Трансляция официального блога марии арбатовой в гайдпарке. Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

лестница засыпана штукатуркой,

мусор под скамейками не убран,

клумба в убитом состоянии,
дворник не поливает двор, а технический кран во дворе ликвидирован,

мини-карусель не закопана ногами в землю, и дети могут травмироваться.


Как я уже писала, прибежали через час два угрюмых таджика, вымели лестницу от штукатурки.

Повторила заявку диспетчерше Бурлак, исключив куплет о штукатурке.

Позвонила на горячую линию управы Преснеского района, высказала негодование дежурному, получила пейджер главы управы, озвучила на него претензии.

Снова позвонила на горячую линию управы. Озвучила претензии к тому, что реакции на пейджер нет. Нормативно спросила, за что они все получают деньги?

Пообещала завтра написать письмо лично на Лужкову с фотками двора.

Позвонили в дверь.
Белокурая женщина в ЖКХашной форме
протянула акт, знаками попросила подписать его. Акт был о том, что они вывели кран, и теперь я увижу небо в алмазах. Отказалсь подписывать акт в нормативных выражениях, объяснив логику социального договора жильцов с управляющей компание. Женщина понимающе закивала и что-то ответила. Из ответа следовало, что русский у неё даже не "шашлык-машлык", а совсем нулевой. Мне не хватило этнографических знаний, определить её национальность.

Выглянула в окошко, увидела вот такой параноидальный ЖКХхашный десант.

Кодла мгновенно вкопала карусель, устроила на ней тест-драйв, вычистила двор и отредактировала клумбу.

Позвонили в дверь.
Теперь за подписанным актом пришла русскоговорящая женщина, представилась фамилией Слиска. Пришлось по-советски начать словами о том, что позорит фамилию. И услышать гармонирующий с этим ответ:"Ваш дворник в отпуске! Больше такого не повторится!" Акт всё равно не подписала.

От моего двора до Белого дома пешком минут десять-пятнадцать.

Помогая ЖКХ функционировать с помощью ручного управления, ощущаю себя Путиным, поливающим горящий лес с самолета.


За время ведения войны с ДЭЗом я могла бы:

написать несколько глав нового романа,

разослать кучу писем по поводу проекта "Переноса столицы",

подготовиться к заседанию "Клуба женщин, вмешивающихся в политику" и т.д..

Сколько за время работы пожарным мог сделать Путин, даже страшно представить…

Ощущение, что страна стоит не на ручном управлении, а на ручном тормозе.
Почему?
Моим сыновьям исполняется в этом году 33 года. И падение с карусели не самая актуальная проблема их досуга. Но из всех жильцов двух домов на подобную спецоперацию могу отважиться только я.
Чего и вам желаю!

Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.

    Неряшливость, неряшливый.
    Неискренность, неискренний.
    Не вежливость, а грубость.
    Не вежливый, а грубый.

Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.

(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.

(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .

Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.

241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.

Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.

242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.

Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.

вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не

243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?

1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.

244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.

1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.

(По Ч. Айтматову)

245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.

возражение
поражение

246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?

Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.

Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.

Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...

А если лепо?

Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.

(По А. Гайдару)

247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.

248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?

С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.

(По А. Шейкину)

почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]

249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.

