Система воспитания никитиных. Методика Никитиных (Кубики Никитиных) Система никитиных в развитии дошкольников

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  • Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.



Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика , или , есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

3 . Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Правила игры

На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывать, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" и «направляет» действия ребенка. А сорадование - это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»):

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.

9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16. и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

Коротко о самых популярных играх Б.Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори . Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет.

Сложи квадрат. Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

Дроби. Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Более подробно развивающие игры Б.Никитина описаны в его книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры" . В ней так же приводятся советы о том, как играть с ребенком.

Можно обратиться к книге Лены Даниловой «Новый взгляд на игры Никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. В своей книге она пишет: «Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами».

Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики , сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

Принципы методики Никитиных

Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать . Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень .

Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

    Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

    Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

    Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

    Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

    Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

    Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

    Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

    Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

    В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

    Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

Что понадобится?

  1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
  2. Деревянная или картонная коробка.

Ход игры:

С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

Что понадобится?

  1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

Ход игры:

«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

Учебно-игровые материалы

Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

Возраст детей и срок обучения

Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

Недостатки методики

Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.

Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Интересен опыт раннего развития творческих способностей семьи Никитиных. Его можно назвать самым естественным и ненавязчивым. Правда, в современных условиях он становится довольно сложным для самих родителей. Практически все есть в продаже, заботливые взрослые стараются удовлетворить любые желания ребенка, исходя из принципа «мой ничем не хуже остальных» (а это всего лишь следование собственным амбициям). В итоге ребенок всегда и во всем готов положиться на маму с папой, даже не подозревая, что многое он может сделать сам. Другая сложность — требование современных школ: первоклассник уже должен уметь читать, считать и даже писать. Напуганные родители ставят себе задачу вырастить вундеркинда и потому нагружают малыша до отказа всевозможными знаниями, но делают это по своему усмотрению. Вундеркинд же — это, в первую очередь, творец, а творец любит делать все по собственному желанию. Так и для ребенка — важно иметь желание выполнять предлагаемое дело. Например, насильственные чтения или занятия арифметикой приведут в дальнейшем лишь к отторжению филологических и точных наук. Вряд ли из ребенка, которого из-под палки усаживали за книги, вырастет писатель. Как же решались подобные вопросы в семье Никитиных? Рассмотрим основные элементы их системы.

Елена Алексеевна и Борис Павлович выдвигают три главные составляющие умственного развития детей:

1) обстановка, располагающая к разнообразной деятельности;

2) большая самостоятельность детей в занятиях и играх;

3) искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

Никитины не решались определять, какие способности и в какое время лучше развивать. Они просто создавали благоприятную атмосферу для развития тех или иных сторон интеллекта. Во многом эта атмосфера зависит от профессий и увлечений родителей. Если, к примеру, ребенок постоянно слышит, как музицирует его мама, или видит, как отрабатывает боксерские удары отец, то тяга к музыке и спорту будет просто закономерной. Этим и объясняется существование целых династий врачей, писателей, музыкантов, инженеров и т. д. Так, занимаясь дома любимым делом, вы можете быть уверены, что ребенок пойдет по вашим стопам (конечно, при условии, что проявленный у ребенка интерес будет всячески поддерживаться). Но для полноценного развития и выявления талантов лучше всего создать обстановку, в которой малыш сможет сам выбрать себе занятие. И не стоит пугаться того, что, будучи, например, переводчиком, вы не справитесь с организацией обстановки для развития математических способностей. Объяснить числа и решить с ребенком элементарные задачки сможет любой взрослый независимо от собственных умений.

Создавать благоприятную обстановку, по мнению Никитиных, нужно как можно раньше. Особенно это важно в период активного познания малышом окружающего его предметного мира. Наступление данного периода у каждого ребенка происходит в свое время, обычно это связано с началом самостоятельной ходьбы (в среднем от 8 месяцев до года). Ребенок может без чьей-либо помощи передвигаться по квартире, а значит, он будет видеть больше, а «больше» пробуждает интерес практически ко всему, что встретится малышу на пути. Поэтому не скупитесь на кубики с буквами, таблички с цифрами, различные конструкторы, спортивные снаряды и не жалейте места на стене для географических и физических карт. Помните, ребенку интересно все! Поэтому не делайте из азбуки, чисел, нотной грамоты и чертежей великой тайны, считая, что малыш еще не способен воспринимать подобные вещи. Никитины советуют называть все эти явления интеллектуального мира так же, как и прочие предметы: стол, стул, диван, дверь, окно и т. д. Следуя этому простому правилу, Никитины замечали, что многое дети развивались быстрее: в 3 года — старались читать, в 4 — разбирались в планах и чертежах, в 5 — решали простейшие уравнения и путешествовали по карте мира.

