Сколько лет далай ламе 14. Далай-лама - жизненный путь, цитаты и высказывания. Признание и награды

Самые важные составляющие буддийского духовного пути ‒ это мудрость и сострадание. «Как птица беспрепятственно скользит по небу при помощи двух крыльев, так и практикующий проходит духовный путь, опираясь на мудрость и сострадание», ‒ цитирует буддийских мыслителей прошлого Его Святейшество Тензин Гьяцо.

Общие сведения

Далай-ламой называют высшего Тибета, Монголии, а также любых буддийских территорий во многих странах мира. В буддизме и ламаизме основным догматом веры является принцип реинкарнации - перевоплощения душ. Согласно таким убеждениям, Далай-лама после смерти (его бессмертная душа) переселяется в новое тело только родившегося младенца мужского пола. Монахи из всех детей, появившихся на свет в определенный срок, выбирают истинного, после чего он проходит специальное обучение, которое включает не только духовные, но и светские, политические аспекты.

Далай-лама - это земное воплощение Бодхисаттвы (создания, которое решило стать Буддой для блага всех живущих на Земле). Сегодня он находится в своем 14-ом воплощении и носит имя Тензин Гьяцо.

История Далай-ламы XIV

Он родился 6 июля 1935 года в деревне Такцэр на северо-востоке Тибета. Его семья занималась выращиванием пшеницы, овса и картофеля. Он был 5-м из 9-ти детей.

В 1937 году, после смерти XIII Далай-ламы, в деревню Такцэр прибыла группа лам, находящаяся в поисках его нового воплощения. После специальных испытаний 2-хлетний Лхамо Дхондруб (имя, которое ему дали родители) был признан своим предшественником, прошедшим реинкарнацию. В октябре 1939 он покинул дом и направился в Лхасу. В 1940 году его возвели на престол Далай-Ламы XIV и нарекли Тензин Гьяцо.

В 1949 году обострились отношения между Китаем и Тибетом. Правительство Китая утверждало, что Тибет - это часть их государства. Тибетский народ желал независимости и предложил Далай-ламе стать их главой. 17 ноября 1950 Тензин Гьяцо был провозглашен духовным и светским правителем Тибета.

Не один год Далай-лама пытался найти консенсус с китайскими лидерами и урегулировать тибето-китайский конфликт. Договориться помешали жестокие действия Пекина в восточном Тибете, которые привели к восстаниям, быстро распространившимся по всей территории государства. Китайская армия жестко подавила мятеж. Далай-лама был вынужден искать убежища в Индии. За ним в изгнание отправилось около 80000 тибетцев. С тех пор, с 1960 года, Тензин Гьяцо живет в городке Дарамсале, который до сих пор носит название «маленькой Лхасы».

Далай-лама в 2002 году отказался от должности политического лидера Тибета, и главой правительства в изгнании стал премьер-министр Самдонг Ринпоче. А в 2011 году Его Святейшество отошел от власти светской, которой обладает председатель правительства (калон-трипа).

Между представителями Тензина Гьяцо и властями Китая возобновились переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но пока заметных результатов не отмечается.

Жизнь Далай-ламы сегодня

Его Святейшество считает себя обычным буддийским монахом и живет простой жизнью: в 4 утра просыпается, медитирует, молится и следует жёсткому графику официальных аудиенций, встреч, религиозных церемоний и учений. Завершает свой день молитвой.

Также Тензин Гьяцо много путешествует, занимается религиозной деятельностью, является автором многих книг, философских трактатов и изречений.

Обязательства Далай-ламы

Свои обязательства в этом воплощении Его Святейшество выразил таким образом:

  1. Общечеловеческие ценности: привносить в этот мир терпение, сострадание, самодисциплину, умение и прощать.
  2. Межрелигиозная гармония: обретение взаимопонимания между различными религиями и верованиями, поскольку все они имеют одну цель - воспитание хороших и добрых людей.
  3. Тибет: труды по сохранению буддистской культуры своей родины, мира и ненасилия.

