Раздел презентации на тему односоставные предложения. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений Определить роль односоставных предложений в текстах

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Что надо знать: какие предложения называются - двусоставными, - односоставными; на какие группы делятся односоставные предложения. уметь: различать двусоставные и односоставные предложения; определять вид односоставного предложения.

Cлайд 4

Записать предложения. Сделать разбор по членам предложения. Большую роль в нашей жизни играет музыка. Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. Слушайте музыку! Любите её! Вам тревожно и радостно.

Cлайд 5

Большую роль в нашей жизни играет музыка. (личное, двусоставное) Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. (односоставное, обобщенно-личное)

Cлайд 6

Слушайте музыку! Любите её! (Односоставные, определённо-личные). Вам тревожно и радостно. (односоставное, безличное).

Cлайд 7

Cлайд 8

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Люблю грозу в начале мая. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. В данных предложениях деятель не назван, но мыслится вполне определённо (я, ты, вы). Сказуемое своей грамматической формой (1-е или 2-е лицо ед. или мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения) указывает на вполне определённое действующее лицо. О-Л ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

Cлайд 9

Н-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Об-Л Б-Л И щуку бросили в реку. По улицам слона водили. В данных предложениях важно указать действие каких-то лиц, поэтому используется глагол-сказуемое в форме 3-го лица мн.ч. в настоящем или будущем времени, а также в форме мн.ч. прошедшего времени или условного наклонения. В таких предложениях деятель мыслится неопределённо (они). ОБ-Л Н-Л НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧЫЕ

Cлайд 10

Об-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л Б-Л Береги платье снову, а честь смолоду. Поспешишь – людей насмешишь. В данных предложениях действующее лицо мыслится как обобщённое, т.е.такое, которое может быть соотнесено с любым деятелем. (любой, всякий, каждый) ОБ-Л ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

Cлайд 11

Бл Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л В родном краю легко дышится. Как страшно вдруг стало. Действие или состояние, выраженное сказуемым в безличных предложениях, вообще не соотносится ни с каким деятелем. Сказуемое получает форму 3-го лица ед.ч. (или же форму среднего рода в прошедшем времени и в условном наклонении), но может быть выражено не только глаголом. Б-Л БЕЗЛИЧНЫЕ

Cлайд 12

Н Односоставные предложения сказуемные подлежащные О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Прохладный день поздней осени. Зима. Ели в серебре. В данных предложениях утверждается, что предмет, названный главным членом, существует, что он есть в тот момент, когда о нём говорится. В этом утверждении бытия, существования предмета и заключается грамматическое значение назывных предложений. Н НАЗЫВНЫЕ

Cлайд 13

Алгоритм определения типа односоставного предложения подлежащее состав подлежащего и сказуемого– двусоставное 1. Найти грамматическую основу, определить её состав 2. Определить тип односоставного предложения по главному члену: сказуемое назывное один состав – односоставное

Cлайд 14

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Предложения, в которых грамматическая основа выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым – являются односоставными (один состав: состав подлежащего или состав сказуемого).

Cлайд 15

5. Постоянно и с горячим интересом обращаются наши люди к живому источнику музыки. 6. Войдите в любой концертный зал! 7.Он переполнен. 8. Люди всех возрастов слушают и заполняют его. 9. И ты попадаешь в плен очаровательных звуков. 10. Слушаешь и забываешь обо всем на свете. 11. То внемлешь шуму морского прибоя, то уносишься мечтами в прошлое,то почти осязаемо представляешь недалекое будущее.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Виды односоставных предложений.

Что надо знать: какие предложения называются - двусоставными, - односоставными; на какие группы делятся односоставные предложения. уметь: различать двусоставные и односоставные предложения; определять вид односоставного предложения.

Записать предложения. Сделать разбор по членам предложения. Большую роль в нашей жизни играет музыка. Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. Слушайте музыку! Любите её! Вам тревожно и радостно.

Большую роль в нашей жизни играет музыка. (личное, двусоставное) Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. (односоставное, обобщенно-личное)

Слушайте музыку! Любите её! (Односоставные, определённо-личные). Вам тревожно и радостно. (односоставное, безличное).

