Самообразование пальчиковые игры. Анализ деятельности по самообразованию. для развития мелкой моторики

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Казани

План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)»

Цель

Задачи :

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки

Сентябрь

Октябрь

«Развитие мелкой моторики

у детей раннего возраста»

Доклад

Ноябрь

  1. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Призентация, текстовой материал

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев

2) Разучивание пальчиковых игр

3) «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

Текстовой материал, консультация для родителей

Январь, в течений года

Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка круп, «Покорми лягушонка», мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом,)

Текстовой материал

Февраль

«Развиваем руки – развиваем речь»

Консультация для воспитателей

Март

Учить детей барельефной лепке

Выставка

Апрель

Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики

Мастер-класс педагогам

Май

Текстовой материал

Муниципального автономного дошкольного

г. Казани

План работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (во второй младшей группе)

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев." В.А.Сухомлинский

Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; формирование речевых навыков у детей младшего возраста; интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Актуальность данной работы: учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

План работы на 2015 - 2016 учебный год

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течений года

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Подбор и изучение научно-методической литературы по Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности.данной теме

Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста

Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.

Разработка перспективного плана работы

Создание картотеки пальчиковых игр

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультативная помощь родителям « Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Разучивание новых пальчиковых игр

Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий.

Текстовой материал

Текстовой материал

Учебная литература, методические пособия и т.д.

Подборка игр и дидактических пособий

Подборка пальчиковых игр

Текстовый материал для папки передвижки

Выступление по данной теме, обмен опыта с педагогами

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 170 комбинированного вида»Ново-Савиновского района

г. Казани

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в средней группе)

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Задачи:1)Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3) Улучшить общую двигательную активность; 4) Содействовать нормализации речевой функции; 5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Форма отчётности : провести анкетирование родителей, составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.), аппликация, конструирование: из бумаги в технике оригами.

Этапы работы

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

  1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук
  2. Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)

Текстовой материал

Ноябрь

Консультация для родителей. Тематика следующая: «Пальчиками играем – стихи повторяем! » «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Текстовой материал, мастер-класс

Декабрь

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

Текстовой материал

Январь

  1. Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». Индивидуальная работа с детьми (аппликация)
  2. Сортировка круп и семян

Папка-передвижка

Февраль

Подготовить стен для родителей. Творческая выставка «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Творческая выставка

Март

Изучения техники оригами

Выставка

Апрель

Изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр

Выставка или показ небольшой сказки с атрибутами из соленого теста

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 170 комбинированного вида»Ново-Савиновского района

г. Казани

План самообразования на 2017-2018 учебный год

Цель: развивать речь дошкольников через пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность рук детей посредством пальчиковой гимнастики, массажа.

2. Сформировать элементарные специфические графические навыки (обводка по точкам, штриховка, графические диктанты).

3. Развивать речь, изучать новые пальчиковые игры, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук в играх на развитие мелкой моторики.

4. Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность

к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.

5. Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками, ватными палочками, отпечаток ладошкой).

6. Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую

всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.

Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 5 - 7 минут. Учитывая индивидуальные особенности детей 5-6 лет, составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей данного возраста.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

В течение года дети работали в тетрадях, выполняя графические упражнения. Во время занятий проводились пальчиковые гимнастики.

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр, формирование «пальчиковый игротренинг» (дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

  1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

(название,цель, ход игры)

  1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)

Текстовой материал

Составление стена «В гостях у сказки»

Ноябрь, в течений года

  1. Составление картотек: «Массаж кистей рук с использование чисто говорок», «Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)»
  2. Использование методики Су Джок

Текстовой материал

Декабрь, течений года

Январь

  1. «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
  2. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)

Составление памятки, изготовление

Февраль

  1. Папка-передвижка «Что такое графический диктант»
  2. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  3. Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям

Папка –передвижка для родителей

Март

Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»

Папка-передвижка

Апрель

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 170 комбинированного вида» Ново-Савиновского района

г. Казани

План самообразования на 2018-2019 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание нужно обращать на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё уделить внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

Составление картотеки пальчиковых игр

Текстовой материал

Ноябрь, в течений года

Игры со счётными палочками (Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время)

Текстовой материал

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.

2) Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

3) Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»

Текстовой материал, выставка, консультация для родителей

Январь

Учить детей играм-заданиям с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

Текстовой материал

Февраль

Описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков»

Март

«Развиваем руки, чтобы учиться писать»

Папка-передвижка

Апрель

Учить детей работать с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

Составление дидактических игр

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Дроздовой Натальи Анатольевны

Тема: « Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

2016-2017 учебный год

(младшая группа)

Анжеро-Судженский ГО

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

ü совместная работа с детьми;

ü индивидуальная работа;

ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

ü В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

ü Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

ü Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

ü Работа с родителями- консультации и беседы.

Методы и приёмы работы:

Объяснение, показ, беседа, игра

ü массаж кистей рук;

ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

ü изготовление дидактических игр, шнуровок;

ü лепка из пластилина;

ü игры с кубиками, конструкторами;

ü рисование с использованием шаблонов, трафаретов

ü пальчиковый театр.

Использовались игры:

ü «Геометрические вкладыши»

ü «Крупная и мелкая мозаика»

ü «Пирамидка»

ü «Игры в сухом бассейне для рук»

ü «Узнай что в мешочке?»

ü «Разрезные картинки»

ü «Строим из конструктора»

ü «Пазлы деревянные и картонные»

ü «Шнуровка»

ü «Прищепки»

ü «Игры с массажными мячиками»

Предполагаемый результат:

Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап -

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап - Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

ü Выбор и определение темы самообразования

ü Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

II этап

Теоретический

октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Осень»

ü «Дядел»

ü «Овощи»

Дидактические игры:

ü Мозаика

(напольная)

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста.

ü Составление плана по самообразованию

ü Оформление картотеки пальчиковых игр.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап

Обобщающий

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Капуста»

ü «Зайка»

ü «Фрукты»

ü «Апельсин»

Дидактические игры:

ü Конструктор

ü «Чудесный мешочек»

ü Создание картотеки дидактических игр

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Снежок»

ü «Замок»

Дидактические игры:

ü «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

ü «Строим забор» из счётных палочек

ü Создание картотеки игр с массажными мячиками.

ü Подбор и разработка дидактических игр.

ü Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Медведь»

ü «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Шарик»

ü «Иголки»

Дидактические игры:

ü «Сухой бассейн»

ü «Разрезные картинки»

ü «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

февраль

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Перчатка»

ü «Человечек»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Горка»

ü «Месим тесто»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

ü «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

ü «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Весна»

ü «Кап, кап, кап...»

ü «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

ü «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

ü Пополнение картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Голуби летели»

ü «У дорожки дуб растёт»

ü «Пчела»

Дидактические игры:

ü «Пальчиковые шаги»

ü «Бусы для мамы»

ü «Шнуровка»

ü «Пазлы»

ü «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

ü Оформление картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Отчет по теме самообразования.

ü Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

ü Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №29»
«План по самообразованию педагога»
Ершовой Галины Евгеньевны
20 лет стаж работы первая категория
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.»2015-2016/2017-2018 учебный год
I группа раннего возраста
г.Майкоп-2015г.
\
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
-повысить уровень речевой компетентности детей
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Литература по теме:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
План работы

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
(рефераты,доклады,
открытый просмотр, выставка работ и т.) Отчёт об исполнении
Работа с детьми
Сентябрь-октябрь
В течении года
В течении года
Март
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года Изучение методической литературы по данной теме
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Разучивание новых пальчиковых игр.
Внедрение в работу с детьми новых дидактические игры и пособий.
Отгадывание детьми загадок.
Разучивание с детьми физкультминуток
Чтение скороговорок.
Картотека пальчиковых игр -
Текстовой материал
Текстовой материал.
Подборка игр и дидактических пособий
Подборка загадок.
Подборка физкультминуток
Подборка скороговорок
Подбор пальчиковых игр
Работа с родителями
Сентябрь- октябрь
Ноябрь
В течении года
Декабрь
Сентябрь
Май Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Приобретение необходимых атрибутов для организации развивающей среды в группе
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Мастер – класс для родителей
«Волшебные рисунки» Текстовый материал для папки передвижки
Конспект сообщения
Конспект мастер- класса Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Выполнено
Работа с педагогами
Январь
Апрель Консультация для педагогов
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей
«Волшебные рисунки» Конспект консультации
Конспект мастер класса Выполнено
Выполнено
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.
Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.
По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»
Подготовила сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».
Подготовила и провела Мастер – класс для родителей «Волшебные рисунки».
Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Провела Мастер – класс для воспитателей «Волшебные рисунки»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2015-2016
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.
Доклад на тему: «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики» 2015-2016 Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
Формулировка цели и задач работы над темой
Выступление на педагогическом совете

