Рисунок на тему как люди представляли землю. Представления древних о земле. Отдохнули мы слегка

В древности у людей отсутствовали мощные телескопы и все представления о Вселенной и Земле основывались на собственных наблюдениях за ходом Солнца, Луны и мифологии. Благодаря развитию мореплавания и различным исследованиям человечество все же пришло к тому пониманию строения мира, которое известно нам.

Представление о Вселенной в Древнем Вавилоне

Вавилоняне представляли Вселенную в качестве безграничного Океана, по которому плавает перевернутая чаша, удерживающая на себе небесный свод. Это мировоззрение основывалось на том, что на юге жители Вавилона видели морскую гладь, а на восточной стороны — высокие горы, пересечь которое они не решались пересекать.

Небесный свод, как и Земля, имел собственные поверхность, воду и атмосферу. Суша состояла из 12 зодиакальных созвездий – Рыб, Скорпиона, Девы, Тельца, Овна, Рака, Близнецов, Стрельца, Льва, Весов и Козерога. Солнце находилось в каждом созвездии примерно на протяжении одного месяца. Кроме Солнца, по небесной суше двигались 5 планет и Луна.

Под Горой находилась бездна – место, куда попадают человеческие души после смерти. Каждую ночь Солнце опускалось в подземелье на западной стороне, чтобы на следующий день появиться на востоке .

Вавилоняне видели, что Солнце каждый вечер исчезало из одной стороны и утром появлялось из другой. Их представление основывалось на наблюдениях за природными явлениями и ограниченности знаний и невозможности правильно их истолковать.

Древние индийцы и египтяне

Все слышали историю о том, что наша Земля на самом деле огромная полусфера, несущаяся на спинах трех огромных слонов. Их на своем панцире везет по бесконечной змее, символизирующей Вселенную, везет черепаха. Этом миф был придуман в Древней Индии.

Мировоззрение египтян о Вселенной немного отличалось, однако оно тоже выражалось в мифической форме. Богиня неба Нут и бог земли Геб были влюблены друг в друга, а наш мир был одним целым. Нут каждый вечер создавала звезды, а утром глотала их, когда всходило солнца. Этот процесс длился годами, но Гебу это надоело и он обозвал богиню неба свиньей, поедающей поросят.

В конфликт вмешался бог солнца Ра. Он вызвал бога ветра Шу, который разделил землю и небо. Нут поднялась на небо, Геб остался внизу, а Шу занял пространство между ними. Иногда к Шу прилетала его супруга Технуд, но ей было тяжело удерживать небесную богиню и она начинала плакать, поливая землю дождем из слез.

Взгляды древних славян

Славяне представляли Вселенную в виде яйца, которое снесла некая космическая птица. Желток яйца – это наша Земля. Его верхняя оболочка – это мир людей, а сердцевина – страна мертвых. Если в верхней части желтка день, то в нижней – ночь.

Попасть в нижнюю часть можно через океан, окружавший Землю или выкопав сквозной колодец. На скорлупе яйца располагались еще девять небес:

  • солнце и звезды;
  • луна;
  • тучи и ветер;
  • твердь;
  • хлябь;
  • ирий и т.д.

На небо, по мнению славян, можно было вскарабкаться по Мировому Древу, которое проходило через сердцевину, верхнюю оболочку яйца и 9 небес. Древо представляло собой огромный дуб на ветвях которого зреют все существующие травы и деревья.

Представление о Вселенной в Древней Греции

Греки внесли огромный вклад в современное представление Вселенной. Еще философ Фалес описывал Вселенную как жидкую массу, в которую погружен огромный пузырь в виде полушария. Выпуклая его часть представляла небесный свой, а плоская поверхность — Землю, плавающую подобно пробке внизу.

Данный факт, конечно, был основан на том, что Греция представляет собой островное государство. Первым, кто предположил, что Земля не плоская, а имеет форму, похожую на сферу, Пифагор. Эта гипотеза была развита в трудах Аристотеля. Он создал модель Вселенной, в которой Земля была ее неподвижным центром, а вокруг нее вращались остальные 8 небесных тел.

Точку зрения Аристотеля разделяли далеко не все. Аристарх Самосский, например, представлял Вселенную, центральным элементом которой было Солнце, а не Земля. Привести доказательства своей точки зрения он не смог, и его модель была забыта на продолжительное время.

Аристотеля, наоборот, многие ученые поддержали. Клавдий Птолемей также считал, что Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер и Венера. Вселенная, по его мнению, была ограничена неподвижными звездами. Его труды были изложены в книге «Математическое построение в астрономии», которая пользовалась популярностью у астрономов аж до 13 века.

Доказательства, что Земля и остальные планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, появились спустя 1700 лет благодаря исследованиям ученого польского происхождения Николая Коперника. Предложенная им гелиоцентричная модель Вселенной используется и в современной науке.

