Роль науки и образования в инновационном процессе. Роль науки и образования в инновационном развитии россии. Менеджмент инновационной экономики

Глава 3. Оценка инновационной деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рисунок 1.1 Формы поддержки научной деятельности.


Рисунок 1.2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности.


К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.

На рис. 1 представлены основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности в развитых странах мира. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательств, децентрализованного регулирования и смешанные.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимаетфинансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепить виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в сфере науки; отразить правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.



Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы.


Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
по дисциплине: «Методологические теории и принципы современной науки и техники»
тема: «Роль науки в инновационном процессе.»Выполнила:
студентка 1 курса
Группы ИТСМ-121
Леонова Ю.А
Принял: Линец Г.И.
Ставрополь 2012
ВВЕДЕНИЕ
Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.
Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.
Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.
В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.
Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.
Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия.
ПОНЯТИЕ НАУКА
Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).
Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как
единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.РОЛЬ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.
Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.
Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.
Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.
Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.
Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.
Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Сложившаяся ситуация в науке и научном комплексе в целом характеризуется преобладанием устойчиво отрицательных для дальнейшего развития тенденций. Это проявляется в следующем:
Наука и инновационная деятельность (новая техника, технологии и материалы), по-прежнему, остаются практически невостребованными. Это проявляется в сокращении числа образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Об этом также свидетельствует неизменно уменьшающееся количество освоенных производством образцов новой техники. Объем финансирования науки в 1999 году уменьшился почти в 20 раз по отношению к уровню 1989 года. Сохраняющий стабильный уровень производства сырьевой сектор (нефтедобывающая, газовая промышленность) в основном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику.
Уровень среднемесячной заработной платы в сфере науки и научного обслуживания находится на девятом месте среди 15 основных отраслей экономики, а задолженность госбюджета науки составляет на сегодняшний день около половины запланированных средств.
Организационно распался самый крупный сектор науки –отраслевая наука, доля которого в 1990 году составляла примерно 60%. При этом промышленность практически лишилась дееспособных научных коллективов, осуществляющих научное сопровождение производства, а академическая и вузовская наука – партнеров по доведению идей, технических и технологических решений до практического освоения. Лишь частично смогло компенсировать эту потерю опыт созданию сети государственных центров (ГНЦ) и организаций, которым присвоен статус ГНЦ. Это позволило обеспечить определенную государственную поддержку передовых научных школ и продолжить наиболее приоритетные фундаментальные и поисковые исследования, а также проведение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по программам, согласованным с министерствами и ведомствами.
Наука и научный комплекс финансируются государством из незащищенных разделов бюджета по остаточному принципу. Резко сократились затраты на закупку приборов и научного оборудования, расходы на проведение научных экспериментов.
Крайне недостаточен приток талантливой молодежи в науку. Если наиболее многочисленная группа исследователей находилась в 1988 году в интервале 30-39 лет, в 1998 году наиболее многочисленная группа исследователей переместилась в возрастной интервал 40-49 лет, наиболее квалифицированную часть научного потенциала составляют доктора наук, возраст которых в основном превышает 60 лет.
Размеры помощи российской науке со стороны развитых стран, достигавшие в 1992-94 годах около трети всех затрат на науку, имеют устойчивую тенденцию к сокращению.
Проектировавшаяся реформаторами модель российской науки представлялась еще более ограниченной: первоначально (в середине 1993 года) намечалось сокращение вдвое размеров фундаментальной (прежде всего академической) науки, а общая численность исследователей должна быть сокращена почти втрое. Такие оценки формировались без учета особенностей сложившегося научного комплекса России на основе пропорций отчисления на науку от ВВП в развитых странах.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ.
При формировании целей развития научного комплекса страны важно помнить, что наука как социальный инструмент, по крайней мере, две составляющие с точки зрения ее взаимоотношений с обществом.
Первая относится, прежде всего, к фундаментальной науке и отражает естественный ход ее развития, определяемы накопленным научным знанием, творческим потенциалом ученых и, частично, воздействием улавливаемого этими учеными социального заказа. Научные знания имеют всеобщий характер и коллективы ученых, порождающие эти знания, входят в мировое научное сообщество, являются достоянием общечеловеческой цивилизации и развиваются, ориентируясь на решение проблем глобального развития человечества.
