Субъектная детерминация деятельности. Детерминация человеческой деятельности. Определение уровня успешности научно-исследовательской деятельности молодых исследователей

  • 4.Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания. Культурные технологии опосредования памяти и мнемотехники.
  • 5. Индивидуальность, индивид, личность, субъект. Структура индивидуальности.
  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).

    Психологи, развивавшие это направление, относятся основатели советской психологической науки:

    Б. Г. Ананьев,

    Л. С. Выготский,

    П. Я. Гальперин,

    А. В. Запорожец,

    А. Н. Леонтьев,

    А. Р. Лурия,

    В. Н. Мясищев,

    Д. Б. Эльконин и

    С. Л. Рубинштейн.

    Деятельностный подход в психологии ­ система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

    Начало формирования в отечественной псих: 20 ­ е гг. ХХ в.

    Рубинштейн С.Л. (1889-1960 ) – один из основателей: «Субъект в своих деяниях…создается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть».

      Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание не управляет деят-тью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой так и результатом деятельности.

      Деят-ть – самостоятельноый предмет психологического исследования и одновременно объяснительный принцип.

      Деят-ть отличается от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности. Регулируется сознанием.

      Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.

      Деятельность и сознание - образуют органическое единство (но не тождество).

      Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

    Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. Опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса.

    А.Н. Леонтьев (1903-1979) ­ расширил принцип единства сознания и деят-ти, выдвинул принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

    Базовый тезис теории ­ не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Образ мира субъекта не определяется автоматически окружающими условиями среды и заданными генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде, его деятельностью в ней.

    Деятельность – реальная и конкретная связь субъекта и объекта, это процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект».

    из 3 структурных единиц : деятельность-дейстие-операции.

    Деятельность - Мотив (предмет потребности)

    Действие - Цель

    Операция - Задача (цель в определенных условиях)

      Деят-ть определяется мотивом (это предмет потребности)

      действие – целью,

      операция –условиями ее протекания, задачей (т.е. цель в определенных условиях).

          • 2 типа операций: из сознательных действий, имеющих определ. цель и неосознаваемые действия, кот. сформировались у реб. до появления сознания (хотьба).

      Каждой деят-ти могут соответствовать несколько мотивов – полимотивированная деят-ть.

      Деят-ть, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

      Цель – образ потребностного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, заключающее в себе ряд операций. Т.е. желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком.

      Способ, которым выполняются операции определяется условиями.

      Эмоции - отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

    Структурные единицы деят-ти подвижны – «сдвиг мотива на цель » (то что было целью становится

    мотивом, то что было действием становится деятельностью).

    Деятельность можно различать

      по направленности – на объект внешнего мира (обычно предметно-практическая деят-ть) и на самого себя (внутренняя).

      по предмету: игровая, учебная, трудовая и пр.

      типы отношений субъекта к миру объектов (=деят-ти):

          • практическая – направлена на преобразование мира в соответствии с поставленными целями

            познавательная – служит целями понимания объективных законов существования мира.

            эстетическая и т.д.

    «Ведущая деят-ть» Эльконина – соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

    Детерминация психического:

    В классической психологии была хар-рна дихотомия «внешнего» (предметы и процессы мира) и «внутреннего» (процессы сознания). Однако, как только происходит воздействие на субъект, тут же возникает ответ на данное раздражение в виде объективных и субъективных явлений – постулат непосредственности в психологии. Введение постулата было важнейшим шагом к победе в психологии принципа детерминизма (хотя его форма было еще примитивна стимул-реакция).

    Говоря о механизмах детерминации психического, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что внешние условия не определяют непосредственно поведение и поступки человека, что причина действует "через внутренние условия". Это означает, что суждения, действия, поступки человека не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, инструкцию, содержание задания, а что они опосредуются его установками, мотивами, потребностями. Эти установки складываются прижизненно под влиянием воспитания и обучения, но, сформировавшись, они сами определяют действия и поступки человека, здорового и больного.

    Т.е. – по Рубинштейну детерминация психического идет из внутрь во вне.

    Леонтьев считал наоборот, что детерминация идет из вне внутрь.

    Детерминация психической деятельности

    согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Смотреть что такое "детерминация психической деятельности" в других словарях:

      Этнопсихологический словарь

      ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - (от лат. determine определяю) процесс проявления причинной зависимости, выражающийся в способности национальной психологии (национально психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений …

      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

      Установка (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Установка. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Установка неосознанное психологическое сост … Википедия

      Опережающее обучение - Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

      Психологическая установка - Установка психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных… … Википедия

      Абульханова, Ксения Александровна - (1933 г. р.) Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974… … Кто есть кто в российской психологии

      ЛИЧНОСТЬ - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

      СВОБОДА ВОЛИ - понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия

    Книги

    • Отождествление и его роль в художественном творчестве , Коган Яков Моисеевич. Публикуемая книга посвящена широкому теоретическому и прикладному исследованию значения механизмов идентификации в жизни и творческой деятельности. Впервые онавышла в Одессе в 1926 г. в серии…

    согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола.


