Развитие римской империи принципат доминат. Римская империя. Принципат и доминант. Общественный и государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат, доминат

В истории римского государства различают три основных периода :

  1. древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
  2. республикан­ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);
  3. имперский - распадается на два подпериода:
    • период принципата , когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
    • период домината (от dommus - господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй Древнего Рима

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать , сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов , так как рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат .

Подробнее

Пекулий – любое имущество господина, которое передано рабу в управление (вещи, другие рабы с пекулием, обязательство должника). Пекулий носил внедоговорной характер, передача вещей в пекулий оформлялась специальными счетами. Все приобретения рабов автоматически поступали в имущество господина. Предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире использовать раба для выполнения физических работ и для совершения через его посредство юридических действий. По сделкам раба в пределах стоимости пекулия ответственность нес господин. За деликты рабов была установлена «ноксальная ответственность» т.е. господин либо возмещал ущерб, либо отдавал раба для отработки ущерба.

Колонат - особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, при которой землевладелец передавал в держание арендатору земельный участок, иногда с инвентарём и посевным материалом. Появление колона было связано с кризисом рабовладельческого хозяйства и экономической невыгодностью рабского труда. Колон стал основной формой эксплуатации земледельцев и являлся переходной формой к феодальной зависимости. Колон стал в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняли не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становился пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращались в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяли им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреплялись к земле и теряли возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй Древнего Рима

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян - граждан­ские войны, установление военных диктатур.

В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь .

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

  1. вето на распоряжения всех магистратов;
  2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;
  3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;
  4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.).

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей , и для этого имеются достаточные основания.

Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора , сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции , в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

  1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;
  2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;
  3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества . Все должности делились на три категории:

  1. придворные;
  2. гражданские;
  3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре , который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие .

15. Общественный и государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат, доминат.

В истории римского государства различают три основных периода:

1. древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;

2. республикан­ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);

3. имперский - распадается на два подпериода:

· период принципата, когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;

· период домината (от dommus - господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

1. нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

2. сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;

3. провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян - граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

1. вето на распоряжения всех магистратов;

2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;

3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда.

4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.);

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт , в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:

1. придворные;

2. гражданские;

3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др. Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре,который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

13 Государственный строй Древнего Рима в период империи: принципат, доминат

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян - граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь популяров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).

Обладал правами:


  • вето на распоряжения всех магистратов;

  • наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях;

  • издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;

  • стал главным блюстителем культа (с 12 г.).
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:


  • империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

  • в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

  • податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:


  • придворные;

  • гражданские;

  • военные.
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.
^ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:


  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;

  • провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.
Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

14 Периодизация истории и источники римского права

Периодизация ИГПЗС:


  1. древний мир:

  • период Древневосточного ГиП;

  • античное ГиП;
2. средние века;

3. новое время;

4. новейшее время.

История римского государства разделяется на три больших периода.

I период - Царский (753 - 509 гг. до н. э.).

II период – Республика (509 - 31 гг. до н. э.). Этот период в свою очередь распадается на три этапа.

1. Ранняя республика (509 - 275 гг. до н. э.).

2. Борьба за господство в Средиземноморье (275 - 131 гг. до н. э.).

3. Период гражданских войн (131 - 31 гг. до н. э.).

III период – Империя (31 г. до н. э. - 476/562 гг.). Этот период распадается на два этапа.

1. Принципат (31 г. до н. э. - 196 г. н. э.).

2. Доминат (217 - 476 гг. (562 г. - Восточная Византия).

Параллельно развивается римское право.

Периодизация римского права берет свое начало от самых первых римских законов 12 таблиц - 450 г. до н.э. и заканчивается кодификацией римского права 533 - 560 гг. н. э., охватывая тысячелетний период развития римского права. В его истории выделяют три больших периода.

1. предклассический (450 - 150 г. до н. э.) - право римской гражданской общины.

2. классический (150 г. до н. э. - 250 г. н. э.) - право римской республики и империи в период принципата.

3. постклассический (250 - 560 гг.) - право империи периода домината, период кодификации римского права.