Вторая составляющая относится к прикладной науке, которая ориентирована на решение социальных и экономических задач страны и может энергично и результативно развиваться при наличии достаточно отчетливо сформулированного и оплаченного обществом социального заказа на результаты научно-технической деятельности. Это сфера практически прямого воздействия на масштабы и качество ожидаемых научных и технологических результатов со стороны органов управления обществом и государством. Социальная и экономическая эффективность деятельности второй составляющей существенно зависит от трудовой этики населения.
Особую тревогу вызывает фактический распад прикладной науки и устойчивое снижение научно-технологического потенциала страны. Это означает, что экономика страны лишается ее постоянно обновляющей основы, а смена технологии в ближайшем будущем будет зависеть даже не столько от продажи России лицензий на новые технологии, сколько от прямых поставок устаревшего импортного оборудования и технологии. Все это только увеличит отставание России от ведущих стран мира, поскольку в этих условиях Россия не сможет ни предлагать мировому сообществу новую технику, ни самостоятельно осваивать новейшие технологии ведущих стран мира. При оценке значимости первой составляющей необходимо исходить из следующего: заставлять фундаментальную науку адаптироваться только экономическими методами в кризисной ситуации неэкономно и бесперспективно. Мировой опыт показал, что именно научный комплекс совместно со сферой образования и управления технологиями является локомотивом энергичного движения к наукоемким и образовательным экономикам, за которыми будущее. Необходимость движения именно в этом направлении задают общецивилизационные процессы глобализации и информатизации всех сфер хозяйственной жизни человечества. Иначе остается лишь перспектива технологической отсталости и энергичное смещение на периферию цивилизации.
России уже сейчас нужно перспективная модель будущей науки, способной обеспечить стратегические интересы жизнедеятельности населения. Эти стратегические интересы должны быть политически осознаны и оформлены как социальный заказ научному комплексу.
Чтобы разработать целевые ориентиры, кроме самоопределения научного сообщества, нужна технология формирования и проведения в жизнь долговременных целевых установок общества, подкрепленная соответствующими институтами и законами. Такие страны как Япония, Франция, США имеют технологии формирования национальных приоритетов и поддерживающие их институты.
Российская академия наук накопила немалый опыт разработки сложных наукоемких проблем, в том числе опыт долгосрочного прогнозирования социально-экономических процессов. Миннауки России и РАН совместно с ГНЦ могли бы взять на себя инициативу подготовки Комплексной программы развития российской науки, технологий и производства.
Чрезвычайно актуально ввести в действие технологию принятия решений по вопросам социального, экономического и научно-технического развития, вовлечь в подготовку важнейших государственных решений высококвалифицированных ученых и специалистов научного комплекса, повысить результативность действий органов государственной власти и сэкономить огромные средства за счет системного согласования решений, без чего невозможно устойчивое сбалансированное развитие жизнедеятельности страны.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ НОВШЕСТВ.
Мощным средством интенсификации любых разработок стало в последние десятилетия электронно-вычислительная техника. Первым ее вкладом в интенсивную технологию инновационного процесса на предприятии стала автоматизация информационного обеспечения. Создание информационно-справочных и информационно-поисковых систем, банков данных, баз знании и т.п. позволили резко увеличить полноту охвата имеющейся информации, целенаправленность ее поиска и использования.
В современных условиях интенсивного производства новых знаний процессы создания новых технических систем характеризуются возрастающей сложностью задач конструирования: растет число альтернатив выполнения отдельных подсистем, узлов, блоков, увеличивается список физических процессов, которые закладываются в основу их производства. С ростом числа альтернатив увеличивается и число осу­ществляемых и работоспособных комбинаций этих альтернатив. Все это ведет к необходимости адекватного информационного обеспечения проектных и конструкторских работ, невозможного, в наше время все возрастающего потока информации, без помощи ЭВМ.
Академик В.Н.Глушков отмечал, что "аспекты применения ЭВМ в изобретательстве практически бесчисленны" и следующим шагом в этом плане стало использование возможностей электронно-вычислительной техники не только в поиске оптимальных физических принципов действия (ФПД) будущих конструкций или технологий и технических решений (ТР), но и в открытии новых и более эффективных ФПД и ТР.
Например, один из разработанных в нашей стране методов автоматизированного синтеза технических решений позволяет получать путем комбинирования элементов и признаков известных технических решений новые, еще неизвестные ТР, обеспечивает в большой мере автоматическую оценку и сравнение вариантов ТР, автоматизирует описание синтезированных (выбранных) ТР на естественном языке или в виде графического эскиза.
В последнее время все большее значение приобретает человеко-машинные экспертные системы, позволяющие соединить опыт, знания и интуицию людей с возможностями электронно-вычислительной техники. Особенно перспективно применение таких систем в инновационном процессе, как правило, характеризующимся значительной неопределенностью сроков, необходимых ресурсов, ожидаемых результатов.
По мнению российских специалистов, в первую очередь нужны экспертные системы для отработки разрабатываемых объектов на испы­тательных стендах. Так, анализ инновационного процесса разработки ряда видов двигателей показал, что они создавались в течение 6-7 лет. Но при этом затраты времени и средств на отработку изделия составляли более 80 процентов общих затрат на проект, а полезное время самого процесса испытаний - всего 5-12 процентов.
