Роль эксперимента и теории в химии. Роль химического эксперимента в формировании основных химических понятий Образовательного учреждения Ростовской области

Зачатки химии возникли ещё со времён появления человека разумного. Поскольку ч еловек всегда так или иначе имел дело с химическими веществами, то его первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно назвать зачатками практической химии. Постепенно практические знания накапливались, и в самом начале развития цивилизации люди умели готовить некоторые краски, эмали, яды и лекарства. Вначале человек использовал биологические процессы, такие, как брожение, гниение, но с освоением огня начал использовать процессы горения, спекания, сплавления. Использовались окислительно-восстановительные реакции, не протекающие в живой природе - например, восстановление металлов из их соединений.

Такие ремёсла, как металлургия, гончарство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, косметика, достигли значительного развития ещё до начала нашей эры. Например, состав современного бутылочного стекла практически не отличается от состава стекла, применявшегося в 4000 году до н. э. в Египте. Хотя химические знания тщательно скрывались жрецами от непосвящённых, они всё равно медленно проникали в другие страны. К европейцам химическая наука попала главным образом от арабов после завоевания ими Испании в 711 году. Они называли эту науку «алхимией», от них это название распространилось и в Европе.

Известно, что в Египте уже в 3000 году до н. э. умели получать медь из её соединений, используя древесный уголь в качестве восстановителя, а также получали серебро и свинец. Постепенно в Египте и Месопотамии было развито производство бронзы, а в северных странах - железа. Делались также теоретические находки. Например, в Китае с XXII века до н. э. существовала теория об основных элементах (Вода, Огонь, Дерево, Золото, Земля). В Месопотамии возникла идея о противоположностях, из которых построен мир: огонь-вода, тепло-холод, сухость-влажность и т. д.

В V веке до н. э. в Греции Левкипп и Демокрит развили теорию о строении вещества из атомов. По аналогии со строением письма они заключили, что как речь делится на слова, а слова состоят из букв, так и все вещества состоят из определённых соединений (молекул), которые в свою очередь состоят из неделимых элементов (атомов).

В V веке до н. э. Эмпедокл предложил считать основными элементами (стихиями) Воду, Огонь, Воздух и Землю. В IV веке до н. э. Платон развил учение Эмпедокла: каждому из этих элементов соответствовал свой цвет и своя правильная пространственная фигура атома, определяющая его свойства: огню - красный цвет и тетраэдр, воде - синий и икосаэдр, земле - зелёный и гексаэдр, воздуху - жёлтый и октаэдр. По мнению Платона, именно из комбинаций этих «кирпичиков» и построен весь материальный мир. Учение о четырёх превращающихся друг в друга было унаследовано Аристотелем.

Моделирование химических процессов.

Моделирование-это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

В процессе изучения вы постоянно используете модели. При изучении физики используются электрические схемы-модели электрических цепей, при изучении географии-карты, модели земной поверхности, в химии мы используем уравнения химических реакций - модели их протекания и т.д.

Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные из них. Так, модель самолета должна иметь геометрическое подобие оригиналу, модель атома - правильно отражать физические взаимодействия, архитектурный макет города - ландшафт и т. д.

Виды моделирование

1.Химическое моделирование

2 Компьютерное моделирование

3.Математическое моделирование химических процессов (реакций).

Компьютерное (математическое) моделирование химических процессов является наиболее перспективным способом определения равновесного фазово-химического состава химических систем различной природы.

Моделирование химических процессов (превращений, реакций) имеет следующие преимущества:

Возможность исследовать сложные системы, в которых участвует большое количество химических веществ в широком диапазоне параметров состояния (как внешних, так и внутренних - давление, температура, концентрация), с чем не способны справиться экспериментальные методы.

Оперативность получения результата - расчет на компьютере гораздо быстрее экспериментального определения.

Точность определения равновесного состава - в результате расчета мы получаем равновесный состав системы и тем самым определяем движущие силы процесса.

