Способы активизации метода обучения по немецкому языку. Нетрадиционные методы обучения в начальной школе. Внедрение новых информационных технологий в процесс

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к изучению иностранного языка. Обучение языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

В целях обновления содержания образования возникла необходимость в максимальной активизации учебной деятельности школьников. Причем речь в данном случае идет не только об интеллектуальной и речевой активности (чтение содержательных текстов, выполнение заданий, постановка и ответы на вопросы, перевод), но и эмоциональной активности, когда учащиеся получают удовлетворение от работы, им нравится организация процесса обучения иностранному языку.

Основной стратегией обучения провозглашается личностно-ориентированный подход, ставящий в центр процесса личность школьника, учет его способностей склонностей. Это реализуется на основе дифференциации обучения, а также использования обучающих технологий, активизирующих деятельность учащегося.

Коммуникативная цель обучения становится приоритетной и понимается как достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции (готовности и способности школьников к общению на иностранном языке в письменной и устной формах).

Рассмотрим конкретное применение активных форм работы при обучении различным аспектам владения иностранным языком.

Активные формы работы

при обучению чтению

Обучение чтению - одна из сложных задач при изучении иностранного языка. Дети младшего школьного возраста пытаются, как правило, прочитывать слова по буквам, как в русском языке.

В методике известно два подхода к обучению чтению:

-систематический (от буквы к слову, затем к тексту)

-аналитический (от текста к слову, затем к букве).

Если второй подход, как правило, применим для классов с углубленным изучением иностранных языков, то систематический метод, как наиболее применимый в общеобразовательных школах, тоже нуждается в постоянном обогащении и варьировании.

На начальном этапе для обучения чтению эффективны следующие формы работы:

- «Знакомство с секретом»

Каждое правило чтения (например буквосочетания немецкого языка ie , ei , sch и др.) оформляются на отдельной большой карточке в виде сундучка. Каждый сундучок имеет свой цвет, форму и внешний вид. В начале каждого занятии учащимся предлагается показать «свои сокровища» и рассказать о них. Индивидуальное и интересное оформление каждого правила позволяет не только «зазубривать» его, но и придать ему какой- либо эмоциональный оттенок, а следовательно, стимулирует эмоциональную активность и память.

- Игра «Рыбалка»

Педагог просит ребят ловить только слова с определенным звуком (например, только те, где есть звук «ш» (sch ).

«Букет»

Учитель предлагает учащемуся цветок, состоящий из нескольких лепестков. В каждый лепесток нужно вписать слова с определенным правилом чтения. В итоге, после обработки всех известных правил, у школьника соберется несколько цветов для «букета маме».

- «Магазин»

После знакомства с различными правилами чтения одной и той же буквы можно поиграть в магазин. Одна группа покупает слова, где, к примеру, буква « h » читается, другая – где не читается.

На среднем этапе навыки чтения совершенствуются и автоматизируются. Здесь можно применять след. формы работы:

После прочтения текста найти в нем определенную информацию:

О главном герое (его характеристики);

Место действия;

Число, месяц, год события и т.д.

Разделить текст на абзацы и озаглавить каждый (составить план текста);

Выбрать из текста доказательства \ опровержение мысли, высказанной учителем;

Быстро найти слово в тексте;

Закончить правильно предложение;

Найти в тексте прилагательные, характеризующие человека \ указывающие размеры \ выражающие отношение автора к чему-либо и т.д.

Выполнение поисковых заданий делает процесс обучения увлекательным и лишенным монотонности, развивает наблюдательность и аналитические способности.

Активные формы работы

при обучении письму

Письмо выполняет важную коммуникативную функцию и служит средством передачи мысли. В последние годы в свете требований ЕГЭ выполнению школьных заданий в письменной форме придается все больше значения. Чтобы успешно овладеть этим навыком необходима определенная сумма знаний по лексике и грамматике, а также определенная степень абстракции из-за частого несоответствия графического и звукового образа слова.

