Старт в науке. Моя прабабушка - ребёнок войны Рассказы о войне

В этом году годовщина победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Вся Россия будет отмечать этот великий праздник, и поздравлять ветеранов войны. Я и мои родители каждый год 9 мая ездим к нашей прабабушке, чтобы поздравить её с праздником. Она живет в г. Прокопьевске Кемеровской области. Моя прабабушка не является ветераном Великой Отечественной войны. Ее детство прошло в зоне оккупации, когда началась война, и было ей 11 лет.

Я хочу рассказать о своей прабабушке, которая знает про войну не понаслышке. Маленькой девочкой она пережила все тяготы и лишения войны, которые на всю жизнь остались в её воспоминаниях. Эту работу я посвящаю ей, своей прабабушке Ане. Она учит нас любить Родину, быть честными, уважать своих родителей.

Прабабушка неохотно вспоминает о войне, говорит, что закончился этот кошмар и, слава богу, не дай бог кому-нибудь еще все это пережить. Лишь иногда, когда идут военные фильмы или передачи, рассказывает обрывки из своей жизни. Слушая их много раз, я решил написать о ее судьбе и о людях, оказавшихся в зоне оккупации немецких войск.

Родина моей прабабушки.

Моя прабабушка Левченко Анна Ивановна родилась в Белоруссии 5 мая 1930г в деревне Бабичи, ее фамилия до замужества была Сухоцкая.

Чтобы объяснить необычное название деревни Бабичи, я обращаюсь к словарю В. И. Даля. В словаре Даля "бабень"(сиб.), "бабик"(волог.), "бабич"(нижег.) - бабий угодник, прихвостень, волокита.

Хутор Бабичи был основан во 2-й половине XIX века как селение Василевичской волости Реченского повета Минской губернии. Согласно письменных источников, деревня известна с начала XVI века как село Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского. Около 1503 года упомянута в документах о конфликтах между ВКЛ и Московским государством. В XVII веке упоминается в связи с участием на стороне Речи в войне, которая происходила между Речью Посполитой и Россией, Богдана Хмельницкого. В тот период деревня являлась вотчиной Аскеров, имевших в деревне свой укреплённый замок. Бабичи после 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году была в составе Российской империи.

В 1897 году в деревне находились железнодорожная линия, ветряная мельница, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, корчма, почтовое отделение, магазин. Деревня относилась к Василевичской волости Речицкого повета Минской губернии.

В 1930 году в деревне работали две кузницы, 2 смолокурни, деревообрабатывающая мастерская, мельница, школа, отделение потребительской кооперации; были организованы колхозы: «Красный путь» и «Парижская Коммуна». В 1932 году хуторяне вступили в колхоз.

Во время Великой Отечественной войны на фронтах и в партизанской борьбе погибло 142 жителя деревни. Во время оккупации действовало подполье, руководство которым осуществлял П. А. Остапенко. В боях за Бабичи и близлежащие деревни погибло 57 советских солдат, которые захоронены в братской могиле в центре Бабич. В числе погибших и похороненных Герой Советского Союза Маструков М. Т.

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны в центре деревни в 1958 году сооружен курган со скульптурой солдата на вершине.

Д. Бабичи. Церковь и кладбище на окраине деревни.

И вот началась война

Моя прабабушка выросла в многодетной семье. Её маму звали Асаенок Прасковья Савельевна, которая родилась 4 августа 1894г, умерла в 1988 году (несчастный случай). Прабабушкиного отца звали Сухоцкий Иван Федорович, 1879 г. р. умер 21 апреля 1949 года. У мамы Прасковьи Савельевны в деревне жили брат, сестра и отец Асаенок Савелий, 1842 года рождения, который умер в 1953 году, прожив 111 лет.

Прабабушкин отец был родом из Польши. Он приехал в Белоруссию учиться,

Родители прабабушки, 1922 г потом поступил на работу на местный завод, где работал главным механиком.

Мама трудилась в колхозе, в поле жала рожь, косила траву, готовила обеды.

Здесь они и познакомились.

Отец был старше матери на 15 лет. У него уже было трое детей от первого брака: Бронюс Иванович, Владимир Иванович, Мария Ивановна. Все они жили с отцом.

Нужно быть очень сильной и смелой женщиной, чтобы выйти замуж за человека с тремя детьми.

Прабабушкины родители жили ладно, любили, уважали друг друга, между ними никогда не было Сухоцкий Бронюс Иванович, прабабушкин брат по отцу ссор.

Через некоторое время появились и совместные дети: Владимир, 1923г. р. , Анна 1930 г. р. ,

Иван 1935 г. р. , Петро 1940 г. р. Итак, в семье стало семеро детей.

Жизнь шла своим чередом. Отец с матерью работали, вели домашнее хозяйство. Дети учились в школе и во всем помогали родителям. Семья не испытывали недостатка в еде или одежде. Все было как у всех.

До войны старшие дети от отца, Владимир и Бронюс, женились, Мария вышла замуж, и переехали в другую деревню, старшим из детей в семье оставался Володя. Все шло своим чередом, в доме был мир, достаток и беззаботное детство.

Июнь 1941 года. Война. В деревне началась мобилизация гражданского населения. Молодежь и мужчин призывного возраста провожали на фронт.

Люди верили, что советская армия не пустит немцев на территорию страны и даст им отпор.

