В Бурятии опергруппа «Баргузин» дала отпор «блатным» из Забайкалья. Успешный пуск бжрк " баргузин" (4 фото) Открытая группа баргузин

Мы агинские, усть-ордынские, Баргузин, Иволга, Кяхта, Джида, - в этой старой песенке КВНщиков совпали районы, в которых ожидается довольно нескучный предвыборный «замес».

Помимо депутатов Госдумы РФ, пять районов республики будут определяться с тем, кто их возглавит. И если в Еравне, Кижинге и Оке сюрпризов не ожидается, с районами, указанными в заголовке, всё иначе.

Иволга - ба, знакомые все лица!

Бимба Дымбрылов

Неделя началась с одной стороны неожиданного, с другой - логичного ухода главы Иволгинского района Бимбы Дымбрылова в отставку. Такой изящный «ход конём» он сделал на фоне предписания прокуратуры, потребовавшей от районного совета депутатов отрешить его от должности. Помимо этого, главе отказала в доверии «Единая Россия» и он приостановил своё членство в партии.

Теперь он идёт как самовыдвиженец. Из-за такого «пердимонокля», «партии власти» оказалось вовсе некого выдвигать по району. Кто же идёт ещё на выборы?

Александр Цыденов

Ба! Александр Цыденов! Бывший глава района, в своё время «прославившийся» на всю Бурятию из-за драки 23 декабря 2009 года.

В 2011 году он проиграл выборы вышеупомянутому Дымбрылову, в 2013 году баллотировался в Народный Хурал, проиграв Цыденжапу Батуеву.

В этом году Цыденов внезапно возглавил Конгресс бурятского народа. И, видимо, до сих пор не утратил реваншистских настроений.

Идёт он от партии «Гражданская платформа», которая ныне далеко не та, что три года назад, когда Цыденов впервые пошёл от нее.

А в числе его оппонентов… глава райцентра Иволгинск Виктор Очиров , тот самый, которого избивал Цыденов.

Могила неизвестного на Иволгинском кладбище, в таком состоянии их там десятки

На выборах в Хурал в 2013 году, Дымбрылов и Очиров поддержали разных кандидатов, и из-за этого тоже относятся друг к другу с прохладцей. Тогда в адрес Очирова шёл довольно интенсивный поток компромата. Скажем о том, что на Иволгинском кладбище хоронят неопознанные трупы как попало.

Сам Дымбрылов тоже подозревается в многочисленных нарушениях законодательства, за что регулярно «прищучиваем» прокуратурой. То, что земля Иволгинского района возле Улан-Удэ - лакомый кусок, понятно давно и всем. Достаточно взглянуть на пойменную зону между Сотниково и Улан-Удэ, ещё десять лет назад совершенно пустынную. А что произойдет, если Селенга вновь вздыбится, как в 90-е годы?

Ширап Гармаев

Кстати, в довесок на выборы идёт мэр Сотниково Ширап Гармаев от «слипенчуковской» «Партии роста».

И мэр Оронгоя Жамсо Цыренжапов .

Ну и для полного счастья - полный тёзка главы Иволгинска, пенсионер МВД Виктор Жугдурович Очиров из Закаменска.

«Грязные» технологии пошли в ход уже во всей красе.

Баргузин - тоже глава против главы

Иван Мельников

В Баргузинском районе основным оппонентом действующему главе Ивану Мельникову станет мэр райцентра Баргузин Алексей Балуев . В 2011 году он поддержал на выборах кандидата от «Единой России» Гурожапа Цэдашиева, руководителя администрации («сити-менеджера») Курумканского района.

Та кампания отличалась тем, что не была классической схваткой «претендент против чемпиона», так как действующий глава Михаил Вылков скоропостижно скончался в январе.

На того ли поставили баргузинские "медведи"?

Гурожап Цэдашиев, хоть и известен в Баргузинском районе - возглавлял управление образования, всё-таки родом из Аги, и в противостоянии местному Ивану Мельникову, который после смерти Вылкова был и.о. главы, проиграл.

Теперь Балуев решил сам выйти «на ковёр». Любопытно, что тогда, в 2011 году, он возглавил инициативную группу «Народный фронт Баргузина», поддержав, что называется, «снизу» только начавший зарождаться ОНФ.

«Единая Россия» здесь поддерживает действующего главу, Балуев же предпочёл идти самовыдвиженцем.

Небольшим пятном в его биографии числится судимость за неуплату алиментов, правда, в 2000 году погашенная.

Здесь «грязные» технологии тоже буйно расцвели. На выборы идёт и уже зарегистрирован Бата Балуев из Закамны , военнослужащий-контрактник.

