Социальная экология определение. Предыстория социальной экологии. Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины. Технико-технологическая составляющая концепции

СЕМИНАР 1 ВОПРОС 1

В Конституции предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это положение является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей. Кроме того, оно, вопреки нормам федеральных законов, дало повод ряду субъектов РФ объявить земли и другие природные ресурсы своей собственностью, присвоив себе некоторые функции РФ в области использования и охраны земель.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" рассмотрел, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории. Было признано, что субъект РФ нс вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается ее суверенитет, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена в ЗК РСФСР, структура этой нормы не утратила своего значения и в настоящее время. В ЗК предусматривается экологическая составляющая охраны земель, поскольку они являются основой жизни и деятельности народов. Цели охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.



В Законе об охране окружающей среды предусматривается ряд экологических требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:

– при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43);

– производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);

– использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);

– использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);

– обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).

ВОПРОС 2 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология - наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, свидетельства об объективно имеющихся необходимых и существенных связях между явлениями, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидения, надо таким образом формулировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество - природа», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

Установливая законы социальной экологии, следует прежде всего указать на те из них, которые исходили из понимания общества как экологической подсистемы. Прежде всего это законы, которые в тридцатые годы были сформулированы Бауэром и Вернадским.

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические. Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы - неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, "законы" Коммонера).

Закон 1. Всё связано со всем. Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Все должно куда - то деваться. Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Закон следует распространить и на информацию и на духовное. Этот закон нацеливает нас на изучение экологических траекторий движения элементов природы.

Закон 3. Природа знает лучше. Любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для нее. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству. В своем становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается. В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путем не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности. Человек же в своей деятельности этого не всегда предусматривает.

Закон 4. Ничто не дается даром. Иными словами, за все надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: выделение теплоты и работа. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счет запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить. Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Таким образом, закон констатирует, что нельзя прожить бесплатно. Даже самый общий анализ этой истины показывает, что мы живем в долг, так как платим меньше реальной стоимости товара. Но, как известно, рост долга приводит к банкротству.

Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Было бы нелепо выдвигать в качестве гравитационного императива, что человек не должен прыгать с большой высоты, поскольку гибель в этом случае ждет неминуемо. Но адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают экологические императивы необходимыми. Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее возможностям адаптации.

Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии. Закономерности социальной экологии, предложенные, исходя из исследования экосистем, мы рассмотрим после ознакомления с экологией.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.

Термин "социальная экология" впервые использовали американские ученые Р. Парк и Э. Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития "капиталистического города". Под термином "социальная экология" они понимали прежде всего процесс планирования и развития урбанизации больших городов как эпицентра взаимодействия общества и природы.

Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что "социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как естественно-общественного существа".

Социальная экология - это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа.

Социальная экология объясняет и прогнозирует основные направления развития взаимодействия общества с природной средой: историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.

Предметом изучения социальной экологии является выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, правовых и других предпосылок и условий для ее устойчивого развития. То есть предмет социальной экологии – это отношение в системе «общество-человек-техника-природная среда» .

В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обуславливают ее неизменность и структуру. Объектом социальной экологии является система «общество-природа» .

Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территориальный) уровень исследования: населения урбанизированных зон, отдельных регионов, областей, исследован общепланетарный уровень планеты Земля.

На создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего:

Сложные отношения человека с окружающей средой;

Обострение экологического кризиса;

Нормы необходимого богатства и организации жизни, которые следует учитывать при планировании способов эксплуатации природы;

Познание возможностей (изучение механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды;

Выявление и анализ общественных целей, включающих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды;

Влияние плотности населения на поведение людей и др.

| следующая лекция ==>

Социальная экология в контексте экологических дисциплин.

Взаимоотношение человека с окружающей средой не может быть предметом исследования только одной науки, поскольку взаимодействие общества и природы - процесс сложный и многогранный. Он имеет массу аспектов, которые можно сгруппировать в два блока. С одной стороны, деятельность общества активно влияет на природную сферу, в соответствии с чем взаимодействие его с географической оболочкой отражает географические аспекты данного процесса, с природными экосистемами (биогеценозами) - биологические, с геологической средой - геологические и т.д.

В результате усложнения структуры человеческого общества, отношений в обществе и отношения к природе усложняются и отношения человека с окружающей средой. Отсюда в связи с многоаспектностью проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой возникает вопрос: под силу ли одной науке, даже такой синтетической как социальная экология, охватить данную проблему во всем ее многообразии? Поэтому очевиден ответ, что только совокупность взаимосвязанных наук, объектом исследования которых является человек в разных аспектах, может ответить на поставленный вопрос об отношении человека к природе и его окружающей и трудовой среде 26 .