Воспоминания прабабушки: «В очередной раз, провожая своих друзей и знакомых на фронт, брат Володя, сказал, что поедет в район проводить их, но к вечеру не вернулся. Знакомых он попросил передать родным, что записался на фронт. На поезде будет проезжать нашу станцию и попросил родственников прийти туда. Ему было тогда 18 лет.

Мы всей семьей собрались и отправились на станцию. Когда пришел поезд, из вагона выскочил брат, подошел к нам, попросил прощения и сказал, что по-другому поступить он не может. Мы обнялись все, попрощались. Он прыгнул в вагон и уехал. Стоянка поезда была несколько минут, а нам это показалось секунды. После того как он приехал на фронт, написал нам письмо, что идет ещё распределение, им выдали обмундирование, а в следующем письме он напишет, куда отправлять ему письма. Больше вестей мы от него не получали. Деревню захватили немцы, и мы оказались в зоне оккупации. Лишь после освобождения деревни получили похоронку «Ваш сын Сухоцкий Владимир Иванович, 1923 года рождения, в бою за Социалистическую Родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в апреле 1944г».

Когда в деревню ворвались немецкие войска, был обычный солнечный день, старики сидели на лавочке возле сельсовета, дети играли в песочнице, качались на качелях.

Издалека послышался рёв мотоциклов. В деревне, где всегда было тихо, это сразу показалось странным. Через короткое время по дороге пронёсся один, следом второй мотоцикл с немцами. Затем повалили машины, грузовики с солдатами.

Старики отправили всех детей по домам, и сами поспешили по хатам. Через несколько минут в деревне оказалось множество солдат. Так в августе в воскресенье 1941 г немцы захватили деревню Бабичи без единого выстрела. Они сразу заняли почту, сельсовет, всё вывезли из магазина: вещи, продукты. Из домов, которые выглядели получше, людей выгоняли и занимали для проживания. А жителям пришлось искать кров у родственников и знакомых.

Нашлись и предатели, которые сразу согласились помогать немцам. Они стали полицаями. Уже после обеда начался обход немцев по дворам деревни.

А в соседних деревнях, таких как Хатынь, людей, оказавших сопротивление немцам, сгоняли в сараи и сжигали, окружая со всех сторон. Чтобы спастись, не было никакой возможности.

Молодежь и детей постарше увозили в Германию. Жители деревни прятались в огородах, одевали на себя драные тряпки и притворялись стариками или больными, чтобы их не угнали Прабабушкина подруга Мария, д. Бабичи в Германию.

Уже после войны из плена в деревню вернулись только две девушки. Одна из них была прабабушкина подруга Мария.

Я расспрашивал у прабабушки, что подруга Мария рассказывала о плене, как ей удалось выжить. Но бабушка только говорила, что работала на заводе на немцев. «А о другом тебе, внучек, даже стыдно рассказывать, обо всех зверствах, что там творилось. Они победили бы, у них сила была, да жестокость подвела их».

Немецкие войска двинулись дальше, в наступление, а в деревне осталась небольшая часть военных и надзиратели. Старостой был назначен местный житель по имени Инглик. Он здесь поселился после Первой мировой войны. Работал на заводе вместе с прабабушкиным отцом, а наша прабабушка Аня вместе с его детьми ходила в школу. В дальнейшем только это и спасёт от расстрела семью прабабушки.

Надзиратели жестоко следили за порядком в деревне, хотя и сами были её жителями. Жителей деревни и детей 8-10 лет заставляли рубить, убирать березы вдоль железнодорожного полотна, чтобы партизаны не подходили к железной дороге. Один старичок показывал детям, как нужно валить берёзы, чтобы не придавить друг друга. Ходить в лес за ягодами и грибами запрещалось, это означало помогать партизанам, а за это расстреливали. Жителям приходилось сидеть дома и заниматься огородом, снабжать продуктами немцев, а самим жить впроголодь.

Воспоминания прабабушки: «Летом 1943 года из немецкого плена бежал советский солдат. Полицаи днём и ночью проверяли весь хутор и окрестности, разыскивая беглеца. Наш дом стоял почти на краю деревни. Однажды вечером, когда мама вышла во двор, её кто-то тихо окликнул. Это оказался тот самый беглый солдат. Родители его скрыли и немцам не выдали. Солдата накормили и спрятали на ночь в доме. Утром, когда рассвело, мама посмотрела в окно и увидела, что к дому на лошадях едут немцы и с ними переводчик. Мама вышла на улицу, взяла вёдра с мусором и начала копошиться в них.

Немцы подозвали её и спросили: «Кто был у вас в доме?». Мама ответила, что был человек и ушёл в том направлении. Немцы бросились вдогонку на поиски солдата. Прочесав всю дорогу и окрестности, они его не нашли. Тем временем отец собрал солдату, его звали Николаем, и родом он был из соседней деревни Заспа, еду. Отец вывел Николая через огород в лес, рассказал, как пробраться к партизанам и показал ему дорогу, по которой солдат ушёл. Но уже через несколько часов к нам в дом ворвались немцы. Полицаи, ища солдата, перевернули все в доме и в сарае, но так и не нашли его. Родителей за шиворот вытащили во двор и сказали, что их видели, когда они провожали солдата. Родители повели немцев по дороге. Доведя их до развилки, отец показал немцам совсем в другую сторону. Ещё раз проверив местность, немцы никого не нашли. Тогда они арестовали родителей, так как за это время кто-то уже донёс о том, что солдат был у нас в доме, и родителей забрали на допрос».

