Святой благоверный великий князь михаил ярославич, тверской чудотворец. «Положивший душу за други своя». Тверской князь Михаил Ярославович Святой князь михаил ярославич тверской

Вернувшийся Михаил разбил новгородцев под Торжком , взял с них окуп в 5000 гривенок серебром, равно с жителей Торжка, и казнил главных виновников возмущения, продолжая в то же время не пропускать в Новгород хлебных обозов. В году снова поднялся на новгородцев со всею Низовскою землею, но до сражения дело не дошло. В следующем году против него поднялся получивший ярлык на великое княжение и женившийся на сестре Узбека, Кончаке, Юрий Данилович , пользуясь содействием новгородцев. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря года наголову разбили Юрия при селе Бортеневе, после которого был заключен мир. Михаил Ярославич, боясь татар, согласился на уступки. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, которая неожиданно умерла в Твери.

Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче , - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи ".

Мощи и почитание

Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и иноверцы, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый ". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву , где его погребли в

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие святого благоверного Михаила Тверского, первого Великого князя всея Руси.

    В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в горькое рабство, обложили народ тяжелой данью. К великим внешним бедствиям присоединились не меньшие внутренние нестроения. Князья оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол; отправляясь в Орду на поклон ханам, они часто клеветали один на другого и строили козни друг другу.

    В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского , занимал семь лет великокняжеский престол.

    Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу . Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий - начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям.

    Тяжелое время переживала тогда Русь: князья часто поднимались один на другого и нередко правому приходилось оружием отстаивать права свои.

    Прежде чем вступить на престол, святой Михаил, по обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану. Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского Андрей и Димитрий. Между братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли 14 городов, в том числе Владимир и Москву , сильно опустошили страну и собирались идти к Твери.

    Сильно опечалились тверичи тем, что князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом. И в это самое время святой Михаил возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали тверичи весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но та­тары, узнав о приходе святого Михаила, не пошли на Тверь.

    Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником.

    Когда умер великий князь Андрей Александрович. Старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич; к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Георгий Даниилович, хотя он и не был старшим в княжеском роде. По обычаю того времени, новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, святой митрополит Максим, предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. «Я ручаюсь тебе, - говорил святой Максим, - княгиней Ксенией, матерью князя Михаила, что ты получишь от великого князя Михаила любой город, какой ты пожелаешь». Георгий отвечал святителю: «Хотя я и еду в Орду, но не стану добиваться великокняжеского стола: еду я туда по своим делам».

    Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татарские мурзы были очень корыстолюбивы. Желая получить больше даров, они говорили князю Георгию: «Если ты дашь больше даров чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение».

    Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться велико­княжеской власти. Великий раздор начался между князьями. Георгий, как только мог, старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Святой Михаил принужден был также много тратить денег, которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась. Однако велико­княжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем святой Михаил заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек.

    Святой Михаил должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него новый ярлык (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь. Князь московский, на обиды которого жаловался хану святой Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Георгий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святой крещении Агафией). Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Георгию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их - Кавгадыя, одного из своих приближенных вельмож своих. Святой Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Георгию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

    Но великий князь Георгий не хотел примириться со святым князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с кровожадным Кавгадыем он напал на Тверскую область, жег города и села. Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Георгий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

    Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы».

    Святый Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии : Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами.

    Святой князь Михаил собрал полки свои и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, при селе Бортеневе). Произошла великая битва. Войско московского князя не выдержало и поспешно побежало. Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы. Великий князь Георгий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда - в Великий Новгород). Его жена Кончака-Агафия, много князей, татар, взято было победителями в плен. Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле не оказалось ни одной раны. С великой радостью возвратился святой Михаил в Тверь и горячо благодарил за дарованную победу Господа, Пречистую Его Матерь и святого Архистратига Михаила .

    Видя поражение Георгия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Святой Михаил принял его с честью, поверив их льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его свиту и отпустил с честью.

    Между тем великий князь Георгий собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Святой Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь; князья заключили мир.

    В это время в Твери скончалась супруга великого князя, сестра хана. Пронесся слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый сговорились действовать заодно. Они поспешили в Орду. Они написали на святого Михаила многие лжесвидетельства, будто, собрав много дани по городам, князь хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти. Тогда святой князь отправил в Орду своего 12-летнего сына Константина, вероятно, в качестве заложника. Разгневанный Узбек велел посадить князя Константина Михайловича под стражу и уморить его голодом, но хану советники его сказали, что если он уморит так сына, то отец его никогда не приедет в Орду. Константина отпустили.