О счастье. Существует 2 пути к счастью. Один из путей - внешний. Он заключается в приобретении нового жилища, лучшей одежды, хороших друзей. При этом мы в некоторой степени получаем удовлетворение и счастье. Второй путь - духовного развития. Он помогает в достижении внутреннего счастья. Эти пути неравноценны. Без внутреннего счастья внешнее неспособно долго длиться. Если сердцу чего-то не хватает, если жизнь видится в черном цвете, то невозможно испытывать блаженство, какой роскошью себя ни окружай. Но когда вы достигнете внутреннего спокойствия, то сможете чувствовать себя счастливым даже в тяжелых условиях.

Про невозмутимость. Никогда нельзя терять надежду. Отчаяние - это причина неудачи. Вы должны помнить, что можете преодолеть любое препятствие. Даже если вы окажетесь в сложной ситуации, сохраняйте спокойствие. Если ваш ум останется невозмутим, внешние обстоятельства повлияют на вас мало. Если же вы позволяете себе испытывать гнев, вы потеряете покой, даже если окружающая обстановка останется безмятежной.

Про человека. На вопрос о том, что вызывает наибольшее его изумление, Далай-лама ответил, что человек. Поскольку он жертвует здоровьем, чтобы заработать деньги. А затем он использует эти деньги для восстановления своего здоровья. При этом его гложет такое беспокойство о будущем, что он не способен наслаждаться настоящим. В итоге он не может жить ни в настоящем, ни в будущем. Человек живет так, будто никогда не умрет, а когда умирает, то сожалеет о том, что не жил.

Про ценность жизни. Просыпаясь, каждое утро нужно начинать с мысли: «Мне сегодня повезло - я проснулся, я жив, у меня есть эта большая ценность - человеческая жизнь, и я не буду тратить ее на пустяки. Я направлю свои силы на внутреннее развитие, чтобы раскрывать свое сердце для других и достичь просветления во благо всего сущего. Я буду иметь о других лишь добрые помыслы. Я не буду сердиться либо думать о них плохо. Я буду делать все, чтобы приносить пользу другим».

Про осуждение. Прежде чем кого-то осудить, его возьми обувь и пройди путь его, его слезы попробуй и боль его почувствуй. Наткнись на камень каждый, о который споткнулся он. И только тогда ты можешь сказать ему, что знаешь, как жить правильно.

Цитаты

Множество интересных мыслей высказал Далай-лама. Цитаты, которые стали наиболее известны:

  • знайте, что тишина - иногда лучший ответ на вопрос;
  • поймите, что не все то, чего вы хотите, действительно вам необходимо;
  • самые лучшие отношения - такие, в которых сильнее любовь, а не потребность друг в друге;
  • если проблему можно решить, она и беспокойства не стоит, если же нельзя - беспокоиться бесполезно;
  • враги дают нам замечательную возможность научиться стойкости, терпению и состраданию;
  • когда кажется, что все идет наперекосяк, то, возможно, в вашу жизнь пытается войти что-то чудесное;
  • необходимо учить правила, чтобы понимать, как правильно их нарушать.

Далай-лама - это не только духовный еще философ, который учит жить правильно, сообразно высшим принципам, способным привнести в наш мир хоть чуть-чуть тепла и добра, сделать его немного лучше.

"Настоящее счастье происходит от чувства братства"

80-летняя жизнь Далай-Ламы была чрезвычайно богата на события. Как сообщает Википедия, он родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

В 1937 году после кончины Далай-ламы XIII (умер 17 декабря 1933 года), в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо во младенчестве

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени он живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится и Тибетское правительство в изгнании.