Такой низкий КПД объясняется, с одной стороны, тем, что в связи со сложностью математического описания взаимосвязи физических процессов, происходящих в разрабатываемых объектах, ошибки в проектах сложных систем неизбежны; с другой - при проектировании не принято предусматривать возможность возникновения сбоев, ибо изначально предполагается, что объект будет удовлетворять всем установленным в задании требованиям.
Необходимо, однако, заметить, что не в ходе собственно проектирования, а лишь в процессе продолжительной экспериментальной обра­ботки и натурных испытаний можно обеспечить высокую надежность и качество создаваемых изделий. Экономия на разработке программы и системы испытаний приводит к тому, что теряется неизмеримо больше времени и средств на выяснение причин непредвиденных отказов и их устранение. Практика показывает, что на это уходит порой 90 процентов времени экспериментальной отладки новых изделий.
Использование экспертной системы, в которой параллельно с проектированием объекта готовится и оптимизируется программа его испытаний, позволяет еще на начальных стадиях проекта выявить слабые места в конструкции, которые могут быть исправлены до начала эксплуатации машин. С помощью этих систем в современной технике полнее учитывается ее взаимодействие с пользователями и внешней средой, осуществляется контроль и диагностика, без которых сложные машины считаются сегодня неконкурентоспособными.Огромные возможности экспертных систем лучше всего раскрываются в их сочетании с другими функциональными блоками и разра­ботанными пакетами прикладных программ систем автоматизированного проектирования.
В США, например, уже есть новые средства программного обеспечения ЭВМ, позволяющие резко ускорить и повысить точность пред­варительных расчетов себестоимости готовящейся и выпускаемой продукт». Так, программы корпорация "Кодак" позволяют сократить на 75 процентов время составления сметы расходов по выпуску продукции. Как свидетельствует опыт отдельных компаний, при умелом ис­пользовании данных программ отклонения предварительных результатов от фактических показателей себестоимости не превышают 10 процентов. Специализированные системы автоматического проектирования (САПР), предназначенные исключительно для расчетов смет, способны оперировать большими базами, включающими данные о более чем 250 видах конструкционных материалов и 60 типах технологического оборудования.
С помощью некоторых моделей подобных комплексных систем оптимизируется выбор новых технологий, рассчитывается время выпуска партия изделий, определяется себестоимость партии я затраты времени на проверку качества выпускаемой продукции. Внедряются в практику и принципиально новые подходы к построению подобных программ, ориентированных на стадии конструкторско-технологической разработки изделия. Этими программами оснащаются экспертные системы, предназначенные для конструкторов и технологов.
Основной принцип, в соответствии с которым формируется база таких систем, состоит в том, что от 50 до 80 процентов будущей себесто­имости могут быть точно определены на этапе конструкторско-технологической разработки. Обычно эти программы вводятся на автоматизированные рабочие места (АРМ) конструкторов и технологов, что значительно повышает эффективность их использования. Бла­годаря этому, в частности, появляется возможность анализа многих вариантов себестоимости. Наиболее опытным специалистам удается рассчитывать с помощью новых программ ожидаемую себестоимость будущего изделия с точность до 5% за полчаса.
Экспертные системы хорошо зарекомендовали себя при решении ряда задач автоматизированного проектирования, производства интегральных схем, управления технологическими процессами и т.п.
Так, благодаря вводу экспертной системы в процесс проектирования больших интегральных схем удалось оптимизировать их разработку, проводить ее гораздо быстрее и качественнее. Одна из таких систем американской фирмы "Белл" помогает проектантам получить описание микросхемы, координировать переход от одного этапа к другому, автоматически составлять необходимую документацию и т.п.
Фирма ДЕК использует экспертные системы при разработке состава и конфигурации выпускаемых компьютеров, что позволяет ей создать машины с оптимальными характеристиками, отвечающим и всем требованиям заказчиков.
На основе заранее установленных правил применяемая фирмой система определяет, какие замены или дополнения надо внести в исход­ную конфигурацию ЭВМ, чтобы обеспечить поставку машины, соответствующей нуждам заказчика и имеющей при этом минимальную себестоимость.
При помощи этой экспертной системы фирма ДЕК определила конфигурацию более чем 90 тыс. машин и в 98 процентах случаев никаких проблем не возникало. Производительность системы в шесть раз выше по сравнению с работой "вручную". В то же время 2 процента заказов, которые оказались не под силу экспертной системе, заключает в себе наиболее интересные и сложные новые задачи, решение которых требует максимальных усилий и высокой квалификации.
Таким образом, экспертные системы не только являются средством интенсификации технологии инновационного процесса, но и способны играть роль "ищеек", выискивающих неизвестные инновационные направления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука -производство". Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В 80-е годы в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно заметно эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гусейнова А.Д. Информационно-аналитическая система «Наука и инновации» / Материалы V Международной научно-практической конференции. - К.: УкрIНТЕI, 2006.
Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2005
Наука и высокие технологии в России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. коллектива В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2001. – 636 сПопулярная экономическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Д. Некипелова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновационный_процесс
http://www.issras.ru/papers/energ03_2012_Mindeli.phphttp://www.milogiya2007.ru/mireconom5.htmhttp://infomanagement.ru/referat/12/25