Предклассический период охватывает время от падения царской власти в Риме до завоевания Карфагена, т. е. до времени, когда Рим начал претендовать на мировое господство. В классический период Рим является мировой державой, это время поздней римской республики и ранней империи. Интенсивно развивается товарообмен и институт рабовладения. Постклассический период охватывает эпоху домината, когда происходит постепенный упадок рабовладельческой империи. Для этого периода характерно стремление к кодификации римского права.

Источники римского права

1. Правовые обычаи - это сложившиеся в обществе правила поведения, не обеспечиваемые силой государственного принуждения. Существовали также простые обычаи, которые обеспечивались силой общественного воздействия. Государство использовало те правовые обычаи, исполнение которых было необходимо.

2. Законы. Так называемое «писаное право». Специфика законодательства была в том, что санкции отсутствовали. Каждый из законов по структуре должен состоять из 3-х частей:

1) вступление - Praescriptio - указывались имена инициаторов закона, день, место принятия;

2) основная - Rogatio - содержание закона, набор правовых норм;

3) Sanctio - указывались конкретные меры юридической ответственности, которые следовали за невыполнение правовых норм, закрепленных в Rogatio.

3. Эдикты магистраторов (преторов) - заявление (edictium), которое должен был сделать каждый претор, вступая в должность. Но на самом деле эдикт - письменное заявление претора при вступлении в должность. В эдикте Претор формулировал программу своей деятельности на определенный период, конкретно указывал, в каких случаях и какую защиту будет предоставлять тем лицам, чьи права в гражданском обороте будут нарушены.

4. Деятельность юристов. Выделяли практическую и теоретическую деятельность юристов. К практической деятельности относили советы юристов по материальному праву, деятельность юристов по составлению текстов сделок, советы юристов по вопросам процессуального права. К теоретической деятельности относили написание великих монографий, комментариев, трудов.

^ 15 Законы XII таблиц – основа цивильного права

Они были выработаны в середине V века до н. э. (451- 450 гг.) Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права-преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.

Законы XII Таблиц – свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении – обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), 0 неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

Общественный строй

Развитие экономических отношений между различными частями империи и падение значения римских магистратур привело к тому, что римское гражданство перестало означать такой привилегированный характер.

В 212 г. был издан эдикт императора Каракаллы, по которому римское гражданство было предоставлено всему свободному населению империи (в финансовых и военных целях).

Со временем рабство все более обнаруживает свою несостоятельность и собственники латифундий все чаще прибегают к арендным отношениям, сдавай свою землю мелкими участками. Арендаторами стали безземельные и малоземельные крестьяне. Первоначально они сохраняли свою независимость, но постепенно экономическая зависимость привела к зависимости юридической.

В 332 г. был принят закон, предписавший вернуть арендаторов на самовольно покинутые земли. В 366 г. последовало запрещение продавать землю без сидящих на ней арендаторов. Зависимые арендаторы стали называться колоннами.

Черты римского колоната:

1. Колон сидит на чужой земле и платит за нее ренту;

2. Прикрепление к земле;

3. Возможно иметь семью, имущество;

4. Не может возбуждать личные и имущественные иски против господина, исключение составляют уголовные дела;

5. Положение колонна наследственно.

Рабов предпочитали в этот период также садить на землю и по правовому положению они сближались с колоннами.

Положение рабов в этот период также улучшается, их убийство приравнивается к убийству свободного гражданина, вводится запрет разъединять семьи рабов при их продаже.

В городах ремесленники тоже прикрепляются к своим профессиям, из них образуются корпорации, выход из которых запрещен.

Профессия воина приобретает наследственный характер.

С III в. происходит дальнейшее укрепление крупных самодостаточных поместий. Государство передает собственникам земли важнейшие полномочия по управлению собственными людьми (право сбора налога, судебное право). Всем этим постепенно расчищается путь к феодализму.

Государственный строй

Историю Римской империи принято делить на 2 этапа:

1. Принципат (от слова принцепс, т.е. первый сенатор) – 27 г. до н.э.-284 г. н.э.;

2. Доминат – 284-476 гг. н.э.

Принципат

Принципат это монархия в республиканской оболочке. В этот период продолжают существовать все основные магистратуры, даже Народное собрание, но магистратуры попадают под власть принцепса, а Народные собрания созываются редко и ограничиваются вопросами города Рима. В руках принцепса была соединена власть диктатора, претора, консула, цензора, трибуна и понтифика.

