Раскрыть смысл высказывания Короленко Русский язык…обладает всеми средствами для выражения (Гиа по русскому). Высказывание короленко о русском языке. Раскрыть смысл высказывания Короленко Русский язык…обладает всеми средствами для выражения (Гиа по русско

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя В.Г. Короленко: Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(1)Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. (4)Вот он и пытался задавать грустные концерты. (5)Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

(6)Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7)Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. (8)Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.

(9)Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10)И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы. (11)Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

(12)Так они и жили вдвоём в одной комнате. (13)Бим рос крепышом. (14)Очень скоро он узнал, что хозяина зовут «Иван Иваныч». (15)Умный щенок, сообразительный.

(16)Глаза Ивана Иваныча, интонация, жесты, чёткие слова-приказы и слова ласки были руководством в собачьей жизни. (17)Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. (18)Вот, например, стоит он перед окном и смотрит, смотрит вдаль и думает, думает. (19)Тогда Бим садится рядом и тоже смотрит, и тоже думает. (20)Человек не знает, о чём думает собака, а собака всем видом своим говорит: «Сейчас мой добрый друг сядет за стол, обязательно сядет. (21)Походит немного из угла в угол и сядет, чтобы водить по белому листку палочкой, а та будет чуть-чуть шептать. (22)Это будет долго, потому посижу-ка и я с ним рядом». (23)Затем ткнется носом в теплую ладонь. (24)А хозяин скажет:

– (25)Ну, что, Бимка, будем работать, – и правда садится.

(26)А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать. (27)Будет ждать взгляда, слова, жеста. (28)Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить – пожалуйста, только не мешай.

(29)Но когда Иван Иваныч закроет лицо ладонями, облокотившись на стол, тогда Бим подходит к нему и кладёт разноухую мордашку на колени. (30)И стоит. (31)Знает, погладит. (32)Знает, другу что-то не так.

(33)Но не так было на лугу, где оба забывали обо всём. (34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всё было позволительно. (35)Однако и здесь после восьми месяцев жизни Бима всё пошло по командам хозяина: «поди-поди!» – можешь играть, «назад!» – очень понятно, «лежать!» – абсолютно ясно, «ап!» – перепрыгивай, «ищи!» – разыскивай кусочки сыра, «рядом!» – иди рядом, но только слева, «ко мне!» – быстро к хозяину, будет кусочек сахара. (36)И много других слов узнал Бим до года. (37)Друзья всё больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

(38)Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. (39)В этом основа, соль дружбы.

(По Г. Троепольскому)*

* Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – известный русский советский писатель, в творчестве которого звучит призыв любить и беречь природу. Самое известное произведение писателя – повесть «Белый Бим Чёрное ухо».

Готовое сочинение 9.1:

Известному писателю Владимиру Галактионовичу Короленко принадлежат следующие слова: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Я абсолютно согласен с этим высказыванием, ведь в нашем родном языке есть огромное количество средств художественной выразительности, благодаря которым можно выразить любую мысль. Докажу это примерами из текста Г. Н. Троепольского.

В предложении 4 используется метафора «задавать грустные концерты». Это средство художественной выразительности помогает в создании образа крохотного щенка, оставшегося без матери.

Таким образом, мы доказали, что В. Г. Короленко был прав.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!..

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать,

и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»

– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

(По Б. Екимову) *

* Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист

и прозаик.

Замените разговорное слово «подевались» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «подевались» в предложении 17 заменяем стилистически нейтральным синонимом «пропали» или «исчезли».

Ответ: пропали или исчезли.

Ответ: пропали|исчезли

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 0B5625

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пояснение.

1) Русский язык - один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, не прибегая к специальным средствам выразительности. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием В. Г. Короленко: «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Подтвердим это примерами из текста Бориса Екимова.

В восьмом предложении (Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.) для передачи гнетущего настроения героя автор использует развёрнутую метафору. Метафора ярко передает состояние Гриши, служит для создания художественного образа. Этой же цели служат и слова с суффиксами оценки: бабаня (предложение 36), Петяня (предложение 27). Употребление этих слов в речи героев показывает, с какой теплотой они относятся друг к другу.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения В. Г. Короленко о том, что наш язык богат и может передать все оттенки чувств и «ощущений».