    • - латентная дифференцировка, возникновение качеств, различий между частями развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок органов и тканей...

      Биологический энциклопедический словарь

    • - определение, определенность; в логике - добавление признаков к более общему понятию, благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие...

      Начала современного Естествознания

    • - Оригинальное заявление Томаса Заца, что психич. болезнь - это миф, имело целью бросить вызов исходной предпосылке о том, что психич. болезнь «существует» и «в принципе не отличается от любой др. болезни»...

      Психологическая энциклопедия

    • - определение, определенность; в логике – добавление признаков к более общему понятию, благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие...

      Философская энциклопедия

    • - основания, фундаментальные тенденции, детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности...

      Новейший философский словарь

    • - determination - .Возникновение качественных различий между частями развивающегося организма, предшествующее дифференцировке органов и тканей...

      Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

    • - генетическое направление развития отдельной клетки, органа или целого организма по определенному типу. Д. зависит от действия генов во времени и от внешней среды, в которой происходит онтогенетическое...

      Словарь ботанических терминов

    • - возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок тканей и органов...

      Большой медицинский словарь

    • - причинное обусловливание явлений и процессов...

      Большая психологическая энциклопедия

    • - журнал, издаваемый с 1896 г. в г. Киеве профессором И. А. Сикорским под его редакцией; посвящен разработке нервных и душевных болезней и соприкасающихся наук...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - в эмбриологии, возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма на стадиях, предшествующих появлению морфологически различимых закладок тканей и органов, и в известной мере...

      Большая Советская энциклопедия

    • - возникновение качественного своеобразия частей развивающегося организма, в известной мере определяющего дальнейшее развитие частей зародыша...

      Большой энциклопедический словарь

    • - один из видов зависимости или функций в языке, когда один член предполагает существование другого...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - См. determinazione...

      Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    • - Категория, связанная с особенностями существительного – с его способностью обозначать конкретного носителя свойства или совокупности свойств...

      Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

    • - Р., Д., Пр....

      Орфографический словарь русского языка

    "детерминация психической деятельности" в книгах

    автора Фабри Курт Эрнестович

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Часть I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Часть I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Ранние представления о психической деятельности животных

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Ранние представления о психической деятельности животных Начало познания поведения животных При изучении любой формы психической деятельности прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретаемом, об элементах инстинкта и научения в поведении

    Часть II РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Часть II РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В

    Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ

    Пре- и постнатальное развитие психической деятельности

    Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

    Пре- и постнатальное развитие психической деятельности Психическая деятельность эмбриона - это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. Эмбрион является всего лишь формирующимся организмом, еще не способным к

    6.2.2. Психоанализ о динамике психической деятельности

    Из книги Мадэализм - концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории) автора Шулицкий Борис Георгиевич

    6.2.2. Психоанализ о динамике психической деятельности Мотивационная деятельность индивида, движущие силы, стоящие за его поступками, причины, побуждающие его поступать так, а не иначе, всегда привлекали внимание пытливых умов человечества, стремившихся постичь сущность

    Глава 1 КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ

    Из книги Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае автора Абаев Николай Вячеславович

    Глава 1 КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ По существующей в мировой синологии традиции, восходящей к традиционно китайской классификации, раннее конфуцианство принято считать этико-политическим учением, которое стремилось установить строгую

    Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

    1. О психической деятельности и сознании человека

    2.4. Опытное переживание психической деятельности

    Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

    2.4. Опытное переживание психической деятельности Главная трудность определения психосоматики состоит в том, что невозможно понять, каким образом мысль, психическая деятельность может стать телом, органом, материей, проблемой. Анализ социальной психологии выявляет

    27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В

    Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

    27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.Идеализм. Представители этого течения признавали сознание,

    • Специальность ВАК РФ09.00.01
    • Количество страниц 197

    Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЕМА СОЦИАЛЬНОГО

    ДЕТЕРМИНИЗМА.II

    § I. Логико-методологическш аспект исследования детерминации социальной деятельности личности II

    § 2. Факторный подход в методологии социального детерминизма

    Глава П. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕТЕРМШАЩЖ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

    § I. Сферы внешней детерминации и их структура.

    § 2. Сферы внутренней детерминации и их структура

    § 3. Исторические формы детерминации деятельности лично сти.

