Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий — как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотноше-ниях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным эле-ментом моего подхода является осознание того, что за любым поведени-ем, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых си-стемно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать ре-шения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, кото-рые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотера-певта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. При-ступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд одно-типных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, при-бегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, ка-кая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и со-ставляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда от-крыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И преж-де всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь паци-енту сделать это — вот основная задача психотерапевта.
Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно воз-никающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собствен-ного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотера-певты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо извест-ны русскому читателю.
Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента.
Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотера-певтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, неволь-но ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних куль-турах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому дао-сизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности ди-станцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность.
Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сде-лает хотя бы шаг в этом направлении.
Сергей Лепехов, доктор философских наук
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие читатели, Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-сис-темных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециа-листам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято.
Центральной темой этой книги являются порядки любви, определя-емые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношения-ми между различными членами семейной группы. Действительно, лю-бовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны зако-ны, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружаю-щих нас людей
Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех те-рапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи.
Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разре-шения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершен-ствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные перепле-тения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация спо-собов, с помощью которых терапевт может определять момент освобож-дения пациента от его системных переплетений, а также техники и пра-вила, которые следует соблюдать при этой работе.
Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохра-няла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине ис-ключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключен-ного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением».
Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уваже-ние), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы».
Системное переплетение всегда является результатом архаичных по-рядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) от-вечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и ува-жения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы.
Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви».
Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консуль-тантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в кото-рых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости.
Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить роди-тельские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблю-дателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только при-чины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях.
Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой.
Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобран-ные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он смо-жет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием.
Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и пой-мет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привес-ти это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические рас-стройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются.
В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляю-щее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, прояв-ляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологичес-кой психотерапией.
Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ
РАЗРЕШЕНИЕ
СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 400 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.
Любая перепечатка издания является нарушением авторских
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий – как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода – приемы и техники – ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2
© В. Heffinger, 2000
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
Предисловие к русскому изданию...............................................................11
Предисловие............................................................................................... 12
Познание путем отказа...............................................................................15
Познание............................................................................................. 16
Научный и феноменологический путь познания............................. 17
Феноменологический метод...............................................................17
Отказ от намерений............................................................................ 18
Мужество............................................................................................. 18
Согласие.............................................................................................. 18
Философская феноменология............................................................19
Феноменологический метод в психотерапии....................................20
Душа.....................................................................................................21
Религиозная феноменология..............................................................22
Возвращение........................................................................................22
Семейно-системные переплетения и их разрешения.
Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25
День первый..........................................................................................26
Опасное поведение.............................................................................26
Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27
Больше или меньше............................................................................28
Двойной перенос..................................................................................28
Старшинство первой женщины..................................1......................29
Счастье пугает.............................................................j.......................30
Расстановка: Сын принимает роль брата матери...........................30
Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38
Принцип минимализма..............................................J.......................38
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39
Любовь и порядок......................................................1........................40
Иерархия принадлежности................................................................41
Превосходство первой связи...................................<..........................41>
Иерархия порядков.............................................................................42
Иерархия внутри семейств.................................................................42
Интимная сфера..................................................................................43
Ранг отношений в случае развода.....................................................43
Иерархия в организациях...................................................................45
Возражение..........................................................................................46
Решение не иметь детей.....................................................................47
Осуществленное и неосуществленное...............................................47
Последствия подобного выбора для отношений.................................48
Враждебное настроение......................................................................48
Плохие отметки в школе....................................................................49
Пережитый траур................................................................................49
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50
Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53
Порядки любви...................................................................................54
Уравновешивание с помощью уважения...........................................55
Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55
Они здесь.............................................................................................57
Признание личной вины – источник силы.....................................64
Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65
Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66
Прерванное движение любви к........................................................67
Боли в плечах......................................................................................69
Решить проблему без долгих раздумий..............................................69
Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70
Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений
в семье..............................................................................................76
Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78
Доверие внутренней картине.............................................................79
Ответственность терапевта.................................................................80
О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81
Перенятое замешательство.................................................................81
Угроза самоубийства матери..............................................................82
Конец...................................................................................................83
Игра со смертью..................................................................................85
Могила.................................................................................................86
Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86
Члены семейной системы..................................................................92
Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой
общей судьбой..................................................................................93
Воздействие внутренней картины на семейно-системную
динамику..........................................................................................94
Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94
Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95
Благоприятное место для детей.........................................................99
Бессознательная идентификация с бывшим партнером
одного из родителей........................................................................100
Воля Бога и человек...........................................................................101
Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103
Что приводит к наркотической зависимости...................................104
Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106
Интуиция связана с любовью............................................................107
Исцеление путем движения любви к матери....................................107
Проблема прерванного движения к любимому человеку
и ее решение....................................................................................108
Решение проблемы с помощью заместителей родителей................109
Терапия с помощью глубокого поклона............................................109
День второй.........................................................................................112
Мстить, играя жертву.........................................................................112
Уверение.............................................................................................113
Компенсация......................................................................................113
Неожиданное облегчение..................................................................113
Достижение миролюбивой позиции.................................................113
Распознать динамику двойного переноса.........................................114
Расстановка: Исцеление двойного переноса.....................................114