В доме осталось трое маленьких детей: моя прабабушка, ей тогда было 12 лет, и два её брата: Ваня - 7 лет и Петя - 2,5 года. Соседи и другие жители боялись прийти к детям и помочь по хозяйству, так как в деревне были строгие порядки и за пособничество их могли расстрелять. Зато эти же самые пособники немцам сразу же пришли и стали растаскивать вещи, мебель. Они говорили, что родителей скоро расстреляют. Хотели забрать единственную корову, но прабабушка Аня, Ваня, Петя стали плакать, что им нечего будет кушать. Так им удалось сохранить их кормилицу, которая давала много молока. Благодаря корове Зорьке они жили. Прабабушка сама доила корову и делала творог, потом его меняла на хлеб, так как печь его она ещё не умела. На деревню изредка совершали налёты советские самолёты и производили бомбёжки. Когда были бомбёжки, то все прятались в погребе. Только маленький Петя боялся спускаться в погреб, тогда он залазил под кровать и там пережидал бомбёжку.

Отца и мать немцы избивали, пытали, хотели узнать, где партизаны, а потом бросили в подвал. Так продолжалось более десяти дней.

Староста деревни Инглик в это время был в командировке. Когда он приехал в деревню, то дал команду освободить родителей, и сказал, что расстрела не будет. Оказалось, что того самого солдата-беглеца поймали в родной деревне Заспа, когда он пришёл домой. Уже после войны Николай приезжал в деревню Бабичи и поблагодарил за то, что наша семья помогла ему в страшное время. Он подарил мешок тетрадей, так как в то время тетради и карандаши были в дефиците. Потом он рассказал, как его опять забрали в плен, откуда он бежал и второй раз. Когда советская армия вела бои за освобождение Белоруссии, это было осенью 1943г. , погода была холодная, и немцам надо было отправить теплые вещи своим солдатам на передовую. Ехать в зону боевых действий немцы боялись, так как по дороге на них могли напасть партизаны, орудовавшие ещё в тех в лесах. Немцы отправили Николая с одним охранником. На передовой, когда уже можно было понять, где немцы, а где наши, Николай оглушил охранника и на машине помчался к своим. Немцы стреляли ему вслед, а впереди стреляли наши. Он, высунув в окно белую тряпку, стал махать ею, чтобы впереди не стреляли по нему. Так Николай опять остался чудом живой, потом он воевал на фронте до самого дня победы.

Воспоминания прабабушки: «Еле-еле передвигаясь, наши родители направились домой. По пути им встретился сосед, который подвёз их на телеге до переулка, он тоже боялся немцев, боялся расстрела. Взявшись за руки, родители доплелись до дома. На теле у них не было живого места, перебит нос, челюсть на боку. Старенькая бабка-соседка ночью через огороды ходила вправлять челюсть, ставить её на место. Мама кушать не могла, ей ложечкой вливали молоко в рот, чтобы с голоду не умерла. И так потихоньку - помаленьку соседка поставила челюсть на место. Отец сильно болел, ему отбили почки. Сначала отказала одна, потом вторая почка. Он стал опухать, у него раздуло все лицо и тело.

Когда началось освобождение Белоруссии от фашистских захватчиков, жители деревни уходили в лес. Летом 1943 советские войска вели боевые действия недалеко от нашей деревни. Мама не могла бросить больного отца и осталась в деревне с младшим братом Петей».

В это время немцы готовились к отступлению и были особенно жестоки. Прабабушкина мама сказала, чтобы прабабушка и её брат Иван отправились в лес, где они могут спастись. Детям надели все теплые вещи, какие были в доме, дали корову Зорьку, чтобы кормиться, и отправили в лес. Прабабушке было 12 лет, а брату-7. Жизнь в лесу была нелёгкой.

Летом ещё можно было жить, а осенью и зимой - холодно. Детям приходилось самостоятельно заготавливать ветки, стелить на подстилку и спать под открытым небом. Питались они ягодами, грибами, собирали коноплю и варили из неё кашу. Когда настала осень, вот тогда и начались все трудности. Ночи становились холодные. Прабабушка с братом стали простывать, болеть. Лечиться приходилось им самим. Пили различные отвары из трав и деревьев. Воспоминания прабабушки: «Однажды брат плохо привязал корову на ночь, она отвязалась и ушла домой в деревню. Утром мама слышит, у ворот мычит корова. Вышла во двор, а это наша корова Зорька стоит. Мама испугалась и подумала, что детей, наверное, убили, раз корова одна пришла домой. Так нас уже не надеялись увидеть живыми». Когда дети утром проснулись, то увидели, что коровы нет. Искали корову долго, но не нашли. И жить стало ещё трудней. В это время немцы из деревни уже отступили, но люди всё ещё боялись выходить из леса, так как никто ничего не знал, какая там обстановка. Воспоминания прабабушки: « Но на наше счастье советские войска к зиме 1943 года освободили нашу деревню.

Когда немцы отступали, они забрали весь скот в деревне. Мама рассказывала, что один немец забежал к нам и хотел забрать маленького поросенка, потом увидел младшего Петю, пожалел нас, еще конфет дал и сказал: «У меня их пятеро».