Социальная экология лишь одна из наук, изучающих взаимоотношения человека и его среды, и делает она это в социологическом аспекте. Поэтому в практических исследованиях и теоретическом анализе она использует знания других наук, предмет исследования которых соприкасается с предметом социальной экологии. В литературе специально по этому поводу даже используется концепция «двойного гражданства», по которой отрасли традиционных наук, изучающие различные аспекты проблемы взаимодействия общества и природы, одновременно рассматриваются в качестве разделов новой интегральной науки - социальной экологии 27 .

Социологические исследования имеют междисциплинарный характер, они не изолированы от данных других дисциплин, а значит система «общество - природа» как предмет изучения отражает и систему «общественные науки - науки о природе». При таком подходе четко проявляются две основные особенности социальной экологии: полидисциплинарный характер и предметная целостность. Поэтому определение отношения социальной экологии к другим наукам требует прежде всего определения ее отношения к другим экологическим дисциплинам.

Принимая тезис, что экология не только естественная, но и общественная наука и что экологические факторы сыграли решающую роль в ее возникновении, целесообразно остановиться здесь на отношении социальной экологии к другим экологиям. Это необходимо сделать не только ради использования данных экологических дисциплин в социальной экологии, но и ради более полного понимания самой социальной экологии. Речь идет об уточнении отношения социальной экологии и экологии человека (или гуманной экологии), а также глобальной экологии и социальной экологии. В результате систематизации экологических направлений, по мнению Н.Ф. Реймерса, выделяются следующие экологические дисциплины: геоэкология ,инженерная экология ,биоэкология ,экология человека ,экономика природопользования ,социоэкологическое право ,социальная экология . По мнению Марковича Д.Ж., которая более современна, экология, будучи самостоятельной наукой, имеет следующие отрасли (отдельные экологии): этоавтоэкология (изучает взаимодействие организмов в сообществе и окружении во всем мире),синэкология (изучает отношения организмов в сообществе и среде и взаимоотношения во всем живом мире),экология человека (изучает изменения, вызванные деятельностью людей в среде и их последствия),социальная экология , экология культуры (изучает адаптацию общества к окружающей среде),экология загрязненной среды (изучает взаимоотношения организмов к загрязненной среде),экология урбанизированной среды (городская экология - изучает отношения в созданной среде),радиационная экология ,демэкология ,фитоэкология ,зооэкология .

Отметим лишь, что деление условно, так как предметы этих отраслей экологии, или отдельных экологий, пересекаются.

Взаимоотношения общей экологии и социальной экологии предопределено соотношением их предметов исследования. Общая экология изучает взаимодействие общества и природы, закономерности этого взаимодействия; процесс преобразования природы и изменения, обусловленные производством с целью создания оптимальных условий для него, в интересах общества и сохранения природы.

Определяемые таким образом общая и социальная экологии различаются между собой как отдельные науки, хотя их предметы в известной степени совпадают. По сути социальная и общая экологии совпадают в той части, где рассматривается экологическое взаимодействие общества и биосферы. Различие же заключено в том, что социальная экология не изучает взаимодействие общества с органической природой 28 . К тому же традиционная экология оказалась недостаточно подготовленной к решению важных прикладных задач 29 .

Гуманная экология предшествовала появлению социальной экологии, но с ее возникновением не прекратила своего существования. Они существуют параллельно, используя данные друг друга 30 . Единой точки зрения на предмет гуманной экологии не существует. Так она определяется как специальная автоэкология человека, сохраняющая природные и социальные факторы. Но ее понимают и как гибридную дисциплину, в которой естественно-научные и социально-научные категории и методы должны использоваться последовательно, независимо от вытекающих из этого последствий и, так или иначе, теоретически объяснены.

Обзор точек зрения на глобальную экологию и экологию как интегральную науку, а также на гуманную экологию свидетельствует, что они не ставят под сомнение потребность в существовании социальной экологии. В зависимости от концепции понимания экологии определяются предмет социальной экологии, ее отношение к экологии и экологическим дисциплинам. Такое определение предмета исследования социальной экологии подчеркивает ее связь с демографией, этнографией, социологией локальных общностей, социологией села и социологией города. В таком случае социальная экология должна концентрировать свои усилия на изучении взаимодействия демографических структур, климатическо-географических факторов, технологии и социальной организации общества.

