Sharing экономики экономика совместного потребления. Совместное потребление — движущая сила экономики Италии. Доступ, а не владение

Активное развитие экономики совместного потребления, несомненно, оказывает влияние на построение современных экономических моделей. Это приводит к потребности выработки принципиально новых подходов к развитию бизнеса и формированию системы управления. Директор АНО «Институт исследований интернета» , предваряя дискуссию, отметил развитие моделей совместного потребления от пользовательских маркетплейсов к полноценным моделям B2B и дальнейший переход к более сложным управленческим и бизнес-моделям.

По мнению партнера, руководителя глобального направления по рынкам розничной торговли Bain & Company , сильнейшее влияние на изменения систем построения бизнеса оказывает процесс урбанизации и усложнения социально-экономической организации общества, при этом активная цифровизация открывает широкие возможности для реализации бизнес-идей. При том, что изначально активное развитие идея совестной экономики получила в транспортной и гостиничной сфере, сегодня она вышла на более широкий спектр отраслей. Предполагается, что ключом совместной экономики выступают модели C2C (BlaBlaCar, Airbnb) и B2C (Booking.com), однако сегодня мы наблюдаем и развитие совместной экономики в сегменте B2B. С точки зрения бизнеса такой подход вызывает интерес в области повышения доходности от инвестиций, оптимизации себестоимости предлагаемых услуг и возможности снижения затрат за счет эффекта масштаба — совместных закупок, объединения информационных ресурсов, коворкинга.

Российский рынок совместной экономики активно развивается, по словам вице-президента Hill+Knowlton Strategies по связям с общественностью . При исследовании структуры экономики совместного потребления в России выявилось наличие значительного числа цифровых платформ российского происхождения, осуществляющих коммуникацию между производителями и потребителями продуктов и услуг, при этом следует понимать, что наибольшая сложность в их работе заключается в поиске баланса интересов между двумя этими группами субъектов. В целом объем российского рынка совместного потребления составляет 119 млрд долларов США, при этом показатель может увеличиться кратно. Основными потребителями выступают люди в возрасте от 25 до 45 лет. Наибольший интерес вызывает мотивационный ряд потребителей, который основан на рациональности использования продуктов и услуг — это фактически означает переход к рациональному потреблению. Важным также остается и экологический аспект, экономика совместного потребления позволяет более эффективно использовать ресурсы и снижать вредные последствия их эксплуатации.

Еще одним острым вопросом остается система нормативного регулирования экономики совместного потребления. На первый план тут выходит налогообложение, и если с деятельностью платформ и большинством поставщиков все более-менее понятно: в большинстве случаев они платят НДС, то с доходом, который остается у пользователей, — а это большая часть всей прибавочной стоимости — дела обстоят сложнее. В России налоги на доходы населения (НДФЛ) одни из самых низких — 13%, при этом отсутствует культура обязательного оформления налоговых деклараций. Существует потребность вывести этот тип доходов в легальное поле.

С точки зрения контроля качества, особенно в сегменте C2C, опора делается на внутренние рейтинги, составляемые пользователями — они позволяют осуществлять ранжирование поставщиков и дают возможность проверять соответствие товаров и услуг заявленным характеристикам. В целом эта система позволяет выработать доверие между всеми участниками рынка.

При развитии экономики совместного пользования возникает ряд проблем, связанных с необходимостью лицензирования некоторых видов деятельности. Открытым остается вопрос ответственности за неправильно поданную информацию на платформы, в ряде видов бизнеса достаточно новые для мира, например Carsharing. Законодательно не прописаны механизмы регулирования ответственности сторон.

Поддержал тему регулирования главный исполнительный директор, сооснователь BlaBlaCar , отметив, что наиболее важными аспектами при развитии бизнеса совместного потребления остаются доверие и транспарентность, так как в первую очередь, говоря об экономике совместного пользования, мы говорим о делении издержек между потребителями или между производителями и потребителями.