Леонид Будаев

Целых три Будаева - Алексей, Бато-Жаргал и Леонид. Последний - руководитель администрации Курумканского района, прямо как в своё время Гурожап Цэдашиев.

Безработный Андриян Скасырский и пенсионер Николай Скосырский.

ЛДПР выдвинула инспектора МЧС Николая Колмакова. «Партия роста» - предпринимателя Игоря Ляхова.

Выводы:

В прошлую кампанию тогдашний глава Иволгинского района Цыденов уступил из-за своей подмоченной репутации. Нынешний мэр Бимба Дымбрылов тоже заходит на выборы с «рыльцем в пушку». Чем, безусловно, воспользуются тот же Цыденов и мэр райцентра Виктор Очиров. Если опять не подерутся.

В прошлой кампании кандидата от «Единой России» Цэдашиева «утопил» шедший от «эсеров» замглавы района Баир Дармаев, оттянувший «бурятские» голоса. Теперь наоборот, «русские» голоса района могут «раздербанить» Балуев и Мельников, на чём может сыграть карта Леонида Будаева.

Браконьеры Байкала объявили войну оперативной "Баргузин", охраняющей национальный парк "Заповедное Подлеморье". Как заявил прокурор Баргузинского района Базар Баторов, криминальными группами выстроена схема защиты преступного бизнеса: в ход идут как угрозы и нападения, так и жалобы правозащитникам. Это говорилось в его выступлении на выездном совещании межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов в Баргузинском районе, прошедшем 18 ноября в Усть-Баргузине, сообщает ИА UlanMedia.

На совещании, проходившем под председательством Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Валерия Малханова, присутствовали представители федерального государственного бюджетного учреждения "Заповедное Подлеморье", Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, органов МВД Республики Бурятия, муниципальных властей и предпринимателей – рыбопромысловиков Баргузинского района. В рамках межведомственной рабочей группы отмечено, что по данным МВД по Республике Бурятия со стороны лиц, причастных к браконьерству, в последнее время на имя уполномоченного по правам человека в Бурятии, и даже главы республики активно поступают жалобы о якобы неправомерных действиях инспекторов оперативной группы "Баргузин". Вместе с тем, помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Борис Марков подчеркнул, что по данным МВД по республике инициаторы жалоб ранее неоднократно привлекались к административной и уголовной ответственности за нарушение правил рыболовства в границах Баргузинского района, в частности, по ст. 256 УК РФ - "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов", и ст. 318 УК РФ – за высказывание различного рода угроз в отношении представителей правоохранительных органов и оперативной группы "Баргузин", а также применение насилия по отношению к ним. По мнению участников рабочей группы, подобные инициативы и обращения, абсолютно неприемлемы, так как направлены на дестабилизацию и дискредитацию деятельности органов правопорядка.

Выездное совещание рабочей группы. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Участники совещания выразили обеспокоенность переходом браконьерства на качественно иную ступень. Ныне браконьер - не обездоленный житель, тайно ловящий рыбу на прокорм семьи. Сейчас браконьеры Баргузинского района - организованные группы, добывающие рыбу в промышленных масштабах на продажу, оснащённые дорогостоящей техникой, средствами связи, действующие открыто, не стесняющиеся отстаивать свои интересы посредством общественных и правовых механизмов.

"Сейчас мы испытываем значительное давление со стороны представителей браконьерских структур, которые, используя общественные институты, связи во властных структурах и СМИ, пытаются парализовать работу службы охраны учреждения, инициируя написание ложных заявлений и сборов подписей, используя угрозы и запугивание населения", - заявил директор национального парка "Заповедное Подлеморье" Михаил Овдин.

По его словам, браконьеры обнаглели настолько, что даже устраивали митинг в Баргузинском районе в защиту своих прав. Кроме того, как сообщил Михаил Овдин, за 2015-2016 годы зафиксировано несколько случаев нападений на сотрудников группы "Баргузин", повреждения и тараны их катеров, попытки задавить сотрудника автотранспортом, или проникнуть на базу группы на кордоне "Монахово". В ряде случаев к браконьерам прибывали крупные группы поддержки и открытое нападение предотвращало только наличие служебного оружия. Позже руководитель группы "Баргузин" Артур Мурзаханов продемонстрировал представителям СМИ записи оперативной съёмки. На одной задержанный нарушитель, некий Виктор Рябков, уличив момент, пинает инспектора в голову.

Дело довели до суда, надеемся получит реальный срок. Все ждут решения. И браконьеры и госинспекция. Если по суду оправдают, либо получит только условный срок, то браконьеры распоясаются. Если закроют, то поймут все, что кончился браконьерский "беспредел", - говорит Артур Мурзаханов.