Люди начали выходить из леса только после того, как приехали двое военных и сообщили, что пришла победа. Когда наша прабабушка Аня с Иваном пришли домой, то родители не поверили своим глазам, что они живы. Это было самое большое счастье в семье.

Воспоминания прабабушки: «Вернувшись из леса, мы не узнали свою деревню. Вся земля была перерыта от военной техники: танков, пушек.

После того как нас освободили, принесли повестку о том, что брат Владимир пропал без вести. Мать прочитала её и потеряла сознание. Она впала в кому и пролежала так десять дней. За мамой всё это время у нас дома ухаживала Гофман Бела Ильинична.

Крестный прабабушки Ани д. Бабичи Шатуш

В это время она была заведующей больницей. Бела Ильинична была не местная, приехала после освобождения деревни. Она была по национальности еврейка, а немцы в оккупации всех евреев уничтожали. Нас, детей, отправили, кого к тетке, кого к крестному, чтобы создать маме абсолютный покой. Потом Бела

Ильинична забрала маму в больницу и там лечила её».

Бела Ильинична Гофман, заведующая больницы д. Бабичи

Операцию прабабушкиной маме делать отказались, бесполезно. После войны ей дали вторую группу инвалидности. После освобождения кормить семью было нечем. Бела Ильинична стала просить председателя колхоза разрешить моей прабабушке работать в больнице. Ведь если не работать в колхозе, заберут огород. Мать работать не могла, да и отец лежал, уже почти не двигался.

Прабабушку Аню взяли работать в больницу, ей тогда было 14 лет. Там она помогала ухаживать за больными, училась делать перевязки раненым, а после работы с братьями: Иваном, ему исполнилось 9 лет, и Петей, ему было 4 года, работали на своем огороде.

В 1948г. были организованы курсы медсестер, прабабушку отправили учиться, очень нужны были специалисты. Окончив курсы дезинфектора в 1949г. , она вернулась работать в свою больницу.

После войны началась эпидемия. Прабабушка была одна дезинфектор на весь район, ей приходилось вести обработку в разных деревнях.

В 1950 г. прабабушка вышла замуж, вскоре у них родился ребенок, мой дед.

У меня и у моего деда день рождения в один день - 15 февраля. В честь деда меня назвали Александром.

В декабре 1951 г. прабабушка Аня с мужем уехала в Алтайский край, к нему на родину.

В июле 1953 года они переехали в город Прокопьевск. Муж работал на шахте, прабабушка устроилась работать на «Санэпидемстанцию» дезинфектором, где проработала до пенсии.

На работе прабабушка пользовалась большим уважением. За добросовестный

Прабабушка Аня (слева), 1958г труд она имеет много Почётных грамот, является ветераном труда. С

коллегами по работе дружит до сих пор. Я горжусь своей замечательной прабабушкой.

Заключение.

В этом году 5 мая прабабушке исполнится 80 лет. Я очень рад, что она дожила до такой круглой даты. О людях, переживших войну, редко когда вспоминают и уделяют им внимание. Так случилось, что она рано похоронила единственного сына, мужа, внука. У нее осталась наша семья и два брата, Иван и Петр, с которыми у них сохранились очень теплые отношения, они помогают и поддерживают друг друга.

Я сохраню эту работу для того чтобы мои дети и внуки знали историю своей семьи. Семья играет важную роль в эмоциональном, моральном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений. Атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребенка. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. А роль семьи в создании такой согласованной системы стоит на первом месте, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Семья – фундамент интеллекта для получения последующих знаний, которые даст школьное образование.

Семья - это когда все поровну, одним словом, "и в горе, и в радости"

В этом году мы всей семьей участвовали в конкурсе «Лучшие семьи Междуреченска». Мы составляли генеалогическое дерево. Меня это очень заинтересовало. Сейчас я занимаюсь исследованием своего генеалогического дерева и хочу узнать подробнее, кто были мои предки, чем они занимались, где жили. Это мой вклад в память о своих родственниках.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова»

«Воспоминания моей прабабушки Вануйто Едайне»

Подготовила:

Вануйто Кристина, ученица 6 «Б» класса

Руководитель:

Мирхайдарова М.И. – воспитатель группы .

Яр – Сале, 2018г.

Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг.

Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, но никогда не изгладятся эти события в памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, тяжёлый труд в тылу и радость наших великих побед.

Война оставила след почти в каждой семье. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

1418 дней и ночей длилась война. И с первых часов, с первых минут вражеского нашествия весь советский народ по зову Матери-Родины встал на смертный бой. Солдат на передовой и подросток на заводе, партизан в тылу врага и колхозница в далеком от фронта селе, а также каждый житель северного края, каждый житель тундры, - каждый, как мог, а чаще сверх всяких сил приближал нашу Победу, упорно идя через всенародную беду к тому светлому, выстраданному дню.

Дети и война – несовместимые понятия. Дети войны – это особое поколение людей, здесь нет возраста, пола и национальности. Не было у этих мальчишек и девчонок спокойного, весёлого детства. Может, поэтому они терпеливо переносят тяготы и невзгоды нашей жизни.

Я, Вануйто Кристина, воспитанница группы «Сенгакоця», 6 «А» класса Ямальской школы-интерната имени Героя Советского Союза Василия Давыдова хочу рассказать о своей прабабушке Вануйто Едайне Менепадововне.

