Ссср после войны 1953 1964 гг тесты. «оттепель» в ссср

«Оттепель» в СССР.

1вариант

1.В каком году умер И.В. Сталин?

а) 1935 б)1953 в)1955 г)1956

2. Кто сменил Сталина на посту Председателя Совета Министров СССР в марте 1953г

а). Маленков

б). Хрущев

г). Молотов

3. В каком году состоялся XX съезд КПСС?

а) 1957г б) 1956г. в) 1953г. г) 1957г.

4. В Карибском кризисе участвовали:

а) США, СССР, Куба б) США, Куба, Франция

в) СССР, Куба, Япония г) США, Вьетнам, Куба

5 . Запуск первого искусственного спутника?

а) 1957 б)1960 в)1961 г)1962

6. Первый полет в космос был осуществлен Ю. Гагариным в …

а) 1961г. б) 1962г. в) 1957г. г) 1960г.

7 . Культ личности Сталина – это:

а) продолжение политики Сталина
б) критика политики Сталина
в) одобрение политики Сталина

8 . На 21 съезде КПСС Н.С. Хрущев заявил:

а) «…в стране победили основы социализма»
б) «…в стране победил социализм»
в) «…в стране победил Коммунизм»

9. Реабилитация – это:

а) привлечение к уголовной ответственности
б) денежная компенсация
в) восстановление в правах, восстановление доброго имени

7. В области сельского хозяйства Хрущев проводил

а) экстенсивную политику
б) интенсивную политику
в) не уделял сельскому хозяйству особого внимания

8. В области промышленности Хрущев уделял особое внимание

а) тяжелой промышленности
б) легкой промышленности
в) уделялось одинаковое внимание

9. Огромные площади в этот период были засеяны

а) пшеницей
б) картофелем
в) кукурузой

10. Выберите правильный ответ:

В области социальной политики было сделано следующее:

а) повышались оклады в промышленности
б) росли доходы колхозников
в) снижались пенсии
г) повышался пенсионный возраст
д) большое жилищное строительство
е) увеличился выпуск телевизоров
ж) выросли цены.

11. Во внешней политике Хрущев выступал …

а) за мирное существование двух социалистических систем
б) за холодную войну
в) «за железный занавес»

12. Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета была изобретена

а) в США
б) в Японии
в) в СССР

13. В 1962 году мир оказался на пороге ядерной войны по причине …

а) размещения ядерных ракет США в Турции
б) размещения ядерных ракет СССР на Кубе
в) размещения ядерных ракет Японии в Южной Корее

«Оттепель» в СССР.

2вариант

1. Борьба за власть после смерти Сталина продолжалась до

а) 1956 г.
б)1958 г.
в)1959 г.

2. На первом этапе борьбы за власть противниками оказались

а) Маленков, Берия, Хрущев
б) Маленков, Берия, Коганович
в) Маленков, Хрущев, Коганович

3. Амнистия была проведена

а) в 1953 г.
б) в 1955 г.
в) в 1956 г.

4 . Крупнопанельные дома построенные во времена Хрущева называют:

а) хрущевки б) трущобы в) коммуналки г) клетушки

5 . Кого называли диссидентами в советские времена?

а) сторонников советской власти б) инакомыслящие люди, правозащитники

в) коррупционеров теневой экономики

6 . Какие страны входили в систему «третьего мира»?

а) развитые страны Запада б) развивающиеся страны Азии и Африки

в) социалистические государства Восточной Европы

7 . В какой социалистической стране была подавлена антикоммунистическая революция в 1956г?

а) Венгрия б) Чехословакия в) Польша г) Болгария

8 . Отметьте 5 событий и черт политического развития СССР во второй половине 1950-х гг

а). официальное осуждение культа личности Сталина

б). перенесение критики с личных качеств Сталина на сталинскую систему

в). волна политических арестов за резкую критику советской политической системы

г). освобождение политических заключенных из лагерей, арестованных в годы правления Сталина

д). борьба консервативных сил в партийном руководстве с политикой разоблачения культа личности

е). ослабление позиций Хрущева в руководстве

ж). ликвидация "антипартийной группы" Маленкова, Молотова, Кагановича

з. реабилитация некоторых народов, репрессированных в годы правления Сталина

9 .Отметьте 7 черт внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

а). нормализация отношений с Югославией

б). нормализация отношений с Китаем

в). установление дипломатических отношений с ГДР

г). установление дипломатических отношений с ФРГ

д). выдерживание концепции мирного сосуществования и соревнования социалистической и капиталистической систем

е). признание неизбежности третьей мировой войны

ж). предоставление большей самостоятельности во внутренних делах странам Восточной Европы

З) произраильская ориентация на Ближнем Востоке

и). поддержка национально-освободительного движения в колониальных странах

к). ухудшение отношений с Китаем

л). экономическая помощь странам "третьего мира"

10. В каком году была образована Организация Варшавского Договора

11. В каком году развернулась компания по освоению целины

12. Выберите причину ареста Берии Л.П.