Колоссально важен для овладения письмом начальный этап обучения. В это время можно предлагать учащимся следующие виды деятельности:

- «Люки». После слова – примера в каждом последующем его повторении пропущено все больше букв, например:

Schulbank, Sc-ulb-nk, -ch--ba-k, ---u--an-, ---------

- «Тяни-толкай». Слово пишется поочередно то сначала, то с конца, например:

Freund – dnuerF, Freund – dnuerF и т . д .

- «Живопись». Ребят просят взять воображаемую кисточку и мысленно своим любимым цветом написать изучаемое слово в левом верхнем углу комнаты. (Психологами был установлен факт, что, вспоминая что-то, мы интуитивно поднимаем взгляд в левый верхний угол, поэтому именно там и предлагается прописать правильный образ слова).

На среднем этапе письмо из главной цели (самоцели) превращается в прикладную для решения усложненных задач:

Заполнить анкету, таблицу, визитку,

Написать открытку, е-мейл,

Написать письмо, эссе.

Обязательным также является знакомство учащихся с наиболее распространенными фразами-клише для обращения, начала и окончания письма (Liebe Renate ! Sehr geherter Herr ! Vorkurzem habe ich Ihren Brief bekommen. Ich hoffe, bald von ihnen zu horen! Mit freundlichen Grussen! Viele liebe Grusse! и т.д. ) .

Кроме того, для совершенствования навыков письма учащимся предлагаются такие виды заданий, как заполнение пропусков в тексте, диктанты, сочинения, заполнение таблиц и схем.

Развитие орфографических навыков идет рука об руку с работой над грамматикой языка. Формирования орфографических навыков является очень важным фактором в развитии языковой компитенции.

Активные формы работы

с лексическим запасом школьника .

Лексический навык говорения включает в себя следующие аспекты:

1.усвоить формы иноязычного слова:

Прослушать и повторить слово;

Сопоставить звуковой и графический образ слова;

Соотнести простое слово с однокоренными, а сложное разложить на простые части;

2. усвоить операции по выбору слова:

Подобрать слово к картинке;

Выбрать лишнее слово в логическом ряду;

Объединить слова по теме;

Подобрать синонимы/антонимы;

3. усвоить операции сочетаемость слова:

Составить словосочетание;

Составить сочетаемостную группу;

Начать \ закончить предложение;

Ответить на вопрос по предложению;

Составить предложение из данных слов;

Расширить предложение, добавив указанные слова.

4. решить речевую задачу:

Описать картинку по теме;

Сделать сообщение по теме;

Составить диалог по ключевым словам;

Убедить \ отговорить кого-то сделать что-то.

Для совершенствования лексических навыков говорения чаще всего используется интегрированный подход, для которого создают функционально-смысловые таблицы. Сначала учащийся переводит все компоненты, затем выбирает нужные и формирует свое собственное высказывание. Для примера приведем ФСТ «Мои летние каникулы».

Ich verbrachte die Sommerferien am Meer

zu Hause

im Dorf

im Sommerlager

Ich war bei meinen Verwandten

bei meiner Oma

in aderer Stadt

mit meinen Freunden

Ich habe dort gelesen

Computer gespielt

im Garten gearbeitet

ferngesehen

Mein Sommer war prima

schon

interessant

nicht besonders spannend

Таким образом, учащийся не просто заучивает готовый топик, а активно принимает участие в его «изготовлении», проводит дифференциацию и интеграцию понятий, что, несомненно, положительным образом сказывается на его коммуникативной компетенции.

Проектная деятельность учащихся

Проектная культура является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, исполнения и оформления.

Учащийся тут является абсолютным субъектом деятельности, самостоятельно принимает решения и прогнозирует результат. Школьник использует язык для выражения собственного мировоззрения, для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата. Создание проекта может быть рассчитано как на одну небольшую тему (например, « Haustiere » - «Домашние животные»), так и на большой блок (например, « Meine Welt » - « Mo й мир»).