У Октавиана был пожизненный титул императора (во времена республики этот титул получал выдающиеся полководцы, одержавшие особенно блистательные победы). Теперь этот титул указывал не только на связь с армией, но и имел политический оттенок в качестве «государя».

Полномочия императора:

1. Верховное командование всеми армиями;

2. Решение вопросов войны и мира;

3. Управление императорскими провинциями через назначаемых им легатов;

4. Управление остальными провинциями посредством Сената;

5. Распоряжение государственным земельным фондом;

6. Верховная юрисдикция по гражданским делам;

7. Право вмешательства в дела всех других должностных лиц посредством права вето;

8. Председательство в Сенате;

9. Надзор за культом.

Свою законодательную власть он осуществлял, прикрываясь именем Сената, чья компетенция стала его компетенцией.

Формально избрание императора являлось компетенцией Сената, на деле же император сам назначал себе приемника, оставляя за Сенатом одни лишь формальности. Окончательное слово в этом отношении зачастую было за преторианцами, расположенными в Риме и других городах Италии.

Командир преторианской гвардии «префект претория» был одновременно градоначальником Рима и высшим должностным лицом вообще. С III в. к нему перешли полномочия по надзору за императорскими чиновниками и право пересмотра всех гражданских и уголовных дел в порядке апелляции.

Все высшие учреждения были сосредоточены в императорском дворце, среди них важную роль играл Совет императора (совещательный орган) и его личная канцелярия в составе финансового, юридического и других отделов. В расположении императора находился фиск (имперская казна), которая оттесняла на второй план эрарий (казна Сената). Только фиск ведал чеканкой золотой и серебряной монеты, в полномочиях эрария осталась лишь чеканка медной монеты.

Армия была постоянной, наемной и располагалась на всей территории империи, ее состав:

1. Преторианская гвардия – граждане итальянских земель с жалованием в 3,5 раза выше, чем у легионеров;

2. Легионеры – жители провинций, имеющие римское гражданство, срок службы 20 лет, их количество – 300 тыс. человек;

3. Вспомогательные войска – провинциалы, не имеющие римского гражданства, срок службы 20 лет, их количество – 200 тыс. человек.

Доминат

К концу III в. в Римской империи наступил социально-экономический кризис, его причины:

1. Развитие натурального хозяйства, в связи с которым сокращаются товарно-денежные отношения и начинает ощущаться острая нехватка денег;

2. Инфляция, которая особенно выразилась в росте цен на продовольствие;

3. Ужесточение наказаний за недоимки по налогам;

4. Попытки провинциальной знати отделиться от Рима (особенно в Галлии и Британии);

5. Частая смена императоров, которых возводит и смещает с престола армия (50-летнее правление солдатских императоров с 30-х гг. III в. н.э.);

6. С конца II – начала III в. равенство сил между варварами и римлянами окончилось, что вылилось в наступление соседских варварских племен;

7. Сопротивление Ирану требовало задействования больших сил.

В такой обстановке как внутреннего так и внешнеполитического кризиса в 284 г. приходит к власти Диоклетиан. Императорская власть в его время обожествлялась и принимала откровенно монархический характер. Все граждане были объявлены подданными императора.

События III в. показали, что одному человеку невозможно обхватить своим взглядом всю империю, как следствие была введена тетрархия (т.е. четверовластие). Территория была поделена на 2 части – Западная с центром в Медиолане (Милан) и Восточная с центром в Никомедии. Каждая из частей имела своего главу – августа, у каждого августа было по 1 соправителю – цезарю. Цезари были усыновлены августами и через 20 лет должны были занять их место. Во всех спорных делах решающее слово принадлежало Диоклетиану, как старшему августу.

Значение тетрархии:

1. Сокращение возможности появления узурпаторов;

2. Упорядочивание преемственности центральной власти;

3. Обеспечение централизации власти и военно-административной оперативности.

Также во время правления Диоклетиана были массовые антихристианские гонения, конфискация имущества.

Наивысший расцвет домината произошел во время правления Константина Великого (306-337 гг.). Во время его правления христианство, проповедовавшее духовное равенство и уважение к труду, становится в 337 г. государственной религией, а христианское духовенство привилегированным сословием. Христианское духовенство было освобождено от налогов и службы, а также судило по религиозным, брачно-семейным и наследственным делам.