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детерминация социальной деятельности личности и ее структура как методологическая проблема»

    Актуальность темы исследования. На современном этапе совершенствования развитого социализма в нашей стране с особой остротой стоит задача формирования нового человека. На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалось, что это - "одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой - благо и счастье советских людей!"-"-. Формирование нового человека - комплексная проблема, предполагающая решение не только конкретных социально-экономических, культурно-воспитательных вопросов, но и требующая глубокого теоретико-методологического осмысления и обоснования. Социализм открыл невиданные ранее возможности для творческого развития личности. Однако, важно, чтобы эти силы были направлены на благо всего общества. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы социального регулирования,управления и прогнозирования общественных процессов. Решение этих задач не может быть успешным без раскрытия механизма социальной активности личности, его природы и сущности.

    Классики марксизма-ленинизма разработали научную концепцию человеческой деятельности, основополагающие принципы ее познания. Задача современной социально-философской науки состоит в том, чтобы опираясь на эти положения марксизма постоянно углублять познание человека и его деятельности. К.У.Черненко в докладе на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС указывал, что "партийные кадры должны хорошо знать социально-экономические факторы, влияющие на настрое2 ния и поведение лвдей" . .

    1 Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981, с.64. р л Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.39.

    Исследование социальной деятельности личности и механизмов ее детерминации необходимо для противопоставления марксистских мировоззренческих и методологических принципов решения данной проблемы буржуазным концепциям деятельности личности. В отличие от буржуазных теорий, которые основную задачу видят в поиске способов манипуляции сознанием и поведением людей, марксистская концепция деятельности преследует глубоко гуманные цели - создать наиболее благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для раскрытия ее творческих потенций и повышения социальной активности.

    Детерминация деятельности личности в той или иной мере исследуется различными общественными дисциплинами, поэтому ванное значение приобретает философско-социологический анализ методологических принципов исследования этой проблемы. Разработка этих принципов важна и для решения собственно философских задач. В партийных документах особо указывается на необходимость повышения уровня методологических исследований как одного из важнейших условий успешного развития обществознания: "Мировоззренческая четкость, и если хотите, методологическая дисциплина мысли - непременное условие успешного развития общественных наук"1.

    Степень разработанности проблемы. В рамках философско-совдо-логических исследований детерминация социальной деятельности личности еще не выделилась в самостоятельный предает научных изысканий. Вместе с тем необходимо отметить, что в литературе рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы, эти работы имеют важное теоретико-методологическое значение для комплексного подхода Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.35. к детерминации социальной деятельности личности. Поскольву данная проблема рассматривается под углом зрения принципа детерминизма, для ее решения ванное значение приобретает анализ общефилософских вопросов детерминизма, представленный в трудах Я.Ф.Аскина, В.Г. Иванова, Б.М.Кедрова, В.И.Купцова, И.Я.Лойс£мана, И.З.Налетова, И.Б.Новика;:.;, М.А.Парнюка, Ю.В.Сачкова, Г.А.Свечникова и др. Специфика собственно социального детерминизма и его методологические функции рассматриваются В.В.Байлуком, Н.М.Бережным, М.И.Боровским,

    A.М.Гендиным, Г.Е.Глезерманом, В.Т.Ефимовым, В.Ф.Паркиным, Ю.В.Петровым, Н.В.Пилипенко, А.К.Черненко и др. Логико-методологическому обоснованию исследований личности и ее деятельности посвящены работы В.Б.Голофаста, В.Ж.Келле, В.Е.Кемерова, М.Я.Ковальзона.

    Диалектика индивидуального и социального в деятельности личности, отдельные элементы структуры ее детерминации рассматриваются в работах Г.С.Арефьевой, В.Г.Афанасьева, Г.М.Борисова, Л.П.Буе-вой, Г.Г.Дилигенского, Н.П.Дубинина, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иван-чука, Л.Н.Когана, В.Н.Кудрявцева, В.Н.Лавриненко, К.Н.Любутина, Н.Н.Михайлова, Г.В.Мокроносова, А.В.Мялкина, В.И.Плотникова, Г.Л. Смирнова, А.И.Яценко и др.

    Ва:шое значение для понимания детерминации социальной деятельности личности имеют исследования диалектики объективного и субъективного фактора (И.Е.Зуев, Л.В.Николаева, В.И.Приписнов,Б.А. Чагин, А.Эргашев). Вопросы нормативной регуляции социальной деятельности рассматриваются М.И.Бобневой, В.Момовым, Е.М.Пеньковым,

    B.Д.Плаховым, А.А.^учкой, И.В.Сухановым и др. Большой интерес представляют психологические исследования механизмов регуляции деятельности (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, К.А.Абульханова-Славская, Т.И.Артемьева, И.А.Дщцарьян, Ю.М.йуков, А.Н.Леонтьев, Б.ф.Ломов, ИЛО.Исто-шин, В.С.Магун, К.Обуховский, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова, В.А. Ядов и др.).Социально-психологический аспект детерминации деятельности личности отражен в работах И.С.Кона, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского.