Географическая наука располагает разработанными методами и системой исследований комплекса жизненной среды. Она владеет большим фондом информации о состоянии природной и созданной трудом среды, о природных ресурсах, человеческой популяции, технической оснащенности общества, а также о пространственной локализации разрушений и загрязнений как среды в целом, так и ее компонентов.

Данные географических наук социальная экология использует в своих исследованиях. Но географические науки также используют данные экологии и социальной экологии. По сути экологические концепции стали привлекать к себе внимание географов еще в двадцатые годы нашего столетия. В контексте этого интереса возникли подходы к географии как экологии человека и появился термин «геоэкология». Не вдаваясь здесь в критический анализ этих подходов к отношению географии и экологии, отметим лишь, социальная экология использует в своих исследованиях и данные географических наук 31 . Причем, если в теоретической составляющей социальной экологии важную роль играет философия, то география играет «роль лидера» в ее прикладной составляющей. Это связано прежде всего с географико-климатической опосредованностью процесса взаимодействия системы «природа - общество».

При определении отношения социальной экологии к другим наукам мы исходим из определения социальной экологии как отраслевой социологии, и в этом смысле она связана с науками, с которыми ее предмет пересекается. Но в то же время социальная экология должна преодолеть традиционную ориентацию социологии как чисто теоретической дисциплины. Она должна развиваться как исследовательская дисциплина, проверяющая в ходе своих исследований теории об отношении природы и общества, что, к примеру, и демонстрирует характер взаимодействия географии и социальной экологии.

Социальная экология в контексте социологических дисциплин. Определение отношения социальной экологии к общественным наукам, изучающим отношение человека и его окружающей среды, является сложной процедурой, предполагающей, кроме прочего, и более четкое определение предмета отдельных наук. Но при этом надо иметь в виду, что не существует такой науки, которая могла бы охватить все экологические проблемы. Однако следует определить взаимоотношения социальной экологии и некоторых отраслевых социологий, которые в свой предмет исследования включают какие-то сегменты окружающей среды или отдельные ее явления, имеющие значение и для социальной экологии. Такими отраслевыми социологиями считаются: социология охраны труда, социология села, социология города и социальная патология 32 . Отраслевые социологии изучают отдельные элементы окружающей среды, виды поселений, а также проблемы, связанные с угрозой целостности личности человека в трудовой сфере. А это является в известной степени и предметом исследования социальной экологии. Сравнение предметов исследования отраслевых социологий и социальной экологии лучше всего может показать их связь.

Одна из самых молодых отраслевых социологий - социология охраны труда. Ее предметом являются изучение нарушений целостности личности человека в трудовой среде, их причины и формы проявления как общественного явления, исследование специфических связей между этим явлением и социальными отношениями в трудовой и окружающей среде. Другими словами, социология охраны труда изучает нарушение равновесия в трудовой среде, которое приводит к нарушению целостности личности человека. Если сравнить предмет социологии охраны труда с предметом социальной экологии, то становится очевидным, что между этими науками должно быть тесное сотрудничество. Необходимость его проистекает прежде всего из того факта, что трудовая среда - это часть окружающей среды (если ее понимать широко) и что нарушение экологического равновесия чаще всего обусловлено изменениями в содержании труда в трудовой среде.

Однако, чтобы сотрудничество социальной экологии и социологии охраны труда было действительно эффективным при изучении окружающей среды, а результаты исследований легли в основу ее охраны и совершенствования, необходимо в каждом конкретном случае исследовать отношение трудовой и окружающей среды (в узком смысле) и виды их взаимосвязи, обуславливающие разрушение одной и другой.

Предмет социальной экологии соприкасается с предметами отраслевых социологий, изучающих формы бытия людей в пространстве или в территориальном аспекте, т.е. поселения людей. Это социология города, социология села и социология локальных поселений.

По поводу предмета «социологии города» существуют различные мнения. Наиболее приемлемым подходом, кажется, является тот, согласно которому социология города - это наука о сообществе в городской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли, а также в зависимости от их желаний, в соответствии с их природной, культурной и социальной исключительностью, и именно этим данное сообщество, т.е. своими отношениями, общностями и коллективным поведением отличается от других сообществ, в первую очередь сельских. Но можно также согласиться с определением социологии города как отраслевой социологии, изучающей город как территориальную и социальную целостность и конкретные социальные группы в нем. Изучая, таким образом, город как социальную общность в зависимости от места постоянного проживания, социология города изучает также и степень концентрации населения в городах с точки зрения влияния видов труда на эту степень, социальные отношения в локальных общностях и их влияние на человека как общественное существо. При этом надо учитывать, что в мире гигантскими темпами идет процесс урбанизации, тем самым обозначая актуальность исследовательского внимания к взаимоотношению «общество - городская среда».Так, к примеру, в настоящее время в России при общей численности населения около 146 млн. человек в городах проживает 109 млн. человек.