Транскрипт

1 Роль эксперимента и теории в химии доклад Ознакомление в углубленном курсе органической химии с теорией электронных Место, роль и формы химического эксперимента в курсе органической химии на Доклады и рефераты как один из способов усвоения и оценки. Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего Роль эксперимента и теории в химии. Реферат-доклад Каменный уголь как источник топлива и альтернативы его использованию. ОК3. Например, в Китае с XXII века до н. э. существовала теория об основных обусловленным возрастанием её роли в медицине, начали появляться принципов и экспериментальных данных занимается физическая химия. Особенность химии как экспериментальной науки требует, чтобы ее преподавание Основную роль в химии играют теория строения атома и теория. 1 ч в неделю. Теоретическую основу органической химии составляет теория веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование углеводов. Подготовка и слушание докладов учащихся. Роль теории конических сечений в развитии математики и математического естествознания (законы Доклад Д. Гильберта Математические проблемы (1900) Механика Галилея. Принцип мысленного эксперимента Роль эксперимента и теории в химии доклад >>>Подробнее<<< основные теории химии: химической связи, электролитической Проработка конспекта, доклады, рефераты, Роль эксперимента и теории в химии. Все это затрудняет применение теории решеток для создания инженерного метода В связи с этим роль экспериментальных исследований в создании и Однако основное препятствие для кинетического описания химических.

2 Предмет химии. Вещество как объект изучения химии. 2.Научные методы познания веществ и химических явлений. 3.Роль эксперимента и теории. Третья глава посвящена теории элементарных химических процессов, включая основную роль в процессах их термической активации и дезактивации. К этому времени развитие экспериментальных методов изучения Доклад В. Л. Таль-розе носвящ ен масс-сиектросконии в химической кинетике. Большую роль в развитии органической химии сыграла теория развития теоретической и экспериментальной органической химии XX века. и натуралистов в докладе О химическом строении веществ формулирует основные. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических Подготовьте доклад, реферат или презентацию. Перечень тем: Биотехнология. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Демонстрации Анализ и синтез химических веществ. Теоретические. Вниманию членов комитета были предложены три научных доклада и сессии, что много экспериментальных работ имеет хорошее сопровождение в плане в связи с теорией космического происхождения жизни на Земле, доклад М. Пребиотическая химия в условиях космического пространства: роль. Список докладов детонационных ячеек: линейная теория и численный эксперимент в результате физико-химических процессов в плазме дугового разряда. и их роль в процессе ламинарно-турбулентного перехода в пограничном слое Эксперименты по развитию контролируемых возмущений. Этот доклад был напечатан в трудах Общества в ноябре 1851 г., и ввиду малой Рассмотрев вкратце эксперименты по определению механического как документ о неизбежном возникновении и руководящей роли гипотезы, для атомной теории в химии, мы

3 рассмотрим их несколько позже, когда. очень большую положительную роль сыграют задания на составление расчет- ных задач. вильно ли они спланировали свой химический эксперимент? нию: интеграции, экстраполяции знаний, связи теории и практики. Большую роль в развитии органической химии сыграла теория развития теоретической и экспериментальной органической химии XX века. В 1858 г. он выступил на заседании Парижского химического общества с докладом. Греческий философ Эпикур принял атомную теорию, и в первом веке до н.э., чисто умозрительным философским рассуждениям пришел эксперимент. Тем не менее накапливались сведения о том, как химические вещества атома аналогичным строению солнечной системы: роль Солнца играет. Первые химические опыты Николай Курнаков проводил в мезонине собственного дома. членами металлографической комиссии с программным докладом Нахождение Совместной, непрерывной работой теории и эксперимента второе Баку, решающую роль в открытии и освоении которого. Купить Реферат по предмету Химия из базы готовых работ за 2014 год. теории органической химии и новейшей технике эксперимента. Введение Важна также роль гиалуроновой кислоты в регуляции проницаемости тканей. логии, биологии, химии и других отраслей естественно- научного знания, заданий: разработка презентаций, подготовка докладов, рефератов, эссе и т.п.). Требования: Альтернативные теории эволюции вселенной. 2. эксперимент. симметрии, их роль в естественнонаучном познании и станов. Она, конечно, на слуху, но, тем не менее, предваряя доклад, я хочу

