Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик. Детские стихи про осень Наступила дождливая осень зайчик прыгает

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения «Зайчик» Блока

Александр Александрович Блок — выдающийся представитель символизма Серебряного века русской поэзии. Однако есть в его творчестве тема, которая позволяет оценить его еще и как детского поэта. Примером такой лирики служит стихотворение «Зайчик».

Стихотворение написано в 1906 году. Это время расцвета литературного таланта А. Блока, ему 26 лет, он автор . Поэт решает испытать себя в детской теме, предлагает цикл о временах года «Круглый год» в журнал для детей «Тропинка». Осень в нем иллюстрирует именно «Зайчик».

По жанру — лирическое образное стихотворение о природе для детей, состоит из 6 строф со свободной рифмовкой. По композиции делится на 2 части, перемежающиеся между собой: воспоминания зайчика о лете и окружающая его осень. В центре произведения — молодой неопытный заяц, который наделен человеческими переживаниями. Лексика младенческая, временами похожая на лепет, много уменьшительно-ласкательных суффиксов (зайчик, глазки, лапки, капустку, ложбинке, былинки). Растерянность главного героя подчеркивается свободной, сложной рифмовкой строк и многоточием. Апофеоз его чувств — восклицание в конце.

Поэт преследует несколько целей: дать ребенку довольно подробную картину осени, сравнить сезоны между собой, выяснить, чем затруднительна осень для животных, вызвать сочувствие к беспомощному зверьку. Вода — самое пугающее обстоятельство: сырой, расплакались, дождливая, мокрых. Взгляд на небо тоже не внушает оптимизма: неба не видать (из-за низких темных туч). Впрочем, силен и страх за свою жизнь: всю капустку сняли, страшно в лапы волку. Интересно, что поэт не вуалирует довольно жесткое понятие «украсть», пусть и всего лишь кочанчик капустки.

Эпитетов поэтических нет, кроме, пожалуй, «бедный». Цветопись: белые, желтые, серому. Олицетворение: думает о лете. Повторы в начале строки: только. В «Зайчике» чувствуется стилизация под устное народное творчество, потешки, прибаутки, что, впрочем, не отменяет даже некоторого философского подтекста в нем. Лето и осень противопоставлены друг другу. Основные эмоции маленького героя: страшно, неприятно. Он совершенно один, даже волк — всего лишь его фантазия.

Стихотворение «Зайчик» создано по впечатлениям счастливого детства А. Блока. Оно входит в цикл «Круглый год», специально написанный поэтом для детского журнала «Тропинка» в 1906 году.

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. На сайте "Солнышко" много стихов интересных, мы оттуда брали осеннее стихотворение про замершего воробушка, не помню...

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Девочки, посоветуйте стих -е про осень, чтобы можно было в школе ребенку рассказать.

    Осень - последняя, самая восхитительная улыбка года... (Уильям К. Брайант) О здоровье мам и малышей позаботятся специалисты: [ссылка-1] А какие осенние приметы вы знаете? Пожалуй, об осени, написано стихотворений больше, чем о каком-либо другом времени года …

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Зарегистрироваться. Стих про осень. Мож подкинете интересных?

    Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. :) Мы тоже на развивалку искали стих про осень... по всем нашим книжкам.

    Стихи об осени. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Стихотворение про Осень.

    Стихи об осени подскажите. Детские праздники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

    Стихи об осени. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Стихотворение про Осень. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13.

    стихи про осень. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Анна Медведева
Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Чтение стихотворения А . Блока «Зайчик » .

ЦЕЛЬ : При восприятии стихотворения А . Блока «Зайчик » вызвать сочувствие к зайчишке , которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

ЗАДАЧИ :

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, познакомиться со стихотворением . Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие : развивать внимание , память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа : уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : текст стихотворения ,иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми : беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа : На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений , физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень» , нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг-другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне) : Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик )

Дети : Зайчик .

Зайчик : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуй!

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите , какой он?

Дети : Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель : А где живет зайчик ?

Дети : В лесу.

Зайчик : Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают : «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть» ).

Представьте, что мы с вами гуляем в осеннем лесу :

Осенью часто дует ветер. Покажите, как дует легкий осенний ветерок : У-у-у (тихо) .

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

А как дует, сильный ветер : У-у-у (Громко) .

Листочки (пальчики) сильно шевелятся

Заблудились мы в лесу, закричали мы : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Теперь представим что мы с вами осенние листья, давайте покружимся как листочки «Ш-ш-ш» .

4. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, во время нашей прогулке мы могли встретить в лесу :

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. А это кто? (белочка) Она непоседа, очень любит прыгать с ветки на ветку? Как давайте покажем, язычком как белочка прыгает («Часики» ).

3. А это хомячок – толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка («Шарик» ).

4. В лесу осенью много ягод. Давайте представим, что у нас полные ладошки ягод. Как мы будем, есть ягодки (Жевательные движения) .

5. Съели ягоды и все наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье» ).

5. Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки» : - Давайте поиграем с опавшими листочками. - Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть (» 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» - Ребята, давайте чуть-чуть поиграем. У зайчика есть корзиночки . Помогите ему разложить листочки в корзинки по цветам. (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Молодцы, ребята!

7. Первичное чтение стихотворения Александра Блока «Зайчик »

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику . Давайте послушаем стихотворение .

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

Почему же наш зайчик такой грустный ?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему ?

Жалко вам маленького зайчишку ? Почему?

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Воспитатель : - Ребята, давайте теперь попробуем прочитать это стихотворение вместе , я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение .

А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете стихотворение в третий раз . Те, у кого окажется зайка в руках будут читать стихотворение , а я буду вам помогать - (___ восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей) .

8. Ребята, еще сегодня я хочу вас познакомить с песней «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)

Текст песни :

1. Дует, дует ветер,

Дует, завывает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

2. И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню и движения вместе со мной.

9. Рефлексия.

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были? - Кто приходил к нам в гости?

Какие стихи мы прочитали ? - О чём эти стихи ?

Какую песню мы исполнили?

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Солнечный зайчик». Младшая группа Сказочник. Кот Ворчун нежился в мягком кресле, ласковое солнышко заглядывало в избушку, и маленький солнечный зайчик играл с пушистым кошачим.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок». Первая младшая группа. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок» Воспитатель МБОУ СОШ №7 г. Россошь, Воронежской области, Машошина Любовь Викторовна.

Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель занятия: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Методы и приемы: мнемотаблицы,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Цель: Совершенствовать диалогическую.

ООД «Как зайчик осени боялся» (вторая младшая группа) Цель:формировать знания детей об осени и ее сезонных изменениях. Задачи: -закрепить знания детей о жизни животных в лесу. - помочь детям.

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы» (первая младшая группа) Неделя Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Развитие речи «Семья». Первая младшая группа Образовательная деятельность «Семья». Развитие речи. Цель: Повторить с детьми имена их ближайших родственников (родителей, бабушек, дедушек,.

НОД по развитию речи «Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» (первая младшая группа) Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок» Задачи: Обогащать словарь,.

Библиотека изображений:

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Александра Блока "Зайчик"

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Главный персонаж стихотворения - антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость - главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля - четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю - Любови Дмитриевне, супруге автора.

Поделиться