Оперативная съёмка: Виктор Рябков пинает в голову инспектора. Фото: ФГБУ "Заповедное Подлеморье"

На другой оперативной видеосъёмке, сделанной в тёмное время суток, группа агрессивных молодых людей предъявляет претензии инспекторам, высказывая угрозы. Артур Мурзаханов также рассказал, что, когда он начинал работать, к нему приходили лидеры криминальных групп и прямым текстом требовали попустительства браконьерству, пока не наберут плановую прибыль. Отказ стал началом "тихой войны" с браконьерами. По словам Артура Мурзаханова, в этом противостоянии помогло то, что ситуации удалось придать широкую огласку, и на федеральном уровне было решено скоординировать усилия природоохранных ведомств. Ранее каждая инстанция действовала сама по себе, учитывая, что их сотрудники подвергались запугиванию преступников, либо имели с ними неформальные связи, эффективность работы была невысокой. Сейчас, когда работа надзорных органов идёт "перекрёстно", закрывать глаза невозможно, браконьерскую "вольницу" удалось очень сильно потеснить.

Сейчас ситуация другая, благодаря совместной работе всех структур браконьеры ушли в "подполье". Выбрали другую тактику: пишут жалобы, пытаются организовать сходы, формировать общественное мнение. Чтобы любым способом убрать опергруппу "Баргузин". Даже выдвигали ультиматум директору "Заповедного Подлеморья", чтобы до 1 ноября уволить нас. Потому что в ноябре заканчивается нерест омуля, начинается нерест сига, - говорит Артур Мурзаханов.



Артур Мурзаханов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Как заявил Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Валерий Малханов, нужно, чтобы сотрудники контролирующих ведомств на местах поняли, что за их спиной стоит серьезный государственных механизм, который ни в коем случае не позволит разгуляться самостийному криминалу и каким-то образом дискредитировать их.

По сообщению участников совещания, меры против браконьеров сейчас осуществляются комплексно. Ужесточилась уголовная ответственность, впервые приняты меры к реальному изъятию имущества у браконьеров - лодок, машин, средств лова. Осуществляется проверка точек хранения и реализации байкальского омуля в прилегающих к акватории населённых пунктах, в Слюдянке оборудован пост, где инспектора рыбоохраны вместе с сотрудниками ГИБДД за недавний период нереста задержали десять автомашин со свержемороженной рыбой общим весом около трёх тонн. Также ведётся агитационная работа среди населения, разъясняющая угрозу популяции омуля от незаконного лова. Представители легального рыбопромыслового бизнеса отметили, что борьба с браконьерами способствует повышению результативности работы их предприятий, поскольку браконьеры мешали ставить сети законным промысловикам. Отметим, как заявил Базар Баторов, нелегальный вылов омуля на Байкале принял промышленные масштабы, угрожая и популяции рыбы, и законному промыслу.

Плоды 2-х недельного труда увенчались успехом. Мониторинг ситуации, знакомство с местностью и жителями, получение «разведданных» и многое другое чего, что из-за специфики работы раскрывать на этой странице не могу, позади. Вот первый результат. Изъято 350 кг не законно добытых водных биологических ресурсов - рыбы породы омуль, 925 метров сетей.


Три оперативные группы Центральная, Северная и Южная, приказом директора ФГБУ « Заповедное Подлеморье» переименованы в оперативные группы - « Баргузин», « Ангара», и « Сарма». Именно так называются господствующие ветра на Байкале. Эти ветра возникают неожиданно, очень сильны и заставляют всех искать укрытие и гавань, что бы переждать шторм.
Как писал ранее, познакомлю с государственными инспекторами оперативной группы « Баргузин». Молодыми парнями, стоящих на страже матушки Природы. Сегодня расскажу только об одном из них. Это Артем Зубарев, 25 лет, 2 высших образования – охотовед и юрист. Спортсмен, кандидат в мастера спорта по самбо и дзюдо. Служил в морской пехоте и разведке. На переднем плане.

Вот такой краткий и оперативный обзор получился. До новых встреч на странице журнала.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖДРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге / Фото: sdelanounas.ru


Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. () 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.


На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.

История

В США

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х. Появление твердотопливной МБР «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным запуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы.

Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.


Американская железнодорожная система с ракетой Minuteman I / Фото: topwar.ru


Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.


Макет комплекса Mobile Minuteman в конфигурации с 5 пусковыми установками / Фото: topwar.ru

В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.

Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес - 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.


Фото макета БЖРК Mobile Minuteman в прессе / Фото topwar.ru


12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.

По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.


Подготовка к запуску / Изображение: газета Prescott Evening Courier

13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.

Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.

Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.

Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.

Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.

Тем не менее, хватало и минусов. Главный - высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта.

Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями — так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации — и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения.

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По результатам операции в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способного нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением — дешевым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов использовались как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания.