Важный элемент развития экономики совместного потребления — городская среда. Министр Правительства Москвы; руководитель Департамента информационных технологий Правительства Москвы кратко изложил вектор движения города в развитии этого сектора экономики. С точки зрения городского хозяйствования экономика совместного пользования призвана увеличить экономию средств, повысить эффективность затрат и увеличить степень удобства среды для жителей. Город в большинстве случаев работает в связке с бизнесом, создавая среду для его развития — в первую очередь речь идет об инфраструктурных проектах (как физического, так и виртуального плана), создаваемых совместно с бизнес-структурами либо на основе ГЧП, либо по государственному заказу, либо непосредственно государством под различные виды коммерческой деятельности (парковки для машин Carsharing). На сегодняшний день большой интерес представляет обмен данными — в этом плане городские власти обладают значительными ресурсами. При этом город не планирует создавать сервисы, отдавая это на долю частных компаний, концентрируя свое внимание на агрегировании информации и ее правильной интерпретации. Такие обмены данными представляют большой интерес для всех сторон; например, данные об автомобилях или объектах недвижимости. Проблема остается в обратном обмене — бизнес неохотно представляет городу имеющуюся у него информацию, и это затрудняет городское развитие.

Региональный управляющий директор Airbnb по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю отметил важную особенность, которую вносит в городское развитие модели сервисов экономики совместного потребления, — эффект мультипликатора.

Управляющий директор «Яндекс.Такси» акцентировал внимание на влиянии сервисов совместного потребления на всю цепочку реализации услуги. В случае с агрегаторами такси это приводит к потребности функционального изменения и самих автомобилей, и законодательной базы в области перевозки пассажиров. Такие компании, как «Яндекс.Такси», могут приносить городу значительную выгоду, организуя в последующем перевозки пассажиров по тем направлениям, где невыгодно использование общественного транспорта.

Старший партнер Baring Vostok Capital Partners констатировала, что инвесторам очень интересно работать с экономикой совместного потребления ввиду того, что сетевой эффект, который заложен в большинстве бизнесов в данной сфере, позволяет снижать маркетинговые затраты на раскрутку бизнеса, и при этом получать инвестиционный доход.

Подводя итог дискуссии, хотелось бы отметить ряд неоспоримых преимуществ, которыми обладает экономика совместного потребления для государства и общества.

1.Преодоление проблемы дефицита предложения в тех отраслях, где особенно активно развиваются сервисы экономики совместного потребления (транспорт, гостиницы и др.) что позволяет снижать цены на услуги и продукты.

2. Возможность повышения доходов населения за счет предоставления услуг другим потребителям.

3. Выведение из серой зоны доходов населения, что повышает собираемость налогов и делает верифицируемыми отношения между продавцами и покупателями услуг.

При том, что все выступающие отмечали экономику совместного потребления как новое явление в жизни общества, хотелось бы отметить, что до эпохи развития частной собственности она активно применялась во многих отраслях хозяйства. Современные технологии позволяют активно вовлекать в экономику совместного потребления все большее количество различных видов деятельности; при этом, как и в других секторах экономики, на первый план выходит проблема сбора и использования данных. Процессы развития экономики совместного пользования во многом будут связаны с деглобализацией и децентрализацией мировой экономики и переходам на пути регионального развития. Важную роль также будет играть развитие городской среды и политика государства в области регулирования отношений в модели C2C.

Людмила Владимировна Дорофеева, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук;

Екатерина Александровна Смирнова, младший научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

Что такое sharing economy: история термина

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап JetSmarter, основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

Жизнь Брайана Чески, сооснователя Airbnb

Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Каверзные вопросы на собеседовании в Airbnb

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплэйс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

Читайте по теме:

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Убер-компании: что это такое и на что они надеются?

Экономика уберизации, или как я заработала 1,2 млн за два месяца

Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и Airbnb?

