Школьный гид. Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «ОткрытиЯ Программа открытия юдина вторая младшая группа




Принимать перемены и порождать их; критически мыслить; осуществлять самостоятельный и осознанный выбор; ставить и решать проблемы; обладать творческими способностями; проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность; заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде; работать в команде.


Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, 3.1.) Программа:








Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности; формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка; создание развивающей образовательной среды; сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт; вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста; профессиональное развитие педагогов.


Дети приобретают компетентность и самоуважение, им нравится учиться, у них появляется желание браться за ещё более сложные задачи. Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, планировать свою деятельность и достигать цели, взаимодействовать с окружающими людьми. У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными. Родители ощущают личную причастность к программе. Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребёнка. Родители получают большее представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним. Родители обучаются тому, что могут использовать во взаимодействии со своим ребёнком дома. Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении задач образования детей Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональное действие. Они включены в разноуровневое сетевое взаимодействие с педагогами своей и других ДОО и работают в ситуации постоянного профессионального развития через разные формы взаимодействия с коллегами и тренерами.





«Центр искусств»; «Центр строительства»; «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»); «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»; «Центр песка и воды»; «Центр математики и манипулятивных игр»; «Центр науки и естествознания»; «Центр кулинарии»; «Открытая площадка».


Корректируется с учётом работы конкретного дошкольного учреждения в зависимости от региональных условий, а также условий в местном сообществе, муниципалитете, конкретной ситуации в организации, работающей по Программе «Открытия». Индивидуальный подход к каждому ребенку предусматривает соответствие режима дня возрасту детей, состоянию их здоровья, потребностям и интересам. Режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она может быть откорректирована, однако продолжительность основных компонентов режима дня должна сохраняться в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и правилами. В режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.).




Ориентированная на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно: в области социально коммуникативного развития; в сфере познавательного развития; в речевом развитии; в области художественно эстетического развития; в физическом развитии ребенка.


Развивающая среда и её роль в развитии детей Принципы создания развивающей среды в группе детского сада: комфортности целесообразной достаточности доступности превентивности личной ориентированности баланса инициатив детей и взрослых Влияние Центров активности детей на развитие ребенка дошкольного возраста


Предполагает развитие следующих детских компетенций: самостоятельность и инициативность; ответственность и самоконтроль; чувство уверенности в себе и позитивная самооценка; коммуникативные навыки; умение работать в команде; независимое и критическое мышление.


Тип взаимодействия Задачи педагога Содержание действия педагога Описание педагогического действия Директивное НаправлятьДиректива Воспитатели дают конкретные указания детям о том, как действовать, предельно ограничивая область возможных ошибок Демонстрировать Демонстрация Воспитатели демонстрируют образец детям, которые наблюдают за ними Содействовать Совместное конструирование Воспитатели решают проблему вместе с детьми (например, конструируют домик, делают кошелёк из бумаги). Посредническое Подтягивать «Строительство лесов» Воспитатели бросают «вызов» ребёнку или оказывают ему помощь, которая позволяет ему работать на грани его возможностей Оказывать поддержку Создание условий Воспитатели предоставляют ребёнку помощь, необходимую ему для достижения следующего уровня функционирования (дополнительные колёсики на велосипеде, ярлыки, наглядные схемы и т.д.) Облегчать Разовая помощь Воспитатели предоставляют детям кратковременную помощь, позволяющую ребёнку выйти на следующий уровень функционирования (поддерживают велосипед рукой в момент начала движения, поправляют захват инструмента, дают недостающий материал) Моделировать Моделирование Воспитатели ненавязчиво демонстрируют желаемый способ или намекают, подсказывают, с комментариями или без них. Например, во время Утреннего сбора воспитатель моделирует, как нужно слушать друг друга Недирективное Одобрять Одобрение/ подкрепление Воспитатель уделяет внимание ребёнку, положительно оценивает, подбадривает и поддерживает его в том, что он делает




Задачи Утреннего сбора: Установить комфортный социально-психологический климат. Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться. Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга. Познакомить детей с новыми материалами. Ввести новую тему и обсудить её с детьми. Организовать планирование детьми своей деятельности. Организовать выбор партнёров. Задачи Вечернего сбора: Пообщаться по поводу прожитого дня Обменяться впечатлениями Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться. Подвести итог деятельности Продемонстрировать результаты деятельности. Отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему Проанализировать своё поведение в группе