    Анализ литературы показывает,что в настоящее время преобладает исследование отдельных аспектов проблемы детерминации социальной деятельности,обусловленное конкретными познавательными задачами.

    Цель диссертационной работы состоит в исследовании факторов детерминации деятельности личности как целостной структуры,в рассмотрении исторических форм детерминации индивидуальной деятельности.

    Основные задачи исследования:

    Рассмотреть логико-методологические основания анализа детерминации деятельности личности как философско-социологической проблемы;

    Выявить специфику факторного подхода как метода анализа процессов социальной детерминации и его специфику на уровне индивидуальных явлений;

    Раскрыть структуру внешней и внутренней детерминации деятельности личности как динамической системы;

    Показать исторические формы детерминации деятельности личности через взаимосвязь основных детерминирующих сфер.

    Цель и задачи диссертационной работы обусловливают ее структуру. Диссертация состоит из двух глав.

    Первая глава "Деятельность личности как проблема социального детерминизма" состоит из двух параграфов и посвящена исследованию методологических аспектов анализа детерминации социальной деятельности, выявнению актуальности разработки факторного подхода, как инструмента познания процессов детерминации. В первом параграфе "Логико-методологический аспект исследования детерминации социальной деятельности личности" автор обращается к идеям классиков марксизма-ленинизма, составляющим методологическую основу анализа процессов социальной детерминации. Выявляется методологическая функция исходных понятий, среди которых "детерминизм" указывает не только на характер анализируемого процесса, но в первую очередь означает принцип исследования - социальный детерминизм. Специфика деятельности раскрывается через ее структуру: цель - средство -результат. Способ теоретико-методологического рассмотрения личности обосновывается через диалектику мшфо- и макроподхода. В работе указывается на несостоятельность буржуазной методологии познания социальных явлений, заключающуюся в отрицании принципа социального детерминизма, объективности детерминистских связей.

    Во втором параграфе "Факторный подход в методологии социального детерминизма" исследуются теоретико-методологические средства анализа социальной деятельности.

    В работе рассматриваются такие основные понятия социального детерминизма, как фактор, условия, источник, движущие силы, объективные условия и субъективный фактор. Обосновывается роль фактора как базисного понятия в анализе процесса детерминации. Подчеркивается необходимость разработки диалектико-материалистической концепции факторного подхода как метода анализа социальной детерминации. В рамках факторного подхода выделяются уровни социальной детерминации, что позволяет определить специфику личностного уровня детерминации, круг социальных явлений, выступающих факторами деятельности личности и специфический механизм их взаимосвязи. В отличие от жесткой детерминации на макроуровне, характер детерминации на микроуровне, уровне личности определяется как флюктуирутсщий, который не позволяет установить однозначной связи между детерминирующими факторами и деятельностью личности. В связи с наличием большого числа факторов детерминирующих деятельность личности возникает необходимость их классификации. Классификация осуществляется путем выделения основных детерлинирующих сфер, представляющих собой структурно функциональную типологию факторов. Вместе с тем подчеркивается, что понимание механизма детерминации, роли тех или иных факторов, их взаимосвязи зависит от той общей концептуальной

    Т-v о модели, в которой они исследуются. В этой связи выделяются две теоретические ориентации в трактовке детерминации деятельности личности - рационалистическая и структурно-функциональная. Отмечается большая перспективность структурно-функционального подхода в исследовании социальной деятельности личности, но шесте с тем подчеркивается необходимость дополнить его генетическим подходом.

    Во второй главе "Основные сферы детерминации деятельности личности и их историческая взаимосвязь" исследуется структура внешней и внутренней детерминации,исторические способы взаимосвязи основных детерминирующих сфер как конкретно-исторических форм детерминации.

    В первом параграфе "Сферы внешней детерминации и их структура" выделяются следувдие основные сферы: нормативно-институциональная, культурно-ценностная и цредаетно-ситуационная. Здесь рассматривается структура указанных сфер,т.е. факторы,их взаимосвязь, механизм их детерминации и значение в общей структуре детерминации.