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Люблю грозу в начале мая. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. В данных предложениях деятель не назван, но мыслится вполне определённо (я, ты, вы). Сказуемое своей грамматической формой (1-е или 2-е лицо ед. или мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения) указывает на вполне определённое действующее лицо. О-Л ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

Н-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Об-Л Б-Л И щуку бросили в реку. По улицам слона водили. В данных предложениях важно указать действие каких-то лиц, поэтому используется глагол-сказуемое в форме 3-го лица мн.ч. в настоящем или будущем времени, а также в форме мн.ч. прошедшего времени или условного наклонения. В таких предложениях деятель мыслится неопределённо (они). ОБ-Л Н-Л НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧЫЕ

Об-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л Б-Л Береги платье снову, а честь смолоду. Поспешишь – людей насмешишь. В данных предложениях действующее лицо мыслится как обобщённое, т.е.такое, которое может быть соотнесено с любым деятелем. (любой, всякий, каждый) ОБ-Л ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

Бл Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л В родном краю легко дышится. Как страшно вдруг стало. Действие или состояние, выраженное сказуемым в безличных предложениях, вообще не соотносится ни с каким деятелем. Сказуемое получает форму 3-го лица ед.ч. (или же форму среднего рода в прошедшем времени и в условном наклонении), но может быть выражено не только глаголом. Б-Л БЕЗЛИЧНЫЕ

Н Односоставные предложения сказуемные подлежащные О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Прохладный день поздней осени. Зима. Ели в серебре. В данных предложениях утверждается, что предмет, названный главным членом, существует, что он есть в тот момент, когда о нём говорится. В этом утверждении бытия, существования предмета и заключается грамматическое значение назывных предложений. Н НАЗЫВНЫЕ

подлежащее состав подлежащего и сказуемого– двусоставное Алгоритм определения типа односоставного предложения 1 . Найти грамматическую основу, определить её состав 2 . Определить тип односоставного предложения по главному члену: сказуемое назывное неопределенно-личное обобщенно-личное безличное определенно-личное один состав – односоставное

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Предложения, в которых грамматическая основа выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым – являются односоставными (один состав: состав подлежащего или состав сказуемого).

5. Постоя нн о и с г о рячим инт е ресом обр а щаю тс я наши люди к живому источнику музыки. 6. Войдите в любой к о нцертный зал! 7.Он переполнен. 8. Люди всех возр а стов слушают и зап о лняют его. 9. И ты попада ешь в плен оч а роват е льных звуков. 10. Слуша ешь и забыва ешь обо всем на свет е. 11. То внемл ешь шуму морского пр и боя, то унос ишь ся м е чтами в прошлое,то почти ос я за е мо представляешь не д а лекое буд ущ ее.

12. Тихо. 13. Зам е рли звуки. 14. И вдру г тебя оглуша е т гром а пл о д и сментов. 15. Бурный, не уд е ржимый востор г. 16. В нём нельзя остаться безучас т ным. 17. Вокру г ве е т радостью.

5.Двусоставное. 6.Односоставное, определённо-личное. 7. Двусоставное. 8. Двусоставное. 9. Двусоставное. 10. Односоставное, определённо-личное. 11. Односоставное, определённо-личное. 12. Односоставное, безличное. 13. Двусоставное. 14. Двусоставное. 15. Односоставное, назывное. 16. Односоставное, безличное. 17. Односоставное, безличное.

МКОУ Митрофановская сош Кантемировского муниципального района Зубко Л.Н. – учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Интегрирующая цель:

определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»; выработать умение определять виды односоставных предложений; выработать умение отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.

Слайд 3

Цель:

Определить уровень знаний учащихся по теме «Односоставные предложения»

Слайд 4

Задание 1.

Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут.

Слайд 5

Ключи:

Определённо-личноеНе плачь попусту. Неопределённо-личное Тротуары заливают асфальтом. Обобщённо-личноеПашню пашут – руками не машут. БезличноеХорошо в зимнем лесу! НазывноеМорозное январское утро.

Слайд 6

Задание 2. Практическая работа

Я помню время золотое. Жалею потерянное время. В окно кто-то постучал. В окно постучали. Водой затопило котлован. Вода затопила котлован. Водой затопили котлован. Есть время подумать. Нет времени на раздумья. У меня нет ни одной свободной минуты. Ни одна минута не проходила без дела. Не теряйте ни минуты. Некогда раздумывать. У меня было время для размышлений. У меня не было времени для размышлений. Раннее утро. Утро раннее.