В России Далай-Лама XIV был трижды - в 1991, 1992 и 2004 годах - все три раза он посещал с краткими визитами Калмыкию, большинство населения которой исповедует буддизм. Российские буддисты неоднократно выражали надежду увидеть его с более продолжительным визитом, однако, всё упирается в недовольство правительства Китая, с которым Кремль не хочет портить отношения. Более того, в сентябре 2014 года Далай-Лама XIV политику Владимира Путина,заявив, что тот слишком долго находится у власти в своей стране. "Господин Путин был сначала президентом, потом премьер-министром, потом снова президентом. Это многовато... Это демонстрирует, что он имеет эгоцентричную установку: я, я, я!", - сказал духовный лидер буддистов, подчеркнув, что именно в этом кроется корень российских проблем. Далай-лама также отметил, что в отличие от Китая Россия и ее президент Путин в настоящий момент не стремятся стать частью глобальной политической системы и в течение длительного времени принимать международные правила игры. Он подчеркнул, что "Путин, похоже, пытается возвести новую Берлинскую стену, но при этом наносит ущерб своей стране". По его мнению, изоляция для России - сродни самоубийству.

Визит Далай-Ламы в Калмыкию, сентябрь 1992 года.

Сам Далай-Лама является довольно открытым и современным человеком. На его страницу в фейсбуке и аккаунт в твиттере подписаны более 11 миллионов человек. Для сравнения, у официального аккаунта папы Франциска в твиттере менее 7 млн. подписчиков, а у официальной страницы патриарха Кирилла в соцсети ВКонтакте - менее 0,15 млн. читателей. Официальный сайт Далай-Ламы существует на многих языках, в том числе на русском . "Он часто повторяет, что в нынешнем воплощении у него есть три основных обязательства: разъяснять людям важность общечеловеческих ценностей и секулярной этики, способствовать гармонии между представителями разных вероисповеданий и оказывать помощь тибетскому народу в его стремлении сохранить свою самобытность, культуру и религию. Каждый, кому близки идеи гуманизма, ненасилия и сострадания, непременно найдет опору и вдохновение в каждодневных трудах Его Святейшества Далай-ламы", - говорится на главной странице русскоязычной версии его сайта.

В 1989 году Далай-Лама XIV получил Нобелевскую премию мира "за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами". На следующий год после его награждения эту премию получил Михаил Горбачев... В своей нобелевской речи , произнесенной 10 декабря 1989 года в Осло, Далай-Лама, в частности, сказал следующее: "Независимо от того, уроженцами какой части мира мы являемся, мы все в основе своей одинаковые человеческие существа. Мы все стремимся к счастью и пытаемся избежать страданий. У нас одни и те же основные человеческие потребности и заботы. Все мы, люди, хотим быть свободными и иметь право определять свою судьбу как индивидуально, так и в качестве народов. Это человеческая природа. Огромные перемены, происходящие по всему миру, от Восточной Европы до Африки, служат ясным подтверждением этому".

Далай-Лама в 1989 году

Коснувшись вопроса о преследованиях тибетцев в коммунистическом Китае, Далай-Лама также заявил: "Как буддийский монах, я забочусь обо всех членах человеческой семьи, и вообще обо всех чувствующих существах, испытывающих страдания. Я считаю, что все страдания происходят от неведения. Люди причиняют боль другим в эгоистической погоне за счастьем, или удовлетворением. Но настоящее счастье происходит от чувства братства. Нам нужно развивать чувство универсальной ответственности друг за друга и за нашу общую планету. И хотя я нахожу свою собственную буддистскую религию полезной для развития любви и сострадания, даже по отношению к тем, кого мы считаем своими врагами, я убежден, что каждый может воспитывать в себе доброе сердце с помощью, или без помощи, религии.

С постоянно растущим влиянием науки на нашу жизнь, религии и духовности должна принадлежать большая роль в том, чтобы напоминать нам о нашей человечности. Между тем и другим нет противоречий. Наука и религия помогают нам лучше понять одна другую. Как наука, так и учения Будды говорят нам о фундаментальном единстве всех вещей. Понимание этого чрезвычайно важно, если мы собираемся предпринять действенные и решительные меры по такой назревшей глобальной проблеме, как экология".