Планирование и оценка развития ребенка Роль наблюдения в личностно- ориентированном образовании Разработка индивидуальной образовательной программы Наблюдение, оценивание и планирование Основные методы сбора информации о ребёнке Основные характеристики реальной оценки Конфиденциаль ность




Работа в команде Создание региональной команды Этапы создания команды в детском саду Функции специалистов в команде Функции и обязанности младшего воспитателя в команде Функции и обязанности ассистента в команде Функции и обязанности воспитателя в команде



 /  Внедрение программы "Открытия"

Http://сайт/admin/cms#

​ Аннотация примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Открытия», ориентированной на ребенка

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия», ориентированная на ребенка, под редакцией Е.Г.Юдиной –инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «Открытия» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для формирования основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях.

Согласно ФГОС ДО, основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.).

Примерная программа «Открытия» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

–принимать перемены и вызывать их;

–критически мыслить;

– осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

–ставить и решать проблемы;

–обладать творческими способностями;

–проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

–заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

–работать в команде.

Основными принципами реализации программы являются:

– принцип позитивной социализации ребенка, который предполагает сотрудничество и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержку личности маленького человека,

– принцип личностно – ориентированного подхода, который осуществляется с опорой на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для выбора разных видов деятельности; активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту форм и методов; развития детской инициативы, самостоятельности,

ответственности и личностной активности;

–принцип индивидуализации, осуществляемый через постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных планов развития.

Программа «Открытия» предлагает следующие образовательные технологии, обеспечивающие процесс социализации, индивидуализации обучения и формирование компетентностей воспитанников:

– создание центров активности; продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр

изобразительного творчества, Центр кулинарии. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям могут

брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Педагоги выступают лишь в роли помощников ребенка.

– создание условий для осознанного и ответственного выбора; ребенок становится активным участником образовательного процесса, поэтому он имеет возможность делать выбор (выбор видов деятельности, партнеров, материалов и др.); Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор -

один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, презентует им новые материалы в Центрах активности, и они выбирают себе занятие по интересам. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности,

самоконтроля и ответственности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

–построение индивидуальных образовательных траекторий в программе «Открытия» обеспечивается созданием условий для каждого ребенка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями; в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется

целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем - с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника, ставят ближайшие и долгосрочные цели работы с ним. Затем составляется

“Карта группы” на текущий месяц, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся.

– технология проектно – тематического обучения стержнем, которой является самостоятельная деятельность воспитанников – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой они познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных образовательных областей с

помощью какой-либо интересной идеи. Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию изолированных областей знания. Оно задает такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными предметами, а также отношения изучаемых предметов и реальной

жизни в процессе погружения в темы познавательного характера. Изучаемые темы в программе – это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах.

–вовлечение семьи в образование ребенка, построение партнерских отношений педагогов с семьями детей, где родители равноправные и равно ответственные партнеры воспитателей, принимающие решения во всех вопросах развития и образования детей. Реализация групповых и межсемейных проектов, проведение семейных гостиных, тренингов, семинаров,

конференций, праздников, клубов, неформальных встреч – способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и воспитанников и родителей.

Наталья Конопасова
Тематическое планирование на неделю «Мы-друзья зимующих птиц!» по программе «Открытие» Юдиной

Тема : «Мы - друзья зимующих птиц . 30.11.15 г. - 04.12.15 г.

г. Цели : закреплять и расширять представления детей о птицах , формировать умение распознавать их по внешнему виду, окраске, издаваемым звукам, повадкам. Сформировать представления о среде обитания птиц , их корме, о вреде и пользе птиц , их приготовлении к зиме. Пополнять знания детей о зимующих , кочующих, перелетных птицах . Воспитывать бережное отношение к природе, ее представителям. Итоговое мероприятие :

Организация

предметно-пространственной

Индивидуальная

Понедельник Утренний кружок : «Беседа о диких птицах

Средний возраст

Старший возраст : Формировать представления детей о зимующих птицах и условиях обитания в холодное время. Развивать умение отгадывать загадки. Утреннее приветствие,

игрушки,иллюстрации, картинки, альбом.