Слайд 7

Ключи

Жалею потерянное время. В окно постучали. Водой затопило котлован. Водой затопили котлован. Нет времени на раздумья. У меня нет ни одной свободной минуты. Не теряйте ни минуты. Некогда раздумывать. У меня не было времени для размышлений. Раннее утро.

Слайд 8

Задание 3. Практическая работа

Принимайте гостей! Ломали старый деревянный дом. Бездонную бочку водой не наполнишь. Нельзя мне жить без друга. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн. Рисую солнечное утро. От реки тянет свежестью. Холодная весна. Холодный резкий ветер. За опоздание будете наказаны. От добра добра не ищут.

Слайд 9

На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей. Всё небо заволокло облаками. Без волненья, без заботы не жди радости от работы. Что новенького в газетах пишут? Чему смеётесь? Над собой смеётесь! Пашню пашут – руками не машут. Мне по ночам не спится. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. На балконе соседней дачи зажгли свет. Вот парадный подъезд.

Слайд 10

Ключи

о/л1, 6, 9, 15 н/л2, 11, 14, 19 об/л3, 10, 13, 16 б/л4, 7, 12, 17 наз.5, 8, 18, 20

Слайд 11

Задание 4. Практическая работа

Мне было жутко в холодном и сыром лесу и я поспешил домой. Вспыхнул костёр и все стали сушиться. Деревья шумят и колышут ветвями на ветру. В окно постучали и я выглянул на улицу Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. Ребята вышли из леса и направились к дому. Безветрие и всё небо залито краской. Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.

Слайд 12

Ключи

1. Было жутко, и я поспешил. [ безличное ], и [двусоставное]. 4. Постучали, и я выглянул. [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное]. 5. Молчаливы леса, и звенеть. [ двусоставное ], и [ безличное ]. 6. Смеркалось, и надо было возвращаться. [ безличное ], и [ безличное]. 8. Безветрие, и небо залито. [ назывное ], и [двусоставное].

Слайд 13

Задание 5. Итоговый тест.

1. Укажите неверное утверждение. A) Односоставное предложение может быть распростра­ненным. Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения. B) Назывные предложения имеют один главный член пред­ложения - подлежащее. Г) В односоставном предложении второй член предложе­ния не нужен для понимания смысла предложения.

Слайд 14

2. Укажите верное утверждение. Односоставное предложение - это предложение, в котором: опущено подлежащее, Б) опущено сказуемое, нет второстепенных членов предложения, Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

Слайд 15

3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено: A) существительным в именительном падежеБ) глаголом в форме 1 -го или 2-го лица B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в на­стоящем и будущем времени Г) глаголом-инфинитивом.

Слайд 16

4. Дайте характеристику предложения. Радостно видеть дружные всходы. A) двусоставное Б) односоставное безличное B) определённо-личное Г) неполное

Слайд 17

5. Найдите определённо-личное предложение. Как чувствуешь себя? Б) Умную голову почитают смолоду. Зима. Г) Светает.

Слайд 18

6. Найдите неопределённо-личное предложение. На бога надейся, а сам не плошай. Б) Цыплят по осени считают. Мне грустно. Г) Во дворе строят детскую площадку.

Слайд 19

7. Найдите обобщённо-личное предложение. Слушай меня внимательно. Б) Какое счастье! По рогоже золотом не шьют. Г) Хочется петь от радости!

Слайд 20

8. Найдите односоставное безличное предложение. Вот и мама! Б) У соседа ума не займёшь. А судьи кто? Г) В саду темно.

Слайд 21

9. В этом безличном предложении сообщается о состоя­нии природы. Было душно. К придорожъю мёдом веяло с гречих. Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра Кому-то не спится в прекрасном далеке. Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

Слайд 22

10. Найдите односоставное назывное предложение. Дрожит как лист на осине. Б) Сильнее кошки зверя нет. По росту одежду кроят. Г) Какое дивное утро!