В начале 2000-х годов Далай-Лама сформировал 18 правил жизни. Они звучат следующим образом:

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.

2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.

3. Следуйте вечным трем правилам:
- уважай себя,
- уважай других,
- не уходи от ответственности за свои действия.

4. Помните, что не всегда то, что вы хотите - действительно вам нужно.

5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.

6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.

7. Если вы ошиблись - немедленно сделайте всё, чтобы исправить ошибку.

8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.

9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.

10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.

11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.

12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.

13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.

14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.

15. Будьте нежны с Землей. Любите её.

16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.

17. Помните, что лучшие отношения, это те, в которых каждая половинка, с кем бы она не была, помнит о друг друге.

18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.

Лхамо Тхондуп родился 6 июля 1935 г. в китайском городке Тацкер, к северо-востоку от Тибета, в крестьянской семье.

Следуя многочисленным знамениям, духовные служители нашли его, когда мальчику было всего два года, признав в нём реинкарнацию 13-го Далай Ламы, Тхуптен Гьясто. Он был провозглашён 14-м Далай Ламой, получив при посвящении имя Тэнцзин Гьясто.

Считается, что Далай Лама является воплощением Авалокитешвары – одного из главных божеств в буддизме, олицетворения сострадания, – и существом посвящённым, отказавшимся от собственной жизни после смерти ради возрождения на благо человечества. Сам титул «Далай Лама» в переводе означает «духовный учитель, глубокий, как океан».

Посвящение в Далай Ламы

Своё религиозное образование Тэнцзин начал в возрасте 6 лет. Он изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддистскую философию, подразделяющуюся, в свою очередь, ещё на пять категорий, включающих в себя совершенствование мудрости, монашескую дисциплину, метафизику, логику и эпистемологию – учение о знании.

В 1950 г., в возрасте 15 лет, Тэнцзин получает полную политическую власть Далай Ламы. Но правление его продлится недолго. В октябре этого года Китай, почти не встретив сопротивления, занимает Тибет. В 1954 г. Далай Лама отправляется в Китай на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами. Однако в 1959 г. не ослабевающее угнетение тибетского народа китайскими войсками приводит к восстанию. Далай Лама, вместе со своими ближайшими советниками и несколькими тысячами последователей, бежит в Дармсалу, в северную Индию, и там создаёт своё альтернативное правительство.

Конфликт с Китаем

С момента китайского завоевания, Далай Лама предпринимает множественные попытки создания автономного Тибетского государства в границах Китайской народной республики. В 1963 г. он пишет проект конституции Тибета, в котором предлагает ряд реформ для демократизации управления областью.

В 1960-х г.г., Центральное разведывательное управление США, с ведома и при полной поддержке Далай Ламы, спонсирует создание и обучение сил Тибета для сопротивления китайским захватчикам. Однако программа оканчивается провалом, унеся с собою тысячи жизней борцов за независимость.

В сентябре 1987 г. Далай Лама, стремясь сделать первый шаг на пути примирения с китайским правительством и разрешения спорной ситуации, предлагает Пять пунктов мирного плана, по одному из которых Тибет должен стать убежищем для просвещённых, в котором те смогут существовать в покое и согласии с природой. 15 июня 1988 г. Далай Лама инициирует переговоры во французском Страсбурге с участием китайской и тибетской стороны, которые должны привести к созданию самоуправляемой демократической политической единицы в Тибете.

Но в 1991 г. тибетское правительство в изгнании провозглашает Страсбургское предложение недействительным в связи с изначально предвзятым отношением к нему китайских властей.