    Кавгадыю не хотелось, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско. Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, взяв благословение у своего духовного отца (игумена Иоанна). «Отче, - говорил святой князь, - много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

    Простился святой князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Святого Михаила провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь святой князь навеки простился с ними. Неутешно плакала княгиня, предчувствуя беду и прощаясь со своим супругом. А святой Михаил взял с собою двух других сыновей - Димитрия и Александра. Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, - сказал он святому Михаилу, - хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твою область. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

    Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя воз­вели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

    Но святой Михаил с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».

    Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределил между сыновьями города своего княжества и простился с ними. Плакали дети, отпуская отца в Орду на верную смерть, и едва могли расстаться с ним. Святой Михаил отпустил детей своих в Тверь и поехал к хану с боярами. По обычаю, князь щедро одарил хана, его жен и приближенных. Хан сначала довольно милостиво обходился с Михаилом. Он даже дал князю пристава, чтобы тот защищал его от оскорблений. Полтора месяца пробыл святой Михаил в Орде. Но злобный Кавгадый не переставал клеветать на него. Наконец Узбек сказал своим вельможам: «Что вы говорили мне на князя Михаила? Беспристрастно рассудите его с князем Геор­гием и скажите, кто из них виноват; правого я награжу, а виноватого предам казни».

    Неправеден был суд над святым Михаилом. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Георгия».

    Злобный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против святого: он отвергал все оправдания святого Михаила и возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что святой Михаил виновен и заслуживает смерти. После приговора к осужденному семь сторожей, связали князя, разграбили его одежду; прогнали от него всех его бояр и слуг.

    Так святой остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение оставалось ему - молитва, и блаженный страстотерпец, не питая злобы на врагов своих, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другое день татары возложили на выю святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

    В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлеки также и святого Михаила. Тягостно было это передвижение для святого страдальца. На вые его лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки святого. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин. Все время путешествия своего святой Михаил проводил в посте, каждую неделю он исповедовался и приобщался святых Христовых Таин.

    Злобный Кавгадый и теперь не оставлял узника, но старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над святым Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить святого князя на колени перед собой и насмехался над ним.

    Сбежалась разноплеменная толпа праздных зрителей и с любопытством смотрели на того, кто сидел прежде на велико­княжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

    С того времени на очах Христова страдальца всегда были слезы, ибо он провидел свою скорую кончину.

    Уже двадцать шесть дней томился святой страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но святой князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

    В день своего отшествия ко Господу (22 ноября) рано утром святой Михаил велел совершить заутреню и Божественную литургию . С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал святой князь Божественную службу.

    Благоверный князь исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине. После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Святой Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православ­ную веру, почитать храмы Божии, благотворить странным и нищим.

    Вдруг в шатер вбегает княжеский отрок; он был бледен и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Георгий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда блаженный страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, - убить меня». Затем он отослал сына своего Константина под покровительство жены хана.

    Кавгадый и Георгий остановились на торгу, недалеко от шатра святого Михаила, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к святому князю. Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер, разогнали всех княжеских слуг. Святой в то время стоял на молитве. Схватив святого за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, Романцев, выхватив нож, поразил им святого князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов.

    Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Святое и честное тело мученика было брошено и лежало без всякого покрова, ибо убийцы сорвали со святого князя одеяние.

    Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал Георгию: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

    Князь Георгий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

    Святое тело князя Михаила, по приказанию Георгия, повезли в реку Адежь (что значит - горесть). Ночью два сторожа были приставлены охранять его. Но сильный страх напал на них и они убежали от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к святым останкам мученика.

    В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце.

    Купцы, знавшие святого Михаила, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Георгия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видали, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до небес. Другие же видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.

    Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре . Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Георгий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда в Твери узнали о смерти святого Михаила и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого князя просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Георгий едва дал свое согласие.

    Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа .

    Молитвами благоверного князя Михала Тверского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.


    Источник материала: http://www.sobor-udomlya.ru

    История Тверского края Воробьев Вячеслав Михайлович

    § 8. КНЯЖЕНИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА

    § 8. КНЯЖЕНИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА

    Рис. 15. Икона "Спас на престоле, с предстоящими ему Михаилом и Ксенией". Из "Хроники Георгия Амартола". Начало XIV в.