Последствия для ребенка...................................................................119
Расстановка: Умершие в детстве братья............................................120
Полнота времени................................................................................126
Напрасная борьба..............................................................................127
Перенятый траур ослабляет...............................................................127
Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...............128
Когда мы перегружены счастьем.......................................................129
Развод и вина......................................................................................129
При легкомысленном разводе родителей дети наказывают
самих себя........................................................................................130
Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.........130
Вина как средство отрицания реальности........................................131
Значение сексуальных отношений при создании системных
связей..............................................................................................132
Область влияния матери....................................................................132
Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье... 133
Любовь к проблемам..........................................................................134
Принять на себя роль жертвы...........................................................135
Расстановка: Отец – внебрачный ребенок, отец отца -
запрещенная тема в семье...............................................................136
Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль
родителя по отношению к собственным родителям.....................141
Искупление за смерть при родах.......................................................141
Самообман.........................................................................................144
Отец и сын..........................................................................................147
Неизвестный дедушка........................................................................148
Уважение к матери.............................................................................148
Смещенное усердие............................................................................149
Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца,
перенимая ее чувства......................................................................150
Объективная и субъективная вина ребенка......................................154
Тоска по отцу......................................................................................154
О ранге мужа и жены в семье............................................................155
Жена должна следовать за мужем, а муж – служить ей..................156
Напрасная любовь.............................................................................157
Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...............................158
Злость как защита от боли.................................................................159
Сдержанная злость.............................................................................159
О злости..............................................................................................160
Осторожность и мужество.................................................................161
Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.....................162
Семейно-системный орган равновесия............................................164
О совести............................................................................................165
Невиновность.....................................................................................166
Совесть и уравновешивание..............................................................167
Позитивное и негативное уравновешивание....................................167
Границы обмена..................................................................................169
Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..............169
Бесконечная ясность ума...................................................................170
Оставить в покое то, что было..........................................................170
Пламя и пепел....................................................................................171
Исчезновение болей вспине.............................................................172
Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....172
Ревность и уравновешивание............................................................176
Невиновность и месть........................................................................177
Верность и неверность.......................................................................177
Перенятая месть.................................................................................178
Размышления о невиновности..........................................................179
Подарок для матери............................................................................179
Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута
его крайняя точка............................................................................179
Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................180
День третий........................................................................................183
Беседы.................................................................................................183
Перенятые симптомы........................................................................183
Еврейское происхождение.................................................................184
Чувство меры......................................................................................185
Облегчение.........................................................................................186
Цена....................................................................................................186
Исходное негативное чувство и как его изменить...........................188
Исцеление с помощью любви............................................................189
Запрятанное счастье...........................................................................190
Познание другого рода.......................................................................190
Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен....................191
Новая точка зрения............................................................................192
Необоснованные представления ой идеальной связи......................192
«Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной... 193
Позволить аффективному давлению утечь.......................................194
Религиозная проблематика...............................................................194
Печаль по погибшим..........................................................................195
Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их
достоинство.....................................................................................195
Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее
своему рангу место в системе.........................................................196
На полпути к счастью........................................................................198
Иметь или не иметь ребенка..............................................................198
Вторая жена........................................................................................199
Желание бросить курить....................................................................200
Способ избавиться от головных болей..............................ч.............. 200
Уважая умерших, уважать Бога..........................................................201
Отказ в уравновешивании.....................................................,...........201
Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери... 202
Принимать или не принимать наследство...............................1........205
Расстановка: Влияние судьбы..........................................................207
Короткая беседа........................................................................J........214
Стоять, опираясь на обе ноги...................................................,.......214
Побег от полноты счастья..........................................................:.......214
О целостности человека.....................................................................214
Праздник............................................................................................215
Разница между симпатией и уважением...........................................216
Равные среди равных..........................................................................216
Примиряющее познание...................................................................217
О свободе и несвободе........................................................................218
Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой............218
Границы невиновности......................................................................218
Признание последствий наших решений облегчает жизнь.............219
Необходимость внутреннего уважения родственников...................220
Как помочь жертвам сексуального совращения...............................220
Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное
совращение ребенка........................................................................225
Сдержанность.....................................................................................226
Негодование.......................................................................................226
Изменница.........................................................................................227
Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством
в семье..............................................................................................229
Мужчины и женщины.......................................................................236
Отступничество..................................................................................236
Более высокая вера.............................................................................238
Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.............238
Подарок отжизни...............................................................................243
Расстановка: Рано умерший отец.......................................................243
Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..........247
Нет худа без добра..............................................................................250
Следующий шаг..................................................................................251
Отсутствиие свободы действий в семьях..........................................251
Матьиее ребенок.............................................................................252
Выполнение необходимого по отношению к состарившимся
родителям........................................................................................252
Смелость осуществить необходимое.................................................252
Будущие возможности.......................................................................253
Ход жизни...........................................................................................254
Уважать и ценить прошлое................................................................254
Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных
консультантов...................................................................................255
Решение проблемы как духовный процесс.......................................256
Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...........257
Плата за усыновление........................................................................262
Очередность ответственности...........................................................263
Возражения участников.....................................................................263
Право ребенка на собственных родителей........................................265
Исцеление, направленное только на помощь жертве......................265
Следующий шаг..................................................................................266
Решение проблемы путем ее решения..............................................268
Ужасное..............................................................................................269
Сострадание и искусство забывать....................................................270
Что важнее..........................................................................................271
Вина и ее воздействие не зависят от пола......................................271
Необходимость отказаться от возражений........................................271
Понимание сущности проблем и исцеление....................................272
Завещанные дети................................................................................274
Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены....................275
Возвращение......................................................................................280
Причины заболеваний в семьях и их исцеление.
Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции
«Медицина и религия»..............................................................................283
Введение...............................................................................................284
Небо и Земля.......................................................................................284
Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284
Семейно-системная связь и ее последствия....................................284
Подражание и уравновешивание......................................................285
Болезнь следует за душой...................................................................286
«Лучше я, чем ты»...............................................................................286
Знающая любовь................................................................................289
Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289
Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290
«Я последую за тобой»........................................................................291
«Я поживу еще немного»...................................................................291
Вера, способствующая болезни.........................................................292
Исцеляющая любовь..........................................................................292
Болезнь и искупление вины..............................................................293
Компенсация путем искупления вины, приносящая
двойное страдание..........................................................................293
Уравновешивание путем принятия жизни как дара
и примирительных действий..........................................................294
Искупление вины как суррогат отношений.....................................295
На Земле вина преходяща..................................................................296
Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296
Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297
Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297
Неосуществленное.............................................................................297
Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299
Расстановка: Мать следует за своим умершим
ребенком-инвалидом.....................................................................307
Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318
Расстановка: Последствия детского полиомиелита,
тяжелой беременности и трудных родов........................................324
Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи
противоположного пола.................................................................330
Идентификация с лицом противоположного пола
как причина гомосексуальности и психозов.................................333
Сын в качестве заместителя друга матери......„^............................335
Познание служит основой акта исцеления...................7...................335
Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336
Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...........................................................................................342
Что такое «правильное»?....................................................................343
Расстановки семьи с помощью символов.........................................344
Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения,
другой покончил самоубийством...................................................345
Самоубийство из любви.....................................................................349
Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...........................349
Неуместные вопросы.........................................................................350
Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350
Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351
Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351
Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия
мужских энергий в семейной системе...........................................352
Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать
должна следовать за своим мужем.................................................357
Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360
Системное превосходство настоящего..............................................365
В семьях дети замещают партнеров по отношениям,
предшествующим нынешнему браку родителей...........................365
Рождение внебрачных детей вовремя брака..........■».........................366
Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367
Когда решения проблемы нет............................................................368
Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии
с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».............................369
Расстановка: Анорексия как результат внутреннего
убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373
Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377
Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378
Два рода знания..................................................................................379
Эпилог........................................................................................................381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ – «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это – вот основная задача психотерапевта.
1. Закон принадлежности.
Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней. Нарушение этого Порядка, т.е. исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывать неясные ощущения «я не на своем месте», «не могу найти себя в жизни». Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например: «твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу», «твой дедушка был летчик и погиб на задании» (а на самом деле дедушка сидел в тюрьме и там погиб), «был курортный роман, я даже не помню сейчас, как ее звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт» (а женщина оставила ребенка, о котором никто не знает).
2. Закон иерархии.
Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.
Так же важно соблюдение иерархии поколений, когда каждый в семье на своем месте: родители на месте родителей, партнеры - партнеров, дети - детей, но бывает, что роли путаются, и вот уже, например, мама ищет эмоциональную поддержку у ребенка. То есть ставит его на роль своей мамы/папы или партнера вместо того, чтобы искать поддержку у настоящей матери, подруги, психолога и так далее. Но психологически ребенку всегда очень тяжело нести бремя родительских проблем и это плохо отражается уже в его судьбе.
Если в отношениях пары важен баланс «брать-давать», то смотря на несколько поколений семьи, мы понимаем что жизнь течет дальше… И то, что дали нам наши родители, мы никогда не будем способны вернуть им в полной мере, даже если это только жизнь, поэтому мы возвращаем своим детям… Наши дети - в первую очередь будут обязаны перед своей жизнью и детьми, и только потом в старости перед нами. Наша судьба - это наша судьба. Такое понимание иерархии очень улучшает внутрисемейные отношения.
Партнер же - это тот, кто на одном уровне иерархии с нами, «равный нам», поэтому он ничего не должен как мама (безусловно любить, заботиться, прощать, угадывать желания) или как папа (содержать, опекать, решать все проблемы). В любовных отношениях люди часто хотят получить то, чего не дополучили от родителей. И здесь самое главное понимание - что это свободно выбранный союз.
3. Закон баланса между «брать и давать».
Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о «положительном уравновешивании», когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу «и еще чуть-чуть», и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В «отрицательном уравновешивании» в ответ на ущерб «виновником» принимаются последствия этого ущерба «но чуть меньше», и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущерба.
Закон 4. Закон любви.
Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот. Это не о том, что не нужно любить мам и пап, а о том, что энергию мы должны отдавать детям. И жизнь свою посвящать детям, а не родителям. Я могу целыми днями думать о маме, вести с ней постоянные споры (даже если просто у себя в голове), заботиться о ней, как о маленькой девочке. И тогда мои дети не получат от меня энергии материнской любви. Потому что вся любовь начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.
Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением. А ведь очень часто мы заботимся о них, но внутри себя считаем их полусумасшедшими или отставшими от жизни, верно?
Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется. Поскольку каждая живая система уникальна и динамична.
Будьте в курсе расстановочных новостей!
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера `из первых рук`. В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б.Хеллингер так характеризует свой подход: `В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей`. `Инструментальная сторона` подхода - приемы и техники - ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения. Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий" Хеллингер Берт бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ: МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ И ВНУТРИ РОДА
Прежде всего я кое-что скажу о взаимодействии порядка и любви. Это довольно насыщенный текст, поэтому произносить его я буду медленно.
Различные порядки
Итак, порядки любви мы обнаруживаем по их действию, и так же по действию мы раскрываем те законы, по которым выигрываем и проигрываем в любви. При этом выясняется, что отношения одного вида следуют одному и тому же порядку, как, например, отношения в паре. Разнородные же отношения и порядкам следуют разным. Поэтому для отношений ребенка с его родителями порядки любви свои, а для отношений внутри рода - свои. Они одни для отношений между мужчиной и женщиной как пары и другие для отношений пары как родителей к детям. Иные они и для нашего отношения к несущему целому, то есть тому, что мы воспринимаем как духовное или религиозное.
Родители и дети
Первое, что относится к порядкам любви между родителями и детьми, это то, что родители дают, а дети берут. Родители дают детям то, что в свое время сами взяли от своих родителей, и то, что они, будучи парой, берут друг от друга. В первую очередь, дети принимают своих родителей как родителей и во вторую - все то, что родители дают им еще. За это дети позже передают полученное от родителей дальше, прежде всего, став родителями собственным детям.