ВВЕДЕНИЕ

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.



В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия.

ПОНЯТИЕ НАУКА

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).

Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как

единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)

научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

РОЛЬ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Краткое описание

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.1

Стр.
1
Роль науки в развитии инновационной деятельности
3
2
Организационные формы инновационных предприятий
6

Тесты
18

Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

по дисциплине «Инновационный менеджмент»


1. Роль науки в развитии инновационной деятельности.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале. 1

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается. 2

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности.

Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие, прежде всего, быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии.

Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии. 3

2. Организационные формы инновационных предприятий.

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 -97%. 4

Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно- производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

Научно-исследовательские институты (НИИ);

Конструкторское бюро (КБ);

Проектно-технологические институты (ПТИ);

Проектно-конструкторские институты (ПКИ);

Государственные проектные институты (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований. 5

Классификация научно-технических (инновационных) организаций

Для принятия правильных решений по созданию новых (малых инновационных фирм, в том числе венчурных и т.д.) и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам:

По масштабам работ – международные, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, а также, всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно- технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;

По степени охвата процесса «наука» - производство» - научные, научно-технические, технические, научно-производственные;

По степени специализации, профилю – научно-исследовательские институты, проектно- конструкторские и технологические организации узкого и широкого профиля;

По степени юридической и оперативно- хозяйственной самостоятельности – организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;

По характеру конечного продукта – организации, расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т.д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления.

Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации научно- технических разработок в отрасли, вписывающихся в вышеприведенную классификацию, определенное представление можно получить на примере машиностроения. Машиностроение является наиболее разветвленной отраслью промышленности и наиболее прогрессивной, наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в машиностроении в основном осуществляется в семи организационных формах:

1. научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты (НИПКИ);

2. научно-производственные объединения (НПО);

3. самостоятельные конструкторские бюро (ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ);

4. конструкторские бюро (КБ) при объединениях (предприятиях) и конструкторские отделы (СКО, ОГК, КТБ) предприятий. Такие КБ не только производственно, но и в большинстве случаев территориально связаны с теми предприятиями, которые они главным образом обслуживают;

5. научно-исследовательские и проектно-технологические институты узкого и

6. широкого профиля (НИПТИ);

7. НИИ организации производства (НИИОП) и НИИ технико- экономических исследований и информации (НИИТЭИИ);

8. государственные проектные институты (ГПИ).