Стоит заметить, что подобный подход к развитию способностей влечет за собой формирование таких положительных качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины, сделав свою систему общественным достоянием, ни в коем случае не претендовали на то, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Ведь вундеркинд — это исключение из правил. Они рассказывали о том, «как буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым».

«Своевременное начало» — вот важнейшее условие, выдвигаемое Никитиными для развития заложенных в ребенке от рождения огромнейших возможностей. В 1969 году была опубликована работа «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей», в которой Борис Павлович ввел понятие НУВЭРСа. Эта интересная аббревиатура составлена из первых букв происходящего в человеческом мозгу процесса — необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Не востребованные на раннем этапе возможности постепенно ослабевают, и развить их в дальнейшем будет сложно. Поэтому так необходимо позаботиться о создании условий, опережающих развитие. О каких же условиях идет речь? Во-первых, это пространство для творчества, или широкое поле деятельности. Вы, наверное, замечали, что малыши гораздо больше любят играть с вещами, которыми пользуются взрослые, нежели с мячиками, машинками и куклами. Так разрешите детям войти во взрослый мир предметов, обучая, конечно, правильному с ними обращению. Не стоит поощрять ломание и разбрасывание, хотя это и вовсе не произойдет, если вы при первом же знакомстве с вещью объясните ее предназначение и ценность. Никитины рекомендуют «идти навстречу любым намерениям детей что-то делать». Это позволит ребенку проявить себя творчески в той или иной области. Трехлетний Антон, рассматривая «Детскую энциклопедию», обратил внимание на таблицу Менделеева — и Никитины постарались создать обстановку, способствующую укреплению интереса малыша к химии. В дальнейшем младенческое увлечение привело возмужавшего Антона к поступлению на химфак МГУ.

Супруги Никитины настойчиво советуют не ограничивать ребенка исключительно детскими забавами, а предлагают следующие «игрушки». Настенные часы с большим циферблатом — установка ребенком любого времени с помощью шестеренки позволяет на пару лет опередить сверстников в освоении часов и единиц времени. Круглый шар под названием глобус и всевозможные карты развивают географические способности. А как интересно малышу, уже научившемуся читать, находить те или иные города, государства, реки, моря и океаны! Вы даже можете совершить со своим ребенком кругосветное путешествие, не выходя из дома. Другая «игрушка» — таблица сотен. Раньше ее нужно было изготавливать самому, а теперь, скорее всего, ее можно просто купить в магазине. Для начала следует рассмотреть с ребенком числа, затем начать называть их по порядку. Выучив порядок чисел, попробуйте считать предметы. Также можно поиграть в задачки: кто быстрее найдет число 15? 36? 78? По таблице сотен легко усвоить такое математическое действие, как сложение (находить суммы чисел по вертикали, горизонтали, диагонали). С азами геометрии можно познакомить детишек с помощью вырезанных из цветной бумаги фигур. Не бойтесь рассказать ребенку и названия составляющих фигуру линий: высота, медиана, радиус и т. д. Малыш рано начнет отличать угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности. Никитины считают, что даже знакомство с различными приборами (например, весами, секундомером или штангенциркулем и пр.), а также инструментами для работы с деревом и металлом не менее полезны для раннего развития.

Интересной находкой являются развивающие игры, разработанные Никитиными и названные своими создателями «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Внимание». В основе этих игр лежат два обучающих принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Главным условием игры является неподсказывание взрослого. Ребенок должен додуматься до всего сам. Если сегодня он справился, к примеру, с двумя заданиями, а третье оказалось для него пока не по силам, не огорчайтесь сами и успокойте ребенка. Предложите отложить игру до следующего раза и обязательно подарите ему надежду на то, что в конце концов ему удастся справиться с этой задачей. Таким образом, «ступеньки творчества» станут отличной пищей для детского ума, а развитие ребенка, достигающего всего самостоятельно, пойдет легче и успешнее.

