то большого самолета, напоминавшего Ту-22М3. Как потом выяснилось, это вообще был F-14. Покопавшись в яндексе, я довольно быстро выяснил, что недалеко от моего дома находится Дворец творчества детей и молодежи , где, помимо модных и традиционных развивающих занятий, есть два кружка: авиа- и судомоделирования. Одни из немногих сохранившихся в Москве.

А ведь раньше тысячи детей и подростков строили свои модели судов и самолетов, даря себе путевку в крупные конструкторские бюро или получая хобби на всю жизнь. А для кого-то это была просто хорошая школа того, как что-то сделать своими руками. Увы, в лихие 90-е вся эта система была развалена, почти все кружки оказались закрыты. Дети были выброшены буквально на улицу. Да и у них появилось другое увлечение - компьютер.

Давайте посмотрим на сохранившиеся кружки авиа- и судомоделирования.

1. Дворец творчества расположен на первом этаже обычного жилого дома по улице Свободы. Отсюда и название - «Остров Свободы». Помимо него в Москве есть ещё два острова: «Остров Ангелов», расположенный в Митино, в Ангеловом переулке, и «Остров Героев», находящийся на улице Героев Панфиловцев.

2. В каждом из дворцов проводятся такие традиционные занятия для детей и подростков, как танцы, театр, развивалки для малышей, английский язык, туризм, информатика и т.д. Но самые необычные, на мой взгляд, кружки - это авиа- и судомоделирование.

3. Педагог судомоделистов - Бохонов Юрий Георгиевич. Он отдал судомоделированию более 30 лет. Сюда он пришел в далеком 1971 году, когда здесь находилась станция юных техников (центр моделизма). Он был директором этого центра, а когда вышел на пенсию - не смог уйти на заслуженный отдых, стал снова учить ребят строить корабли. Помимо этого Юрий Георгиевич консультирует администрацию по многим вопросам управления - благо, опыт у него огромный. А от станции осталось всего два кружка - теперь это Дворец творчества детей и молодежи.

4. Он говорит, что раньше во всех этих помещениях располагались различные технические кружки. Комнаты для них были даже в соседнем здании. Теперь же здесь - всего лишь чудом сохранившиеся два кружка по техническому творчеству.

5. Ребят, откровенно говоря, приходит немного. Увы, такие кружки стали весьма непопулярны, не выдержав конкуренции с компьютером, с улицей, а порой - и с государственной машиной, которой бывает весьма наплевать на детское творчество. Но, видимо, самое главное - это дороговизна такого хобби. Хотя дети занимаются бесплатно, постройка моделей - дело недешевое. Особенно сложных и высокотехничных.

6. Сейчас у Юрия Георгиевича занимается примерно 15 ребят. Два раза в неделю по вечерам на два-три часа они приходят к нему в мастерскую.


В 80-е года у Юрия Георгиевича и его учеников был подшефный корабль - эсминец . Они ездили к морякам в гости, выходили в море и даже участвовали при боевых стрельбах! Вы представляете, какое это невероятное приключение для пацана в 10 лет? В итоге многие его ученики связали свою жизнь с флотом.

7. Сначала занимается младшая группа, затем старшая. Но в тот день, когда я был, ребят было очень мало и малыши плавно захватили время старших. С каким удовольствием ребята строгали, выпиливали, чертили и склеивали!


В мастерской было сделано множество макетов для различных музеев, выставок и даже для Мосфильма. Но больше всего мне понравился рассказ о фотоохоте на корабли. Для профессионального моделиста чертеж - вещь полезная, но не совсем обязательная. Зная ТТХ и основные размеры, можно понять, как устроен корпус, какие у него обводы. Самое ценное - детали. В ту эпоху секретности их взять было неоткуда. Поэтому моделисты отправлялись в Мурманск, на Дальний восток, в Севастополь - вели фотоохоту за нужными кораблями, чтобы сфотографировать детали для макета-копии. Конечно, кого-то крутила местная КГБ, а кого-то, говорят, даже посадили. «Но», - Юрий Георгиевич смеется, - «мы были фанатиками своего дела, и нас это не останавливало».