    Князь Михаил начал жизнь государственного деятеля рано. В 1288 г. он показал свою независимость, не пожелав поехать во Владимир, чтобы приветствовать великого князя Дмитрия Александровича, получившего ханский ярлык. Дмитрий с войском вторгся в тверские земли, разорил окрестности Кашина и сжёг Кснятин. В 1294 г. Дмитрий, лишённый Владимирского престола и изгнанный из своего удела , искал защиты в Твери. Михаил принял его и с помощью епископа Андрея примирил с новым князем.

    Русь продолжали сотрясать междоусобицы. Не привели к согласию и княжеские съезды 1296 г. во Владимире и 1300 г. в Дмитрове, в которых принимал участие Михаил Ярославич Тверской. В ссорах великого Владимирского князя Андрея Городецкого с претендентами на престол тверской князь поддерживал его противников. После смерти Андрея в 1304 г. Михаил как старший среди потомков Ярослава Всеволодовича стал главным претендентом на великокняжеский престол. Такие же претензии предъявил и Юрий Данилович Московский, племянник Михаила, но успеха не добился. С возвышением Михаила Ярославича Тверь приобрела главенство в Северо-Восточной Руси. Однако Москва не прекратила свою борьбу за верховную власть. Стремясь ослабить соперника, Михаил дважды, в 1305 и 1308 гг., совершал походы к Москве, закончившиеся неудачно.

    К концу XIII в. Тверь стала одним из центров поволжской торговли, сбыта хлеба и различного сырья в Новгород, Псков, Литву, Смоленскую землю. Это был людный торговый город. Проездные пошлины на суда и обозы с товаром давали большой доход княжеской казне.

    По сложившейся традиции великий князь Владимирский являлся и князем новгородским. Отношения Новгорода с Тверью носили сложный характер. Эти ближайшие соседи и торговые партнёры нередко враждовали. Во время конфликтов с Новгородом тверитяне перекрывали проезд по Мологе и Тверце и перехватывали купцов с хлебом. Новгородцы, испытав "голод крепок", шли на уступки Твери.

    Стремление Михаила подчинить себе Новгород вызывало недовольство новгородцев. В 1305 г. Михаил безуспешно настаивал на присоединении к Твери части новгородских земель, принадлежавших его предшественникам, великим князьям Владимирским. В 1312 г. тверской князь отозвал своих наместников из Новгорода и закрыл вывоз хлеба на север. Новгород, переживший незадолго до этого сильный пожар и потерявший запасы хлеба, запросил мира.

    Пытаясь ослабить Тверское княжество, новгородцы обращались за помощью к Москве. Серьёзный конфликт разразился после смерти в 1313 г. хана Золотой Орды Тохты и прихода к власти хана Узбека. Михаил Ярославич отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. На следующий год новгородцы выгнали тверских наместников, пожгли тверские сёла на левом берегу Волги и обратились за поддержкой к Юрию Московскому. Вернувшись в 1315 г. из Орды с ярлыком, Михаил выступил в поход на Новгород. В решающей битве у Торжка новгородцы потерпели поражение, а город подвергся разорению. Михаил обложил Новгород огромной данью в 12 тыс. гривен серебра. На следующий год волнения в Новгороде заставили Михаила предпринять новый поход. Он обернулся для тверитян серьёзной неудачей и зачеркнул результаты недавней победы.

    В период монголо-татарского владычества главной силой, объединявшей разрозненные русские земли, являлась православная церковь. В деятельности великого Владимирского князя её поддержка всегда оставалась жизненно важной. Около 1271 г. была основана Тверская епархия. Главными центрами духовной жизни Твери и её округи являлись собор Святого Спаса Преображения, построенный в 1285-1290 гг., и монастыри: женский Софийский, мужские - Успенский Отроч (при впадении Тверцы в Волгу) и Богородицкий над Ручьём на р. Шоше, южнее Твери.

    В декабре 1305 г. во Владимире скончался митрополит Максим. В качестве его преемника Михаил Тверской выдвинул игумена Геронтия. Однако главой русской церкви стал выходец из Южной Руси игумен Пётр. Попытки князя Михаила добиться отстранения митрополита не увенчались успехом и ухудшили отношения Твери с новым главой церкви. Юрий Московский поддержал Петра, который переехал из Владимира в Москву. Это событие заметно подняло авторитет Московского княжеского дома, но отрицательно сказалось на Твери. Например, когда Михаил в 1311 г. собирался выступить с войском на Нижний Новгород, чтобы закрепить за собой земли по Оке и Средней Волге, митрополит запретил этот поход.