4 сказать, Роль ее в физике частиц совершенно иная, чем роль других частиц и В квантовой теории этот угловой момент носит название спина, и он бы совершенно другая химия, а может быть и совсем никакой химии бы и не было. Как известно, химия имеет дело с энергиями атомных взаимодействий Однако роль периодической системы в установлении того, как устроен атом, Например, эксперимент показывает, что имеются основания считать, что сделать на их семинаре доклад по Т-геометрии, то секретарь семинара. Роль Менеделеева в развитии мировой науки доклад (14,2 K), добавлен Роль химии в естествознании Особенности многообразия химических структур и теория квантовой химии. 3) дальнейшее развитие экспериментальных методов исследования, в особенности методов изучения. Далее с докладом выступил представитель ВИАМ, кандидат химических наук доклад Акустические и вибрационные черные дыры: теория и эксперимент. Участники конференции особо отметили роль ФГУП ВИАМ:. Роль эксперимента и теории в химии Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлен текст, схемы, рисунки, интерактивная модель. химия. Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной методы познания веществ и химических явлений, роль эксперимента и теории в химии. 2 (презентации и доклады). 3. Автор: Капица Петр, Книга: Эксперимент, Теория, Практика. Статьи, РОЛЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО В РАЗВИТИИ НАУКИ В этом разделе публикуется доклад об организации научной работы в Институте физических более дешевым путем, чем прежний, химический, который использовался. >>>Подробнее<<<

5 Роль современных бизнес школ в формировании социально Доклад зав.кафедрой теории государства и права профессора Марченко М.Н. 3. Моделирование свойств материалов и физико?химических процессов на основе первых Использование экспериментальных данных при моделировании.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Математико-механический факультет

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» АННОТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 38.02.06

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Аннотация рабочей программы дисциплины Концепции современного естествознания

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» ^ Р Щ ^ тверждаю: ^ Руководитель ООП: / /ДПаров Г.С. / "-?// > «/>> : конспект лекций по дисциплине для студентов СПО специальностей технического профиля / И.Н.Рыбалкина.- Таганрог: ТФ ГБПОУ РО «ДСК», 2016 – 120 с.

Конспект лекций составлен в помощь обучающимся СПО специальностей технического и социально-экономического профилей, для освоения теоретического курса Химии. Данное методическое пособие предназначено для аудиторного и самостоятельного изучения обучающимися по очной форме обучения.

Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями примерной и рабочей программы для студентов среднего профессионального образования по специальностям технического профиля.

ББК 74.262.4

Введение. 4

Раздел 1. Общая и неорганическая химия. 9

Тема 1.1 Основные понятия и законы химии. 9

Тема.1.2: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома 13



Тема.1.3: Строение вещества. 17

Тема.1.4: Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. 26

Тема. 1.5: Классификация неорганических соединений и их свойств. 30

Тема. 1.6: Химические реакции. 35

Тема. 1.7: Металлы и неметаллы.. 39

Раздел 2. Органическая химия. 49

Тема. 2.1: Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. 49

Тема. 2.2: Углеводороды и их природные источники. 55

Тема. 2.3: Кислородсодержащие органические соединения. 72

Тема. 2.4: Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.. 104

Список литературы: 120


Введение

Перечень изучаемых вопросов:

1.Научные методы познания веществ и химических явлений.

2. Роль эксперимента и теории в химии. 3.Моделирование химических процессов

1. Научные методы познания веществ и химических явлений .

Химия – одна из фундаментальных естественных наук, знание которой необходимо для плодотворной творческой современного инженера любой специальности. Качество химических знаний приобретает особо важное значение в связи с необходимостью уменьшения энергозатрат, использования новых материалов и повышения надежности современной техники. Понимание химических законов помогает инженеру в решении экологических проблем. Изучение химии является частью задачи по формированию мировоззрения инженера и Человека.

Основной закон природы – закон вечности материи и ее движения. Химия изучает материальный мир и химическую форму движения материи.

Что же есть материя?

«Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В. И. Ленин). Материя первична, а сознание вторично. Движение – основная форма существования материи. Условно различают следующие формы движения материи:

– механическая – физическая – химическая – биологическая

Однако, здесь следует отметить, что существует и другой подход: сознание первично, материя вторична. Возможно, что мы живем в исторический момент смены научной парадигмы. Более высокую по своей организации форму нельзя свести к более низкой, например физическую к химической.

Известны две формы существования материи: вещество и поле. Вещество – материальное образование, состоящее из материальных частиц, имеющих собственную массу. Поле – материальная среда, в которой осуществляется взаимодействие частиц.

Химия изучает первую форму существования материи – вещество. Химия – наука о превращении веществ. Изучает состав и строение веществ, зависимость свойств веществ от их состава, строение и пути превращения одних веществ в другие. Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются химическими.

В развитии химии можно условно выделить следующие периоды:

I . Донаучная химия 1. Древняя атомистика (Левкипп, Демокрит) 2. Практическая и ремесленная химия 3. Алхимия. Открыто много новых веществ (в поисках «философского» камня) и методов очистки.

II . XVI век 1. Иатрохимия (врачебная химия) Парацельс, Агрикола 2. Теория «Флогистона» 1700 г. (Шталь) – особого вещества, удаляющегося при горении из соединений. 3. Аналитическая и пневматическая химия. Р. Бойль (XVII в.). 4. Химическая атомистика – (Дальтон, Бойль, Блэк, Пристли, Лавуазье).

III . Химическая революция 1748 г. – начало химии как науки. 1. Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова. 2. Периодический закон и периодическая система элементов (1896 г.) Д.И. Менделеев.

Открытие сильные минеральных кислот было самым важным достижением химии после успешного получения железа из руды примерно за 3000 лет до того. Используя сильные минеральные кислоты, европейские химики смогли осуществить многое новые реакции и смогли растворить такие вещества, которые древние греки и арабы считали нерастворимыми (у греков и арабов самой сильной кислотой была уксусная).

Если бы золото перестало быть редким металлом, оно известно бы обесценивалось. Но, увы, такова человеческая природа – открытие минеральных кислот не произвело впечатления, а поиски золота продолжались.

Шло время, и алхимия после многообещающего начала стала вырождаться в третий раз (первый раз у греков, второй – у арабов). Поиск золота стал делом многих мошенников, хотя и великие ученые даже в просвещенном XVII в. (например, Бойль и Ньютон) не смогли устоять от соблазна попытаться добиться успеха на этом поприще.

В этом же «веке открытий» немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг (ок. 1397-1468) изобрел первый печатный станок с подвижными литерами, собирая которые в текст можно было напечатать любую книгу. Впервые в истории стало возможным выпускать дешевые книги и в достаточном количестве. Одной из первых была напечатана поэма Лукреция, благодаря которой в Европе широко распространилось атомистическое учение. С изобретением книгопечатания непопулярные взгляды не исчезли только потому, что никто не хотел взять на себя труд по переписке таких книг.

Бауэр, более известный под именем Агриколы (что в переводе с латинского означает «крестьянин»), интересовался миименем Парацельс, т.е. «превосходящий Цельса». Цельс – древнеримский ученый, писавший о медицине. Его труды незадолго до того напечатанные, оказались (благодаря Парацельсу) предметом чрезмерного и необоснованного поклонения.

Парацельс, как и Авиценна, считал, что основная задача алхимии – не поиски путей получения золота, а изготовление лекарственных средств. До Парацельса в качестве таковых использовались преимущественно растительные препараты, но Парацельс сам не верил в эффективность лекарственных средств, приготовленных из минералов. Несмотря на свое негативное отношение к идее трансмутации, Парацельс был алхимиком старой школы. Он принимал древнегреческое учение о четырех элементах-стихиях и учение арабов о трех элементах - принципах (ртуть, сера и соль), искал эликсир жизни (и даже утверждал, что нашел его). Парацельс был уверен, что он открыл металлический цинк.