Привлекательность данного вида деятельности в том, что речевое общение здесь тесно вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игра, путешествие, создание учебного пособия). В процессе проектной работы учащийся развивает навыки письменной речи, учится аргументировать свое мнение, развивается творчески.

Заключение

Организация активных форм работы на уроках иностранного языка не ограничивается только перечисленными примерами. Каждый преподаватель ищет и находит свои методы активизации учебного процесса и развития творческого потенциала учащихся. Ведущим методическим принципом здесь провозглашен принцип коммуникативной направленности. Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Использование активных форм всегда имеет коммуникативный смысл и выход в реальное общение.

Активные формы работы предполагают широкое привлечение лингвострановедческих материалов, которые дают возможность учащимся лучше овладеть иностранным языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых этот язык является родным. Только тогда изучение иностранного языка превратится в увлекательный и интересный процесс, а знания будут даваться легче.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    И.Л.Бим, Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе, М., Просвещение, 1998.

    Журнал «Иностранные языки в школе»

1986, №1

1987, №2

1992, №2

1999, №5,6

3. Пассов Е.И., Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, М., Просвещение, 1991.

4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., Просвещение, 1991.

5. Научно-методический журнал «АЯШ», 2002, №1

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация .

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора .

В качестве главных целей введения в образовательную практику метода проектов можно назвать следующие:

  • показать умение отдельного обучаемого или группы обучаемых использовать приобретённый исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости .

Проект является альтернативным способом организации учебного курса и исключает традиционные принципы планирования и организации обучения определённой учебной дисциплины. При реализации метода проектов используются различные проблемные, исследовательские, поисковые методы, ориентированные на реальный практический результат. Интеграция метода проектов в учебный процесс предполагает выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. В процессе изучения иностранного языка метод проектов рассматривается как комплексный вид учебной деятельности, так как интегрирует различные виды иноязычного речевого общения для решения творческих практических задач. При его использовании изучаемый иностранный язык выступает, с одной стороны, в качестве средства образовательной творческой деятельности, а с другой – в процессе работы над проектом происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его использования .

В курсе немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значительный для школьника.

В наших условиях дети начинают изучать немецкий язык с 2 класса и достигают базового уровня владения предметом. Уже на начальном этапе обучения необходимо постепенно готовить учащихся к поисковой деятельности, конечным продуктом которой, могут быть ассоциограммы, коллажи. Например, так как изучение немецкого языка начинается с ознакомления учащихся с кратким культурологическим портретом страны, с фактами языкового поведения носителей немецкого языка, то можно предложить составить ассоциограммы: «Was fällt euch zu Deutschland ein?» и объединить их в коллаж «Наше представление о Германии и немцах».

Такое наличие поисковой деятельности уже на первых этапах обучения позволит учащимся начать проектную деятельность .

На этапе основного общего среднего образования (например, в 5-6 классах) происходит дальнейшее вовлечение учащихся в проектную форму учебной деятельности. На этой ступени обучения целесообразно осуществлять небольшие по объему проекты, рассчитанные на один урок, например, проект «Wir malen, bauen, basteln» .<Приложение 1 >

Такое постепенное вовлечение учащихся сформирует у них прочные навыки проектной деятельности (умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, объяснять, и т.д.), что позволит им следующих этапах обучения самостоятельно осваивать интересующие их темы.

Метод проекта является одним из прогрессивных методов обучения и развития учащихся. Недаром он относятся к технологиями XXI века.

Список литературы

  1. Брейгина, М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностр. яз. в шк. – 2004. – № 2. – С. 28-32.
  2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в шк. – 2000. – № 2. – С.3-10.
  4. Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.