    Летом 1317 г. Юрий Московский сумел получить в Орде ярлык на великое Владимирское княжение. Его позиции усилились после женитьбы на Кончаке, сестре хана Узбека. Хану казались опасными стремление тверского князя к самостоятельности и его активная политика по расширению территории княжества. Михаил не решился воспротивиться решению хана, но и на союз с Юрием не пошёл. "Брате! Аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюсь тебе, а в мою отчину не вступайся", приводит летописец обращение Михаила к Юрию.

    Но московский князь, заручившись поддержкой новгородцев, двинулся на Тверь. Михаил предпринял ответные действия. Он разбил новгородский отряд под Торжком и заключил мир с Новгородом. Затем тверитяне повернули навстречу московскому войску и следовавшему с ним татарскому отряду посла Кавгадыя. 22 декабря 1317 г. в битве у Бортенево войска Михаила наголову разгромили московские полки. Где находилось Бортенево, точно не известно. Юрий бежал в Орду, Кавгадый, Кончака и суздальские князья, бывшие союзниками москвичей, попали в плен. Михаил не хотел конфликта с Ордой и принял пленных как гостей. К несчастью для него, сестра хана внезапно скончалась в Твери. Юрий обвинил тверского князя в неподчинении ханской воле, отравлении Кончаки и добился вызова Михаила в Орду. Его неявка или бегство привели бы к разорению тверских земель.

    Несмотря на уговоры бояр не покидать Тверь, Михаил поехал в Орду. Там его судили, заковали в колодки и после долгих издевательств убили 22 ноября 1318 г. в присутствии Юрия Московского и Кавгадыя. Останки князя привезли на родину и захоронили в Тверском Спасо-Преображенском соборе. Мученическая смерть князя, оградившая Тверскую землю от татарского набега, не забылась на Руси. В 1549 г. его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.

    Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

    Последние годы Владимира Ярославича Владимир - опять галицкий князь… Свое правление он начал с того, что написал письма Фридриху Барбароссе и владимирскому князю Всеволоду Большое Гнездо. Фридриха он очень хвалил и благодарил, просил снова помочь, если его в очередной

    Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

    Изборник Святослава Ярославича 1076 года В годы княжения сына Ярослава Мудрого – Святослава, правившего в 1027–1076 годах, на Руси появились два «Изборника», где были помещены самые разные статьи энциклопедического характера. Первый «Изборник» был написан в 1073 году, второй –

    Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

    § 3. ВЛАДИМИРО СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА НЕВСКОГО Поводом для противоположных оценок исторической роли Александра Невского Л.Н. Гумилевым и Дж. Фенеллом является один и тот же текст из «Истории Российской» В.Н. Татищева. Сводом и анализом

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

    Смерть Александра Ярославича (1263 год) Через пять лет вспыхнул мятеж – и где?В законопослушной Ростовской земле и по всем городам – Ростову, Суздалю, Переяславлю, Ярославлю, Владимиру, то есть по тем самым землям, властелином которых считался сам Александр! Народ,

    Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

    Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

    Из книги Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»! автора Шляхторов Алексей Геннадьевич

    Великое княжение Михаила Ярославича В 1304 г. умирает Андрей Александрович. Его бояре (так называемые великокняжеские) сразу отъезжают к Михаилу Ярославичу . Такой поступок бояр говорит о том, что Тверской князь по закону должен занять престол вел. князя Владимирского.

    Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

    Войска князя Александра Ярославича и его союзников 1. Воевода (или князь). Высшие командиры русских полков выделялись богатством вооружения и экипировки. Защитное снаряжение этого воина включает в себя длиннорукавную кольчугу с приплетёнными кольчужными перчатками,

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    1318 Убийство тверского князя Михаила Ярославича. Борьба Москвы с Тверью Взошедшему на отцовский стол Юрию Московскому пришлось отстаивать свой удел в борьбе с усилившимися тверскими князьями. Тверь была тогда богатым торговым городом на волжском берегу.В 1304 г., после

    Из книги Святые заступники Руси. Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской автора Копылов Н. А.