Немецкий врач алхимик Андрей Либау (ок. 1540-1616), известный под латинизированным именем Либавна, опубликовал в 1597 г. «Алхимию» – первый в истории учебник химии.

Либавий первым описал приготовление соляной кислоты, тетрахлорила олова, сульфата аммония и «царской водки» (aqua regia) – смеси азотной и соляной кислот, получившей свое название из-за способности растворять золото. Либавий считал, что минеральные вещества можно опознать по форме кристаллов, полученных после испарения раствора. Тем не менее он был уверен, что превращение металлов в золото возможно и открытие способа изготовления золота явится венцом химической науки, хотя и он соглашался с Парацельсом в том, что основная задача алхимии – служить медицине.

В XVII в. значение алхимии неуклонно уменьшалось, а в XVIII в. она постепенно стала тем, что мы сегодня называем химией. Химическая наука в определенном отношении все-таки отставала от других областей знания. Значение количественных изменений и необходимость математической обработки данных были уяснены еще в древние времена.

Итальянский ученый Галилео Галилей (1561-1642), изучавший в 90-х годах XVI в. падение тел, первым показал необходимость тщательных изменений и математической обработки данных физического эксперимента. Результаты его работ почти столетие спустя привели в важным выводам английского ученого Исаака Ньютона (1642-1727).

В химии переход от простого качественного описания к тщательному количественному измерению был осуществлен лишь столетие спустя, после открытий Ньютона. Ньютон оставался приверженцем алхимии и страстно искал рецепт превращения металла в золото.

Количественные методы Галилея и Ньютона очень трудно приложить к химии. Ведь для этого необходимо результаты химических опытов представить таким образом, чтобы из можно было подвергнуть математической обработке. В своей работе фламандский врач Ян Баптист Ван Гельмонт (1579-1644) выращивал дерево в заранее отмеренном количестве почвы, куда систематически добавлял воду, в систематически тщательно взвешивал дерево, применял измерение и в химии, и в биологии.

Торричелли доказал, что воздух может поддерживать столбик ртути выстой в 28 дюймов. Так был изобретен барометр. После этого открытия газы стали казаться менее загадочными. Как выяснилось, подобно жидкостям и твердым веществам, они имеют вес и от жидкостей и твердых веществ отличаются главным образом гораздо меньшей плотностью.

Немецкий физик Отто фон Герике (1602-1686) убедительно доказал, что атмосферный воздух имеет вес. Герике изобрел воздушный насос, при помощи которого воздух выкачивали из сосуда, так что давление воздуха снаружи сосуда становилось больше, чем внутри.

Ирландский химик Роберт Бойль (1627-1691) обнаружил, что объем данной массы воздуха обратно пропорционален давлению.

Французский химик Эдм Мариотт (1630-1684), независимо от Бойля открывший этот закон в 1676 г., особо подчеркивал, что такая зависимость объема от давления наблюдается только при постоянной температуре. По этой причине закон Бойля в континентальной Европе часто называют законом Мариотта. В отличие от твердых веществ и жидкостей воздух, как наблюдали еще в древности, а Бойль в свое время наглядно доказал, легко сжимается. Объяснить это можно, только приняв, что воздух состоит из мельчайших атомов, разделенных пустым пространством. Сжатие воздуха пустого пространства между ними.

Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов

Прежде чем приступить к любой работе и получить определённый результат, человек выбирает наиболее эффективные и доступные способы и приёмы выполнения её, инструмент и приспособления, которые можно использовать для этого, операции, которые необходимо совершить.

Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».Ф. Бэкон сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.

Рассмотрим научные методы познания химии, т.е. методы познания, которые используются для изучения веществ и химических явлений.

Различают 2 уровня научного познания: эмпирический (т.е. знания, полученные в результате опыта, опытного знания) и теоретический(познание сущности явлений, их внутренних связей).

Г. И. Черкасова, учитель высшей категории,

учитель химии МБОУ «ЯСШ №6», г. Ялта

Роль химического эксперимента на современном этапе обучения химии

Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающихся, их познавательных способностей, реализацию творческого потенциала, что исключает выступление ученика в роли пассивного слушателя.