    Во втором параграфе "Сферы внутренней детерминации и их структура" рассматриваются мотивационная и операциональная сферы. Исследуется место факторов данных сфер в общей структуре личности. Основным критерием вццеления факторов внутренней детерминации является их способность характеризовать личность как субъекта деятельности. Подчеркивается важный аспект исследования внутренней детерминации как механизма саморегуляции,самореализации или самодетерминации. Обосновывается выделяемая структура детерминирующих факторов внутренней детерминации. Исследуется механизм формирования факторов внутренней детерминации и их роль в детерминации социальной деятельности.

    В третьем параграфе "Исторические формы детерминации деятельности личности" исследуется конкретно-исторический механизм детерминации индивидуальной деятельности. Методологической основой анализа исторических форм детерминации деятельности личности служит идея К.Маркса об изменении исторических форм взаимосвязи личности и общества,которые рассматриваются как ступени прогрессивного развития социальных систем,характеризующегося возрастанием свободы личности. В диссертации показано,что изменение исторических форм детерминации идет от первобытного синкретизма основных детерминирующих сфер к доминированию нормативной детерминации в рабовладельческом и феодальном обществе. Доминирующей сферой в буржуазном обществе становится предметно-ситуационная. Коммунистическая общественно-экономическая формация характеризуется возрастанием доминирующей роли внутренней детерминации. Доминирование мотивационной сферы в общей структуре детерминации, означает,что в обществе созг даны условия для гармоничного и всестороннего развития личности.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы классиков марксизма-ленинизма,в которых освещаются вопросы деятельности и социальной активности личности,взаимосвязи личности и общества, сущности механизмов детерминации; основные методологические принципы марксистской философии, и прежде всего принцип детерминизма, единства исторического и логического; материалы и решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, материалы Пленумов ЦК КПСС, статьи и речи партийных и государственных деятелей СССР; труды советских и зарубежных философов, социологов и психологов.

    Научная новизна исследования. Основные положения диссертации, вынесенные на защиту заключаются в следующем:

    Рассмотрено логико-методологическое значение принципа социального детерминизма для исследования деятельности личности;

    Выделен факторный подход как специфический метод исследования детерминации социальных процессов;

    Установлена зависимость между уровнем социальной детерминации и соответствующим ему специфическим способом детерминации;

    Осуществлена.типология факторов как устойчивых структур на основе функционального вьщеления основных детерминирующих сфер;

    Исследован механизм внешней и внутренней детерминации как целостная структура;

    Раскрыта взаимосвязь между историческими формами детерминации деятельности личности и прогрессивным развитием общества.

    Научно-практическая ценность диссертационной работы. Работа носит теоретико-методологический характер, поэтому ее выводы могут играть конструктивную роль в осмыслении психологических, социально-психологических и собственно философско-социологических проблем социальной актргвности личности. Представленный в работе обобщенный и систематизированный материал по данной проблеме можно использовать в левдионно-пропагандистской и научно-исследовательской работе.

    Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены в шести публикациях. Результаты исследования были изложены автором на научно-теоретических конференциях: "Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного познания" (Улан-Удэ, 1980); ХХУ1 съезд Ш1СС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека" (Свердловск, 1981); на 1У Уральских социологических чтениях "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь, 1982); "Наука и общество" (Иркутск, 1983).

    Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Бурцев, Владислав Николаевич

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящем диссертационном исследовании показана связь решения проблемы детерминации деятельности личности с общими мировоззренческими и методологическими положениями классиков марксистско-ленинской шилософии. Диалектико-материалистическое решение проблемы детерминации деятельности основано,с одной стороны,на раскрытии законов общественного развития,а с другой,на обосновании творческого характера человеческой деятельности. В соответствии с этим рассмотрена связь логико-методологического аспекта исследования с опорными понятиями проблемы "детерминизм" /"деятельность" /"личность". Обоснование данной идеи основано на анализе основных функций этих понятий,их"^способности выступать в познании с одной стороны предметом^ с другой,принципом исследования. Подчеркивается,что в конкретном исследовании та или иная функция может выступать на первое место. В настоящей работе "детерминизм" указывает не только на характер исследуемого процесса,но прежде всего выступает принципом познания - социальным детерминизмом. Подчеркнуто,что специфика социального детерминизма заключается не только в распространении положения общефилософского детерминизма на общество,а в раскрытии специфики социальных процессов. Методологическая функция социального детерминизма раскрывается в указании на определяющий фактор общественного развития,на деятельность,как специфический социальный процесс,на субъекта,носителя целеполагающей деятельности,на общественное развитие как изменение форм детерминации по пути к возрастанию свободы личности,на специфическое противоречие во взаимодействии детерминирующих факторов.