а) обвинение в незаконных репрессиях

б) обвинение в неумелом руководстве МГБ

в) обвинение в сотрудничестве с империалистическими разведками

г) обвинение в заговоре для восстановления господства буржуазии

13 . Пацифизм – это …

а) разжигание войны
б) осуждение любых войн
в) национально-освободительное движение

МКОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории:

Пименова С.Н.

д. Нестеровка 2013 г.
Ход урока:


  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверим нашу готовность с вами к уроку (на столе должны лежать учебники, тетради, ручки, карандаши, линейка, дневник).

  1. Постановка цели урока
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Слайд 1 (Хрущев) Мы говорили о борьбе за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, рассмотрели социальную политику государства. Сегодня мы говорим об «оттепели» в духовной жизни советских людей.

Слайд 2 (Цель) Цель сегодняшнего урока: рассмотреть пути развития духовной жизни в СССР в период «оттепели». Одной из задач сегодняшнего урока будет попытка выяснить, каким образом осуществляется процесс преодоления проявлений сталинизма в духовной жизни общества.

Теперь я предлагаю приступить к нашему учебному занятию. Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока: Слайд 3 («Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»)

3. Повторение пройденного.

Перед тем как, мы преступим непосредственно к изучению новой темы, я предлагаю вам, выполнить тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

1)повышению урожайности

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

3) после XX съезда КПСС

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

4) целлюлозно-бумажной

Ответы: 1-1; 2-5; 3-3; 4-4; 5-4; 6-3; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1.

Обменяемся тетрадями и проведем взаимопроверку (если верно дано 10 ответов ставим «5», 8-9 ответов «4», 5-7 ответов «3», меньше 5 ответов «2».

Учитель:

С помощью этого теста мы повторили экономические события, связанные с эпохой правления Н. Хрущева.

Мне хотелось бы начать урок со стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Ребята, из этого четверостишия как вы думаете, о каком периоде в нашей истории мы будем вести сегодня беседу? Кто мне может сказать, что такое оттепель? (В БСЭ, дается следующее определение: Оттепель, повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период).

А, что же такое оттепель в жизни нашей страны нам и предстоит узнать.

Учитель: А теперь я вам предлагаю вспомнить, какие явления и события повлекли изменения духовной жизни в обществе в 1953-1964 гг. Слайд 4

Ученики:


  1. 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.

  2. февраль 1956 г. - XX съезд партии.

  3. Осуждение культа личности.

  4. Возвращение репрессированных (реабилитация).

  5. Смягчение внешнеполитического курса.

  6. Попытки реформирования социально-экономической сферы, в том числе отмена платы за обучение, начало массового жилищного строительства, увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста; колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда и пенсии для колхозников.
Учитель: Молодцы ребята. Именно эти события стали ключевыми событиями. Повлекшими за собой изменения в духовной жизни общества.

Чтобы составить свое собственное мнение об изменениях, которые произошли в культуре, в обществе в период « хрущевской оттепели», нам будет нужно поработать на уроке, обратите внимание на выставку книг, которую я вам приготовила, вы её можете посмотреть на перемене.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране.

Слайд 5 Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Запишем данное определение в тетради.

Ребята, а как вы думаете, почему именно это название получил этот период?

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Современник так сказал о своей эпохе: "Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор - о главном. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера".

4. Изучение нового материала

Учитель: Первыми проявлениями “культурной оттепели” стали статья В. Померанцевой “Об искренности в литературе”, повесть И. Эренбурга “Оттепель” (именно после ее появления слово стало общественно значимым) и др. Слайд 6. Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда (искренность) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Приметой времени стало стремление преодолеть недавнее прошлое.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Слайд 7.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. Слайд 8.

Он оставил после себя Предсмертное письмо. Давайте с вами его прочтём.

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

(в своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью»).

Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Слайд 9.

А сейчаспоработаем с учебником с. 289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были?

Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. Слайд 10.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «от всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В.Шебалина, Г.Попова, Н. Мясковского и др. Слайд 11.

Сообщение о Шостаковиче Д.

Ребята, а кто мне может сказать, что такое симфония? (Симфония – это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла).

Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали самую известную симфонию Д.Д.Шостаковича 7 или как её называют Ленинградскую. Прослушивание.

Какое настроение у вас после прослушивания данного произведения?

Немцы тоже слышали это произведение и 9 августа 1942 года, они написали. Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Галина Лелюхина, флейтист:

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определенные границы.

Показательной является кампания против Б. Пастернака и его романа «Доктора Живаго». Присуждение Нобелевской премии за данный роман, поставило писателя практически вне закона, он был исключен из Союза писателей, а рукопись была напечатана в Италии. В это время вышло в свет постановление президиума правления Союза писателей СССР, в котором осуждались действия и идеи Пастернака.

Он отказался от ее получения, что не покидать страну. Но гонения на Пастернака не прекратились. Слайд 12.

Наряду с гонениями на Пастернака издаются произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», которые производят переворот в идеологии простого народа.