Слайд 3

Наша планета Земля –часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Слайд 4

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Слайд 5

Древняя Индия

  • Слайд 6

    Картина мира по представлению древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба, слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу (от восхода до заката).

    Слайд 7

    Древний Вавилон

    Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир. На небе, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс созвездий Зодиака, как плотина, протянувшаяся среди небесного моря. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет.

    Слайд 8

    Вот как представляли себе вселенную славяне.Предположительно, мир славян состоит из 9 слоев - подземный мир, мир людей, и семь небесных сфер. Начнем наше краткое описание с Подземного мира - Пекла. У южных и западных славян нижнее царство было горячо и огненно. Однако часто подземный мир был водным, в его темных глубинах обитал Ящер - крокодил, хозяин обители ушедших предков. Над ним возвышался мир людей, Белый свет. Питает его плодородная пашня - Мать Сыра Земля. Люди - мужчины и женщины - проводят время в труде и битвах, рождаются и умирают. Они благодарят Землю, Воду и Солнце, Судьбу и Военную Силу, Рождение и Смерть, всему уделяют внимание, чтобы не принимать дары без всякого ответа на них.

    Над Белым светом возвышаются небесные сферы. Их наполняют небесные воды - хляби, по ним ходит Солнце - Дажьбог, а на самом верху, на седьмом небе расположен светлый Ирий - рай.

    Слайд 9

    Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них - Пифагор (около 580 - 500 гг. до н.э.)

    Он первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Слайд 10

    Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384 – 322 до н.э.)

    Слайд 11

    Модель Вселенной по Аристотелю

    Технологическая карта урока.

    Предмет : География

    Класс : 5

    Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2012г);

    Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

    Цель урока:

    Задачи урока:

    а) образовательные : - дать понятие, что такое Вселенная;

    познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

    Древнегреческих учёных.

    б) развивающие

    Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

    Совершенствовать навыки самоконтроля;

    Стимулировать любознательность.

    в) воспитательные

    развивать навыки: - работы в парах, группах;

    Умение слушать собеседника;

    Тип урока : изучение нового материала

    Оборудование: учебник, атлас по географии 5 класс, электронное приложение, раздаточный материал.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

    Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: о чем стихотворение?

    Окрашен космос в чёрный цвет,
    Поскольку атмосферы нет,
    Ни ночи нет, ни дня.
    Здесь нет земной голубизны,
    Здесь виды странны и чудны:
    И звёзды сразу все видны,
    И Солнце, и Луна.

    Приветствуют учителя

    Стихотворение читает ученик.

    Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

    регулятивные : целеполагание;

    коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Постановка учебной задачи, цели урока

    Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

    Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

    Какую цель урока мы поставим?

    На какие вопросы мы должны ответить, что бы достигнуть цели урока?

    Ребята, найдите определение «вселенной» в учебнике с.41.

    Ответы детей. Космическое пространство.

    Ответы детей «Земля во Вселенной»

    Ответы детей: Цель нашего урока является, изучение первых представлений о строении Вселенной.

    Ответы учащихся:

      Что такое Вселенная.

    Ученик читает определение в учебнике

    Регулятивные : целеполагание;

    коммуникативные : постановка вопросов;

    познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

    3.Открытие новых знаний

    Увеличение географических сведений связано, прежде всего, с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

    Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ, и изучать вопрос о том, как народ представлял Вселенную.

      Древние Греки

      Древние Египтяне

      Древние Индийцы.

      Жители Вавилона.

    Работу выполнить из сведений дополнительного материала (приложение 1) и текста в учебнике с. 41-42,так же взять сведения из атласа. Подготовьте ответ по заданию всей группой и выберите, кто пойдёт отвечать.

    Выполняют работу по раздаточному материалу в группах

    Познавательные:

    Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

    Коммуникативные:

    уметь взглянуть на ситуацию с позиции отвечающего.

    Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

    Личностные:

    Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

    4.Первичное закрепление.

    Физкультминутка.

    А сейчас немного отдохнём.

    Вновь у нас физкультминутка.

    Наклонились ну-ка, ну-ка.

    Распрямились, потянулись.

    А теперь назад прогнулись.

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем.

    Вправо – влево, раз и два.

    Думай, думай голова

    Хоть зарядка коротка.

    Отдохнули мы слегка.

    Проводят физкультминутку

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение

    Познавательные:

    анализируют информацию

    Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?

    Какие небесные тела были известны древним грекам?

    С помощью каких приборов изучали Вселенную?

    Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.

    Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

    Телескоп

    5.Закрепление.

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие задачи, мы поставили вначале урока?

    Скажите, пожалуйста, мы решили эти задачи? Была ли достигнута цель урока?

    Ответы учащихся:

      Что такое Вселенная.

      Какие учёные изучали строение Вселенной.

      Каковы современные представления о строении Вселенной.

    Произвольные ответы детей

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

    Познавательные:

    анализируют, обобщают.