Панорама осеннего леса, кормушка, аудиозапись «голоса птиц » .

Вся группа. Привлечь родителей к сбору информации по теме. Создать условия для закрепления с детьми названий зимующих птиц .

Центр литературы : .

Средний возраст : познакомить детей с новой сказкой; Формировать умение

понимать ее содержание. отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, память.

Старший возраст : Формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте 1 И. Тохмаковой «10 птичек- стайка» .

2. М. Н. Богданова

«Домашний воробей» .

Сюжетные картинки,

Рассказ. Книга,

Иллюстрации к рассказу, фото, портрет писателя. Изготовление книжек-малышек по теме. Создать условия для рассказывания по серии картинок :

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичья семейка» .

Закреплять умение развивать сюжет, самостоятельно брать на себя роли. Побуждать детей к речевому обще-нию между собой.

Способствовать поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре. Игрушки животных, детали деревянного

строителя, заборчики, деревья, маски,

Центр дидактической игры :

«Найди по описанию» , «Кто, где живёт» . «Четвёртый лишний» , «Найди пару» . Сюжетные картинки, карточки. разрезные картинки, лото, мозаика,домино. (1,2,3, уровень сложности)

Центр речевого развития : «Птицы – наши друзья ! Их забывать нельзя»

Средний возраст : Формировать заботливое отношение к птицам , стремление беречь их.

Старший возраст : Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании) . Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы »

Просмотр фильма о зимующих птицах . Создать условия для

Определения животных по хвосту, отгадывать загадки, запоминать их :

Центр строительства : «Гнездо для птиц »

Формировать умение детей сооружать постройки, создавать сюжет игры. Продолжать создавать условия для развития умения преобразовывать постройки в соответствии с различными игровыми задачами. Напольный строитель, фигурки животных, настольный строитель, конструктор «лего» Создать условия для закрепления с детьми название деталей строителя :

Центр искусства : Рисование по шаблонам и раскрашивание «Птицы » .

Средний возраст

Старший возраст : Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми.

Рисование

Аппликация,

лепка. акварельная краски, трафареты, ножницы, лекало бумага, карандаши, шаблоны, простой и цветные карандаши

Центр естествознания : «Веселый птичий дом» .

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (льется, струиться, капает) . Формочки, совки, вода

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Вторник Утренний кружок : Беседа «Рассказ о перелетных птицах » .

Средний возраст : Создавать условия для развития умения правильно формулировать вопросы, строить предложения.

Развивать представления о количе-ственной характеристике числа.

Старший возраст : Познакомить с домашними животными : коровой и козой.

Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Предметные картинки, иллюстрации.

Вся группа. Изготовление альбомов по теме. Создавать условия для развития умения правильно формулировать во-просы, строить предложения.

Центр литературы : пересказ рассказа.

Средний возраст :Формировать умение понимать : эмоционально-образное содержание сказки;нравственный смысл.

Старший возраст : формировать умение чувствовать и понимать ха-рактер образов литературного

произведения; понимать смысл пословиц.

1. русской народной сказки «Гуси – лебеди»

2. сказка «Дикие лебеди» .

произведения, картинки, иллюстрации. Внесение энциклопедий «Животный мир»

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичий двор» .

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемы ролей, их социальную значимость. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Игрушки животных, детали деревянного строителя, заборчики, деревья, маски,атрибуты.

Центр дидактической игры

Формировать умение подбирать и называть величину каждого предмета; согласовывать существительные (мужского и женского рода) с прилагательными, обозначающими их величину; использовать в активной речи превосходную степень прилагательных «Кто, где живёт?» .

«Кого не стало» , «Кто лишний?» . «Птицы » .

Карточки, сюжетные

картинки. разрезные картинки, лото, домино. (1,2,3, уровень сложности) Привлечь родителей к сбору информации,

Центр речевого развития : «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Средний возраст ::

Старший возраст : Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами ; установить связь между формой клюва и питанием птиц ; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки .

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Сюжетные картинки, альбом с животными, иллюстрации, голоса животных.

Картины леса и городского пейзажа с птицами , картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц .

Создать условия для составления рассказ по картинкам :

Центр строительства : по желанию детей.

Побуждать детей к созданию построек по замыслу.

Создать условия для развития

планирующей функции речи . Способствовать развитию крупной моторики.