Эти сложившиеся организационные формы инновационных разработок отличаются по назначению, масштабу решаемых задач, отдельным выполняемым видам работ и их ведущим направлениям. Такое разделение не означает создания одних видов изделий в НИИ, других – в ОКБ, третьих – в ОГК. Здесь существует множество разновидностей форм, широкое разделение труда между ними. Так, в авиадвигателестроении новая конструкция двигателя разрабатывается в ОКБ, имеющем свою опытно-экспериментальную базу, могущую изготовить опытный образец и довести его, а СКО заводов работают только над непосредственным внедрением этих проектов в производство и частичным их совершенствованием. В станкостроительной и электротехнической промышленности инновации (новшество) разрабатываются в НИИ, СКБ и ОГК, т.е. функционируют все основные формы организации научно-технических разработок. 6

Формирование новых, прогрессивных организационных структур

В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:

Научно-производственные объединения (НПО);

Межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК);

Инженерные центры;

Временные научно-технические коллективы;

Специализированные внедренческие организации;

Региональные научные центры.

Вторая группа организаций связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.

К принципиально новым формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т.е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой. В последние годы роль малых инновационных предприятий (организаций) резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.

Наука и сфера научной деятельности. В современном мире наука является важнейшим элементом общественного развития, условием повышения благосостояния членов общества, их интеллектуального роста. К сфере науки относятся: 1. Систематизированная совокупность знаний, накопленных человеческим обществом в процессе его развития. 2. Методы и социальные формы осуществления научной деятельности. 3. Информационная, материально-техническая, технологическая база, существенно необходимая для осуществления научной деятельности. Конечные результаты научной деятельности проявляются в профессиональном, образовательном и духовном потенциалах общества. Научная деятельность - это интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, технике, технологиях, обществе. Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение и дальнейшее развитие, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем; на обеспечение функционирования науки, техники и производства, как единой системы. Рисунок 3.5 - Виды инновационной деятельности Рисунок 3.6 - Характеристики инновационных процессов Рисунок 3.7 - Источники финансирования этапов инновационного процесс Научно-образовательная деятельность - это деятельность по систематизации научных и научно-технических знаний и их использованию в процессе подготовки специалистов. Конечная цель научно-технической деятельности - научный результат. Научный результат - это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности, либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью (это побочный научный результат). Научный результат может включать в себя как объекты интеллектуальной собственности, так и способы, принципы, идеи, открытия, данные эксперимента и наблюдений. Научно-технический потенциал - это совокупность накопленных знаний (информации); людей, владеющих этими знаниями; материально-технической и организационной базами. Осознавая то, что научные ценности создаются творческим трудом ученых, что процесс труда в науке и образовании характеризуется преобладанием элементов творчества, инноватики, инициативы, постановкой и принятием нестандартных решений, государство поддерживает органически присущее научному сообществу стремление к самоуправлению и самоорганизации и создает благоприятные условия для конкурентного и свободного развития различных научных школ и направлений, не допуская вмешательства в творческий процесс поиска истины. Научно-техническая деятельность важна не сама по себе, а только как результат практического использования полученных знаний в общественной жизни. Поэтому, деятельность, направленная на коммерческую реализацию научных результатов в виде нового и улучшенного производимого продукта, способа его производства и совершенствования социального обслуживания, основой которых являются объекты интеллектуальной собственности, называют инновационной. Существует множество концепций процесса разработки новых продуктов, но ни одна из них не находит общего признания и отличается от остальных характером этапов деятельности, включенных в этот процесс. Создание нового продукта состоит их следующих этапов: 1) разработка концепции, 2) проверка осуществимости концепции, 3) разработка продукта (экспериментальная разработка), 4) опытное производство, 5) полномасштабное производство (полная коммерциализация) продукта. Разработка концепции. Концептуальная стадия характеризует период, в течение которого устанавливается научная обоснованность концепции. Научная обоснованность означает отсутствие общеизвестных научных истин или объективных законов природы, полученных и проверенных научными методами, которые опровергали бы осуществимость предложенной концепции. Разработка концепции осуществляется в рамках фундаментальных научных исследований. Фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования -задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных раннее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Результатом осуществления этого этапа является создание стендовых моделей (в случае технологического процесса) или макетов (в случае