    Регулятивные:

    оценивают степень и способы достижения цели.

    6.Домашнее задание.

    На выбор:

    1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

    2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенной.

    Записывают домашнее задание в дневник.

    Личностные:

    7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Я запомнил…

    Я узнал…

    Мне понравилось…

    Моё настроение…

    Над Землею ночью поздней,

    Только руку протяни,

    Ты ухватишься за звёзды:

    Рядом кажутся они

    Продолжают предложения

    Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение

    Приложение№1

    Древние греки

    Мир в представлении древних египтян

    Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

    Мир в представлении древних египтян : внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

    Древние индийцы

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

    Жители Вавилона

    Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «НОВОСЕЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

    РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    МБОУ «Новоселовская школа»

    Незборецкая Ольга Васильевна

    пгт. Новоселовское – 2016 г.

    Представление древних народов о Земле

    Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте. Однако, где именно, когда, у какого народа они были наиболее правильными, выяснить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

    Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира.

    То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

    В большинстве все представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.

    Древние жители побережья океана

    По преданию, древние жители побережья океана представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах трех китов.

    Древние индийцы

    По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.

    Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.


    Древние вавилоняне

    Ценные исторические сведения о Земле и ее форме сохранились у древних народов, живших в бассейне pек Тигра и Евфрата, дельте Нила и по берегам Средиземного моря (в Малой Азии и Южной Европе). До нашего времени дошли письменные документы из древней Вавилонии. Они имеют давность около 6000 лет.

    Вавилоняне в свою очередь унаследовали знания от еще более древних народов. Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс 12 созвездий Зодиака. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу.

    Древние греки

    Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.


    Древние египтяне

    Мир в представлении древних египтян: внизу -- Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката

    Древние евреи

    Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

    Древние мусульмане

    Семь небесных сфер по мусульманским представлениям. Мировоззрение о том, что вселенная подобна многоступенчатому сооружению. Мироздание делится мусульманскими богословами на три главные части - небо, землю и преисподнюю. Все семь небес имеют свое назначение, свои цвет и свойства, населены ангелами соответственных разрядов: 1-ое небо в мусульманской мифологии считается источником грома и дождиков, 2-ое состоит из расплавленного серебра, третье - из красноватого рубина, 4-ое - из жемчуга, 5-ое - из червонного золота, 6-ое - из зияющих рубинов. В конце концов, 7-ое небо заселено более славными и могущественными из ангелов - херувимами, день и ночь плачущими и стенающими перед богом, умоляя его помиловать заблудших грешников.

    Древние славяне

    Представления славян о земном устроении были очень сложны и запутаны. Некоторые древние славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством.



    Ветхозаветная Земля в виде скинии.



    Вид Земли по представлениям Гомера и Гесиода.

    Географы древнего мира пытались составлять карты известных им пространств - Ойкумены и даже Земли в целом. Карты эти были несовершенны и далеки от истины. Более верные карты появились лишь в последние два столетия до н. э.

    Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна. Есть мнение что до завершения , корабли которого поплыли в одну сторону и неожиданно для себя приплыли с обратной стороны туда же, то есть вплоть до 6 сентября 1522 года о шарообразности Земли никто и не подозревал.

    Когда-то в нежном возрасте, слыша в сказках выражение “на краю света”, я думала – где этот край и как он выглядит? Если это просто кончается Земля, и начинается пустота, то поставили ли там забор, чтобы никто не упал? Детство кончилось, я узнала о планетах и Солнечной системе , галактиках и Вселенной. Даже сейчас трудно представить себе необъятное и предположить, где край Вселенной . Наверное, в этом вопросе мы все, как древние люди, представляющие себе Землю и мироздание .

    Как представляли мир наши предки


    Научные попытки описания Вселенной

    Некоторые народы продвинулись в познании мира глубже, чем удобная легенда из бабушкиных сказок. Самыми передовыми в этой сфере оказались:

    • Греки. Официально, они первыми предположили, что Земля круглая . Но их теория была геоцентрической – считалось, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Атомисты предположили, что наша система – не единственная, и представляли Вселенную как скопление систем, в чем были недалеки от истины.
    • Индусы . В Ведах и Пуранах в иносказательной форме описывалась модель Солнечной системы , как планеты, идущие вокруг Солнца , а само Солнце – вокруг Земли . По мере деградации жреческого уровня, проекционные рисунки сами служители стали воспринимать как плоские объекты, из чего и возникла версия о плоской Земле.
    • Римляне . Как и греки, утверждали геоцентрику Вселенной, при этом довольно точно просчитывая временную длину орбит планет и отдаленность их от Земли.

    Сегодня

    То, что сегодня известно многое и о нашей Солнечной системе , нашей и близлежащих галактиках, не дает уверенности в правильности наших представлений о Вселенной . Большинство из них просто догадки . Вполне возможно, что наши представления также попадут в чьи-то обсуждения лет через 300.

  • Поделиться