А сейчас давайте с вами прослушаем фрагмент из произведения «Один день Ивана Денисовича».

Ребята, как вы думаете, а кто является главным героем данного произведения? (Сам Солженицын А.И.)

О чем рассказывает главный герой? (всю правду о лагерной жизни)

Слайд 13. Интересно, что сам Хрущев дал «добро» на выпуск этих произведений. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры.

Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), Слайд 14. но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Слайд 15.

Тем не менее, в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, Сообщение о Шолохове М. «Тишина» Ю. Бондарева), Слайд 16. кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства. Слайд 16.

5. Закрепление изученного

В качестве закрепления материала, я предлагаю проанализировать стихотворение Р.Рождественского «История». Мы используем элемент игровой технологии «Выбери нужное». Текст стихотворения и вопросы к нему у вас лежат на столах.

История – прямая и нелепая!

От суеты.

От тупости души.

И перекрашивали!

И перекрашивали!

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Ребята я даю вам 1 мин. Для того. Чтобы вы поработали самостоятельно.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

– Что он предлагает?

(Такие произведения показывают позицию авторов, не согласных с единой идеологией в рамках советской системы; они имеют право выражать свои мысли так, как считают нужным, а политическое руководство страны всячески стремилось удержать культуру в «рамках».)

6. Подведение итогов.

Итак, сталинские холода ушли в прошлое, но настоящего тепла не наступило. «Оттепель» могла вызвать паводок, грозивший снести всю систему. Контроль за умами людей стал более гибким и изощрённым, но не менее строгим. Эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После “оттепели” вновь ударили “заморозки” и до настоящей “весны” было еще очень далеко.

7. Домашнее задание. Параграф 41. выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Материалы к уроку

Тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

2.Меры по улучшению сельского хозяйства, предложенные Г.М. Маленковым сводились к:

1)повышению урожайности

2)включению фактора личной заинтересованности колхозников

3)освоению целинных и залежных земель

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

3.Обеспечить подъем сельского хозяйства за счет повышения закупочных цен на продукцию колхозов и освоения целинных и залежных земель предлагал:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

4.Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации

2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

5.Быстрый рост благосостояния крестьян породил опасения о «перерождении» их в «кулаков», и власти начинают возврат к администрированию и принуждению:

1) с соответствии с решениями XX съезда КПСС

2) с принятием Программы построения коммунизма

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

6.С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу увеличились более чем вдвое, что привело:

1) решению проблем обеспечения населения говядиной

2) увеличению почти вдвое сбора зерновых

3) общему снижению сбора зерновых

4) созданию надежной кормовой базы животноводства

7.Кризис в освоении целинных земель в 1962-1963 гг. связано с:

1) ослаблением внимания руководящих органов к освоению новых земель

2) эрозией почв, непродуманной системой земледелия и погодными условиями

3) падением трудовой дисциплины

8.Повышение в июне 1962 г. цен на ряд основных продуктов питания вызвало недовольство и даже открытые выступления рабочих, наиболее серьезным из которых было выступление в:

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

9.Курс на преимущественное развитие легкой промышленности, проводившийся правительством с августа 1953 г., был свернуть:

1) с началом освоения целины в 1954 г.

2) с отставкой Г.М. Маленкова с поста главы правительства

3) после XX съезда КПСС

10.За 1950-1965 гг. удвоились объемы производства промышленности:

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство товарищей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них, можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996

с.471-472.)

Как вы думаете, в чём главная суть этого письма?

Стихотворение Р.Рождественского «История».

Подтвердите словами из стихотворения следующие положения.

I. – Представители власти не говорят всей правды своему народу.

II. – История как наука искажается в угоду власти.

V. – Сделать выводы по обсуждению предложенных вопросов

Слушаем отрывок из стихотворения, работаем с текстом.

История прекрасная, как зарево.

История – проклятая, как нищенство!

Людей преображающая заново и отступающая перед низостью.

История – прямая и нелепая!

Как часто называлась ты – припомни!

Плохой, когда была великолепною!

Хорошей – хоть была постыдно подлой!

Как ты зависела от вкусов мелочных.

От суеты.

От тупости души.

Как ты боялась властелинов, мерящих

Тебя на свой придуманный аршин!

Тобой клянясь, народы одурманивали.

Тобою прикрываясь, земли грабили!

Тебя подпудривали и подрумянивали,

И перекрашивали!

И перекрашивали!

Ты наполнялась криками истошными

И в великаны возводила хилых…

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Информационный проспект

урока истории в 9 классе

«Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»»

Цель: Рассмотреть пути развития духовной жизни СССР в период «оттепели»

Задачи:

1) Образовательные:


    1. Расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в послевоенный период,

    2. Обобщить, систематизировать и углубить знания по теме «оттепель»,

    3. 2) Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к книге, привлекать детей к регулярному посещению школьной библиотеки.

    1. Воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

    2. 3) Развивающие:

    3. Развивать умение работать с историческими документами, умение рассуждать и применять знания.

    4. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Оборудование: ноутбук,мультимедийная установка, колонки.