Император утверждал избранных епископов, созывал соборы, руководил их совещаниями и утверждал принятые решения. Константин завершил военную реформу, которая была начата еще Диоклетианом:

1. Армия теперь состояла из 2 частей:

а. Пограничные войска, постоянно находящиеся в определенной пограничной полосе;

б. Мобильные части, которые можно было постоянно перебрасывать в разные места;

2. Армия теперь формировалась на рекрутской основе;

3. Плененные варвары были обязаны служить в римской армии;

4. Варвары получили возможность продвигаться по служебной лестнице;

5. Профессия воина стала наследственной;

6. Вместо преторианской гвардии, уменьшенной в числе еще при Диоклетиане, были введены дворцовые части;

7. Также он прикрепил колонов к земле.

Хотя тетрархия была упразднена, но деление империи на 4 части (префектуры) сохранилось, которые делились на диоцезии, те на провинции, а провинции на округа. Таким образом была завершена административно-территориальная реформа, начатая еще Диоклетианом.

В каждой из частей гражданская власть была отделена от военной, во главе префектур стояли префекты претория, это теперь наместники императора, которые заведовали гражданским управлением, судопроизводством, почтой, промышленностью, чеканкой монет, наблюдением за исполнением законов. Военное управление поручалось двух главнокомандующим пехоты и конницы.

В 330 г. столица была перенесена в Византий, который в свою очередь был переименован в Константинополь.

Центральное управление было сосредоточено в руках нескольких центральных ведомств, руководимых чиновниками, которых назначал император:

1. Государственный совет – подготавливал проекты законов, представленные на подпись императору, и обсуждал по его поручению наиболее важные дела;

2. Кабинет министров (правительство) – в него входило чиновничество, которое расширяется, получает особую организацию, привилегии (например, право на пенсию).

В 395 г. император Феодосий, умирая, разделил империю между своими сыновьями. Западную часть получил Аркадий, а западную часть младший 11-летний сын Гонорий. Так образовалось 2 самостоятельных и враждебных друг другу государства – латиноязычная Западная и грекоязычная Восточная Римская империя.

В 455 г. вандалы разграбили и разрушили Рим.

В дальнейшем не прекращалась борьба за императорский трон, хотя и большое значение имели уже не императоры, а находящиеся на римской службы варварские вожди.

В 476 г. предводитель германских наемников Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августула. Императорская корона была отослана в Константинополь, а Одоакр ограничился королевским титулом. В конце V в. на всей территории Рима начали образовываться варварские королевства (Вест-Готское, Бургундское, Франкское, Королевство Одоакра), которые явились переходной формой от позднеримской государственности и военной демократии варваров к раннефеодальному государству.


Похожая информация.


Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 Этапа в периоде империи:

    принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

    Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения(сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса (близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.

Доминат : к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками, назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.

Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.

Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.

Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Древнейший период (VI - середина III в. до н. э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.

    Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.). В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.

    Классический период (1-111 вв. н. э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

    Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.

Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).

В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права - вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III-IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528-534 гг.).

Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы .

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юристов классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

Частное право, уг право, церковное право

Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции, сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.

Принципат.

После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана - над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией - пост императора.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.

Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.

Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.

Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу закона».

Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.

Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.

Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (284-305). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.

Реформа эта может быть сведена к следующему:

1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи».

2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.

3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).

4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.

5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).

Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.

Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.

Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.

Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.


Заключение.

С переводом столицы в Константинополь завершается история римской государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются окончательно.

Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. Что касается Восточной римской империи, то она просуществовала еще около 1000 лет.


Список литературы.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996.

2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996.... и укрепляться. Бунт против Тарквиния, с последующим изгнанием царя и установлением республики. Республиканский период характеризуется расцветом, переустройством одноэтажного Рима. За счет успешных захватнических войск, в город приходит греческая культура. Обустройство площадей, домов приобретает монументальный характер. Взятые за основу этрусские образы в архитектуре, как купольные здания, ...

... ; 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность. Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В...

В рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п. Таким образом, можно выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления: - существование единоличного носителя верховной государственной власти; - династическое наследование верховной власти; - пожизненная принадлежность власти монарху: законы...

Поделиться