Моя любимая прабабушка Вануйто Едайне Менепадововна родилась в Новопортовской тундре, 4 мая 1930 года.

Я записала воспоминания своей прабабушки Едайне.

В этой работе мне помогала моя бабушка Вануйто Елена Париевна.

Подготовить вопросы помогала моя воспитательница Мирхайдарова Мунира Измаиловна.

Когда началась война, Едайне было 11 лет. В семье было трое детей, самой младшей было два годика. Отца Едайне Вануйто Менепада Сыхоломовича забрали на войну зимой.

Прабабушка говорила о том, что многих забирали на войну, но люди даже не знали, что их берут на фронт. Было очень страшно. (Кто не хотел идти, тем давали немного водки).

Старший брат заменил отца, стал кормильцем всей семьи, он рыбачил, сестрёнка постарше Едайне, стала рыбачкой.

Мама Марья (возможно, она была крещённая), отчество её Едайне уже не помнит, уходила на разделку рыбы, рано утром и возвращалась очень поздно.

Призыв в годы Великой Отечественной войны «Всё для фронта, всё для Победы», жители тундры выполняли без каких либо напоминаний, указаний.

Женщины шили, таскали воду, разделывали рыбу, тогда не было резиновых сапог. Некоторые женщины и ребята постарше ходили ловить рыбу. Все и взрослые, и дети работали без перерыва.

Все дети начинали работать, как только научаться держать вёсла в руке. Умелые, трудолюбивые мальчишки и девчонки начинали рыбачить, оказывали помощь при разделке рыбы.

Вануйто Едайне, моя прабабушка, в военные годы следила за младшей сестрой, выполняла всю работу по дому. Как и все дети таскала воду, готовили еду для всех, временами помогали взрослым.

Многие воспоминания стёрлись из памяти прабабушки Едайне.

Воспоминанья о войне, -

Хоть век другой и жизнь другая, -

Но вы приходите ко мне,

Меня повсюду настигая.

То наяву, а то во сне

Я вас встречаю не впервые, -

Воспоминанья о войне, -

Вы как раненья пулевые.

Стоит на перепутье мать,

Стоит, как раненая птица,

И кто посмеет ей сказать,

Что сын ее не возвратится? (М. Матусовский)

Я узнала, что даже справки не дали родным про гибель отца. Когда вернулись люди с войны, про него не было никаких известий. Моя любимая прабабушка Едайне так и состарилась, пока ждала отца. Вануйто Менепада Сыхоломович не вернулся с фронта, возможно, пропал без вести на полях сражений за нашу Родину, остался лежать на братских могилах, как и многие из наших земляков – оленеводов, рыбаков и охотников. Молодой отец семейства не дожил до Победы, но в память о нём на Ямале остались его дети, внуки, правнуки, которые проживают в Яр – Сале, в тундре.

Моя прабабушка Едайне не говорит на русском языке.

Моим переводчиком с ненецкого языка на русский выступила Вануйто Елена Париевна, это моя бабушка.

Со слов моей любимой прабабушки Едайне, все жители северного края, тундровики узнали, что закончилась война, когда начали приезжать люди в тундру, те, кого забирали на войну.

Возвращались раненые, некоторые были без рук, без ног, а кто-то с одной рукой, или ногой.

Но жизнь продолжается в памяти родных и близких. Со слов Едайне, жить стали хорошо после войны. Старший брат стал работать, а после стал пастухом. Сама моя прабабушка тогда ещё не работала, а немного позже тоже стала работать в тундре, пастухом.

Вышла в замуж, было Едайне 20 лет. Жила моя прабабушка Едайне счастливо.

У неё родилось четверо детей. Сын – Анатолий Тынзикович, 3 дочери: Наталья, Тамара, Екатерина. Дети проживают в тундре, своим трудом приносят пользу своей малой родине.

С 2014 года моя любимая прабабушка Вануйто Едайне Менепадововна проживает в с. Яр – Сале, вместе с родственниками.

В 2017 году Едайне Менепадововну наградили медалью «Дети войны».

Всем людям на земле, моя прабабушка пожелала, чтобы все жили мирно, не было войны, а также здоровья, мирного неба над головой.

Изучая жизненный путь моей прабабушки Вануйто Едайне Менепадововны, размышляя над событиями Великой Отечественной войны, а также слушая её рассказ про труд детей в военные годы, я пришла к выводу, что человек, если он настоящий гражданин, должен помнить и чтить дела своих предков, не жалеющих жизни, приближавших общую Победу в борьбе с фашизмом. Мы должны помнить о той войне и обо всех героях, чтить память о них. Пока мы будем помнить, будет жить наш народ.


Посвящается семидесятилетию с момента освобождения г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков

«Моя любимая прабабушка»

Я считаю, что необходимо гордиться и восхищаться своими родственниками. Пусть они и не совершали головокружительных подвигов, но остались в нашей памяти родными людьми, которых нельзя забывать. И мне бы хотелось рассказать Вам о моём близком человеке.

Мою прабабушку звали Александра Павловна. Она родилась в деревне Кокошилово Ржевского района в апреле 1911 года. На её долю выпало немало испытаний. Она закончила толькочетыре класса. Для всей деревни среди детей её возраста прабабушка считалась грамотной девочкой, но для города этого образования было не достаточно.