2) «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать». Так заканчивается текст Бориса Екимова. Этой фразой подводится итог размышлениям Гриши о том, с чем ему каждую ночь приходится встречаться в тяжёлых снах бабы Дуни: далёкая война столько горя принесла, что нескоро затянутся раны в душах людей.

Гриша, решивший бороться с ночными кошмарами бабушки сурово, жёстко, так и не смог исполнить своё решение, потому что ему искренне жаль «бабаню»: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково…» Он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества - сострадание и доброта. Именно поэтому после того как уже и баба Дуня уснула, он не может спать. Он понимает, что таких, как бабушка, чьи судьбы искалечила война, много.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь - важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

3)Доброта - это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Герой текста Б. Екимова Гриша, решивший бороться с ночными кошмарами бабушки сурово, жёстко, так и не смог исполнить своё решение, потому что ему искренне жаль «бабаню»: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково…» Он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества - сострадание и доброта. Именно поэтому после того как уже и баба Дуня уснула, он не может спать. Он понимает, что таких, как бабушка, чьи судьбы искалечила война, много.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Сочинения к варианту №2 из сборника ОГЭ-2020.

Текст

Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары - белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает».

В тексте Максима Горького речь идёт о людях, впервые открывших для себя мир поэзии Лермонтова. Один из них восхищается гениальностью поэта: его искусством одними только словами создать образ, полный красоты и глубокого смысла: «Кочующие караваны//В пространстве брошенных светил… - этого не выдумаешь!»

Жихарев потрясён другим: поэт сумел вызвать в душе живые чувства: «Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? Ведь жалко его, а?»

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 12 текста: «Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь».

Смысл предложения 12 из текста Максима Горького я понимаю так: настоящее искусство объединяет людей, вызывая одни и те же образы, переживания, чувства. Такая связь называется духовной.

Писатель использует сравнение, желая отразить эту незримую связь: «…точно магнит тянул людей ко мне». Сила искусства оказывается столь непреодолима, что ей невозможно противостоять.

Поэт умеет объединить всех, пробуждая одни и те же чувства и мысли, духовно возвышая своих читателей. «Вот что значит – человек!» – этим восклицанием отражается благодарность тому, кто связывает людей единым духом.

Великий поэт способен своим творчеством создать поле притяжения, попадая в которое мы становимся богаче духом и объединяемся в своём чувстве любви и восхищения.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Драгоценные книги – это такие произведения, которые способны вызвать чувство острого переживания. Чтение таких книг оставляет след в жизни, результатом влияния подобных произведений является духовное обогащение.

В рассказе Максима Горького воздействие на людей поэзии Лермонтова. Ремесленники впервые, может быть, слышат завораживающие метафоры и эпитеты, рисующие величественно прекрасные образы. И тогда всё мелкое и обыденное превращается в значительное и грандиозное. Переживания, которые каждый человек испытывал в своей жизни, в поэме Лермонтова начинают «волновать мучительно и сладко». И приходит состояние, когда душа живёт: видит мир, чувствует жалость к другим: «Ведь жалко его, а?» Это и называется духовным опытом.

Очень точно влияние «драгоценных» книг отражено в рассказе Альберта Лиханова, в котором мальчишки открывают для себя мир творчества Пушкина. В момент душевного ликования от успеха наших войск на фронте Вовка воскликнул: «Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!» Великий Пушкин дал мальчику возможность почувствовать ту волну, которая возносит душу на высоту самого гения.

«Драгоценными» можно назвать только те книги, которые не забываются: с ними связано какое-то важное событие или целый период в жизни. Опыт, данный нам «драгоценной» книгой, становится одним из важнейших составляющих нашего духовного богатства.

С этим высказыванием нельзя не согласиться.

Приведу примеры из текста современной российской писательницы Л. Е. Улицкой, в котором и строение, и содержание подчинено раскрытию главного смысла о ценности мальчишеской дружбы. Так, в предложениях 13, 14 для характеристики отрицательных героев писатель использует разговорные слова “поколотили”, “заводилы”, “подпевалы”, “подвывалы”, тем самым сразу определяя отношение к героям, еще и с говорящими фамилиями, Мурыгину и Мутюкину.