Социология села определялась также по-разному, но наиболее приемлемым представляется определение, согласно которому это наука о сообществе в сельской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли, а также в зависимости от их желаний, в соответствии с их природными, культурными и социальными особенностями и особым образом жизни.

Социология села и социология города как отраслевые социологии изучают виды социальных групп по месту постоянного проживания (социальные отношения и их влияние на человека, возможности его проявления и самоутверждения), являющиеся значимым фактором социальной среды человека. Однако и село, и город расположены на определенной территории, находятся в определенном контакте с природной средой человека, и между ними и природной средой существуют определенные связи, которые могут проявляться (и проявляются) как отношения и связи, в результате которых разрушается окружающая среда, возникает опасность для целостности личности человека. И как раз окружающую среду в ее природно-общественном единстве и изучает социальная экология, поэтому и наблюдается тесная связь между социологией села, социологией города и социальной экологией.

Социология локальных общностей - относительно новая и молодая отраслевая социология. Она имеет и альтернативное название - социология поселений или социология города и села. Она изучает поселения в социологическим аспекте, а не физическом, т.е. не изучает физическую структуру поселений (создающую впечатление идилличной общности), а стремится раскрыть их структуру и отношения между людьми, где проявляется господство одних и подчинение других и где отношения пронизаны не только сотрудничеством, но и конкуренцией и конфликтами. И так как окружающая среда включает в себя два компонента: природный и общественный, то естественно, что социальная экология направлена на изучение данных, предоставляемых социологией локальных общностей о социальном компоненте окружающей среды.

Социальная экология ориентируется также и на использование знаний об отклонениях в обществе (социальном компоненте окружающей среды), представляющих собой загрязнение социальной среды и делающих ее невыносимой для человека, т.е. ставящих под угрозу и нарушающих целостность личности человека, в первую очередь психическую и моральную. Социальная патология (социология отклоняющего поведения) как специальная социология предназначена располагать такими знаниями.

Социальная патология выступает в качестве науки, занимающейся исследованием тех общественных процессов, где проявляется существенное расхождение между принятыми социальными стандартами и существующим положением дел. Социальная патология, понимаемая таким образом, должна изучать не только отклоняющееся поведение (нарушение социальных норм и нарушителей), но и общественное, при котором возрастает число различных отклонений, т.е. когда отклонение становится наиболее распространенным фактором приспособления к дезорганизованной среде.

Отклоняющееся поведение и состояние социальной дезорганизации приводят к деградации социального компонента окружающей среды, что опасно для здоровья человека. Именно поэтому подчеркивается необходимость охраны окружающей среды с целью защиты здоровья человека не только от вредных физических, химических, биологических и микробиологических факторов социальной среды.

К социальной патологии близкой дисциплиной является (а некоторые считают ее даже частью) социология психических отклонений. Она определяется в самом общем виде как дисциплина, изучающая психические болезни в социальном аспекте. Объектом ее исследований являются различные феномены, и в первую очередь она занимается этнологическими исследованиями социальных факторов, вызывающих отклонения; распределением психических отклонений в рамках различных социоэкологических структур; культурными параметрами психических отклонений в рамках транскультурных исследований, а также отношением к больным с психическими отклонениями. Все это изучается в более широком социальном контексте, в контексте социальной среды, и тут поэтому социология психических отклонений очень близко пересекается с социальной патологией и социальной экологией.

Социальная экология и экономические науки. Экономические науки, изучающие формы хозяйственной жизни во всех видах производства, т.е. то, что для всех них является общим и что подтверждает, что экономическое развитие общества - единый процесс, как и общие черты хозяйственной жизни в отдельных способах производства, до последнего времени мало внимания обращали на взаимоотношение пространства и экономики, точнее экономики и окружающей среды. За это экономические дисциплины подвергались критике и в настоящее время изменили свое отношение к этой проблеме. Охрана жизненной среды начинает рассматриваться как экономическая проблема с точки зрения макро- и микро- экономической проблематики. В контексте такого подхода указывается на необходимость объединения экономических и экологических потребностей. Ведь, как известно, человеческое общество воздействует на окружающую среду в основном посредством производства, а поскольку закономерности развития и управления общественным изучает экономика, то необходимо обязательно рассматривать круг проблем, объединяющий экономику и социальную экологию. Только в таком случае возможно их плодотворное решение.