    Западная политика Александра Ярославича до 1246 г. Невская битва и Ледовое побоище Александр с детских лет жил в Новгороде. Его отец долгое время был новгородским князем, причем таким, который 4 раза уходил из Новгорода и враждовал с ним, но потом стороны мирились. С

    Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

    Поворот Володимира Ярославича Протимадярський бунт галичан насторожив чужинецьких заволок і вони почали мститися на бунтівниках. Почали насилувати жінок і дочки галицьких бояр, грабити що попало й провокувати релігійні почування, ставлючи коні по церквах. А коли вже

    Из книги «Пятая колонна» Древней Руси [История в предательствах и интригах] автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

    Клубок второй Зигзаги Изяслава Ярославича Наверное, стоит сделать уточнение. В прошлой главе мы выделили личность Святополка Окаянного, но ведь он никогда не достиг бы таких успехов в «окаянстве», если бы его не выдвигала и не подпирала мощная пятая колонна, киевская

    Из книги Князья Рюриковичи (краткие биографии) автора Творогов Олег Викторович

    ПОТОМКИ ВЛАДИМИРА ЯРОСЛАВИЧА Потомки второго по старшинству (после умершего младенцем Ильи) сына Ярослава - Владимира (1020-1052), княжившего с 1034 г. в Новгороде, сидели в западных землях Киевской Руси. Представим сведения о наиболее известных князьях этой ветви. Ростислав

    Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

    55. О КНЯЖЕНИИ ВСЕВОЛОДА ЯРОСЛАВИЧА в Киеве. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ Всеволод Ярославич по смерти брата своего благовернаго Князя Изяслава Ярославича седе в Киеве на княжении, и постави Церковь каменную Святаго Архистратига Михаила на Выдубичах. Егда же бысть лета от рождества

    Из книги История Тверского края автора Воробьев Вячеслав Михайлович

    § 9. ТВЕРСКИЕ ЗЕМЛИ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА После смерти Михаила Ярославича Твери пришлось искать союзников. В условиях конфликта с Ордой и Москвой им стало великое княжество Литовское, имевшее к этому времени экономические связи с тверскими землями. В 1320 г.

    Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр

    Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, - он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

    В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

    Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

    Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

    Михаил Ярославич Святой
    Годы жизни: 1271 – 1318
    Годы правления: 1305-1317

    Государственный и военный деятель, Святой великий князь тверской (с 1285 года), в 1305-1317 годах великий князь владимирский.
    Первый «Великий князь всея Руси».

    Младший сын великого князя владимирского от второй супруги его Ксении. Внук . Племянник .

    Родился в 1271 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за 6 недель до рождения сына, возвращаясь из Орды (по некоторым источникам – был отравлен). Михаил воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном.

    Князь тверской Михаил Ярославич

    Впервые упоминается в летописях, как Тверской князь, в возрасте четырнадцати лет в 1285 году при закладке 1-го на Руси после нашествия войск Орды каменного храма Спасо-Преображенского собора в Твери.

    В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновилось летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, поставлена цель представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего стал сборник “Мерило Праведное”, который рассматривал вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти.

    Михаил Ярославич первый утвердил независимость Тверского княжения.

    После смерти сыновей Невского, будучи его племянником, он должен был получить княжение по праву старшинства. Но окончательное решение в этом вопросе принимала Орда. В это время о своих притязаниях на престол заявил Московский . Но ярлык на Великий престол получил князь Михаил Ярославич Тверской. Это событие стало причиной борьбы 2-х все более усиливающихся княжеств – Тверского и Московского – за великое княжение.

    Михаил хотел силой подчинить себе Юрия Даниловича Московского. В 1305 и 1308 гг. он совершил походы на Москву. Кровопролитные сражения не решали проблему. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь властолюбием Георгия(Юрия), непримиримостью и его родственными отношениями с татарами.

    Князья совершили попытку разрешения спорного вопроса с с помощью Орды. В 1313 г. татары помогли Ярославичу вернуть город Новгород, горожане которого в его отсутствие пригласили княжить Юрия Даниловича.

    В 1317 г. объединенное русское войско во главе с князем Московским и татарское войско под предводительством хана Кавгадыя подошли к Твери. Бой под Тверью была проигран Юрием Московским. В плен к Тверскому Михаилу Ярославичу попали сам Кавгадый и Кончака, которая была женой Юрия Даниловича. но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака, приходившаяся сестрой хану Узбеку, скоропостижно умерла, и Юрий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Ярославича перед ханом Узбеком. Ими был распущен слух о том, что Кончаку отравили.

    Юрий Данилович поехал в Орду с жалобой на Великого князя. Он был вызван в Орду.

    На берегу реки Нерли попрощался с матерью и исповедался в грехах своему духовнику, а сам направился в Орду, идя на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает свою душу за близких и за весь русский народ.