А в предложениях 25 – 28 использованы средства художественной выразительности, которые выражают тонкие оттенки человеческой дружбы: “доверие, дружество, равноправие”, “сцепка между людьми”, “нить, связывающая людей”.

Таким образом, богатство речи – это количество слов, которое мы используем, но это богатство судят не только по количеству слов, но и как мы их используем, передавая самые тонкие ощущения, оттенки мысли.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Из всех существующих языков на планете русскому языку отведена роль богатого и сложного. Богатство русского языка мы можем видеть на всех уровнях. Взять хотя бы звуки или сложные предложения. Русский язык представлен в форме системы, а не беспорядочного набора слов. При этом лексика языка считается огромным его богатством. Это множественное число слов, используемых с целью […]...
  2. Слово играет важную роль в жизни каждого человека. С помощью слов люди общаются, обмениваются важной информацией, спорят и находят главные точки соприкосновения в поисках истины. Не зря талантливого писателя называют мастером слова. Он как никто другой с помощью слова передает чувства и переживания героев своих произведений, вводит читателя в их мир, чтобы вместе с героями […]...
  3. Действительно вопросительные предложения мы используем в основном в диалогической речи, где могут разговаривать два и более человек, задавая друг другу вопросы и разделяя какую-нибудь информацию. Бывают также риторические вопросы – это вопросы, которые не требует ответа. В подтверждение моих слов обратимся к тексту. Например, в предложении 22 знакомая Ольги задает вопрос ей, чтобы узнать правдивость […]...
  4. Язык – это тонкий инструмент, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей, поэтому нельзя не согласиться с высказыванием И. Н. Горелова, так как в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия внутреннего мира человека. Чтобы доказать правильность высказанной мысли, обратимся к тексту притчи. В предложении 5 автор светлячка называет разговорным словом […]...
  5. Слова гениального А. С. Пушкина можно разъяснить тем, что при создании художественных образов писатели используют разные средства речевой выразительности. Богатство русского языка позволяет авторам ярче изображать своих героев, передавать даже оттенки мыслей и чувств. Предложенный отрывок из рассказа В. Распутина подтверждает, что одаренный автор очень точно подбирает речевые обороты и средства для передачи читателю душевного […]...
  6. Предложение входит в число ключевых понятий русского языка. Общение между людьми происходит посредством использования именно этих единиц. Существует подразделение предложений на две категории, выступающие в качестве основных: простые и сложные. Построение данной градации зависит от численности предикативных основ. В качестве сложносочиненного выступает предложение, в котором связывание частей осуществляется между собой посредством сочинительных союзов. Благодаря связи […]...
  7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого:”Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов”. Безусловно, эпитеты придают эмоциональность и образность современной речи. Рассмотрим ряд примеров. В предложениях №2, 10 и 26 с помощью эпитетов “гигантский”, “величественный”, “прекрасное” (животное) автор рисует читателю образ необычного оленя Песчаных холмов. Множество красочных определений […]...
  8. Сочинение 15.1 к варианту 24 сборника ОГЭ И. П. Цыбулько Солганик: “Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.” Я согласна с высказыванием Солганика, что художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. Но в этом ли заключается специфика языка художественной литературы? В разговорном стиле мы употребляем много слов-сорняков, […]...
  9. Высказывание К. Г. Паустовского показалось мне интересным. Он утверждал: ” В разнообразии приставок и суффиксов таится разнообразие смысла”. Он имел в виду, что на русском языку можно выразить все, потому что существуют разные способы словообразования, которые позволяют создавать новые слова, помогающие точнее выразить мысль. Попробую доказать это на примере текста В. Железникова. Во-первых, приставка – […]...
  10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К. Г Паустовского: “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”. Я понимаю слова К. Г. Паустовского так: во Вселенной нет предмета, для которого человек не придумал точных слов. Русский язык особенно богат на выражения, ведь очень многие слова […]...
  11. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис”. Синтаксис – это раздел языка, который помогает выполнять функцию общения, поскольку именно синтаксис изучает строение связной речи. Важным приемом синтаксиса является диалог (это форма речи, которая представляет собой непосредственно общение). В […]...
  12. Русские слова в подавляющем своем большинстве обладают не одним, а несколькими лексическими значениями. Одно из них выступает в роли прямого, а остальные в качестве переносных значений. Слова такого типа получили название многозначных. Многозначные слова обладают способностью к украшению языка. Они способствуют приданию речи особой выразительности и емкости. Однако, по словам Д. Розенталя, в каждом из […]...