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили, что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании появляется около 2 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». Однако аудитория YouDo невелика - за последние четыре года им воспользовалось не более 1 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили, что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 4% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

Мировая тенденция sharing economy, что означает «совместное потребление», уже привела к тому, что простейший сервис по поиску частных водителей Uber практически подорвал рынок труда и привел к массовым забастовкам таксистов в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и Лондоне. Великодушная идея делиться тем, что у тебя есть, противоречит правилам рынка и отрицательно сказывается на благополучии его традиционных участников, в то же время расточительным москвичам путь экономии предстоит совершенно точно. T&P подобрали 9 примеров сервисов, с помощью которых люди делятся всем: от туалетов до 3D-принтеров.

Идея общего использования товаров и услуг, разумеется, не нова: мы давно отдаем ненужные пианино с холодильниками через доски объявлений и покупаем европейскую одежду в секонд-хэндах. Но все же благоприятная экономическая ситуация не уберегла большинство жителей городов от личных велосипедов, бытовой техники, гаджетов и платьев «не на каждый день». В итоге к мировому кризису 2008–2009 мы подошли с огромным количеством вещей, которыми завалены наши балконы и гаражи. В 2011 году журнал Time включил новое понятие sharing economy в список десяти идей, которые изменят мир, произведя революцию в системе потребления. Теперь эта модель вошла в обыденную жизнь людей гораздо глубже, чем вполне очевидные Uber, Airbnb и BlaBlaCar, ставшие звездами «экономики доверия», о чем пишет финансовый обозреватель The Fiscal Times.

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает Джонатан Гиллон, сооснователь и исполнительный директор сервиса Roost, с помощью которого пользователи делятся парковочными местами и помещениями для хранения вещей. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду». Кроме того, по мнению Гиллона, к такому разделению собственности привыкаешь: «Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хотят делать добро».

Неудивительно, что основная часть стартапов, основанных на этой модели, возникла вокруг Сан-Франциско и Кремниевой долины: оплоте свободомыслия 60-х и сосредоточении главных высокотехнологичных проектов. Даже когда эти инновации находятся на начальных стадиях развития или вовсе пытаются выживать, в них сохраняется большой потенциал как с точки зрения потребителей, так и владельцев бизнеса. В то время, как жизнь в больших городах дорожает, подобное распределение ресурсов позволяет предотвратить массу лишних трат. В конечном итоге нет предела тому, что мы можем разделить: будь то личный автомобиль или казан для жарки креветок. Электронные платежи делают этот процесс максимально удобным. «Оглянитесь вокруг себя. Ваши кухня, гараж, спальня - в них все еще полно возможностей», - заключает Гиллон.

Пока вы задумчиво оглядываете свое жилище на предмет инвестиционного потенциала, T&P составили список sharing economy проектов, которые уже существуют - в том числе в России.

Создатели этого приложения призывают использовать «чистую» электроэнергию, оптимизируя траты на электричество. Оно предупреждает, когда рядом работают дорогие и опасные с точки зрения экологии электростанции. Сокращая потребление «грязной» энергии в указанные программой часы, пользователи экономят деньги, которые затем идут на снижение расходов за свет и развитие энергетической инфраструктуры в районе их проживания. Интерактивная карта позволяет отследить, откуда энергия поступает в дом, добавить в профиль свои электрические приборы, проанализировать траты и рассчитать оптимальный расход для всех комнат квартиры или дома. Сохраненная подобным образом энергия становится вновь доступной, а значит, экологичной и недорогой. «Энергетический рынок покупает и продает все виды топлива - уголь, газ, солнечную и даже сохраненную энергию. Здесь в игру и вступаем мы», - говорят создатели. С помощью этой системы можно вернуть 10–15% от счета за свет, то есть около 20 долларов ежемесячно.

Глобальная сеть бесплатного вайфая, к которой можно подключиться во многих европейских странах, а также в Бразилии, Японии, Южной Корее и России. Для доступа необходимо просто купить роутер с поддержкой FON, который создает две беспроводные сети: одну лично для вас и вторую на раздачу другим участникам программы. Если вы не являетесь членом сообщества, можете оплатить доступ к сети. Эта возможность актуальна для тех, кто часто бывает в Европе: точки доступа к Fon есть почти во всех крупных городах, в отличие от обычного бесплатного вайфая, к которому мы привыкли.