    Убийство в орде князя Михаила Ярославича

    В начале хан принял его в орде доброжелательно, но через некоторое время приказал судить, предъявив обвинение на основании свидетельств клеветников об отравлении Кончака и утаивании части дани, собранной для хана. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, оковали цепями, на шею наложили тяжелую колодку.

    Он с удивительной твердостью и великим терпением переносил причиняемые унижения и муку. Видя приближение неминуемой гибели, проводил ночи в молитвах и чтении псалмов. Княжеский Отрок держал книгу перед ним и переворачивал листы, потому что руки были связаны.

    Верные слуги предлагали тайно бежать, но он в ответ говорил им: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»

    Перед самым приходом убийц он раскрыл наугад Псалтирь и прочел: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Слова оказались пророческими. Когда закрыл книгу, к нему вошел один из отроков и сообщил, что Юрий, Кавгадый и ревущая толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей из окружения Ярославича, а он стоял один и молился. Злодеи повалили его на землю, мучили и били.

    Вот как описывает тот ужасный день 22 ноября 1318 года летописец: «Наконец, после двадцати-шести-дневного томления за рекой Тереком, по ту сторону гор, 22 ноября, в среду, Кавгадый и Юрий Данилович с людьми своими подъехал к веже (кибитке), где находился несчастный Михаил; в кибитку вошли убийцы, повалили князя на землю, и один русский, по имени Романец, вонзил нож в сердце страдальца. Когда Юрий и Кавгадый вошли в кибитку и увидели обнаженное тело Михаила, Кавгадый с суровым видом сказал Юрию: «Ведь он тебе старейшим братом был, словно отец; для чего же тело его лежит брошенное и голое!». После этого Юрий велел прикрыть труп Михаила епанчою.

    По словам летописца ясно, что хан колебался привести приговор суда в исполнение, но Юрий Московский настаивал и яро добивался смерти Тверского правителя. Этому событию посвящен выдающийся памятник древней тверской литературы «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».

    Толпа разграбила его имущество. Юрий послал тело великого князя в Маджары. Там многие люди хотели внести тело в церковь, но бояре не разрешили этого, поставив его в хлеву, а позже избегали останавливаться у церквей.

    Святой Михаил Ярославич

    Супруга тверского правителя, Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского, слезно умолила Юрия разрешить перевезти останки в Тверь. Горожане Твери встретили гроб их любимого правителя на берегу реки Волги. После снятия крышки с гроба, народ с несказанной радостью увидел, что мощи целы и не повреждены дальней дорогой. Погребение состоялось 6 сентября 1320 года в Спасо-Преображенском соборе. А обретены святые мощи благоверного князя Михаила Ярославича нетленными в 1655 году.

    Летописец называл его таким же отечестволюбцем, каким был святой Димитрий Солунский. Кроме государственных достоинств, Ярославич отличался и семейственными, он был воспитан в правилах благочестия своей добродетельной матерью Ксенией, которая закончила свои дни монахиней.

    При нем в Твери сооружен каменный Спасский собор, в подклете которого он был погребен; в 1317 году расширен и заново укреплен Кремль Тверской.

    В браке с Анной Кашинской были дети: Феодора, Дмитрий Михайлович Тверской, Александр Михайлович Тверской, Василий Михайлович Кашинский, Константин Михайлович Кашинский. После смерти Ярославича великим князем тверским стал его старший сын Дмитрий Михайлович.

    Русская православная церковь канонизировала князя Михаила Ярославича, причислив его к лику Святых в 1549 году на втором Московском Соборе.

    Духовник Тверского правителя, настоятель Тверского монастыря, свидетель казни в Орде, отец Александр оставил жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является памятником истории и литературы. А на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде князь Тверской изображен рядом с Александром Невским.

    В 1996 г. впервые в истории в Твери состоялась международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской - личность, эпоха, наследие”. Администрация Тверской области учредила “Крест Михаила Тверского”, как высшую региональную награду.

    В октябре 2002 г. в Твери на острове Памяти сооружена церковь в честь и память святого великого князя Тверского и Владимирского (1271-1318гг.). Она освящена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. Храм (впервые за 100 последних лет) появился по инициативе Главы города А.П. Белоусова (1947-2003) и с помощью частных пожертвований людей. Храмовые постройки выполнены во владимиро-суздальском стиле и сам храм является очень красивым дополнением к архитектурным памяткам многовековой Твери.

    Поделиться