«Дерево» . Крупное

«Лего» , Мелкий

Центр искусства : «Птицы на дереве » .

Средний возраст : Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения;

Старший возраст : Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми с использованием игровых пособий из серии «Дорисуй картинку

Рисование

Аппликация,

лепка. Цветной картон, салфетки, клей, тряпочки, трафарет ы,

Центр естествознания : Рассматривание строение пера под лупой.

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Среда Утренний кружок : Беседы : «Знакомство с кочующими птицами » .

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе.

Активизировать в речи детей суще-ствительные - названия птиц кочую-щих . Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

развития диалогической речи детей.

Центр литературы : рассказывание.

Средний возраст : понимать и оценивать характеры героев;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки Обогащать знания детей о животных посредством художественного слова. 1. сказка «Вороны с разбойничьей горы» .

2. Составление описательного рассказа по картинкам «Экзотические птицы » .

Книги, сюжетные картинки, пальчиковый театр, фланелеграф, персонажи к сказкам. Создать условия для

Рассказывания и показа сказок на фланелеграфе.

Центр сюжетно-ролевой игры : Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба» .

Продолжать развивать умение рас-крепощено и уверенно держаться

перед публикой во время выступления.

Способствовать развитию умения действовать в определенном порядке. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Маски,

костюмы. Атрибуты

Центр дидактической игры :

Расширить представления о приспособлении животных к условиям среды. «Чьи следы?» , «Кто,

как передвигается?».

«Узнай и назови» ,

«Парочки» . «С ветки на ветку» . Карточки, сюжетные

картинки, разрезные картинки. Лото, пазлы, домино, (1,2,3 уровень сложности) Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц .

Центр математических представлений :

Продолжать знакомить детей с рабо-той по схеме. Продолжать создавать условия для развития у детей умения составлять целое из частей. Математический набор , раздаточный материал, карточки с двумя полосами, счетные палочки. Создать условия для конструирования из счётных палочек жилища животных :

Центр строительства : ««Больница для птиц » .».

Закреплять знания существительных – названий детали конструктора.

Поощрять самостоятельную творче-скую активность детей в игре. Крупное

«Лего» , Мелкий

настольный конструктор. Коробки, крупный напольный конструктор.

Центр искусства : «Гуси- лебеди» лепка

Способствовать развитию умения вырезать предметы округлой формы.

птиц . Способствовать воспитанию у детей заботливого отношения к птицам .

Создать условия для развития у детей умения передавать образы птиц в

лепке. Способствовать развитию умения оттягивать части предмета от целого

Рисование

Аппликация,

лепка. Акварельные краски, альбом, баночки с водой, тряпочки, кисть №3, поролон. тарелочка. картон, цветная бумага, пленка, подставка, Пластилин, дощечка, стека. Создать условия для развития у детей умения передавать образы птиц в

Центр естествознания : «Куда летит перышко?»

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Четверг Утренний кружок : «Как заботится о птицах » .

Средний возраст : Обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно позаботиться, подкармливать их.

Старший возраст : Расширять знания детей об окружающем мире. формировать бережное отношение и

Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Рассматривание иллюстраций, сюжетные картинки.

Вся группа. Создать условия для закрепления с детьми названия

Центр литературы :

продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Развивать логическое мышление;

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки. Развивать память, логику, мышление.

1 А. Прокофьев «Снегири»

2 А. Яшина «Покормите птиц зимой » Сюжетные картинки,

Рассказ. Книги,

иллюстрации,

Центр сюжетно-ролевой игры : «Ветеринарная лечебница»

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли : ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными. ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными

Центр дидактической игры : «Найди пару» .

Развивать естественно-научные представления, дифференциация животных по месту обитания, по цвету, размеру и т. д. Развивать внимание, память. «Птицы дальних стран » . «Кто, где живёт» . «Четвёртый лишний» ,

«Найди пару» . Лото, домино, разрезные картинки (1,2,3 уровень сложности) ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ

Центр речевого развития :рассказывание по картине «Помощь зимующим птицам » .

Средний возраст : Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине.

Формировать умение составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.

Старший возраст : Формировать умение составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

отражать в речи содержание картины;

картина «Помощь зимующим птицам »

;самодельная кормушка; схемы - алгоритмы. (1,2,3 уровень сложности) . Создать условия для

составлять рассказ по картине :

Центр строительства : «Птичий рынок» .

