Творческая анимация. Социально-культурная анимация как средство реабилитации Организационно управленческие аспекты социально культурной анимации

  1. Понятие «анимация» и «социально-культурная анимация»
  2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

ВТуристском терминологическом словареИ.В. Зорина и В.А. Квартальнова Анимация – это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени.

Анимационная деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

1) Анимация – художественная деятельность по созданию мультфильмов;

2) Анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

‑ целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

‑ стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

‑ создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

Как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

Как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

Как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация – это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

Общественные группы или индивиды общества;

Различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

Социальное поведение людей.

Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель ‑ повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности :

Анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

Анимационные программы во время экскурсий;

Спортивно-оздоровительные анимационные программы;

Анимационные программы во время туристских походов;

Культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

Музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

Анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

Туристская и гостиничная анимация.

2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

Функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

Функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

Функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

Функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

Функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

Функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

Функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом [Курило Л.В., с.67].

Среди основных принципов , на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи :

Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры.

Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Типология направлений социокультурной анимации

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Типология анимационных занятий

Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

Увеличения производительности труда;

Снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.


Лекция: «Рекреативно-анимационные программы: Сущность и типология»

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; З) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считает наиболее продуктивным отдыхом сон). Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.

С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и в учебных заведений. Здесь мы будем говорить о рекреационной, туристской и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия.

Рисунок 1 – Типология анимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская анимация –это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты –целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуальных туристов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т.д.

Третий тип. Гостиничная анимация –комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Этот вид анимации преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества и предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. В маркетинговой стратегии гостиницы такая анимация используется как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации как элементы анимационных программ.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т.д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении –удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание –удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение –удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение –удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация –удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация –удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Поэтому мы вправе называть их рекреативно-анимационными программами. Рекреативно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация – это своеобразная услуга по организации и проведению досуговых программ, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых в социально-культурные учереждения.

Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации.

На протяжении всей истории существования человечества прослеживаются связи развлечений и досуговой деятельности, от самых древних времен до наших дней, но предпосылками возникновения рекреативно-анимационных программ в их современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации, в соответствии с рисунком 2.

Реалии повседневной жизни (повседневности) Последствия повседневности Реакция людей на повседневность как источник рождения туристского спроса на анимационные услуги
Индустриализация Урбанизация Повсеместное техническое окружение Экологическое загрязнение Монотонность труда Увеличение жизненных нагрузок Физическая и психическая утомляемость Нехватка времени и сил на творчество и любимое дело Повышенная плотность населения Разрыв с природой Усталость от городской суеты Множественность случайных связей Желание: – уехать из города на природу; – разнообразить впечатления, прикоснуться к духовным ценностям; – познать и увидеть новых людей; – двигаться и развиваться; – общения, соревнования и т.д.

Рис. 2. Предпосылки возникновения анимации

«Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби). Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные прогулки, экскурсионно-развлекательные программы, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению его потребностей в отдыхе и, соответственно, к изменению содержания досуга.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (рекреативно-анимационных программ), которые бы отвлекали человека от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни».

Итак, рекреативно-анимационные программы – это комплексные досуговые программы, которые дают возможность отдохнуть от повседневных жизненных проблем, проводят эмоциональную разрядку, нейтрализуют негативные стороны повседневной жизни, посредством использования различных видов анимации.


Рекреационная анимация
Досуговая анимация (с местными жителями) Туристская анимация
Познавательная анимация Ценностно-ориентированная анимация Практически-преобразующая анимация Творческая анимация

Рис. 3. Типология досуговой анимации

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций досуговой анимации реализуется в зависимости от реального состояния конкретного социально-культурного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. Структура государственного устройства определяет ценностноориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Досуговая анимация является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Поскольку досуговая анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Из трех главных рекреационных функций досуговая анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздорови-тельную и познавательную. «В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации:

1. Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.

2. Компенсационную , освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни.

3. Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность.

4. Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни.

5. Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.

6. Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.

7. Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование.

9. Гедонистическую (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Такое разнообразие функций анимационного сервиса обусловило и многообразие видов досуговой анимации, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий» .

Социальные функции досуговой анимации таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, досуговая анимация влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой анимации следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист социально-культурного учреждения – «это высокопрофессиональный организатор досуга». Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Умение стимулировать, направлять деятельность людей, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.

Практическая деятельность социально-культурного учреждения строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого, можно назвать функции, направления и средства. Осуществляя эти функции, социально-культурное учреждение выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных досуговых анимационных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубоким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, социально-культурное учреждение, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности социально-культурного учреждения наиболее многопланова и содержательно насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только социально-культурного учреждения, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной анимационной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, но также весьма важны. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узловых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Целостную систему досуговой анимации следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система досуговой анимации включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть социально-культурных учреждений разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Самым эффективным институтом в досуговой анимации является социально-культурное учреждение клубного типа. В учреждениях культуры клубного типа досуговая анимация становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в досуговой анимации личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

Культурная анимация.

Культурная анимация - это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация.

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.

Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.

Таким образом, анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. В социальной анимации выделяются следующие группы методов: социальная защита; социально-педагогическая коррекция; творческая реабилитация; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Определив анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко-, сказко-, игровая-, танц-, арт-, экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технологии социально-культурной анимации и рекреации»

Тема: «Особенности анимационных программ для молодежи »

Выполнила обучающаяся 22-07
группы

Пуховская М. А. Проверил доцент: Курапина Е.В.

Орел – 2016

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации. 4

1.1. Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности. 4

1.2. Принципы анимационно - рекреативных технологий. 12

Глава 2. Реализация анимационных программ для молодёжи. 17

2.1. Технология создания анимационной программы для молодёжи. 17

2.2. Сценарий анимационной программы «Давайте аплодировать любви» для молодёжи. 24

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 35

Введение

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечёт к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нём доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.

Сектор развлечений и досуга играет важную роль в общей инфраструктуре социально-культурной деятельности и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, отдых, развитие культуры людей). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.

Анимация – сравнительно новое направление деятельности, предполагающее личное участие в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. разнообразить отдых своих клиентов. В современной социокультурной ситуации важное место занимают вопросы организации анимационной деятельности. Культурно-досуговая деятельность является важнейшей составляющей и разновидностью анимации. На сегодняшний день методология анимационно-рекреативных технологий социально-культурной деятельности представляет интерес и необходимость изучения и исследования проблем.

Целью курсовой работы является выявление особенностей анимационных программ для молодёжи.

Объект курсовой работы: молодёжная аудитория;

Предмет курсовой работы: анимационные программы для молодёжи.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть анимацию как вид досуговой деятельности;

2. Выявить принципы анимационно - рекреативных технологий в социально-культурной деятельности;

3. Рассмотреть технологию создания анимационной программы;

4. Разработать анимационную программу.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной анимации

Социально-культурная анимации как вид досуговой деятельности

Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.

В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке. Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом. Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.

Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.

В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.

Организация тематического мероприятия в рамках социально-культурной анимации – дело творческое и сложное. Организуя тематические мероприятия, аниматорам следует проявить максимум изобретательности и выдумки, позаботиться, чтобы он был обличен в яркую эмоциональную форму, чтобы никто не уходил с вечера равнодушным.

Наряду с устными выступлениями обычно широко используются наглядные и художественные иллюстрации, дополняющие и обогащающие каждое отдельное выступление и всю тему. Хорошо, когда демонстрируются новые методы работы, образцы продукции, действующие модели машин, схемы, диаграммы, показываются сцены из спектаклей, фрагменты из кинофильмов, произведения изобразительного искусства, исполняются различные музыкальные произведения.