Материал к уроку: учительская презентация, ученические презентации по биографиям М.А. Шолохова и Д.Д. Шостаковича, тест по теме «Экономика СССР 1953-1964 гг.», исторический источник «Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.», аудиозапись 7 Симфонии (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича, аудиозапись фрагмента произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», стихотворение Р.Рождественского «История», выставка книг поэтов и писателей периода «оттепели».

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Повторение пройденного
- тест «Экономика СССР 1953-1964 гг.» (взаимопроверка);

Чтение наизусть учителем четверостишия из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Оттепель»;

Словарная работа – Хрущёвская оттепель


  1. Изучение нового материала
- вступительное слово учителя по теме;

Работа с историческим источником «предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. (учитель и учащиеся);

Самостоятельная работа учащихся с учебником с.289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства;

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шостаковича Д.Д. (Камальдинова Н.)

Прослушивание и беседа 7 Симфонии Шостаковича Д.Д.

Прослушивание фрагмента из произведения «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шолохова М.А. (Новиков М.)


  1. Закрепление изученного на уроке
- анализ стихотворения Р.Рождественского «История»

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание
Параграф 41, выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Тест по истории «СССР 1953-1964.Хрущёв С.Н.»

1.Начало освоения целинных земель относится к

1) 1930-м гг.

2) 1940-м гг.

3) 1950-м гг.

4) 1960-м гг.

2. Крупнопанельные дома построенные во времена Хрущева называют:

1) хрущевки

2) трущобы

3) коммуналки

4) кпдешки

3. В каком году состоялся XX съезд КПСС?

1) 1957г

2) 1956г.

3) 1953г.

4) 1957г.

4. В Карибском кризисе участвовали:

1) США, СССР, Куба

2) США, Куба, Франция

3) СССР, Куба, Япония

4) США, Вьетнам, Куба

5. В каком году была образована Организация Варшавского Договора

1) 1953

2) 1954 г.

3) 1955 г.

4) 1955 г.

6. В 1961г в Берлине создается:

1) НАТО(Организация Североатлантического альянса)

2) Стена отделяющая западную часть города

3) ОВД (Организация Варшавского договора)

7. «Оттепель» в области литературы характеризует:

1) отмена цензуры на художественные произведения;

2) появление прогрессивных литературных – художественных журналов;

3) массовое издание поэтов и писателей начала ХХ века.

8. Весной 1953 г. по инициативе Берия была проведена

1) амнистия патетических заключённых;

2) реформа сельского хозяйства;

3) партийная конференция.

9. Первый советский искусственный спутник был запущен

1) в 1955 г.;

2) в 1957 г.;

3) в 1960 г.

10. Что из перечисленного произошло в начале 1960-х гг.?

1) «бархатные революции» в странах Восточной Европы

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) Карибский кризис

4) роспуск Организации Варшавского договора

11.Первый полет в космос был осуществлен Ю. Гагариным в …

1) 1961г. 2) 1962г.

3) 1957г. 4) 1960г.

12. Отметьте 5 событий и черт политического развития СССР во второй половине 1950-х гг

А. официальное осуждение культа личности Сталина

Б. перенесение критики с личных качеств Сталина на сталинскую систему

В. волна политических арестов за резкую критику советской политической системы

Г. освобождение политических заключенных из лагерей, арестованных в годы правления Сталина

Д. борьба консервативных сил в партийном руководстве с политикой разоблачения культа личности

Е. ослабление позиций Хрущева в руководстве

Ж. ликвидация "антипартийной группы" Маленкова, Молотова, Кагановича

З. реабилитация некоторых народов, репрессированных в годы правления Сталина

13.Что из перечисленного будет относиться к сельскохозяйственной политики Хрущёва

А. Массовая коллективизация

Б. Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Сибири

В. Повышение закупочных цен на продукцию колхозов

Г. «Кукурузная эпопея»

Д. Массовый забой скота, увеличение цен на мясо

Е. реорганизация машинно-тракторной станции(МТС)

Ж. Введение госприёмки

14. Соотнесите года и события

Тема: «Эпоха Н.С. Хрущева 1953-1964гг.»

1. После смерти И.В. Сталина партию возглавил:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) К.Е. Ворошилов;

г) Л.П. Берия.

2. На какую должность был избран Н.С. Хрущев в марте 1953 года?

а) председателя Совмина;

б) первого секретаря ЦК КПСС;

в) председателя Верховного Совета;

г) генерального секретаря ЦК КПСС .

3. После смерти И.В. Сталина главой государства был:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) К.Е. Ворошилов;

г) Н.А. Булганин.

4. О каком событии говорят эти строки?

«…Без траурных флагов на башнях казенных,

Без поминальных свечей и речей

Россия простила невинно казненных,

Казненных простила и их палачей».

а) отстранение от должности Совета министров СССР Г.М. Маленкова;

б) художественная выставка в Манеже;

в) Новочеркасские события;

г) XX съезд КПСС.

5. В каком году было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»?

