Тест жизнестойкости: готовы ли вы к стрессам? Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). тест по психологии (9 класс) на тему Методика исследования жизнестойкости личности

Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Шкалы теста:

  1. Вовлеченность.
  2. Контроль.
  3. Принятие риска.

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопро-сы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

ВОПРОСЫ НЕТ Скорее НЕТ, чем ДА Скорее ДА, чем НЕТ ДА
Я часто не уверен в собственных решениях
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели
Я постоянно занят и мне это нравится
Часто я предпочитаю «плыть» по течению
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо
Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их
Иногда меня пугают мысли о будущем
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш
Я люблю знакомиться с новыми людьми
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное
Мне всегда есть чем заняться
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг
Я часто сожалею о том, что уже сделано
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен
Мне трудно сближаться с другими людьми
Как правило, окружающие слушают меня внимательно
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня
Мои мечты редко сбываются
Неожиданности дарят мне интерес к жизни
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни
Мне не хватает упорства закончит начатое
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы
Окружающие меня недооценивают
Как правило, я работаю с удовольствием
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность
Я охотно берусь воплощать новые идеи

Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присва-иваются баллы от О до 3:

«нет» - О баллов, «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:

«нет» - 3 балла, … «да» - О баллов.

Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.

Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлечён-

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14,

ность

28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27,

Принятие

7, 13, 18, 19, 26,

риска

Пример анализа данных по методике исследвоания жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа жизнестойкости представителей поколений Z и Х.

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)l

поколение Z

поколение Х

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Жизнестойкость

* - различия статистически достоверны (р 0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 3, позволяет сделать следующие выводы:

Показатели по шкале «вовлеченность» в группе представителей поколения Х статистически значимо выше, чем в группе представителей поколения Z. Это означает, что люди зрелого возраста, по сравнению с молодежью, характеризуются более высокой вовлеченностью в происходящее, они в большей степени получают удовольствие от собственной деятельности. В то же время молодежь в большей степени, чем более зрелые люди, переживает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Такой результат связан с психологическими особенностями возрастов: молодые люди еще не нашли своего места в жизни, что обуславливает их недостаточную вовлеченность в происходящее, в то же время зрелые люди в значительной степени укоренены в жизни, что позволяет им быть на более высоком уровне вовлеченности.

ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди
Рубрика (тематическая категория) Технологии

(в адаптации д.а. леонтьева, е.и. рассказовой)

Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 годуд.а. леонтьевым и е.и. рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счёт стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Как отмечают д.а. леонтьев, е.и. рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителœей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителœей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами всœе возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Выраженность всœех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура обследования

Участнику исследования предлагается ответить на 45 утверждений, выбрав один из предложенных вариантов ответов:

· Скорее нет, чем да

· Скорее да, чем нет

Инструкция: ʼʼЗдравствуйте! Ответьте, пожалуйста͵ на несколько вопросов, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнениеʼʼ

Текст опросника

Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
1. Я часто не уверен в собственных решениях.
2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
4. Я постоянно занят, и мне это нравится.
5. Часто я предпочитаю ʼʼплыть по течениюʼʼ.
6. Я меняю свои планы исходя из обстоятельств.
7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
9. Я всœегда контролирую ситуацию настолько, насколько это крайне важно.
10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
11. Порой всœе, что я делаю, кажется мне бесполезным.
12. Я стараюсь быть в курсе всœего происходящего вокруг меня.
13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
16. Иногда меня пугают мысли о будущем.
17. Я всœегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
19. Мне кажется, в случае если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.
23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
24. Мне всœегда есть чем заняться.
25. Я всœегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруᴦ.
26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.
27. В случае если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
28. Мне трудно сближаться с другими людьми.
29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
30. В случае если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
33. Мои мечты редко сбываются.
34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
35. Порой мне кажется, что всœе мои усилия тщетны.
36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
37. Мне не хватает упорства закончить начатое.
38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
39. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
40. Окружающие меня недооценивают.
41. Как правило, я работаю с удовольствием.
42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
44. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов

Для подсчета результатов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 (ʼʼнетʼʼ – 0 баллов, ʼʼскорее нет, чем даʼʼ – 1 балл, ʼʼскорее да, чем нетʼʼ – 2 балла, ʼʼдаʼʼ – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 (ʼʼнетʼʼ – 3 балла, ʼʼдаʼʼ – 0 баллов). Далее суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Таблица 14 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Интерпретация результатов

Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателœей.