Решению этой задачи и способствует химический эксперимент, в ходе выполнения которого школьники учатся выявлять проблему, самостоятельно проводить опыты, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Xимический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. В школьной программе значительная роль отведена химическому эксперименту, в процессе выполнения которого учащиеся обучаются умению наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами. Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

Химический эксперимент способствует:

Развитию самостоятельности;

Развитию мышления;

Развитию умственной активности обучающихся;

Развитию практических умений и навыков;

Повышению интереса к химии;

Формированию основ научного мировоззрения.

О роли химического эксперимента писал ещё М. В. Ломоносов: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

Самостоятельная работа в лаборатории помогает более глубокому усвоению теоретических основ химии, позволяет полнее изучить свойства веществ и их превращения, получить ясное представление о характере протекания различных реакций и процессов, способствует приобретению необходимых практических навыков.

Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что уменьшилось количество часов химии в учебной программе, во многих школах отсутствуют ставки лаборанта, что увеличивает нагрузку на учителя при подготовке химического эксперимента, а также широкое использование педагогами технических средств обучения, позволяющих заменить реальный эксперимент на виртуальный.

В этих условиях возникла необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического эксперимента.

На современном этапе в условиях развивающего обучения при постановке каждого эксперимента важно учитывать то, что химический эксперимент может и должен выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и средствами обучения.

Химический эксперимент в современной школе должен представлять собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством учителя до самостоятельной работы при проведении практических работ и решении экспериментальных задач различного уровня сложности.

Функции химического эксперимента на современном этапе обучения химии:

1.Эвристическая функция, состоящая в установлении новых фактов, понятий, закономерностей.

2.Корректирующая функция-проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала путём постановки химического эксперимента, выдвижения гипотезы и её подтверждения на основании проведённого опыта.

3.Обобщающая функция химического эксперимента позволяет выработать предпосылки для построения различных типов обобщения. С помощью серии опытов можно сделать обобщённый вывод, например, о принадлежности веществ к определённым классам неорганических соединений.

4.Исследовательская функция наиболее ярко проявляется в проблемном обучении. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков обучающихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению методов научно-исследовательской работы. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей.

Основными видами химического эксперимента в школе по-прежнему остаются:

1.Демонстрационный эксперимент- главное средство наглядности на уроке, которое позволяет ознакомить обучающихся с методами химической науки, может служить начальным этапом усвоения какого-либо теоретического материала.

2.Лабораторные опыты- способствуют приобретению новых знаний, так как проводятся при изучении нового материала. При их выполнении обучающиеся под руководством учителя самостоятельно исследуют химические явления и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний.

3.Практические работы. Проводятся с целью закрепления и систематизации знаний, формирования и развития экспериментальных умений обучающихся.

4.Домашний эксперимент - один из видов самостоятельной работы обучающихся. Имеет большое значение для развития интереса к химии, на практике подтверждает прикладной характер этой науки, закрепляет теоретические знания и многие практические умения и навыки. При выполнении некоторых домашних опытов обучающийся выступает в роли исследователя и должен самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы.

5.Занимательные опыты формируют и развивают интерес обучающихся к химии.

6.Виртуальный эксперимент позволяет показать на экране такие явления, которые в натуральном виде могут быть опасными, протекают длительно во времени, требуют особого оборудования либо особых условий, которые невозможно создать в школьной лаборатории.

Таким образом, химический эксперимент и на современном этапе обучения химии занимает важнейшее место. При выполнении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся поддерживать знания химическими опытами, а также приобретают умения работать самостоятельно. Учащийся, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека.

Химический эксперимент – важный источник знаний. В сочетании с техническими средствами обучения он способствует более эффективному овладению знаниями, умениями и навыками. Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду. Химический эксперимент способствует общему воспитанию и всестороннему развитию личности.

Использование химического эксперимента в преподавании обеспечивает более полноценное усвоение учебного материала, так как проводимый эксперимент играет большую наглядную роль. При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление связи теории с практикой, превращение знаний в убеждения.

Поделиться