Повзрослев, бабушка устроилась работать уборщицей в школу. Кстати, эта школа находилась недалеко от деревни Итомля, которая славилась хорошими педагогами. В школе прабабушка познакомилась со своим будущим мужем – учителем биологии Алексеем Спиридоновичем Спиридоновым. Вскоре родились дети: в 1936 году сын Василий и 18 мая 1941 года дочка Зоя (моябабушка). Вот на этом и закончилась их спокойная и счастливая жизнь.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Прадедушку забрали на фронт, и прабабушка осталась одна с двумя маленькими детьми и престарелой мамой на руках. А осенью в нашу деревню пришли фашисты. И не просто фашисты, а солдаты СС – так назывались самые жестокие и беспощадные войска германской армии. Уцелевших домов осталось не много, и старшие офицеры поселились в нашей избе, а прабабушку с детьми и её больной мамой выгнали в землянку, вырытую на огороде.

К этому времени всех мужчин забрали на фронт и бабушку Сашу выбрали председателем колхоза, поскольку она была грамотным, ответственным и уважаемым человеком. Ей приходилось не только решать колхозные проблемы, но и выполнять приказания фашистов. Это было очень трудное и опасное время.

Мне запомнилась история, рассказанная бабушкой Зоей: однажды к люльке подошёл фашистский офицер и спросил: «Пан, или панка?», что означает девочка, или мальчик. Прабабушка ответила: «Панка». И военный ушел. Оказывается, что фашисты СС убивали всех маленьких мальчиков. Поэтому моей бабушке повезло.

Вскоре в треугольном письме пришла похоронка. В ней говорилось, что прадедушка пропал без вести при обороне Ленинграда. Это был сильный удар. Бабушка Саша понимала, что теперь ей одной придется поднимать детей.

Но и после войны жить легче не стало. Оставаясь председателем колхоза, прабабушке приходилось работать ещё и почтальоном: каждый день ходить в город за двадцать пять километров и в любую погоду приносить в деревню почту.

Да и со здоровьем были трудности. Однажды летом при уборке льна в глаз попала пылинка. Сразу обратиться за помощью к доктору не получилось, а когда спустя время глаз стал очень сильно болеть, пришлось идти в город. Но было поздно и в больнице бабушке Саше удалили глаз. Вернувшись из больницы, пришла прабабушкина очередь пасти колхозный скот. Животные после войны были больные и слабые. Одна из лошадей пала от истощения, но всю вину возложили на бабушку Сашу. Чтобы не попастьв тюрьму, пришлось вернуть большие деньги и продать все: корову (а это равносильно голодной смерти), швейную машинку, одежду, мебель. И только помощь односельчан помогла выжить.

Так и прошла жизнь. Прабабушка за самоотверженный труд награждена медалью, у неё пять внуков идвенадцать правнуков. Бабушка Саша дожила до девяноста шести лет и скончалась в 2006 году. Мне было всего четыре года, когда это случилось, но в моей памяти она навсегда останется нежной, заботливой и ласковой. Приходя на могилку, я смотрю на фотографию и вспоминаю её лучистые глаза, добрую улыбку и множество морщинок. Мне кажется, что каждая из них, как напоминание о всех невзгодах, выпавших наеё тяжелую долю.

Я очень горжусь своей прабабушкой!

ученица 5Б класса Анна Куценко

Мою прабабушку зовут Сивирина Олимпиада Федоровна. Прабабушке было одиннадцать лет, когда началась война. Я очень люблю слушать её рассказы о военном детстве. Когда я сравниваю ее детство со своим, то понимаю, что детства у неё и её сверстников не было совсем.

Что такое война она в то время представляла плохо. Помнит только, как уходили на фронт поселковые мужчины и забирали вместе с собой лошадей и телеги. Двадцать шесть человек, ушедших на фронт из колхоза «Борец», не вернулись домой. Всех их бабушка помнит по именам и фамилиям, рассказывает, где находились их дома.

Остались дома женщины, дети и старики. На их плечи лег непосильный труд: женщины пахали на собственных быках и коровах, дети погоняли этих животных, а старики сеяли вручную, с мешком через плечо.

Бабушка рассказывает, что обуви в то время совсем не было, поэтому во время сенокоса ноги все были исколоты до крови. Когда косили сено, то ребятишки ночевали в поле, где было построено два куреня. Старшие дети ставили копны, а младшие – загребали сено, чтобы не осталось ни одной травинки. Уставали очень сильно, иногда не было сил подняться утром, чтобы идти в поле. Она вспоминает один случай, как председатель колхоза напугал всех детей, работающих в поле: «Если до восхода солнца не выйдете в поле, подожгу деревню». Бабушка так испугалась, что не спала всю ночь, боялась проспать рассвет.

Однажды бабушку отправили поваром в полевую бригаду, варить для работающих на сенокосе. В первый раз ей поручили сварить кашу с мясом. Но опыта она не имела никакого. Пшено с просом разварилось и лезло из котла, а она плакала и выносила его за дерево.

А еще мне запомнилась история, как бабушке с другими детьми поручили пасти колхозных коров. Ребятишки так боялись быка, что все время сидели на березе.

Во время войны, по рассказам бабушки, для уборки урожая и посевной детей и учителей отстраняли от занятий и направляли на сельские работы. Школа находилась за семь километров, куда ходили пешком. А так как обуви всем не хватало, то ходили по очереди.

Бабушка вспоминает, как в поселок начали идти похоронки, как все больше и больше женщин становилось вдовами. Это был один из страшных моментов её военного детства.