а) 1953 г.;

б) 1956 г.;

в) 1987 г.;

г) 1991 г.

6. В итоге доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС:

а) начался процесс десталинизации общества;

б) начался процесс преодоления разногласий в руководстве КПСС;

в) установился демократический режим в стране;

г) начался процесс неосталинизма общества.

7. В период правления Н.С. Хрущева произошло следующее событие:

а) взрыв храма Христа Спасителя;

б) правозащитное движение;

в) вывод советских войск из Афганистана;

г) расширение прав союзных республик.

8. Первый советский искусственный спутник был запущен:

а) в 1955 г.;

б) в 1957 г.;

в) в 1960 г.;

г) в 1961 г.

9. Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг Земли 12 апреля 1961 г.:

а) А.А. Леонов;

б) Г.С. Титов;

в) Ю.А. Гагарин;

г) С. П. Королев.

10. Главным идеологом в стране в послевоенное время был:

а) Н.С. Хрущев;

б) Г.М. Маленков;

в) А.А. Жданов;

г) И.Г. Эренбург.

11. В результате травли со стороны государства этот писатель отказался от Нобелевской премии:

а) А. Солженицын;

б) Б. Пастернак;

в) А. Фадеев;

г) И. Эренбург.

12. Писатель, бывший узник лагерей, один из первых поставивший проблему преодоления сталинского наследия:

а) А. Солженицын;

б) Б. Пастернак;

в) А. Фадеев;

г) И. Эренбург.

13. Что влекло за собой исключение из союза писателей СССР (художников, композиторов…)?

а) прекращение издания произведений;

б) прекращение участия в выставках;

в) невозможность зарабатывать за счет своей профессии;

г) все выше перечисленное.

14. Положительным результатом «оттепели» в сфере культуры было:

а) стремление части советской интеллигенции к свободе творчества;

б) усиление партийного контроля в культурной области;

в) полная отмена цензуры печати;

г) критика творчества художников-авангардистов.

15. Цель политехнизации школы состояла:

а) в обеспечении народного хозяйства грамотными специалистами;

б) в подготовке руководства для промышленных и сельскохозяйственных специалистов;

в) в подготовке специалистов для экономической помощи социалистическим странам;

г) в подготовке специалистов для экономической помощи странам третьего мира.

16. Социальную политику 1955-1964 гг. характеризует:

а) широкое жилищное строительство;

б) повышение тарифных расценок в производстве;

в) поддержка фермерских хозяйств в деревне;

г) борьба с «религиозными пережитками».

17. Особенность развития социальной сферы в период правления Н.С. Хрущева:

а) отказ от бесплатного образования и здравоохранения;

б) введение оплаты по трудодням в колхозах;

в) исчезновение социальной напряженности;

г) рост реальных доходов населения.

18. В итоге реформы системы управления промышленностью в 1957 г. появились:

а) совнархозы;

б) наркоматы;

в) министерства;

г) общесоюзные ведомства.

19. Какой системой хозяйственного управления была заменена в 1957 г. отраслевая структура управления?

а) системой жесткой централизации;

б) системой управления через Советы хозяйства;

в) многоступенчатой кластерной системой;

г) территориальной системой, сопровождающейся ликвидацией министерств.

20. Одно из преобразований в области сельского хозяйства, проведенных в период правления Н.С. Хрущева:

а) сокращение заготовок сельскохозяйственной продукции;

б) предоставление полной самостоятельности колхозникам;

в) укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств;

г) увеличение налогообложения сельхозпредприятий.

21. Почему в 1959 г. вместо пятилетнего плана был принят семилетний план?

а) пятилетнее планирование не оправдало себя;

б) семилетний план давал больше возможностей для космической промышленности;

в) семилетний план был связан с новой системой управления экономики и предполагалось, что за 7 лет можно совершить большой рывок в коммунистическое общество;

г) за семь лет предполагался выход сельского хозяйства на уровень мировых стандартов.

22. В 1961г. была принята новая программа КПСС, в которой провозглашалась цель - построение коммунизма в СССР к 1980 году. Какой принцип был основным признаком коммунизма?

а) «каждому - по потребностям»;

б) «кто не работает, тот не ест»;

в) «коммунизм по всему фронту»;

г) «пятилетку в четыре года».

23. Одной из причин демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году было недовольство:

а) увеличением пенсионного возраста;

б) ликвидацией подсобных хозяйств;

в) повышением цен на мясо и молоко;

г) отменой паспортов у колхозников.

24. На заседании какой организации Н.С. Хрущёв стучал по столу ботинком?

а) ООН;

б) НАТО;

в) СЭВ;

г) Лига Наций.

25. Какое название получил период напряженных отношений между СССР и странами НАТО:

а) «ледниковый период»;

б) «холодная война»;

в) «локальный конфликт»;

г) «железный занавес».

26. Что означает термин «холодная война»?

а) военное противостояние двух государств;

б) разрыв дипломатических отношений между государствами;

в) введение экономической блокады;

г) политическая, экономическая и идеологическая конфронтация между государствами.