продукта). Модели предназначены доказать, что новый процесс (продукт) будет иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие предполагаемым. В том случае, когда невозможно создать целую модель, осуществимость может быть продемонстрирована с помощью соответствующих исследований, испытаний и методов компьютерного моделирования. Проверка осуществимости концепции. Характеризует период, в течение которого доказывается, в рамках существующего уровня техники, возможность производства, основанного на данной концепции нового продукта. Под уровнем техники понимается уровень накопленных знаний в конкретной области науки или техники, определяемой путем обзора открытой научной литературы или пакетным поиском. Доказательство технической осуществимости проявляется в рамках прикладных исследований. Прикладные (оригинальные) исследования - направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно - исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках. Разработка продукта (экспериментальная разработка) - завершающая стадия научных исследований. Этот этап характеризуется переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Целью разработок является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. На данном этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов; условий эксплуатационной и экологической безопасности; уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок. Опытное производство. Стадия определения промышленной применимости и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом данной стадии является опытный образец - полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Этот образец используется для получения предпроизводственных технических данных и информации об эксплуатационных характеристиках, качества и надежности предпроизводственной модели. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам. Полномасштабное производство - это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка. Завершающей стадией процесса исследований научной разработки является опытное освоение промышленного производства нового изделия. Стадией опытного освоения промышленных производств нового изделия заканчиваются работы, связанные со сферой науки, и начинается процесс производства. В производстве знания материализуются, а научные исследования находят свое логическое завершение. Формы организации науки. Наука и научное обслуживание, как сфера деятельности, имеют свои специфические особенности. Это касается высокого процента неопределенности получаемых результатов, необходимости координации инвестиционных решений при получении новых знаний, продуктов и технологий. В России сложилась специфическая система организации науки, включающая пять взаимосвязанных секторов или сфер: 1. Академическая наука - представленная, учреждениями Российской академии наук и других Российских академий. 2. Вузовская наука - представленная институтами, проблемными и отраслевыми лабораториями, научно-исследовательскими секторами. 3. Отраслевая наука - представленная самостоятельными научными организациями, подчиненными органами отраслевого управления. 4. Заводская наука - представленная как самостоятельными научными организациями, входящими в состав производственных объединений, так и в основном конструкторскими, технологическими подразделениями в структуре предприятий. 5.Наука предпринимательского сектора - представленная негосударственными научными организациями и малыми инновационными (венчурными) предприятиями. Роль и место научных организаций различных сфер науки России в едином процессе деятельности неодинаковы, внутренне противоречивы и отличаются от сложившихся в развитых странах (табл. 3.1). Таблица 3.1 - Направления исследований, проводимые секторами науки (Россия и развитые страны) Направления (виды) исследований (разработок) и функции Сектора науки Россия развитые страны 1. Фундаментальные исследования по ведущим направлениям науки Академическая и вузовская наука Академическая и вузовская наука, отдельные ученые 2. Прикладные исследования в приоритетных областях Академическая вузовская и отраслевая наука Академическая вузовская наука, венчурные фирмы и отдельные ученые 3. Прикладные НИОКР и ОКР межотраслевого и отраслевого характера Вузовская и отраслевая наука Вузовская наука и заводская наука 4. Проведение единой научно-технической политики Отраслевая наука до 1992 года, с 1992 года - Министерство по науке и технологиям Органы государственного управления в масштабах страны 5. Коммерциализация научных исследований Вузоская отраслевая, заводская наука, наука предпринимательского сектора Вузовская и заводская наука, отдельные венчурные предприятия Специфика развития науки в России определяется следующими факторами: 1. Для России является традиционным повышенное внимание к фундаментальным исследованиям. Академический сектор, способствующий проведению фундаментальных исследований имеет почти двухсотлетнную историю. 2. Наука в России, прежде всего академическая и вузовская, из-за относительной слабости других общественных институтов является важнейшим элементом национальной культуры, одной из главных составляющих национального богатства. 3. Основная часть научно - технического потенциала принадлежала оборонной промышленности. В связи с осуществляемым в России с 1992 года переходом от отраслевого принципа управления к программно-целевому принципу, функции отраслевой науки, являющиеся по существу функциями органов государственного и отраслевого управления, прекращаются. Т.