  13. По мнению Ильи Наумовича Горелова, удивительным качеством мастеров пера считается их умение посредством использования всем известных и привычных слов, донести до сознания читателя множественное число смысловых оттенков слов, что на первый взгляд кажутся Скрытыми. Им свойственно открываться в мыслях и ощущениях автора. Действительно данное утверждение можно считать очень точным, так как писатели выступают в качестве […]...
  14. Писатель с целью передачи собственных мыслей пользуется разными средствами. Знаки препинания входят в их число. Они способствуют пониманию того, какая связь существует между элементами сообщения. Читателем также с помощью знаков препинания улавливается интонация, а соответственно, и эмоции автора наряду с чувствами героев книги. Роман Каверина “Два капитана”, приведенный в задании, содержит пунктуацию, способствующую осознанию авторского […]...
  15. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: “Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”. Это высказывание я понимаю следующим образом: с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а кроме того, имеем возможность представить образ любого человека. Приведу наглядные примеры. Восклицательное […]...
  16. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение”. Лев Васильевич Успенский Что такое язык? Это система взаимосвязанных элементов (буквы, морфемы, слова, их сочетания…), служащая для общения. Общаясь, мы передаем друг другу смысл слов, следовательно, нам достаточно для коммуникации только лексических средств, а это, в свою […]...
  17. Лингвист Ф. И. Буслаев о двусоставном предложении высказался примерно таким образом: в двусоставном предложении применяются соотносительные между собой два организующих центра – подлежащее и сказуемое. Главным членом предложения считается сказуемое. Оно является обозначением того, что высказывается о предмете речи. Ключевой центр предложения – это и есть сказуемое. На самом деле без него предложение не может […]...
  18. Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования. Известный лингвист Л. А. Введенская утверждает, что “богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова”, чему способствуют явления многозначности, омонимии, синонимии. Это значит, что в слове заключено множество смыслов и от […]...
  19. Рассуждение – один из типов речи. Оно строится по определенному плану: тезис, доказательства, вывод. Герой рассказа размышляет о своей будущей профессии. Вспоминает, как в детстве его привлекали чертежи родителей и готовальня, из этого мама делала вывод, что сына тянет к точным наукам. В школе, особенно в старших классах, обнаружилось: точные науки не его призвание. Но […]...
  20. Тире по праву может считаться наиболее функциональным знаком препинания, а столько экспрессивности и выразительности, как у него, имеется разве что у многоточия. Хотя многоточию не свойственно выполнять структурные и смысловые функции в таком огромном числе. Например, в тексте, взятом из произведения Г. Троепольского, несколько раз можно встретить тире – предложения 10, 12, где им пользуются, […]...
  21. Художественная литература является особым словесным творчеством. Для создания образов героев авторы прибегают к целому арсеналу изобразительных средств, дающему широкие возможности для выразительности. К примеру, Максим Горький в повести “Детство” описывает сцену пожара. Созданная им картина настолько красноречива, что читатель словно видит происходящее своими глазами. Показывая охваченную огнем мастерскую, писатель использует метафоры и сравнения: “высовываясь кривыми […]...
  22. Речь человека состоит из простых и сложных по своей структуре предложений, распространенных и нераспространенных. Особое место отведено неполным предложениям, о которых русский лингвист Ирина Голуб говорит, что им свойственно иметь “яркую экспрессивную окраску” и придавать эмоциональности образности нашей речи. Неполным предложением считается такое, в котором был пропущен какой-то из членов предложения. Речевая ситуация, и в […]...
  23. Тексты разговорного стиля отличаются тем, что выступают в роли способа реализации коммуникативной функции. Можно руководствоваться признаками, по которым производится определение разговорного стиля. Речь идет о неофициальности, непринужденности; в определенной степени о неподготовленности общения; и зависимости от ситуации. Нам часто в жизни приходиться сталкиваться с текстами, выполненными в разговорном стиле. Например, во время ведения бесед с […]...
  24. В русском языке отсутствует фиксированный порядок слов, как, это например, свойственно английскому. Расставлять слова мы можем по-разному, соответственно, если фраза звучит понятно, то в ней отсутствует ошибка. Хотя злоупотребление инверсией тоже не приветствуется, так как предложение с переставленными в нем словами понять трудно. По этой причине писателями используется “обратный” порядок слов в качестве способа выразительности: […]...
  25. Раскроем смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого. Он считает, что эпитеты придают образность нашему языку и тем самым совершенствуют речь. Аргументируя свою точку зрения, приведу 2 примера из прочитанного текста. В предложении 10 мы видим, что автор использует эпитет “величественный”, который передает нам впечатление главного героя от увиденного: перед ним стоял “величественный” олень – […]...
  26. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Бориса Николаевича Головина: “К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?” Существуют различные языковые единицы: слово, предложение, словосочетание и др. Судить о достоинствах речи можно как раз по тому, насколько удачно […]...