Моя прабабушка закончила семь классов в 1945 году, тогда ей исполнилось 16 лет. Закончилась война, а вместе с ней и военное детство, началось трудное послевоенное время.

Моей прабабушке в январе исполнилось 80 лет. Совсем недавно бабушке Липе вручили вторую медаль за работу в тылу. У неё трое детей, семеро внуков, восемь правнуков и один праправнук. Все мы её любим и ценим, прислушиваемся к её советам.

У меня с бабушкой Липой очень дружеские отношения, мы любим беседовать друг с другом, она всегда меня понимает. А ёще моя прабабушка печет вкусные блины, этому она научила и меня. Мне так хочется, чтобы она никогда не болела и жила долгие годы!

Проектная и творческая деятельность учащихся.

Исследовательская работа

«Детство моей прабабушки

во время Великой Отечественной войны»

Руководитель:

Введение стр.2
Глава 1. стр.3-4

2.1. Самостоятельное обдумывание.

2.2. Чтение книг.

Глава 2. стр.5-6

Интервью с прабабушкой – главный и достоверный

источник информации о детстве прабабушки.


Заключение стр.7
Список использованных источников и литературы стр.8

Приложения стр.9-12

Введение

Актуальность

В предверии грядущего праздника « 55-летия нашего города», который празднуется 9 мая в День Победы, тема моей исследовательской работы очень актуальна. История нашего города и Великая Отечественная война тесно связаны с жизнью моей прабабушки.

Цель исследовательской работы:

узнать, как жили дети во время Великой Отечественной войны и сопоставить с тем, как прошло детство моей прабабушки

собрать материал о детях времён Великой Отечественной войны;

узнать, где жила моя прабабушка, чем занималась она во время войны, как помогала нашей Родине приближать ПОБЕДУ в годы Великой Отечественной войны

Объект исследования:

Великая Отечественная война

Предмет исследования:

Деятельность прабабушки в годы Великой Отечественной войны

Гипотеза:

Во время Великой Отечественной войны детям жилось очень трудно, но они наравне с взрослыми не только стремились сохранить свою жизнь и жизнь тех, кто находился с ними рядом, но и всеми силами приближали победу. Детство моей прабабушки выпало на эти тяжёлые годы. Значит, и она не осталась в стороне от всеобщей беды.


Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к одному конкретному человеку, но сколько таких людей, которые пережили все ужасы войны, но остались добрыми, скромными, трудолюбивыми людьми. В работе описаны воспоминания одного конкретного человека, где рассказывается о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства. Эта работа имеет практический характер:

материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, ;

· напечатаны в районной газете «Гайская новь»;

· востребованы архивом, Советом , школьным музее.

1. Самостоятельное обдумывание.

В нашей стране в 1941 – 1945 годах была война. Для того чтобы победить в этой жестокой войне, необходимо, чтобы каждый житель страны внес посильный вклад, который бы мог приблизить победу. Все жители нашей страны помогали фронту всем, чем могли. Наверное, и дети не остались в стороне.

2. Чтение книг.

В тот далекий летний день 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слов - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 75-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Война отучила этих детей плакать. Оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, они становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было им на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в , прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию.

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Зимой учились, но долго учиться им не пришлось, нужно было помогать матерям кормить себя и младших братьев и сестёр, рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. И это всё в 8-13 лет. «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

В городах дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство. Двенадцатилетние мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из

ремесленных училищ, пришли на заводы и фабрики. Многие из них

становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром вра


Несмотря на военное время, дети продолжали учиться. Местом учебы стали и некоторые жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

2. Анкетирование учащихся 5 классов.

То, что я узнал о жизни детей во время Великой Отечественной войны, потрясло меня, и я решил узнать, а знают ли современные дети об этом страшном времени. Для этого было проведено анкетирование учащихся 5 классов.

Годы детства моей прабабушки совпали с периодом Великой Отечественной войны, поэтому я взял у неё интервью.

3.Интервью с прабабушкой.

Моя прабабушка, (в детстве Дмитриева), родилась в 1933 году в селе Акъяр. В 1937 году вся семья переехала в Медногорск, который начинал только строиться. Её отец, вербовал людей на строительство нового города. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, моей прабабушке едва исполнилось 8 лет. В июле её отца призвали на фронт. Cемья из 4 детей и хрупкой женщины осталась без опоры. Через четыре месяца в семье Дмитриевых родился мальчик, который никогда не увидит своего отца.

Чтобы пережить войну, на тот момент уже мать 5 детей, перевезла всех в совхоз Боевой сейчас Приуральский. Прожили две недели у родственников. Незнакомые люди отдали им под жильё землянку, в которой раньше жил домашний скот. В ней был земляной пол и одно малюсенькое окошко. Печку моя прабабушка со своей мамой построили сами из кирпичей, которые сами же и сделали. Между печкой и стеной было 1,5 метровое расстояние, в котором сделали лежанку, где семья спала. Вещей и посуды в семье не было (багаж потерялся во время переезда). Первый класс бабушка окончила до войны, а во второй класс она ходила несколько дней (школа была очень далеко). Это были самые голодные и тяжелые годы.