Теперь поговорим о роли взрослого в ракурсе раннего развития творческих способностей. Рассказав подробно о создании благоприятной обстановки, а также о том, как и во что играть, мы не заострили внимания на собственном участии в этом процессе. Сами Никитины на вопрос о том, что же нужно для раннего развития ребенка, долгое время отвечали так:

«Главное — создать условия для разнообразных занятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободу деятельности. А там уж все пойдет само собой». На самом деле они просто не замечали огромнейшего своего участия в многочисленных делах малышей. Если вам захочется вдруг развить у малыша художественные способности и вы купите мольберт, всевозможные краски, кисти, развесите по всему дому репродукции известных мастеров, а сами будете при этом шить брюки или писать книгу, то малыш, как ни странно, скорее заинтересуется не живописью, а тем, чем занимаетесь вы. И это вполне объяснимо: делать что-либо одному довольно скучно. Поэтому не загромождайте квартиру мертвым грузом, а если все-таки желание видеть в будущем свое чадо художником настолько велико, то примите сами живое участие в занятиях живописью. Думаю, что нарисовать солнышко, маму, папу или плюшевого мишку не составит большого труда, а когда ребенок войдет во вкус происходящего, ваше участие будет требоваться все меньше, и постепенно ученик превзойдет учителя. Аналогично следует поступать и в развитии других способностей.

Важнейшим принципом своей воспитательной тактики Никитины избрали пробуждение интереса. Традиционные «кнут» и «пряник» отвергаются ими. Причем «пряник», на их взгляд, может привести лишь к формированию в ребенке соображений типа «А что я буду с этого иметь?». Не купля-продажа, а добровольный познавательный, созидательный и творческий процесс — вот, что утверждают в своей системе Елена Алексеевна и Борис Павлович. Лучшей наградой для детей, которыми в процессе познания руководил не страх, не расчет, а интерес, будет понимание того, что цель достигнута самостоятельно. В целях развития самостоятельности Никитины рекомендуют ставить перед воспитанником житейские задачи (возраст детей примерно от 3 лет). Например, гуляя по парку, объясняйте малышу, как не заблудиться и как поступить, если вдруг потеряешься; в магазине предложите ребенку оплатить покупку, дав ему деньги и одновременно с этим научите проверять сдачу; попросите перевести «невнимательного взрослого» через дорогу — подобные ситуации можно перечислять до бесконечности. Главное здесь, что ребенок САМ сообразил, сделал, поборол нерешительность и боязнь.

Противники воспитания, основанного в первую очередь на желаниях ребенка и свободе выбора, пророчили детям Никитиных трудности с соблюдением школьной дисциплины. Но страшные прогнозы не оправдались благодаря одному парадоксу, а именно трудностям быта. Сейчас практически не существует квартир и домов без элементарных удобств. Поэтому просить помочь детей принести воды или наколоть лучинок, как это делали Никитины, неактуально. Однако даже при наличии в доме стиральных машин, пылесосов и посудомоечных машин всегда можно найти полезное занятие даже для самого крошечного малыша. И здесь важен подход к делу. Никитины советуют не заставлять детей что-либо делать, а именно просить помочь! Например, так: «А что, если помочь маме вымыть посуду? Вот она обрадуется!» Трудно не согласиться, что работа для других приятнее, а при достижении результата ощущаешь еще и радость, и гордость от выполненного. Работа по дому — это тоже своего рода процесс развития способностей — развитие усердия и терпения, которые пригодятся любому человеку для преодоления трудностей.

Никитиным понадобилось 18 лет, чтобы до конца осмыслить ими же разработанную систему воспитания, которая была подсказана самой жизнью. Нам остается перенять только этот бесценный опыт. Хочу, правда, заметить одну важную деталь: выполнение рекомендаций, перечисленных выше, оправдает все ваши ожидания только в том случае, если ваше сердце исполнено искренней любовью к своим детям. Из побывавших в гостях у Никитиных одни говорили: «Счастливые у вас дети...», другие: «Счастливые вы родители...». А Никитины и не отказывались от того, что они счастливые. Только они хорошо понимали, что это счастье «не само по себе пришло, нет, не само...