  27. Зачем нам нужны эпитеты? Без них речь была бы бедной и невыразительной. Ведь одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Анализируя отрывок из произведения российского писателя-публициста Н. Татаринцева, мы можем обратить внимание на то, что эпитеты, которые используются автором, “напряженная […]...
  28. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый “характер””. По выражению А. П. Чехова, знаки препинания – это своеобразные “ноты при чтении”, помогающие правильно воспринимать текст, ведущие нашу […]...
  29. Лексика на протяжении истории развития русского литературного языка пополнялась диалектизмами. Слова – диалектизмы обладают одной особенностью – их употребляют жители только какой-нибудь одной местности. Существует связь между многими словами диалектного происхождения и бытом крестьян. Это относится к словам “борона, веретено или землянка”. Сегодня они не так часто встречаются, ведь население даже глухой деревни привыкло слушать […]...
  30. Мнение относительно использования союзов в речи Генриетты Граник, русского лингвиста, таково: союзы – выступают в роли специального средства связи между различными синтаксическими единицами: однородными членами предложения, предложениями в тексте и частями сложно составленного предложения. Посредством союзов мы осознаем то, какова смысловая связь существуют между частями, применяемыми в сложном предложении, и его однородными членами. Их неслучайно […]...
  31. Успенский: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Пояснить смысл высказывания Л. Успенского мне хотелось бы на примере предложения №30, в котором автор глазами мальчика рисует образ взволнованной бабушки. Она кропотливо протирает пыль, забыв при этом раздеться. Лексические средства помогают нам определить ее внутреннее […]...
  32. “Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают”. (Г. Степанов) Язык есть средство общения людей. Он развивается вместе с обществом, включая в себя все то, что происходит в нем (в обществе). Человечество изобретает новые предметы, и их названия входят в наш язык. Мы заимствуем что-то у других народов и вместе […]...
  33. Раздел грамматики является одним из направлений языкознания, или науки, изучающей способы образования, соединения и изменения слов, и методы строения предложений. Если у человека отсутствуют знания, связанные с владением грамматическими нормами языка, то он не сможет овладеть языком в совершенстве, обучиться грамотной речи и письму. В языке все аспекты преследуют одну цель: оказание помощи человеку в […]...
  34. Знакам препинания отведена роль музыки языка: с их помощью мы произносим фразы с необходимой интонацией и делаем паузы в правильном месте. Однако это еще не все их достоинства. Во многих случаях благодаря пунктуации, человек приходит к пониманию смысла конкретной фразы, или текста в целом. Многоточие, к примеру, принуждает читателя к остановке и размышлению, а посредством […]...
  35. Каждое прилагательное обладает способностью к исполнению роли определения. Оно само по себе не бывает выразительным или невыразительным, но возникает какой-то оттенок значения в случае его присоединения к существительному. Самым обычным считается слово “серебряный”, однако оно превращается в красивый эпитет благодаря сочетанию со словом “голосок”. По мнению Д. Э. Розенталя, важным моментом является сочетание определения с […]...
  36. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Бориса Викторовича Шергина: “Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса”. Безусловно, устная фраза при переносе на бумагу обязательно подвергается некоторой обработке, поскольку устная речь является первичной, а письменная – вторичной, то есть, отредактированной и усовершенствованной. В письменной речи основное место отводится […]...
  37. Копилка национальной литературы навечно пополняется писателями, которые заслужили на звание классиков. Им удалось создать произведения, нашедшие отклик в сердцах множественного числа читателей. Безусловно, подобное могло произойти потому, что эти авторы наделены талантом подбора удачных слов и выражений, обладающих способностью к затрагиванию душ людей. Бесспорно, Константин Паустовский, по праву считается классиком русской литературы. Во время прочтения […]...
  38. Автор при написании своего художественного произведения всегда стремится к выражению мысли очень яркому и эмоциональному, чтобы читатель смог понять, в чем состоит его мысль, и каковы ощущения он переживает. Для достижения данной цели писателем применяются различные способы. По словам Д. Розенталя, воспользовавшись экспрессивной лексикой, писатель достигает поставленной цели. Возьмем к примеру, роман Каверина “Два капитана”. […]...
  39. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”. Я полностью согласна с высказыванием писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина о том, что любая мысль формируется во всей […]...
  40. Высказывание С. Я. Маршака мне понравилось. Он утверждал: ” Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка”. Он имел в виду, что русский язык богат своими грамматическими связями. Попробую доказать это на тексте В. Крапивина. Во-первых, грамматические явления помогают нам связывать лексические единицы в словосочетания и предложения. Например, в предложении 35 встречается словосочетание “боялся […]...