Отсюда производство должно строиться таким образом, чтобы оно было ориентировано не только на создание материальных богатств, но и на сохранение природной среды. А это значит, что сохранение природной среды и развитие производительных сил не должны вступать в противоречие. Или, как считает Бачинский Г.А., структура производства должна строиться не на основе экстенсивного природопользования, а на принципе равновесного природопользования 33 . А чтобы добиться этого, необходимо экологизировать производство, т.е. необходимы систематические технологические, управленческие и другие решения, направленные на бережливое отношение к природным ресурсам и на совершенствование качества природной среды, а последнее, в свою очередь, должно способствовать улучшению качества жизни. В этом контексте следует обратить внимание на предупреждение о том, что рост материального благосостояния, особенно если оно достигается за счет нарушения экологического равновесия, т.е. разрушения природной среды, не обязательно сопровождается и улучшением качества жизни. При этом следует упомянуть, что равновесное природопользование в обществе предполагает, что суммарная антропогенная нагрузка на окружающую среду не будет превышать самовосстановительный потенциал природных систем.

Основными сферами политической экономии являются территория и экономика; общественно-экономические факторы формирования территорий; экономические и социальные закономерности формирования территорий; экологические закономерности формирования; региональное развитие и формирование территорий; создание территориальных структур; проектирование и строительство физических структур; эксплуатация стоимости физических структур.

Если сравнить предмет политической экономики и предмет социальной экологии, то становится очевидным, что в социальной экологии должны использоваться данные политической экономии, так как территория является существенным компонентом окружающей среды. Поэтому при изучении окружающей среды социальным экологам следует учитывать экономические закономерности, проявляющиеся при формировании территориальной структуры, принимая во внимание долговременность и статичность физических структур. Разумеется, и в политической экономии исследования должны опираться на данные социальной экологии.

Подчеркивая особую связь политической экономии и социальной экологии, нельзя забывать о необходимости более четкого определения отношения социальной экологии и других экономических научных дисциплин. Особенно важно определить отношение социальной экологии и тех экономических дисциплин, которые заняты реализацией общественных потребностей по экологизации производства, т.е. учета при планировании экономической деятельности и затрат, которые должны препятствовать нарушению экологического равновесия в природной среде. Экономические начинания должны рассматриваться с точки зрения сегодняшних благ на получение данной массы экономических благ, а также с точки зрения будущих затрат, которые будут необходимы для устранения вредных последствий для природной среды, вызванных производством и потреблением этих благ.

Одним из способов по реализации экологизации считаются, как это ни странно, такие экономические меры, которые делали бы невыгодным для объединений, предприятий и организаций неэкономное расходование природных ресурсов и повреждение своей деятельностью окружающей природной среды. И главным методом (экономическим рычагом) здесь может послужить достаточно высокая плата за потребление и повреждение основных природных компонентов социоэкосистем: вод, воздуха, почвы, растительного и животного мира. Ведь все вышеперечисленные компоненты, их состояние - это то, что определяет качество окружающей среды. А без их благосостояния невозможно говорить и о благосостоянии общества.

Поэтому ясно, что осознание необходимости защиты окружающей среды поднимает широкий спектр проблем, затрагивающих важнейшие вопросы экономического развития и его целей, человеческие потребности и образ жизни, мотивы и критерии экономической деятельности.

Социальные экологи, исследуя и критически анализируя данные экономических наук об экологических издержках, должны принимать во внимание влияние новых социальных движений на эти проблемы, в первую очередь экологического, поскольку возникновение и развитие этих движений оказывает влияние на понимание экологических издержек в экономических науках, которые благодаря этому выпрыгивают из экономического классического подхода к издержкам производства, к снижению которых представители этого подхода стремятся без учета природного пространства, в котором осуществляется производство.

Таким образом, экономика природопользования (как единая сфера взаимодействия экономики и социальной экологии) является одной из основных интегральных дисциплин, делая возможным выполнения главной задачи социальной экологии - управление гармоническим развитием социоэкосистем.

Социальная экология и право. Основной задачей социальной экологии является создание эффективной системы представлений и технологий, способствующих эффективному взаимодействию человека, общества, техники и природы, как в пределах локальных и региональных социоэкосистем, так и в пределах всей земной, а по мнению некоторых исследователей и вселенной, социоэкосистемы. Такая система управления должна иметь надежный правовой механизм, который бы обеспечивал реализацию научно обоснованных принципов рационального природопользования, направленных на достижение гармонии во взаимоотношениях между обществом и природой.

В развитии регулируемых правовыми нормами общественных отношений в области взаимодействия общества и природы выделяют три этапа: природно-ресурсовый, природоохранительный, социально-экологический 34 .