В начале 1945-го страна, в том числе и Москва, переживали тяжёлые времена.Трудностей было много и особенно с продовольствием.
И в эти дни в школы Москвы стали поставлять для школьников бесплатные свеже-испечённые бублики.Бублики были большие, мягкие, вкусные, пахли, кажется, ванилью, а может быть ещё чем-нибудь приятным.И мы, мальчишки до большой перемены только и думали об этих самых бубликах. Наконец, звонок и всем классом быстро построившись шли в школьный буфет, где тётя Даша, школьная буфетчица с улыбкой. каждому из нас протягивала этот вожделенный вкусно пахнущий большой,большой бублик.
Но это счастье для некоторых, в том числе и для меня, вдруг неожиданно стало прерываться. Наша учительница, невысокого роста, стриженная под депутатку, стала нас лишать этих самых бубликов. Она вставала рядом с тётей Дашей и указывала кому из детей выдавать баранку, кому нет.И нас с Котовым баранок лешили.На другой день мы с Котом встали в строй со всеми вместе и недожидаясь запрета откусили по кусочку от своих бубликов. На крик учительницы, тётя Даша взглянув на неё с укоризной, сунула нам в руки наши законные бублики. За эту дерзоть учительница вообще запретила нам подниматься в буфет. За что она нас так обидно наказывала,я не помню.Короче, все в классе их ели, кроме нас. Маме я жаловаться не стал, боясь, что она ещё меня и накажет.
Однажды, когда наступили более тёплые дни, приехала бабушка. Она спросила как я учусь во второй группе. Класс она называла группа. 1-я группа, 2-я группа и т.д. А потом спросила про бублики. Я опустил голову и грустно заявил, что уже много дней не ем этих самых бубликов.
-Как так не ешь? Почему?-удивилась бабушка.
-Учительница не даёт.
-Как так не даёт?- возмутилась она. А ну пошли в школу. Моему внуку не дают его законный бублик!
Учительница ещё не ушла из нашего класса, и сидела за проверкой тетрадей.Увидев нас, она удивлённо взглянула на вошедших.
-Здравствуйте,-сказала бабушка. Ты учительница моего внука.
-Да,- растерянно согласилась она.
-Скажи, мне, ты почему не даёшь ему бублики.
-Вы почему так со мной разговариваете,- возмущенно возразила моя учительница.
-Я ещё раз тебя спрашиваю ты почему не даёшь моему внуку бублики?Что он тебе сделал?
- Они с Котовым постоянно разговаривают и мешают мне вести урок.
- Они разговаривают, поставь их в угол, или выгони за дверь. Где его бублики?
- А они вот здесь в шкафу,-ответила она с вызовом.И раскрыв шкаф указала на две сиротливо висевшие связки уже засохших баранок.
Бабушка взяла одну связку и подойдя ближе, к попятившейся учительнице, стала хлестать этой самой связкой училку по голове и по спине, приговаривая:"Его отец воюет,а ты лешаешь его сына бублика. Это ты так помогаешь фронту?" Бублики с треском бились о её голову. разлетаясь и осыпаясь на пол.
Потом бабушка взяла меня за руку и не слова больше не говоря, вывела меня из класса.
С тех пор мы с Котом наровне со всеми ели эти вкусные бублики.

Урок 68

Тема. РР Сочинение «Прозвища» (упр 217)

Цель: развитие речи учащихся, нравственное воспитание.

Ход урока.

  1. Чтение текста
  2. Ответы на вопросы.
  3. Рассуждение
  4. Сочинение-рассуждение для 7 класса на тему: «Прозвища».
  5. Недавно я шел по школе, а мне в след долетел отзвук странного имени. Только потом я понял, что мне придумали прозвище. Сначала стало немного обидно, но потом я серьезно задумался над этим происшествием.
  6. Почти в каждом классе есть ученики, которые любят давать одноклассникам бойкие имена. Часто случается, что прозвище больше передает сущность человека, чем его имя. Стоит немного копнуть вглубь – и окажется, что у большей части учеников есть свое прозвище. У кого-то оно забавное, у других – нейтральное. Самое удивительное – это то, что человек привыкает к своему новому имени, а потом начинает даже представляться другим людям прозвищем. Правда, бывают счастливые и несчастные исключения, когда ученик остается без прозвища.
  7. Мне стало интересно – и я провел свое маленькое исследование. Оказывается, что без прозвища остаются только в двух случаях. Первый случай – это щедрые отличники, которые всегда дают списать контрольные и домашние работы. Если обидеть таких товарищей, можно обзавестись серьезными проблемами. Второй случай – это изгои, с которыми не хотят общаться. Эти товарищи постоянно сидят особняком, ни с кем общаться не желают, поэтому их просто игнорируют.
  8. В результате мне стало ясно, что прозвище – это не оскорбление, а, наоборот, признание. Получается, что те ученики, которым дают прозвище, считаются частью коллектива.

Домашнее задание: упр 219.

Тема. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е .

Цели: показать условия написания не с наречиями на -о и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).

П. Проверка домашнего задания

1. Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) - на доске и в тетрадях.

2. Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений-рассуждений на тему «Прозвища».

III. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).

Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая

Музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.


2. Эвристическая беседа.

В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? (В именах существительных и прилагательных.)

В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употребляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных случаях не пишется раздельно.)

Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый нелепо

невоспитанный невоспитанно

негромкий негромко

непростительный непростительно

немалый немало

ничуть не трудно не сладко, а кисло вовсе не занимательно неясно

ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный

неуклюжий неуклюже

Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на -о и -el (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 219: устно.

2. Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант - с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:

Слова с не -частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недружелюбно

Говорить нисколько

не весело, совсем не громко,

далеко не ласково

Излагать мысли непоследовательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо

Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко

Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко

Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно

К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследовательно, сделать.

Домашнее задание 1- § 36.

2. Упражнение 221: письменно.

Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на -о и -е, правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить слова в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуджава.)

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее -наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнительной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной части речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; быстрее, выше, сильнее - наречия.

Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на -о и -е.

2. Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два ученика выполняют у доски фонетический разбор слова легко и морфологический разбор слова что.

3. Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязательно надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III. Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 222: комментированное письмо.

Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Поделиться