Кто дает, тот вправе давать, поскольку до этого он брал, а кто берет, тот вправе брать, поскольку позже он тоже будет давать. Вошедший в группу раньше должен давать больше, так как и взял он уже больше, а тот, кто приходит позже, должен, в свою очередь, больше брать. Однако и он, когда возьмет достаточно, потом будет давать идущим вслед за ним. Таким образом, все, дают ли они сейчас или берут, подчиняются одному порядку и следуют одному закону.
Этот порядок действителен и для соотношения «давать» и «брать» между братьями и сестрами. Появившийся на свет раньше должен давать появившемуся позже, а появившийся позже должен принимать от появившегося раньше. Тот, кто дает, до этого брал, а тот, кто берет, тоже должен будет потом давать. Поэтому первый ребенок дает второму и третьему, а третий принимает от первого и от второго. Старший ребенок больше дает, а младший больше берет. За это самый младший ребенок очень часто берет на себя заботу о пожилых родителях.
Конрад Фердинанд Майер наглядно описывает это движение сверху вниз в своем стихотворении.
Римский фонтан
Струя взлетает, падает и наполняет
круг чаши мраморной и вытекающей водой
ее словно вуалью одевает,
и продолжает бег на дно второй;
вторая чаша третьей отдает,
сверх меры насыщаясь,
и каждая дает и каждая берет,
в потоке и покое оставаясь.
Уважение
Второй момент, который относится к порядкам любви между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами, заключается в том, что каждый, кто берет, должен уважать тот дар, который получил, и того, от кого он его принял. Принимающий держит полученный дар на свету, пока тот не засияет, и пусть от него он тоже перейдет в свое время дальше, блеск его будет отражаться на дающем, как, снова используя образ римского фонтана, нижняя чаша в принимаемой ею сверху воде отражает текущую через нее воду верхних чаш и небо над ними.
Третьим порядком, относящимся к порядкам любви в семье, является иерархический порядок, который, так же, как и поток действий «давать» и «брать», идет сверху вниз, от боле ранних к более поздним. Поэтому родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок - перед вторым.
Поток действий «давать» и «брать», текущий сверху вниз как и течение времени от «раньше» к «позже» нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Невозможно ни изменить его правление, ни направить его снизу вверх или от более позднего к более раннему. Поэтому дети всегда стоят ниже родителей, более поздний всегда идет после более раннего. Поток «давать и «брать», а вместе с ним и время, всегда текут Только вперед, никогда назад.
Жизнь
Когда мы говорим о родительском «давать» и о детском «брать», то речь идет не просто о «давать» что-то и «брать» что-то, но о том, чтобы давать жизнь и принимать жизнь. Давая детям жизнь, родители дают не что-то такое, что им принадлежит. Вместе с жизнью они дают детям себя самих такими, как они есть, ничего не прибавляя и ничего не убавляя. Поэтому родители не могут ничего прибавить к жизни, которую они дают своим детям, и ничего не могут из нее вычеркнуть или оставить при себе. А потому и дети, получая от родителей жизнь, ни прибавить к ней ничего не могут, ни что-то выпустить или от чего-то отказаться. Ибо у детей не просто есть родители. Это их родители.
А потому частью порядка любви является то, что ребенок должен принять свою жизнь такой, какой дают ее родители, целиком, и принимать своих родителей такими, как они есть, не желая ничего другого, ничего не боясь и не отвергая.
Такое принятие - шаг смирения. Оно означает согласие с той жизнью и той судьбой, какими они даны мне через моих родителей: с теми границами, которые тем самым для меня установлены, и теми возможностями, которые мне подарены, c переплетением с судьбами этой семьи и ее виной, всем тяжелым и светлым этой семьи, что бы это ни было.
Узнать, какое действие это принятие оказывает в нашей душе, мы можем, если представим себе, что встаем на колени перед отцом и матерью, глубоко, до земли, склоняемся, протягиваем вперед руки открытыми ладонями кверху и говорим: «Я чту вас» . Затем выпрямляемся, смотрим отцу и матери в глаза и благодарим их за дар жизни. Например, такими словами:
Благодарность на заре жизни
«Дорогая мама,
я принимаю все,
что ты даешь мне,
все, целиком,
я принимаю все по полной цене,
которую это стоило тебе
и которую стоит мне.
Я что-нибудь из этого создам
тебе на радость.
Я принимаю тебя как мою маму,
Ты - та, кто мне нужен,
Ты большая, а я маленький (-ая). Ты даешь, я беру, дорогая мама.
Я рад(а), что ты приняла папу. Вы оба - те, кто мне нужен. Только вы»
Затем то же самое - отцу:
«Дорогой папа,
я принимаю все,
что ты даешь мне,
все, целиком,
с чем бы это ни было связано,
я принимаю все это по той полной цене,
которую это стоило тебе
и которую стоит мне.
Я что-нибудь из этого создам
тебе на радость.
Это не должно было быть напрасно.
Я крепко это держу и дорожу этим,
и если можно, я передам это дальше, так же, как ты.
Я принимаю тебя как моего Папу,
а ты можешь располагать мной как своим ребенком.
Ты - тот, кто мне нужен,
а я - тот ребенок, который нужен тебе.
Ты большой, а я маленький (-ая). Ты даешь, я беру, дорогой папа.
Я рад(-а), что ты принял маму. Вы оба - те, кто мне нужен. Только вы»
Кому этот шаг удается, тот в ладу с самим собой, он знает, что он такой, как надо, и чувствует себя цельным.
Отказ
Некоторые полагают, что если они примут родителей так, то к ним может перейти и что-то плохое, что-то такое, чего они боятся. Например, какая-то характерная особенность родителей, какое-то заболевание или вина. И тогда они закрываются и для того хорошего, что могут дать им родители, и не принимают жизнь как целое.