Природноресурсовый этап характеризовался господством потребительских форм во взаимоотношениях между обществом и природой. Поэтому возникла необходимость создания таких условий, когда промышленное производство могло бы быть ограничено законом. В этой ситуации стало формироваться природоохранительное право, послужившее началом природоохранительному этапу. В этот период возникли правовые нормы, регулирующие общественные отношения с целью охраны природы, защиты окружающей среды от неблаговидного влияния хозяйственной деятельности.

Однако в современный этап при существующих темпах увеличения масштабов хозяйственного воздействия на окружающую среду природоохранительное право не поспевает за отрицательными изменениями, происходящими в биосфере. Поэтому все большее распространение получает концепция, согласно которой главной задачей во взаимоотношениях между обществом и природой признается создание такой системы рационального природопользования, которая взамен борьбы с отрицательными последствиями антропогенной деятельности, предупреждала бы саму возможность их возникновения, сочетая сохранение высокого качества среды обитания человека с разумным удовлетворением его потребностей. А это требует, по мнению Бачинского Г.А., перехода с природоохранительного принципа функционирования права на социально-экологический. 35

Социоэкологическое право определяется как система правовых знаний и норм в области охраны окружающей среды и природопользования, устанавливающих и регулирующих соответствующие отношения между государствами, а в пределах последних - между государством, с одной стороны, и объединениями, предприятиями, учреждениями и отдельными гражданами, с другой, в целях гармонизации взаимодействия общества и природы и обеспечения высокого качества среды обитания человека. Эта отрасль права, как показывает практика, становится не только самостоятельной, но и вообще отдельным разделом юридической науки, подчеркивая тем самым важность предмета исследования социальной экологии на междисциплинарном уровне. В то же время его рассматривают в качестве одного из разделов социальной экологии.

Польза от такого взаимодействия двоякая. Ибо эффективность социоэкологических правовых норм, с одной стороны, непосредственно зависит от полноты их научного обоснования, а с другой, - выработанные социальной экологией принципы рационального природопользования смогут быть реализованы лишь в том случае, если они будут обеспечены соответствующими правовыми нормами, придающими им обязательную силу и гарантирующими применение средств государственного принуждения в случае их невыполнения.

Тесное сотрудничество социальной экологии и права способствует становлению и совершенствованию как одной дисциплины, так и другой.

Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

Состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

Восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

Учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология - наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Виды социальной экологии.

Социальная экология делится на такие виды:

Экономическая

Демографическая

Урбанистическая

Футурологическая

Правовая

Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба - глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба - изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба - изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться. В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком. К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития. В «Общей экологии» речь обычно идет о природной среде, окружающей природе, местообитаниях; в «Прикладной и социальной экологии» - об окружающей среде. Этот термин часто считают неудачным переводом с английского environment, поскольку отсутствует указание на объект, который окружает среда.

Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий). Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов.

Специфика действия антропогенных факторов на организмы.

Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие:

1) нерегулярность действия и в связи с этим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая с адаптационными возможностями организмов;

2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного из уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренные промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т. п.;

3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биотические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменение природной среды в направлении неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т. п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединяемых термином «ксенобиотики»;

4) ни один вид не совершает никаких действий во вред самому себе. Эта особенность присуща только человеку, наделенном разумом. Именно человеку приходится в полной мере получать отрицательные результаты от загрязняемой и разрушаемой среды. Биологические виды одновременно изменяют и кондиционируют среду; человек, как правило, изменяет среду в неблагоприятном для себя и других существ направлении;

5) человек создал группу социальных факторов, которые являются средой для самого человека. Действие этих факторов на человека, как правило, не менее значительно, чем природных. Интегральным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов.

Человек, а в значительной мере и другие существа в настоящее время живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отличается от той классической среды, которая рассматривалась в общей экологии в ранге действия природных абиотических и биотических факторов. Заметное изменение человеком среды началось с тех пор, когда он от собирательства перешел к более активным видам деятельности, таким как охота, а затем одомашнивание животных и выращивание растений. С этого времени начал работать принцип «экологического бумеранга»: любое воздействие на природу, которое последняя не могла ассимилировать, возвращалось к человеку как негативный фактор. Человек все больше отделял себя, от природы и заключал в оболочку созданной им самим среды. Контакт человека с природной средой все более и более уменьшался.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

«Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и убирала за нами. Наступил период зрелости. Теперь надо убирать самим, а вернее научиться жить так, чтобы не сорить. Отныне вся полнота ответственности за сохранение жизни на Земле ложится на нас» (Олдак, 1979).