Применение технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

Чаленко Е.С., учитель немецкого языка

Великая цель образования - не только знания,

Но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

СЕЙЧАС – время перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Репродуктивное обучение устарело. Необходим переход к инновационным методам преподавания. РЯДОМ со мной – мои ученики. Каждому необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И основным моим ДЕЛОМ как педагога является создание эмоционально-комфортной, мотивирующей и творческой обстановки, в которой отсутствует принуждение, и есть возможность для каждого ученика найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение технологии активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

1. Учебная игра способна обеспечить высокую степень мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации. Она похожа на развлекательную игру: веселая, занимательная, содержит элементы конкуренции. Но учебная игра имеет две цели: игровую и языковую. Мы не только играем, но и упражняемся. Одним из главных преимуществ такого метода обучения является то, что учебная игра как нельзя лучше помогает создать положительный эмоциональный настрой , атмосферу психологической комфортности, ориентацию на успех каждого ученика , что значительно повышает эффективность урока. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и целей урока использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые и творческие игры. В процессе работы с детьми придумываем свои собственные игры. Например,

«Биатлон»

Класс: 2

Цель: запоминание букв немецкого алфавита.

Необходимые материалы : карточки с буквами.

Технология проведения : Карточки выставляются на доске. Ученик называет изображенную букву. Учитель (сильный ученик) контролирует выполнение задания. При слове «Richtig» участник переворачивает букву обратной стороной, «Falsch» - буква остается открытой.

«Найди меня!»

Класс:5-7

Цель: закрепление лексики по теме «Город», повторение грамматической темы «Предлоги».

Необходимые материалы: карточки с планом города.

Предварительная подготовка: ученики готовят план города и повторяют грамматическую тему «Предлоги».

Технология проведения: обучающиеся делятся на пары. Перед ними лежит план города. Ученики договариваются об отправной точке. Затем один из них озвучивает свой путь, другой следует за ним мысленно, в конце пути звучит команда «Найди меня!». Второй ученик указывает определенное место на карте. Потом меняются ролями.

2. Классная корреспонденция Современные формы переписки обучающихся – это E-Mail, SMS, чаты, блоги. Цифровое общение не несет того очарования, которое имеет старое классическое письмо на бумаге. Письмо, конверт, сюрприз внутри, ожидание ответа. В нашем классе есть почтовый ящик. Письма достаем по пятницам. Есть личные письма, есть от класса классу. Этот метод работы использую на уроках и во внеурочное время.

Например, урок в 8 классе. После повторения прошедшего времени за 10-15 минут до конца урока делю класс на группы. Сильные ученики получают задание – написать письмо 11 классу о том, как провели выходные. А остальные обучающиеся выполняют треннинговые упражнения по выяснению результатов усвоения пройденного материала.

В группе сильных учеников наблюдаю следующее разделение: один записывает, другой работает со словарем, двое рисуют «фотографии». И каждый ученик в трех предложениях диктует свой мини-рассказ о выходных, используя форму прошедшего времени.

3. Метод «Шесть шляп» используется мною в старших классах для разностороннего анализа прозаических текстов или проблемной ситуации. Мы все воспринимаем мир по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Каждому обучающемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).

Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.

Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа – это шляпа модератора. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы.

4. Обучение по станциям. Обычно этот метод используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. «Обучение по станциям» требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся. Поэтому такой формы уроки проводятся не часто. Но это и повышает интерес учеников. Стараюсь предлагать станции с различными социальными формами, чтобы задания выполнялись не только индивидуально, но и в парах, и в группах. Задания могут быть обязательными, а могут – по выбору. Обычно отмечаю это цветом. Судя по практике, ребята с удовольствием проходят все этапы урока. И даже в случае получения нежелаемого результата сильно не расстраиваются. Ведь оценивали они свою работу САМИ.

5. Проектная работа. Это мой любимый метод. Его принцип – обучение в действии. Теория очень тесно связана с практикой. Проектная работа готовит учеников к самостоятельному обучению в течение всей жизни. Для этого метода характерны ориентирование на жизненный опыт и интересы обучающихся, целенаправленное планирование, ориентирование на доступный продукт, а не на туманную теорию, способствование самоорганизации и ответственности за выполняемую работу, общественная практичность.