Сайт и приложение, которые, в отличие от своего созвучного собрата, предоставляют пользователям официальный доступ не к целым квартирам, а к самой важной их части - туалетным комнатам. Макс Гаудин, Брайан Берлин и Трэвис Лорендин, коренные жители Нового Орлеана, придумали Airpnp, когда в очередной раз не нашли места пописать во время празднования католической Масленицы Марди Гра. Придуманная ими карта с доступными и проверенными туалетами - легальный способ решить проблему «rogue pee» (англ. - узник нужды), когда задержанные за справление нужды в неположенном месте просиживают народные гуляния в местной тюрьме. Воспользоваться чьм-либо унитазом с нынешним курсом стоит довольно дорого: так, один из пользователей предлагает свой «фарфоровый рай» за три доллара наличными или через платежную систему. Заведения же часто оставляют эту услугу бесплатной, анонсируя в профайлах на сайте свой вкусный тако или интересный дизайн. Airpnp ставит перед собой цель дать пользователям доступ к чистым и комфортным туалетным комнатам в городах по всему миру, чтобы «pee all you can pee with Airpnp».

Skillshare - база умельцев со всего света, которые с радостью научать вас рисовать логотипы, запускать стартапы, готовить вегетарианские котлеты и вязать. Сейчас в проекте участвуют около 750 тысяч студентов, что обеспечивает трехмиллионный бюджет для оплаты работы учителей. Преподавать на сайте может каждый: необходимо прислать свою программу и снять качественные видео-уроки, доступ к которым будет стоить студенту 9,95 долларов. Создатели считают образование двигателем мировых процессов и мечтают, чтобы все их ученики становились учителями и наоборот, и так до бесконечности.

Слоган компании Zopa, происходящего от английского zone of possible agreement (англ. - зона возможного соглашения): «Заставьте работать свои деньги, тогда вам самим не придется». Этот финансовый сервис был основан еще в 2005 году в Великобритании и за годы своего существования помог гражданам одолжить более 600 миллионов фунтов. Суть Zopa - в объединении тех, кому нужны деньги, с теми, у кого они есть. Вместо того, чтобы обращаться к традиционным банкам с традиционно высокими процентами и низкими ставками по вкладам, заемщики получают деньги по низким ставкам, а кредиторы - высокий процент прибыли. Сам сервис зарабатывает на комиссии от депозитов и выдачи кредитов. Российский фонд Runa Capital с 2013 года входит в проект Zopa, однако сложно представить себе его рекламу на местном рынке.

Возвращаясь к обзору собственной квартиры или гаража, место в котором тоже можно сдать. С помощью десятков сайтов и приложений за деньги или без вы можете дать попользоваться своим велосипедом, дрелью, соковыжималкой, мольбертом, коляской, сноубордом, палаткой и многим другим, что обычно скучает без дела. Знакомьтесь с людьми по всему миру и тратьте меньше. Осталось только верифицировать свой аккаунт и копить звездочки. На некоторых сайтах можно платить за каждую вещь по отдельности, другие продают общий доступ на разные временные периоды.

Парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или тостер, который к тому же иногда сложно достать. Подобные стартапы помогают сократить поиск места, где можно легально и недорого оставить машину. Вы регистрируете свое место, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации. Это все, что нужно знать для участия в проектах, кроме того, что командой CARMAnation управляет лабрадор.