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель

Задачи :

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки

Сентябрь

Октябрь

«Развитие мелкой моторики

у детей раннего возраста»

Доклад

Ноябрь

  1. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Призентация, текстовой материал

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев

2) Разучивание пальчиковых игр

3) «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

Текстовой материал, консультация для родителей

Январь, в течений года

Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка круп, «Покорми лягушонка», мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом,)

Текстовой материал

Февраль

«Развиваем руки – развиваем речь»

Консультация для воспитателей

Март

Учить детей барельефной лепке

Выставка

Апрель

Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики

Мастер-класс педагогам

Май

Текстовой материал

План работы по самообразованию на 2017-2018учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (во средней группе)

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев." В.А.Сухомлинский

Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; формирование речевых навыков у детей младшего возраста; интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Актуальность данной работы: учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в средней группе)

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Задачи:1)Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3) Улучшить общую двигательную активность; 4) Содействовать нормализации речевой функции; 5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Форма отчётности : провести анкетирование родителей, составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.), аппликация, конструирование: из бумаги в технике оригами.

Этапы работы

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

  1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук
  2. Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)

Текстовой материал

Ноябрь

Консультация для родителей. Тематика следующая: «Пальчиками играем – стихи повторяем! » «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Текстовой материал, мастер-класс

Декабрь

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

Текстовой материал

Январь

  1. Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». Индивидуальная работа с детьми (аппликация)
  2. Сортировка круп и семян

Папка-передвижка

Февраль

Подготовить стен для родителей. Творческая выставка «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Творческая выставка

Март

Изучения техники оригами

Выставка

Апрель

Изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр

Выставка или показ небольшой сказки с атрибутами из соленого теста

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал

План самообразования на 2018-2019учебный год

Цель: развивать речь дошкольников через пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность рук детей посредством пальчиковой гимнастики, массажа.

2. Сформировать элементарные специфические графические навыки (обводка по точкам, штриховка, графические диктанты).

3. Развивать речь, изучать новые пальчиковые игры, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук в играх на развитие мелкой моторики.

4. Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность

к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.

5. Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками, ватными палочками, отпечаток ладошкой).

6. Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую

всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.

Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 5 - 7 минут. Учитывая индивидуальные особенности детей 5-6 лет, составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей данного возраста.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

В течение года дети работали в тетрадях, выполняя графические упражнения. Во время занятий проводились пальчиковые гимнастики.

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр, формирование «пальчиковый игротренинг» (дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

  1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

(название,цель, ход игры)

  1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)

Текстовой материал

Составление стена «В гостях у сказки»

Ноябрь, в течений года

  1. Составление картотек: «Массаж кистей рук с использование чисто говорок», «Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)»
  2. Использование методики Су Джок

Текстовой материал

Декабрь, течений года

Январь

  1. «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
  2. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)

Составление памятки, изготовление

Февраль

  1. Папка-передвижка «Что такое графический диктант»
  2. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
  3. Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям

Папка –передвижка для родителей

Март

Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»

Папка-передвижка

Апрель

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал

План самообразования на 2019-2020 учебный год

Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание нужно обращать на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё уделить внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Сроки

Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр

Учебная литература, методические пособия, и др.

Октябрь

Составление картотеки пальчиковых игр

Текстовой материал

Ноябрь, в течений года

Игры со счётными палочками (Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время)

Текстовой материал

Декабрь, течений года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.

2) Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

3) Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»

Текстовой материал, выставка, консультация для родителей

Январь

Учить детей играм-заданиям с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

Текстовой материал

Февраль

Описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков»

Март

«Развиваем руки, чтобы учиться писать»

Папка-передвижка

Апрель

Учить детей работать с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

Составление дидактических игр

Май

Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Текстовой материал


татьяна тимошина
План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания работы : июль 2017

Тема : «, как »

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры ;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию :

Сентябрь.

Изучение методической литературы по данной теме.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр для старшей группы.

Консультация для родителей : «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей » .

Разучивание новых пальчиковых игр .

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками »

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Консультация для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук » .

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разучивание новых пальчиковых игр .

Консультация для родителей

Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика » .

Открытое занятие «Играем нашими пальчиками » .

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми»

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте .

Поделиться