Упражнять в построении схем; развивать пространственное мышление, фантазию, воображение.

Формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей). Деревянный коструктор, лего, настольный строитель, фигурки животных.

Центр искусства : «Синичка» аппликация

Отображать увиденное в собственной деятельности, развивать мелкую моторику детей. Способствовать развитию умения вырезать предметы округлой формы. Способствовать активизации в речи детей существительных – названий птиц . Рисование

Аппликация,

лепка. Трафареты животных,бумага, клей, краски акварельные, картон, цветная бумага, пленка, подставка кисточка, тряпочка. Привлечь родителей к изготовлению

Центр естествознания : «Чем питаются птицы

Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой . Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы » Зерно, пшено, хлебные крошки, семена растений.

Форма организации детской деятельности

Организация

предметно-пространственной

Взаимодействие с родителями воспитанников

Индивидуальная

Пятница Утренний кружок : «Жалобная книга природы»

Средний возраст : Поощрять детей к рассказыванию определенного содержания.

Используя поощрения корректиро-вать осанку каждого ребенка во время сидения.

Старший возраст : Повторить основные правила поведения на природе; дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период . Утреннее приветствие,

Рассматривание, рассказывание.

Раз, два, повернитесь и животных превратитесь… Картинки, иллюстрации, фотоальбомы, сюжетные картинки.

Вся группа. Создать условия для

рисования по трафарету.

Центр литературы :

Средний возраст : Помочь запомнить сказку.

Старший возраст : Формировать умение понимать образное содержание и идею сказки;

передавать структуру сказки с помощью моделирования;

замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

1. Ненецкая сказка

«Кукушка» .

2. Сухомлинский «О чём плачет синичка?»

Книги, картинки, иллюстрации к сказкам.

Центр сюжетно-ролевой игры : «Птичья школа» .

Вызвать интерес к игре.

Формировать умение анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

Воспитывать уважение к сельскому труд. Продолжать развивать умение выполнять взятую на себя роль.

Наблюдать за произношением и громкостью речи детей во время игры. Маски,

костюмы. Атрибуты

к игре, Привлечь родителей для изготовления атрибутов к игре.

Центр дидактической игры :

Формировать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;развивать зрительное восприятие. развитие связной речи с использованием опорных предметных картинок;

умение изменять существительные по числам. «Чьи детки?» , «Кто, где живёт?» . «Найди по описанию» , Карточки, сюжетные картинки. Лото, пазлы, домино,

разрезные картинки (1,2,3 уровень сложности)

Центр математических представлений :

Продолжать создавать условия для развития у детей умения составлять целое из частей. Закреплять навык количественного и порядкового счета.

Создать условия для закрепления с детьми название дней недели :

Центр строительства : «Птичка» .

Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять : в моделировании и конструировании, построении схем. Деревянный коструктор, лего, настольный строитель, фигурки животных. Цветная бума-га, ножницы, клей.

Центр искусства : Коллективная работа «Птицы нашего посёлка » .

Средний возраст :Формировать умение детей рисовать по трафарету. Развивать чувство цвета и композицию. Закрашивать рисунок не выходя за контуры рисунка.

Старший возраст : Привлекать детей к коллективным формам работы.

Способствовать активизации в речи детей существительных – названий птиц . Рисование

Аппликация,

лепка. Трафареты животных, цветные карандаши, простой карандаш, альбом. картинки животных

Центр естествознания : «Летающие семена» .

Личности ребенка дошкольного возраста (3 – 7 лет) в группе детского сада.

Данная Программа является комплексной программой дошкольного образования и включает основные направления развития ребенка во всех пяти образовательных областях.

Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т. е. предлагает общие принципы и подходы задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе и позволяет строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор. «Рамочная» форма характерна для западных образовательных программ и обычно включает в себя:

Общую философию образования, которая лежит в основе ранней программы;

Основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей;

Основные принципы построения собственно данной программы.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Программа состоит из трёх основных разделов: целевой, организационный, содержательный . Основное внимание уделено содержательному разделу, включающему рекомендации по организации проектно-тематического обучения, взаимодействия с семьёй, функциям и обязанностям воспитателя в команде и пр.

1. Целевой раздел включает в себя подразделы:

Ø Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста.