27. Какие из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964 гг.?

1) Берлинский кризис;

2) восстание в Венгрии;

3) «Пражская весна»;

4) создание Организации Варшавского Договора.

Выберите верный вариант ответа:

а) 234

б) 134

в) 124

г) 123

28. Ядерный ракетный кризис 1962 г. называется:

а) Карибским;

б) Египетским;

в) Берлинским;

г) Суэцким.

29. В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной ядерного ракетного кризиса 1962 г.?

а) в Африке;

б) на Кубе;

в) в Бразилии;

г) в Венгрии.

30. Итогом ядерного ракетного кризиса является:

а) компромисс между СССР и США и взаимные уступки в процессе размещения ракет;

б) начало войны между СССР и США;

в) полный разрыв отношений СССР и США;

г) создание Организации Варшавского Договора.

31. Какой термин, приведенный ниже, связан с эпохой Н.С. Хрущева?

а) «самиздат»;

б) «дело врачей»;

в) «ударник»;

г) «стиляга».

32. Стиль управления, который не считается с объективными законами, реальными условиями и возможностями, называется:

а) «субъективизм»;

б) «культ личности»;

в) «волюнтаризм»;

г) «гедонизм».

33. Какая аббревиатура, приведенная ниже, появилась в период 1953-1964 гг.:

а) КПСС;

б) СНК;

в) СЭВ;

г) ОВД.

34. Кому принадлежат эти слова: «Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как И.В. Сталин велел бы их всех арестовать»?

а) Г.М. Маленкову;

б) Н.С. Хрущеву;

в) Л.П. Берия;

г) Н.А. Булганину.

35. Какое прозвище получил Н.С. Хрущев в народе:

а) «кремлевский мечтатель»;

б) «Никита-говорун»;

в) «Коба»;

г) «кукурузник».

36. Вынужденный уйти на пенсию, Н.С. Хрущев заявил своим соратникам: «Мне 70 лет, я стар и устал… Главное, я сделал…». Что Н.С. Хрущев считал главным делом своей жизни?

а) жилищная революция;

б) освоение целинных земель;

в) начало демократизации партийной жизни;

г) прорыв в космос.

37. Чем была вызвана отставка Н.С. Хрущева?

а) его плохим самочувствием;

б) низкой популярностью среди советской интеллигенции;

в) его намерением в корне изменить экономическую и политическую систему страны;

г) недовольством партийного аппарата проводимыми реформами.

38. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние. Какое суж­де­ние о пла­ка­те яв­ля­ет­ся вер­ны­м?

а) пла­кат по­явил­ся в годы вос­ста­но­ви­тель­ной пя­ти­лет­ки;

б) пе­ри­од, когда по­явил­ся дан­ный пла­кат, вошёл в ис­то­рию как «от­те­пель»;

в) при осво­е­нии це­ли­ны зер­но­вая куль­ту­ра, ко­то­рой по­свящён пла­кат, была преобладающей;

г) ре­зуль­та­том ку­ку­руз­ной кам­па­нии было ре­ше­ние про­бле­мы снаб­же­ния стра­ны

про­до­воль­стви­ем.

39. Какой из пла­ка­тов, пред­став­лен­ных ниже, от­но­сит­ся к эпохе Н.С. Хрущева?

а)

б)

в)

г)

40. Какой из пла­ка­тов, пред­став­лен­ных ниже, не от­но­сит­ся к эпохе Н.С. Хрущева?

а) б)

в) г)

Ключи к тесту:

1 – а

2 – б

3 – б

4 – г

5 – б

6 – а

7 – г

8 – б

9 – в

10 – в

11 – б

12 – а

13 – г

14 – а

15 – а

16 – а

17 – г

18 – а

19 – г

20 – в

21 – в

22 – а

23 – в

24 – а

25 – б

26 – г

27 – в

28 – а

29 – б

30 – а

31 – г

32 – в

33 – г

34 – б

35 – г

36 – в

37 – г

38 – б

39 – г

1. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего Председателя КГБ СССР В.Е. Семичастного и укажите, о подготовке какого события рассказывает автор.

«Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского … Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был «А с кем КГБ?». И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: «Я согласен»… Приезжаю в Кремль … заменили охрану в приемной Хрущева, а затем на квартире, на даче. Затем говорю заместителю начальника охраны: «Сейчас началось заседание Президиума. Ни одной команды, ни одного распоряжения без моего ведома не давать. Запрещаю. Таково указание руководства ЦК». Он меня понял. И никаких эксцессов не было».

1)прихода Н.С. Хрущева к власти

2)отстранения Н.С. Хрущева от руководства страной

3)осуждения «антипартийной группы» В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича

4)поездки Н.С. Хрущева в США

2. Что явилось одним из результатов изменений в социальной политике, проводившейся государством во второй половине 1950-х гг.?

