Требования к образованию воспитателя детского сада по фгос. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования. Какой бывает аттестация

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Требования профстандарта педагога к образованию учителей и воспитателей представлены в описании обобщенных трудовых функций и включают также требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

В соответствии с профстандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

  • высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
  • либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
  • либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

  • требования к опыту практической работы не предъявляются:
  • к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Источник: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Зарегистрировано в Минюсте России 6 12.2013 г. , регистрационный N 30550

Профстандарт педагога — требования к образованию : 92 комментария

    уточните, пожалуйста, у двух воспитателей в детском саду нет дошкольного образования а только высшее педагогическое по специальности учитель географии и педагог-психолог, должны ли они дополнительно проходить курсы переподготовки.

    Мне бы тоже хотелось узнать ответ на вопрос о переобучении педагогов, имеющих педагогическое образование «Учитель начальных классов», «Учитель русского языка». Нужно ли им проходить переобучение на «Воспитатель в дошкольных учреждениях»? Это не курсы повышения квалификации, а профессиональная переподготовка.

    [email protected]
    Добрый день!
    Я работаю в ЦЕНТРЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ, педагог дополнительного образования, руковожу студией анимации для школьников. Имею высшее образование Педагогический институт по специальности педагогика и психология дошкольная,с присвоением квалификации преподаватель педагогики и психологии, воспитатель.Кроме этого повышаю квалификацию по различным направлениям имею свидетельства:психология,психоконсультирование,психокорекция -400час. (г. Москва),семейная терапия-240часов(г. Москва),детская психотерапия- около 200-т час.(г. Москва),более 100часов -курсы ПИПКРО поФГОС и прочим темам,по Мультипликационной педагогике в объеме 100 часов. Систематически осваиваю различные методики и направления в педагогики и психологии, медиаобразовании и IT-технологиям на курсах повышения квалификации, провожу мастер-классы для педагогов на курсах ПК.
    Достаточно ли моего образования, для соответствиям новым стандартам образования 2016 года, что бы вести кружок у детей школьного возраста, делать с ними мультфильмы.А именно придумывать с детьми истории,рисовать героев, фотографировать покадрово сцены, озвучивать мультфильм.Монтаж на компьютере осуществляю я сама, без участия детей.(Учавствуем с нашими мультфильмами в кинофестивалях, в городских мероприятиях, активны в сооцсетях, проводим с ребятми МК и показы для школьников города и детей ДД.И еще, есть много чего интересного!).Мария Иванишко

    Работаю воспитателем в детском саду с 2003 года. Образование высшее -психолог в социальной сфере,т.е. не педагогическое. Меня могт уволить,если я не пройду за свой счет переподготовку по направлению «образование.педагогика»?

    Работаю учителем физики 21 год. Имею Высшую квалификационную категорию,я Почётный работник общего образования Российской Федерации По образованию я инженер.Вопрос: должен ли я переучиваться понаправлению «Образование и педагогика»

    Прошу ответить на вопросу о необходимости педагогического образования для педагога дополнительного образования и концертмейстера в УДО,если педагог д/о и концертмейстер прошли аттестацию

    Работаю воспитателем в ДОУ, педагогический стаж 24 года, образование — педкласс. Руководство поставило в известность, что по Закону об образовании и введением ФГОС, я буду уволена с работы с 1 января 2017 года, как не имеющая должного образования. Разъясните, пожалуйста, по какой статье будет произведено увольнение.

    Здравствуйте!Я имею средне-специальное дошкольное образование.На работе сказали что нужно высшее.Обязательно ли получать именно дошкольное высшее,или можно психолого-педагогическое,для работы воспитателем?

    Добрый день?
    Я имею среднее профессиональное образование «повар» и учусь на учителя начальных классов заочно на 2 курсе, могу ли я уже работать в школе.

    Добрый день! Я имею высшее образование. По диплому -учитель географии. Работаю более 20 лет учителем начальных классов. Имею высшую категорию. Срок последней аттестации декабрь 2015.Имею ли я право продолжать работу в качестве учителя нач. классов, или нужно мне проходить дополнительное обучение?

    Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, правильно ли я поняла, что исходя из 761 приказа, педагогом дополнительного образования может быть работник имеющий только профессиональное образование по профилю. Педагог работает в аэрокосмической школе, имеет образование летное училище, инстркутор по парашютизму — преподает парашютизм, другой имеет высшее техническое образование (КАИ) преподает аэродинамику и конструкцию самолетов. Заранее благодарна за комментарий!