Несомненно «Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». И в этом нельзя не согласиться с В.Г.Короленко. Богатство русского языка заключается не только в огромном количестве слов, но и в обилии грамматических средств, позволяющих выразить свои мысли и чувства.

В предложении 36 наречие «тяжело» в словосочетании «тяжело согласился» помогает автору передать эмоциональное состояние героя текста, показать душевные страдания Зыбина, связанные с осознанием того, что он стал причиной гибели краба.

На грамматическом уровне описать состояние героя помогают синтаксические конструкции. Это нераспространённое безличное предложение 37 и неполное предложение 38, создающие ощущение того, что герой не может говорить, что он чувствует себя таким же мёртвым, как и несчастный краб. Усиливает же этот эффект использование многоточия в конце предложения 38.

Действительно, и лексические, и грамматические средства русского языка помогают выразить самые тонкие ощущения и оттенки мысли.

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац - отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…

Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «…функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

.Вступление и одновременная формулировка проблем исходного текста.

Книга… Нужна ли она сегодня? Какова её роль в современном мире? В век электроники, когда созданы самые необыкновенные, современнейшие компьютеры, самая фантастическая техника, книга может быть нужной и полезной? Есть ли у неё будущее?

Эти проблемы волнуют автора текста. Они очень актуальны, злободневны. В самом деле, разве сегодня мы не встречаемся с тем фактом, что техника постепенно вытесняет книгу? Дети больше времени проводят перед телевизором и компьютером, да и взрослых чаще можно застать за просмотром телепередач, чем за чтением книг. В своём тексте автор подводит читателя к выводу, что книга не утратила своего значения сегодня, она «по-прежнему остаётся могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций». Он приводит очень убедительные аргументы в пользу книги: «так же, как изобретение фотоаппарата не «устранило» собой художника, так и кино, телевидение, радио не могут заменить собой книгу».

3.Выражение своего отношения к проблеме, затронутой автором.

Позиция автора достойна уважения. Я полностью согласен с ней и тоже считаю, что книга - величайшее из чудес, созданных человечеством. И пусть сегодня много всяких новинок и чудес в виде замечательных машин, но они не могут заменить книгу. В уютной тишине спален и читальных залов мы можем побеседовать с книгой, как с лучшим другом. Книга может утешить в горе, дать добрый совет.

4.Аргументация своей позиции.

О пользе книги говорили многие выдающиеся учёные, писатели, поэты. М. Горький в повести « В людях» рассказывал, как помогла ему книга «разобраться в бурной и пёстрой путанице событий», научила уважать человека.

5. Заключение, вывод. Итак, вопроса о том, быть или не быть книге, быть не должно. Книга жила, живёт и будет жить ещё очень долго. Да здравствует книга! И пусть техника будет её союзницей и помощницей.

Поделиться