Вовлеченность (commitment) определяется как ʼʼубежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личностиʼʼ. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя ʼʼвнеʼʼ жизни. ʼʼВ случае если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченностьʼʼ.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что всœе то, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта͵ – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта͵ готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В корне принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Методика ʼʼЦенностных ориентацийʼʼ М. Рокича

Диагностическая цель : изучение ценностных ориентаций личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и ʼʼфилософии жизниʼʼ.

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это делœение соответствует традиционному делœению на ценности-цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. По этой причине особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Контингент : Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди" 2017, 2018.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.

Жизнестойкость - это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки » - вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу , сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.

Пройти / скачать Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), бесплатно, без регистрации.

Инструкция.

Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Тестовый материал (вопросы утверждения)

  1. Я часто не уверен в собственных реше-ниях.
  2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
  3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с тру-дом заставляю себя встать с постели.
  4. Я постоянно занят, и мне это нравится.
  5. Часто я предпочитаю «плыть по тече-нию».
  6. Я меняю свои планы в зависимости от об-стоятельств.
  7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
  8. Непредвиденные трудности порой силь-но утомляют меня.
  9. Я всегда контролирую ситуацию настоль-ко, насколько это необходимо.
  10. Порой я так устаю, что уже ничто не мо-жет заинтересовать меня.
  11. Порой все, что я делаю, кажется мне бес-полезным.
  12. Я стараюсь быть в курсе всего происхо-дящего вокруг меня.
  13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  14. Вечером я часто чувствую себя совершен-но разбитым.
  15. Я предпочитаю ставить перед собой труд-нодостижимые цели и добиваться их.
  16. Иногда меня пугают мысли о будущем.
  17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
  18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
  19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
  20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
  21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
  22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.
  23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не уме-ет видеть интересное.
  24. Мне всегда есть чем заняться.
  25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
  26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.
  27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.
  28. Мне трудно сближаться с другими людьми.
  29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
  30. Если бы я мог, я многое изменил бы в про-шлом.
  31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
  32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
  33. Мои мечты редко сбываются.
  34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
  35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
  36. Порой я мечтаю о спокойной размерен-ной жизни.
  37. Мне не хватает упорства закончить начатое.
  38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бес-цветной.
  39. У меня нет возможности влиять на нео-жиданные проблемы.
  40. Окружающие меня недооценивают.
  41. Как правило, я работаю с удовольствием.
  42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
  43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
  44. Друзья уважают меня за упорство и не-преклонность.
  45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов теста.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключ к тесту жизнестойкости.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовле-ченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

Принятие риска

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

Средние и стандартные отклонения общего показателя.

Жизне-стойкость

Вовле-ченность

Контроль

Принятие риска

Стандартное отклонение

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («0-нет», «1-скорее нет, чем да», «2-скорее да, чем нет», «3-да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение. (Укажите баллы выбранного ответа рядом с номером вопроса)

Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.


1. Я часто не уверен в собственных решениях.

2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

4. Я постоянно занят, и мне это нравится.

5. Часто я предпочитаю «плыть по течению».

6. Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

9. Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.

11. Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

12. Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.

13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

16. Иногда меня пугают мысли о будущем.

17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.

19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.

21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.

23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

24. Мне всегда есть чем заняться.

25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.

27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.

28. Мне трудно сближаться с другими людьми.

29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

30. Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

33. Мои мечты редко сбываются.

34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.

37. Мне не хватает упорства закончить начатое.

38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.

В каждой жизненной ситуации можно найти что-то хорошее, что поможет нам справиться с этой проблемой.

Жизнестойкость - система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Инструкция.

Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Тестовый материал (вопросы утверждения)

Я часто не уверен в собственных решениях.

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

Я постоянно занят, и мне это нравится.

Часто я предпочитаю «плыть по течению».

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

Иногда меня пугают мысли о будущем.

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.

Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

Я люблю знакомиться с новыми людьми.

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

Мне всегда есть чем заняться.

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

Я часто сожалею о том, что уже сделано.

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.

Мне трудно сближаться с другими людьми.

Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

Мои мечты редко сбываются.

Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.

Мне не хватает упорства закончить начатое.

Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.

Окружающие меня недооценивают.

Как правило, я работаю с удовольствием.

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

Я охотно берусь воплощать новые идеи.

Обработка результатов теста.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключ к тесту жизнестойкости.

Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

Средние и стандартные отклонения общего показателя.

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Среднее

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39


Поделиться