Вряд ли вам удастся познать все гастрономическое разнообразие Квинса, штат Нью-Йорк, или порыбачить с королем Фиджи на своем личном острове, купив стандартный пакет туристических услуг. Проект Vayable призывает нас помнить, что мы живем в удивительном мире с удивительными людьми, и путешествия - это не фотографии для галочки на фоне уже не падающей башни, а незабываемый опыт, который каждый из нас может получить. Прочувствовать жизнь города, в который вы приехали, в компании с местным жителем стоит в среднем 40 долларов с человека. Так, за 35 можно попасть в Белый дом в Вашингтоне, попробовать, что едят парижане на завтрак, обед и ужин, за 75 и познать ночную жизнь Стамбула за 25 долларов. Экскурсии можно выбрать с помощью рубрикатора: дневную или вечернюю, романтичную или для всей семьи, с ужином или шоппингом.

Платформа 3DHubs объединяет промышленных дизайнеров, таких как Джаспер Деккер из Амстердама, с обладателями заветных 3D-принтеров. Так художники получают возможность воплотить свою идею. Решив превратить несколько старых мисок в подвесной светильник, Деккер нашел неподалеку устройство, необходимое, чтобы осуществить задуманное, что значительно ускорило и облегчило процесс.

Иконки: 1) Modik, 2) Benjamin Brandt, 3) Gigi Muraro, 4) lauren gray, 5) Rohith M S, 6) John Caserta, 7) Ahmed Elzahra, 8) Hali Gali Harun, 9) Arthur Schmitt.

Рейчел Ботсман, автор книги The Rise Of Collaborative Consumption (Рост совместного потребления), у аудитории в 2010 году. Предсказуемо, почти каждый поднял руку. «Этот перфоратор будет использоваться от силы 12-15 минут за весь срок службы, - продолжает Ботсман. - Звучит глупо, правда? Ведь вам не нужен перфоратор, вам нужно всего лишь просверлить отверстие».

Выдержав паузу после того, как аудитория прекратила смеяться, она предложила очевидное решение.

«Почему бы не взять дрель напрокат? Или отдать в прокат свою дрель другим людям и заработать немного денег?».

Раньше эта версия того, что Ботсман назвала совместным потреблением и что позже стало известно как «экономика совместного потребления», казалась тёплой и расплывчатой неизбежностью. Американский консьюмеризм был раздавлен одним из худших кризисов в истории, беспокойство по поводу окружающей среды возрастало, а новые онлайн-сети предоставили связующую нить, которая помогла нам сводить концы с концами и делиться вещами с соседями. «Сейчас мы живём в глобальной деревне, где можем имитировать связи, которые обычно происходят лицом к лицу. Сегодня они используются таким образом и в таком масштабе, которые сложно было вообразить раньше», - объясняет Ботсман. - Эти новые системы позволяют нам «вовлечься в человечность, которую мы растеряли по пути». Сейчас, говорит она, мы переживаем «тектонический сдвиг, переходя от индивидуального приобретения и трат к тому, чтобы заново открыть для себя совместное благо».

Уже была стайка стартапов с мечтами о содействии сообществу любителей ремонта. Ecomodo запустились в 2007 году; Crowd Rent, Share Some Sugar, Neighbor Goods - в 2009; Thingloop, OhSoWe, SnapGoods - в 2010 году.

СМИ понравилась эта идея. Журнал Entrepreneur назвал NeighborGoods одной из ста самых блестящих компаний 2011 года. Сложно отыскать технологическое издание, которое бы не упомянуло идею совместного использования перфоратора. Многие из них приводили непосредственные примеры:

Несмотря на то, что некоторые представители «экономики совместного потребления» выжили - например, каршеринговые сервисы RelayRides или Getaround или сайт для проката велосипедов Spinlister , - сегодня они в значительной степени оторваны от концепта глобальной деревни. Всё-таки когда крупная гостиничная сеть становится партнёром компании в $50 млрд, она может выдать это за присоединение к «экономике совместного потребления».

Но настоящая экономика совместного потребления мертва.

Идея была прекрасной, она поразила всех, но когда она изжила себя, никто, кажется, этого не заметил (к примеру, некоторые издания цитировать SnapGood через год после того, как он закрылся). И, кажется, никто не задаётся вопросом, как идея, которую все так любили, идея, в которой было столько смысла как на практическом, так и на социальном уровне, превратилась в чистый капитализм , который мы видим сегодня.