    Здравствуйте! Я работаю в специальной коррекционной школе 8 вида педагогом дополнительного образования, преподаю Ритмику, должна ли я проходить курсы ФГОС?

    eduinspector! У нас сложилось впечатление, что Вы абсолютно не знаете требования Профстандарта по вопросу соответствия квалификации по диплому и занимаемой должности педагога. В связи с этими расхождениями необходимости профессиональной переподготовки. Вы ссылаетесь на старые квалификационные характеристики, которые исправляет профстандарт!

    Здравстуйте. Работаю соцпедагогом в социальной сфере с июня 2014 года(Центр семьи), до этого была должность музруководителя, которую сократили и меня «сделали» соцпедагогм. Сейчас, как и раьше, кроме работы с клиентами по ФЗ 442, выполняю функции музруководителя, реализуя 2 коррекционнные музыкальные программы (по образованию я преподаватель детской музшколы), имею 1 категорию, как музруководитель от января 2014 года. При аттестации на соответствие занимаемой должнности мне сказали, что моё образование не соответстует направлеию «Образование и педагогика» и мне нужно пройти переподготовку с записью в Дипломе «Образоание и педагогика» или «Социальный педагог». Правильны ли действаия нашей аттестационой комиссии, если я уже получаю досрочную пенсию, как педагог. Почему, в таком случае, моё образование и должность не защитана, как педагогическая?

    Добрый день, у меня педагогический стаж работы 32 года. имею педагогическое образование учителя начальных классов, работаю учителем технологии 20 лет. прошла последние курсы в августе 2016. в 2015 году прошла аттестацию, категория высшая, являюсь 8 лет общественным методистом учителей технологии. После проверки обрнадзора мне рекомендовали до 17 года пройти переподготовку по предмету. т. к. с 1 января не смогу работать учителем технологии.Правомерно ли это, должна ли я проходить переподготовку?

    Добрый день! У меня очень похожая ситуация со Светланой Генриховной Костюченко. Кроме этого я в 2015 году аттестована на I кв категорию как педагог -психолог. Если я откажусь от прохождения переподготовки, смогу ли я продолжить работу преподавателем технологии.

    Здравствуйте. Я учитель технологии 20 лет. Имею достижения (грант Главы город, грант Губернатора, лауреат конкурса «Учитель года» в городе, победы обучающихся). Образование у меня средне-профессиональное «закройщик». Мне достаточно пройти обучение по переподготовке?

    Здравствуйте. В соответствии с требованиями к квалификации Единого квалификационного справочника должностей работников образования мастер производственного обучения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по профилю и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». У нас в ЦДО структурное подразделение «Автошкола» работают мастера производственного обучения, имеющие образование по профилю (техническое) Вопрос 1.Обязательно ли им для доп. образования пройти переподготовку с выдачей диплома по квалификации «Мастер производственного обучения» или достаточно курсов повышения квалификации, например, по программе «Организация работы мастера п/о образовательной организации»? Или же нужно пройти и то и другое? Вопрос 2. Мастер п/о, имеющий высшее образование не по профилю,в данный момент обучается заочно в колледже, получая образование по профилю. Нужно ли ему проходить курсы повышения квалификации? Спасибо.

    Добрый день, подскажите пожалуйста у профессора вуза в апреле заканчивается договор срочный,об аттестации не было объявлено, можно ли его продлить до июня(договор), чтобы провести в июне аттестацию. спасибо

    Доброго времени! Имею высшее юридическое образование (бакалавр). Могу ли я в соответствии с ныне дейтвующими НПА осуществлять педагогическую деятельность (преподаватель обществознания/истории в школе), или мне необходимо получить дополнительное педагогическое образование (возможно окончить магистратуру в педагогическом ВУЗе)? Благодарю за ответ!

    Здравствуйте! Английский язык преподает женщина с высшим техническим образованием, после устройства в школу она получила, за четыре месяца, дистанционное пед.образование. У меня не укладывается в голове, как электрик с высшим образованием, окончив 4-х месячные курсы, может быть учителем!!?? Это законно? Такое вообще может быть?

    Здравствуйте,имею высшее образование «Социальная работа».Если пройду профессиональную переподготовку два года «Педагогика и психология » дошкольного образования,смогу ли работать воспитателем.

    Добрый день. У меня диплом бакалавра психологии и диплом о профессиональной переподготовке «Преподаватель английского языка в условиях реализации ФГОС». Могу ли я идти в школу работать педагогом дополнительного образования (вести кружок по психологии) и взять совмещение с должностью учителя английского языка?

    Здравствуйте!
    Подскажите, имея высшее экономическое образование и диплом о профессиональной переподготовке «Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС», могу ли я работать учителем математики в школе?