Многие из тех, кто отказывается принять родителей полностью, стремятся восполнить эту недостаточность. И тогда они могут стремиться к самореализации и просветлению. В этом случае поиск самореализации и просветления - всего лишь тайный поиск не принятого еще отца или не принятой еще матери . Но отвергающий своих родителей отвергает и самого себя и чувствует себя, соответственно, несостоявшимся, слепым и пустым.
Особенное
Но здесь следует обратить внимание на кое-что еще. Это некая тайна. Обосновать это я не могу. Но когда я об этом говорю, я встречаю непосредственное согласие. Потому что каждый знает, что у него есть что-то свое, особенное, чего он не мог получить от родителей. И с этим мы тоже должны согласиться. Это может быть что-то легкое или что-то тяжелое, что-то хорошее, а может быть, и плохое. Выбирать мы здесь не властны. Но что бы человек ни делал или отказывался делать, будь он за или против, он взят на службу, хочет он того или нет. Мы воспринимаем это как некую свою задачу или призвание, которые никак не обусловлены нашими заслугами. И не наша вина, если это, к примеру, что-то тяжелое или жестокое. Нас просто взяли на службу, так или иначе.
Добрые дары родителей.
Родители дают нам не только жизнь. Они нас кормят, воспитывают, защищают, заботятся о нас, дают нам дом. И нам пристало принимать это так, как мы получаем от родителей, Таким образом мы словно говорим своим родителям: «Я принимаю все - с любовью». Конечно, сюда относится: «Я принимаю это с любовью». Такая форма принятия одновременно восстанавливает равновесие, потому что родители чувствуют уважение к себе. И с тем большим удовольствием они тогда дают.
Если мы принимаем от наших родителей именно так, то этого, как правило, достаточно. Существуют и исключения, мы все их знаем. Возможно, так бывает не всегда, все зависит от того, чего и сколько мы для себя желаем. Но, как правило, этого достаточно.
Когда ребенок вырастает, он говорит своим родителям: «Я много получил, и этого достаточно. Я возьму это с собой в свою жизнь ». Тогда ребенок чувствует себя и довольным и богатым; А еще он добавляет: «Остальное я сделаю сам ». Это тоже хорошая фраза. Он справится сам. Затем ребенок говорит родителям: «А теперь я оставляю вас в покое» . Он отделился от родителей, но не потерял их, а родители не потеряли его.
Если же ребенок говорит своим родителям: «Вы еще многое должны мне дать», - родительское сердце закрывается. Они уже не могут давать ему с прежней охотой и так много, как он того требует. Да и ребенок, даже если что-то получает, принять этого не может. Ведь иначе все его претензии потеряют силу.
Если ребенок настаивает на своих претензиях к родителям, он не может от них отделиться. Поскольку эти претензии привязывают его к родителям. Однако, несмотря на эту связь, родителей для него нет, а для родителей нет ребенка.
Принадлежащее лично родителям
Кроме того, что есть сами родители и что они нам дают, у родителей имеется еще что-то, что они приобрели как или претерпели как потерю. И это принадлежит лично им. Дети имеют к этому лишь опосредованное отношение, и родители не могут и не должны давать это свое личное детям, а дети не должны и не могут принимать это от своих родителей. Потому что тут каждый сам кузнец своего счастья и своего несчастья.
Если ребенок воспринимает как собственные личные блага или личные притязания родителей, не приложив сам никаких усилий для их достижения и не выстрадав их собственной судьбой, тогда его притязания беспредметны и ничем не оплачены.
«Давать» и «брать» - этот служащий жизни обмен - превращается в семье в свою полную противоположность, если вошедший в семью позже берет на себя что-то дурное за кого-то из своих предков. Например, ребенок берет на себя родительскую вину, судьбу, обязательство или пережитую несправедливость. Ибо это не тот добрый дар, который его предок получил от своего предка, чтобы затем передать его дальше. Это часть его личной судьбы и остается в зоне его ответственности. А еще это часть его достоинства. Если он это принимает, а другие ему это оставляют, то оно несет в себе особую силу и особое благо. И это благо он может передать своему потомку, но тому уже не придется платить той цены, которую заплатил за него он сам.
Если же - пусть даже из любви - более поздний принимает на себя что-то дурное за более раннего, то в этом случае стоящий ниже, согласно иерархическому порядку, вмешивается в личную сферу стоящего выше него и этим отбирает и у него, и у этого дурного достоинство и силу. В результате от положительной стороны этого зла обоим остается одна лишь цена - без того, что было оплачено.
Самонадеянность
Порядок процесса «давать» и «брать» переворачивается в семье с ног на голову, когда вошедший в семью позже, вместо того чтобы принимать у более раннего и уважать его за это, стремится давать ему, будто он ему равен или даже превосходит его. Например, когда родители хотят брать у своих детей, а дети хотят давать родителям то, что те не принимают от своих родителей или от своего партнера. Дело в том, что родители в случае хотят брать как дети, а дети хотят давать как родители. Значит поток «давать» и «брать», вместо того чтобы течь сверх вниз, должен потечь снизу вверх вопреки силе тяжести. Но такому «давать», как ручью, пожелавшему течь не вниз, а вверх никогда не добраться туда, куда он стремится.
Недавно у меня в группе была женщина, отец которой был слеп, а мать глуха. Они оба хорошо дополняли друг друга. Но женщина считала, что обязана о них заботиться. И вот, как часто поступаю, желая пролить свет на что-то скрытое, я сделал расстановку этой семьи. Во время расстановки дочь вела себя так, будто это она большая, а родители маленькие. Но мать сказала ей: «В том, что касается папы, я справлюсь сама». И отец сказал: «В том, что касается мамы, я справлюсь сам. Ты нам не нужна». Женщина была очень разочарована. Ее снова вернули на ее детский уровень.