Питались травой, ягодой, грибами, варили затируху (вода с мукой). Каждый день приходилось ходить за несколько километров, чтобы получить 500 граммов хлеба (он был с добавлением отрубей и нередко с опилками), но если не было дров и хлеб был не испечён, давали кусочек теста. Хлеб делили поровну на всех, но свой кусочек мама делила еще на две половинки, чтобы накормить маленького сына. Маленькой девочке Зине приходилось работать в поле.

9 мая 1945 года прабабушка в очередной раз пошла за хлебом, где и узнала, что война кончилась. Она рассказала об этом в своем поселке. Реакция у людей на хорошую новость была разная: кто плакал, кто смеялся.

Не всем было суждено вернуться с войны. Папа прабабушки погиб. Семья вернулась в Медногорск.

В 12 лет прабабушка пошла в . Большая школа была отдана под госпиталь, и ученикам приходилось учиться в маленькой комнатке, в которой одна учительница преподавала сразу в трех классах. В 1947 году бабушке исполнилось 14 лет. Её приняли в ремесленное училище, но она продолжала учиться в 5 классе вечерней школы. В 1949 году прабабушка закончила училище и пошла на завод, продолжая обучение в вечерней школе. Вот так и прошло детство моей любимой прабабушки. Она проработала 42 года, не считая работы ребенком во время войны.

Моей прабабушке исполнится 81 год, но и теперь она не сидит без дела, постоянно занимается посильным трудом. Каждую субботу она и прадедушка собирают нас всех вместе в своем уютном доме, и мы с радостью с ними общаемся.

Моя гипотеза подтвердилась. Прочитав литературу, о Великой Отечественной войне, побеседовав с прабабушкой, я узнал, что детям жилось трудно, но они помогали всеми силами, приближали славный День Победы своим самоотверженным трудом. В то же время они не озлобились, смогли в послевоенное время восстанавливать страну из руин. И в наше время они живут, помогая другим.

Заключение.

Сейчас бабушка и дедушка уже старые, но и теперь не сидят без дела, постоянно занимаются посильным трудом. Они, пережившие войну в юном возрасте, знают цену куску хлеба. Я горжусь своими бабушкой и дедушкой и люблю их. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.

Приложение 1.
2.2. Анализ результатов исследования

Анкетирование.

В анкетировании принимали участие 40 учащихся 3-5 классов.

Респондентам была предложена анкета.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Какие герои Великой Отечественной войны вам известны?

3. Какие полководцы Великой Отечественной войны вам известны?

4.Каких пионеров –героев вы знаете?

5. Какие битвы Великой Отечественной войны вы знаете?

6. Какой город был взят в блокаду во время Великой Отечественной войны?

8. Знаете ли вы своих родных, жизнь которых связана с Великой Отечественной войной?

Выводы по результатам анкетирования

По результатам анкетирования видно, как мало знают сегодняшние школьники о Великой Отечественной войне.


Мы считаем, что современным школьникам нужно больше читать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, посещать музеи ВОВ,
смотреть кинофильмы и никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Список использованных источников и литературы


ри приятеля с Волхонки / Идёт война народная: Рассказы. - М.: Детская литература, 1977 - С. 53-54. 57 бессмертных / // За оборону Сталинграда. – М.: Малыш, 1974. – С. 20-22. – (Дедушкины медали). оследний парад: Повесть \ . Ухожу из детства: Повести. – М.: Молодая гвардия, 1983. – С.5-78. – (Б-ка юношества). овесть о Зое и Шуре / Литературная запись Ф. Вигдоровой. - Новосибирск: Зап.-Сиб. Кн. изд-во, 1983. - 2087с. – (Школьная б-ка). овесть о сыне / Литературная редакция П. Гаврилова; Оформл. М. Борисовой-Мусатовой. - М.: Детская литература, 1984. – 207 с.: 8 л.: ил. - (Шк. б - ка). аленький солдат /А. Платонов // Только Победа и жизнь!: Публицистика. - М.: Детская литература,1988. - С. 164 -168 - (Шк. б-ка). Письмо 15-летней девочки К. Сусаниной с фашистской каторги. 1943 г. // Говорят погибшие герои: Предсмертные письма борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 -1945 гг.). ? 3-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1966. - С. 301-303. 16. ети / Только победа и жизнь!: Публицистика. – М.: Детская литература, 1988. – С. 69 - 75. – (Школьная б-ка). 17. Ходза спасать детей! / Дорога жизни. - Л.: Детская литература, 1984. - С. 17.

Приложение 2

Приложение 3.

Приложение 4.

Глоссарий

ВОЙНА ж. (война, воевать, от бить, боевать, как вероятно и , и илибоевода), раздор и ратный бой ами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие

ВОЗРОЖДАТЬ или возраждать, возродить что, раждать, производить, создавать сызнова, вновь. восстановлять, возобновлять; —ся, рождаться снова, обновляться или быть возраждаему. Гусеничка возраждается из личинки мотыльком или в мотылька, а человек может возродиться только духомВозраждаемость ж. свойство всего, что может возродиться. Возрождение ср. действ. возраждающего и состояние возраждаемого, возрожденного. Возрождение человека совершается покорением чувственности и преобладанием духа. Возраждатель, возродитель м. —ница ж. возраждающий кого, что-либо. Возродчивый, способный к возрождению.

тыл - территория позади фронта, за боевой линией

Пример: Отвести роту в т. Выйти, ударить в т. противнику.

тыловик - человек, который служит, работает в тылу.

Поделиться