В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический момент за всю историю своего существования. Современное общество находится в глубоком кризисе, хотя этого не скажешь, если ограничиваться некоторыми внешними проявлениями. Мы видим, что экономика развитых стран продолжает расти, пусть даже не такими бурными темпами, как было совсем недавно. Соответственно продолжают увеличиваться объемы добычи полезных ископаемых, что стимулируется ростом потребительского спроса. Наиболее заметно это опять-таки в развитых странах. Вместе с этим социальные контрасты в современном мире между развитыми в экономическом отношении и развивающимися государствами становятся все более выраженными и в некоторых случаях достигают 60-кратного разрыва по величине доходов населения этих стран.

Быстрая индустриализация и урбанизация, резкое увеличение численности населения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, другие виды антропогенного давления на природу существенно нарушили круговорот веществ и естественные энергетические процессы в биосфере , повредили механизмы ее самовосстановления . Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущего поколений людей и в целом дальнейшее существование цивилизации.

Анализируя сложившуюся ситуацию, многие специалисты приходят к выводу, что в настоящее время человечеству угрожают две смертельные опасности :

1) сравнительно быстрая гибель в огне глобальной ракетно-ядерной войны и

2) медленное вымирание вследствие ухудшения качества жизненной среды, которое вызвано разрушением биосферы из-за нерациональной хозяйственной деятельности.



Вторая опасность, по-видимому, более реальна и более грозна, так как для ее предотвращения недостаточно одних лишь дипломатических усилий. Необходим пересмотр всех традиционных принципов природопользования и коренная перестройка всего хозяйственного механизма в большинстве стран мира.

Поэтому, говоря о современной ситуации, все должны понимать, что современный кризис охватил не только экономику и природу. В кризисе находится, прежде всего, сам человек с его веками сложившимися образом мыслей, потребностями, привычками, способом жизни и поведения. Кризисное положение человека заключается в том, что весь его образ жизни противостоит природе. Выйти из этого кризиса можно только в том случае, если человек преобразуется в существо, дружественное с природой , понимающее ее и умеющее находиться в согласии с ней. Но для этого люди должны научиться жить в согласии друг с другом и проявлять заботу о будущих поколениях. Всему этому должен научиться каждый человек, где бы ему ни пришлось работать и какие бы задачи ему ни предстояло решать.

Итак, в условиях прогрессирующего разрушения биосферы Земли для разрешения противоречий между обществом и природой необходимо преобразование человеческой деятельности на новых принципах. Эти принципы предусматривают достижение разумного компромисса между социальными и экономическими потребностями общества и возможностями биосферы удовлетворять их без угрозы для своего нормального функционирования. Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности, а также областей знания и духовной культуры, которые формируют мировоззрение человека.

Человечество сейчас держит экзамен на подлинную разумность . Выдержать этот экзамен оно сможет, только если выполнит требования, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются:

1) биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы;

2) умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества;

3) взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношениях друг с другом;

4) следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного развития.

Все эти требования предполагают движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и поддержания новой планетной оболочки, которую Владимир Иванович Вернадский назвал ноосферой .

Научной основой такой деятельности должна стать новая отрасль знания – социальная экология .

Предыстория социальной экологии. Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины

Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы . Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.). Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир – такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Предыстория социальной экологии начинается с появления человека на Земле. Провозвестником новой науки считают английского богослова Томаса Мальтуса. Он одним из первых указал на то, что существуют естественные границы экономического роста, и требовал ограничить рост населения: «Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи» (Мальтус, 1868, с. 96); «… для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений» (Мальтус, 1868, с. 378). Эта идея не нова. В «идеальной республике» Платона число семейств должно регулироваться правительством. Аристотель пошел дальше и предлагал определять число детей для каждой семьи.

Другой предшественник социальной экологии – географическая школа в социологии: приверженцы этой научной школы указывали на то, что психические особенности людей, уклад их жизни находятся в прямой зависимости от природных условий данной местности. Вспомним, еще Ш. Монтескье утверждал, что «власть климата есть первейшая в мире власть». Наш соотечественник Л.И. Мечников указывал на то, что мировые цивилизации развивались в бассейнах великих рек, на берегах морей и океанов. К. Маркс считал, что умеренный климат больше всего подходит для развития капитализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали концепцию единства человека и природы, основной идеей которой было: познавать законы природы и правильно их применять.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (таких как социология, экономика, политология, психология и др.) к проблеме гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, человеком и окружающей средой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование .

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки – биология, география, медицина, экономика. В последнее время этими вопросами все шире стала заниматься экология. Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии – экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках. Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования.

Представители различных научных дисциплин начинали утверждать, что проблема рационального природопользования – это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе. Химиков, например, не волновало изучение проблемы с социальной или экономической точек зрения и наоборот.

Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы – медицинских, биологических, социальных, экономических и др., не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука .

Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира. В нашей стране для ее обозначения использовали разные названия – натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения.

1.2. Этапы развития социальной экологии.
Предмет социальной экологии

Сам термин «социальная экология» появился благодаря социальным психологам – американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу. Они впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде. Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Таким образом, в Америке первоначально социальная экология была скорее социологией города или урбосоциологией.

В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека» . Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку. Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г.Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.

Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д. Ж. Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временного подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внеслиЭ.В.Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Ф.Реймерс, С. Н. Соломина и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А. П. Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком - науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «I) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С.Н.Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А.Агаджанян, В. П. Казначеев и Н.Ф.Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации - от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж.Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А.Акимова и В.В.Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э.В.Гирусова , социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап – эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап – «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Она имела огромный успех. Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Критика «Пределов роста» была всесторонней и обстоятельной. Результаты критики можно свести к двум положениям:

1) моделирование на ЭВМ социально-экономических систем на глобальном и региональном уровнях перспективно ;

2) «модели мира» Медоуза еще далеко не адекватны реальности.

В настоящее время имеется значительное разнообразие глобальных моделей: модель Медоуза – кружево из петель прямых и обратных связей, модель Месаровича и Пестеля – это пирамида, рассеченная на множество относительно независимых частей, модель Я. Тинбергена – «дерево» органического роста, модель В. Леонтьева – тоже «дерево».

Началом третьего – глобально-политического – этапасоциальной экологиисчитается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

1.3. Место социальной экологии в системе наук.
Социальная экология – комплексная научная дисциплина

Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. К экологическим наукам следует подойти дифференцированно (рис. 1).

Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).

В пользу предложенной системы приводится следующая аргументация. Существует настоятельная необходимость того, чтобы на смену представлениям об иерархии наук пришло представление о круге наук. Классификация наук обычно строится по принципу иерархии (подчинение одних наук другим) и последовательного дробления (разделение, а не соединение наук). Классификацию лучше строить по типу круга (рис. 1).

Рис. 1. Место экологических дисциплин в целостной системе наук (Горелов, 2002)

Данная схема не претендует на полноту. Не отмечены на ней переходные науки (геохимия, геофизика, биофизика, биохимия и др.), роль которых для решения экологической проблемы исключительно важна. Эти науки способствуют дифференциации знаний, цементируют всю систему, воплощая противоречивость процессов «дифференциации – интеграции» знаний. Из схемы видно, какое значение имеют «связующие» науки, в том числе социальная экология. В отличие от наук центробежного типа (физики и др.) их можно назвать центростремительными. Эти науки еще не достигли надлежащего уровня развития, потому что в прошлом на связи между науками внимание обращалось недостаточно, а исследовать их очень сложно.

Когда система знаний строится по принципу иерархии, есть опасность, что одни науки будут препятствовать развитию других, а это опасно с экологической точки зрения. Важно, чтобы престиж наук о природной среде был не ниже престижа наук физико-химического и технического цикла. Биологи и экологи накопили много данных, которые свидетельствуют о необходимости гораздо более осторожного, бережного отношения к биосфере, чем это имеет место в настоящее время. Но подобный аргумент весом лишь с позиций обособленного рассмотрения отраслей знания. Наука представляет собой связанный механизм, использование данных одних наук зависит от других. Если данные наук конфликтуют между собой, предпочтение отдается наукам, пользующимся большим престижем, т.е. в настоящее время науками физико-химического цикла.

Наука должна приближаться к степени гармоничной системы. Такая наука поможет созданию гармоничной системы взаимоотношений человека с природой и обеспечению гармоничности развития самого человека. Наука способствует прогрессу общества не изолированно, а вместе с другими отраслями культуры. Такой синтез не менее важен, чем экологизация науки. Ценностная переориентация – составная часть переориентации всего общества. Отношение к природной среде как целостности предполагает целостность культуры, гармоничную связь науки с искусством, философией и т.п. Продвигаясь в этом направлении, наука будет отходить от ориентации исключительно на технический прогресс, отвечая на глубинные запросы общества – этические, эстетические, а также те, которые затрагивают определение смысла жизни и целей развития общества (Горелов, 2000).

Место социальной экологии среди наук экологического цикла показано на рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками (Горелов, 2002)

Поделиться