Ø Цели и задачи Программы.

Ø Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Ø Планируемые образовательные результаты

Программой «Открытия» предполагается сочетание в работе всех трёх моделей:

Ø при специально организованном обучении в форме занятий рекомендуется позиция учителя , который ставит перед детьми определённые задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. (В изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарной модели образования, которая сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов);

Ø во время взросло-детской (партнёрской) деятельности рекомендуется позиция равного партнёра , включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. (В изолированном виде приводит к реализации комплексно-тематической образовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний);

Ø при свободной самостоятельной деятельности детей рекомендуется позиция создателя развивающей среды , когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно. (В изолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольного образования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности).

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

Ø принимать перемены и порождать их;

Ø критически мыслить;

Ø осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

Ø ставить и решать проблемы;

Ø обладать творческими способностями;

Ø проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

Ø заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

Ø работать в команде.

2. Организационный раздел включает в себя подразделы:

Ø Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке.

Ø Примерный режим дня.

Авторы Программы считают, что помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности . Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке

должны быть оборудованы:

Ø «Центр искусств»;

Ø «Центр строительства»;

Ø «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);

Ø «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;

Ø «Центр песка и воды»;

Ø «Центр математики и манипулятивных игр»;

Ø «Центр науки и естествознания»;

Ø «Центр кулинарии»;

Ø «Открытая площадка».

Программа содержит рекомендации по специальному оборудованию для Центров, а так же дидактические правила организации развивающей среды. Примерный режим дня может быть скорректирован для конкретного учреждения. В данном режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности . Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т. п.).

3. Содержательный раздел

Ø Записи с родительских конференций.

Ø Беседы и интервью с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

Ø Рассказы детей.

Ø Портфолио, или «Папки достижений».

Ø Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми.

Развитие детской игры занимает одно из центральных мест в программе «Открытия». Подробно о организации игр, их воспитательном и образовательном значении рассказывается в подразделе «Организация игры в группе детского сада». Одна из важных особенностей программы «Открытия» - возможность для всех включенных в нее участников работать в единой команде. Подраздел «Работа в команде» раскрывает командный принцип работы по Программе. Подробно описаны этапы создания команды в детском саду.

Заключительная часть знакомит с методическим обеспечением программы «Открытия». Кадровое и информационное обеспечение имеет ссылки на сайт МПАДО, сайт издательства, сайт журнала.

Приложение к программе содержит «финансовые условия реализации программы «Открытия».

Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с ФГОС ДО и представлена для прохождения общественного и экспертного обсуждения на официальном сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО).

Научный руководитель Программы - д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон .

Программа разработана под научной редакцией д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыковой И.А. Ответственные редакторы Программы - к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н. Боякова Е.В., Абдуллина Л.Э.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Тимофеева Л.Л., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений - педагогов, детей и их родителей.

Основные особенности программы «МИР ОТКРЫТИЙ»

  • «Мир открытий» - это отечественная программа , предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.
  • «Мир открытий» - современная программа , базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.
  • «Мир открытий» - развивающая программа , определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;
  • «Мир открытий» - здоровьесозидающая программа , направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.
  • «Мир открытий» - программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
  • «Мир открытий» - программа открытого типа , расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:

Младенческий и ранний возраст

Григорьева Г.Г., Груба Г.Г., Зворыгина Е.В. и др. Программно-методический комплект «Кроха».

Социально-коммуникативное развитие

Коломийченко Л.В. Программа «Дорогой света и добра» (социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).

Тимофеева Л.Л. Программа «Формирование культуры безопасности».

Познавательное развитие

Лыкова И.А. Программа «Умные пальчики» (конструирование).

Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Программа «Игралочка» (математическое развитие).

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» (экологическое образование).

Речевое развитие

Ушакова О.С. Программа «Развитие речи».

Художественно-эстетическое развитие

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).

Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Физическое развитие

Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др. «К здоровой семье через детский сад» (сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе. Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени. Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений - педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.

Миссия Программы - ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

  • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);
  • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

  • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

  • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании; Программа «Мир открытий»
  • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы - современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи реализации Программы

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую - системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды. Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.). В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель). Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.). Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно- образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно- ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности - уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России - от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий: Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
  • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
  • Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Поделиться