е. отраслевая наука и составляющие ее самостоятельные научные организации перестают играть роль "продолжения" аппарата отраслевых министерств и прекращают обслуживать неэкономические потребности государственного аппарата отраслевого управления. Объективная необходимость существования отраслевой науки обусловлена следующими причинами: Преобладающим количеством организаций отраслевой науки. Слабостью научного потенциала, в части оснащения и ресурсного обеспечения академической и вузовской науки, которая не может обеспечить ни выполнение прикладных исследований межотраслевого и общеотраслевого характера, ни осуществление перспективных разработок с опережающими техническими решениями. Недостаточной экономической заинтересованностью и длительным периодом формирования такого научно-технического потенциала промышленных предприятий, который лишь в отдаленной перспективе станет сопоставим с потенциалом корпораций в развитых странах. Слабостью развития или полным отсутствием на большинстве предприятий технических служб (служб развития), способных обеспечить обновление и совершенствование производства. Статус научного работника и специалиста научной организации. Научная деятельность может осуществляться гражданами РФ, научными организациями, объединениями научных организаций и научных работников, а также временными коллективами научных и других работников. Научным работником признается лицо, обладающее необходимой квалификацией и участвующее в получении и систематизации научных знаний. Квалификация научного работника определяется результатами аттестации и выражается: 1. В назначении на должность, отнесенную к категории научные сотрудники: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник. 2. В присуждении ученого звания или ученой степени, либо в наличии специального научного звания, образования, подтвержденного соответствующим дипломом, свидетельством, аттестатом: ученые степени: кандидат наук; доктор наук; ученые звания: старший научный сотрудник; доцент; профессор; академик. 3. В членстве различного рода союзах, ассоциациях и иных объединениях научных работников. Специалисты научных организаций (инженерно-технический работник) - это лица, имеющие законченное среднее или высшее образование, способствующие получению научного результата, но не являющиеся его соавторами, а также те, кто использует научные результаты в своей деятельности. Научная организация - коллектив научных и других работников, наделенных правами юридического лица, основанный на любой форме собственности и главной целью которого является осуществление научно-технической деятельности, подготовки и аттестации научных кадров. Научные организации подразделяются на научные учреждения и научные предприятия. Научные учреждения - это научные государственные организации, созданные для осуществления научной и научно-технической деятельности в соответствующих областях науки и техники, финансируемые за счет государственного бюджета или централизованных внебюджетных источников. Научное предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект /инновационная организация/, преследующий извлечение прибыли путем тиражирования и продажи научно - технической продукции и инженерно-консультационных услуг в качестве основной цели своей деятельности. Временный научный коллектив - группа научных и других работников, объединившихся, без образования юридического лица, для оперативного получения научного результата на срок, необходимый для решений поставленной задачи. Классификация организаций научной сферы. Выделяют 5 основных признаков классификации научных организаций. 1. По организационно - правовому статусу: самостоятельные научно-технические единицы; объединения самостоятельных научно-технических единиц; организации в составе производственных, образовательных и иных структур, являющихся их структурными подразделениями. 2. По характеру формирования и распределения доходов: прибыльные или коммерческие; бесприбыльные или некоммерческие. 3. По значимости организации в степени ориентации на реализацию национальных интересов или приоритетов. 4. По характеру источников финансирования: бюджетные (базовое финансирование); внебюджетные. 5. По преобладающему типу собственности: частные; государственные; коллективные. Значимость организации определяется характером решаемых ею задач и прежде всего задач, связанных с государственными (национальными), научно-техническими приоритетами. В том случае, если роль организации в реализации этих приоритетов достаточно высока, он получает статус "федеральной" организации (национальной). Научные организации осуществляют финансирование своей деятельности из разных источников, которые укрупненно можно разделить на две группы: бюджетные и внебюджетные. В том случае, если базовое финансирование научной организации осуществляется из государственного бюджета, она является бюджетной; в противном случае - таковой не является. Под базовым бюджетным финансированием понимается возмещение затрат из средств государственного бюджета на заработную плату по должностным окладам, определяемым на основе единой тарифной сетке и расчетного лимита численности сотрудников, а также других затрат, определяемых нормативными документами. Важным этапом анализа сети организаций научно-технической и инновационной сферы является разработка соответствующей классификации таких организаций. Методологической основой классификации научных и инновационных организаций является концепция видов специализации звеньев организационной структуры (рис. 3.8). Таким образом, знания о современном уровне и состоянии исследований и. разработок, наряду со знаниями потребностей рынка, являются основными предпосылками для формирования инновационного замысла. Рисунок 3.8 – Классификация научных организаций по видам

Поделиться