Гуманитарная деятельность

Далай Лама является духовным лидером тибетского буддизма, а потому, согласно традициям бодхисаттвы, свою жизнь он посвятил служению на благо человечества. Он написал многочисленные труды, провёл сотни конференций, лекций и стал членом ведущих университетов и институтов по всему миру, затрагивая в своих речах и работах вопросы стремления к жизни в мудрости и сочувствии к ближним, а в последнее время, и проблемы сохранения окружающей среды. Далай Лама, в отличие от своих предшественников, встречался со многими западными лидерами.

Не раз он принимал участие в межконфессиональных службах и встречался с главами других религий.

В 1989 г. Далай Лама был награждён Нобелевской премией за ненасильственные попытки освобождения Тибета и участие в решении проблем защиты окружающей среды. В последнее время, в знак признания за свои выдающиеся труды по буддистской философии, а также неоспоримое лидерство в борьбе за свободу и мир, он получил целый ряд наград за вклад в дело мира и почётных докторских степеней западных университетов и институтов.

Борьба за мир

В самый разгар подготовки к Пекинской олимпиаде 2008 г., в Тибете возникают волнения, в надежде привлечь внимание мировой прессы, а также в знак протеста против всё усиливающегося угнетения народа китайскими властями. Далай Лама при этом призывает к спокойствию и осуждет китайскую агрессию.

Будущий четырнадцатый Далай-лама Тэнцзин Гьямцхо (Tenzin Gyatso) родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревушке Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета и при рождении получил имя Лхамо Дхондруб (Lhamo Dhondup). В двухлетнем возрасте он был обнаружен поисковой партией монахов и признан реинкарнацией Тхуптена Гьямцхо (Thubten Gyatso) - покойного тринадцатого Далай-ламы. Тибетские буддисты считают Далай-лам воплощениями Авалокитешвары - бодхисатвы сострадания и покровителя Тибета.

В четырехлетнем возрасте новый Далай-лама был возведен на "Львиный трон" в Лхасе, в возрасте шести лет начал получать монашеское образование, которое с отличием завершил в 1959 году со степенью доктора буддийской философии.

В 1949 году началось вторжение на территорию Тибета войск коммунистического Китая. В 1950 году Далай-ламу призвали принять на себя полноту политической власти, и он стал главой государства и правительства. Годом позже было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, а китайцы гарантировали неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов страны.

Тем не менее, тибетцы продолжали активно сопротивляться новым китайским властям, и в 1959 году в Лхасе развернулись массовые антикитайские протесты. В разгар беспорядков Далай-лама с небольшой группой приближенных бежал в Индию, а восстание было жестоко подавлено китайскими войсками.

Власти Индии предложили ему убежище, и Далай-лама обосновался в городе Дхарамсала на севере этой страны. В последующие несколько месяцев в Индию перебрались примерно 80 тысяч тибетцев, большинство из которых поселились в той же области, что и их лидер. Дхарамсала стала известна как "маленькая Лхаса", и именно там начало работу правительство Тибета в изгнании.

Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований. Лидер тибетцев пытался донести требования соотечественников до международного сообщества в лице Организации Объединенных наций. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа.

В 1963 году Далай-лама представил проект демократической конституции Тибета, которая затем была принята под названием "Хартия тибетцев в изгнании". Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения. В 1990 году правительство в изгнании было демократизовано. Кабинет министров, ранее назначавшийся Далай-ламой, и Ассамблея тибетских народных депутатов (парламент в изгнании) были распущены. После этого в разных странах мира тибетские эмигранты приняли участие в выборах парламента нового состава, а парламент выбрал новый кабинет министров. Следующий шаг на пути демократизации был сделан в 2001 году, когда эмигранты на прямых выборах избрали старшего министра кабинета. Тот назначил правительство, которое утверждалось парламентом.

На Западе, особенно в США, деятельность Далай-ламы находила поддержку. В 1987 году со своим планом мирного урегулирования в Тибете он выступал в Конгрессе США. План лидера изгнанников предусматривал превращение Тибета в заповедник и "зону мира". Массовое переселение китайцев хань в Тибет Далай-лама требовал прекратить. В 1988 году он выступил пред членами Европейского парламента в Страсбурге с новыми предложениями. Речь шла о создании самоуправляемой политической системы на пространстве провинций Тибета, а КНР предлагалось взять на себя внешнеполитическую и оборонную функцию.