1)введение обязательной подписки на государственные займы

2)отмена всех видов оплаты за среднее и высшее образование

3)увеличение продолжительности рабочей недели

4)введение суровых наказаний за опоздание на работу

3. К внешнеполитической деятельности СССР в 1953–1964 гг. относится

1)разрыв отношений с Югославией

2)заключение договора о дружбе с Китаем

3)первый визит главы Советского государства в США

4)ввод войск стран – участниц Организации Варшавского договора

4. Что из перечисленного относится ко второй половине 1950-х гг.?

1)освоение целины

2)введение хозрасчёта на предприятиях

3)строительство ДнепроГЭСа

4)строительство Волжского автомобильного завода

Что относится к мерам повышения жизненного уровня населения в период «оттепели» в СССР?

1)снятие всех ограничений с личного подсобного хозяйства колхозников

2)установление пособий по безработице

3)снижение цен на мясо и молоко в начале 1960-х гг.

4)массовое жилищное строительство

6. С достижениям науки и техники в период с середины 1950-х до середины 1960-х гг. относится

1)запуск первого искусственного спутника Земли

2)совместный советско-американский космический полет

3)создание сети Интернет

4)создание атомной бомбы

7. Прочтите отрывок из Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» и укажите, под чьим руководством проводились реформы, о которых говорится в Законе.

«Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов.

Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства...

В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР (прилагается список десяти министерств)».

1)Н.C. Хрущева

2)А.Н. Косыгина

3)М.С. Горбачева

4)Е.Т. Гайдара

8. Какое событие произошло в СССР, когда руководителем страны был Н.С. Хрущев?

1)первый совместный советско-американский космический полет

2)разгром советской генетики

3)авария на Чернобыльской АЭС

4)запуск первого в мире искусственного спутника Земли

9. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в период середины 1950-х – середины 1960-х гг.?

1)создание легальных внутрипартийных фракций и групп

2)новый виток массовых репрессий

3)реабилитации политзаключённых

4)возрождение многопартийности

10. Какая черта характеризовала общественно-политическую жизнь СССР в период «оттепели»?

1)разоблачение культа личности И. Сталина

2)проведение политики гласности

3)отказ от идеологического контроля за творчеством интеллигенции

4)переход к многопартийности

11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите период, когда происходили описанные события.

«Когда (его) имя исчезло со страниц газет, а потом очень быстро появилась формулировка «культ личности», то этим было как-то задето нравственное чувство… Как же так? То он заполнял собой все газеты, все на него молились. И кто в первую очередь молился? Все эти «начальники», руководители страны. Почему вы раньше кричали «ура!», а теперь молчите? В общем это было сделано как-то безнравственно».

1)1945 – 1953 гг.

2)1953 – 1964 гг.

3)1964 – 1985 гг.

4)1985 – 1991 гг.

12. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

Нежелательные проявления продолжают иметь место в г. Новочеркасске… Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания… Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчет».

1)Н.С. Хрущев

Брежнев

3)Ю.В. Андропов

4)М.С. Горбачев

13. При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

1)И.В. Сталине

2)Н.С. Хрущеве

3)Л.И. Брежневе

4)М.С. Горбачеве

14. К какому периоду относится начало десталинизации советского общества?

1)1941 – 1945 гг.

2)1945 – 1953 гг.

3)1953 – 1964 гг.

4)1964 – 1982 гг.

15. Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?

1)ввод советских войск в Афганистан

2)вывод советских войск из Германии

3)первый визит руководителя СССР в США

4)разрыв отношений с Югославией

16. Что явилось результатом попытки смещения Н.С. Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС в июне 1957 г.?

1)уход Н.С. Хрущёва на пенсию «по состоянию здоровья»

2)новая волна массовых политических репрессий в стране

3)назначение Г.К. Жукова министром обороны

4)лишение членов «антипартийной группы» занимаемых ими постов

17. Какая из названных мер была осуществлена в СССР в период «оттепели»?

1)ликвидация машинно-тракторных станций

2)введение повсеместного распределения всех товаров по карточкам

3)предоставление каждой семье права покупки жилья

4)сокращение жилищного строительства

18. Прочтите отрывок из доклада руководителя СССР и укажите, в каком году этот доклад был сделан.

«Мы должны серьезно разобрать и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но что казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам».

19. Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС в июне 1957 г. и укажите фамилии участников названной группы.

«Пленум … рассмотрел вопрос об антипартийной группе …, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС … С целью изменения политической линии партии эта группа антипартийными фракционными методами добивалась смены состава руководящих органов партии …

Они вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами … призыва партии – догнать в ближайшие годы США на производству молока, масла и мяса на душу населения …»

1)Булганин, Берия, Ворошилов

2)Хрущев, Жданов, Микоян

3)Маленков, Молотов, Каганович

4)Громыко, Суслов, Косыгин

20. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны?

1)введение войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

2)ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3)Карибский кризис

4)война во Вьетнаме

21. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1)1946 г., 1960 г.

2)1949 г., 1955 г.

3)1953 г., 1965 г.

4)1961 г., 1967 г.

22. Что было одним из последствий ХХ съезда КПСС?

1)волна арестов сторонников И.В.