Большинство игр, разработанных Никитиными («Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат») предполагают совместную игровую деятельность детей и взрослых. Один и тот же комплект можно предложить начинающему и опытному игроку, малышу и взрослому. В этих играх заложено много вариантов и уровней сложности, с их помощью развивается логическое и образное мышление, они дают малышу представление о свойствах геометрических тел, формируют пространственное воображение, учат складывать часть в целое.

Подробно обо всех играх Никитиных можно прочитать в их книгах, можно купить готовые никитинские комплекты, а то и смастерить необходимые атрибуты своими руками. Для малышей лучше выбрать несколько вариантов попроще и постепенно перейти к сложным. Методики Никитиных хороши тем, что каждый сам может придумать правила или условия для участия в игре.

Игра «Сложи квадрат»

Это одна из известных никитинских игр. Смысл ее довольно прост: нужно складывать различные квадраты из всевозможных геометрических фигур. Для этого нужно взять кусок цветного картона размером 8x8 см и вырезать из него квадрат. Квадрат нужно разрезать на несколько частей, например два треугольника. Малыш должен собрать из этих фрагментов треугольник. Квадрат из красного картона можно разрезать на два прямоугольника. Квадрат можно разрезать на прямоугольник и два маленьких квадрата; на два маленьких прямоугольника и один большой квадрат; на четыре маленьких треугольника и т. д. Несколько квадратов можно разрезать на 2 части, на 3, 4, 5.

Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти задачки за несколько мин., начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

В комплекте Никитиных целых 24 цветных квадрата и 85 фрагментов. Для того чтобы не запутаться во фрагментах, можно пронумеровать квадраты и на обратной стороне сделать едва заметную подпись — № квадрата. Если вы решили сделать полный комплект, то нужно подобрать разные оттенки квадратов, чтобы квадраты отличались по цвету (можно, например, раскрасить их красками, смешав оттенки). Чтобы малышу было удобнее играть, фрагменты каждого квадрата выложите в отдельный маленький пакет или конвертик с номером. Вначале нужно давать малышу один квадрат, затем можно смешивать детали из нескольких разноцветных квадратов. Фрагменты квадратов должны находиться в одной коробке.

Как играть в эту игру? Например, можно вначале предложить малышу рассортировать фрагменты по цвету и оттенкам Затем предложить назвать известные ему фигуры. Начинать игру нужно с квадратов, разрезанных на 2 части, это просто и доступно малышу. Игра начинается с того момента, как малыш получает конверт или пакетик с фрагментами, достать фрагменты — это уже задание для маленьких пальчиков. Выложить фрагменты картона вплотную друг к другу без зазоров — следующее задание. Собрать квадраты из двух, трех, четырех конвертов — следующее, более сложное задание. Малыш все должен делать сам. Убрать фрагменты в конверты — тоже задание для малыша. С каждым днем задачу можно усложнять, смешивая фрагменты, чтобы перед игрой ребенок вначале рассортировал их по цветам и оттенкам. Позже, когда малыш освоится, можно соревноваться на время, кто быстрее соберет квадраты (для этого понадобится сделать два одинаковых комплекта игры). Для детей более старшего возраста задания можно усложнить. У Никитиных подробно расписаны примеры заданий (использование нумерации чисел на квадратах, создание новых квадратов).

Можно придумать и другой вариант игры — складывать другие фигуры. Можно вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и из них составлять фигурки животных, различные предметы.

Игра «Сложи узор»

Смысл этой игры заключается в том, что ребенок из цветных кубиков выкладывает всевозможные узоры. Вначале дайте малышу картинки с шаблонами узоров, а затем предложите выдумывать свои узоры. У Никитиных в комплекте есть специальные кубики для этой игры, в них четыре грани имеют один цвет, а две грани — два разных цвета, чтобы получился треугольник. Если вы будете мастерить кубики сами, можете раскрасить грани, как пожелаете. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре разных цвета.

Для игры с самыми маленькими нужно начинать с одного квадрата. Покажите малышу — положите на рисунок кубик с гранью нужного цвета. Рядышком — еще один цветной квадрат, на который малыш должен поставить кубик сам. В следующий раз раздайте малышу два, три квадрата, попросите создать дорожку (например, желтые грани — дорожка из песка), только потом можно переходить к построению простых узоров, а затем к сложным.

