Суть процессов интериоризации и экстериоризации. Механизмы интериоризации и экстериоризации в процессе психического развития. Материал, методы и результаты исследования

Интериоризация и экстериоризация - понятия, указывающие на переход, движение действия. Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание данное понятие обрело в трудах Ж. Пиаже,

Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов.

Задавшись вопросом, как действие с внешним предметом обращается в думание об этом предмете, Л. С. Выготский открывает центральное звено процесса интериоризации - замещение вещей их знаками и символами. Согласно его культурно-исторической теории, наша душевная жизнь рождается из внешнесоциальной формы общения между людьми, а общая структура мышления и внутреннего диалога в целом повторяет структуру обычной предметно-чувственной деятельности с вещами и людьми. Благодаря «культурному знаку» предчеловеческие формы поведения ребенка переключаются на специфически социальные, мысль индивидуума совершается в слове, внешнее действие субъекта с объектом овнутривается до умственной операции со знаком, замещающим объект. К «культурному знаку» Л. С. Выготский относил языковые формулы, алгебраическую символику, произведения искусства, карты и т. п.

Интериоризация сопряжена со своей противоположностью - экстериоризацией (франц. exteriorisation - проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), т. е. с процессом перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия. «Чтобы построить у ребенка новое умственное действие, например, то же действие сложения, его надо предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризовагь его. В этой экстериоризованной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка», - писал академик А. Н. Леонтьев (1903-1979) во второй половине XX в. {Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 386).

Более детально процесс интериоризации описывается созданной П. Я. Гальпериным (1902-1988) теорией поэтапного формирования умственных действий. Развитие психических функций всегда начинается с формирования соответствующих внешних действий, и если впоследствии окажется, что какая-нибудь функция не сформировалась достаточным образом или сформировалась неправильно, то выправление ее должно начинаться с возвращения к ее исходной внешней форме и далее методично проходить все надлежащие этапы. Пока индивид не выработает специфическую и адекватную сути предмета операцию, он, по мнению П. Я. Гальперина, не способен думать о соответствующем предмете, производить его умственные преобразования (см.: Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976). Американский психолог Дж. Брунер (р. 1915) обосновал утверждение, что способность личности генерировать в себе психические образы мира вещей есть процесс повышения мастерства в добывании и использовании новых схем действия (см.: Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М„ 1977).

Первоначально концепция интериоризации основывалась на материалах исследования становления логического мышления у детей. К настоящему времени полученные выводы экстраполированы на всю психосферу человека любого возраста. Чувственные образы также были описаны как продукты интериоризации особых перцептивных действий. Впервые понятие перцептивного действия было введено А. В. Запорожцем (1905-1981), а затем оно было развито рядом психологов (В. П. Зинченко, Д. Гибсон, Р. Л. Грегори, И. Б. Ительсон и др.). Теория интериоризации натолкнула ряд философов на вывод, что носителем информации от объекта к субъекту служит адаптированная к объекту схема действия, операция (Э. В. Ильенков, С. Тулмин, В. П. Бранский, Д. В. Пивоваров и др.). Объект и образ объекта тем более определенны, чем лучше мы научаемся действовать с объектом, изобретая новые операции, новую технологию.

Ребенок родился, и он сразу начинает контактировать с миром, познавать его. Он словно губка с жадностью поглощает огромное количество информации, приходящей от окружения. Звуки, цвета, свет и темнота, ощущения холода и тепла, вкус - все это ново и непонятно. Память, мышление, восприятие, эмоции - все психические функции находятся в зачаточном состоянии. Толчком для их бурного развития становится процесс интериоризации.

Интериоризация: что это?

Понятие интериоризации впервые было использовано группой французских социологов для обозначения элементов социализации. Индивидуальное развитие человека как члена общества зависит от его принятия ценностей социума. Формирование сознания напрямую зависит от заимствования культурных, идеологических, моральных ценностей общества.

Интериоризация - это процесс становления психики человека через ассимиляцию деятельности, интегрирования общественного опыта и полномасштабного развития. Термин был образован от двух слов: лат. interior – "внутренний" и фр. intériorisation - "переход извне внутрь".

Интериоризация в психологии

В психологии интериоризация – это формирование психических процессов через усвоение деятельности, принятой в социуме. Впервые об этом явлении в психологии заговорили французские психологи Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон. Вплотную этим вопросом занимался также советский психолог Л. С. Выготский. По его теории, становление психики происходит через внедрение внешних социальных факторов. Первоначально идет принятие механизма взаимоотношений и жизнеустройства общества, которые благодаря процессу интериоризации становятся компонентами психики.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.


Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Преобразование деятельности

Психологический механизм интериоризации заключается в преобразовании внешней деятельности в компоненты психики. Это происходит в процессе общения и обучения.

Осмысленные действия выполняются в результате опыта взаимодействия с миром, т. к. интериоризация в психологии – это переход «извне внутрь», который становится основой формирования умственной деятельности. Гальперин вывел такие параметры преобразования деятельности: уровень исполнения, мера обобщения, количество операций, степень освоения навыка.

Становление умственной деятельности

Формирование умственных действий, по Гальперину, проходит несколько этапов:

  1. Мотивационный. Наилучшей базой для мотивации является естественный познавательный интерес.
  2. Ориентировочный. Осуществляется наблюдение за манипуляциями обучающего, происходит составление схемы будущих действий.
  3. Материальный. Осуществляется непосредственное действие с предметом.
  4. Внешней речи. На данном этапе происходит проговаривание действий вслух.
  5. Внешней речи про себя. Здесь то, что ранее проговаривалось вслух, произносится про себя, что значительно сокращает время действия.
  6. Умственного действия. Все действия происходят в уме, с большой скоростью на уровне автоматизма, что говорит об усвоении навыка.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.


Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции - малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых - умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.


Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности - это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.


Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.


Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация - это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже , П. Жане , А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Интериоризация" в других словарях:

    интериоризация - (от лат. interior внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном… … Большая психологическая энциклопедия

    - (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм идр.), где оно связывалось с понятием социализации, означая… … Философская энциклопедия

    интериоризация - и, ж. intériorisation f. Определение. Произошла интериоризация критериев моральной оценки путем замены всевышнего законом индивидуального сознания. 50/50. Опыт словаря 113. Витринные окна, в которых сидят амстердамские проститутки, логическое… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лат. interior внутренний) переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения … Большой Энциклопедический словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 переход (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. interior внутренний) англ. interiorization (inter nalization); нем. Interiorisation. Процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, соц. форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом… … Энциклопедия социологии

    ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - (от фр. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний). Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные процессы. Является механизмом развития психических функций. И. связана с развитием… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интериоризация - Перенесение внутрь, усвоение; противоположное понятие экстериоризация выражение вовне. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - форм-е внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней соц. д-ти. В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы. В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивид.сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при к-ом менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной д-ти в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под к-ым понимал превращение внешних средств и способов д-ти во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя соц.форма общения между людьми и только затем, в рез-те интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм д-ти к внутренним, свернутым, индивид. формам ее выполнения, т.е. в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляет психическое развитие ч-ка.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, к-ые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним д-ти. Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту д-ть не может. Она всегда должна строиться окр. людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной д-ти, в к-ой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта. Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики ч-ка, согласно к-ой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры. Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским. Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.


Проблема интериоризации затрагивалась в работах С.Л.Рубинштейна. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь рез-т, хар-ка, направление, в к-ом идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней д-ти, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации. Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Поделиться