8. Существует два распространенных способа сделать модель. Первый - выточить из бруска обводы корпуса и выдолбить в нем отверстия для оборудования. Или, как на фотографии - обмазать болванку (мастер-модель) эпоксидкой со специальной тканью. Тогда получается полностью полый корпус.

9. Юрий Георгиевич сетует на то, что в школах уже давно нет технического труда. Тут я с ним полностью согласен, что базовые навыки работы с инструментом детям нужно давать в обязательном порядке. А то сейчас приходится учить, что такое пассатижи и как они выглядят.

10. Эта радиоуправляемая модель-копия корабля БМО (Бронированный Морской Охотник, выпускался в блокадном Ленинграде и сразу со стапеля шел в бой) была сделана учеником за два года. Она участвовала в соревнованиях и показательных выступлениях.

11. Соревнования проводятся ежегодно. Но если раньше они собирали сотни ребят и десятки новых моделей, то сейчас, увы - всего лишь несколько команд. Случается даже, что участвуют модели прошлых лет. А раньше приехать на соревнования без новой модели считалось страшным позором.

12. Модель-копия ракетного катера, которая была построена специально для показательных выступлений. Её реальный прототип - (был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183 (являлся первым в мире ракетным катером), на котором вместо торпедного вооружения были смонтированы две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15).

13. Этот дворец - одно из немногих учреждений г. Москвы, имеющих специальный бассейн для запуска моделей кораблей и судов. На базе бассейна ежегодно проводится первенство Москвы по судомоделизму среди младших школьников, посвященное Дню защитника Отечества, а также показательные выступления учащихся. К ним приходят ветераны флота, на выступлениях проводятся построения с гимном и флагом. Ведется большая патриотическая работа.

14. А на 9 мая, День День Военно-Морского Флота и День города проводятся показательные выступления около подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец», установленной в Химкинском водохранилище, в музее Военно-морского флота России. Юрию Георгиевичу удалось наладить контакт с администрацией этого музея, чего раньше не удавалось никому, несмотря на множество попыток.

15. Совсем маленькие дети смотрят на плавающие модели с круглыми глазами. Увы, вполне может случиться, что когда они чуть подрастут, кружков уже не будет - нет смены для педагогов, да и у подрастающего поколения падает интерес. И если Юрий Георгиевич вроде бы нашел себе замену (ну, немного подучить ещё надо, конечно), то детей надо ещё увлечь.

16. Этот корабль (БМО) строился во время войны. Для унификации и экономии ресурсов на него ставили башни от танка Т-34.

17. А это уже серьезная модель, сделанная в конце 80-х годов взрослым для всесоюзных соревнований. Лодка должна была проплыть под водой 50 метров и всплыть в заданном квадрате. Субмарина имела цистерны плавучести, приводилась в движение электродвигателями, на борту стояли очень редкие (по тогдашним меркам) серебряно-цинковые аккумуляторы. Лодка была программируемой, а программа для неё набиралась с помощью бинарной логики. Как - неизвестно, электронная начинка из лодки уже давно утеряна. И да, на лодке стоял гироскоп. Сейчас вся эта электроника, как и гироскопы, кажется простыми вещами, которые можно купить в любом электронном магазине. Но в конце 80-х годов это была очень технологичная модель. А уж достать тогда гироскоп - разве что от ракеты открутить. Я уже не говорю про вечно дефицитную элементную базу. А на всесоюзных соревнованиях модель заняла третье место. Подводная лодка, которая заняла первое место, была создана в этом же кружке, но, увы, не сохранилась.

18. Тем не менее, кружок пока существует, во дворце проводятся соревнования. В этом огромная заслуга и прошлого директора - Алексея Александровича Анисина, который не жалел денег на оснащения мастерских. Покупались дорогостоящие станки и другое оборудование. А сейчас Алексей работает начальником управления образования СЗАО.

19. В соседней комнате расположился кружок авиамоделизма. В нем занимается примерно столько же ребят, но в тот день их было всего двое.

20. По полкам разложены различные модели. У авиационной модели самая незавидная судьба - они часто бьются. Либо из-за ошибки пилотирования, либо из-за отказа (или помех) в канале радиоуправления.

21. Это ещё не самые большие модели, сделанные в кружке. Например, ЯК-54 имел размах крыльев - 3 метра, а другой планер - все 4.

Поделиться