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые клубами в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека. Наличие особого психологического состояния народной массы, выливающегося в праздничную, ситуацию, создает потребность в такой форме массовой работы клуба, которая заставила бы людей испытать эмоциональное потрясение и побудило бы к активному массовому действию. Очевидно, не всякий тематический вечер в клубе должен быть таким, хотя все они в той или иной степени театрализованы, т. е. построены по законам театра, что диктуется их обязательной сценарной основой.

Так, тематическое мероприятие отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Все, что происходит в тематической анимационной программе нацелено на нечто конкретное, например, посвящено знаменитой личности, празднику, важной исторической дате и т.д.

Тематическая анимационная программа представляет собой событие, историю, действие, нацеленное на определенную тему, вопрос. Все, происходящее по этой программе должно соответствовать выбранной тематике.

В основе тематической анимационной программы обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений клуба. Отсутствие тщательно разработанного сценария мероприятия, замена его лишь сценарным или режиссерским планом будущего мероприятия приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к работе, в частности к проведению тематических мероприятий, требует от сегодняшних аниматоров умения составлять сценарий и воплощать его.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического мероприятия. В начале работы необходимо придумать идейно-тематическая основа будущего мероприятия, четко определяются тема и идея. В аниматорской практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического мероприятия. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематическое мероприятие - это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом. Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей. Если выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Следующая часть сценарной композиции - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Это антуражные события с ролями и атрибутикой, тематической подборкой музыки и места проведения. В данном мероприятии гости становятся непосредственными участниками программы, её персонажами в тщательно разработанных образах.

Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.

Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея клубного театрализованного представления. После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой «рваного монтажа», не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.

Таким образом, социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А.Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):

Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

6. Образовательные технологии

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

© Роман Геннадьевич БЕЛЯНСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятия «рекреация» и «анимация», особое внимание уделяется видам рекреационной деятельности и особенностям их организации в структуре досуга. Автором выделяются основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности.

Ключевые слова: анимация; рекреация; социокультурная анимация; социально-культурная деятельность; досуг; рекреационная деятельность.

Социокультурная анимация (animation -anim: душа - одушевление, оживление) - это особый вид социально-культурной деятельности как общественных групп, так и отдельных людей, основанный на современных педагогических и социально-культурных технологиях активизации людей с учетом различной окружающей социальной среды.

Социокультурная анимация возникла во Франции в 1901 г., в связи с введением закона о создании различных неполитических ассоциаций. К концу ХХ столетия начали проводиться исследования, посвященные педагогике анимации, роли аниматоров в организации социокультурных процессов. Именно с этого периода социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педаго-гической деятельности в сфере досуга.

Применительно же к нашей стране, а именно к периоду Советской власти, можно сказать, что был накоплен достаточно богатый опыт построения деятельности по заполнению досуга. И хотя она не называлась социально-культурной анимацией, именно эта сфера общественного бытия была весьма насыщенной. Впервые термин «социальнокультурная анимация» на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX в. По его мнению, новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включая в них:

Развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;

Формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности,

отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;

Непосредственную организацию досуга .

В этой связи необходимо уточнить, что в России и за рубежом в понятие «культурный досуг» вкладывается несколько разный смысл, и работа аниматора в нашей стране имеет свою специфику. Это связано в первую очередь с тем, что в России традиционно досуг понимается не только как «чистый отдых», а носит воспитательный и познавательный характер.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д. Это, в первую очередь, связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.

Примером активного развития социальнокультурной анимации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, является международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который на протяжении пяти лет организуется Акаде-

мией культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.

Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди вопросов, которые обсуждаются на форуме - история становления анимации и ее теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации рекреативно-оздоровительной деятельности с различными возрастными категориями населения, специфика организации туристической анимации и многие другие.

Участники форума имеют возможность познакомиться с практической деятельностью аниматоров, участвовать в лучших экскурсионных программах ведущих туроператоров мира.

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Н.Н. Ярошенко, «ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности» .

Обмен опытом, новыми теоретическими идеями позволяет выработать рекомендации форума по дальнейшему развитию социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности. К тому же в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений.

Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубных учреждений, баз отдыха, молодежных развлекательных заведений и торговых центров. Ни одно праздничное мероприятие сегодня не обходится без анимационной программы.

Рекреация - (от лат. гесгеайо - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Данный термин введен в научный оборот в США с начала XX в., в советской литературе по различным проблемам организации отдыха населения употребляется с 60-х гг. XX в.

Рекреация осуществляется во внерабочее время и предполагает творческую деятельность человека, которая обусловлена его внутренними потребностями и побуждениями. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.

Под рекреационным потенциалом мы понимаем организацию рекреационной деятельности на определенной территории с учетом социально-экономических, культурно-исторических и природных факторов.

Рекреация обладает большим диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами человека. Результат рекреационной деятельности не имеет для человека существенного значения, самоценностью обладает процесс удовлетворения от осуществления рекреационной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме рекреации позволил нам прийти к выводу, что рекреационная деятельность производит восстановительный, оздоравливающий эффект и включает социально оправданные ви-

ды занятий. Рекреационная деятельность обогащает личность, приносит пользу как человеку, так и обществу в целом. Однако общество должно организовывать и поддерживать рекреационную деятельность, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. К тому же участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. В целом все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

В зависимости от предпочтений человека выделяют несколько уровней рекреационной деятельности.

Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает расслабление. Второй уровень рекреации - это развлечения: прогулки, игры, танцы, праздники, обряды. Третий уровень связан с активизацией духовных интересов и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности. Четвертый уровень - творчество, которое приносит человеку высшее удовлетворение и одновременно является самым эффективным средством физического и духовного совершенствования личности человека. Последние три уровня рекреации относятся к активной рекреации, т. к. для осуществления данных видов досуговых занятий необходимо затратить определенные физические и интеллектуальные силы, проявить творческую активность.

Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой -обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приоб-

ретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Однако наблюдения специалистов в области анимации и рекреации отмечают при этом такие тенденции, как спонтанный подбор аниматоров, зачастую не имеющих специального образования, но обладающих творческими способностями в той или иной сфере искусства или имеющих организационные способности .

Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера.

Говоря о кадровом обеспечении рекреативно-оздоровительной и анимационной деятельности как об актуальной проблеме для нашей страны, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Григорьевой по поводу того, что современная досуговая индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Однако многие учреждения культуры и досуга, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов .

В условиях российской действительности социально-культурная анимация и рекреация выступает как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации и рекреации только развлекательный, увеселительный компонент.

Современные технологии социальнокультурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие и другие виды социально-культурной деятельности.

Наиболее полно технологии социальнокультурной анимации рассмотрены Н.Н. Ярошенко. По его мнению, в социально-культурной анимации переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, что позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социальнокультурной деятельности. Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности .

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности:

Имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

Основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

Формирует и развивает личность;

Способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;

Удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.

Среди перспективных направлений анимационной работы с различными категориями граждан приоритетными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состояний личности при помощи психотерапевтических тренингов, реабили-

тации творчеством и др. Применяя технологии социально-культурной анимации и рекреации на практике, мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.

На наш взгляд, для получения качественного и конкурентоспособного анимационного продукта в действующих культурнодосуговых учреждениях должна быть создана целостная система анимационной и рекреативной деятельности, а анимационные и рекреативно-оздоровительные программы

должны носить комплексный характер, предполагающий использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на личность.

1. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17).

2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация - новый профиль подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурная деятельность // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы IV международного форума. Москва; Тамбов, 2006.

3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

4. Григорьева Е.И. Социальная направленность развития туристской анимации // Социальнокультурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION AND RECREATION IN ORGANIZATION OF SOCIAL LEISURE Roman Gennadyevich BELYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the notions “recreation” and “animation”, special attention is paid to type of recreational activity and features of their organization in structure of leisure. The author marks the main charachteristics of recreation and animation activity.

Key words: animation; recreatin; socio-cultural animation; socio-cultural activity; recreation activity.

Поделиться