Следующей ночью она не могла заснуть и потом спросила» не могу ли я ей помочь. Я сказал: «Кто не может спать, считает, что должен быть начеку». И рассказал ей маленькую историю, принадлежащую Борхерту, об одном мальчике, который в Берлине после войны охранял тело мертвого брата, чтобы до него не добрались крысы. Ребенок был совершенно изнурен, поскольку думал, что обязан бодрствовать. Но тут пришел один хороший человек и сказал: «Но по ночам крысы спят». И ребенок уснул. Следующей ночью женщине спалось лучше.
Нарушив иерархию «давать» и «брать», ребенок потом строго себя наказывает, зачастую гибелью и крахом, причем он даже не подозревает о своей вине и не видит здесь никакой взаимосвязи. Дело в том, что, давая или беря то, что ему не подобает, ребенок из любви грешит против порядка, он не замечает собственном самонадеянности и полагает, что поступает хорошо. Но порядка не преодолеть любовью.
Ибо прежде всякой любви в душе действует некий орган равновесия, который - даже ценой счастья и жизни - помогает порядку любви добиться своих прав и восстановить равновесие. Поэтому борьба любви порядком - это начало и конец любой трагедии, и существу только один путь, чтобы этого избежать: постичь порядок и любовью ему следовать. Понимать порядок - это мудрость, а с любовью ему следовать - смирение.
Роковое сообщество
Родители и дети образуют вместе еще и некое роковое сообщество. Каждый в нем так или иначе зависит от другого, и каждый должен по возможности способствовать общему благу. Здесь каждый берет и каждый дает. Дети здесь тоже дают родителям, например, заботясь о них в старости, а родители с полным правом требуют и принимают от своих детей.
Вот то, что я хотел сказать о порядках любви между родителями и детьми.
Род.
Следующие важные для нас отношения возникают одновременно с возникновением отношений с родителями, поскольку мы являемся членами не только родительской семьи, но и членами нашего рода. Вместе с родителями мы обретаем также два их рода, и теперь мы члены одного рода, в котором соединяются род матери и род отца.
Род ведет себя так, словно он спаян некой связующей всех его членов силой и неким органом порядка и равновесия, действующим в равной степени в каждом из них. Кого связывает эта сила и кого продолжает принимать во внимание этот орган, тот к роду и принадлежит. И больше не принадлежит к роду тот, кого уже не привязывает эта сила и не учитывает этот орган. По диапазону действия этой силы и этого органа можно определить, кто является членом рода, а кто нет.
Как правило, в род входят:
* ребенок и его братья и сестры, в том числе умершие и мертворожденные;
* родители и их братья и сестры, в том числе умершие и мертворожденные, а также родившиеся вне брака и сводные братья и сестры; бабушки и дедушки;
* иногда той или иной из прабабушек и прадедушек; а также не родственники, а именно все, кто уступил место в системе другим, например, прежние партнеры родителей или бабушек и дедушек, и все, чье несчастье или смерть принесло какую-то пользу другим членам рода.
Родовая связь
Члены одного рода связаны друг с другом так, словно это некое роковое сообщество, где тяжелая судьба одного отражается на всех членах рода и вызывает желание разделить ее с ним. Например, если в семье рано умирает ребенок, его братья и сестры ощущают стремление последовать за ним. Родители и родители родителей тоже иногда хотят умереть, потому что стремятся последовать за умершим ребенком или внуком. Или когда умирает один из супругов, другой тоже часто хочет умереть. В таких случаях живые в душе говорят мертвым: «Я последую за тобой». Многие из тех, кто страдает опасным для жизни заболеванием, например раком, или становится жертвой несчастных случаев, или испытывает тягу к самоубийству, находятся под давлением этой роковой связи и связующей любви и в глубине души говорят: «Я последую за тобой» .
С этим тесно связано представление о том, что один может вступиться за другого. То есть может вместо него взять на себя его страдания, искупление и смерть и таким образом избавить его от тяжелой судьбы. Слова, стоящие за таким поведением, звучат так: «Лучше я, чем ты» .
Например, когда ребенок видит, что кто-то из членов его рода тяжело болен, он внутренне говорит: «Лучше буду болен я, чем ты ». Или ребенок видит, что на ком-то лежит тяжелая вина и тот должен ее искупить, и говорит: «Лучше ее искуплю я, чем ты ». Или если ребенок видит, что его близкие уходят или хотят умереть, он говорит в душе: «Лучше исчезну я, чем ты ».
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь вместо других страдают, искупают вину и хотят умереть младшие члены рода, то есть прежде всего дети. Но такое «заместительство» существует также и внутри пар.
Остается заметить, что этот процесс протекает абсолютно неосознанно, так что ни те, кто действуют вместо других, ни те, кому эти действия призваны помочь, не видят, что происходит на самом деле. Но знающий об этих роковых связях, обладая этим знанием, может из них высвободиться. Особенно отчетливо роковые связи обнаруживают себя во время семейных расстановок.
Абсолютная полнота
Роковой связью обусловлено и сохранение абсолютной полноты внутри рода. Это значит, что некий могущественный, действующий в равной степени во всех членах рода орган порядка следит за тем, чтобы каждый, кто входит в род, в нем и оставался, даже после смерти . Ибо род включает в себя как живых, так и мертвых, обычно вплоть до третьего, а иногда даже до четвертого и пятого поколения. Поэтому если род теряет кого-то из своих членов, например, потому что ему отказывают в праве на принадлежность или просто забывают о нем, тогда внутри рода возникает непреодолимая потребность восстановить утраченную полноту. Что и происходит, причем утраченный член рода словно бы реанимируется путем идентификации с другим, более поздним членом рода, который становится его «заместителем».