    Добрый день! Я молодой педагог (7 мес), пришла В СПО из производства по своей специальности. И в первый же день мне сказали, что я должна разработать по своему предметы МДК (кое как разобралась). Затем мне дали новую дисциплину (с готовым ПМ) и сказали написать КОС (кое как разобралась). Вопрос- должна ли я была это делать в первые пол года работы? так как опыта в этом совсем нет. Спасибо

    Здравствуйте! Я работаю в ГКОУ «Центр образования детей с ОВЗ» более 25 лет, имею среднее педобразование (окончила музучилище), прошла переподготовку: «Учитель технологии. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС»; «Практическая олигофренопедагогика и психология». Дают ли эти курсы переподготовки право мне работать в данной организации учителем? Спасибо.

    Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста. Имею высшее образование по направлению «Экология и природопользование», а также диплом о профессиональной переподготовке по программе «Педагогические современные технологии». Работала в школе учителем биологии по срочному договору, на следующий учебный год меня не берут, потому что не соответствую проф. стандарту и в дипломах отсутствует фраза «Учитель биологии». В законодательных актах и постановлениях таких жестких рамок не нашла (приказ Mин. здравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и приказ Мин. труда России от 18.10.2013 N 544н) Подскажите, как быть? Так и не могу понять соответствую или нет должности. Идти учиться дальше конкретно на учителя-биологии, проходить курсы? Возможен ли вариант, чтобы организация отправила на курсы и оплачивала или все это за личный счет?
    Больше спасибо

    Здравствуйте! Нахожусь в декретном отпуске (от коррекционной школы интернат) работала воспитателем, по образованию учитель начальных классов. Ввиду определённых обстоятельств вынуждена сменить место работы. Хотела устроиться в детский сад воспитателем, но директор сказала что сначала я должна пройти курсы повышения квалификации правомерно ли это? Что мне делать чтоб меня приняли на эту должность? Спасибо!

    Здравствуйте. Я по образованию менеджер, могу ли я работать воспитателем после прохождения профессиональной переподготовки (256 часов)?

    • Добрый день, Полина! Согласно квалификационной характеристике по должности «воспитатель», утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

      • То есть могу? Уже голова кипит. Это всё я читала, дело в том что в организации куда я поступила работать, пока я оформляла документы, сменилась заведующая, и новая ссылается на новые проф.стандарты 2017 года, говоря что я не могу работать воспитателем с курсами переподготовки. Спасибо за ответ.

        То есть могу? Уже голова кипит. Дело в том, что я устраиваюсь в ДОУ, пока оформляли документы и готовили садик к новому учебному году сменилась заведующая и если предыдущая сказала, что все хорошо, то новая говорит, что по новым стандартам, с 2017 года, я не могу работать в данной должности. Что если бы база была не менеджмент, а к примеру психолог или учитель, то тогда да, с курсами переподготовки я бы вступила в должность воспитателя, а так только помощник.

    Здравствуйте! В нашей школе проходила проверка Рособрнадзором. Члены комиссии указали директору на нарушение: у учителей, преподающих несколько предметов есть высшее или среднее проф. образование по основному предмету, а по остальным — только курсы. В акте записали необходимость получения переподготовки по каждому преподаваемому предмету. Т.е. даже если ведет астрономию (34 часа за год) должен заплатить как минимум 4.5 т.р. за переподготовку. В сельской малокомплектной школе педагог не вернет эту сумму за 5 лет (за 1 час). Правомерны ли требования контроля? Если нет — как доказать, что нами не нарушены требования к должности учитель? Заранее спасибо за ответ.

    Здравствуйте. Имею образование педагогический класс-воспитатель, стаж 26 лет, курсы повышения квалификации, аттестована на высшую категорию, учусь на 3 курсе в пед.колледже по специальности -дошкольное образование. Имею право работать воспитателем? На работе грозит увольнение.

    Здравствуйте!Подскажите!Работаю в институте водного транспорта преподавателем спецдисциплин»судовождение»,имею 1 категорию 3 года,образование:средне-специальное»морское судовождение»,высшее:педагогический университет-учитель истории,действующий диплом капитана дальнего плавания,заканчиваю в феврале 2019г. институт водного транспорта:инженер-судоводитель,подал на высшую категорию-отказ от аттестационной комиссии,мотивировка-отсутствие высшего образования по специальности»судовождение»,

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя » — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

Не знаете свои права?

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования , какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  2. Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  3. Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  4. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности к дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этнических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, которые будут играть решающую роль на жизненном пути человека. Ответственность за развитие этих качеств ложится на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет нахождения ребёнка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребёнка, исходя и его способностей, врождённых особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя ДОУ.

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  • Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Педагог дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам безукоризненное поведение. Ведь дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.


Поделиться