Гэри Сайджа, который основал peer-to-peer-платформу для аренды под названием Zilok в 2007 году, вдохновение настигло в Париже, когда ему однажды в воскресенье понадобилась дрель. Для Рона Дж. Уильямса, основателя SnapGoods, таким толчком стал мотоцикл, который он арендовал на Craiglist. Для Киры Шварц, основателя Share Some Sugar, это была лестница.

Идея аренды у соседей вылилась в шквал внимания и похвалы.

Мама Уильямса взяла статьи из SnapGoods, чтобы показать своим соседям, и впервые Уильямс почувствовал, что она действительно понимает то, что он делает. «Мы никогда не платили и копейки за пиар», - говорит он. - Мы никогда не инвестировали в агрессивный маркетинг… но у нас было немыслимое количество трафика для достаточно юной команды, которая создавала стартап с нуля». Сайт привлёк рекордное число посетителей за месяц, число которых составило около 30 000 человек, а на SnapGoods зарегистрировалось порядка 100 000 пользователей.

Но вскоре большинство этих платформ обнаружили несоответствие между огромным энтузиазмом по поводу концепции и использованием ее в действительности.

«Всем нравилась эта идея. Я подумал "о, как здорово. Мне бы захотелось таким пользоваться", - говорит Шварц. - Затем я запустил эту штуку, и её очень долго и медленно пришлось внедрять».

В SnapGoods и NeighborGood людей, которые хотели отдать вещи в аренду, было больше, нежели тех, кто хотел платить за прокат. У Share Some Sugar была противоположная проблема. У некоторых сайтов были вещи, которые работали: на SnapGoods, например, хорошо шла электроника и фотооборудование. Но было сложно стать универсальной платформой для аренды всего. Основателю NeighborGoods Мики Криммель казалось, что всё дело в исполнении. Она тут же привнесла изменения, убрала опцию аренды товаров, обеспечив платформе уверенность в том, что она по-настоящему будет приносить пользу соседям.

«Когда ты делаешь что-то и все такие "о боже, как это прекрасно. Как никто до этого раньше не додумался?", чувствуешь себя так, как будто ты на пути к чему-то», - говорит Криммель. - Я менее оптимистична по поводу всего этого сейчас, потому что видела, чем обернулась экономика совместного потребления».

Источник: Nneirda, FastCompany

«Позвольте мне вас спросить следующее», - говорит Уильямс. - За дрель, которая, кстати, стоит $30 и которую можно заказать на Amazon Now с доставкой через час, если живёшь в Нью-Йорке - покупка в $30 стоит того, чтобы потратить 25 минут на получение чего-то за $15 в прокате, а затем возвращать обратно?».

Для большинства людей на шеринговых платформах ответ был «нет». Те, кто отвечал «да», вряд ли пользовались такими сервисами, как SnapGoods - его ранними пользователями были представители верхней прослойки среднего класса, которые с техникой ладили. У Уильямса были идеи по поводу того, как улучшить ситуацию. Он подумал: а что если убедить водителей перевозить товары за небольшую плату, когда у тех будут свободные места в машине (прекрасная идея, впоследствии воплощённая Uber). Для решения проблемы того, что люди предлагают больше вещей, чем арендуют, он переделал сайт так, чтобы пользователи могли рекламировать вещи, которые они хотели. Подход «мне нужен перфоратор, знаешь кого-нибудь?» оказался более эффективен, чем просто «У меня есть дрель!».

В итоге этот обнаружилась необходимость в том, чтобы сделать охват целевой аудитории в соцсетях более легким. И это оказалось более перспективным, чем SnapGoods. Уильямс перенёс фокус своего внимания на создание технологии, названной сегодня Knod.es , и закрыл SnapGoods. Сейчас он управляющий партнёр и консультант по развитию продукта в консалтинговой фирме

Поделиться