На уроках обучающиеся с удовольствием выполняют творческие проекты. Например, в 4 классе строится зоопарк, в 5 классе организуется выставка домашних животных, в 6 классе проектируется школа мечты, в 7 классе проводится заочное путешествие по городам Германии и России, в 8 классе оформляются коллажи о лете, в 9 классе рекламы будущих профессий, в 10 классе стенд «Германия и немцы», 11 класс оформляет презентацию «Великие люди Германии и России».

Исследовательские проекты требуют больше времени. Поэтому мы чаще всего занимаемся ими во внеурочное время. Лучшие проекты представляем на ежегодном заседании школьного научного общества учеников «Эврика».

Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности обучающихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Березина Инна Валерьевна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-04 Игра – активный метод обучения немецкому языку Березина Инна Валерьевна МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность учащихся и интенсивное групповое взаимодействие.

Просмотреть свитедельство о публикации


Игра – активный метод обучения немецкому языку

Оснащение: компьютер, проектор.

I. Презентация педагогического опыта

Как гласит китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь».

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность уча щихся и интенсивное групповое взаимодействие.

По Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учащиеся должны уметь интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей педагога в современных условиях является умение организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю могут помочь активные методы обучения.

К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного о бучения делят на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Им итационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций.

II. Представление занятия

Занятия играми обогащают детей новыми ощущениями, эмоциями, представлениями и понятиями. В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В зависимости от возрастных особенностей учеников и целей урока необходимо использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры, игры на разминку.

III . Имитационная игра со слушателями

Учителя немецкого языка делят аудиторию методом случайного отбора (используя цветные конфеты) на группы по пять человек. Каждая группа получает свою игру с подробным описанием хода игры и начинается процесс.

IV . Моделирование

Слушателям предлагается самостоятельно ознакомиться со списком игр и подумать, на каком этапе урока их можно использовать.

После завершения работы проходит обсуждение.

V . Рефлексия

Использование игр на уроках иностранного языка делает процесс обучения более увлекательным. В процессе игры ребенок чувствует себя эмоционально раскрепощенным. Он может без ограничений проявить свои творческие способности.

Игра - это наиболее комфортный способ познания для ребенка.

, . .

Нетрадиционные методы обучения

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
По определению И.П.Подласова, нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
-Урок фантазирования
-Урок-соревнование
-Урок открытых мыслей
-Урок-турнир
-Урок-диспут
-Урок-эврика
-Урок-зачёт
-Урок творчества
-Урок-спектакль
-Урок-конкурс
-Урок-конференция
-Интегрированный урок
-Урок-игра
-Урок-сказка
-Урок взаимного обучения
-Урок-КВН
-Урок-путешествие
-Аукцион знаний
-Волшебный конверт
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Такие уроки желательно ставить по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Приведу краткое описание ряда нетрадиционных уроков.
Урок-путешествие.
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее приготовленный ученик.
Учащимся предлагается маршрутный лист. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду-всё, что необходимо для путешествия.
Урок построен в виде практических заданий, которые дети выполняют на остановках. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.
Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об « увиденных» объектах.
Урок-сказка.
Урок строится по русским народным сказкам, по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, или учитель сочиняет новую сказку.
Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме.
Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этап
·а урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.
Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.
Урок-КВН.
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.
Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.
Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-викторина.
Урок похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок-игра.
Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. Учебная задача данных уроков-обобщение и систематизация знаний учащихся.
Урок-лекция.
Проводится в 3-4 классе при условии высокого интеллектуального развития школьников.
Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин., в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.
Коллективный урок.
Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. Вначале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-по ребусам, кроссвордам, учебникам).
Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».
Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя на различных уроках элементы групповой работы. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

Можно проводить не только нестандартные уроки, но и использовать нестандартные приёмы на различных этапах урока. Например, при подведении итога урока, мы недостаточно часто используем задачи наглядно-образного характера. В силу ограничения времени итог проводится быстро, с помощью вопросов: «Чему научились?», «Что нового узнали?» и т. д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.
А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока-заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе!
Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.

Поделиться