    В исследовании детерминации социальных процессов проблема формулируется как необходимость выделения факторов,определяющих их содержание и направленность. В этой связи показано,что анализ детерминирующих факторов является одной из главных задач социального

    178 детерминизма.В социальном детерминизме сложное многоуровневое строение социальной системы отражается в специфическом понятийном аппарате.характеризующем различные уровни детерминации: фактор.условие, объективные условия,субъективный фактор,источники,движущие силы. Универсальными понятиями, описывающими любой процесс детерминации выступают "фактор" и "условие". Способ исследования социальных процессов через анализ факторов, их функций, механизма взаимодействия определяется как факторный подход. Другие понятия социального детерминизма указывают на специфическую детерминирующую функцию фактора в том или ином процессе.

    В диссертационной работе показано, что характер детерминации на том или ином уровне социальной системы, определяется специфическим способом связи между детерминирующими факторами и определяемыми ими процессами. Основой структуирования социальной системы как многоуровневой детерминации является субъект деятельности. На этой основе выделяется уровень общества как целостной системы, уровень социальных общностей и уровень личности и соответствующие им способы детерминации - жесткая,статистическая и^флюктуирующая. Последняя представляет собой совокупное воздействие разнородных факторов,результатом которого является деятельность личности. Показано,поскольку к философско-социологическому анализу деятельности личности не применимы методы математической статистики в факторном анализе, способ детерминации на личностном уровне следует рассматривать как флюктуирующий.

    В диссертации осуществлена типологизация всей совокупности детерминирующих факторов,вследствие чего появляется возможность оперировать определенными типологическими структурами,в которых отражено основное функциональное содержание составляющих их факторов. Способом такой типологизации в анализе детерминации дея- . телъности личности является выделение основных детерминируьощих сфер. Типология детерминирующих факторов может быть различной,в зависимости от задач исследования,но всегда структурно-функционально обоснованной. Основные детерминирующие сферы сами выступают элементами более общей структуры детерминации - внешней и внутренней. Внешняя детерминация рассматривается в аспекте" непосредственного воздействия нормативной,предметно-ситуационной и культурно-ценностной сфер на деятельность личности. Особенность внутренне детерминации раскрывается через ее структуру. Главной интегрирующей сферой внутренней детерминации выступает мотивационная сфера,которая определяет смысловую направленность деятельности личности. Вместе с тем отмечено,что становление и развитие сфер происходит в слоеном взаимодействии,которое представляет собой противоречивое единство.

    Подтверждением правоты данного положения выступает анализ марксистской идеи,о наличии трех исторических ступеней взаимосвязи личности и общества как этапов его прогрессивного развития,содержанием которого является процесс возрастания индивидуальной свободы. Показано,что смена общественно-экономических формаций сопровождалась сменой типов детерминации индивидуальной деятельности, которая выражается в изменении ее структуры,содержания и доминированием той или иной сферы. Детерминация таким образом позволяет понять историческое содержание своей противоположности- свободы.

    Настоящее исследование представляет преимущественно методологический анализ проблемы детерминации деятельности личности,поэтому перспективы дальнейшего изучения данной проблемы связаны с углубленным теоретически!.! анализом различных: аспектов детерминации, сфер,их взаимосвязи,в практическом применении результатов исследования в решении, вопросов социального управления, прогнозирования.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурцев, Владислав Николаевич, 1984 год

    1. Нищета юилособии. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т 4 с.65-

    2. Восеьшадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 8 с.115-217. К критике политической экономшт. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 1 3 с.1-

    3. Критика Готской програ1Лш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32. 3aiv(]ушанбе, 1966. 136 с. Проблетш психолоши личности. М.: Наука, 1982. 245 с. Псшюлогия форьптрования и развития личности. Ы.: Наука, I98I.365 с. Психологические механизмы регуляЩШ социального поведения. М.: Ещгш, 1979. 335 с. Рахштов А.и. Историческое познание: Систег.шо-гносеологичесшш подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.

    42. Суханов PI.B. Обычаи, традищш и приемственность поколений. М Политиздат, 1976. 216 с. Сэв Л. Марксизм и теория лтчности. М.: Прогресс, 1972. 583 с Сюсюкалов Б.И. Социалистическое общество: проблегш диалектики развития. М Мысль, 1973. 278 с. Теоретические проблеьш психологии личности. Отв. ред.Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1974. 319 с. Теплов Б.М. Проблеьш индивидуальных разжтчий. М.: Изд-во МН, I96I. 536 с. Тернер В. Си

    43. ,тол и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с. ЕИЗШТ И Тугаринов В.П. О ценностяк I96G. 156 с. кзльтуры. I Изд-во ЛГУ, Тугаринов В.П. Природа,цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 128 с. Тзтаринов В.П. Теория ценностей в ьгарксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, I98I. 304 с. ©ролов и т Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М Политиздат, 1983. 350 с, Холличер В. Человек и агрессия.