Лучшие дня

Китайская сторона не давала положительного ответа на инициативы Далай-ламы и видела в них сепаратистскую угрозу, но на Западе они получили широкое признание. В 1989 году за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета Далай-лама был награжден Нобелевской премией мира. В последующие годы мировая популярность Далай-ламы росла, он пользовался пристальным вниманием журналистов. Всего с 1959 года Далай-лама XIV получил более восьмидесяти наград, почетных докторских степеней и премий, опубликовал более семидесяти книг.

До Тэнцзина Гьямцхо ни один Далай-лама не выезжал за территорию Азии, а ко времени его вступления на престол в Тибете побывали не более двух тысяч жителей западных стран. Теперь же лидер тибетских буддистов превратился в фигуру международного значения. С начала 1970-х годов он активно путешествовал, посетил более шестидесяти стран на шести континентах, встречался с политическими лидерами, монархами, известными учеными, главами религиозных конфессий, участвовал в межконфессиональных богослужениях, выступал с публичными речами.

Между тем, диалог с властями КНР не складывался. В 1993 году все переговоры были приостановлены почти на десять лет. Разрядка наметилась лишь в 2002 году, когда представители Далай-ламы побывали в Пекине и возобновили переговоры, хотя и без значительного прогресса. Далай-лама декларировал неизменную приверженность политике ненасилия и в 2006 году подчеркнул, что добивается не полной независимости, а автономии Тибета. Однако власти КНР по-прежнему считали курс Далай-ламы сепаратистским, а тот, в свою очередь, винил китайцев в бескомпромиссности и нежелании вести сотрудничество.

В 2006 году Далай-лама XVI получил почетное гражданство Канады. Прежде только двое иностранцев удостоились такой привилегии - шведский дипломат Рауль Валленберг и южноафриканец Нельсон Мандела, а годом позже почетной канадской гражданкой стала правозащитница из Мьянмы Аун Сан Су Чжи.

В 2007 году, на фоне приближающихся Олимпийских игр в КНР, проблема Тибета вновь попала в центр внимания мирового сообщества, а в отношениях правительства в изгнании с китайскими властями наметился кризис. Точкой столкновения послужил вопрос об избрании Далай-лам и других иерархов тибетского буддизма: китайское руководство хотело получить право на утверждение очередных реинкарнаций лам. Далай-лама в пику этим планам заявлял, что планирует провести народный референдум по поводу необходимости своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни. Также Тэнцзин Гьямцхо не исключил, что следующим его воплощением могла бы стать женщина.

На фоне растущей напряженности между Пекином и Дхарамсалой США вновь засвидетельствовали, что поддерживают деятельность Далай-ламы: в октябре 2007 года, к неудовольствию Китая, лидер тибетских буддистов получил высшую гражданскую награду США - Золотую медаль Конгресса, которая присуждается за успехи в области защиты национальных интересов США. Еще в конце 1990-х годов администрация Далай-ламы официально признала, что пользовалась финансовой поддержкой американского Центрального разведывательного управления.

В марте 2008 года в Тибете и китайских областях со значительным тибетским населением вспыхнули новые массовые антикитайские протесты, которые привели к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, Далай-лама в очередной раз призвал мировое сообщество оказать давление на власти Китая, а действия КНР охарактеризовал как "культурный геноцид" тибетского народа.

Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб.

В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937 году, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией своего предшественника.

Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие».

Возведение на престол. 1940 год


Далай-лама XIII

Далай-лама был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949-50х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Не заручившись поддержкой Пекина, он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти пристанище в Индии.