Удобнее всего работать (складывать узоры) в самой коробке. Для этого подберите коробку подходящего размера, чтобы кубикам было в ней удобно. Никитины предлагают несколько серий узоров по сложности: А, Б, В, Г, Д.

Для малышей от года до 1,5 лет рекомендуется играть с серией А — это собирание узоров одноцветных и двухцветных граней. Самое простое задание для новичков — выложить кубики в коробку, открывающуюся с двух сторон. Малыш складывает кубики в коробку, образуется какой-нибудь узор или однотонная цветовая гамма, малыш закрывает коробку крышкой, переворачивает ее, снимает крышку и... видит кубики другого цвета или другой узор, который может быть совершенно простым, например рамочка из кубиков желтого цвета, а внутри — все кубики синего цвета. Самый простой вариант — выстроить разноцветную башню из таких кубиков (по шаблону или по собственному замыслу, на скорость или на самую большую башню). Во время игры можно повторить название цветов или выстроить башню-радугу. Заодно можно выучить известную присказку «Каждый охотник желает знать...».

Уникуб

Это тоже кубики с цветными гранями, из которых можно складывать разнообразные трехмерные фигуры и композиции. Такие кубики можно купить, а можно изготовить в домашних условиях. В комплекте должно быть 27 кубиков, чтобы можно было сложить большой куб размером 3x3x3. Возьмите любой набор детских кубиков и обклейте их цветной бумагой таким образом, чтобы внешние грани всех кубиков были одного цвета. Грани верхнего слоя (9 кубиков) оклейте другим цветом. Верхние грани следующего слоя должны быть другого цвета. Снимите этот слой, а его неокрашенные грани окрасьте во второй цвет, верхние грани третьего слоя оклейте в третий цвет. То же самое сделайте с вертикальными слоями, обклеив грани разными цветами. Вначале нужно отделить те грани у 9 кубиков, которые спереди, затем задние, потом боковые справа, затем слева. Таким образом получается 27 разных кубиков, граней у кубиков шесть, а цветов используется только три.

Как играть с такими кубиками? Например, смешать кубики и сложить, как было первоначально. Все зависит от фантазии ребенка и взрослого, вариантов игры может быть большое количество. Из таких кубиков можно сложить поезд, стены вагончиков и паровозик — разные, разные фигурки, узоры — все, что вам захочется. В книге Б. П. Никитина «Развивающие игры» предлагается целых 50 вариантов.

Игра «Обезьянка»

Малыши очень любят копировать взрослых и друг друга. Для этой игры нужно несколько человек. Малыши рассаживаются вокруг стола на стульчиках. Взрослый придумывает историю про обезьянку, которая копировала движения людей (можно взять историю, предложенную в книге Б. Никитиным, а можно придумать свою). Смысл в том, что малышам предлагается повторить все действия за взрослым (ведущим). Ведущий берет со стола, например, кирпичики (пластмассовые или деревянные брусочки) или кубики, поднимает их над головой, прячет под стол, складывает из них различные фигуры, снова убирает и т. д. Малыши с такими же предметами делают то же самое. Главное — не ошибиться при выполнении заданий. Кубики можно ставить на стол быстро, со стуком или беззвучно, одной рукой или двумя — все зависит от фантазии ведущего. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Точечки

Для этой игры нужно заготовить карточки из картона. На карточках рисуются точки (кружочки), как на косточках домино: одна, две, три — и так до десяти, на одной карточке — пусто. На втором комплекте карточек рисуются цифры от 0 до 10.

Никитины предлагают использовать три комплекта карточек с точками с разным фоном (красным, желтым, зеленым) и разным расположением точек. Вариантов такой игры может быть огромное количество. Самый простой — разложить карточки подряд от нуля до десяти. Дальше зависит от фантазии играющих. Например, разложить карточки по цветам. Для этого заранее нужно смешать все комплекты. Затем собрать и выложить их в столбики.