    44. Фрейд и К.Лоренц в свете марксизма. М.: Прогресс, 1975. 132 с. Целикова О,П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. 158 с.

    45. Шорохова В.В, Социальная детерминация поведения. В кн.: Психологические проблеме социальной регуляции поведештя. М.: Наука, 1976, с.5-

    46. Эргашев А. Юдин Э.Г. Диалектика объективного и субъективного в развитии НТР. Тажент, 1980. 188 с. Деятельность и систешость. В кн.: Системные исследования. Есегодншс 1976. М Наука, 1977, с.11-

    47. Ярошевский М.Г. История психологшт. М.: Шолъ, 275 с. 1976. 463 с. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова дутша, 1977.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    В исследовании особенностей детерминации деятельности мозга особое место занимает детерминация творческого процесса как процесса возникновения нового. Строго говоря, любая форма мозговой деятельности, имеющая отношение к построению поведения, носит творческий характер. Это относится не только к процессу выработки условного рефлекса, но и к осуществлению хорошо упроченного, «автоматизированного», «задолбленного» условного рефлекса. Осуществление такого условного рефлекса протекает каждый раз в иной внешней ситуации, при ином состоянии организма, т. е. требует учета колоссального количества переменных и представляет всегда в той или иной степени творческий акт. Однако относительный удельный вес творческих элементов в построении поведения неизмеримо возрастает при освоении организмом новой, а не рутинной ситуации. В такой новой ситуации организм сталкивается с необходимостью решения новой задачи, используя при этом ранее накопленный опыт. Это выдвигает вопрос о возможных механизмах и детерминации порождения мозгом истинно нового, о детерминации творчества.

    Как уже отмечалось, одной из основ понимания многих важных сторон деятельности мозга являются фундаментальные общебиологические закономерности, т. е. закономерности, которым подчиняются все без исключения биологические объекты. Преломляясь в деятельности конкретных биологических объектов в соответствии с их внутренней природой (качественной определенностью, спецификой), эти закономерности не утрачивают своей биологической универсальности. Проблема творчества (порождения нового) - одна из сложнейших и наименее изученных форм деятельности мозга. Это, по сути дела, одно из конкретных проявлений центральной проблемы биологии - проблемы возникновения нового, в конечном счете - возникновения жизни и направленности эволюционного процесса. Как ни далеки на первый взгляд эти проблемы от конкретных механизмов творческого процесса, их анализ есть решение в общей форме вопроса о природе и направленности творчества. Сказанное делает уместным и целесообразным характеристику проблемы возникновения жизни и сущности процесса эволюции.

    В настоящее время проблема происхождения жизни в сущности остается открытой. Широко известные теории происхождения жизни (например, теории А. И. Опарина, Г. Г. Мёллера), хотя и опираются на определенные экспериментальные аргументы, не могут тем не менее считаться строго доказанными. Как подчеркивает академик Н. П. Дубинин, жизнь - «это сложное, структурно-системное, открытое, многоплановое явление, обладающее самодвижением и способностью к развитию в определенных условиях среды, свойства которого не могут быть охарактеризованы однозначно. Такая система не могла родиться в результате только количественного нарастания сложности физико-химических процессов в рамках одной только химической эволюции. Появление новой формы движения материи стало возможным лишь путем скачка при сцеплении взаимодействующих веществ и энергии в новом системно-структурном качестве. Эта системность могла быть элементарной, но обязательно качественно новой» . Указывая, что многие современные теории происхождения жизни явно или неявно опираются на редукционистские идеи, Н. П. Дубинин со всей определенностью отмечает, что на путях редукционистской методологии проблема происхождения жизни не может быть решена, так как «вопреки редукционистской концепции анализ молекулярной организации информации в клетке показывает невозможность редуцировать явление жизни к законам физики и химии» . Именно поэтому появление живого не может рассматриваться как простое продолжение химической эволюции. Поэтому «главным в тайне происхождения жизни является загадка, как, разрывая континуум количественных процессов химической эволюции, путем скачка, возникло новое качество при объединении в живую систему специфических веществ, энергии и информации» . Современное состояние проблемы происхождения жизни позволяет подчеркнуть три принципиальных обстоятельства:

    1. «Решение вопроса о происхождении жизни неразрывно связано с вопросом о сущности жизни» .
    2. Жизнь - это особая структурная система, и, следовательно, системный подход необходимый методологический принцип исследования происхождения и сущности жизни.
    3. В происхождении жизни существенное место занимает элемент случайности, однако «случайность появления биологической формы движения материи имеет сложный диалектический характер». Хотя возникновение жизни «и было подготовлено всем ходом химической эволюции, однако новое течение необходимости возможно в форме случайности, когда в уникальном виде возникла форма биологического движения материи, вспыхнула искра жизни» . Конкретная сущность диалектического скачка, в результате которого возникла живая система, еще очень далека от понимания, но очевидны методологические ориентиры продуктивных исследований этой центральной общебиологической и общенаучной, а в конечном итоге - философско-мировоззренческой проблемы. В последние годы выдвинут ряд интересных гипотез о сущности возникновения жизни. Одной из таких гипотез является гипотеза Г. Кастлера о возникновении информации на основании «запоминания случайного выбора». Возникновение информации на основе запоминания случайного выбора - это и есть, по Кастлеру, возникновение биологической организации, т. е. жизни. В соответствии с этой гипотезой в системе способных к полимеризации нуклеотидов-мономеров могут идти реакции поликонденсации, в результате которых образуются однонитевые полинуклеотиды. На некоторых из таких однонитевых полинуклеотидов может синтезироваться комплементарная нить. Как указывает Л. А. Блюменфельд, анализировавший гипотезу Кастлера, «первая двунитевая молекула образуется в этой системе в результате чисто случайного И весьма маловероятного процесса: на одной из однонитевых полярных молекул матричный синтез успевает пройти до того, как она подвергается гидролизу. Последовательность нуклеотидов в этой однонитевой молекуле могла быть любой. Однако после того, как эта двунитевая структура образовалась, ситуация в системе резко изменилась. Последовательность нуклеотидов, реализованная в этом долгоживущем двунитевом полимере, приобрела смысл. Смысл этот заключается просто в том, что эта последовательность нуклеотидов в двунитевой стабильной и способной к редупликации молекул существует, а другие возможные последовательности - нет». В результате «в системе будет быстро возрастать концентрация однонитевых полимеров именно с этой, теперь уже особой, последовательностью. Эти однонитевые полинуклеотиды теперь уже находятся в динамическом равновесии не только с мономерами, но и со стабильными двунитевыми структурами с той же последовательностью нуклеотидов. Концентрация двунитевых полимеров будет возрастать за счет мономеров благодаря редупликации. Случайно образованные однонитевые полимеры с «хорошей», «осмысленной» последовательностью имеют большие шансы выжить, образовав стабильные двунитевые структуры с комплементарными полимерными молекулами, а однонитевые полимеры с «плохой», «бессмысленной» последовательностью почти наверняка подвергнутся гидролизу… Таким образом, благодаря запоминанию случайного выбора в приведенном гипотетическом полимере возникла упорядоченность, имеющая смысл, возникла система, способная создавать осмысленную информацию. Теперь можно спросить: для чего полимеры в этой системе имеют такую последовательность нуклеотидов? И получить ответ: для того, чтобы они могли существовать, так как при этой последовательности у них максимальные шансы выжить. По своим физическим характеристикам молекулы полимеров с такой последовательностью могут ничем не отличаться от других. Их последовательность имеет смысл просто потому, что случайно возникла система самовоспроизводящихся полимеров с такой последовательностью. Таким образом, смысл некоторой упорядоченности не есть категория физическая. Она определяется всей историей возникновения этой упорядоченности, ее эволюцией. Не следует думать, конечно, что в этом смысле есть нечто мистическое, что объекты, имеющие смысл, не подчиняются законам физики. Все они подчиняются физическим законам, но сами по себе их физические характеристики не определяют наиболее интересные для нас свойства: их смысл… Смысл имеет та последовательность, которая возникла и закрепилась благодаря случайному акту образования двунитевой структуры. Главное отличие «осмысленной» последовательности от других, способных к самовоспроизведению, заключается в том, что она уже существует. По сравнению с этим отличием другие уже несущественны. Точно так же синтезируемая в клетке макромолекула некоторого специфического биополимера (нуклеиновой кислоты, белка) характеризуется особой, осмысленной упорядоченностью. Эта упорядоченность осмысленна не столько благодаря особым физическим или химическим свойствам самой макромолекулы, сколько существованию всей специфической конструкции клетки. В другом окружении упорядоченность, информация данной молекулы может стать бессмысленной». Оценивая далее роль случайности в эволюции, Л. А. Блюменфельд указывает, что «фундаментальным эволюционным актом является случайный выбор из неизмеримо большого числа возможностей, перебрать которые нельзя при любых мыслимых сроках и темпах эволюции. При этом произведенный случайный выбор делает кинетически недоступной целую область дальнейших случайных выборов. Таким образом, поведение биологической системы определяется ее историей»
    Поделиться