Этот процесс тоже протекает неосознанно, и здесь бремя восстановления полноты снова падает в первую очередь на плечи детей. Приведу один достаточно поверхностный пример.
Женатый мужчина знакомится с другой женщиной и говорит жене: «Знать тебя больше не хочу». Если у него потом будут дети с этой другой женщиной, то один ребенок окажется «заместителем» брошенной первой жены и, возможно, станет бороться с отцом с той же ненавистью, которую испытывает покинутая женщина, или отойдет от него с той же, как у нее, грустью. Но ребенок не знает, что «воплощает» собой исключенную женщину и заставляет с ней считаться. И родители его этого тоже не знают.
Внутриродовая ответственность
Итак, невиновным членам рода приходится отвечать за виновных. Так, с помощью вошедших в род позже должна быть исправлена или компенсирована несправедливость по отношению к вошедшим в него раньше или их собственная (более ранних) несправедливость. И прежде всего дети являются теми более поздними, кого вышестоящая инстанция прежде других привлекает к возмещению несправедливости. Связано это, вероятно, с тем, что внутри рода тоже господствует определенный иерархический порядок, в соответствии с которым более ранние обладают приоритетом перед более поздними, а более поздние служат более ранним и даже приносятся в жертву на благо более ранних. Поэтому в том, что касается восстановления равновесия, в роду не существует такой справедливости, как между равными.
Равное право на принадлежность
Но внутри рода действует основной закон, согласно которому каждый член рода обладает равным с другими правом на принадлежность. Однако во многих семьях и рода их членам в этом праве отказывают. Например, если у женатого мужчины есть внебрачный ребенок, его жена иногда говорит: «Я не желаю ничего знать ни об этом ребенке, ни о его матери, они не имеют к нам никакого отношения». Или, если на долю одного из членов рода выпала тяжелая участь, например, во время родов умерла первая жена деда, то ее судьба внушает другим страх и ее обходят молчанием, словно эта женщина к ним больше не принадлежит. Или одному из членов рода, поведение которого отклоняется от общепринятых норм, другие говорят: «Ты наш позор, поэтому тебе нет места среди нас».
В очень многих случаях надменная мораль на практике не означает ничего иного, как то, что одни говорят другим: «У нас больше прав на место здесь, чем у тебя». И: «У вас меньше прав быть здесь, чем у нас». Или так: «Вы потеряли свое право на принадлежность». По-хорошему это не значит ничего другого, кроме как «У меня больше прав», а по-плохому - «У тебя прав меньше».
Зачастую в этом праве отказывают и рано умершим или мертворожденным детям, например, просто о них забывая. Иногда бывает и так, что родители дают следующему своему ребенку имя умершего. Этим они как бы говорят мертвому ребенку: «Для тебя здесь больше нет места, у нас есть тебе замена». Тогда мертвому ребенку не остается даже его имени.
Если члены рода отказывают в праве на принадлежность кому-то из более ранних, потому ли, что презирают его или испытывают страх перед его судьбой, или не хотят признать, что он освободил место для кого-то из более поздних, или не признают еще чего-то, чем они ему обязаны, тогда под давлением «органа равновесия» один из потомков, сам того не замечая и не имея возможности этому сопротивляться, путем идентификации копирует его жизнь. Так что в любом роду, где одному из членов отказывают в праве на принадлежность, существует непреодолимое стремление восстановить утраченную полноту и компенсировать произошедшую несправедливость - именно тем, что у исключенного члена рода появится подражающий ему «заместитель».
С этим связано еще и то, что оставшиеся в живых часто испытывают чувство вины по отношению к рано умершему члену семьи, поскольку воспринимают свою жизнь как несправедливость по отношению к мертвому. Тогда они стремятся компенсировать эту несправедливость тем, что, сами не зная почему, ограничивают свою жизнь.
Потеря права на принадлежность
Но если один из членов рода убивает другого, он теряет свое право на принадлежность к роду. И должен быть исключен. Если же он тем не менее продолжает там оставаться, тогда вместо него нередко уходит кто-то другой, в большинстве случаев опять-таки ребенок. Поэтому мягкость по отношению к убийце - это жестокость по отношению к невинному ребенку. То же, впрочем, относится и к угрозам убийства, и к покушениям на убийство. А вот аборты не подпадают под действие этого родового закона, хотя лично для родителей это может иметь иногда сходные последствия. Абортированные дети, как правило, не замещаются другими детьми.
Убийцы, не принадлежащие роду убитого, должны потерять право на принадлежность к собственному роду, возможно, потому, что в душах семей по-прежнему бессознательно действует закон кровной мести. В этом случае их исключение было бы компенсацией по отношению к системе жертвы (которая понесла потерю). Здесь тоже имеет силу правило: если не уходит преступник, вместо него часто уходит кто-то невиновный, и чаше всего это снова ребенок.
Если убийца не понес должного наказания и/или система жертвы не требует компенсации за причиненный ей ущерб, это вызовет плохие последствия для детей из обоих родов. Ребенок из рода убийцы впоследствии может стать жертвой, а ребенок из рода жертвы - убийцей. Причем отношения «жертва - убийца» вследствие их чрезмерной эмоциональной заряженности в последующих поколениях могут проецировать на других людей: например, ребенок из рода жертвы, находясь под воздействием закона компенсации, может мстить кому-либо или даже убить, не осознавая причин. А ребенок из рода убийцы в силу действия этого же закона может как бы «притягивать» к себе несчастья: с ним постоянно что-то случается, он может в раннем возрасте очень тяжело заболеть и т. п. - Прим. научного редактора.