Состав с ракетой MX в пусковом контейнере / Изображение: ru.wikipedia.org

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При создании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном итоге было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а еще 50 — на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав — обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) — должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, рассредоточенные по железнодорожной сети США и постоянно меняющие позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошел испытания, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в 1991 году вся программа была отменена. В настоящее время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины.

Владимир Уткин / Фото: ruxpert.ru

Алексей Уткин / Фото: artyushenkooleg.ru

В. Ф. Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. А. Ф. Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца.

По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК — Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).


Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики.


Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации / Фото: s011.radikal.ru


В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ
  • командный модуль в составе 7 вагонов
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов
  • два тепловоза ДМ-62


Вагонный пусковой модуль с МБР РТ-23УТТХ / Фото: kollektsiya.ru



Вагон командного модуля / Фото: defendingrussia.ru


Штабной вагон / Фото: www.istpravda.ru



Тепловоз ДМ-62 / Фото: moskva.all.biz

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.


БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ

  • 10-я гвардейская ракетная дивизия в Костромской области
  • 52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край)
  • 36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край)
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 — 2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.


Бывший командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов / Фото: vesti.kz

В начале мая 2005 года, как официально объявил в то время командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов.


Заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин / Фото: syria.mil.ru

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.


Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев / Фото: syria.mil.ru


23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.


Заместитель министра обороны Юрий Борисов / Фото: vesti.ru

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.


Комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор / Изображение: forums.airbase.ru



Стандартный вагон-рефрижератор / Фото: forums.airbase.ru

Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».() 12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».


Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался столь тяжёлый комплекс.() За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.
А ценители советского наследия явно заинтригованы обещаниями Минобороны о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК).

Московский институт теплотехники к 2016 году создаст конструкторскую документацию по БЖРК «Баргузин», а первый образец появится уже в 2019 году. Обэтом заявил главный конструктор БЖРК "Баргузин" Юрий Соломонов,

Главный конструктор БЖРК "Баргузин" Юрий Соломонов / Фото: МИТ

Соответствующее поручение выдал конструкторам Владимир Путин. Неправильно было бы заявлять, что БЖРК вновь стали актуальны. Актуальность никуда не девалась. Но теперь у руководства страны достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.() Мысли о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникли сразу после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия. Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда. Преимущества такого размещения очевидны. Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. Ему легче затеряться среди сотен других поездов, курсирующих по просторам страны. Засечь такой поезд со спутника — задача практически невыполнимая.

Но есть и недостатки. МБР, как ни крути, отличается солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу. Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Современная ситуация

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась.

  • В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.
  • Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.
  • На вооружении появились ракеты РС-24 «Ярс», которые хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное — вдвое меньшим весом.
Фактически от старого «Молодца» останется только система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.


Система экстренного отвода проводов контактной сети / Фото: yasnay.ru



Минометный старт ракеты / Фото: encyclopedia.mil.ru


Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Новый БЖРК «Баргузин» несет боевое дежурство / Изображение: www.politonline.ru

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям. Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети. Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Отдельно необходимо отметить, что советский БЖРК «Молодец» производился по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти. Новый Российский БЖРК будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать. Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК — это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения. Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное — это курс на импортозамещение. Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, — понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей. Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.


В конце 2016 года российские военные приступят к так называемым «бросковым испытаниям» прототипа ракеты нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) Баргузин. Таким образом, Россия продолжает работу по воссозданию важного компонента советской РВСН - железнодорожной системы транспортировки и пуска межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками - на новой технологической основе. Ранее в СМИ сообщалось, что новая МБР будет являться модификацией РС-24 Ярс, создаваемой в соответствии со специальными требованиями к БЖРК. Кроме того, в отличие от советских БЖРК предполагается создание систем, не превышающих габариты современного железнодорожного вагона (ранее - габариты МБР были больше, что позволяло «вычислить» «атомный поезд» разведке и спецсредствам противника).


Новая МБР будет являться модификацией РС-24 «Ярс», создаваемой в соответствии со специальными требованиями к БЖРК / Изображение: www.tehnoomsk.ru

«Бросковые испытания» - это пуск полногабаритной ракеты без боевой части и запуска маршевого двигателя, при котором МБР выстреливается из транспортно-пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления на высоту 30 - 40 метров. На таких учениях прототип ракеты уводится в сторону от пускового устройства с помощью специального порохового ускорителя.

Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперед. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета - разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей - 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс км дальше «Скальпеля»).

Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов». Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда - или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных - система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, минометный старт ракеты, отвод ее в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. И именно ее не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

При этом, «Баргузин» вообще - ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперед. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6 800 л.с.

Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» - 30 суток. Дальность хода - до 1000 тыс км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

Поделиться