Слайд 23

11. Это назывное предложение имеет указательное значение. А) Вот старый глухарь с облинялым крылом в лесу завозился. Б) Вот мельница. Она уже развалилась. В) Вот капля дождя, как шляпка гвоздя, Упала – и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий дождик запрыгал. Г) Вот и домик виден на горе высокой.Слайд 27

Подведение итогов урока

Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? Что вы узнали, повторили? Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Я всё понял, могу этот материал объяснить другому. Я сам всё понял, но другому объяснить не берусь. Для полного понимания мне нужно повторить тему. Я ничего не понял.

Слайд 28

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками (подобрать свои примеры к заданиям, в которых были допущены ошибки). Повторить правила. Выполнить работу на карточке

Слайд 29

Список использованной литературы

Бабайцева В.В. Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка – М.: Дрофа, 2012. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. Разумовская М.М., С.И.Львова и др. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 кл.: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2013.

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Словарная работа

Созерцание - чувственная ступень познания. От зерцало (слав.) - зеркало Созерцание имеет место, только если предмет некоторым образом воздействует на нашу душу

Слайд 3

Работа с текстом

1)Раннее утро. 2) Встаешь до рассвета и спешишь на речку. 3) Кругом густой туман. 4) Потихоньку светает. 5) Вдруг видишь гладь озера. 6) С волнением достаешь удочки и ждешь поклевки. Спишите текст, выделяя главные члены предложения. Какую особенность текста вы отметили?

Слайд 4

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет.

Слайд 5

Слайд 7

Ответы

1. Ночью курсантов подняли по тревоге. (неопр.лич) 2. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях (опр.лич) 3. На даче спят под шум берез.(неопр.лич) 4. Тихая, звёздная ночь. (назывн) 5. На рассвете с реки и с болот потянуло холодом (безл)

Слайд 8

ПРЕДЕЛ

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье. В. Астафьев Спишите в тетрадь только двусоставные предложения

Слайд 9

МЕЛОДИЯ

1)Пестрый лист. 2) Красный шиповник. 3)Искры обклеванной калины в серых кустах. 4)Желтая хвойная опадь с лиственниц. 5)Черная, обнаженная в полях земля под горою. 6)Зачем так скоро?! В. Астафьев Устно определите вид каждого односоставного предложения. В чем особенность текста? Для чего используются в тексте односоставные предложения? Используйте в ответе слово «созерцательность»

Слайд 10

ДОЛБЯТ ГОРУ

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Карьером изуродовали. В юности, еще в войну, мы, слабые от долгой зимы, полуголодные, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.В.Астафьев В чем особенность текста? Ответьте письменно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемная ситуация. Игра «Третье лишнее» Какое предложение лишнее и почему? 1.Выражайте свои мысли четко и ясно. 2. Каждый человек является хозяином своей жизни. 3. Человек должен всю жизнь учиться и учиться.

2 слайд

Описание слайда:

Тринадцатое декабря Классная работа Односоставные предложения. Урок - обобщение

3 слайд

Описание слайда:

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Односоставные предложения» Задачи: Закрепить и систематизировать знания о видах односоставных предложений, умение различать виды односоставных предложений. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в группе, умение работать с текстом, анализировать; Воспитывать любовь к русскому языку.

4 слайд

Описание слайда:

Определенно-личное - неопределенно-личное Безличное Обобщенно-личное- Назывное Мне нездоровится В дверь постучались Люблю грозу в начале мая! Зима Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

5 слайд

Описание слайда:

Тест 1. Тип односоставного предложения:В дверь постучались. а) назывное б)Определенно-личное в) неопределенно-личное г) безличное 2. Какое предложение не является односоставным? А) На морозном воздухе было трудно дышать. Б)На востоке синело. В) дело словом не заменишь. Г) Свод неба был тих и чист. 3. Укажите односоставное предложение. А) Наступил вечер. Б) Вечереет. В) Вечером мы пойдем в кино. Г) Как хороши в России летом вечера. 4.Найдите назывное предложение. А) Светало. Б) Наступило зимнее холодное утро. В) Утро. Г)В дверь постучали. 5. Укажите определенно-личное предложение. А)Не забуду этой встречи. Б) Утренний сон сладок. В) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всем. Г) Я люблю Балтийское море.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Поделиться