Порядки любви
Итак, в роду царит некий архаичный порядок, который, вместо того чтобы не допускать несчастья и страдания, умножает их. Поскольку когда кто-то из нижестоящих под давлением слепого органа равновесия стремится задним числом исправить что-то ради кого-то из вышестоящих, то злу нет конца. И пока этот порядок остается неосознанным, он сохраняет свою силу. Но когда он обнаружен, мы можем выполнять его требования по-другому, без этих скверных последствий. Тогда начинают действовать другие порядки, которые, также имея в виду восстановление равновесия, дают более поздним равные права с более ранними. Эти порядки я называю порядками любви. Однако в противоположность слепой любви, пытающейся злом уравновесить зло, эта любовь является знающей. Она восстанавливает равновесие целительным образом и добром кладет предел злу.
Приведу несколько примеров. Сначала я поясню то, что касается фраз: «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты».
Если кто-то произносит в душе подобные фразы, я велю ему сказать их перед лицом того человека, за которым он хочет последовать или вместо которого он готов страдать, искупать вину или умереть. Глядя этому человеку в глаза, он уже не может сказать эти слова. Потому что в этот момент он осознает, что этот человек тоже его любит и не примет такого предложения. Следующим шагом было бы сказать этому человеку: «Ты большой, а я маленький. Я преклоняюсь перед твоей судьбой и принимаю свою такой, как она мне подарена. Пожалуйста, благослови меня, если я останусь и отпущу тебя - с любовью ». В этом случае его связывает с этим человеком гораздо более глубокая, любовь, чем когда он хочет зa ним последовать или взять на себя его судьбу. И тот человек, вместо того чтобы угрожать его счастью, как он, возможно, опасался, будет теперь с любовью его оберегать.
Или если человек хочет последовать в смерть за кем-то умершим, например, ребенок за рано умершим братом или сестрой, то он может сказать ему или ей: «Ты мой брат (моя сестра), я уважаю тебя как моего брата (мою сестру). У тебя есть место в моем сердце. Я преклоняюсь перед твоей судьбой, какой бы она ни была, и повернусь лицом к моей, какой она мне предначертана ». И тогда, вместо того чтобы живые шли к мертвым, мертвые приходят к живым и с любовью о них заботятся.
Или если ребенок чувствует себя виноватым, потому что жив, а его брат или сестра умерли, он может сказать ему или ей: «Дорогой брат (дорогая сестра), ты мертв, а я поживу еще немного, потом я тоже умру» . Тогда его самонадеянность по отношению к мертвым исчезает, и именно поэтому оставшийся в живых ребенок может жить, не испытывая чувства вины.
Или если один из членов рода был исключен или забыт, полнота рода может быть восстановлена путем признания этих исключенных и уважения к ним. Процесс этот в первую очередь внутренний. Тогда, например, второй жене пришлось бы сказать первой: «Ты первая, я вторая. Я признаю, что ты уступила мне место». Если по отношению к первой жене была совершена несправедливость, она может добавить: «Я признаю, что с тобой поступили несправедливо и что муж у меня за твой счет ». Еще она может сказать: «Пожалуйста, будь ко мне добра, если я приму и сохраню моего мужа как мужа, и, пожалуйста, будь дружелюбна по отношению к моим детям ». В семейных расстановках можно наблюдать, как смягчается лицо первой жены и она соглашается, потому что ее уважают. В этом случае порядок оказывается восстановлен, и ребенку больше не нужно ее замещать.
Приведу еще один пример. Один молодой человек, предприниматель и монопольный агент некоего продукта в своей стране, приезжает на «порше» и рассказывает о своих успехах. Совершенно очевидно, что он обладает определенными возможностями, кроме того, у него есть неотразимый шарм.
Но он пьет, и бухгалтер фирмы обращает его внимание на то, что он берет слишком много казенных денег на свои личные нужды и этим ставит предприятие под угрозу. Несмотря на все свои предыдущие успехи, втайне он был нацелен на то, чтобы все потерять.
Выяснилось, что его мать выгнала своего первого мужа, поскольку, по ее словам, тот был тряпкой. Потом она вышла замуж за отца этого молодого человека, а ребенок от первого брака остался жить с ними. Но мальчик не должен был никогда видеться со своим родным отцом и по сегодняшний день не имел с отцом никакого контакта. Он даже не знал, жив ли его отец.
Молодой предприниматель понял, что подолгу не решался быть успешным, поскольку считал, что своей жизнью обязан несчастью своего брата. И тогда он нашел следующее решение.
В первую очередь он смог признать, что брак его родителей и его собственная жизнь находились в роковой взаимосвязи с потерей, которую пришлось претерпеть его брату и отцу брата. Во-вторых, несмотря на это, он смог принять свое счастье и сказать другим, что будет считать себя равным им и равноправным с ними.
В-третьих, он был готов оказать своему брату особую услугу, признавая этим свою готовность уравновесить «давать» и «брать». Он решил найти исчезнувшего отца брата и устроить их встречу.
Там, где царят порядки любви,
прекращается внутриродовая ответственность за произошедшую
несправедливость. Потому что вина и ее последствия остаются там, где
должны остаться, и место смутной потребности уравновешивания во зле,
которое постоянно порождает новое зло, занимает теперь уравновешивание
в добре. Оно удается, если более поздние принимают от более ранних,
какой бы ни была цена, если они уважают более ранних, что бы те ни
сделали, и если прошедшее, плохое или хорошее, может остаться в
прошлом. Тогда исключенные снова обретают свое право гостя, и вместо
того чтобы внушать нам страх, они приносят благословение. А мы
пребываем в ладу с ними, если предоставляем им подобающее место в своем
сердце, и поскольку у нас теперь есть все, чье место с нами, мы
чувствуем себя цельными и полноценными.
Из книги Б. Хеллингера "Порядки Любви"