Далай-лама с поисковой партией


Юный Далай-лама.
Фотография из книги Спенсера Чапмена «Мир Далай-ламы»

Образование

Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, у него было два официальных наставника - Линг Ринпоче и Триджанг Ринпоче. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).

Далай-лама приступил к учебным занятиям в шестилетнем возрасте и завершил обучение в двадцать пять лет, получив высшую ученую степень геше лхарамба (доктора буддийской философии). В двадцать четыре года он сдал предварительные экзамены в трех главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене. Финальные экзамены состоялись в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Они проходили в присутствии 20 000 ученых-монахов.


Далай-лама со своими наставниками, Лингом Римпоче и Триджангом Римпоче

Руководство страной

17 ноября 1950, после вступления в Тибет войск народно-освободительной армии Китая, Его Святейшество, которому было тогда всего 16 лет, был вынужден принять на себя политические полномочия, став главой государства и правительства.

В 1954 он едет в Пекин для проведения мирных переговоров с Мао Цзе-дуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия со дня рождения Будды, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эн-лаем для обсуждения обострения ситуации в Тибете.

Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жесткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и в другие части Тибета. 10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание. Его участники требовали Китай уйти из Тибета и утверждали независимость своей страны. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Его Святейшество покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около 80 тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, которую называют «маленькой Лхасой». Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.


Далай-лама и его младший брат на пути в изгнание. Март,1959


Его Святейшество встречает первых тибетских детей беженцев в Дхарамсале.
Начало шестидесятых


Выступление перед первыми тибетскими беженцами южных поселений.
Начало шестидесятых.

В первые годы изгнания Его Святейшество неоднократно обращался в Организацию Объединенных Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Сформировав новое тибетское правительство в изгнании, Его Святейшество видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств (TIPA), а также Центральный институт высшей тибетологии - высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модель будущего свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его Святейшество постоянно подчеркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.

1987 году на Совещании Конгресса США по правам человека Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьезных переговоров о будущем Тибета.

15 июня 1988 года в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».

2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.

9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в США, Его Святейшество сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию. «Я очень беспокоюсь, - сказал он, - что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путем переговоров».

Контакты с востоком и западом

С 1967 года Его Святейшество Далай-лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира. Россию Его Святейшество посетил уже семь раз: трижды в советский период - в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Его Святейшество прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.


Его Святейшество Далай-лама в Ташкенте, 1982

Межрелигиозный диалог

Его Святейшество Далай-лама встречался Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: «Мы живем в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».

Далай-лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Его Святейшество беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.

«Я всегда верю, - говорил он, - что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».


Встреча Далай-ламы с Папой Римским.

Признание и награды

С 1973 года, когда Его Святейшество впервые посетил страны запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почетные ученые степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.

Вручая Его Святейшеству премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил: «Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности».

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного век», США); награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).

Награды последних лет

Награда «Ахимса»
Институт джайнологии (Лондон, Великобритания)

Золотая медаль Конгресса США
(Вашингтон, США)

Президентское почетное профессорское звание
Университет Эмори (Атланта)

Почетная докторская степень
Университет Вашингтона (Сиэтл, США)

Почетная докторская степень
Лондонский Университет Метрополитен (Лондон, Великобритания)

Почетная докторская степень
Лихайский университет (Вифлеем, США)

Нобелевская премия мира

Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Его Святейшеству Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».


В 1989 году Его Святейшество получил Нобелевскую премию мира
за провозглашение ненасильственной борьбы за свободу Тибета

10 декабря 1989 года Его Святейшества Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всем мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, - заявил Его Святейшество, - подтверждает нашу убежденность в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьется освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».

Его Святейшество также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».

Простой буддийский монах

Его Святейшество часто говорит: «Я – всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведет жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит свое любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:

Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.


Мрачные дни Тибета. Цапаронг. Западный Тибет


Вид на Поталу, зимний дворец Далай-ламы с горы Чакпори

Поделиться