Сравнение форм правления в древней греции. Своеобразие республиканской формы правления в городах великой греции - реферат. Как вообще возникли города-государства

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Форма правления в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях .

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Форма правления в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Форма правления в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

На этапе своего расцвета греческая история столкнулась с борьбой демократических и олигархических государств, это проявилось в соперничестве Афин и Спарты. Демократия тогда представляла собой систему прямого правления, в которой свободный народ становился коллективным законодателем без как таковой системы правительства. Этому служит причиной небольшой размер древнегреческого государства, которое составляло город и сельскую территорию, численность жителей была не более 10 тысяч. Особое отличие античной демократии выражается в отношении к рабству, оно является необходимым условием свободы граждан от тяжелого физического труда. Сегодня дел не признается демократами.

Античный полис был сформирован на принципах единых гражданских, политических и религиозных общин. Коллективная собственность на землю, доступ к которой имели только полноправные граждане, находилась в центре общинной жизни. Политические и экономические права имели воины из числа городского ополчения. Единство прав и обязанностей воинов-собственников земель обусловило отсутствие борьбы за политическое представительство, потому демократия была только прямой. При этом круг полноправных граждан практически не расширялся, в Афинах гражданские права союзникам не предоставлялись, а Рим стал вводить такую практику лишь во времена существования империи.

Народное собрание и Народный суд, как институты демократии в Греции

В Афинах, где Народные собрания являлись образцом полисной демократии, полноправные граждане собирались каждые 10 дней. В перечень вопросов, решавшихся на собрании, входили выборы высших должностных лиц, порядок расходования средств городской казны, объявление война и заключение мира. Управленческая деятельность или по сегодняшним меркам – исполнительная власть в Афинах принадлежала совету 500, а в Риме в условиях внешней опасности или гражданской войны власть передавалась диктатору, но он владел ею не более полугода.

Не менее важным институтом древнегреческой демократии стал Народный суд, который, по мнению Аристотеля, усилившись, помог Афинам создать демократию. Во времена Перикла, которые считаются «золотым веком» афинской демократии, в Народный суд избиралось 6 тысяч судей каждый год.

Прямая демократия в Древней Греции

Прямая демократия в зародыше существовала еще в примитивных обществах периода родового строя. Она является самой очевидной формой организации политического общества. Платон и Аристотель в своих трудах о теории политики отдавали демократии одно из главных мест среди пяти или шести типов правления.

Каждый гражданин города-государства мог участвовать в принятии решений важных для всего общества. Немало граждан могли за свою жизнь занять один из множества выборных постов. Потому большая активность населения является одним из достоинств античной демократии. В политической жизни участвуют многие, они же и занимаются процессами управления. Прямая демократия такого рода определялась мыслителями Нового времени как идеальная форма правления.

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью .

Все члены общины - свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право , т. е. складывались своды законов , определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию - граждане полиса вступали в ополчение на время войн , превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности) .

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь - басилевс и родовая знать , ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия , благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других - демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание , которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная власть - два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Этапы развития афинской демократии

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона . Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию - реформу долгового права . Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот .

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена . Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения . Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов , которые со временем стали высшими должностными лицами государства .

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства) .

Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла .

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла , последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги . Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей , чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Система государственного управления в Афинах

Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей , суд присяжных (гелиэя).

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург - легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти : народное собрание (апелла) - оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя) . Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган - эфорат . Он представлял собой комиссию из пяти человек , функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

Поделиться