Сталина

2)«ленинградское дело»

3)отказ от партийного контроля за творческой интеллигенцией и органами печати

4)раскол общества на сторонников и противников разоблачения культа личности И.В. Сталина

23. Какое из названных событий 1940 – 1950-х гг. произошло позднее всех других?

1)ХХ съезд КПСС

2)смерть И. Сталина

3)денежная реформа

4)«Ленинградское дело»

24. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о

1)необходимость мирного сосуществования двух противоположных систем

2)переходе к политике гласности

3)переходе к рыночным отношениям

4)необходимости принятия новой конституции СССР

25. К внешнеполитической деятельности СССР в 1950-е гг. относится

1)создание Организации Варшавского Договора

2)укрепление отношений с Китаем

3)участие в Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

4)заключение договора с США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в трех средах

26. К каком году Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС?

27. Что было одной из причин кризиса сельского хозяйства в начале 1960-х гг.?

1)предоставление крестьянству свободы выбора формы ведения хозяйства

2)решение об организации машинно-тракторных станций

3)отказ от семилетнего планирования развития экономики

4)противоречивость и непоследовательность политики в сфере сельского хозяйства

28. C какими государственными деятелями США и СССР связано урегулирование Карибского кризиса?

1)У. Черчилль, И.В. Сталин

2)Дж. Кеннеди, Н.С. Хрущев

3)Ф. Рузвельт, А.А. Громыко

4)Д. Эйзенхауэр, Н.А. Булганин

29. Что из перечисленного произошло в период руководства СССР Н.С. Хрущёва?

1)создание Совета экономической взаимопомощи

2)начало Корейской войны

3)«бархатные революции» в странах Восточной Европы

4)возведение Берлинской стены

30. Что стало одним из последствий смены руководства СССР в 1953 г.?

1)создание фермерских хозяйств в СССР

2)начало реабилитации жертв политических репрессий

3)принятие конституции «развитого социализма»

4)переименование ВКП(б) в КПСС

31. В число мероприятий внутренней политики Н. Хрущева входило

1)сокращение продолжительности рабочей недели

2)увеличение производства мяса, молока, хлеба к началу 1960-х гг.

3)введение платного образования

4)сокращение объемов жилищного строительства

32. Какие события, явления свидетельствовали о кризисе политики Н.С. Хрущева в начале 1960-х гг.?

А) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

Б) недовольство военных сокращением армии

В) закрепление в Конституции СССР руководящей роли КПСС

Г) ухудшение положения в сельском хозяйстве, начало закупки зерна за рубежом

Д) сокращение посевных площадей

Е) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

33. Какие три из перечисленных понятий относятся к периоду «оттепели»?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)гласность

2)десталинизация

3)целинник

4)«дело врачей»

5)«новое политическое мышление»

6)совнархоз

34. Какие меры в сфере сельского хозяйства были предприняты в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ?

А) увеличение финансирования сельского хозяйства

Б) укрупнение колхозов

В) снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

Г) ликвидация МТС

Д) введение денежных окладов в колхозах

Е) начало массовых закупок зерна за границей

35. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности.

1)создание Крестьянского Поземельного банка

2)проведение политики «ликвидации кулачества как класса»

3)ликвидация МТС (машинно-тракторных станций)

4)установление продовольственной диктатуры в деревне, формирование продотрядов

36. Какие три из перечисленных понятий относятся к периоду «оттепели»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)репарации

2)реабилитация

3)космополитизм

4)развенчание культа личности

5)целинник

6)многопартийность

37. Какие из названных мер относятся к школьной реформе конца 1950-х – начала 1960-х гг.?

А) переход на 11-летнее среднее образование

Б) введение системы «трудовых резервов»

В) ликвидация системы вечерних и заочных школ

Г) введение обязательного 8-летнего образования

Д) соединение обучения в школе с производительным трудом

Е) создание частных учебных заведений

38. Прочтите отрывок из воспоминаний А.Д. Сахарова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«…Пагубные сельскохозяйственные авантюры, авантюры внешнеполитические, Берлинская стена, попытки сломить партийно-бюрократическую монополию власти в стране (сломившую его самого), попытки резко уменьшить военные расходы и демилитаризировать экономику (что вызвало противодействие военных кругов)… Московский договор о запрещении (ядерных испытаний) в трех средах, наконец, Карибский кризис и продовольственные трудности… – весь этот противоречивый калейдоскоп, завершившийся [его] падением, а в дальнейшем – приходом к власти консервативной партийной бюрократии».

39. Прочтите отрывок из послания Н.С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди и напишите, какое название получило событие, о котором идет речь.

«…Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы… Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно… От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире… Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом Доме…»

40. Ниже приведены две точки зрения на ХХ съезд КПСС, разоблачение культа личности И.В. Сталина:

1. Съезд нанес большой ущерб стране, разделил общество на противников и сторонников Сталина, подорвал авторитет государства и партии во всем мире.

2. ХХ съезд дал новый импульс развитию общества, позволил отказаться от самых негативных проявлений культа личности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Поделиться