Если малыш уже умеет считать, можно попросить выстроить эти столбики по возрастающему количеству точек. Чтобы малышу было интереснее, можно придумать какую-нибудь сказочную историю, например, о мальчике, растерявшем свои веснушки, или божьей коровке, потерявшей свои пятнышки. Если малыш считать не умеет, то разложите вместе пустые карточки, карточки, на которых точек поменьше и на которых точек побольше, где больше всего (отработка понятий «меньше», «больше»). Если малыш только осваивает счет, раскладывайте карточки с одной, двумя, тремя точками. Можно играть в игру, кто быстрее найдет карточки без точек, с одной, двумя точками. Можно для малышей, умеющих считать и знающих изображение цифр, раскладывать карточки с цифрами, а под ними — карточки с точками. Можно складывать вместе карточки разных цветов с одной, двумя, тремя точками и считать, сколько получилось. Можно рядом выкладывать карточку с цифрой ответа. Можно, разложив карточки по рядам, задавать вопрос, что общего в карточках (в чем различие). Например, рисунок, количество точек, размер карточек, материал, из которого они сделаны, порядок расположения точек...

Внимание

Эта игра позволяет развивать внимание и память. Правила игры очень простые: малышу показывают фигуру, какой-нибудь символ, нарисованные на плотной бумаге. Рисунок демонстрируется несколько секунд, затем его убирают. Малыш должен зарисовать эту фигуру как можно ближе к оригиналу. Рисовать лучше всего на бумаге в клетку простым мягким карандашом. Заранее нужно договориться, какого размера будет рисунок (например, в три клетки), как будут расположены все нарисованные фигуры (на одной линейке в строчку или сверху вниз по вертикали). Картинку нужно показывать не больше 3 с.. После того как малыш ее нарисовал, покажите следующую карточку. За одну игру не нужно демонстрировать больше шести карточек. В книге у Никитиных представлены всевозможные рисунки-задания для этой игры, но вы можете придумать свои варианты. В эту игру можно играть сразу с несколькими малышами, устроить оценивание, о его правилах нужно договориться заранее.

Игры с рамками Монтессори

Что такое рамки Монтессори, мы говорили выше, семья Никитиных использовала их при занятиях со своими детьми. Правда, в те времена такие рамки приходилось изготавливать собственными руками, сейчас же родители могут приобрести их в магазине.

Самое простое и любимое занятие малышей — подбирать соответствующий рамке вкладыш и вставлять его. Единственный совет Никитиных — малышам до 2 лет нужно давать по 4—5 рамок с вкладышами (имеется в виду одна фигура — одна рамка). Педагоги советуют придумывать сказочные истории, называть вкладыши чем-нибудь интересным (например, окошко и ставни в домике феи). Малыши могут соревноваться, кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки. Опять же должна существовать какая-нибудь история. Например, вот-вот пойдет дождь, и нужно скорее найти все ставенки в теремке. Можно обводить контуры рамки и вкладышей. Никитины предлагали начинать с обводки контура самой рамки. Это для малышей выполнить проще, чем обвести контуры вкладыша. Начинать лучше с таких фигур, как круг или эллипс. Самое трудное задание для малыша — обвести контур звездочки. Затем можно предложить малышу раскрасить полученную фигуру цветным карандашом. Можно усложнить это задание — сделать фигуру с двойным контуром. Вначале нужно показать ребенку, что от него требуется: нарисуйте синий круг, а внутри вкладыша — поменьше и другого цвета.

Кирпичики

Еще одна игра, предложенная Никитиными — кирпичики. С ее помощью малыши учатся работать по чертежам, читать их, у них развивается пространственное мышление. Для этой игры нужно изготовить 8 деревянных (подобрать похожие, одинаковые) или пластмассовых брусочков. Ребенку дается чертеж, по которому он должен построить модель. В дальнейшем ребенок учится делать чертежи построенной модели, конструировать новые модели и чертить их чертежи. Из кирпичиков можно строить всевозможные модели машин, дома, пароходы, мосты. Конечно же, в этой игре соблюдается принцип «от простого к сложному».

Никитины назвали свои игры развивающими, это даже не совсем игры, это, скорее, игровые занятия, благодаря которым малыши учатся думать, творить, конструировать. Они призывали родителей заниматься вместе с детьми, творить вместе с ними, придумывать свои узоры, схемы, варианты. Занимаясь с детьми по системе Никитиных, вы воспитаете талантливых детей.

Поделиться